рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Учебное пособие: История России

В узком смысле – двуединый процесс создания машинной промышленности и либеральных (частнособственнических) преобразований в обществе.

Объяснения исторических фактов в различных теориях изучения

Каждая теория, выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.

оценки СОСТОЯНИя СТРАНЫ В 20 – 30-е ГОДЫ

Всемирно-историческая теория изучает общемировое развитие, прогресс человечества. (Мировоззрение – получение максимальных материальных благ.)

Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство нового общества. (Мировоззрение – равное счастье всех, счастье созидающего общества и в нем человека).

Историки материалисты (М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др.) долгое время не выделяли это время в особый период отечественной истории, растворяя его то в рамках «реконструктивного периода» от капитализма к социализму 1926 – 1937 гг., то в рамках «переходного периода» от капитализма к социализму 1917 – 1937 гг. Основным содержанием этого периода считалось построение в СССР основ социалистического общества, заключавшемся в реализации трех задач: индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, осуществлении культурной революции. Социализм трактуется как государственный строй, при котором господствует общественная собственность на средства производства, власть принадлежит всему народу, отсутствуют эксплуататорские классы.

В литературе, написанной после ХХ съезда КПСС (1956 г.), с 30-ми гг. связывалось формирование культа личности Сталина и нарушения «социалистической законности» (раскулачивание, политические репрессии). Негативные явления в жизни страны связывались с личностью Сталина. Эпоха перестройки 1985 – 1991 гг. вызвала стремление историков весь период 1917 – 1985 гг. объявить периодом «незрелого», «казарменного» социализма.

В либеральном направлении всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на эволюционных изменениях, сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Направленность изучения в индивидуализм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе).

Либеральная литература (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) с 30-ми гг. связывает формирование в СССР тоталитарного общества, идеологизированного государства и с этих позиций рассматривала всю предшествовавшую и последующую советскую историю. Тоталитаризм трактуется как государственный строй, подавляющий личность, низводящий ее «до уровня всех» и осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни с режимом личной диктатуры. Тоталитарное государство, с одной стороны, создавало мощную, но однобокую, милитаризованную экономику, с другой стороны, подвергало лишениям народ и уничтожало личность.

Влияние этой теории на историков привело к тому, что с 1987 г. они стали выделять особый «сталинский» период в советской истории, начало периоду положил 1929 г., который под разными названиями – «год великого перелома», «революция сверху», «термидорианский переворот» стал рассматриваться как грань между НЭПом и сталинской политикой форсированной, мобилизационной индустриализации в экономике и тоталитарным обществом в целом. С 1992 г. «сталинский» период был перенесен на всю советскую историю 1917 – начало 90-х гг., которая стала оцениваться как советская модель тоталитарного общества.

Технологическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье человека обеспеченное прогрессом техники).

Сторонники направления (В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) используют термин «сталинская модернизация» или «модернизация по-сталински», выделив в особый период 1928 – 1938 гг. Они считают, что сталинская модернизация (прогресс) объективно преследовала те же цели, что и модернизация начала ХХ в. Она также имела «догоняющий» характер, поэтому ей были присущи те же противоречия и возможные тупики. В то же время она была отягощена рядом как объективных, так и субъективных обстоятельств, совокупность которых можно определить понятием «тоталитаризм».

Сталину удалось реализовать цели отечественной модернизации: построить в стране индустриальное общество, достичь технико-экономической независимости, вывести СССР в передовые страны по валовому национальному продукту.

Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющие понятие локальная цивилизация. На территории России такой является Евразия. (Мировоззрение – счастье человека в его гармонии с природой, обеспечивающей здоровье, продление жизни).

Историки локальной теории, (Г. В. Вернадский и др.) являясь сторонниками сильного государства положительно оценивают принципы государственного устройства СССР (федерацию народов, однопартийную систему, единую идеологию). Создание самого мощного в истории Евразии государства – СССР.

Сравнительно-теоретические схемы

№ 1. Методы построения советского государства

Название теории

Предмет изучения

(алгоритм)

Интерпретации факта в различных теориях

Религиозно-историческая

(Христианская)

Движение человека к Богу Государственный атеизм, тотальное навязывание народному сознанию материализма и рационализма, жесткое давление на Церковь.

Всемирно-историческая:

Материалистическое направление

Прогресс общества. Формационное развитие.

 

Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

Социалистическое государство создается в результате классовой, бескомпромиссной борьбы между пролетариатом и буржуазией. Государство диктатуры пролетариата, установленное при завоевании политической власти пролетариата выполняет насильственно следующие задачи: а) уничтожает частную собственность – основу эксплуатации одного класса (буржуа) других (пролетариата и беднейшего крестьянства); б) подавляет попытки буржуа восстановить старые частнособственнические порядки; в) создает общенародную собственность и воспитывает человека коммунистической морали. В стране действуют пролетарские законы, пролетарские суды.

Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие.

 

Классовое сотрудничество на основе частной собственности

Тоталитарное государство, создавая мощную милитаризованную экономику использует бандитские приемы в ограблении и унижении личности. Все преобразования проводятся в интересах «худшей» (неимущей, деклассированной) части общества. Из нее же формируется и руководство страны (важен принцип происхождения человека). В стране произвол властей. Массовые репрессии инакомыслящих. Отсутствуют права и свободы личности. Вся экономика подчинена интересам подготовки к мировой революции.

 


№ 2. Оценки построения советского государства к 1937 г.

Название теории

Предмет изучения

(алгоритм)

Интерпретации факта в различных теориях

Религиозно-историческая

(Христианская)

 

Движение человека к Богу Зарубежная русская православная церковь не признавала политический строй, установившийся в России. Православная церковь с центром в Москве считала, что «Всякая власть от Бога» и искала пути и средства «выживания» в сложнейших условиях, связанных с жестким давлением на нее со стороны государственной власти.

Всемирно-историческая:

Материалистическое направление

Прогресс общества. Формационное развитие.

Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

Построен социализм (государство диктатуры пролетариата насильственно выполнило свои задачи и переросло в социалистическое общенародное государство). В результате строительства социализма уничтожена частная собственность и класс буржуазии. Возникла общенародная собственность (нет бедных и богатых). Все население страны получает одинаковые политические права. В обществе установлена единая идеология, объединяющая людей – марксизм-ленинизм, основанная на товариществе и взаимопомощи – человек человеку друг. СССР – база мировой революции оказывает интернациональную помощь пролетариату капиталистических стран

Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие.

Классовое сотрудничество на основе частной собственности

Создано тоталитарное государство, подавляющее личность. В стране не существует прав и свобод. Собственность в стране принадлежит государству (идеологизированным чиновникам). Экономическое развитие страны осуществляется за счет массовых репрессий и примитивного, подневольного труда людей.

Всемирно-историческая:

Технологическое направление

Прогресс технологический. Модернизационное развитие.

 Научные открытия

Перенимание западной техники стало основным содержанием процесса индустриализации Советского Союза. В социально-политическом плане другой (не либеральный) путь подразумевал сочетание западной техники, марксистской идеологии и общинного устройства в деревне: коллективизация означала синтез государственной централизации и традиционных общинных начал. Однако новое советское общество продолжало испытывать сильное влияние Запада, в частности влияние фашистской Германии; это влияние сыграло определенную роль в складывании тоталитарной системы и в проведении политики репрессий.
Локально-историческая Единство человека и территории Негативно относясь к коммунистической идеологии, положительно оценивает принципы государственного устройства СССР (федерацию народов, однопартийную систему, единую идеологию). Создание самого мощного в истории Евразии государства – СССР.

 

№ 3. Оценки деятельности И.В. Сталина

Название теории

Предмет изучения

(алгоритм)

 

Интерпретации факта в различных теориях

Всемирно-историческая:

Материалистическое направление

Прогресс общества. Формационное развитие.

Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

Под руководством Сталина коммунистическая партия и советский народ первыми построили в мире социалистическое государство. СССР победил фашистскую Германию, социализм вышел за рамки одной страны, превратившись в мировую систему. Заслуги Сталина огромны. Однако, во время руководства Сталиным страной возник культ его личности. Все заслуги партии и советского народа стали приписываться одному Сталину. Культ личности позволил Сталину нарушать социалистическую законность и, прежде всего, в борьбе с внутренним классовым врагом. Все трудности и ошибки социалистического строительства объяснялись происками классовых врагов, вредительством. Прежде всего от культа личности страдали члены партии (проходили массовые судебные процессы). Культ личности Сталина порожден объективными и субъективными причинами. Объективными – СССР окружена капиталистическими странами (внешним классовым врагом) и в одиночку строит социализм. Это требовало ужесточить меры безопасности. Субъективными – негативными чертами характера самого Сталина. Ленин предупреждал о них партию еще в 1922 г. в «Письме к съезду» (грубость, невнимательность к товарищам, чрезмерная подозрительность).

Всемирно-историческая:

 

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие.

 

Классовое сотрудничество на основе частной собственности

Сталин определил вектор развития России – командно-административный. Под руководством Сталина в России было создано тоталитарное государство. Методы создания и дальнейшего функционирования государства – массовые репрессии. Личность Сталина крайне отрицательная, психически нездоров.

Глава 3. Россия в период Великой Отечественной войны (1941–1945) [1]

 

22 июня 1941 года Германия без объявления войны напала на СССР. Вместе с вермахтом в боевых операциях участвовали вооруженные силы Венгрии, Италии, Румынии и Финляндии. Началась Великая Отечественная война советского народа, сразу же ставшая важнейшей для судеб народов Земли составной частью второй мировой войны.

Великая Отечественная война внесла ряд корректив в тот внутриполитический курс, который проводился сталинским руководством в 30-е гг. В то же время сама природа сталинского режима в период войны принципиально не изменилась. Во главе иерархической лестницы по-прежнему стоял И.В. Сталин, полномочия которого были еще более увеличены. Сохранив за собой пост генерального секретаря, накануне войны он стал главой правительства. В самом начале войны И.В. Сталин получил посты наркома обороны, Верховного главнокомандующего и возглавил чрезвычайные органы государственной власти: Государственный комитет обороны и ставку Верховного главнокомандования. Через своих личных представителей И.В. Сталин сконцентрировал в своих руках всю политическую, экономическую, дипломатическую и военную власть.

В условиях военного времени продолжали активно действовать репрессивные органы. В начале 1941 г. НКВД был разделен на два наркомата — внутренних дел во главе с Л.П. Берия и государственной безопасности во главе с В.Н. Меркуловым. В начале войны они слились в единый НКВД, но в 1943 г. функции органов внутренних дел и государственной безопасности вновь были разделены. Действовала система ГУЛАГа и лишь незначительная часть заключенных около 600 тыс. человек в составе штрафных батальонов могла участвовать в военных действиях. Органы внутренних дел контролировали всю личную жизнь граждан. В самом начале войны все советские люди сдали имеющиеся в их распоряжении радиоприемники. По указу Верховного Совета за распространение ложных слухов людей могли посадить на срок от 2 до 5 лет. НКВД занимался охраной порядка в городах, активно действовал в прифронтовой зоне, создавал «особые отделы» в армии.

Осенью 1941 г. были расстреляны некоторые видные советские военачальники: Г.М. Штерн, П.В. Рычагов, А.Д. Локтионов, Я.В. Смушкевич, Ф.К. Арженухин, Г.К. Савченко, И.Ф. Сакриер и др. Среди расстрелянных были партийный деятель Ф.И. Голощекин, участник расстрела царской семьи в Екатеринбурге, М.А. Спиридонова, лидер левых эсеров, участница выступлений этой партии против большевиков в июле 1918 г., М.П. Нестеренко, военная летчица и т. д. По чистой случайности избегли казни люди, внесшие огромный вклад в достижение общей победы над врагом: Б.Л. Ванников, ставший после освобождения наркомом боеприпасов, К.К. Рокоссовский, К.А. Мерецков, будущие Маршалы Советского Союза, С.П. Королев, создатель советских космических кораблей, и др.

Репрессии в годы войны коснулись целых народов. Под надуманными предлогами срывались с насиженных мест и переселялись на новые территории немцы, калмыки, крымские татары, чеченцы, другие народы СССР. В тяжелых условиях военного времени многие из них погибли в пути и в непривычных условиях обитания.

В условиях военного времени мощным средством воздействия на советских людей продолжала оставаться идеологическая работа. Однако ее содержание было существенно изменено и нацелено на возрождение у советских людей чувства патриотизма. В период войны мощнейшим средством пропаганды стало преклонение перед «героическим обликом наших далеких предков». Советская пропаганда заговорила об Отечественной войне, которую вел советский человек против фашистской Германии, вспомнила имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова, Нахимова и многих других русских полководцев. В их честь учреждались новые советские ордена и ими награждались за подвиги, совершенные уже в ходе Великой Отечественной войны.

Стал пропагандироваться опыт военного искусства и полководческого мастерства, накопленный многими поколениями русских людей в борьбе с немецкими, татаро-монгольскими, шведскими, польскими, французскими и другими иноземными захватчиками: в частности опыт народных ополчений и партизанского движения. Проводились параллели между Отечественной войной 1812 г. и Великой Отечественной войной, писалось о преемственности традиций русской и советской армий. Для того чтобы это подчеркнуть, были использованы некоторые внешние атрибуты русской армии: возвратились звания, погоны, кадетские корпуса («суворовские» и «нахимовские» училища) и т. д.

 Для того привлечь на свою сторону народ, правительство решили использовать такую национальную ценность русского народа, как православную церковь, чтобы поставить ее мощное идеологическое воздействие на массы на службу Советскому государству в целях достижения победы над врагом.

В сентябре 1943 г. состоялась историческая встреча Сталина и руководства Русской православной церкви. На ней были решены такие насущные для церкви проблемы, как созыв Архиерейского собора для выбора патриарха, создание Священного синода, открытие богословских академий и семинарий, издание религиозной литературы, организация свечных заводов и других производств и др. Для связи правительства с церковью был создан специальный государственный аппарат — Совет по делам Русской православной церкви. Впоследствии были урегулированы отношения государства с другими религиозными конфессиями. Показательным является и то, что в постановлении ЦК ВКП(б) от 27 сентября 1944 г. «Об организации научно-просветительской пропаганды» впервые не были определены задачи научно-атеистической работы.

 Интеллигенцию попытались привлечь на свою сторону путем расширения приема в Коммунистическую партию, что создавало видимость укрепления связи партии и народа. В результате этих мер было достигнуто морально-политическое единство советского общества, что являлось в то время не просто идеологическим штампом, а средством укрепления общества в целях достижения общей цели.

Появление новых моментов во внутренней политике было рассчитано и на международное общественное мнение. Сталинский режим пытался создать впечатление, особенно на начальном, особенно трудном для него этапе войны, что он способен к движению в сторону западных демократий. Уступка религии, и не только православной, делалась также и под давлением США, которые настаивали в случае предоставления помощи на осуществлении свободы совести в СССР. Кроме того, учитывалось заигрывание с религией германских властей на временно оккупированных советских территориях, что было одной из сторон «нового порядка».

Одиозным в глазах западного мира являлся курс советского руководства на мировую революцию. Орудием этого курса являлся Коминтерн, существование которого вызвало озабоченность в западных странах и неверие в искренность советской политики мирного сосуществования. С целью успокоить своих союзников по антигитлеровской коалиции И.В. Сталин решил ликвидировать этот орган и 15 мая 1943 г. Президиум исполкома Коминтерна принял постановление о роспуске Коммунистического Интернационала.

Доказательством движения СССР в сторону демократии должен был, по мнению И.В. Сталина, служить и факт расширения прав союзных республик во внешнеполитической деятельности. В январе 1944 г. на сессии Верховного Совета обсуждался вопрос о поправках к Конституции СССР, наделявших союзные республики большими правами в области обороны и внешней политики. Для рассмотрения этого вопроса был созван единственный за всю войну Пленум ЦК ВКП(б), который рекомендовал создать для осуществления этих полномочий соответствующие союзно-республиканские наркоматы.

Конкретным поводом для этого стало то, что в 1944 г. на конференции в Думбартон-Оксе представители СССР, США, Великобритании и Китая разрабатывали Устав Организации Объединенных наций. СССР настаивал на том, чтобы учредителями ООН считались все советские республики, которые имели право самостоятельности дипломатической деятельности. Сталину удалось настоять на своем и учредителями ООН стали наряду с СССР Украинская и Белорусская советские республики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.