рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Учебное пособие: Россия с древних времен и до наших дней

В надежде на помощь балканских христиан Петр быстро двинулся против турок с небольшой (около 40 тыс.) армией. Кантемир действительно перешел на его сторону, но общего восстания христиан в Молдавии и Валахии не произошло, и русские войска скоро оказались в весьма затруднительном положении: летом 1711 г. они были окружены 200-тысячной турецкой армией и три дня (8— 10 июля) мужественно отбивали атаки неприятеля. Положение становилось все более безнадежным, и русские были вынуждены вступить в мирные переговоры, которые закончились заключением Прусского мира. По этому договору Россия обязалась возвратить туркам Приазовье (разрушив крепости Азов и Таганрог), не вмешиваться в польские дела и не держать в Царьграде постоянного резидента. Одновременно Турция обещала выслать со своей территории Карла XII. В результате блестящей победы русской армии под Полтавой был вновь восстановлен Северный союз России, Дании и Польши против Швеции. Русская армия освободила Прибалтику и Финляндию от шведских войск. Были взяты города Рига, Ревель, Выборг. В 1714 г. русские моряки в морском сражении разбили шведский флот у мыса Гангут в Балтийском море и заняли Аландские острова. В 1717 г. Петр I посетил Париж, пытаясь привлечь к союзу против Швеции Францию. В 1718—1719 гг. на Аландских островах происходили мирные переговоры между Россией и Швецией, но они не привели к соглашению. В декабре 1718г. Карл был убит в Норвегии, и новое шведское правительство решило продолжать войну. Чтобы принудить Швецию к миру, русские десанты произвели высадку на территории Швеции, казаки стали подходить к предместьям Стокгольма. Шведы вынуждены были признать свое поражение.

30 августа 1721 г. на мирном конгрессе в Ништадте (Финляндия) был подписан договор «вечного мира» между Россией и Швецией. По этому договору Россия возвращала себе свои давние земли на побережье Финского залива, захваченные Швецией. Швеция уступала России Лифляндию, Эстляндию, Ингорию и часть Карелии с Выборгом, а также острова Эзель и Даго. Россия обязывалась возвратить Швеции Финляндию и уплатить 2 млн. «ефимков». Уступленные России провинции должны были сохранять свои права и привилегии и свою «евангелическую веру, кирхи и школы». Таким образом, вековая борьба за выход к Балтийскому морю была окончательно завершена. Россия вошла в число великих европейских держав и установила с ними прочные связи. Новое положение России было отмечено возведением ее в ранг империи. Сенат поднес Петру I чин адмирала и титулы «отца отечества», «Великого» и «императора всероссийского».

В итоге Северной войны Россия вышла на широкую международную арену, превратилась в великую европейскую державу, и ни один вопрос международной жизни не мог решаться теперь без ее участия. После окончания Северной войны Россия получила возможность активизировать свою политику в Закавказье, установить более тесные связи с грузинами, армянами, азербайджанцами, находившимися под властью иранских и турецких феодалов. Этому способствовала благоприятная для России обстановка, сложившаяся в Иране. Иран в первой четверти XVIII в. находился в состоянии полного развала. Ослабление шахской власти сопровождалось усилением децентрализации, ростом сепаратизма местных феодалов, открыто выступавших против шаха. В стране царили беззаконие, грубый произвол феодалов, коррупция. Жестокий феодальный режим усугублялся религиозными преследованиями. Власти принуждали армян и грузин, исповедовавших христианство, принимать ислам. Член семьи, принявший ислам, становился единственным наследником имущества христиан. В этих условиях в Грузии, Армении и Азербайджане ширилось освободительное движение за создание полусамостоятельных государств под покровительством России. На закавказские владения Ирана зарились турецкие феодалы. Угроза вторжения турок в восточные районы Закавказья и возможность утверждения Турции на западном побережье Каспийского моря создавали опасность южным границам России и русской торговле с Востоком. Кроме того, Петр I намечал направить торговлю Ирана с Европой по волжскому пути и обеспечить русскому купечеству преобладание в этой торговле. Помимо этих причин решение предпринять поход в Закавказье было связано с подъемом освободительного движения народов Закавказья и неоднократными их обращениями к русскому правительству за помощью.

Поход на Кавказ и в Иран, вошедший в историю под названием Каспийского, начался в июле 1722г., когда 22 тыс. пехотинцев были перевезены на судах кустью Терека. Там пехота соединилась с подошедшим отрядом конницы в составе 9 тыс. человек. В августе русские войска без боя овладели Дербентом. Появление русских войск вызвало создание ополчения грузин, армян и азербайджанцев. Они готовились к соединению с русскими войсками. Однако из-за недостатка продовольствия и болезней Петр I осенью прервал поход.

В 1723 г. поход был возобновлен. Западное и южное побережья Каспийского моря с городами Баку и Решт были заняты русскими войсками при поддержке местного населения. Успех похода закрепил подписанный в этом же году в Петербурге договор, по которому к России отошли прикаспийские провинции Ирана с городами Дербент, Решт и Астрабад. От проникновения в центральные районы Закавказья Россия должна была отказаться, т. к. летом 1723 г. туда вторглась Турция. Поэтому в 1724 г. русское правительство заключило с Турцией Константинопольский договор, по которому султан признал приобретения России в Прикаспии, а Россия — права Турции на Западное Закавказье. Таким образом, Каспийский поход не принес освобождения народам Закавказья от ига иранских и турецких феодалов. Однако поход способствовал росту политического влияния России в этом регионе, установлению более тесных экономических связей с ним. В результате похода Россия предстала перед миром как могучая страна, носящая имя «империя». В эти же годы состав грузинских и армянских колоний в Москве, Астрахани и других городах пополнился тысячами новых переселенцев, что способствовало сближению народов России и Закавказья.

Тема 8. Эпоха Петра I. Рождение империи. Россия на рубеже XVII – XVIII вв.

Экономическая отсталость России от передовых стран Европы в конце XVII — начале XVIII в. была реальной угрозой для независимости страны, для ее дальнейшего экономического, политического и культурного развития. Поэтому русское правительство стремилось развивать новые отрасти промышленности, улучшать технику производства, привлекать дворян к промышленной и торговой деятельности, предоставляло государственную помощь купцам.

В первой четверти XVIII в. развернулось промышленное строительство: были построены новые крупные железодельные заводы в Олонецком крае, Туле и на Урале. Если в 1700 г. выплавка чугуна составляла 150 тыс. пудов, то в 1725 г. — 800 тыс. Из страны, ввозившей металл из-за границы, с 20-х гг. XVIII в. Россия превратилась в поставщика для Западной Европы первосортного железа.

В этот период промышленникам и купцам было разрешено покупать села с крепостными для обеспечения фабрик и заводов рабочей силой. Эти крепостные рабочие получили название посессионных. Они объявлялись неотъемлемой принадлежностью мануфактур, и продавать их отдельно от предприятий было запрещено. Купцы были объединены в первую и вторую гильдии. В интересах казны и купечества в 1724 г. был введен первый торговый тариф, поощрявший вывоз за границу русских товаров и ограничивавший ввоз иноземных.

Экономическая политика, осуществлявшаяся Петром I, известна под названием меркантилизма («меркантилизм» — от итал. торговец, купец. Политика меркантилизма заключалась в активном протекционизме, поддержке экспансии торгового капитала, поощрении развития отечественной промышленности, особенно мануфактурной). Вывоз из страны должен был превышать ввоз, чем обеспечивалось накопление ценных металлов. В 1726 г.

Россия вывозила товара вдвое больше, чем ввозила. Была создана специальная Коммерц-коллегия, которая ведала внутренней и внешней торговлей.

Заметные сдвиги происходили в сельском хозяйстве: культивировались новые растения, виноград, табак, разводились новые породы скота, в помещичьих имениях начали использовать косы вместо серпа. Экономические преобразования в России сопровождались масштабными реформами в других сферах жизни страны — в области социальной политики, государственного устройства, военной области и др. Рассмотрим основные из них.

Реформы в социальной области

Смысл и цель социальной политики Петра I заключались в усилении роли, места и значения дворянства в государстве. В XVIII в. изменился характер службы дворян. Если в предшествующие годы дворянин являлся на службу «конным, людным и орудным» эпизодически, на время военных действий, то с организацией регулярной армии служба дворян стала постоянной. Старинная система раздачи земли служилым людям к исходу XVII в. себя изжила, т. к. правительство почти полностью исчерпало земельный фонд для пожалований и рядовые дворяне были переведены на денежное жалованье. Царь жаловал землю за особые заслуги: только с 1682 по 1710г. были розданы из дворцового фонда 273 волости с более чем 43 тыс. крестьянских дворов. Всего во время царствования Петра I помещикам было роздано 170 тыс. крестьян. Одновременно с расширением площади дворянского землевладения расширялись права дворян на землю. В XVI — XVII вв. существовали две формы феодального землевладения: поместья — пожизненное владение, обусловленное обязательной службой, и вотчина — безусловная наследственная собственность. В 1714г. был издан «Указ о единонаследии», согласно которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами (помещиками, шляхтой). «Указ о единонаследии» предписывал передавать вотчины и поместья старшему сыну. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу.

Консолидации дворянского сословия способствовала также Табель о рангах 1722 г., вводившая для дворян новый порядок прохождения службы. Ранее основным критерием служебной годности и продвижения по службе была знатность происхождения. Отмена местничества в 1682 г. нанесла удар системе определения служебной годности по «породе», но полностью не ликвидировала ее. Лишь Табель о рангах юридически поставила на первое место личные способности, образование и практические навыки дворянина. Служебная лестница теперь состояла из 14 ступеней, или рангов, от фельдмаршала и генерал-адмирала в армии и флоте и канцлера на гражданской службе до самого низкого, 14-го ранга прапорщика и коллежского регистратора. Занять каждый следующий ранг или чин можно было, пройдя все предыдущие. Сыновьям родовитых родителей отдавалось предпочтение только во время дворцовых приемов, но никакого ранга они не получали, если не находились на службе. Именно личные достоинства выдвинули из среды неродовитых дворян ряд крупных государственных деятелей петровских времен, таких как генерал-адмирал Ф.М. Апраксин, дипломаты П.А. Толстой, И.И. Неклюев и др.

Главной социальной мерой в отношении крестьян было проведение переписи 1718— 1725 гг., с окончанием которой в России подворное обложение было заменено подушной податью. Единицей налогообложения взамен крестьянского двора становилась «душа мужского пола». Все мужское население, от грудных детей до дряхлых стариков, записывалось в «ревизские сказки» (списки) и было обязано платить ежегодно денежный налог — подушную подать. От него освобождались лишь дворянство и духовенство. Результаты переписи позволяют сказать, что население России насчитывало тогда примерно 15 млн. человек. Усиление налогового гнета по сравнению с предшествующим временем повлекло за собой массовое бегство крестьян. Петр I, исходя из интересов помещиков, издал в 1724 г. указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без письменного разрешения. Так было положено начало паспортной системы в России. Все ремесленники были обязаны жить в городах и записываться в цехи. Городских жителей разделили на две категории: регулярных и нерегулярных граждан. В регулярные зачислялись купцы, промышленники и ремесленники. Нерегулярными, или «подлыми», считались горожане, не имевшие собственности.

В соответствии с указом 1720 г. суд, сбор налогов и городское благоустройство были переданы городским магистрам, избиравшимся регулярными гражданами. Для руководства магистратами был создан Главный магистрат. В ответ на усиление крепостнической эксплуатации и власти помещиков над крестьянами народные массы поднимали восстания. Так, в 1705—1706 гг. вспыхнуло восстание в Астрахани, в 1704— 1711 гг. в

Башкирии. Наиболее мощным народным движением было крестьянско-казацкое восстание на Дону в 1707 — 1708 гг. под предводительством К.А. Булавина.


Административные реформы

Успехи на театре военных действий со шведами позволили правительству перейти к административным реформам. В 1708— 1710гг. была проведена областная реформа.

С целью укрепления власти на местах в 1708 г. Страну разделили на 8 губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе губерний стояли губернаторы, ведавшие войсками и обладавшие всей полнотой административной и судебной власти, а также управлявшие подчиненными территориями. Каждая губерния занимала огромную территорию и поэтому делилась на провинции, которых было 50. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска на подавление народных восстаний. Провинции, в свою очередь, делились на уезды.

В 1711 г. вместо Боярской думы был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Руководство работой сенаторов было поручено генерал-прокурору, которого Петр I называл «оком государевым».

В 1718— 1721 гг. была отменена приказная система управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции переплетались и не имели четких границ, было учреждено 12 коллегий. Для них построили специальное здание (ныне его занимает Санкт-Петербургский университет). Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления страной: коллегия иностранных дел — внешние сношения; военная — сухопутные вооруженные силы; адмиралтейская — флот; камер-коллегия — сбор доходов; штатс-коллегия — расходы государства; вотчинная — дворянское землевладение; мануфактур-коллегия — промышленность; берг-коллегия — горнометаллургическая промышленность и др. Фактически на правах коллегии существовал учрежденный в 1720 г. Главный магистрат, ведавший русскими городами. Своеобразной коллегией был Святейший правительствующий синод, или Духовная коллегия, учрежденный в 1721 г. Создание Синода явилось продолжением борьбы между верховной властью и Церковью и знаменовало еще один шаг на пути полного подчинения Церкви государству. Должность патриарха Русской церкви была упразднена. Церковь стала составной частью государственной машины самодержавия. Наблюдение за деятельностью Синода поручалось специальному государственному чиновнику — обер-прокурору Синода. В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии. Царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников. Неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в 20-м артикуле Воинского устава и Духовного регламента. Внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма является принятие Петром I в 1721 г. Титула императора. К важнейшим признакам абсолютизма относятся бюрократизация аппарата управления и его централизация. Административные реформы создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената в центре до воеводской канцелярии в уездах. Помимо чиновников в распоряжении царя находились мощная армия, военно-морской флот и учреждение политического сыска — Преображенский приказ.

Военные реформы

Одновременно с реорганизацией центрального и местного государственного аппарата царское правительство осуществляло реорганизацию армии.

Важнейшей составной частью петровских преобразований первой четверти XVIII в. являлось создание регулярной армии и военно-морского флота.

Основными признаками регулярной армии, как известно, являются однообразная система комплектования, единая штатная организация и структура войск; одинаковое вооружение и обмундирование; единая система обучения и боевого применения войск, определяемая уставами; наличие централизованного руководства, управления и снабжения. Целью реформы были прежде всего решение внешнеполитических задач, укрепление могущества империи, поддержка крепостнических порядков и власти дворянства. В ходе военных реформ Петра I была упразднена прежняя военная организация: дворянское, стрелецкое войско и «полки нового строя». Эти полки, позже гвардейские Семеновский, Измайловский, Преображенский, вошли в состав регулярной армии и стали не только ее наиболее боеспособными частями, но и военно-учебными центрами. Что же еще было сделано в ходе военных реформ? Прежде всего была изменена система комплектования армии. С 1697 г. вводится рекрутская повинность, узаконенная указом Петра в 1705 г. Государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из крестьян и горожан определенное количество рекрутов. До 1724 г. рекруты брались из расчета один человек от 20 дворов, позже 5—7 человек от 1000 мужских душ. Призывной возраст рекрутов составлял 20 — 30 лет, а срок службы в армии был пожизненный. В тех исторических условиях рекрутская система комплектования армии была наиболее целесообразной и имела преимущества по сравнению с западноевропейской наемно-вербовочной системой. Комплектуемая из коренного населения страны, русская армия была национальной, однородной, обладала более высокими морально-боевыми качествами, чем наемные армии Европы.

Особое внимание правительство Петра I уделяло формированию национального офицерского корпуса. Он комплектовался преимущественно из дворян. Военная служба начиналась с 15 лет (русская традиция). До получения офицерского чина дворянин обязан был десять лет прослужить рядовым в гвардейском или армейском полку. Дворянин-гвардеец жил как солдат, в полковой казарме, получал солдатский паек и исполнял обязанности рядового. Воинский устав 1716 г. гласил: «Шляхетству российскому иной способ не остается в офицеры происходить, кроме что служить в гвардии». При Петре I в России создаются учебные заведения для подготовки морских, артиллерийских, инженерных и других офицеров-специалистов. Одновременно вводилась единая система воинских званий с западноевропейскими характеристиками

и твердые основы прохождения службы, закрепленные в Табели о рангах 1722 г. К сказанному выше следует добавить, что все, кто получал офицерское звание, становились потомственными дворянами.

Военная реформа устанавливала новую организационную структуру войск и единые штаты. Вооруженные силы состояли из полевых армий гарнизонных войск, ландмилиции и иррегулярных частей. Полевая армия включала 2 гвардейских, 5 гренадерских, 35 пехотных, 33 драгунских и 1 артиллерийский полки. Кроме полевой армии в крупных городах размещались гарнизонные войска для поддержания внутреннего порядка и пресечения народных выступлений. Они также выполняли функции запасных войск и резерва для полевых армий, готовили, обучали и поставляли рекрутов. Ландмилиция существовала главным образом на Украине. Она несла военно-пограничную службу и контролировала положение в южных губерниях. К иррегулярным частям, не имевшим четко обозначенной структуры и постоянной организации, относились казачьи и башкирские конные части. Общая численность вооруженных сил России к концу царствования Петра I превышала 220 тыс. человек: из них в полевой армии было 112 тыс., в гарнизонных частях и ландмилиции — 78 тыс., в иррегулярных — примерно 35 тыс. человек.

В структуре вооруженных сил выделялись три рода войск: пехота, кавалерия и артиллерия. В 1725г. Из 112 тыс. человек в полевой армии пехоты было 70 тыс., кавалерии — 38 тыс., в артиллерии и инженерных войсках— 4 тыс.человек.

С 1708 г. формируются специальные гренадерские части, куда отбирали наиболее подготовленных, физически крепких солдат. Это были своеобразные штурмовые части. При проведении военных реформ были централизованы органы военного управления. В 1719г. они включали Военную коллегию, ведавшую сухопутными войсками, и Адмиралтейство, управляющее военно-морским флотом. В военное время во главе армии стоял главнокомандующий, который подчинялся императору. При нем создавались Военный совет (как совещательный орган) и полевой штаб во главе с генеральным квартирмейстером. Полевой штаб занимался изучением местности, организацией размещения и передвижения войск, сбором сведений о противнике, подготовкой карт, руководил строительством укреплений.

В рамках реформы проводилось перевооружение. Оно завершилось к 1709 г. Пехота получила однотипное огнестрельное оружие — гладкоствольные ружья с ударно-кремневым замком и трехгранным штыком. Кроме того, на вооружение были приняты шпаги, тесаки, гранаты.

Наряду с реорганизацией сухопутной армии Петр приступил к созданию военно-морского флота. К 1700 г. Азовский флот насчитывал более 50 кораблей, построенных в основном на деньги купеческих объединений — кумпанств. Неудачный Прусский поход повлек за собой уничтожение этого флота. В начале Северной войны на р. Свири была создана верфь, выпустившая первые корабли Балтийского флота. Позже суда строились в Петербурге. К 1725г. Балтийский флот насчитывал в своем составе 35 больших линейных парусных кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных (гребных) судов с 28 тыс. матросов, набранных в основном из крестьян, живших по берегам больших рек. Реформы вводили также единую систему обучения и воспитания войск.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.