рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Учебное пособие: История России

Дробя Россию на национально-территориальные образования, объединенные на федеративных началах, большевики стремились представить мировому пролетариату образец будущей «Всемирной Федерации Советов». Лидеры большевиков неоднократно пытались выступить от имени этой «Федерации», еще не существующей. Так, нарком по иностранным делам Г.В. Чичерин заявил в газете «Известия» в сентябре 1918 года: «Советское правительство является представителем не только рабочего класса России, но и всего эксплуатируемого человечества». Ленин, Троцкий, Зиновьев часто обращались с письмами к трудящимся зарубежных стран с призывами к свержению капиталистических правительств. Они выступали как деятели Коминтерна, но на Западе их призывы воспринимались как выступления государственных руководителей, поэтому компартии за рубежом расценивались как советская агентура. Это было еще одним источником вражды между Западом и большевистским правительством. Большевики относились к правительствам Запада как к классовому противнику, хотя считали полезным использовать «межимпериалистические» противоречия в своих целях (как при подписании Брестского мира; интересна выдержка из меморандума Троцкого в августе 1919 года: «...мы могли бы даже рассчитывать, вероятно, на прямую поддержку вашингтонских подлецов против Японии»).

В конечном итоге расчеты на мировую революцию оказались утопией. Она не состоялась, Россия вынуждена была решать массу сложных проблем, накопленных за период ожидания «подхода пролетариата с Запада».

На базе ленинской концепции двух культур (буржуазной и пролетарской) стало развиваться движение Пролеткульта, тотально отрицавшего всю прежнюю культуру, весь опыт прежних поколений. Пролеткультовщина связывалась с представлением, что при социализме все должно быть по-новому — не похоже на старое. Появлялся механический критерий: раз что-либо имело место до 1917 года, значит, враждебно социализму. Насаждалось представление, что подлинная история человечества началась лишь в октябре 1917 год, а до этого была лишь некая предыстория. Абсолютизировался классовый подход в оценке любых явлений русской истории, а само понятие «русская история» объявлялось реакционно-монархическим.

Стремление оторвать русский народ от исторической традиции, связанной с православием, а также «воинствующий материализм» большевиков стали причинами жесточайшего давления на Русскую Православную Церковь.

Запрещались крестные ходы, было отменено исполнение колокольного звона во всех церквах. Изымались церковные средства. Это вызывало повсеместные столкновения между властями и верующими.

Отношения властей и церкви обострились до крайности, когда началась кампания по ликвидации мощей русских святых, в течение веков считавшихся заступниками и хранителями земли русской. Эта кампания была открытым глумлением и надругательством над чувствами верующих, никак не согласовывалась с положением декреты об отделении церкви от государства. В течение 1919 года было вскрыто и осквернено 58 мощей. Взрыв возмущения среди населения вызвало вскрытие — похожее на погром — мощей Сергия Радонежского — одного из самых почитаемых святых в Русской Православной Церкви. «Акцию обеспечивало» подразделение военных курсантов.

В течение 1918—1920 годов дважды привлекался к судам ревтрибунала Патриарх Тихон. Эти суды носили пропагандистский характер. Осенью 1918 года патриарх отказался благословить белое движение, запретил священникам поддерживать как белых, так и красных, осуждая братоубийство. Однако органы Советской власти посчитали такую позицию «потворством белому террору» и объявили Тихона «главой контрреволюционеров».

За 1918—1920 годы было закрыто 673 монастыря, их помещения отводились под склады, приюты, казармы, тюрьмы и концлагеря. К монахам, проявлявшим недовольство, применялись суровые санкции карательных органов.

Параллельно разгрому церкви шло тотальное разрушение традиционной народной морали. Нравственным объявлялось то, что было выгодно пролетарской партии. Насаждая новый быт, часто «резали по живому», не считаясь с привычными взглядами людей. Возникло общество «Долой стыд», пропагандировалась свободная любовь. Повсеместно проводились дискуссии об отмирании семьи, которая наиболее радикально настроенными «новаторами» объявлялась пережитком капитализма. Преследовались церковные обряды — венчание, крещение новорожденных и т. п. Взамен этому придумывались новые, «революционные» обряды. Вместо крещения вводили так называемое «октябрение», когда ребенка с пеленок принимали в комсомол и давали «революционное» имя. Вместо имен из православных святцев появлялись Революции, Диктатуры, Гегемоны. Возникали имена, производные от целых выражений: Ледат (Л.Д. Троцкий), Вилен (В.И. Ленин), Вектор (Великий коммунизм торжествует), Тролезин (Троцкий, Ленин, Зиновьев), Ясленик (Я с Лениным и Крупской) и т. п.

Была объявлена война всей русской исторической традиции. Уже в 1918 году прошло массовое переименование улиц в Питере, Москве и других городах. Появились Троцк, Зиновьевск, Урицк, Загорск и т. п. При жизни «вождей» им стали строить, памятники.

Неудачные попытки большевиков с нуля создать новую культуру, реализовать фантастические проекты в области культуры несколько отрезвили их лидеров, заставили понять, что «палка была перегнута». Ленин выступил с критикой пролеткультовского движения и отказался от нее. Он высказал формулу: «Надо овладеть всем богатством мировой культуры». Однако под мировой культурой у Ленина подразумевались, прежде всего, европейские, западные образцы, он призывал учиться у Германии, США, Англии. О собственном историческом опыте России речи не велось.

Большевики ставили задачу придать культуре светский, массовый, неэлитный характер. По их замыслам, эта задача несла немалую агитационно-политическую нагрузку. Тем не менее, решение позволило приобщить широкие массы народа к ее началам «книжной» культуры, способствовало созданию системы культурно-просветительской работы, появлению сети библиотек, клубов, читален. Проводились лекции, беседы, ставились агитпьесы, агитконцерты. Поднимался вопрос о ликвидации неграмотности населения.

Советская власть ввела цензуру, закрыла антибольшевистские газеты, вся выпускаемая литература контролировалась в отношении содержания. Тем не менее в литературной жизни оживление не спадало. Продолжали существовать поэтические кружки футуристов, акмеистов, символистов, имажинистов. Пролеткульту приходилось вести творческие поиски в соревновании с другими литературными течениями. Продолжали работу В. Маяковский, А. Блок, С. Есенин, Н. Клюев и др. Из писателей многие не приняли послеоктябрьской действительности и эмигрировали, среди них — И. Бунин, А. Куприн, Ал. Толстой и др. В то же время на литературном горизонте появляются новые имена — М. Шолохов, К. Федин, Л. Леонов, Л. Сейфулина, Вс. Иванов и др. Их книги были написаны в духе реализма и одновременно лояльно к новой власти.

В живописи на волне новаторских поисков проявили себя различные направления — авангардизм (К. Петров-Водкин), импрессионизм (К. Коровин), абстракционизм (В. Кандинский, К. Малевич).

Перестраивалось театральное дело. Хотя были запрещены к постановке балет и оперетта, театр не умер. Многие театральные режиссеры и актеры признали Советскую власть. Театр был сферой, которой особо коснулись пролеткультовские веяния: на сцене преобладал импрессионизм декораций, шло увлечение революционной символикой. Обычным делом была вольная интерпретация классиков.

Литературно-театральная жизнь отличалась активностью. Это выглядело довольно парадоксально на фоне всеобщего развала, особенно в городах, где отсутствовало нормальное снабжение продовольственными и промышленными товарами (доходило и до настоящего голода), не было электричества, а значит — освещения, повсеместно была испорчена канализация, не ходили трамваи. За годы гражданской войны деньги обесценились в 1614 раз. Необходимость как-то выжить заставляла многих добывать пропитание нечестными способами, наблюдался упадок общественной морали. При этом культурная жизнь не затухала, духовный тонус в обществе был высоким, что отражало уверенность людей в том, что трудности исторического момента так или иначе будут преодолены.

Из правил многотеоретического изучения

1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно.

2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая.

3. Теория определяется предметом изучения и отражает мировоззрение человека (группы людей).

4. Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.

Литература различных теорий

Учебная:

Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М., 1995 (либеральная). Вернадский Г. В. Русская история: Учебник. М., 1997. (локальная).). История СССР. Эпоха социализма.(1917-1957). Учебное пособие/ Под. ред. М. П. Кима. М., 1957; История СССР. Эпоха социализма. Учебное пособие/ Под. ред. Ю. С. Кукушкина. М., 1985; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001 (материалистическая).

Научная:

1. Монографии: Выбор пути. История России 1861–1938 / Под ред. О.А. Васьковского, А.Т. Тартышного. Екатеринбург, 1995. (либеральная). Гражданская война в России: перекресток мнений. М.,1994 (либеральная). Зимина В.Д. Белое движение в годы гражданской войны. Волгоград, 1995 (либеральная). Карташов А.В. История русской церкви: В 2 т. М., 1992–1993. (религиозная). Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: власть и массы. М., 1997 (либеральная). Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. М., 1995. (религиозная). Шевоцуков П.А. Страницы истории гражданской войны: Взгляд через десятилетия. М., 1992 (материалистическая). Модернизация: зарубежный опыт и Россия/ Отв. ред. Красильщиков В. А. М., 1994 (технологическая).

2. Статьи: Бровкин В.Н. Россия в гражданской войне: власть и общественные силы. // Вопросы истории, 1995, №5. (либеральная). Булдаков В.П., Кабанов В.В. Военный коммунизм. // Вопросы истории, 1990, №3; Поляков Ю.А. Гражданская война в России: возникновение и эскалация // Отечественная история.1992. № 6; Алексеев В.В., Нефедов С. А. Гибель Советского Союза в контексте истории социализма//Общественные науки и современность. 2002. №6 - http://hist1.narod.ru/Science/Russia/Gibel.htm (материалистическая).

Понятия различных теорий

Материалистическое направление

Капитализм

Общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности класса буржуазии на средства производства и эксплуатации капиталом наемного труда.

Социализм

Первая или низшая фаза коммунизма. Государственный строй, при котором господствует общественная собственность на средства производства, власть принадлежит всему народу, отсутствуют эксплуататорские классы.

Объяснения исторических фактов в различных теориях изучения

Каждая теория, выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.

причины ГРАЖДАНСКАой ВОЙНы

Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу. (Мировоззрение – спасение Души).

Религиозные историки (Д. В. Поспеловский и др.) теории рассматривают Гражданскую войну как очищение через страдание, испытание русского народа за отход от православных духовных и нравственных ценностей, а события представляет как разгул анархии «новую» русскую смуту. Генерал Деникин свой труд прямо назвал «Очерками русской смуты». Генерал Краснов излагает события тех лет, как «потеря Россией Бога», то есть забвение христианских ценностей и греховные искушения.

Всемирно-историческая теория изучает общемировое развитие, прогресс человечества. (Мировоззрение - получение максимальных материальных благ).

Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Основывается на революционных изменениях, борьбе классов, ведущей к уничтожению частной собственности и созданию общественной. Во главу изучения ставится коллективизм, будущее строительство нового общества. (Мировоззрение – счастье созидающего общества и в нем человека).

Историки материалисты (М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др.) считают, что после триумфального шествия Советской власти, которая к марту 1918 г. установилась по всей стране (от Петрограда до Владивостока), мировая буржуазия с целью реставрации буржуазных порядков развязала Гражданскую войну. Территория России была поделена между капиталистическими странами, и внутренняя контрреволюция получила политическую, экономическую, военную помощь от мирового капитализма. Гражданская война датируется с ввода войск Антанты на территорию России и возникновения контрреволюционных армий. Периодизация войны строится на трех походах Антанты: 1) Первый поход Антанты (Колчак) – ноябрь 1918–февраль 1919 гг. 2) Второй поход Антанты (Деникин) – март 1919–весна 1920 гг. 3) Третий поход Антанты (Польша. Врангель). Конец гражданской войны – весна 1920– ноябрь 1920 гг. Подчеркивается значение победы для мирового утверждения социализма.

В либеральном направлении всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на эволюционных изменениях, сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Во главу изучения ставится индивидуализм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе).

Историки либералы (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) считают, что после государственного переворота и захвата власти большевики развязали красный террор, который знаменовал начало Гражданской войны в России. Предлагают следующую периодизацию войны: 1) Пролог войны – октябрь 1917–апрель 1918 гг. 2) Распространение войны на всю территорию – лето 1918–октябрь 1918 гг. 3) Усиление интервенции Антанты и крушение этой попытки – ноябрь 1918–апрель 1919 гг. 4). Решающие события войны –1919 г. 5) Советско-польская война и поражение Врангеля – 1920 г. 6) Эпилог войны – весна 1921– конец 1922 гг. Акцентируется внимание на массовой гибели людей. Урок на будущее – не допустить вооруженного захвата власти радикально настроенного меньшинства автоматически ведущего к братоубийственной войне.

Сравнительно-теоретические схемы

№ 1. Причины гражданской войны в России

Название теории

Предмет изучения (алгоритм)

Интерпретации факта в различных теориях

Религиозно-историческая

(Христианская)

Движение человека к Богу Потеря Россией Бога. Хаос. Испытание, наказание русского народа за отход от православных духовных и нравственных ценностей.

Всемирно-историческая:

Материалистическое направление

Прогресс общества. Формационное развитие.

 Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

После Октябрьской социалистической революции Советская власть за несколько месяцев установилась по всей стране, народ преступил к строительству нового общества на социалистических (коммунистических) принципах. Создаются новые формы государственной власти всего народа. Мировая буржуазия с целью реставрации капиталистических порядков развязала Гражданскую войну в России. Территория России была поделена между капиталистическими странами, и внутренняя контрреволюция получила политическую, экономическую, военную помощь от мирового капитализма.

Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие.

Классовое сотрудничество на основе частной собственности

В результате государственного переворота большевики захватили власть, приступили к ликвидации частной собственности и развязали красный террор, который знаменовал начало Гражданской войны в России.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Глава написана в русле либерального направления всемирно-исторической теории.

2 Часть историков считает, что февральские дни 1917 г., когда было свергнуто самодержавие при участии Петроградского гарнизона с применением вооруженной борьбы, стали началом гражданской войны России.


Часть III. СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК (1922-1985)

Глава 1. Россия в 20-е годы[ii]

 

После окончания гражданской войны в Советской России начался острейший социально-политический кризис, вызванный недовольством крестьян политикой «военного коммунизма». Крестьянские выступления против продразверстки зимой 1920/21 гг. приобрели характер вооруженных восстаний против большевиков в Тамбовской и Воронежской губерниях и Западной Сибири, для подавления которых большевики использовали регулярные войска. С 28 февраля по 18 марта 1921 г. против политики большевиков выступили моряки Балтийского флота и гарнизон Кронштадта. Они требовали переизбрания Советов, свободы слова и печати, освобождения политзаключенных и др. Эти настроения широких кругов населения не могли не сказываться на положении в самой правящей партии, внутри которой намечался раскол.

Выход из кризиса был найден на Х съезде РКП (б), который проходил в марте 1921 г. Его решения о найме рабочей силы, о разрешении в огромных масштабах частной собственности, о замене продразверстки продналогом и свободной торговле было направлено на удовлетворение наиболее насущных требований крестьянства и части рабочего класса. Они положили начало проведению в жизнь новой экономической политики, имевшей главными целями восстановление разрушенной в период мировой и гражданской войн экономики России и установление нормальных экономических отношений между рабочим классом и крестьянством. Съезд принял также резолюцию «О единстве партии», направленную на то, чтобы снять напряженность в отношениях между ее различными лидерами. Одновременно было принято решение о ликвидации существования в России других политических партий.

 В связи с принятыми решениями Советская власть, допускавшая частную собственность, провела реорганизацию карательных органов государственной власти и законодательной основы их деятельности. 8 февраля 1922 г. был опубликован декрет ВЦИК о ликвидации ВЧК и передаче ее функций НКВД. Это объяснялось окончанием гражданской войны и необходимостью отказа от чрезвычайных органов власти. В составе НКВД создавалось Государственное политическое управление /ГПУ/, имеющее свои органы на местах. Таким образом, политические дела выделялись в особое производство.

 В 1922 г. В.И. Ленин поручил органам юстиции разработать и принять уголовный кодекс, который бы отвечал новым реалиям. Вскоре новое советское законодательство начало действовать. В июне–июле 1922 г. проходил первый политический процесс в Советской России над 47 руководителями эсеровской партии, который закончился вынесением смертного приговора 14 подсудимым. Однако под давлением мировой общественности приговор был заменен высылкой подсудимых за границу. Сама партия эсеров была распущена. Одновременно произошел «самороспуск» меньшевистской партии. В конце августа 1922 г. из Советской России отплыл «философский пароход», который увез в эмиграцию около 160 выдающихся представителей отечественной культуры. Высылки политических оппонентов большевиков продолжались и впоследствии.

Принятие Х съездом резолюции «О единстве партии» не означало, что руководители РКП (б) безукоснительно следовали ей. Дело в том, что признанный вождь партии В.И.Ленин по состоянию здоровья уже осенью 1922 г. вынужден был отойти от дел и передать их своим соратникам. В апреле 1922 г. на пост Генерального секретаря ЦК партии был назначен И.В. Сталин. Заместителем Ленина на посту председателя правительства был назначен А.И. Рыков.

Постепенно между Лениным и Сталиным возникают разногласия по принципиальным вопросам, глубина которых усиливалась по мере отхода Ленина от практического руководства партией и государством. Это касалось вопросов о введении монополии внешней торговли, создания СССР и т.д.

В.И. Ленин понимал неудачность выбора кандидатуры Сталина на пост руководителя правящей партии. В написанных или продиктованных им на рубеже 1922-1923 гг. статьях и письмах, совокупность которых получила название «политического завещания», он предлагал «предпринять ряд перемен в нашем политическом строе». Особое место В.И. Ленин отводил роли партии в процессе построения нового общества, от единства которой, по его мнению, зависело будущее русской революции. Именно на укрепление роли политического фактора в советском обществе и были направлены такие его идеи как определение его возможного преемника на посту главы партии и государства, повышение роли ЦК как органа коллективного руководства, обеспечение должного контроля за деятельностью отдельных руководителей, привлечение в руководящие органы рабочих от станка и т. д. Данные В.И. Лениным нелестные характеристики многим руководителям партии заставили их предпринять недюжинные усилия для того, чтобы оказаться у власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.