рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Иран во второй половине XX века. Исламская революция в Иране

Исполнительная власть осуществляется правительством — кабинетом министров. Судебная система включает: Верховный кассационный суд, апелляционные, губернские и мировые суды.

Современная политическая ситуация в Иране непростая. Не все ветви власти согласны друг с другом, не все согласны с характером проводимых реформ и темпами роста уровня жизни в стране.

В иранском обществе сегодня присутствуют две крупные политические группы, имеющие относительно разные позиции. Первая группа, известная как консерваторы, делает акцент на сохранении в обществе религиозных и традиционных ценностей.

Другая группа, представляющая реформаторов, убеждена в том, что при сохранении исламских традиций необходимо уделить больше внимания современным тенденциям. Наше общество сегодня неоднородно, это скорее пестрый политический конгломерат, находящийся в состоянии политической и культурной конкуренции. А там, где присутствует конкуренция, всегда возникают препятствия и помехи.

Реформаторы акцентируют внимание на таких ценностях, как права человека, демократия, равноправие полов, индивидуальная свобода, призывая принять их в качестве всеобщего принципа. Консерваторы, не против принятия этих ценностей, ибо считают, что эти понятия имеют глубокие корни в исламе. Однако они не согласны с тем, чтобы механически перенимать перечисленные ценности в том виде, в каком они существуют на Западе. С точки зрения ислама, индивидуальная свобода людей на Западе существует в форме абсолютной необузданности. В Иране об этом сейчас много спорят.

В декабре 2006 года иранский меджлис принял решение подписать международную конвенцию по правам женщин. Это вызвало демонстрацию протеста религиозных деятелей в городе Кум. После этого на решение меджлиса было наложено вето. Проблема заключается в том, что некоторые пункты конвенции противоречили положениям ислама.

Реформаторы убеждены, что можно создать некий синтез исламских положений и конвенции. Консерваторы с этим не согласны. Они считают, что конвенция игнорирует особенности восточных народов. Специфика исламского подхода такова, что права мужчины и женщины определяются исходя из их физических и психических различий. Это противостояние в большей степени имеет характер научной дискуссии, а не политической борьбы.

Самые большие изменения произошли в отношениях Ирана с внешним миром. Иран стал членом Социально-экономического совета ООН. Он состоит из 54 членов, и каждый год обновляется на одну треть. Иран был избран в его состав в числе 18 новых стран.

В настоящее время идет процесс изменения внешнеполитической стратегии страны, в которой фактически военный аспект (цель Исламской республики Иран)- экспорт исламской революции, преобразован в культурно – цивилизационный [28, с. 20].

Но, не смотря на сложные взаимоотношения в настоящее время с некоторыми странами, Иран стремиться к расширению сотрудничества, прежде всего со странами европейского содружества в области экономики и промышленности. Стоит отметить, что отношения Ирана со странами Запада всегда являлись и являются определяющими во внешнеполитическом курсе страны. В обмен Иран предоставляет этим странам льготные условия для инвестиций. Западные деньги нужны Ирану, прежде всего для реконструкции нефтепромыслов и для создания новых производственных мощностей [27, с. 150].

В последние годы внешнеполитический курс Ирана, дает свои позитивные результаты. Решение проблем и разногласий с различными государствами на основе «диалога и логики» способствует взаимопониманию и улучшению отношений между странами. Иран стал более открытым, радушно принимает у себя иностранных туристов, идет на контакты со многими государствами. Осуществляется девиз, провозглашенный президентом, М. Хотами,- «налаживания диалога между культурами и цивилизациями» [27, с.162].

Противостояние Исламской республики Иран США с осени 1979 года по настоящее время исторически оказалось оправданным лишь с одной точки зрения, оно показало и США, и всему миру, и иранскому народу, что исламская республика Иран способна проводить подлинно независимую внешнюю политику. Политику, свободную от необходимости лавировать между двумя или несколькими державами [11, с. 165].

Противостояние с США стоило и стоит Исламской республике Иран больших потерь в развитии экономики. Иран лишил себя, возможно, важнейшего источника получения техники и технологий, необходимых, прежде всего для развития нефтедобывающей промышленности: это цена которую Иран заплатил за свою независимую от США политику [11, с. 166].

Необходимо отметить, что Иран по прежнему слишком лакомый кусочек для Запада по многим показателям: запасам стратегического сырья, промышленному потенциалу и структуре, географическому, стратегическому положению и другим показателям. Именно поэтому самостоятельный, независимый политический курс этой страны вызывает на себя огонь критики, экономических и иных санкций и угроз.

Отношение запада, к Ирану сегодня совершенно иное, чем 5 лет назад. Европейский Союз совсем недавно почти подписал соглашение, которое вывело бы эту страну на новый уровень взаимоотношений со странами Европы, однако соглашение подписано не было из-за того что, имелись политические возражения, в основном со стороны США. Причины этому следующие: Иран подозревается в поддержке терроризма, в том, что добивается получения ядерных технологий, есть претензии к нарушению прав человека и за Ираном не замечено проявления активной позиции в урегулировании ближневосточного конфликта.

Все эти причины являются чисто политическими, хотя договор носил торгово-экономический характер.

К сожалению если США не согласны с каким-то вариантом развития событий, то даже Европейский Союз не может принимать самостоятельного решения по тем или иным странам. Пример Ирана это явно доказывает. Любые претензии на независимую, самостоятельную политику будут встречать резкое неодобрение.

Проблема атомного оружия в Иране сегодня чересчур политизирована. Многие считают, что данная проблема является лишь поводом для давления на Иран со стороны западных стран.

Конечно, болевым точками в отношениях Ирана с мировым сообществом остается поддержка исламских организаций, определяемых Израилем и США, как террористические и программа создания атомной энергетики, осуществляемая не без помощи России [28, с.20].

И хотя Иран отрицает планы создания ядерного оружия, исключать такую возможность нельзя. Иран находиться между Израилем с одной стороны, Индией и Пакистаном с другой, располагающими ядерными технологиями или бомбами, но отличие от Ирана не являются участниками ДНЯО [28, с. 21].

Важнейшим аспектом многогранной проблемы исламской республики Иран и мировых сверхдержав является аспект определения Ираном своего отношения к ним как к державам ядерным.

Этот аспект осложняется тем, что на запад от Ирана и на восток от него есть государства, располагающие ядерным оружием (Пакистан, Индия, Китай, Израиль). Указанное обстоятельство делает понятным озабоченность Ирана отсутствие у него ядерного оружия.

Безотносительно тому, станет Иран ядерным государством или нет, фундаментальные национальные интересы Ирана делают необходимым рассматривать возможное появление этого оружия у него только как фактор, содействующий сосредоточению усилий государства в развитии экономического и социального потенциала страны [11, с. 166].

Америка заинтересована в дестабилизации, ослаблении страны, изменении существующего режима. Для этого разрабатывается целая система программ и мероприятий. Судя по вышеперечисленным факторам ситуация может стать достаточно нестабильной, и не исключено коренное изменение обстановки в стране.

Еще недавно, в мире создавались благоприятные условия для интеграции Ирана в международное сообщество, для развития и углубления отношений со странами Азии и Европы. Необходимо чтобы иранское правительство более активно воспользовалось сложившейся ситуацией, что имеет немаловажное значение не только для международного престижа Ирана, но, прежде всего, для экономической и политической стабильности страны.

Если правительство Исламская Республика Иран не сможет закрепить и сделать необратимыми поощряемые им нынешние тенденции, если в социально-экономическом и внешнеполитическом положении страны вскоре не произойдут ощутимые позитивные перемены, то там могут возобладать все еще влиятельные и настроенные на решительные действия сторонники исламского радикализма и экстремизма. Тогда деятельность, направленная на экспорт исламской революции и поддержку международного терроризма во имя достижения панисламистских идеалов создания мировой мусульманской общины, снова станет во главу угла иранской внешней политики.

Последствиями такого курса стала бы еще большая дестабилизация обстановки в регионе Среднего и Ближнего Востока, нарастание напряженности в Средней и Центральной Азии. Неизбежно последовала бы жесткая реакция на это со стороны ведущих мировых держав, что означайте бы значительное общее ухудшение обстановки в мире.

Развитие событий в Иране в 70-90 годы нашего столетия показало, что активное использования политического потенциала мусульманской религии духовенством и связанными с ним политическими кругами, внедрение, в том числе и силой, политизированного ислама в качестве официальной идеологии теократического авторитарного государства могут на какое-то время стать факторами, определяющими относительную устойчивость социально-политической системы. Она создается на базе фундаменталистского исламского мировоззрения в рамках "исламского правления".

Возможно, что на современном этапе развития, прочность исламского республиканского строя в Иране сейчас зависит от сохранения хотя бы видимости единства духовенства, недопущения ослабления до опасного предела, совместно поддерживаемого этим сословием приоритетного воздействия всего комплекса исламских факторов в оболочке существующего режима на социально-политическую жизнь Исламской Республики Иран.


Заключение

Во второй половине XX веке Иран под воздействием империалистических держав включается в сферу мирового капиталистического хозяйства, этот процесс, происходящий в такой стране, как Иран отличается рядом специфических черт сравнительно с соответствующими процессами в других странах. Главное отличие в том, что этот процесс происходил под внешним воздействием, затронул главным образом верхушечные прослойки местных имущих слоев населения. Еще одно отличие в том, что в Иране общественные отношения оставались традиционными, а существование новых общественных отношений было лишено массового социального резерва.

Страна находилась на стадии крупного социально- экономического и политического кризиса. Необходимы были какие-то действия для его урегулирования.

29 апреля 1951 года премьер министром Ирана стал доктор Мохаммед Мосаддык, представлявший интересы национальной буржуазии. Вопрос о национализации был для него не только средством достижения экономической независимости Ирана, но и единственным способом решения всех экономических и политических проблем страны. Но, неудачи, тупики правительства Моссадыка отразили именно общую несостоятельность поисков самобытных путей развития иранского общества на базе сохранения его полуфеодальных социальных основ в условиях бурных общественных перемен в современном мире.

Так в результате действий американского империализма в Иране было свергнуто законное правительство Массадыка и восстановлена власть шаха, вследствие усилий которого страна на многие годы стала почти вассалом США, активно включилось в его агрессивные внешнеполитические акции, и превратилась в один из форпостов американского империализма на Ближнем и Среднем Востоке.

Это позволило международным нефтяным компаниям, прежде всего американским, продолжать грабить нефть и другие природные ресурсы страны.

Для понимания предпосылок иранской революции необходимо уяснить характер и тенденции сдвигов, происходивших в общественно- политической и экономической жизни Ирана в предшествующие революции годы.

Социально-экономический и политический кризис в Иране конца 50-х – начала 60-х годов побудил шахский режим во имя сохранения власти пересмотреть главные компоненты своей внутренней и внешней политики. В целях оживления экономики страны иранская верхушка осуществляла ряд реформ: важнейшей из них была аграрная реформа, нацеленная на ликвидацию крупного полуфеодального землевладения и увеличения в аграрном секторе удельного веса крестьянского хозяйства.

В середине 60-х годов власти выдвинули концепцию об индустриализации страны как пути к преодолению экономической отсталости. Отказ от явной прозападной политики в области внешнеэкономических связей, развитие добрососедских отношений с СССР и другими странами, способствовали реализации планов создания основ металлургической и машиностроительной промышленности.

Важным средством, позволившим шахскому режиму сделать крупные капиталовложения в развитие тяжелой промышленности и экономической инфраструктуры, являлись все возраставшие доходы от продажи иранской нефти. Экономический потенциал Ирана значительно возрос.

Экономический и финансовый бум, вызванный многократным увеличением цен на нефть, оказал чрезвычайно сильное воздействие на все аспекты жизни страны.

Увеличение финансовых возможностей породило у шахского окружения грандиозные экономические и политические замыслы. Была выдвинута и активно пропагандировалась концепция «великой цивилизации», на подступах к которой, якобы находился Иран благодаря «революции шаха и народа».

Иран «великой цивилизацией» представлялся апологетами шахского режима в качестве великой державы, где господствует всеобщее благополучие массовый мир. В действительности же в период чрезвычайного финансового благополучия во внешней и внутренней политике шахского режима приобрели преобладающий характер реакционные черты.

Некоторые зарубежные авторы усматривают главную причину дестабилизации социально- политического кризиса в Иране в интенсивной индустриализации, осуществляющейся в стране.

Если подводить итоги развитию иранского общества и его хозяйства в 60-х - начале 70-х годов, следует подчеркнуть, что рассматриваемый период является переломным в истории Ирана и знаменует собой наступление заключительной фазы переходного от феодального к капиталистическому способу производства этапа.

Капиталистические отношения, которые в значительной мере в ходе общественных преобразований ускоренными темпами утверждаются не только в городе, но и в деревне, охватывают новые отрасли производства, экономической и социальной инфраструктуры, упрочивают свое положение в различных сферах государственной, общественной и культурной жизни.

Династия Пехлеви потеряла свои позиции в то время, когда большая часть населения станы не приобрела политическую зрелость для принятия нововведений, вылившихся в реформах, так называемой, «Белой революции».

Невозможность принятия нового и оставаться на рельсах старого уклада жизни, нашло выход в создании новой политической структуры, в основу которой положены принципы шиитского ислама.

Часто, изменения в политической, социально- экономической жизни страны проходят мирным размеренным путем, в Иране же эти изменения проходили путем революции.

История избирает не только прямые пути. Нередко стечение обстоятельств вызывает неожиданный поворот событий, Который сложно, а то и невозможно было предсказать заранее. К таким историческим парадоксам принадлежит и приход к власти в Иране шиитского духовенства и образования Исламской Республики Иран.

«Исламская революция» неразрывно связана с провалом реформ, проводя которые шах, его окружение и американские советники не считались ни с народом, ни с его традициями и обычаями, корнями, уходящими в многотысячелетнюю историю. Но именно народу пришлось расплачиваться за реформы, которые несли прибыль только высшим слоям населения. Всеобщее падение нравственности и морали дополнило картину. Социальный взрыв был неизбежен. Духовенство им умело воспользовалось.

На содержание и характер революционного процесса в Иране, заметный отпечаток наложили особенности массового общественного сознания, а именно религиозного сознания.

В целом, иранская революция отличается редкой сложностью и противоречивостью своей внутренней структуры, обусловленной как своеобразием развития страны, так и особенностями эпохи.

Конец XX века с полным основанием можно назвать временем превращения ислама в необычайно мощную социально-политическую силу на Ближнем Востоке и в Северной Африке, которая так или иначе активно противостоит внедрению в этих регионах современных ценностей Запада.

Исламская республика Иран - своеобразная лаборатория, в которой революционный ислам впервые в мировой практике стал средством для разрешения проблем, вставших в целом перед исламской цивилизацией в XX веке.

У современного Ирана есть все основания войти в мировую историю в качестве первого в мусульманском мире государства, построившего «исламское правовое общество».

Нынешнее руководство ИРИ сталкивается в последнее время с многочисленными внешнеполитическими трудностями. Они вызваны усиливающимся воздействием на внутреннюю политику ИРИ внешних факторов, изоляции от западного мира и технологическим отставанием от передовых стран, без преодоления которых невозможно продвижение вперед социально-экономического развития страны.

Возвращение к активному участию в мирохозяйственных связях, включение в полном объеме в международное взаимодействие в сфере политических, информационных, гуманитарных и культурных обменов сопряжено для иранского руководства с непростым выбором. Иранскому руководству необходимо находить компромиссные варианты вхождения в мировое сообщество и нормализации отношений с внешним миром при сохранении своей национальной и конфессиональной особенности, отстаивании интересов страны общепринятыми методами, избегая идеологических крайностей и чрезмерной политизации своего внутриполитического и внешнеполитического курса. Либо Ирану необходимо оставаться вне современных требований цивилизации и продолжать вести борьбу за выживание.

Поскольку Иран был и остается одной из ключевых стран Среднего Востока, выбор им своего политического будущего станет одним из определяющих факторов международных отношений в этом и сопредельных регионах.

Рассматриваемый период - вторая половина XX века отличается нестабильностью в социально-экономической и политической жизни иранского общества. Но именно в этот период происходят те важные события, которые оказали значительное влияние на само существование и развитие современного Ирана. Наложив свой отпечаток практически на все сферы жизни исламской республики, сохраняющей свои традиционные воззрения до настоящего времени.


Список использованной литературы

1.         Агаев С.А. Иран: внешняя политика и проблемы независимости 1925- 1941 гг. - М., Наука, 1971.

2.         Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем. - М., Наука, 1981.

3.         Агаев С.А. Иран: рождение республики. - М., Наука, 1984.

4.         Агаев С.Л. Иранская революция, США и международная безопасность: 444 дня в заложниках. - М., Наука, 1986.

5.         Агаев С.Л. Иран между прошлым и будущим. События, люди, идеи. - М., Наука, 1987.

6.         Агаев С.А. Рухама Хомейни. // Вопросы истории № 6, 1989, с.79- 100.//

7.         Агаев С.Л. Иранская революция: «Воспоминание о будущем»? // Народы Азии и Африки № 1, 1989, с. 54- 67.//

8.         Алиев М.С. Антиимпериалистическое и демократическое движение 1949- 1953 гг. - М., 1976.

9.         Алиев С.М. Антимонархическая и антиимпериалистическая революция в Иране. // Народы Азии и Африки № 3, 1979, с. 45- 58.//

10.       Алиев С.М. Рухолла ал - Мусави ал - Хомейни. // Азия и Африка сегодня № 10, 1988, с. 20- 25.//

11.       Арабаджян А.З. Сверхдержавы и исламская республика Иран. Иран: ислам и власть. - М., 2002. с. 164- 167

12.       Демин А.И. Социально- экономический и политический кризис конца 50- х - начала 60- х годов. - М., 1976.

13.       Дорошенко Е.А. О некоторых концепциях современного иранского духовенства по вопросам религии и государства. - М., 1971. с.118-135.

14.       Дорошенко Е.А. Эволюция исламских концепций в официальной идеологии Ирана (1963- 1983). Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. - М., 1986, с.188.

15.       Дунаева Е.В. Иран и страны западной Европы: отношения развиваются. Иран: ислам и власть. М., 2002. с. 167- 177.

16.       Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. - М., 1989.

17.       Иванов М.С. Очерк истории Ирана. - М., 1952.

18.       Иванов М.С. Иран в 60- 70-х годах XX века. М., 1977.

19.       Иран. Очерки новейшей истории, под ред. А. . Арабаджяна, - М., 1976.

20.       Иран: сборник статей, под ред. Е.А. Дорощенко, - М., 1971.

21.       Иран: сборник статей, под ред. Е.А. Кузнецовой М., 1973.

22.       Иран: экономика, история, историография, литература. - М., 1976.

23.       История Ирана. - М., 1977.

24.       Историография Ирана нового и новейшего времени. - М., 1989.

25.       Кременюк В.А. Борьба Вашингтона против революции в Иране. М.,1984.

26.       Крутихин М.И. Тегеранское восстание 9- 12 февраля 1979 года. Иран: история и современность. - М, 1983. с. 152- 170.

27.       Кулагина Л.М. Экономика английского империализма в Иране в конце XIX- начале XX вв. - М., 1981.

28.       Кулагина Л.М., Ахмедов В.М. Иран выходит из изоляции. Иран: ислам и власть. - М., 2002, с.149- 164.

29.       Мамедова Н.М. Исламское государство: соотношение государственных и идеологических приоритетов. Иран: ислам и власть. -М., 2002, с.14- 23.

30.       Мачокки М. Иран в борьбе. - М., 1953, с. 54.

31.       Насер Хейрани Наубари. Иран после имама Хомейни.// Азия и Африка сегодня № 9, 1990, с. 36-38.//

32.       Ниязматов Ш.А. Ирано-иракский конфликт. -М., 1989.

33.       Оруджев С.А. нефтедобывающая промышленность Ирана. - М., 1965, c. 72.

34.       Павлович М.П. восток в борьбе за независимость. М., 1980, с. 54.

35.       Петров Н.Я. Шиитский фундаментализм и политика экспорта исламской революции. // Народы Азии и Африки № 4, 1990, с. 26- 37.//

36.       Резников А.Б. Иран: падение шахского режима. - М., 1983, с. 150.

37.       Рождественская Д.С. Внешнеэкономические связи исламской республики Иран с развитыми капиталистическими странами. Иран: история и современность. - М., 1983. с. 171-196.

38.       Скляров Л.Е. Становление новых органов власти в Иране (1978- 1981 гг.) Иран: история и современность. - М., 1983. с. 196-218.

39.       Ушаков В.А., Шестопалов В. Я. Кто организовал в Иране переворот 1953 г. // Вопросы истории № 4, 1980, с.181-186.

40.       Федченко А.Ф. Иран в борьбе за независимость (1917- 1969 гг.). - М., 1970.

41.       Шпажников Г.А. Религия стран западной Азии. - М., 1976, с. 233.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.