рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Учебное пособие: Россия с древних времен и до наших дней

Третий этап охватывал весь 1906 г. и первую половину 1907 г. С весны 1906 г. вновь стал нарастать накал стачечной борьбы. С апреля по сентябрь бастовало 775 тыс. рабочих. В 1906 и 1907 гг. политическая борьба активизировалась в связи с выборами в 1-ю и 11-ю Государственные думы. В отличие от «Булыгинской» думы эти представительные органы избирались при участии более широких слоев общества. Депутаты наделялись правом внесения и обсуждения законопроектов. I Дума функционировала с конца апреля до начала июля 1906 г. Проведя, по сути, одну сессию, она была распущена указом царя. Причиной роспуска Думы явилось то, что ее демократическое большинство обратилось к народу с воззванием добиваться принудительного отчуждения земель в пользу крестьян.

II государственная дума была созвана 20 декабря 1906 г. Она была более революционной по своему составу депутатов, что не устраивало царя и его правительство. К середине 1907 г. соотношение классовых и политических сил в стране изменилось в пользу контрреволюции. В этих условиях царское правительство искало предлог, чтобы разогнать II Думу и окончательно покончить с революцией. В Думу было внесено сфабрикованное охранным отделением обвинение в адрес социал-демократической фракции, якобы готовившей выступления в войсках с целью государственного переворота. На этом основании царь (без согласования с Думой) заменил избирательный закон от 11 декабря 1905 г. законом от 3 июня 1907 г, и распустил 11-ю Думу. Новый избирательный закон явился грубым нарушением Манифеста от 17 октября 1905 г. и основных законов империи. Роспуск 2-й Государственной думы и изменения избирательного закона вошли в историю под названием «третьеиюньского переворота». Этот день считается окончанием первой революции в России.

Причины поражения в России

v   отсутствовало единство в рядах РСДРП;

v   рабочему классу не удалось создать прочного союза с крестьянством в борьбе против царизма;

v   крестьянское движение носило стихийный и неорганизованный характер;

v   русская либеральная буржуазия играла в событиях 1905— 1907 гг. контрреволюционную роль;

v   выступления различных отрядов пролетариата были разрозненны, не удавалось достигнуть единства в выступлениях трудящихся национальных окраин;

v   царизм получал активную поддержку со стороны империалистических государств;

v   армия в основном оставалась верной царю.

Таким образом, 1905—1907гг. по насыщенности событиями не имели аналога в предшествовавшей истории России. Мощь правительственного лагеря во главе с самодержавием, незаинтересованность российской буржуазии в решительной победе революции, социальная и национальная неоднородность революционно-демократического лагеря, острое соперничество между политическими партиями и организациями, политическая неопытность народа, сила «инерции покоя» накопленной почти за три столетия крепостного права, сложившаяся международная ситуация — все это привело к тому, что результатом первой российской революции 1905 — 1907 гг. явилась частичная модернизация государственного строя и его дальнейшая эволюция по пути превращения в буржуазную монархию.

Два других возможных варианта — народная демократическая республика или буржуазное правовое государство—не состоялись. В сложившихся условиях меньше всего шансов на успех имела идея правового государства, т. к. российская буржуазия в ходе революции обнаружила свою политическую слабость. Революция 1905— 1907 гг. ускорила развитие событий в России. После этого потрясения самодержавие, казалось законсервированное на века, уже не смогло выдержать последующих ударов. Не случайно, тяжелые испытания для царизма и всего российского общества, вызванные Первой мировой войной, вылились в могучую народную Февральскую революцию 1917 г., которая буквально в несколько дней покончила с самодержавием и вышла на свой демократический этап.

Тема 13. Россия в 1907 – 1917гг.

 

Становление российского парламентаризма

На фоне изменений в мире к началу XX в. российская монархия выглядела политическим анахронизмом. Система органов государственной власти и управления России, сложившаяся еще в царствование Александра I, оставалась в неизменном виде. Вся полнота власти в государстве принадлежала императору. При царе существовал в качестве совещательного органа им же назначаемый Государственный совет. В стране не было ни парламента, ни легальных партий, ни элементарных политических свобод. «Силовые» министры (военный, морской, иностранных дел) подчинялись непосредственно императору. Сам царь был убежден, что самодержавие является единственно приемлемой для России формой правления, и все предложения о введении хоть какого-то представительного учреждения называл «бессмысленными метаниями».

В конце 1904 г. Николай II в очередной раз не принял предложение либеральной оппозиции, поддержанное министром внутренних дел князем П.Д. Святополк-Мирским, о введении в стране представительного органа власти. И менее через месяц в России началась революция. Она заставила российского самодержца вернуться к вопросам назревавших социально-политических преобразований.

В июле 1905 г. на совещании в Царском Селе пять дней обсуждался вопрос о том, как с минимальными потерями выйти из сложного положения. Император поручил министру внутренних дел А.Г. Булыгину разработать проект об учреждении Думы — законосовещательного представительного органа и Положение о выборах. Характерно, что на этом совещании Николай II предлагал назвать Думу не «Государственной», а «Государевой». Однако провести выборы не удалось. В обстановке нарастания революционных выступлений и бойкота «Булыгинской» думы Николай II подписал 17 октября 1905 г. подготовленный С.Ю. Витте Манифест, в котором провозглашались политические свободы, царь обещал править в согласии с Государственной думой. Дума наделялась законодательными правами, к выборам допускался более широкий слой подданных. 19 октября председателем объединенного Совета министров России был назначен С.Ю. Витте.

Предложенный в Манифесте режим правления один из российских журналов назвал «конституционной империей при самодержавном царе». Вместе с тем Манифест 17 октября стал основой временного компромисса правительства и либерального движения и обеспечил выживание самодержавия в условиях революции. Возникшие на основе либерального движения партии октябристов и кадетов составили своего рода «центр» оппозиционного движения в стране, который в значительной степени уравновешивал два лагеря — правых и левых.

Избирательный закон был опубликован 11 декабря 1905г., в разгар вооруженного восстания в Москве. Закон предоставлял значительные преимущества крестьянам, и от их выбора зависело распределение почти половины депутатских мандатов.

Выборы в I Государственную думу проходили в марте—апреле 1906г. Одновременно правительство стремилось создать противовес Думе в верхнем эшелоне власти. С этой целью Госсовет из совещательного органа при царе в феврале 1906 г. был преобразован в верхнюю палату будущего российского парламента. Половина членов Госсовета, а также председатель и вице-председатель назначались царем, другая половина избиралась, причем дворяне избирали 74 из 98 членов совета. Представители от мещан, рабочих, крестьян не избирались. При таких условиях Госсовет просто не мог не стать опорой царя и надежным фильтром законопроектов, принятых Думой. Совершенствовалась и законодательная база. В апреле 1906 г., за три дня до открытия I Думы, были внесены изменения в «Основные государственные законы Российской империи». Изменения определяли, что император, сохраняя титул и право самодержавия, осуществляет законодательную власть в единении с Госсоветом и Госдумой. «Основные законы» устанавливали, что законопроекты, не принятые палатами российского парламента, не могли вступить в силу. В то же время статья 87 «Основных законов» предоставляла царю и правительству право принимать во время думских каникул любые указы, за исключением вносящих изменения в «Основные законы», законы о

Государственном совете и Государственной думе и в Положение о выборах. Принятая для «чрезвычайных обстоятельств», эта статья стала излюбленным орудием правительства. По его просьбе царь мог «организовать» парламентские каникулы, распустив Госсовет и Думу на несколько дней. В результате внесенных в политическую систему государства изменений в России установился странный строй — конституционное самодержавие. Накануне выборов в Думу царь еще верил в преданность народа и рассчитывал, что крестьяне поддержат консервативных кандидатов. Итоги выборов оказались во многом неожиданными. Значительное место в составе Думы заняли депутаты, выступавшие за решительное обновление российского общества и цивилизованные формы и методы управления социальными процессами.

По мере прояснения политических взглядов и определения партийной принадлежности в составе Думы оказались: 161 кадет, 97 трудовиков, 70 автономистов (украинцы, поляки, литовцы, латыши, мусульмане), 103 беспартийных, 17 социал-демократов, 53 члена представляли политические партии «правого центра». Черносотенные организации в Думе представлены не были.

Заседание первого российского парламента открылось 27 апреля 1906 г. приветственной речью царя на торжественном приеме членов Государственного совета и Государственной думы в Зимнем дворце. В дальнейшем заседания Думы проходили в Таврическом дворце. Председателем Думы был избран московский профессор, юрист, член кадетской партии С.А. Муромцев. Он выступил в Думе с трибуны всего один раз, когда поблагодарил депутатов за избрание его председателем.

Центральное место в работе Думы занял аграрный вопрос. С деятельностью этой Думы кадеты, имевшие в ней самую большую фракцию, связывали также реализацию в стране своего проекта радикально-либерального развития. Однако царь отклонил предложение кадетов и отказался обсуждать проекты, предусматривавшие различные варианты отчуждения помещичьих, государственных и монастырских земель. Слаженной совместной работы правительства и Думы явно не получалось. К тому же правительство, которое накануне созыва Думы возглавил И.Л. Горемыкин, настойчиво убеждало царя распустить неугодную ему Думу. Проработав всего 72 дня, Дума 9 июля 1906 г. была распущена. В определенной степени недолгую историю этой Думы предопределила и не всегда оправданная поспешность депутатов в выдвижении ряда требований (упразднение Госсовета, расширение прав Думы, отставка правительства и подчинение его парламенту и др.), а также излишняя эмоциональность, превращавшая заседания парламента в политические баталии и митинги.

На этом парламентаризм в России мог бы и закончиться. Но ситуация в стране была еще очень сложной, что заставило правящий режим лавировать и идти на определенные реформы. В день роспуска I Думы правительство возглавил П.А. Столыпин. При этом он сохранил за собой ключевой в системе управления империей пост министра внутренних дел. В деятельности Столыпина ярко проявлялось стремление стабилизировать положение в стране путем сочетания жестких мер борьбы с революционными настроениями с постепенными реформами по обновлению старого строя. Для борьбы с революционным движением власти у Столыпина было больше, чем достаточно. Для проведения реформ требовались пропаганда в обществе новых идей и политическая поддержка. Орудием своей политики Столыпин пытался сделать II Государственную думу. Она начала работу 20 февраля 1907 г.

II Дума избиралась по старому избирательному закону и, несмотря на различные манипуляции в ходе выборов, по своему составу оказалась даже левее первой. Из 518 мандатов 222 принадлежали партиям и фракциям левого блока (трудовики 104, социал-демократы — 65, эсэры — 37, народные социалисты — 16). Кадеты получили в Думе 98 мест, автономисты — 76, черносотенцы и октябристы — 54. Председателем Думы был избран кадет Ф.А. Головин.

Дума учла опыт своей предшественницы и действовала осторожней. 6 марта 1907 г. Столыпин выступил в Думе с изложением правительственной программы реформ. Тон его выступления, по сравнению с двумя речами в I Думе, изменился. Депутатам стало ясно, что делить власть с народным правительством премьер и правительство не намерены. Дума, в свою очередь, не хотела слепо идти в фарватере правительственной политики. После 10 мая, когда Дума отказалась одобрить правительственную концепцию разрешения аграрного вопроса (указ от 9 ноября 1906 г.) и продолжала настаивать на принудительном отчуждении части помещичьих земель, ее роспуск стал неизбежен, а его конкретная дата зависела лишь от готовности нового избирательного закона.

Согласно «Основным законам» изменение порядка выборов в Думу не могло быть произведено без одобрения самой Думы. Но Николай II пошел на прямое нарушение закона. Из трех представленных вариантов нового Положения о выборах царь и правительство выбрали тот, который предоставлял откровенные преимущества дворянам-помещикам.

По новому закону число выборщиков от крестьян сокращалось на 46%, а от помещиков было увеличено на одну треть. Значительно сокращалось представительство в Думе от национальных окраин. В результате по землевладельческой курии один выборщик приходился на 230 человек, по крестьянской — на 60 тыс., по рабочей — на 125 тыс. человек. В городах с прямыми выборами значительные преимущества были предоставлены купцам, торговцам и другим зажиточным слоям. Лица, не имевшие отдельных квартир, к выборам по городской курии не допускались. Общее число депутатов в Думе сокращалось с 542 до 442 человек.

Подстраховавшись новым избирательным законом, царь мог распустить II Думу, тем более что она давно раздражала его. Однако роспуск и этой Думы по причине ее несговорчивости с правительством явно не устраивал самодержца. Нужен был более серьезный предлог и его скоро нашли. С помощью двух провокаторов, агентов департамента полиции Бродского и Шорниковой, было сфабриковано обвинение социал-демократической партии в подготовке военного переворота. На основе этих сведений 1 июня 1907 г. Столыпин потребовал отстранить от участия в заседании 55 членов социал-демократической фракции, а 16 из них лишить депутатской неприкосновенности. Выполнить требования премьера без расследования обвинения депутатской комиссией Дума отказалась. Через день, 3 июня 1907 г., были опубликованы манифест царя о роспуске Думы и новое Положение о выборах. Этот акт вошел в историю страны как третьеиюньский государственный переворот, т. к. решение о роспуске представительного учреждения и новый избирательный закон были приняты вопреки Манифесту 17 октября и «Основным законам».

Николаю II и Столыпину явно требовался более послушный парламент. Причем не просто послушный, а дающий возможность охранять основы самодержавия и способный проводить в жизнь правительственную программу реформ. Их усилия по изменению «Положения о выборах» увенчались успехом: во-первых, дворяне, составлявшие чуть более 1% населения, получили в Думе 178 мест из 442, во-вторых, избирательный закон не позволял ни одной из будущих фракций получить большинство в парламенте. Фракционный состав Думы в первую сессию выглядел следующим образом: правые партии — 147 мест, кадеты и близкие к ним депутаты — 104, октябристы — 154 места.

Исход любого голосования в Думе решали октябристы, представители которых, Н.А. Хомяков, А.И. Гучков и М.В. Родзянко, были последовательно председателями III Думы. При голосовании октябристов с правыми соседями создавалось большинство примерно 300 голосов, при голосовании тех же октябристов совместно с левыми соседями парламентское большинство составляло примерно 250 голосов.

Расчет Столыпина был точным: первому большинству отводилась охранительная роль, второе — было призвано поддерживать правительство в проведении буржуазных реформ. При этом Столыпин объективно должен был сделать ставку на фракцию октябристов — представителей партии с буржуазной программой и дворянско-купеческим социальным составом. Так была создана «третьеиюньская система», положившая начало формированию в России буржуазной монархии, в основе которой лежал политически оформленный в Думе союз помещиков с верхами буржуазии. Но для нормального функционирования такой сложной системы, как «третьеиюньская монархия», требовались почти идеальные условия, и в первую очередь длительный «покой» в стране и успех проводимых реформ. При этом в условиях достаточно длительного политического затишья после первой революции «покой» в стране определялся во многом взаимоотношениями монарха, правительства и Думы.

Назвать эти отношения конструктивным сотрудничеством можно лишь с большой натяжкой. Сам царь, несмотря на определенные компромиссы с представительной властью, Думу не любил и готов был принять любые меры, лишь бы сохранить монархию в неизменном виде. Его раздражали обращения депутатов к опыту западных стран, призывы перенести на русскую почву их модели развития. Не всегда конструктивно действовала и Дума, нередко копируя функции и приемы работы парламента западного типа без учета специфики российской действительности, менталитета народа. Отношение царя и правительства к Думе ярко проявилось при обсуждении сметы управления железных дорог. На предложение П.Н. Милюкова создать по этому вопросу парламентскую комиссию министр финансов В.Н. Коковцов, сменивший на посту председателя Совета министров убитого Столыпина, произнес фразу:

«У нас парламента, слава Богу, еще нет». Эта фраза отразила весь комплекс взаимоотношений Думы, правительства и место представительного учреждения в системе управления Российской империи.

Столыпин вместо сотрудничества с парламентом стремился загрузить Думу сотнями мелких законопроектов, называя их в узком кругу «законодательной жвачкой». Все чаще наиболее существенные решения премьер предпочитал проводить в обход Думы, используя статью 87 «Основных законов». В отличие от своих предшественниц III Дума работала полный срок. Она обсудила и утвердила 2197 законопроектов, но лишь немногие из них имели принципиальное значение для России.

III Дума не стала подлинным парламентом, органом контроля под правительственной бюрократией. В «третьеиюньской монархии» произошла консервация прогрессивных начинающих масс, воспитанных в духе хоть и общинной, но все же демократии. Последняя в истории самодержавной России IV Государственная дума работала с 15 декабря 1912 г. по 27 февраля 1917г. Ее председателем был избран М.В. Родзянко. В составе Думы монархисты и правые получили 185 мест, октябристы — 98, прогрессисты и кадеты — 97, социал-демократы — 14, трудовики — 10. Снова, как и в III Думе, сложились два большинства: правые и октябристы — 280 голосов, октябристы, кадеты и национальные партии — примерно 225 голосов. Отличие от III Думы состояло в том, что самой крупной фракцией теперь стали правые.

Оценивая ситуацию в стране через год после выборов в IV Думу, А.И. Гучков в ноябре 1913г. на съезде партии октябристов констатировал: «Иссякло государственное творчество. Глубокий паралич сковал правительственную власть: ни государственных целей, ни широко задуманного плана, ни общей воли... Государственный корабль потерял свой курс, потерял всякий курс, зря болтаясь по волнам. Никогда авторитет власти не падал так низко».

В августе 1915 г. в составе Думы был создан «Прогрессивный блок», в который вошли 236 депутатов из 442. Созданием этого блока либеральная оппозиция пыталась спасти самодержавие. Прогрессивный блок требовал образовать правительство общественного доверия. Однако Николай II, окончательно связавший себя с правыми, отказался не только от политики реформ, но и вообще продемонстрировал отсутствие четкой политической и экономической программы. Углубление кризиса власти, «распутинщина», министерская чехарда (за два с половиной года войны сменились 4 председателя Совета министров, б министров внутренних дел и т. д.), военные поражения и нарастание экономических трудностей привели к недовольству политикой царя даже в его ближайшем окружении.

Первая мировая война приблизила массы к пониманию, что представляет собой власть и в каком государстве они живут. Выросшая на волне социально-экономического и политического кризиса империи, в условиях небывалой дискредитации власти Февральская революция в несколько дней смела 300-летнюю монархию. В этих условиях российский парламент оказался не в состоянии возглавить движение масс. Дума, как заявил лидер партии кадетов П.Н. Милюков, будет по-прежнему действовать «словом и вотумом». Общее состояние и настроения либеральной оппозиции (а значит, и большинства IV Думы) предельно четко выразил лидер националистов В.В. Шульгин: «Мы были рождены и воспитаны, чтобы под крылышком власти хвалить ее или порицать... Но перед возможным падением власти, перед бездонной пропастью этого обвала у нас кружилась голова и немело сердце».

27 февраля 1917г. указом царя, переданным через председателя Совета министров, Дума была распущена на каникулы и больше в полном составе не собиралась. Лишь 12 депутатов образовали Временный комитет Государственной думы и отважились создать правительство, Так закончилась история становления российского парламентаризма в начале XX в. Оценки деятельности Госдумы всех четырех созывов достаточно противоречивы. Возникнув на волне революционного движения, российский парламент в значительной мере отражал настроения противоборствующих сторон. Находясь под сильным диктатом правительства, в условиях постоянного противоборства политических сил в депутатском корпусе, Дума так и не стала по-настоящему законотворческим и независимым парламентом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.