рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Учебное пособие: Россия с древних времен и до наших дней

Ø   в идеологии и культуре — творческий подход к теории социализма, обеспечение плюрализма мнений, опора на гуманистические, нравственные

Ø   традиции общества;

Ø   в области внешней политики — формирование нового политического мышления и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми;

Ø   в военной области - проведение реформы, основанной на оборонительной доктрине и принципе разумной достаточности.

Конечной целью перестройки было глубокое обновление всех сторон жизни, придание социализму самых современных форм общественной организации, наиболее полное раскрытие гуманистического характера существующего строя во всех его решающих аспектах — экономическом, социально-политическом и нравственном.

Фундаментом перестройки явилась радикальная экономическая реформа. Главная экономическая проблема заключалась в том, чтобы сделать экономику восприимчивой к постоянно изменяющимся и развивающимся потребностям общества, способной эффективно ассимилировать достижения научно-технического прогресса и быстро реагировать на любые проявления творческой инициативы. В ной должны были гармонично учитываться интересы как отдельных производителей, так и всего общества. Исходя из этого требовалось решить по крайней мере такие основные задачи:

• осуществить перевод всех предприятий и учреждений на хозрасчет и самофинансирование;

• перестроить организационные структуры управления в центре и на местах с целью повышения его эффективности;

• обеспечить развитие кооперативного движения, разнообразных форм подряда и аренды;

• выполнить программу финансового оздоровления народного хозяйства (реформа ценообразования, наведение порядка в бюджете, финансово-кредитной системе, деятельности банков).

Государственная политика в экономической сфере осуществлялась в три этапа: первый (1985 — 1986) — попытка вывести хозяйство из состояния стагнации с помощью политики «ускорения»; второй (1987— 1988) — попытка осуществления радикальной реформы управления экономикой; третий (1989—1991) —попытка глубокой реформы хозяйственного механизма, изменения отношений собственности и перехода к рыночным отношениям. Кратко остановимся на каждом этапе.

В 1985-1986 гг. в основу экономической политики была положена концепция «ускорения социально-экономического развития страны». Под ускорением прежде всего понималось повышение темпов экономического роста. Так, к концу XX столетия предполагалось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала; повысить производительность труда в 2,3 — 2,5 раза. В то же время суть ускорения состояла и в новом качестве роста, т. е. во всемерной интенсификации производства на основе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, внедрения эффективных форм управления, организации и стимулировании труда.

Таким образом, лозунг ускорения по содержанию приобрел то же значение, какое имел до него лозунг всесторонней интенсификации общественного производства, провозглашенный на XXVI съезде КПСС (1981), и не затрагивал основ экономической системы. В 1987-1988 гг. стержнем и главным содержанием курса стали попытки осуществления радикальной реформы управления экономикой. Были приняты законы «О кооперации СССР», «О государственном предприятии (объединении)». Последний существенно расширил права предприятий, ставку делал на полный хозяйственный расчет, самоокупаемость, самоуправление всех отраслей народного хозяйства. Директивный государственный план заменялся госзаказом. Однако расширение прав госпредприятий, согласно Закону «О государственном предприятии (объединении)», сразу же привело к повышению заработной платы без роста или при мизерном росте выпуска продукции. Так, за 1987—1988 гг. средняя заработная плата рабочих и служащих увеличилась в 14 раз (согласно пятилетнему плану намечался к 1990 г. рост на 15%). С лета 1989 г. острота экономических проблем усугубилась серией забастовок.

В 1990 г. впервые за послевоенный период был допущен абсолютный спад производства. По добыче нефти и угля, выплавке металла страна откатилась на позиции начала 1980-х гг. Нарушение межотраслевых производственных связей, необеспеченность сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, запчастями поставили на грань остановки сотни предприятий. Каждое четвертое предприятие не выполняло договорные обязательства. Только из-за потерь рабочего времени было не выпущено продукции на 5 млрд. руб. Почему попытки осуществления радикальной реформы управления экономикой провалились?

Во-первых, по-прежнему хозяйство регулировалось старыми методами сверхцентрализованной экономики. Вместо преобразования системы управления экономикой в целом была предпринята попытка изменить только оплату труда, схему распределения доходов предприятий и частично модифицировать планирование.

Во-вторых, реформе оказали упорное сопротивление стоящие у власти бюрократические структуры, так как преобразования начали угрожать их политическим и социальным позициям в обществе. В 1989—1991 гг. — осуществление глубокой реформы хозяйственного механизма, изменения отношений собственности и переход к рыночным отношениям. Первая правительственная программа, соответствующая стратегии преобразования хозяйственного механизма на рыночных принципах, была одобрена II Съездом народных депутатов СССР в ноябре 1989г. Расстройство финансовой системы привело экономику весной 1990 г. к кризису. В этих условиях правительство принимает решение несколько отойти от концепции реформы, принятой в ноябре 1989г., и реализовать программу форсированного перехода к планово-регулируемой рыночной экономике. В ее основе лежала реформа государственных, розничных, оптовых и закупочных цен, в результате проведения которой розничные цены на товары народного потребления должны были вырасти в 2, а на хлеб даже в 3 раза. Этот вариант был отвергнут Верховным Советом СССР.

К осени правительство выносит на рассмотрение Верховного Совета СССР третий вариант программы. Она отличается от второй более «сглаженной» реформой розничных цен. Но к этому времени был разработан альтернативный вариант программы перехода к рыночной экономике, который известен под названием Программы «500дней» С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского. Н.И. Рыжков 19 октября на сессии Верховного Совета СССР говорил, что не 500 дней надо, чтобы перейти к рынку, а 6—8 лет. В 1991 г. это подтвердили и разработки экономистов в США.

В связи с тем, что найти взаимоприемлемый компромиссный вариант правительственной программы и Программы «500 дней» не удалось, были предоставлены особые полномочия Президенту СССР, в том числе и право издавать указы о путях перехода к рыночной экономике. В октябре 1990 г. Верховный Совет СССР одобрил «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике». В программу заложили новый, еще неапробированный эксперимент по созданию государственной рыночной экономики. Характерными особенностями последней являются тесное переплетение, сращивание государственно-монополистических структур с формами и институтами классической рыночной организации. Итогом подобной попытки могло быть или подавление старыми административными структурами чуждых им элементов, или коммерциализация государственных структур.

Таким образом, экономическая реформа в XII пятилетке радикальной не стала, и в том виде, в каком задумывалась руководством СССР, оказалась нереальной вообще. Распад СССР, крушение всех его властных структур поставили точку в осуществлении радикальной экономической реформы.

Реформа политической системы была обусловлена всем ходом перестроечных процессов после апреля 1985 г. Признание несовершенства политической системы, ставшей главным тормозом экономических преобразований, требовало решительных перемен и в этой сфере жизни общества.

Концепция реформы политической системы содержится в материалах XIX Всесоюзной конференции КПСС, январского (1987) и февральского (1988) Пленумов ЦК КПСС. Суть реформы заключалась в следующем:

• сделать все, чтобы трудящиеся были включены в управление страной не на словах, а на доле;

• создать эффективный механизм, который обеспечивал бы своевременное самообновление политической системы с учетом меняющихся внутренних и международных условий.

Конечной целью реформы политической системы и главным ее критерием КПСС считала всестороннее обеспечение прав человека, повышение социальной активности советских людей. XIX партконференция наметила пути достижения этой цели: а) изменить избирательную систему; б) реорганизовать структуру органов власти и управления; в) обновить законодательство. По существу это означало возрождение полновластия Советов народных депутатов.

В ходе реформы политической системы можно выделить два крупных этапа: 1985— 1988 гг. и 1989—1991 гг. В структуре и механизме функционирования высших и местных органов государственной власти Советов в 1985—1988гг. изменений практически не произошло. По-прежнему формально высшим органом власти был Верховный Совет СССР, регулярно собиравшийся на свои сессии, на которых он утверждал решения партии и правительства. С 1985 по 1988г. Председателем Президиума Верховного Совета был А.А. Громыко.

Реальные изменения в структуре власти начались после 1988 г. В соответствии с предложениями XIX Всесоюзной партийной конференции Верховным Советом СССР были приняты законы «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и «О выборах народных депутатов». Избирателям предоставлялось право действительного выбора как на стадии выдвижения кандидатур, так и на стадии голосования. Выборы народных депутатов стали осуществляться на альтернативной основе. 26 марта 1989 г. состоялись выборы народных депутатов. Избирательная кампания проходила остро, вовлекая миллионы людей в реальную политическую жизнь. Кроме выборов депутатов по территориальным округам в 1989 г. проводились выборы от так называемых общественных организаций — КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, Союза журналистов, Академии наук и ряда других. Это привело к тому, что значительная часть партийных функционеров без труда вновь попала в высший орган государственной власти. Всего было избрано 2250 депутатов. Важным событием политической жизни страны стали Съезды народных депутатов СССР.

На I съезде народных депутатов (май—июнь 1989) М.С. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Его заместителем стал А.И. Лукьянов. Кроме того, были избраны депутаты Верховного Совета (всего 542 человека) — постоянно действующего законодательного и контролирующего органа государственной власти, образован ряд комиссий: мандатная, конституционная и т. д. Съезд утвердил Председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова и ряд других высших должностных лиц государства. В 1989— 1991 гг. состоялось пять Съездов народных депутатов страны. Их главный итог состоял в том, что начала работать новая модель политической системы общества. Поворот страны к рыночным отношениям, усиливающаяся разбалансировка народного хозяйства, необходимость быстрого реагирования на социально-экономические процессы в стране поставили вопрос о дальнейшем укреплении высшей государственной власти. В стране впервые вводится институт президентства. На III внеочередном Съезде народных депутатов СССР в марте 1990 г. на пост Президента СССР был избран М.С. Горбачев. Был создан Президентский совет — совещательный орган при Президенте СССР и Совет федерации, который согласовывал интересы Союза ССР в целом и интересы входящих в него союзных республик. В конце 1990г. вместо Совета Министров был создан новый орган, непосредственно подчиненный президенту — Кабинет Министров СССР. Первым премьер-министром страны стал В.С. Павлов.

4 и 18 марта 1990г. в два тура прошли выборы народных депутатов РСФСР, автономных республик и местных Советов. В соответствии с положениями действовавшей Конституции РСФСР высшая представительная власть в республике имела своеобразную, как бы «двухэтапную» структуру: Съезд народных депутатов — высший орган государственной власти, избираемый сроком на 5 лет и созываемый для работы не менее 2 раз в году, и Верховный Совет — постоянно действующий законодательный и контрольный орган, избираемый на те же сроки из числа народных депутатов РСФСР.

Количественный состав съезда был определен в 1068 человек. Их предстояло избрать в 900 территориальных и 168 национально-территориальных округах. Из этого общего числа депутатов 252 человека должны были составлять Верховный Совет из 2 равноправных палат: Совета национальностей и Совета республики (по 126 человек). Первый комплектовался из депутатов, избранных по национально-территориальным округам, второй — из депутатов, избранных в территориальных округах.

16 мая 1990 г. начал работу I Съезд народных депутатов Российской Федерации. На пост Председателя Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, первым заместителем — мало кому известный доктор экономических наук, профессор одного из столичных вузов Р.И. Хасбулатов. 22 мая съезд приступил к обсуждению вопроса «О суверенитете РСФСР, новом союзном договоре и механизме народовластия в стране». С докладом выступил Б.Н. Ельцин. Он отметил, что россияне более не могут мириться с положением, когда республика по производительности труда находится на первом месте в Союзе, а по удельному весу расходов на социальные нужды — на последнем, пятнадцатом. Чтобы преодолеть это неравноправие, России нужен полнокровный политический и экономический суверенитет.

В дискуссию вступил Президент СССР. Полемизируя с Б.Н. Ельциным, М.С. Горбачев обвинил его в том, что он призывает «под знаменем восстановления суверенитета России» к развалу Союза, пытается «отлучить Россию от социализма», т. к. даже в названии республики социализму не нашлось места. Предложено именовать ее просто Российской Республикой. Это положило начало открытой и непримиримой борьбе Горбачева и Ельцина по двум основным проблемам — об отношениях «Россия — центр» (судьба государственного устройства Союза) и об отношении к социалистическому выбору. Конфронтация продолжалась вплоть до декабря 1991 г., когда перестал существовать СССР, а его первый и последний Президент сложил свои полномочия. Съезд принял Декларацию «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». 907 депутатов РСФСР проголосовали «за»; 13 — «против»; 9 — воздержались. Это случилось 12 июня 1990 г. Этот день вошел в российскую историю как день возвращения России самостоятельности.

В обстановке нарастающего противостояния шла подготовка к референдуму, который должен был решить судьбу СССР. Постановление о проведении референдума принял IV Съезд народных депутатов Союза еще в декабре 1990 г. 17 марта 1991 г. референдум по вопросу о сохранении СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик состоялся. В нем приняло участие более 148 млн. человек, или 80% имеющих право участвовать в референдуме. Из них за сохранение Союза высказалось более 113 млн. человек, или 76,4% от принявших участие в голосовании. «Нет» сказали 32 млн. человек, или 21,7%.

Итоги референдума 17 марта зарубежная пресса оценила как убедительную победу М.С. Горбачева и одновременно триумф Б.Н. Ельцина. 12 июня 1991 г. состоялись выборы первого российского Президента. Как и ожидалось, им стал Б.Н. Ельцин. Вице-президентом стал баллотировавшийся на этот пост в паре с Б.Н. Ельциным народный депутат РСФСР А.В. Руцкой, широко известный как летчик-«афганец», полковник, Герой Советского Союза. Ключевым шагом в реформе политической системы стал переход к многопартийности и политическому плюрализму.

На февральском (1988) Пленуме ЦК КПСС с речью «Революционной перестройке — идеологию обновления» выступил М.С. Горбачев. Впервые было заявлено с партийной трибуны о необходимости «свободного соревнования умов», «социалистического плюрализма мнений». На Пленуме была сделана попытка объяснить причины того, почему партия и народ на протяжении всех 70 лет не смогли «достаточно полно реализовать ленинские принципы нового общественного строя». Среди названных причин было и возвращение к тезису XX съезда о «культе личности» и новый тезис — о сложившейся в 1930-е гг. «командно-административной системе управления». XIX партийная конференция (28 июня — 1 июля 1988) явилась последней попыткой сплотить партию и партийный аппарат под единым руководством М.С. Горбачева. Однако этого не получилось.

1989—1990 гг. были периодом, когда реальная власть стала постоянно уходить из рук верхушки партаппарата. Это проявилось в усилении влияния неформальных движений, в формировании оппозиционных партий и начале широкой критики самих основ марксизма, социализма и деятельности В.И. Ленина. Еще большим падением влияния партии в обществе характеризуется середина 1990г., когда состоялся XXVIII (1990) съезд КПСС и I съезд Коммунистической партии России. На съезде шла ожесточенная борьба между различными фракциями по поводу выхода партии из глубокого кризиса. На нем были представлены три основные фракции: центристская (платформа КПСС), демократическая и марксистская. Сразу же за XXVIII съездом последовал I съезд Коммунистической партии России. Он стал составной частью структурных изменений в партии. Первым секретарем КП РСФСР был избран И.К. Полозков. Оба партийных съезда не ответили на насущные проблемы страны, не смогли выработать стратегию выхода из кризиса. Все это привело к дальнейшему падению пристижа КПСС в обществе, о чем свидетельствовал массовый выход из партии. Если в 1989 г. ряды КПСС покинуло 140 тыс.человек, то в 1990г. — 2 млн. 712 тыс. человек. Из КПСС вышла большая часть состава компартий Литвы, Латвии и Эстонии.

Под давлением сил общественности партийное руководство согласилось с изменением статей 6 и 7 Конституции СССР и тем самым констатировало отказ КПСС от подмены государственных органов, от исполнения административно-управленческих функций. Отказ КПСС от монополии на власть стал важным моментом в формировании новых структур политической системы. За короткое время в стране возникли десятки общественно-политических организаций, партий и движений.

Среди них — народные фронты Латвии, Эстонии; «Саюдис» в Литве; движение «Рух» на Украине. В качестве политического противовеса народным фронтам в Литве, Латвии, Эстонии и других возникли интерфронты, их социальную базу составляло преимущественно русскоязычное население. На территории РСФСР также образовались аналогичные движения. Крупнейшие из них — Российский народный фронт (РНФ), Народный фронт РСФСР, объединение «Демократическая Россия». Возникли самостоятельные политические объединения и партии: Социалистическая партия (1990), Демократическая партия (1989), Демократический союз (1988), Союз конституционных демократов (1989) и др. Многие из них обладали устойчивыми организационными структурами, разработанными идейными платформами, вели активную пропагандистскую деятельность. Спектр идеологических координат их деятельности характеризовался необычайной широтой. В СССР стал реальностью политический плюрализм. КПСС высказалась за мирное сотрудничество со всеми партиями и движениями прогрессивной ориентации.

Общественно-политические организации, входившие в политическую структуру советской государственной системы, в конце 1980-х гг. оказались в глубоком кризисе. Это относится прежде всего к ВЛКСМ и профсоюзам. Началось стремительное падение численности комсомола. Если на 1 января 1987 г. в ВЛКСМ состояло около 41 млн. членов, то на 1 января 1989 г. уже немногим более 31 млн. В 1991 г. ВЛКСМ практически исчез с политической арены. Итоги мартовского референдума не сняли напряженности в обществе. Экономический и политический кризис продолжал углубляться. Из возникшего тупика политические лидеры видели два возможных варианта и 1,1 хода: а) введение в стране чрезвычайного положения; б) созыв «круглого стола» из представителей всех политических движений для демократического решения вопроса о власти. Сторонники сохранения СССР как единого многонационального государства все настойчивее требовали от Президента введения чрезвычайного положения. Демократическая оппозиция продолжала выдвигать идею «круглого стола», видя в нем возможность цивилизованной договоренности о создании условий проведения политики реформ в России и в Союзе. Но события неожиданно пошли по иному, третьему варианту. 23 апреля 1991 г. было принято совместное заявление Президента СССР и руководителей высших государственных органов союзных республик «О безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса». Кроме Президента СССР его подписали руководители девяти республик — России, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении.

В мае 1991 г. в Ново-Огареве началась подготовка нового Союзного Договора. Это был знаменитый «Ново-Огаревский процесс». На 20 августа 1991 г. было назначено подписание нового Союзного договора. 19 августа произошло выступление консервативного крыла в высшем руководстве СССР, которое не устраивал проект Союзного договора. В отсутствие Президента СССР в столице (он был в Крыму на отдыхе) был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), целью которого было преодоление глубокого и всестороннего кризиса и сохранение Союза Советских Социалистических Республик. В ГКЧП вошли восемь высших чинов союзного правительства: О.Д. Бакланов, В.А. Крючков, В.С. Павлов, Б.К. Пуго, В.А. Стародубцев, А.И. Тизяков, Г.И. Янаев и Д.Т. Язов. 21 августа члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота.

Сразу после этого Президент РСФСР Б.Н. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее вовсе. Распад СССР вступил в завершающую фазу. Уже в августе три прибалтийские республики заявили о своем выходе из СССР. В сентябре 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев подписал указ о признании этого выхода.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.