рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"

На материале музейных экспонатов, живописи, музыки, театра и других видах творчества раскрыть особенности художественно – образного мышления русских мастеров.

Предназначение программы. Материал курса рассчитан на студентов профессиональных колледжей. Программа предполагает вариативность преподавания данного курса в течение более длительного периода в зависимости от профиля учебного заведения. Программа может быть использована:

-  в профессиональных колледжах с углубленным изучением культурологических дисциплин;

-  в колледжах с русским этнокультурным компонентом;

-  в профессиональных колледжах, где дисциплина «История костюма и моды» введен в региональный компонент учебного плана или ведется как элективный курс.

Содержание курса разработана с учетом той части Государственного стандарта профессионального образования по дисциплине «История костюма и моды», которая касается изучения истории русского народного костюма.

Актуальность курса «Русский народный костюм» определяется тем, что в современных педагогических доктринах все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания образования. Это получает подтверждение на практике: в профессиональных колледжах России широко развиваются учебные дисциплины, связанные с гуманитарной областью знаний. Кроме того, в регионах получили распространение учебные заведения, направленные на углубленное изучение культурологических дисциплин, где важное место занимают предметы, связанные с историей и культурой России.

Современные образовательные тенденции получили наиболее законченное отражение в «Национальной доктрине образования» (2000), в которой особое внимание уделено освоению культурных традиций разных народов России, в том числе русскому народному костюму, так как русский народ составляет более 80% нашей страны.

Русский народный костюм есть часть мировой художественной культуры. В течении тысячелетней истории русский народный костюм утверждал приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности к судьбам простого народа, высокие духовные истины нераздельности красоты, добра и любви, а так же исконно национальные идеалы патриотизма и государственности. Эти основы национальной культуры могут сыграть важную роль в заполнении мировоззренческого «вакуума» в современном колледже, способствовать восстановлению прерванной в ХХ веке «связи времен» разных поколений, сформировать у студентов традиционно пестуемые в российском общественном сознании нравственные установки. Включение в содержание общего гуманитарного и технологического образования курса с целенаправленным и углубленным изучением русского народного костюма, русских национальных художественных традиций может стать важнейшим заслоном для эмансипации идей приоритета материальных ценностей над духовными, культа силы и насилия и др.

При создании рабочей программы были приняты два основных принципа:

1.  Изложение и изучение курса не как теоретической развивающей дисциплины общекультурной и гуманитарной направленности, а как прикладного курса ярко выраженной проектной направленности;

2.  Максимальное использование средств наглядной визуализации в целях обеспечения восприятия материала дисциплины студентами, не имеющими достаточной базовой подготовки.

Структурно тематические разделы дисциплины группируются из лекций и лабораторных работ, имеющих общетеоретическую или практическую направленность, с которыми студент знакомится на предшествующих курсах, в частности, в процессе занятий не только по профильным, но и общетеоретическим курсам.

Наличие большого количества и многообразие междисциплинарных связей, не исключающим самые разнообразные и самые неожиданные направления, определяются «плюсы» (курс, как показывает практика преподавания, вызывает большой интерес со стороны студентов), но и «минусы» (некоторые разделы отдельными студентами воспринимаются с затруднениями из-за слабой базовой общекультурной подготовки). Поэтому в структуру новых для студента тем непременно включаются и "базовые" общекультурные сведения, которые могли быть опущенными в предшествующем образовательном процессе.

Для изучения курса необходимы знания по дисциплинам: «Рисунок», «Форма образования», «История костюма и моды», «Конструирование одежды», «Материаловедение швейного производства», «Технология швейных изделий» и др.

Обзор содержания программы:

Курс «Русский народный костюм» в известной мере диалогичен. В нем под углом зрения культурологической проблематики обобщаются ключевые межпредметные знания, полученные студентами ранее при изучении предметов гуманитарного цикла (литературы, истории и др.). Вместе с тем содержание данного курса не повторяет другие дисциплины, имеет ярко выраженную специфику и новизну, которые обусловлены интегративным и методологическим основанием самого предмета в их взаимосвязи.

Охватывая достаточно широкий круг проблем, курс не направлен на освоение всей суммы теоретических и практических знаний по истории русского народного костюма; «сверхзадачей» предмета, его принципиальным отличиям от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл русского народного костюма, национальных художественных традиций в разных его проявлениях – и через обобщенный взгляд на эпоху, и через творчество одного мастера, и даже сквозь призму одного костюма, воссоздающего «портрет»духовной жизни наших предков.

В основу программы курса «Русский народный костюм» положены два принципа – историзма и тематизма. Принцип историзма позволяет выявить истоки и наиболее значимые этапы развития народных культурных традиций, показать эволюцию художественных «стилей эпохи» и выделить на этом пути наиболее значимые духовно-нравственные доминанты, запечатленные в русском народном костюме. Принцип тематизма концентрирует внимание студентов на «знаковых» характеристиках народного костюма определенного исторического периода, облегчает понимание особенностей творчества русских мастеров, закрепляет представление об общности закономерностей развития русского народного костюма в культуре России.

В программе представлены разделы, охватывающие материал развития русского народного костюма от древности до конца XX века. Важными и достаточно трудными для освоения являются разделы, посвященные народному костюму Древней Руси. Костюм этого периода долго рассматривался в отрыве от сущностных особенностей православия, идей соборности и канонов богослужебной практики. Вместе с тем, именно в эпоху Древней Руси были заложены главные духовно – эстетические приоритеты русской ментальности, сформирован ее идеологический «стержень», на основе которого воссоздавались духовные ценности в последующие периоды отечественной истории.

Методы преподавания рекомендуется отбирать с учетом важной роли в изучении данного курса наглядно – иллюстративных материалов и современных информационных технологий. Ведущая роль в преподавании данного курса отводится активным методам обучения, педагогическому сотрудничеству педагогов, студентов и родителей, взаимодействию с учреждениями и учебными заведениями культуры, с народными материалами, а также самостоятельной поисковой работе студентов. В процессе изучения курса студентам должна быть представлена возможность разрабатывать различные творческие проекты и участвовать в их реализации.

Духовное возрождение России невозможно без ознакомления с культурными ценностями, духовный потенциал которых способен существенно обогатить современную культуру. При этом упор должен быть сделан на развитии у студентов интереса и выявлению у них творческих возможностей. Объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они постепенно охватывали все технологические приемы, были максимально познавательны, имели эстетическую привлекательность и давали представление о русском народном костюме.

Реализация программы предполагает личностно – ориентированный подход к студентам: учет их возможностей, интересов. Решению задач, поставленных в программе, будет способствовать скоординированная работа преподавателей истории, технологии, изобразительного искусства. Это позволит студентам выполнить большее количество зарисовок, творческих работ по русскому народному костюму своего края, области, поселка, ближе познакомиться с видами, особенностями костюма.


2.2 История русского костюма в лекциях

Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает все занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть.

В ходе лекции используются приемы устного изложения информации, поддержания внимания в течение длительного времени, активизации мышления слушателей; приемы обеспечения логического запоминания, убеждения, аргументации, доказательства, классификации, систематизации, обобщения.

Условиями эффективного проведения лекции является четкое продумывание и сообщение плана лекции, логически стройное и последовательное изложение одного за другим всех пунктов плана с резюме и выводами после каждого из них, логическими связями при переходе к следующему разделу. Не менее важно обеспечить доступность, ясность изложения, объяснить термины, подобрать примеры и иллюстрации, подобрать средства наглядности. Лекцию читают в таком темпе, чтобы слушатели могли сделать необходимые записи.

Преподаватели поэтому должны четко выделять то, что следует записать, а при необходимости и повторять, чтобы облегчить запись.

Подобным методом легче пользоваться с помощью аудио кассет, а также с помощью видеотехники или компьютерной техники.

Краткий курс лекций по истории «Русского народного костюма» рекомендуется использовать в ходе подготовки к урокам-лекциям

Урок-лекция. Лекция - это четкое, последовательное изложение содержаний какого-либо вопроса программы с включением как фактического материала, так и выводов и обобщений.

Основные требования к чтению лекции:

-  высокий научный уровень излагаемой информации;

-  большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации;

-  доказательность и аргументированность суждений;

-  достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов, документов;

-  ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;

-  анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;

-  выведение главных мыслей и положений, формирование выводов;

-  разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;

-  умение установить педагогический контакт с аудиторией, использовать дидактические материалы и технические средства;

-  применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.

Различают следующие виды лекций:

Вводная лекция - дает первое целостное представление об учебной дисциплине и ориентирует учащихся на систему работы по данному курсу, знакомит с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дает краткий обзор курса: анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой учащимся, уточняет сроки и формы отчетности.

Лекция-информация. Ориентирована на изложение, объяснение учащимся информации, подлежащей осмыслению и запоминанию.

Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания учащегося в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения и анализа традиционных и современных точек зрения.

Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТОО или аудио-видеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.

Бинарная лекция - это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей.

Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный по заданию преподавателя. Совокупность представленных докладов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы учащихся, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

Структурные элементы лекции:

1. Первые 4-5 минут слушатели «врабатываются»: лектор сообщает тему лекции, кратко напоминает содержание предыдущей, представляет план работы.

2. Период активного восприятия - 25-30 минут.

3. Период постепенного утомления и отключения. Здесь необходимо принять меры к восстановлению работоспособности - включение демонстрационных материалов, вызывающих повышенный интерес.

Подготовку преподавателя к лекции рекомендуется вести по следующим этапам:

-  изучение состава учебной группы;

-  составление перечня вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции. При этом используются учебные программы, перспективно-тематический план, планы уроков и другая документация;

-  «мобилизация» материала, то есть беглый просмотр учебников, учебных пособий, монографий, периодической печати и других источников по данному вопросу;

-  отбор, систематизация нужного материала с использованием обще методических приемов работы с книгой и составление конспекта;

-  расчет времени и сокращение объема законспектированного материала;

-  индивидуализация лекций, то есть внесение творческих элементов в структуру материала, постановка и решение проблемных вопросов, подбор примеров, фактического материала и т.д.;

-  изготовление или подбор демонстрационного материала (диапозитивы, плакаты, образцы и т.д.);

-  отработка лекции.

Таким образом, лекция может содержать несколько сюжетных линий, которые излагают как последовательно, так и параллельно. Этот метод позволяет концентрированно подать большой объем учебного материала. Применять его целесообразно только, с учетом особенностей устойчивости внимания учащихся разных возрастных групп.

2.3 Разработка листов рабочей тетради

Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, являются рабочие тетради. Рабочие тетради - знаковая форма представления учебной информации.

В рабочих тетрадях учебная деятельность специально конструируется. Суть конструкта емко выразил Л.Н.Ланда: "...обеспечить пооперационной формирование мыслительных процессов" [24.С.410]. Операции ученый образно представил в виде "кирпичиков мыслительной деятельности", чтобы сознательно и целенаправленно их формировать у педагога и учащихся, должно быть надежное средство. В настоящее время у преподавателя таким эффективных средством является рабочая тетрадь. Объясняя новый материал, проводя с учащимися практические работы, он сегодня может быть уверен, что все учащиеся производят именно те операции, которые нужны, производят их так, как это необходимо, и что эти операции складываются у них в ту систему, которая требуется. Говоря другими словами, преподаватель сегодня имеет возможности достаточно полно управлять течением и формированием мыслительной деятельности учащихся.

Обеспечить успешное пооперационное формирование мыслительных процессов невозможно без разработки средств пооперационного контроля за течением этих процессов.

Основными источниками знаний педагога о ходе усвоения учащимися новых знаний и умений являются опрос и различного рода проверочные работы. Но опрос требует значительных затрат времени, по отношению к каждому ученику такой опрос носит эпизодический характер. Делая проверку контрольных работ, педагог имеет дело главным образом с результатами мыслительной деятельности учащегося и не имеет возможности проникнуть в самый процесс этой деятельности. Одним из средств управления мыслительной деятельностью являются листы рабочей тетради, или сами рабочие тетради.

Для тетрадей разрабатываются специальные типы заданий-упражнений. Их специфика состоит в том, что, выполняя такие задания, учащиеся расчленяют весь процесс мышления на отдельные операции. Задания построены, так, что, работая над ними, учащийся не может не производить всех операций, его ошибка на каждом этапе учебного познания может быть замечена педагогом и исправлена, при этом она исправляется в том месте, где была совершена.

В качестве операций, которые необходимо выполнить учащимся при формировании понятий об истории русского костюма применяются:

-  операциональное определение технологической последовательности изготовления костюма;

-  построение основы чертежа-конструкции;

-  изменение основы чертежа-конструкции в соответствии с костюмом предложенного временного периода и региона;

-  определение элементов конструкции костюма;

-  анализ исторического костюма;

-  разработка орнамента и цветового решения.

Перечисленные выше комплексные операции взяты за основу разработки листов рабочей тетради. В определениях понятий пропущены ключевые слова в виде многоточия (.......), т.е. названия изучаемых понятий или определений. Для моделирования костюма в листе рабочей тетради задается основа построения чертежа-конструкции - построены в готовом виде отдельные элементы, вспомогательные детали. Учащиеся должны достроить чертеж с помощью условных обозначений. Такой же алгоритм существует для разработки орнамента с учетом регионального компонента. Составить орнамент по указанному в тетради методу.

Определение элементов костюма - обратная связь. В этом случае исторический костюм дается в готовом виде, а учащиеся должны определить каждый элемент костюма по условному обозначению и описать его функциональное назначение.

Анализ исторических перемен происходящих в стране, условий жизни, работы проводится посредством анализа. Для этого в рабочей тетради задается исторический костюм для определения особенностей региона учащиеся строят чертежи, рассматриваемых костюмов. Однако графическая часть дает примерное представление о костюме. Для более точного представления костюма разрабатываются эскизы костюмов. Учащиеся работают с формулами, заполняя "окошечки" в формулах. Учащиеся по определенному алгоритму вносят в костюм новые изменения и т.д. Для контроля уровня сформированности знаний лист рабочей тетради включает содержание задач или проблемные вопросы.

Логика представления учебной информации такая же, как в опорном конспекте. Работа учащихся над определениями формируемых понятий, рассмотрение конструкции изучаемого изделия задают ориентировочную основу деятельности, построение чертежей, технологических карт, проведение операций над формулами, формируют исполнительские действия. И, наконец, разработка конструкции костюма, формулировка выводного знания определяют уровень сформированности знаний и умений учащихся.

Здесь следует отметить, что единая логика представления учебной информации, единый алгоритм операционной деятельности учащихся во всем объеме рабочей тетради на протяжении изучения технологии в объеме 100 -120 часов переходят в метод учебной работы. Вследствие этого мы называем рабочую тетрадь разновидностью учебных техник.


3. Методы обучения

3.1 Метод творческих проектов как система обучения

3.1.1 Метод проектов

В современной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей студентов. В дисциплине «История костюма и моды» наиболее продуктивным является проектные творческие технологии обучения.

В процессе проектной деятельности студенты развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Наиболее эффективными в образовательном смысле является метод проектов, современные методы создания новых технических и технологических решений, технологическая игра.

Метод проектов – это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет студентам находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога, он применяется при коллективной, и при индивидуальной работе студентов.

При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса. Формирование устойчивого интереса у студентов к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, решаемой педагогом Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые при коллективных формах деятельности, создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого студента, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности. При этом студенты самоопределяют круг возможных проблем для индивидуального и для коллективного решения возникающих проблем. Целесообразно знакомить студентов и индуктивными, и с дедуктивными способами разрешения проблем. Решение проблем методом восхождения от абстрактного к конкретному может рекомендоваться как более предпочтительное. Установление различных аналогий тоже является эффективным средством поиска новых отношений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.