рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Учебное пособие: Россия с древних времен и до наших дней

Василий II и Иван III просто купили у обедневших ростовских князей их вотчину по частям в течение нескольких лет. Василий III после присоединения к Москве последних самостоятельных княжеств Рязани и Пскова резко ограничил права оставшихся полутора десятков удельных князей, находившихся от него в вассальной зависимости, запретив им чеканить свою монету.

в) Отдельные русские земли входили в состав Московского княжества на добровольных началах. В частности, так было со Смоленском, население которого после освобождения его войском Василия III от литовского владычества в ходе войны 1512 — 1514 гг. с Литвой изъявило желание перейти под руку Москвы (1511).

2. Процесс образования Московского государства сопровождался активной борьбой московских князей за свержение монголо-татарского ига и возвращение так называемого «киевского наследства», т. е. земель, входивших в IX—XII вв. в состав Новгородско-Киевской Руси. Москва также стала организатором победы русских войск на поле Куликовом. Однако гнет монгольского владычества продолжал, по меткому определению К. Маркса, «не только подавлять, но оскорблять и иссушать самую душу народа, ставшего его жертвой».

В XV в. московскому войску пришлось отражать многочисленные набеги сильных монгольских войск: 1408 г. — Адыгея, 1437 и 1445 гг. — Улу-Мухамеда, 1451г.—Мозовши. В середине XV столетия Золотая Орда распалась на четыре самостоятельных государства: Астраханское, Казанское, Крымское ханства и Большую Орду. Указанное обстоятельство и рост могущества Москвы позволили Ивану III начать борьбу за окончательную ликвидацию зависимости русских земель от Орды. В 1476 г. Иван III отказался платить дань Большой Орде, приказал казнить приехавших ханских послов и разорвал ханскую басму (изображение хана), которую тот прислал ему как своему вассалу.

Хан Ахмат (Ахмед-хан) вознамерился восстановить былое господство над Русью и, заключив союз с Казимиром IV польским, во главе огромного войска вторгся в московские земли весной 1480 г. Навстречу ему выступило русское войско под руководством Ивана III, к которому присоединился отряд крымского хана Менгли-Гирея, соперника Большой Орды. С 8 октября по 11 ноября 1480 г. на берегах р. Угры (между Калугой и Вязьмой) произошло событие, которое в исторической науке получило название «стояние на Угре». Оно рассматривалось как долгое противостояние двух войск, не решавшихся вступить в бой, которое закончилось бегством татар. Однако изучение различных источников, и в первую очередь «Типографской летописи о походе Ахмата на Русь», показывает, что на берегах Оки и Угры произошло первое в истории московского войска тщательно подготовленное и блестяще выигранное позиционное сражение. Через сто лет после Куликовской битвы Русь навсегда освободилась от монголо-татарского ига. В 1487 г. русское войско овладело Казанью, возведя на престол вассала Москвы Мухамеда-Эмина.

И хотя в последующем в результате военных неудач и по другим причинам московским князьям приходилось эпизодически посылать татарам дань, например, в 1504 г. в Крым, Казань, Астрахань и Каримов, в 1521 г. в Крым, с вассальной зависимостью от Орды было покончено. Если говорить о монгольском влиянии на генезис российской государственности, то представляется, что далеко небезосновательными являлись утверждения историков И. Костомарова, В. Леонтовича, И. Загоскина, В. Сергеевича, ряда современных исследователей, в частности доктора исторических наук А.Л. Хорошкевича, о том, что оно сыграло существенную роль в движении московского общества к деспотии восточного типа, о чем речь пойдет ниже.

Молодое Московское государство вело также активную борьбу за возвращение «киевского наследства». Эта проблема имела для московских князей не только хозяйственное, но и геополитическое значение. Это был вопрос международного престижа и авторитета. Основным соперником Москвы на этом направлении являлось Великое княжество Литовское, владения которого в отдельные периоды доходили до Серпухова и Калуги, а войска только за 4 года (с 1368 по 1372) совместно с тверскими князьями совершили 3 больших набега на Москву. Первые успешные походы против Литвы предпринял в 1406 — 1407 гг. Василий I. В 1494 г. — Иван III возвращает Руси Вяземские земли. В 1500— 1503 гг. Москва в союзе с Крымским ханством ведет успешную войну против Литвы и Ливонского ордена и отвоевывает Чернигов, Стародуб, Гомель, Новгород-Северский, Рыльск, Брянск, Мценск, Любутск. В 1513г. Василий III освобождает Смоленск.

Победам над Литвой способствовала активная борьба Московии с возможными союзниками Великого княжества Литовского. В 1481 г. московское войско разгромило Ливонский орден и дошло до Риги. В 1496—1497гг. русские войска вместе с датским королем успешно воевали со шведами на территории Финляндии. О темпах роста Московии свидетельствует тот факт, что если, по подсчетам В.О. Ключевского, Василий II оставил по духовной грамоте старшему сыну Ивану 14 городов с уездами и остальным сыновьям вместе 11 или 12 градов, то Иван III уже завещает старшему сыну 66 городов и остальным сыновьям 30. Таким образом, к началу XVI в. появившееся название «Россия» уже обозначало крупнейшую державу Европы и Азии.

3. В этот период усилилась изоляция Московского государства от европейского мира. Путь «из варяг в греки» в условиях монгольского завоевания потерял свое значение, в силу чего снизилась активность хозяйственно-торговых связей русских земель с Европой. Она почти сошла на нет после присоединения торгового Новгорода и разрыва связей Северо-Западной Руси с Ганзейским союзом. (В XIV в. купцы более 70 немецких городов образовали торговый союз — Ганзу.) Послы европейских держав стали редкими гостями на Руси.

В Московском государстве произошло в сравнении с Новгородско-Киевской Русью, Новгородской и Псковской боярскими республиками значительное огрубление нравов и ужесточение судного права. Духовная и ментальная изоляция Московии от Европы еще больше усилилась после подписания многими православными государствами, а точнее их церквями, флорентийской унии 1439 г. Согласно ей они признавали главенство Папы Римского и католических догматов в условиях нарастания турецкой агрессии. Подписавший унию московский митрополит Исидор по возвращении в Москву был лишен сана и брошен в темницу по решению Василия II. Впоследствии Исидор бежал за границу и стал католическим кардиналом. После взятия в 1453 г. турками Константинополя и падения Византии, Русская православная церковь фактически оторвалась от всего христианского, в том числе православного, мира, т. к. все международные контакты Московской митрополии шли в основном через Константинопольскую патриархию.

Однако было бы неверно рассматривать процесс отчуждения России от Европы исключительно как самоизоляцию. Ему в значительной степени способствовала активная католическая экспансия, направленная кроме политических целей и на разрушение системы Духовных ценностей русского народа, что побуждало его к активному сопротивлению воинствующему евроцентризму. Ударной силой католической экспансии являлись Ливонский орден и Великое княжество Литовское, вторые стали своеобразным железным занавесом на пути российско-европейских отношений.

Единственным сильным государством, с которым Русь в XIII — XV вв. имела постоянные и непосредственнее контакты, являлась Золотая Орда. Именно этот сильный сосед, как в IX—XI вв. Византия, и стал во многом образцом для московских князей при строительстве молодого московского общества.

Безусловное цивилизационное влияние оказывали и Активные связи Московии со среднеазиатскими государствами, осуществлявшиеся помимо Золотой Орды.

4. Процесс формирования Московского государства сопровождался утверждением обожествляемой самодержавной власти. Именно владимиро-суздальские князья, сводные братья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо могут быть названы основоположниками государственно-самодержавной идеи на Руси. Именно они поставили знак равенства между великим князем и государем, по отношению к которому все прочие князья и тем более бояре если не подданные, то по крайней мере вассалы самого низшего разряда. Отсюда и конфликты этих двух великих князей с южнорусскими, рязанскими, муромскими князьями и собственными боярами, вследствие которых, кстати, и погиб Андрей Боголюбский.

Процесс утверждения самодержавной власти активизировался в процессе освобождения от монгольские ига, который требовал централизации военной силы русских земель и их политического единства. Безусловную роль в этом процессе сыграло и стремление московских князей к старшинству среди прочих князей. Нельзя сбрасывать со счетов и пример эффективной самодержавной власти золотоордынских ханов, которых, между прочим, на Руси именовали царями, а также влияние византийских традиций. Первым из московских князей стал титуловаться великим князем всея Руси Иван Калита.

Большой шаг в реализации идеалов самодержавной власти сделал, опираясь на поддержку стремящегося к новым богатствам московского боярства, Дмитрий Донской. В 1371 г. он заставил татар и северо-восточных русских князей признать его великим князем московским и владимирским, а в 1389г. завещал это великое княжение своему сыну Василию I (1389 — 1425), игнорируя лестничную систему наследия и право хана на дачу ярлыка.

Однако отношения Дмитрия с подвластными князьями и боярами носили еще характер вассальных. В частности, великий князь призывал их выступить против Мамая, но приказывать еще не мог. В 1485г. Иван III начинает именоваться великим князем московским и всея Руси Божьей милостью, а в переписке с иноземными монархами называть себя царем. Важными шагами в усилении единодержавной власти стали брак Ивана III в 1472г. с племянницей последнего византийского императора Константина IX Софьей Палеолог и венчание им своего внука Дмитрия шапкой Мономаха и титулом наследника и государя Божьей милостью.

При Иване III и Василии III войско становится общерусским, и именно на этой основе великие князья выступают как самодержавные государи по отношению к удельным князьям и боярам, которые тем не менее продолжали иметь свои собственные небольшие военные отряды. Ну и наконец, Иван IV, будущий Грозный, венчается в 1547 г. царским венцом и становится первым официально провозглашенным российским царем-самодержцем, получившим власть и венец из рук главы Церкви и от имени Бога. Однако и он первый период своего правления еще не был самодержавным монархом, о чем мы будем говорить ниже.

5. В процессе становления Московского царства в русских землях фактически была уничтожена социальная группа собственников и утвердилась власть-собственность в лице царя и государственной бюрократии. Огромную роль в этом сыграли первоначально складывающиеся отношения собственности в Северо-Восточной Руси. Сначала здесь в XII в. на огромных неосвоенных земельных пространствах возникла княжеская власть, установившая свою земельную собственность, а уж потом появились массы переселенцев с южных земель, вынужденные признать свое подчинение этой власти-собственности. В Новгородско-Киевской Руси, наоборот, первичной была обширная поземельная собственность, и лишь потом появилась княжеская власть.

В последующем, в XIII—XVI вв., позиции власти-собственности еще более усилились. Если в начале XV в. 2/3 всех удобных земель принадлежали боярам, князьям, Церкви, а великому князю — всего 1/3, то к середине XVI в. положение изменилось на диаметрально противоположное: у знати и Церкви — 1/3, а великого князя — 2/3. К концу же царствования Ивана IV собственников земли в России было лишь двое: царь и Церковь, причем собственность последней была существенно сокращена. Приобретенная казной земля использовалась в первую очередь для содержания поместного дворянского войска. Примером того, как осуществлялась концентрация земельной собственности в руках государства, может служить политика Ивана III в отношении богатых новгородских боярских вотчин, т. е. наследственных земельных владений, которые составляли экономическую основу независимости боярской республики.

Взяв Новгород, Иван III переселил новгородских бояр под Москву, дав им поместья на условии несения службы, а их вотчинные земли отписал на себя, заселив помещиками и черносошными, т. е. свободными, крестьянами-общинниками, таким образом, право земельной собственности стало фактически принадлежать государству. Оценивая эти действия Ивана III, 30 историк начала XX в. Н.А. Рожков писал: «...вотчина была вырвана с корнем и заменена крестьянским, так называемым, черным землевладением... высшее право собственности на землю стало принадлежать московскому государю». Подобные шаги московские князья предприняли и в других районах, а Иван IV фактически завершил ликвидацию боярских вотчин, охраняемых правом феодального иммунитета. Такая же судьба ожидала земельную собственность самостоятельных князей по мере подчинения их Москве.

Права собственности удельных князей из велико-княжеского дома были подорваны Василием II, после того как он учредил на их землях уезды, которые управлялись наместниками, назначаемыми великим князем из числа московских бояр и получавшими «корм» со своей должности. А последнее удельное Старицкое княжество ликвидировал Иван Грозный, казнив своего двоюродного брата Владимира Андреевича Старицкого.

Василий III и Иван IV приняли последовательные меры к ограничению церковных вотчин. Сначала князьям и боярам было запрещено давать вотчины в монастыри без царского ведома; затем земли, отобранные Церковью у дворян, были возвращены владельцам, а земли, розданные боярами Церкви в малолетство Грозного, — в казну; с 1580 г. в монастыри разрешалось делать только денежные вклады. Дворяне же, получившие землю от царя за службу, не являлись ее собственниками, а были лишь владельцами. Они могли в любой момент лишиться не только земли, но и своей жизни по царской воле. Например, только в Московском уезде за 25 лет во 2-й половине XVI в. 76,5% всех поместий поменяли своих владельцев.

Показательными в смысле характеристики отношений собственности, являются следующие цифры: в 70 — 80-х гг. XVI в. в Новгородско-Псковской области помещичьи владения составляли 75—90%, монастырские вотчины — 16%; в Московском уезде 36% земель числилось за монастырями, 34% — за помещиками, остальные были черносошные. Господство власти-собственности в Московском государстве стало монопольным. В то же время в Западной Европе права собственников-феодалов закреплялись личным договором, а феодальный иммунитет охранялся законом.

6. Острая социально-политическая борьба, и прежде всего за власть, сопровождала образование Московского царства. Наиболее кровавым и жестоким ее проявлением стала феодальная война в России 1425—1453 гг. В борьбе за великое московское княжение столкнулись Василий II, его дядя Юрий Галицкий с сыном Василием Косым и брат последнего Дмитрий Шемяка.

Поводом к войне стало столкновение двух традиций престолонаследия: древней, лестничной, по которой после смерти сына Дмитрия Донского, Василия I, великим князем должен был стать второй сын, Юрий Галицкий. И новой, рожденной Донским, когда наследником Василия I должен был стать его сын Василий II Темный, получивший свое прозвище в связи с тем, что в ходе войны он не только трижды изгонялся своими противниками из Москвы, но и был ими ослеплен. Будущий Василий III, еще не будучи государем, узнав о намерении отца Ивана III лишить его престолонаследия в пользу племянника Дмитрия, дважды, в 1497 г. и в 1503 г., составлял заговор против отца и побывал в заточении. В конце концов Василию удалось посредством дворцовых интриг уморить в темнице Дмитрия и его мать Елену Волошанку, стать наследником, а затем и великим князем московским.

Московским властителям на пути к единовластному правлению приходилось сталкиваться с жестким сопротивлением боярской знати. Например, Василий III был вынужден преодолевать его, сначала когда вел борьбу за титул наследника, затем когда захотел развестись с Соломонией Сабуровой и жениться вторично, а также в 1522 г. при попытке присвоить себе царский титул. В последнем случае для бояр все закончилось топором палача и вырванными языками. Бояре долго ограничивали царское единодержавие Ивана Грозного, они заставили его в 1547 г. Отказаться от войны с Литвой, а в 1550 г. добились включения в Судебник (сборник законов) ст. 98, согласно которой новые царские указы не могли быть приняты без согласия Боярской думы.

7. Образование Московского государства сопровождалось усилением роли и значимости Русской православной церкви в жизни общества. Подчеркивая это обстоятельство, С.М. Соловьев писал: «... когда московские князья начали стремиться к единовластию, стремления их совершенно совпали со стремлениями духовенства, можно сказать, что вместе с мечом светским, великокняжеским, против удельных князей постоянно был направлен меч духовный».

Киевский митрополит Кирилл венчал Александра Невского на великое владимирское княжение и прожил большую часть жизни во Владимире. Усилиями его в столице Золотой Орды — Сарае — была создана православная епархия, через которую в последующем московские князья имели постоянную связь с ханом и Византией.

В 1325 г. митрополит Петр переносит свою кафедру из Владимира в Москву и завещает похоронить себя в этом городе. Владимир же в это время был владением тверского князя. Митрополит Алексей (1293— 1378), дважды съездив в Орду, добыл у хана ярлык на великое княжение малолетнему Дмитрию Донскому, отбив его у суздальского князя Дмитрия Константиновича. Он активно поддерживал Дмитрия Донского в его борьбе с суздальско-нижегородскими князьями. Так, например, Алексей запретил отправлять в Нижнем Новгороде богослужение, чем вынудил местных князей признать зависимость от Москвы. От тверского князя он добился такого же результата, вызвав его в Москву и заключив в темницу. Алексей активно боролся против литовских князей, стремившихся создать независимую от Москвы митрополию в Киеве, и добился от константинопольского патриарха Филофея поддержки Москвы в этом соперничестве.

Всесторонне содействовал объединительной тенденции московских князей игумен Троице-Сергиевой Лавры Сергий Радонежский (1321—1391), почитаемый современниками как вдохновитель победы на поле Куликовом.

Во время битвы на р. Шелони (1471) новгородский архиепископ Феофил под давлением московского митрополита был вынужден запретить вступить в бой своему «владычному полку», а он был наиболее боеспособной конной силой в новгородском войске. Во 2-й половине XVI в. внутри Церкви разворачивается острая борьба между последователями игумена Волоколамского Успенского монастыря Иосифа Волоцкого (1440—1515) иосифлянами и нестяжателями - сторонниками монаха Нила Сорского (1433—1508). Победившее иосифлянство выдвинуло идею божественного происхождения царской власти и стало официальной идеологией. На рубеже XV—XVI вв. иосифлянское руководство Церкви сформулировало теорию «Москва — Третий Рим», которая в условиях падения Византии и Флорентийской унии (1439) провозглашала Москву единственной хранительницей истинной веры — православия.

Таковы предпосылки, особенности, этапы и характерные черты процесса формирования Российского централизованного государства.

Тема 5. Эпоха царствования Ивана Грозного

Рассмотрим основные характерные черты социально-экономического и политического уклада Московского государства, сформировавшегося к началу XVI в.

Во-первых, главное, что характеризовало экономический уклад — это аграрный сектор с господством власти-собственности.

Во-вторых, московское общество представляло собой совокупность корпоративных замкнутых общин.

В-третьих, государственная бюрократия, выросшая численно, значительно усилила свои позиции и стала реальной носительницей власти-собственности.

В-четвертых, к тяглому (платящему подати) населению относились:

Ø   посадское население, которое объединялось в различные общины (купеческие, ремесленные и т. д.) управлявшиеся избираемыми старостами;

Ø   черносошные (свободные) крестьяне проживали на государственной земле, имели личную собственность, платили подати и несли повинности. Для них была характерна также общинная организация;

Ø   дворцовые крестьяне жили на земле, принадлежавшей великокняжеской фамилии, ей они были обязаны барщиной или оброком, а казне — податями и повинностями. Характерна общинная организация;

Ø   владельческие крестьяне проживали на земле дворян или Церкви, им платили оброк или отрабатывали барщину. Были обязаны платить подати государству и нести повинности. Организованы на общинных началах;

Ø   половники — крестьяне, имевшие наделы государственной земли и платившие подати в казну. Но в силу того, что эти наделы были малы, они арендовали землю дополнительно и платили оброк ее владельцу.

В-пятых, имелась незначительная группа нетяглых людей, т. е. не несущих тягло. К ним относились холопы, не имевшие никакой собственности и полностью зависящие от своих хозяев, а также вольные, гулящие люди.

В-шестых. Православная церковь представляла собой крупнейшую корпоративную общину с огромной собственностью. В то время как в Европе обществу посредством Реформации удалось разрушить корпоративность Церкви, в России она усилилась.

В-седьмых, в наиболее привилигированном положении находилось военно-служилое сословие, получавшее за свою службу от государства земельное и денежное жалованье. К нему относились служилые люди по отечеству:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.