рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Учебное пособие: История России

В области культуры, с одной стороны, характерно продолжение традиций прошлого и появление нового. Научные открытия начала XX века подрывали традиционные представления о мире. В философии новые идеи нашли отражение в материалистическом учении, их оппонентами стали сторонники идеализма. Первое направление наиболее ярко представлено в работах В.И. Ленина, А.А. Богданова, второе — в работах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова.

Развитие литературы связано с творчеством И. Бунина, А. Блока, В. Брюсова, Н. Гумилева, С. Есенина, М. Горького, В. Короленко и др. Их отношение к событиям и новой власти не было однозначным. Если А. Блок и В. Маяковский приняли революцию, то Н. Гумилев не обмолвился о ней и советской власти ни словом. Д. Мережковский воспринял октябрьские события 1917 г. как похороны культуры России.

В искусстве, как и в литературе, были различные направления, отражающие характер эпохи. Каждое из направлений имело своих поклонников и противников. Авангардизм — К. Петров-Водкин, импрессионизм — К. Коровин, абстракционизм — В. Кандинский, К. Малевич.

Становление и развитие советского театра связано с творчеством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Однако массовая культура оставалась крайне низкой. В деревне преобладала общинная психология, основанная на коллективной ответственности. В сознании рабочих и крестьян коммунистический идеал понимался как уравнительный коммунизм.

Из правил многотеоретического изучения

1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно.

2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая.

3. Теория определяется предметом изучения и отражает мировоззрение человека (группы людей).

4. Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.

Литература различных теорий

Учебная:

Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М., 1995. (либеральная). Вернадский Г. В. Русская история: Учебник. М., 1997. (локальная). История СССР. Эпоха социализма.(1917-1957). Учебное пособие/ Под. ред. М. П. Кима. М., 1957; История СССР. Эпоха социализма. Учебное пособие/ Под. ред. Ю. С. Кукушкина. М., 1985; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001 (материалистическая).

Научная:

1. Монографии: Боханов А.Н. Распутин: Анатомия мифа. М., 2000 (либеральная). Булдаков В.П. Красная смута: Природа и последствия революционного насилия. М., 1997 (либеральная). Выбор пути. История России 1861–1938 / Под ред. О.А. Васьковского, А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995. (либеральная). Карташов А.В. История русской церкви: В 2 т. М., 1992–1993. (религиозная). Пайпс Р. Русская революция. М.,1994. В 2-х ч. (либеральная). Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. М., 1995. (религиозная). Уткин А.И. Забытая трагедия: Россия в первой мировой войне. Смоленск, 2000 (либеральная). Яковлев Н.Н. 1 августа 1914 года. М., 1974. (материалистическая). Модернизация: зарубежный опыт и Россия/ Отв. ред. Красильщиков В. А. М., 1994 (технологическая).

2. Статьи: Бутенко А.П. Правда и ложь в революциях 1917 г. // СОЦИС, 1997, №2. (либеральная). Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению. // Вопросы истории, 1996, № 5-6. (либеральная). Степанов А.И. Место России в мире накануне І мировой войны. // Вопросы истории, 1993, №2. (либеральная). Степанский А. Либеральная Россия, которую мы потеряли. // Свободная мысль, 1995, №12. (либеральная). Шацилло К.Ф. Николай ІІ: Реформы и революция // История Отечества. Т.1. М., 1991. (либеральная). Алексеев В.В., Нефедов С. А. Гибель Советского Союза в контексте истории социализма//Общественные науки и современность. 2002. №6 - http://hist1.narod.ru/Science/Russia/Gibel.htm (материалистическая).

Понятия различных теорий

Материалистическое направление

Революция – резкие качественные изменения

Коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества. «Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса. Есть первый, главный основной признак революции». – В.И. Ленин.

Диктатураформа власти в одной из политических систем

Сущность государственной власти, обеспечивающей политическое господство тому или иному классу (например: Диктатура буржуазии или Диктатура пролетариата).

Диктатура пролетариата форма государственной народной власти

Власть рабочего класса и беднейшего крестьянства, устанавливаемая в результате социалистической революции и имеющая целью построение социализма и переход общества к строительству коммунизма. Исторически государства диктатуры пролетариата существовали в трех формах: форма Парижской коммуны, форма Советов (СССР), форма народной демократии (Восточная Европа и Восточная Азия).

Классы

По определению В.И. Ленина, это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они могут располагать. В антагонистическом обществе одна из этих групп присваивает себе труд другой.

Классовая борьба, появление классов связано с возникновением частной собственности. Классовая борьба, переходя через все общественные формации (рабовладельческую, феодальную, капиталистическую), ведет к уничтожению частной собственности и соответственно самих классов. В мировой истории существовали классы: рабы — рабовладельцы, крепостные — феодалы, пролетарии — капиталисты. Между классами идет непримиримая борьба.

Либеральное направление

Государственный переворот

Насильственный захват государственной власти кучкой экстремистов вопреки воли всего народа.

Классы

1) Большие группы людей, различающиеся по роли в системе организации общественного производства и, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы возникают при переходе к фабрично-заводскому, индустриальному обществу и исчезают, размываются со становлением постиндустриального общества. Это классы — неантагонистические (сотрудничающие).

2) Российские либеральные историки XIX — нач. XX вв. (Ключевский В.О.) выделяют классы по сословному или по профессиональному признаку: купцы, воины, земледельцы и др. Применительно к истории России второй половины XX века современные историки выделяет партийных и государственных чиновников в класс бюрократов.

Объяснения исторических фактов в различных теориях изучения

Каждая теория, выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.

Оценки событий октября 1917 года

Религиозно-историческая теория изучает движение человечества к Богу. (Мировоззрение – спасение Души).

Историки этого направления (д. В. Поспеловский и др.) октябрьские события показывают как масштабную катастрофу и торжество сатанинских сил.

Всемирно-историческая теория изучает общемировое развитие, прогресс человечества.

Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Основывается на революционных изменениях, борьбе классов, ведущей к уничтожению частной собственности и созданию общественной собственности. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство нового общества. (Мировоззрение – равное счастье всех, счастье созидающего общества и в нем человека).

Историки-материалисты (М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др.) Считают, что развитие общества с древнейших времен закономерно привело к социалистической революции (первая в мире социалистическая революция – октябрьская 1917 г.) Класс рабочих и беднейшего крестьянства, завоевав в россии политическую власть, создают государство диктатуры пролетариата. Большевики исходили из того, что общей демократии в классовом государстве нет. Это либо диктатура буржуазии, либо диктатура пролетариата.

В либеральном направлении всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на эволюционных изменениях, сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Во главу изучения ставится индивидуализм, эгоизм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе).

Либеральные историки (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) полагают, что октябрьские события порождены временными трудностями. В стране в условиях войны произошел случайный государственный переворот и власть захватили большевики. В ходе продолжительного красного террора со стороны большевиков насильственно установилась чуждая народу и природе политическая система – диктатура пролетариата. Нарушение со стороны государства большевиков всех прав личности. В России произошло отклонение от нормального, цивилизованного хода истории. Велика роль Ленина в отказе страны от либерально-рыночного вектора развития и выбора командно-распределительного вектора развития.

Технологическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье человека обеспеченное прогрессом техники).

Историки технологического направления (В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) считают, что смена власти в феврале 1917 года носила прозападный модернизационный характер и сопровождалась перениманием западных политических институтов. Однако крестьянская реформа так и не была проведена; это привело к перехвату политической инициативы большевиками. Большевики, олицетворявшие радикальный западный марксизм, вошли в союз с эсерами и повели за собой массы общинного крестьянства. Результатом была победа новой власти, крестьяне получили землю, а большевики – власть; институты либерализма были отвергнуты, и Россия вступила на другой путь развития.

Своеобразие событий сторонники технологического направления усматривают в сочетании в ней различных социальных потоков, часто не совпадающих в устремлениях и даже противоречащих друг другу. Это и восстание масс против самих основ новой цивилизации: частной собственности, городов, железных дорог, представительных учреждений; и новое социальное движение, для которого разрушение старого строя представлялось предпосылкой для ускоренного движения страны по пути прогресса. Оба эти потока носили антибуржуазную направленность и были использованы радикальными элементами для прихода к власти.

Сравнительно-теоретические схемы

№ 1. Оценки событий октября 1917 г.

Название теории

Предмет изучения

(алгоритм)

Интерпретации факта в различных теориях

Религиозно-историческая

(Христианская)

Движение человека к Богу Октябрьские события воспринимаются как масштабная катастрофа и торжество сатанинских сил.

Всемирно-историческая:

Материалистическое направление

Прогресс общества. Формационное развитие.

 Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

 Развитие общества закономерно привело к социалистической революции. Класс рабочих и беднейшего крестьянства, завоевав в России политическую власть, устанавливает государство диктатуры пролетариата и начинает строить социализм.

Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие.

Классовое сотрудничество на основе частной собственности

В стране в условиях войны произошел случайный государственный переворот, власть захватили большевики (велика в этом роль личности – В.И. Ленина). В ходе продолжительного красного террора со стороны большевиков насильственно установилась чуждая народу и природе политическая система.

Всемирно-историческая:

Технологическое направление

Прогресс технологический. Модернизационное развитие.

Научные открытия

События февраля 1917 года носили прозападный модернизационный характер и сопровождались перениманием западных политических институтов. Однако крестьянская реформа так и не была проведена. Большевики, олицетворявшие радикальный западный марксизм повели за собой массы общинного крестьянства и в результате большевики получили власть.

 

№ 2. Классы и классовая борьба, диктатура пролетариата

Название теории

Предмет изучения

(алгоритм)

 

Интерпретации факта в различных теориях

Всемирно-историческая:

Материалистическое направление

Прогресс общества.

Формационное развитие

 Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

 Неизбежны и закономерны в развитии общества смены общественно-экономических формаций, классовая борьба, революции, диктатура пролетариата, возникновение коммунизма. Исторически возникновение частной собственности (первобытнообщинный строй) вызвало появление классов. С этого периода начинается классовая борьба (имущих и неимущих) и проходит через все общественно-экономические формации: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. Затем неимущий класс завоевывает политическую власть, устанавливает государство диктатуры пролетариата (неимущих) и, используя его силу, уничтожает частную собственность – основу деления общества на классы (бедных и богатых). Государство диктатуры пролетариата, выполнив свою историческую миссию, перерастает в общенародное государство. Возникает коммунистическая общественно-экономическая формация, первая фаза которого – социализм. В нашей стране государство диктатуры пролетариата существовало с 1917 г. по 1937 г. В СССР в 1917 году была принята конституция победившего социализма (объявлено – построено социалистическое общество), и все население страны уравнено в политических правах.

Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие

Классовое сотрудничество на основе частной собственности

Владение частной собственностью – неотъемлемое (природное) право личности, условие самореализации ее возможности и свобод. Непримиримого противоречия между имущими и неимущими нет. Задача государства сблизить интересы и жизненный уровень всех слоев населения, достигнуть общественной гармонии (пример – Австрия, Швейцария и др.). Диктатура – слово «кровавое», а государство диктатуры пролетариата – это открытое государственное насилие одной части общества над другими.

 

Глава 3. Гражданская война1

В массовом восприятии гражданская война 1917–1921 годов2 рисуется как военное столкновение «красных» и «белых». Партии и политические силы по ходу событий корректировали свои тактические установки, вступали в различные блоки, переживали перепады в уровне активности. Все это вызывало самые различные комбинации в соотношении противодействующих сил. Смена этих комбинаций отражала логику развития событий в те годы.

В гражданской войне большевикам пришлось бороться не только с белым движением, но и с «демократической контрреволюцией» (сторонниками Учредительного собрания), и со своими бывшими союзниками — левыми эсерами и анархистами. У белых, учредиловцев и анархистов было крайне мало общего, принципиальные разногласия между ними не оставляли шансов для создания полноценной коалиции. Немаловажно и то, что межпартийная борьба происходила на фоне массового брожения, не связанного с программами конкретных партий.

После взятия власти большевики стали преследовать организации правого и либерального толков. В ноябре 1917 года Ленин подписал декрет «Об аресте вождей гражданской войны против революции», где партия кадетов объявлялась «партией врагов народа». Члены Конституционно-демократической партии (КДП) подлежали аресту и суду ревтрибуналов. Враждебность большевиков испытали не только придерживавшиеся иных партийных ориентации, но и представители целых сословий и общественных групп — дворяне, купцы, священники, офицеры, казаки и др. Проводились казни лиц непролетарского происхождения.

В ответ усилилось противодействие, большевикам со стороны различных политических сил. Уже к началу 1918 года действовало несколько антибольшевистских организаций: «Комитет спасения Родины и революции», «Комитет общественного спасения», «Центральный Совет стачечных комитетов» и другие. Активную роль в этих организациях играли кадеты. Политика большевиков вызывала неприятие у основной части эсеровской партии. В резолюции партии социалистов-революционеров (ПСР) в декабре 1917 года было записано: «Политика большевиков близорука и отчаянно авантюрна. Вся власть — Учредительному собранию». В то же время левые эсеры и часть анархистов поддержали большевиков.

После разгона Учредительного собрания противники большевиков стали активно вооружаться. Гражданская война приобретала черты крайней нетерпимости. Попытки со стороны части интеллигенции сдержать скатывание страны к братоубийственному побоищу оказались безрезультатными.

До мая 1918 года вооруженные выступления против большевиков не носили характера полномасштабности. Поход генерала П. Краснова на Петроград и мятеж юнкеров в Москве в октябре 1917 года, восстания атаманов А. Каледина на Дону и А. Дутова на Южном Урале, наступление Л. Корнилова на Екатеринодар в конце 1917– начале 1918 года не имели четкой скоординированности, были разрозненными. Белое движение только начинало формироваться.

Начало масштабной войны в мае 1918 года связано не с выступлением белой гвардии, а со вспышкой активности эсеров, организовавших восстание чехословацкого корпуса, у руководства которого возникли серьезные трения с большевиками. Предназначенный для переброски в Европу через Дальний Восток корпус растянулся от Урала до Владивостока. На этой территории (в Самаре, Екатеринбурге, Томске) возникли правительства, выступавшие под лозунгом Учредительного собрания, решающую роль в них играли эсеры и меньшевики.

Лето 1918 года — время военного столкновения большевиков и эсеров, отличавшегося ожесточением. Только в 20 губерниях страны было зарегистрировано 245 антибольшевистских крестьянских выступлений, за которыми в идейно-политическом плане стояли эсеры.

К лету 1918 года проявились противоречия между большевиками и анархистами. В первые месяцы после октябрьского переворота их отношениям в целом была присуща взаимная лояльность. Анархисты действовали легально, выпускали массу литературы. Брестский мир расколол анархистов. Выявились сторонники Советской власти, некоторые из них сражались в составе Красной Армии — А. Железняков, А. Мокроусов, Д. Фурманов, Э. Берг; сотрудничали с большевиками анархистские группировки, возглавляемые А. Карелиным, А. Аникстом, А. Ге.

Другая, более значительная, чисть анархистов заняла антибольшевистскую позицию. Создавались отряды «черной гвардии», их вооруженные выступления прошли в Курске, Воронеже, Екатеринославе. Анархисты участвовали в мятеже левых эсеров, а после его подавления перешли на позиции «активного террора» против большевиков.

Меньшевики вместе с эсерами осенью 1918 года оказались в состоянии идейно-организационного кризиса. Их декларации о «третьем пути» оказались оторванными от повседневной практики. Эсеры выступили против большевиков, но не нашли сочувствия и у белых, не забывавших о «вкладе» эсеров в развал прежней государственности. Деникинские и колчаковские офицеры открыто презирали эсеров и меньшевиков за половинчатость и склонность к политической риторике. После разгона эсеровской Директории в ноябре 1918 года некоторые «учредиловпы» были арестованы, а затем расстреляны белыми. Эсеровско-меньшевистские правительства не смогли удержаться у власти, независимо от своей воли они лишь подготовили почву для установления в Сибири и на Дальнем Востоке военной диктатуры адмирала Колчака.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.