| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Дипломная работа: Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"Работа над композицией. Особенности построения орнамента в зависимости от назначения изделия. Освоение рабочих приемов выполнения счетных швов. Технологическая последовательность выполнения счетных швов. Их сходство и отличие. Определение наиболее рационального хода рабочей нитки в росписи. Сохранение плотности наложения стежка в наборе и прямой счетной глади. Организация рабочего места. Подготовка материалов, инструментов, приспособлений. Безопасные приемы работы. Практические работы: 1. Планирование работы. 2. Разработка технического рисунка счетных швов с показом расположения стежков рабочей нитки на лицевой и изнаночной стороне. 3. Технологическая последовательность выполнения швов: крест, набор, прямая счетная гладь. 4. Выполнение изделия в материале по выбранному образцу. 5. Примерный перечень изделий: салфетки, дорожки, передник и др. Гипюрные кружева — 26 ч. Исторический и технологический аспект. Развитие гипюрных кружев и особенности их изготовления. Народные промыслы изготовления кружев в России. Принципы формообразования и композиции в художественно-декоративном творчестве. Конструктивные особенности гипюрных кружев в различных регионах России. Виды гипюрных кружев. Технология изготовления кружев и соединения в единое целое. Отделка швейных изделий элементами гипюрных кружев. Отделка и оформление готовых изделий. Организация рабочего места. Подготовка инструментов, приспособлений. Материалов. Безопасные приемы работы. Практические работы: 1. Планирование работы. 2. Графическая работа. Собственная композиция гипюрных кружев. 3. Разработка и составление технологических карт. 4. Технологическая последовательность изготовления изделия. Смешанная техника оформления изделий - вышивкой, гипюрным кружевом. Стирка, накрахмаливание, утюжка готовых изделий. 5. Контроль качества. Декоративное панно - 30 ч. Традиция украшения современных интерьеров. Плоскостное решение тематических сюжетов. Композиционное отражение тем современной действительности. Подготовка ткани для панно и цветовой подбор ниток. Технологический процесс ручной вышивки в смешанной технике разноцветными нитками. Практические работы: 1. Планирование работы. Организация рабочего места, оборудования. Охрана труда и производственная санитария. 2. Выбор тематического сюжета и подбор ниток по цветовому сочетанию. 3. Графическая документация. Составление эскизов, технологических карт. 4. Технологическая последовательность выполнения панно. 5. Контроль качества. Проект. Выполнение самостоятельных творческих разработок -34ч. Составление плана работы, маркетинговое исследование (изучение спроса и предложения), моделирование предполагаемого проекта, составление графической и технологической документации, подготовка материалов, конструирование, моделирование, воплощение в материале, защита и презентация проекта, его реализация. Экологическая и экономическая оценка выполненной работы. Примерная тематика проектов: Изучение народных традиций в декоративно-прикладном искусстве (исследовательский проект); украшение внутреннего убранства интерьера декоративными изделиями (салфетки, скатерти, шторы, покрывала и тд.). Общественно-полезный труд по заказам школы, проведение экскурсий, выставок, ярмарок - 6 ч. Литература1. Барадулина В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла. М: Просвещение, 1978 г. 2. Глинская З.Е. Азбука вышивания. Ташкент: «Мехнат», 1994 г. 3. Ефимова Л.Ф., Белогорская О.М. Русская вышивка и кружево, М.: Изобразительное искусство, 1985 г. 4. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. М.: Мастерство; Высшая школа, 2000 г. 5. Козлова Т.В. Основы теории проектирования костюма. М.: Легпромбытиздат, 1988 г. 6. Курманович И.С. Мастерство, фантазия, щедрость. Минск: «Полыми», 1984г. 7. Климова Н.Т., Федосова О.Г., Наумова Н.О., Ривкина В.В.. Ручная и машинная вышивка. М.: Легкая индустрия, 1980 г. 8. Митлянская Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. М.: Просвещение, 1983 г. 9. Максимова М., Кузьмина М. Вышивка, первые шаги. М.: ЗАО издательство «ЭКСМО», 1997 г. 10. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М.: Просвещение, 1983 г. 11.Сычева Л.В. Вышивка. Горно-Алтайск: МП «Альтернатива», 1997 г. 12. Полная энциклопедия женских рукоделий. Ташкент: «Правда Востока», 1993 г. 13.Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн. М.: Просвещение, 1985г. Приложение Б ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА КРЕСТОМ» Вышивка - выдающееся явление национальной художественной культуры, которая является неиссякаемым источником мудрости и красоты. Узнать народное искусство - значит и полюбить его, поняв и почувствовав, что это основы всей художественной культуры народов. Цель изучения данного курса - сформировать у учащихся художественной и технологической культуры, помощь в овладении образным языком декоративно - прикладного искусства. Задачи курса: - обеспечение овладения знаниями и умениями по художественной вышивке «крестом»; - развитие общих и специальных способностей; - подготовка к профессиональному самоопределению; - воспитание уважения к народным традициям, художественного творчества, патриотизма, трудолюбия, культуры поведения. Программа призвана дать школьникам представление о счетной вышивке «крестом», как к наиболее древнему и распространенному виду украшения тканей, показать ее значимость в развитии материальной и духовной культуры человека. Художественно-технологическая деятельность учащихся и их творческое развитие осуществляется как непосредственно при изготовлении вышитых изделий, так и путем знакомства с образцами мастерства вышивальщиц прошлого и настоящего, традициями народных ремесел, знакомства с выставкой декоративно-прикладного искусства своего края. Художественные вышитые изделия могут выполняться учащимися как индивидуально, так и коллективно. Готовые работы используются для украшения интерьера дома, как экспонат школьного музея и учебное пособие для начинающих вышивальщиц, а так же в коммерческих целях. При выполнении практических работ учащиеся осваивают не только технологические приемы, но и решают задачи целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Художественная вышивка крестом является таким видом творчества, который включает в себя познание основ общей и специальной композиции, особенности формы и цвета изобразительных мотивов, значение ритма и симметрии узоров. Именно потому программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественным решением изделий. При этом упор должен быть сделан на развитии у учащихся интереса и выявления у них творческих возможностей. Объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они постепенно охватывали все технологические приемы, были максимально познавательны, имели эстетическую привлекательность и давали представления о традициях народного искусства вышивания. Программа рассчитана на организацию специального курса в старшем звене и внешкольных занятий с учащимися разного возрастного уровня. Составлена на 2 года непрерывного обучения. На занятия отводится 136 часов в учебный год. Занятия проводятся по два часа два раза в неделю. Примерно 30 % всего учебного времени отводится на теорию и 70 % на практические занятия. Первый год обучения ориентирован на формирование техники счетных швов крестом разных видов и несложных вышитых изделий. Большое внимание уделяется особенностям вышивки и традиций народов России, характеру и особенностям вышивки своего края; планированию работы, безопасным приемам труда, правильной организацией рабочего места, подборкой инструментов и принадлежностей для вышивальных работ, работе с графической документацией, подготовка творческих проектов. Второй год обучения предполагает углубленное изучение вышивки «крестом», оформление вышивки мережкой, бахромой, выполнение вышитых изделий, создание художественных изделий в процессе реализации творческих проектов. Программа прошла апробацию в 1998/1999г. Рассмотрена и утверждена на школьном и районном методическом объединениях. В настоящее время используется в преподавании элективных курсов по технологическому профилю. Программе приведен примерный перечень практических работ, который учитель может дополнить своими разработками. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫЙ ГОД КУРСА Учащиеся должны знать: - о народных промыслах России; - исторический аспект развития основных художественных центров вышивального искусства; - требования к организации рабочего места, оборудованию и инструментов для выполнения работ; - основные правила безопасности труда; - приемы подготовки к вышивке; - основы построения узоров в вышивке; - технологию выполнения счетных швов крестом; - шва строчка, обшивочных швов; - технологию машинной обработки вышитых изделий; - общие принципы проектирования. Учащиеся должны уметь: - организовать рабочее место; - подготовить материалы, инструменты, оснастку к работе; - владеть безопасными приемами работы; - планировать работу, составлять графическую документацию; - правильно выполнять основные вышивальные операции и способы ручной вышивки крестом; - самостоятельно составлять несложные рисунки и орнамент для вышивки; - производить декоративную отделку изделия обшивочными швами; - совмещать ручные и машинные работы при изготовлении изделий; - выполнять творческий проект. ВТОРОЙ ГОД КУРСА Учащиеся должны знать: - особенности вышивок и традиций народов России, характер и особенности вышивки своего кроя; - требования, предъявляемые к организации рабочей зоны; - виды графической и технологической документации и способы их выполнения; - технологию изготовления вышивки в технике счетных швов крестом, сборку и декоративную отделку мережкой, бахромой изделий для украшения быта, интерьера, одежды; - стоимость материалов, готового изделия и их экономическое обоснование; - последовательность выполнения проектного задания. Учащиеся должны уметь: - анализировать произведения прикладного искусства, созданных в народных художественных традициях; - самостоятельно готовить рабочее место, материалы, инструменты; - владеть основными вышивальными операциями и приемами художественной вышивки крестом; - владеть приемами обработки и декоративной отделки готовых изделий мережкой, бахромой; - создавать тематическое вышитое изделие; - самостоятельно разрабатывать и выполнять проект с учетом требований художественного конструирования; определять себестоимость производной продукции. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММА ПЕРВОГО КУРСА ЗАНЯТИЙВводное занятие - 2 часа. Исторический аспект развития художественных традиций основных центров вышивального искусства и ее состояние в настоящее время. Народные ремесла и промыслы России. Виды декоративно- прикладного искусства. Цели и задачи курса. Охрана труда и основные санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к месту работы. Знакомство с творчеством народных умельцев старшего поколения своего края, с коллекцией образцов вышивок. Построение узоров в вышивке - 8 часов. Технологическая культура, ее компоненты. Организация процесса. Культура труда. Композиция построения узоров. Понятие о композиции, орнаменте, ритме, раппорте, цвете и цветовом круге. Закономерности орнаментальных построений. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении узоров. Разметка рисунка на ткани. Способы увеличения и уменьшения рисунка. Материалы, инструменты и приспособления для работы. Подбор игл и ниток, подготовка канвы и пасмо мулине к работе. Заправка ткани в пяльцах. Техническая и технологическая документация. Правила работы с информацией и технологической документацией. Практическая работа: 1. Планирование работы. 2. Графическая работа. Подбор и составление эскизов для вышивки. Зарисовки узоров различных мотивов. Вышивка в технике счетных швов крестом -14 часов. Теоретические и практические основы ручной вышивки крестом. Технология выполнения счетных швов: полукрест, крест простой, длинный крест, сложный крест, переплетный крест; шва строчка. Из истории шва крестом: черногорский шов двойным крестом, славянский переплетный шов. Единая система технологической документации (ЕСТД). Основные формы технологической документации: карта технологического процесса (КТП), операционная карта (ОК), эскизы, схемы, таблицы, технологические инструкции. Практическая работа: 1. Организация рабочего места. Планирование работы. 2. Подготовка технологической документации, материалов, инструментов и приспособлений. 3. Изготовление образцов и зарисовка швов в альбом. 4. Контроль качества. Отделка носовых платков -16 часов. Роль носового платка в эстетическом оформлении костюма. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|