рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"

Главнейшей задачей является всемерное повышение технологической грамотности студентов. Технологии проектирования (в том числе и собственной деятельности) лежат в основе метода проектов, поэтому студенты в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования.

Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

Уровень самостоятельности (изобретательной активности) студентов можно учитывать аналогично коэффициенту трудового участия.

Идеальным педагогическим вариантом можно рассматривать деятельность студентов по методу проектов, когда она согласуется с индивидуальными мотивами и потребностями студента, что в реальном педагогическом процессе трудноосуществимо. Но такую возможность студентам следует предоставить хотя бы эпизодически, например, по методу проектов создать необходимое для студента учебное пособие, оборудование, приспособление и т. п.

Дидактическая система обучения предусматривает широкое использование в процессе учения эвристических методов, которые должны удовлетворять созидательные потребности учащихся. Широко использовавшиеся в педагогической практике исследовательский метод, метод экспериментов наряду с некоторым отрицательным влиянием на личность студентов – снижение общеобразовательного уровня, снижение качества знаний основных наук – имели явно выраженную развивающуюся направленность. Негативные педагогические последствия возникали, как правило, вследствие нарушения дидактических закономерностей построения процесса учения. Это правомерно и для метода проектов, который выявляет свою педагогическую эффективность только при дидактически правильном его применении. Педагог разрабатывает ясные и понятные как для него самого, так и для студентов цели и задачи обучения (учения) на каждом конкретном этапе учебного процесса. Контроль и самоконтроль обеспечивают эффективность освоения необходимых знаний.

Образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в контексте могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности студентов. В этом смысле целесообразно всеми методами привлекать внимание к человеческим факторам преобразовательной деятельности, к ее мотивации, жизненной необходимости, удовлетворяемым потребностям, эстетическим и эргономическим составляющим, к созидательным, а не разрушительным аспектам отношений.

Эмоциональная окрашенность процесса учения способствует созданию работоспособных творческих коллективов студентов, объединенных единой целью, мотивированных на достижение этой цели в заданные сроки. Формируется чувство ответственности перед педагогом и сокурсниками, способность к самооценке собственных достижений и к выработке индивидуальных технологий учений. Студенты действуют на основе положительных установок, они способны к переживанию и сопереживанию успехов и неудач.

Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями студентов и их практической преобразовательной деятельностью. Гуманистическая направленность деятельности студентов на основе учета человеческих факторов созидания создает предпосылки для формирования у студентов таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику.

При использовании метода проектов возникает явно выраженное противоречие между необходимостью повышать образовательный уровень студентов и их личными потребностями и интересами. Допустимо разрешать студентам выбирать задания, моделирующие интересующие их жизненные ситуации, но при обязательном условии согласования целей проектной деятельности со структурой образовательной программы.

Метод проектов – это система обучения, в которой обучение реализуется посредством планирования (проектирования) и делания. Педагогическая технология «Метод проектов» является открытой системой, которая может совершенствоваться на основе учета передового педагогического опыта.

Структура мыслительной деятельности студентов при решении проблем методом проектов аналогична мыслительной деятельности профессионального проектировщика с добавлением этапа осуществления проекта на практике путем деления. Следует отметить, что главной задачей педагога является организация учебной деятельности студентов в форме, моделирующей основополагающие этапы технологии проектирования. Проектироваться могут как материальные объекты, так и ситуации производственные и из сферы услуг.

Уместно отметить, что моделирующая деятельность педагога является ведущей и имеющей направленность на воссоздание (моделирование) учебном процессе структуры и содержания изучаемой (осваиваемой) студентами технологии.

На первом этапе все предстоящие действия проектируются студентами в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления. На втором этапе все идеи проверяются (реализуются) в практической деятельности. Все практические действия осуществляются на основе выработанной стратегии деятельности. По мере реализации проекта теоретические построения студентов могут уточняться и конкретизироваться, в них могут вноситься коррективы. Неизменной остается общая структура деятельности, воссоздающая (моделирующая) основные закономерности проектирования.

Преподаватель может включать разделы основ проектирования в содержание любых образовательных курсов, которые он преподает. Содержание проектных заданий следует согласовывать с тематикой разделов изучаемого курса. В соответствии со спецификой преподаваемого курса педагог может предложить студентам специальные проектные задания, связанные с тематикой « Русский народный костюм «, и других видов деятельности.

При всех вариантах построения учебного процесса рекомендуется обратить внимание студентов на следующие понятия:

Основные сведения о проектировании:

-  методы проектирования;

-  личностные (человеческие) факторы проектирования;

-  технология проектирования;

-  художественное проектирование;

-  технология оценки предложенных проектов.

Важная проблема для педагога – показать студентам творческое содержание интересующих их профессий, так как студенты должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах трудовой деятельности.

3.1.2 Современные творческие методы проектирования

В общеобразовательных учреждениях имеется возможность смоделировать в обобщенном виде производственные отношения нового века и показать место и роль проектного творчества и личности в социуме. Педагогически эффективно моделировать такие ситуации, которые будут побуждать студентов к созданию новых технических, технологических и социальных решений, внедрение которых принесет ощутимую пользу, в том числе и материальную, непосредственно самим студентов, колледже и другим организациям. Такая постановка вопроса очень актуальна в новых экономических условиях.

При проведении уроков важнейшее значение имеет проблема профессионального самоопределения молодежи. В условиях конкуренции к личности труженика и его творческому потенциалу будут предъявляться все более высокие требования. Преподавателю важно знать творческое содержание конкретных профессий и хорошо представлять творческую составляющую процесса профессионального самоопределения.

Актуально проведение комплексной педагогической работы, позволяющей определить базовый компонент творческого начала профессионального самоопределения молодежи с позиций системно-структурного подхода и педагогики сотрудничества как основополагающего механизма формирования личности в учебном процессе.

На уроках проектирования следует привлекать внимание студентов к гуманитарной составляющей развития постиндустриального общества, чтобы они научились определять по специальной литературе значимые потребности общества в различных сферах жизнедеятельности, формировать цели творческой деятельности, удовлетворяющие эти потребности, вычленять этапы творчества, концентрировать внимание на выявлении и решении актуальных творческих проектных задач, сотрудничать с коллективом сверстников и препоавателем в работе по методу проектов, планировать и осуществлять свою деятельность с учетом требований научной организации труда, видеть оптимальный конечный результат своей деятельности, использовать проверенные на практике технологии поиска новых решений. Современные студенты должны уметь оценивать собственные разработки с точки зрения экономической эффективности, общественно полезной значимости и экологической чистоты. Целесообразно сформировать у них навыки работы в новых экономических условиях, предприимчивость, социальную активность при внедрении собственных разработок.

Качественная подготовка студентов к творческой трудовой деятельности в новых экономических условиях осуществима при условии освоения ими современных информационных технологий, реализация которых становится возможной при овладении навыками воспринимать, перерабатывать, продуцировать и использовать знаковую информацию.

В настоящее время известны многие методы активизации процессов поиска новых решений. Наиболее эффективным из них для использования в профессиональных колледжах являются мозговой штурм, морфологический анализ и синтез, метод контрольных вопросов, метод сфокусированных объектов и гирлянд ассоциаций, функционально-стоимостной анализ. Эти методы позволяют облегчить и интенсифицировать творческую деятельность. Обучение студентов применению данных методов носит явно выраженную политехническую направленность, поскольку студенты знакомятся с закономерностями и перспективными направлениями развития общества, техники и технологий. При этом у студентов формируются политехнические умения и навыки.

На уроках проектирования развитие творческой деятельности студентов осуществляется на основе овладения современными методами поиска и создания новых социальных, технических и технологических решений при соответствующей адаптации некоторых из них к возрастным особенностям учащихся. Система заданий формируется по нарастающей сложности. Переход от одного вида заданий к другому производится на основе учета тех возможностей, которыми располагает школьник, и тех, которые могут быть реализованы при активной помощи со стороны педагога. Например, студент не знает, как разрешить возникшее противоречие. Преподаватель с помощью контрольных вопросов: «Кто еще решал эту проблему?», «Чего он добился?», «Какие ложные толкования этой проблемы имели место?» (по Т. Эйлоарт) — помогает найти правильное, а иногда и единственно важное решение.

Использование современных проектных методик предполагает сотрудничество между отдельными школьниками и учителями, а также использование общественного опыта, научных и технологических закономерностей.

Важнейшей является проблема целеполагания. Процесс творчества определяется конечной целью, которую студент ставит перед собой, решая конкретную задачу. На основе соотнесения желаемого конечного результата с имеющимся этапным продуктом творчества студент корректирует собственную деятельность. Цель творческого поиска не обязательно должна быть материализована, она может оставаться и в виде идеи, что само по себе ценно и результативно.

Выбор педагогом для конкретного студента метода создания новых решений эффективен, если он осуществляется с учетом индивидуальных особенностей студентов. Строго личностный подход должен реализовываться при обучении студентов анализу техники и технологии с целью их усовершенствования. Доступными для понимания студентами способами следует обучать видению противоречий в различных технических системах и технологиях.

В современных экономических условиях нельзя упускать из виду проблему формирования у студентов предприимчивости, в том числе и на уроках проектного творчества. Студентам вполне по силам усвоить знания об основополагающих тенденциях социального развития общества и его потребностях, направлениях развития техники и технологий, сфер и видов социальной деятельности. Овладение некоторыми из современных поисковых методик, в частности функционально-стоимостным анализом, способствует развитию навыков оценки экономической эффективности результатов творческой деятельности. Это прямой путь к формированию способностей работать в новых экономических условиях.

Особое внимание следует обратить на технологическое творчество студентов, под которым понимается внесение элементов новизны в конкретную технологию или полная замена одной технологии на новую, более эффективную.

Имеющиеся опасения насчет того, насколько допустимо разрешать студентам вносить изменения в технологическую дисциплину, снимаются, если преодоление противоречия между необходимостью соблюдать технологическую дисциплину и технологическим творчеством будет использоваться в качестве эффективного педагогического средства активизации творческого политехнического и экономического мышления.

Любой процесс технологического творчества должен завершаться защитой студентами своего решения с позиций его эффективности и экономичности.

В качестве основополагающих можно порекомендовать следующие базовые знания и умения, на основе которых можно добиться продуктивного технологического творчества студентов:

-  сущность технологических возможностей трудовой деятельности;

-  понятие о производстве и его структуре;

-  содержание понятия «технология»;

-  состав технологического процесса;

-  смена технологий как основа прогрессивного развития;

-  сущность технологической политики;

-  сущность технологического процесса;

-  стратегия обновления технологий;

-  понятие о целостных технолого-экономических системах;

-  содержание экономических основ технологического творчества;

-  признаки прогрессивных технологий;

-  навыки анализа технологий;

-  понимание закономерностей формирования и развития технологических систем;

-  представление о способах оценки качественного состояния технологий;

-  сущность экономических решений при усовершенствовании технологий;

-  сущность и содержание современных методов создания новых технических и технологических решений, практические навыки их использования.

Технологическое творчество доступно практически всем студентам. Но особенности личностного развития отдельных студентов могут требовать использования со стороны преподавателя различных видов помощи, активизирующих потребность, в том числе творчества и мотивацию к технологической творческой проектной деятельности. Для этого важно показать практическую значимость для студента данного вида творчества, связав его с современным состоянием рынка труда, и необходимость неоднократной переквалификации как основы адаптации к новым экономическим условиям. Формирование творческой личности является целевой направленностью уроков проектного творчества. При профессиональном педагогическом подходе освоение современных поисковых методик оказывает развивающее влияние на студентов, поскольку способствует изменению субъективного восприятия технических объектов и технологий, помогает преодолевать инертность мышления, совершенствует навыки концентрации внимания, способствует становлению таких качеств личности, как решимость и воля при постановке и достижении целей и внедрении собственных инноваций в педагогическую практику.

3.2 Гендерный подход в преподавании курса « Русский народный костюм»

В последние 20 лет в социологии сложилось самостоятельное направление так называемых гендерных исследований, изучающих составной элемент социальных отношений, основанный на основных различиях между полами. Понятие «гендер» – может быть раскрыто в двух значениях: как пол – и как выражение, объединяющее слова в соответствии с их принадлежностью к мужским и женским проявлениям, а также указывающие на их отсутствие. Гендерные исследования показывают изменения социума в историческом и культурном контексте, стерео типы и особенности меняющейся в ходе развития общества психологии мужчин и женщин. Результаты этих исследований настолько серьезны, что становится ясно, что и педагогика должна, а в некоторых случаях просто обязана уделять внимание гендерным вопросам. Кратко обозначим основные тенденции, зафиксированные современной социологической наукой, впрямую касающегося курса «Русский народный костюм».

Во – первых, это перераспределение социальных ролей мужчины и женщины в обществе. Женщины стали более самостоятельными, они успешны в карьере, их образование не уступает уровню образования мужчин и т. д. Эти изменения сказываются на социокультурных стереотипах, когда многие социально – значимые черты личности становятся в силу объективных причин гендерно-нейтральными.

Во – вторых, выявлены заметные изменения в брачно-семейных отношениях: сдвиги в сторону эталитарного типа семьи с более автономными партнерами. В современном браке гораздо больше равенства. Ответ на вопрос о главе семьи находится в прямой зависимости от того, кто принимает основные решения. Большая автономизация личности в условиях соревновательной рыночной системы отношений ведет к тому, что ребенок как смыслообразующий элемент жизнедеятельности семьи конкурирует с ценностями статуса, выбора стили жизни, профессиональной и личной самореализации. Следствием этого является переход от детоцентрической семьи к семье, в которой более значимые отношения между супругами в семье.

Обозначенные процессы очень непросто проходят психологически, так как базовые представления людей и стереотипы поведения не соответствуют действительности. В реальной жизни супругам часто приходится меняться ролями: именно таким образом достигается «рационализация» деятельности, необходимая в рыночных условиях жизни семьи. Как следствие, разрушаются модели мужского и женского поведения, к чему представители обоих полов готовы не в полной мере. Не вполне осознанное вхождение в новое качество семейных отношений порождает конфликты на почве несоответствия ожиданий и реального положения вещей.

На рынке труда картина также противоречива. Анализ показывает, с одной стороны, усиление деловой активности женщин и на этом фоне – постепенное и ускоряющееся разрушение традиционной системы гендерного разделения труда, ослабление дихотомизации и поляризации мужских и женских социально - производственных функций, ролей, занятий и сфер деятельности. С другой стороны, происходит вытеснение женщин во вторичный сектор экономики на малооплачиваемые позиции.

Проведенные исследования влияния гендерных факторов на отношение молодежи к роли семьи и карьеры показано, что эти аспекты заметно влияют на формирование взглядов юношей и девушек. Вот почему так важно с педагогической точки зрения не допускать в процессе обучения необоснованного противопоставления двух полов и навязывания заданных стереотипов поведения. Для включения гендерных аспектов в содержание профессионального образования необходимо: первое – это подготовить общественное мнение в профессиональном педагогическом сообществе, внедряя гендерные знания в преподавательскую среду. И второе – параллельно с этим разработать, научно обосновать и предложить каждому педагогу конкретные методики преподавания с использованием гендерного подхода по различным направлениям и профилям технологической подготовки.

Осуществляя личностно ориентированное обучение, обычно учитывают психофизиологические особенности возраста, а также интересы и склонности студентов. Но при этом фактически игнорируют учет их возможностей как представителей своего пола, хотя это может сделать более эффективной. Действительно, в современном обществе сложилось убеждение, что потенциальные возможности мужчины и женщины одинаковы: они в равной степени талантливы, могут овладеть любым профессиональным мастерством.

Таким образом, учет педагогами гендерных особенностей может улучшить качество обучения. В преподавании дисциплины «История костюма и моды гендерный аспект должен учитываться прежде всего в общетехнологическом компоненте содержания через социокультурный, исторический контекст. Исходя из понимания того, что условия и факторы развития включают в себя обучение и воспитание как приобщение к исторически накопленной культуре. Такое приобщение определяется не как цель, а как средство обогащения личности студента через понимание смысла явлений или предметов в процессе развития цивилизации. Для студентов очень важно научиться оценивать «интегральный» смысл происходящих технологических перемен в связи с различными периодами развития общества. Видение глубинных взаимосвязей технологического и социального аспектов жизни является основой социализации. Гендерный подход в обучение призван обратить внимание на трансформацию ролей мужчины и женщины в ходе технологических и общественных преобразований, показать взаимообусловленность этих процессов. Необходимо подчеркнуть направленность изменений прежде всего на развитие равноправия и партнерства полов.

Рассмотрим возможность применения предлагаемого подхода на примере наиболее важного модуля технологической подготовки – изучение швейного дела в профессиональных колледжах. Здесь взаимодействие технологического и социального аспектов жизни общества хорошо прослеживается через анализ таких понятий, как одежда, костюм, мода. Исходя из этого и построена методика обучения.

Если одежда – это совокупность покровов на теле человека, защищающих его от неблагоприятных воздействий окружающей среды, то, говоря о костюме, мы переходим к функции одежды, когда она обозначает тип личности в ситуации межличностного общения и играет не утилитарную, а образную роль. Костюм классифицируется соответственно ситуации как бытовой 9народный, домашний, выходной, будничный); униформа (военная, школьная); спортивная (тренировочный, регламентированный видом спорта, приспособленный к данному виду спорта, не регламентированный); сценический; обрядовый (наречение имени, свадебный); костюм, выделяющей особое лицо в обществе (коронационный, шутовской). И конечно, костюм подразделяется на мужской и женский по признаку пола.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.