рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"

Работа над композицией. Особенности построения орнамента в зависимости от назначения изделия. Освоение рабочих приемов выполнения счетных швов. Технологическая последовательность выполнения счетных швов. Их сходство и отличие. Определение наиболее рационального хода рабочей нитки в росписи. Сохранение плотности наложения стежка в наборе и прямой счетной глади.

Организация рабочего места. Подготовка материалов, инструментов, приспособлений. Безопасные приемы работы.

Практические работы:

1.  Планирование работы.

2.  Разработка технического рисунка счетных швов с показом расположения стежков рабочей нитки на лицевой и изнаночной стороне.

3.  Технологическая последовательность выполнения швов: крест, набор, прямая счетная гладь.

4.  Выполнение изделия в материале по выбранному образцу.

5.  Примерный перечень изделий: салфетки, дорожки, передник и др.

Гипюрные кружева — 26 ч.

Исторический и технологический аспект. Развитие гипюрных кружев и особенности их изготовления. Народные промыслы изготовления кружев в России.

Принципы формообразования и композиции в художественно-декоративном творчестве. Конструктивные особенности гипюрных кружев в различных регионах России.

Виды гипюрных кружев. Технология изготовления кружев и соединения в единое целое.

Отделка швейных изделий элементами гипюрных кружев.

Отделка и оформление готовых изделий.

Организация рабочего места. Подготовка инструментов, приспособлений. Материалов. Безопасные приемы работы.

Практические работы:

1.  Планирование работы.

2.  Графическая работа. Собственная композиция гипюрных кружев.

3.  Разработка и составление технологических карт.

4.  Технологическая последовательность изготовления изделия. Смешанная техника оформления изделий - вышивкой, гипюрным кружевом. Стирка, накрахмаливание, утюжка готовых изделий.

5.  Контроль качества.

Декоративное панно - 30 ч.

Традиция украшения современных интерьеров. Плоскостное решение тематических сюжетов. Композиционное отражение тем современной действительности.

Подготовка ткани для панно и цветовой подбор ниток.

Технологический процесс ручной вышивки в смешанной технике разноцветными нитками.

Практические работы:

1.  Планирование работы. Организация рабочего места, оборудования. Охрана труда и производственная санитария.

2.  Выбор тематического сюжета и подбор ниток по цветовому сочетанию.

3.  Графическая документация. Составление эскизов, технологических карт.

4.  Технологическая последовательность выполнения панно.

5.  Контроль качества.

Проект. Выполнение самостоятельных творческих разработок -34ч.

Составление плана работы, маркетинговое исследование (изучение спроса и предложения), моделирование предполагаемого проекта, составление графической и технологической документации, подготовка материалов, конструирование, моделирование, воплощение в материале, защита и презентация проекта, его реализация. Экологическая и экономическая оценка выполненной работы.

Примерная тематика проектов:

Изучение народных традиций в декоративно-прикладном искусстве (исследовательский проект); украшение внутреннего убранства интерьера декоративными изделиями (салфетки, скатерти, шторы, покрывала и тд.).

Общественно-полезный труд по заказам школы, проведение экскурсий, выставок, ярмарок - 6 ч.


Литература

1. Барадулина В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла. М: Просвещение, 1978 г.

2. Глинская З.Е. Азбука вышивания. Ташкент: «Мехнат», 1994 г.

3. Ефимова Л.Ф., Белогорская О.М. Русская вышивка и кружево, М.: Изобразительное искусство, 1985 г.

4. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. М.: Мастерство; Высшая школа, 2000 г.

5. Козлова Т.В. Основы теории проектирования костюма. М.: Легпромбытиздат, 1988 г.

6. Курманович И.С. Мастерство, фантазия, щедрость. Минск: «Полыми», 1984г.

7. Климова Н.Т., Федосова О.Г., Наумова Н.О., Ривкина В.В.. Ручная и машинная вышивка. М.: Легкая индустрия, 1980 г.

8. Митлянская Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. М.: Просвещение, 1983 г.

9. Максимова М., Кузьмина М. Вышивка, первые шаги. М.: ЗАО издательство «ЭКСМО», 1997 г.

10. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М.: Просвещение, 1983 г.

11.Сычева Л.В. Вышивка. Горно-Алтайск: МП «Альтернатива», 1997 г.

12. Полная энциклопедия женских рукоделий. Ташкент: «Правда Востока», 1993 г.

13.Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн. М.: Просвещение, 1985г.


Приложение Б

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА КРЕСТОМ»

Вышивка - выдающееся явление национальной художественной культуры, которая является неиссякаемым источником мудрости и красоты. Узнать народное искусство - значит и полюбить его, поняв и почувствовав, что это основы всей художественной культуры народов.

Цель изучения данного курса - сформировать у учащихся художественной и технологической культуры, помощь в овладении образным языком декоративно - прикладного искусства.

Задачи курса:

-  обеспечение овладения знаниями и умениями по художественной вышивке «крестом»;

-  развитие общих и специальных способностей;

-  подготовка к профессиональному самоопределению;

-  воспитание уважения к народным традициям, художественного творчества, патриотизма, трудолюбия, культуры поведения.

Программа призвана дать школьникам представление о счетной вышивке «крестом», как к наиболее древнему и распространенному виду украшения тканей, показать ее значимость в развитии материальной и духовной культуры человека.

Художественно-технологическая деятельность учащихся и их творческое развитие осуществляется как непосредственно при изготовлении вышитых изделий, так и путем знакомства с образцами мастерства вышивальщиц прошлого и настоящего, традициями народных ремесел, знакомства с выставкой декоративно-прикладного искусства своего края.

Художественные вышитые изделия могут выполняться учащимися как индивидуально, так и коллективно. Готовые работы используются для украшения интерьера дома, как экспонат школьного музея и учебное пособие для начинающих вышивальщиц, а так же в коммерческих целях.

При выполнении практических работ учащиеся осваивают не только технологические приемы, но и решают задачи целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.

Художественная вышивка крестом является таким видом творчества, который включает в себя познание основ общей и специальной композиции, особенности формы и цвета изобразительных мотивов, значение ритма и симметрии узоров. Именно потому программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественным решением изделий.

При этом упор должен быть сделан на развитии у учащихся интереса и выявления у них творческих возможностей. Объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они постепенно охватывали все технологические приемы, были максимально познавательны, имели эстетическую привлекательность и давали представления о традициях народного искусства вышивания.

Программа рассчитана на организацию специального курса в старшем звене и внешкольных занятий с учащимися разного возрастного уровня. Составлена на 2 года непрерывного обучения. На занятия отводится 136 часов в учебный год. Занятия проводятся по два часа два раза в неделю. Примерно 30 % всего учебного времени отводится на теорию и 70 % на практические занятия.

Первый год обучения ориентирован на формирование техники счетных швов крестом разных видов и несложных вышитых изделий. Большое внимание уделяется особенностям вышивки и традиций народов России, характеру и особенностям вышивки своего края; планированию работы, безопасным приемам труда, правильной организацией рабочего места, подборкой инструментов и принадлежностей для вышивальных работ, работе с графической документацией, подготовка творческих проектов.

Второй год обучения предполагает углубленное изучение вышивки «крестом», оформление вышивки мережкой, бахромой, выполнение вышитых изделий, создание художественных изделий в процессе реализации творческих проектов.

Программа прошла апробацию в 1998/1999г. Рассмотрена и утверждена на школьном и районном методическом объединениях.

В настоящее время используется в преподавании элективных курсов по технологическому профилю.

Программе приведен примерный перечень практических работ, который учитель может дополнить своими разработками.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

ПЕРВЫЙ ГОД КУРСА

Учащиеся должны знать:

-  о народных промыслах России;

-  исторический аспект развития основных художественных центров вышивального искусства;

-  требования к организации рабочего места, оборудованию и инструментов для выполнения работ;

-  основные правила безопасности труда;

-  приемы подготовки к вышивке;

-  основы построения узоров в вышивке;

-  технологию выполнения счетных швов крестом;

-  шва строчка, обшивочных швов;

-  технологию машинной обработки вышитых изделий;

-  общие принципы проектирования.

Учащиеся должны уметь:

-  организовать рабочее место;

-  подготовить материалы, инструменты, оснастку к работе;

-  владеть безопасными приемами работы;

-  планировать работу, составлять графическую документацию;

-  правильно выполнять основные вышивальные операции и способы ручной вышивки крестом;

-  самостоятельно составлять несложные рисунки и орнамент для вышивки;

-  производить декоративную отделку изделия обшивочными швами;

-  совмещать ручные и машинные работы при изготовлении изделий;

-  выполнять творческий проект.

ВТОРОЙ ГОД КУРСА

Учащиеся должны знать:

-  особенности вышивок и традиций народов России, характер и особенности вышивки своего кроя;

-  требования, предъявляемые к организации рабочей зоны;

-  виды графической и технологической документации и способы их выполнения;

-  технологию изготовления вышивки в технике счетных швов крестом, сборку и декоративную отделку мережкой, бахромой изделий для украшения быта, интерьера, одежды;

-  стоимость материалов, готового изделия и их экономическое обоснование;

-  последовательность выполнения проектного задания.

Учащиеся должны уметь:

-  анализировать произведения прикладного искусства, созданных в народных художественных традициях;

-  самостоятельно готовить рабочее место, материалы, инструменты;

-  владеть основными вышивальными операциями и приемами художественной вышивки крестом;

-  владеть приемами обработки и декоративной отделки готовых изделий мережкой, бахромой;

-  создавать тематическое вышитое изделие;

-  самостоятельно разрабатывать и выполнять проект с учетом требований художественного конструирования; определять себестоимость производной продукции.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Количество часов

1-й год курса
Вводное занятие. 2
Построение узоров в вышивке 8
Вышивка в технике счетных швов крестом 14
Отделка носовых платков 16
Косметическая сумочка 20
Декоративная папка для рисунков 22
Передник 28
Выполнение самостоятельного творческого проекта 26
Итого: 136
2-й год курса
Вводное занятие 2
Основы экономических знаний 2
Комплект чайных салфеток (1 большая и 6 маленьких) 32
Полотенце-рушник 32
Декоративное панно 34
Основы выбора профессии 2
Выполнение самостоятельного творчества 32
Итого: 136
ПРОГРАММА ПЕРВОГО КУРСА ЗАНЯТИЙ

Вводное занятие - 2 часа.

Исторический аспект развития художественных традиций основных центров вышивального искусства и ее состояние в настоящее время. Народные ремесла и промыслы России. Виды декоративно- прикладного искусства.

Цели и задачи курса. Охрана труда и основные санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к месту работы.

Знакомство с творчеством народных умельцев старшего поколения своего края, с коллекцией образцов вышивок.

Построение узоров в вышивке - 8 часов.

Технологическая культура, ее компоненты. Организация процесса. Культура труда.

Композиция построения узоров. Понятие о композиции, орнаменте, ритме, раппорте, цвете и цветовом круге. Закономерности орнаментальных построений. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении узоров. Разметка рисунка на ткани. Способы увеличения и уменьшения рисунка.

Материалы, инструменты и приспособления для работы. Подбор игл и ниток, подготовка канвы и пасмо мулине к работе. Заправка ткани в пяльцах.

Техническая и технологическая документация. Правила работы с информацией и технологической документацией.

Практическая работа:

1.  Планирование работы.

2.  Графическая работа. Подбор и составление эскизов для вышивки. Зарисовки узоров различных мотивов.

Вышивка в технике счетных швов крестом -14 часов.

Теоретические и практические основы ручной вышивки крестом. Технология выполнения счетных швов: полукрест, крест простой, длинный крест, сложный крест, переплетный крест; шва строчка.

Из истории шва крестом: черногорский шов двойным крестом, славянский переплетный шов.

Единая система технологической документации (ЕСТД). Основные формы технологической документации: карта технологического процесса (КТП), операционная карта (ОК), эскизы, схемы, таблицы, технологические инструкции.

Практическая работа:

1.  Организация рабочего места. Планирование работы.

2.  Подготовка технологической документации, материалов, инструментов и приспособлений.

3.  Изготовление образцов и зарисовка швов в альбом.

4.  Контроль качества.

Отделка носовых платков -16 часов.

Роль носового платка в эстетическом оформлении костюма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.