рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Иран во второй половине XX века. Исламская революция в Иране

Однако уже в середине 70-х годов обнаружились резкий рост дефицита платежного баланса беспрецедентная инфляция, достигшая 20- 30 % и сильно отразившаяся на доходах значительной части населения страны, всегда остававшихся ниже прожиточного минимума. Тяжкое похмелье после радужного опьянения правительство почувствовало уже в конце 1975- начале 1976 годов, когда страна, ставшая ранее международным кредитором, оказалась вынужденной прибегнуть к внешним займам [2, с. 173].

Изолированность от общества, противопоставленная ему, монархическая власть в Иране одинаково возбудила против себя все общественные слои, и в борьбе против нее создалась, обща платформа для большинства социальных и политических сил [2, с. 175]. Бывшие полуфеодальные помещики, крестьяне, рабочие, интеллигенция, средние городские слои, и представители духовенства влились в антимонархический блок.

Свои господствующие позиции в течение 60- х- первой половины 70- х годов правящий режим поддерживал с помощью приемов, испытанных на протяжении многих веков иранской истории. Организуя различные силовые центры, опирающиеся на групповые личные связи, и ставя их в отношения взаимной зависимости и контроля, соперничества и конкуренции, монархия путем «стабилизирующего конфликта» уравновешивало влияние всех этих центров. Но за внешним благополучием скрывались подспудные взрывоопасные процессы [2, с. 188].

В своем конкретном проявлении основное противоречие иранского общества выступало как несоответствие политического режима, его внутренней и внешней политики потребностям его дальнейшего национального развития.

Особенности внутреннего развития, международного положения Ирана в своем взаимном сочетании обусловили особую остроту, глубину и размах последующих политических событий, ставших в своем непосредственном проявлении отражением кризиса «белой революции» и осуществляющего ее режима.

Безусловно, реформы помогли стране преодолеть ее социально- экономическую отсталость. Но они имели целый ряд негативных черт. Хотя Иран по темпам экономического роста занимал второе месть в Азии после Японии, а порой даже обгонял ее, его развитие не было органичным и равномерным. Одни отрасли развивались ускоренно, в других наблюдался застой.

В политической жизни страны появлялась дальнейшая тенденция усиления личной власти шаха, Все производимое в промышленности сырье уходила на экспорт, в страну шел огромный поток импортных товаров. И уже в 70-х годах обнаружился резкий рост дефицита платежного баланса и инфляции.

Резко возросший с начала 70- х годов финансовый потенциал иранского государства был широко использован для форсированного роста крупного частного капитала. В результате быстро рос удельный вес современных промышленных и торговых предприятий, а также заведений в сфере обслуживания, принадлежащих представителям крупной промышленно- финансовой буржуазии. Столь же быстрыми темпами увеличился объем и расширились функции частного банковского капитала. Это серьезно ударило по интересам ремесленников, мелких торговцев, хозяев мелких мастерских и других учредителей в сфере обслуживания. Многие из них разорились.

Ухудшение социального и материального положения малоимущих слоев населения привело к появлению в середине 70- х годов симптомов социального и политического брожения [9, с. 48].

Шахский режим ответил на это усилением авторитарных методов управления и ужесточения репрессий против недовольных слоев населения. В стране царил свирепый террор.

В начале марта 1975 года по указанию шаха деятельность всех, даже лояльных режиму партий была приостановлена. Таким образом, в стране была создана однопартийная система в лице Партии возрождения иранского народа [9, с. 48].

Резко отрицательную роль на многие отрасли экономики Ирана сыграло многократное увеличение военных расходов, которые стали съедать 26- 28 % государственного бюджета [9, с. 49]. Шах придавал армии первостепенное значение, рассматривая её как важнейший инструмент своей внутренней и внешней политики.

В Иране происходил невиданный в истории страны разгул казнокрадства, коррупции и незаконных финансовых операций. Расточительство и чрезвычайная роскошь были отличительными чертами жизни иранской правящей верхушки [9, с. 50].

К 1977 году обнаружились серьезные трудности в экономике страны. В марте 1977 года инфляция превышала уровень предшествующего года на 30 % , а цены возросли на 40% [9, с. 50].

Материальное положение трудящихся ухудшалось, что вызывало нарастания недовольства широкой общественности политикой правительства, становился явным провал многих социальных и политических реформ. В стране появились симптомы революционной ситуации [9, с. 51].

Оказавшись не в состоянии справиться с экономическими и социальными проблемами, шахский режим усилил репрессии в отношении недовольных жителей страны. Однако репрессии не смогли остановить выступлений против властей. Усиление авторитарных методов правления вызвало открытое недовольство демократических кругов [9, с. 51].

Студенческие волнения, январские массовые выступления в г. Куме, тебризское восстание ознаменовали начало социально- политического кризиса в Иране [9, с. 52].

Таким образом, так называемая «белая революция » не в силах была решить многие проблемы иранского общества. Не улучшилось положение крестьян, феодальная эксплуатация которых заменяется капиталистической, также не решена проблема обеспечения населения продовольствием. Ход и итоги развития сельского хозяйства и промышленности еще раз подтвердили невозможность добиться эффективного роста производства и более или менее нормального функционирования всего экономического организма страны в условиях социальной отсталости и при односторонней ориентации Ирана на западные державы.


2. Исламская революция в Иране

2.1 Ход революции

Характер осуществлявшейся шахским режимом в 60- 70- х годах индустриализации привел к образованию хозяйственной структуры не способной функционировать без привязанности к мировому капиталистическому рынку. В конце 70-х годов Иран обеспечивал за счет импорта 70 % потребностей промышленности в сырье и материалах, 80 % в машинном оборудовании, 57 % в строй материалах [37, с. 171].

В целом номенклатура ввозимых частей и компонентов промышленности насчитывало примерно 240 тысяч наименований. Страна не обеспечивала себя продовольствием. За последние четыре года существования шахского режима на импорт продовольствия тратилось 2- 2,5 млрд. долларов в год. Ираном ввозились также и многие наименования важнейших продуктов питания [36, с. 171].

Рост нефтяных доходов в 1970-е годы привел к крупным социальным потрясениям и политической напряженности. В Иране, как и в других странах, происходила миграция бедных крестьян в крупные города. Инфляционный бум начала десятилетия к 1977 сменился периодом спада деловой активности. Экономический кризис перерос в политическую революцию по той причине, что режиму не удалось создать политическую базу в среде представителей средних классов, наемных работников и студентов, т.е. среди групп, численность которых значительно возросла за четверть столетия, после восстановления власти шаха в 1953. Правительство шаха уничтожило и запретило независимые политические партии, профсоюзы и профессиональные ассоциации. В 1975 оно создало единственную государственную партию, Партию возрождения, чтобы поставить под непосредственный контроль влиятельных и многочисленных рыночных торговцев и религиозную шиитскую верхушку. Отчуждение основных социальных классов, старых и новых, привело к быстрому крушению старого порядка.

Сохранение традиционалистских настроений среди населения, усиленная идеологическая обработка в реформистском духе его промышленного ядра, жесточайшие репрессии против лево- демократических организаций, политика систематической политической стерилизации образованной части средних городских слоев, особенно интеллигенции, неусыпный контроль над армией. Все это способствовало выдвижению на авансцену политической жизни духовенства, позиции которого в наибольшей степени были ущемлены светскими реформами.

В то же время, когда шах Мохаммед Реза упивался идеями «белой революции» один из его злейших врагов постоянно выражал абсолютную уверенность в том, что час возмездия грянет, народ восстанет и сметет монархию. Аялтолла Рухолла Муссави Хомейни свято верил в житейскую истину, облеченную в стих священного Корана: «У всякого народа - свой предел; и когда придет их предел, то они не замедлят ни на час и не ускорят» [5, с. 10-11].

Он ненавидел «белую революцию», открывшую страну разлагающему влиянию, «бездушному материализму», «постыдному атеизму» и «неверных иностранцев». Она способствовала разрушению религиозных и национальных традиций народа, превращению людей в бессмысленных подражателей «западного образа жизни» с его жаждой потребления и господства.

Идолу «белой революции» он противопоставлял свой идеал «исламского правления» и «исламского общества», прообраз которых восходил к временам пророка Мохаммеда и имама Али. Верховным толкователем священного закона, высшим координатором деятельности всех органов управления, духовным вождем, осуществляющим практическую власть, должен быть правитель из числа самых авторитетных религиозных деятелей - факих. Его роль подобна роли пророка и имамов, его задача подготовить народ и страну ко дню пришествия шиитского мессии- 12 имама - Махди, таинственно исчезнувшего в последней трети IX века и по преданию скрытого на небе, чтобы, вернувшись в день «Страшного суда», установить на земле на вечное время царство истины и справедливости. В ожидании этого дня духовенство должно активно участвовать в политической жизни, быть стражами закона, общественной морали и социальной справедливости [6, с. 83].

В исламском обществе все слои населения должны жить, как братья, единой мусульманской общиной, где богач обязан помогать бедняку и каждый - проявлять заботу о соседе. «Не будь угнетателем, не будь угнетенным»- вот девиз, которым будут руководствоваться все члены общины [7, с. 81].

Путь к внедрению «исламской социальной справедливости» пролегает через все поры жизни людей, восстановление исламских моральных отношений, всеобщий возврат к непреходящим ценностям мусульманской религии- благочестью, скромности, воздержанности. Для этого необходимо осуществить «исламскую революцию», начинающуюся свержением шахского режима и завершающуюся установлением власти духовенства. И осуществить «исламскую культурную революцию» предусматривающую борьбу против всех противников мусульманских религиозно- культурных и социальных программ, продавцов и потребителей алкогольных напитков и наркотиков, женщин, отказавшихся носить предписанную канонами ислама одежду, и других нарушителей исламского «морального кодекса». Только с помощью таких мер можно добиться морального усовершенствования мусульманской общины, очистить ее от разлагающего влияния насаждавшегося десятилетиями «западного образа жизни».

Не меньшее значение имеет уничтожение иностранного, и особенно американского, влияния, искоренения последствий проникновения в страну буржуазной массовой культуры, способствующей распространению западной вседозволенности и упадку традиционных моральных устоев. Но, поскольку опасность для мусульман исходит не только от «материалистического Запада», но и от «атеистического Востока», в борьбе против одной из «сверхдержав» не следует опираться на поддержку другой. Спасение мусульман в самоизоляции, в поисках собственного, «третьего пути» развития.

Многие ученые востоковеды задавались вопросом: что вызвало к жизни эти взгляды как - бы вырвавшиеся из средневековья и со скоростью пули, ворвавшиеся в XX век. Возможно, ответ на этот вопрос кроется в политике самого Мохаммеда Реза шаха. Его политика создала благоприятную почву для подъема всенародного движения, и для «исламской революции» в частности [5, с. 12].

Для широких масс населения в духовных ценностях ислама воплотился тот комплекс факторов морального, этнического, гуманистического и социального порядка, в котором выразился их протест против беззакония и произвола, аморальности и коррупции, деградации личности и отчуждения власти от масс.

Что касается самого духовенства, волею судьбы оказавшегося во главе всенародной борьбы, то оно в первую очередь выступала за увеличение социально экономических условий своего существования и утверждения своей политической гегемонии. В течении 1978 года «исламская революция» духовенства, призванная осуществить эти не рекламируемые цели, еще выступала в качестве одного из потоков в общей струе всенародной борьбы и не могла изменить народного характера революции.

Аятолла Хомейни, лидер духовенства, вставший в ходе антимонархической борьбы во главе народной революции, полагал, что основные задачи «исламской революции» могут быть поставлены и решены только после свержения монархического режима.

Революционное всенародное движение в Иране было направленно против монархического режима и против политики американского империализма. Империалистические круги сразу же увидели в этом движении серьезную угрозу своим военно-стратегическим и нефтяным интересами и потому поспешили любыми средствами затормозить развитие массовой борьбы, направить в нужное им русло. Внешняя политика США, процесс формирования их отношения к событиям в Иране стали фактором, активно воздействующим на иранскую внутриполитическую ситуацию.

На протяжении мая 1977- 1978 годах в ряды оппозиции вливались в основном студенты, квалифицированные специалисты, мелкие торговцы и часть духовенства. К июлю к ним присоединились городские фабричные и строительные рабочие.

С октября 1977 года почти не прекращались демонстрации, и даже забастовки студенчества крупных университетов и большинства высших учебных заведении страны. В ответ на это власти закрыли многие ВУЗы [5, с. 12].

Весьма активную деятельность развернула религиозная оппозиция. Высланный еще в 1964 году из Ирана и живший в иммиграции в Ираке, аятолла Р. Хомейни не переставал с тех пор выступать против шахской тирании и засилья американского империализма.

Развернувшиеся в стране в последние месяцы 1977 года демократическое движение ознаменовало переход революционной ситуации к своей высшей фазе - общенациональному политическому кризису. Революционная ситуация перерастала в революцию. 9 января в «священном» городе Куме по призыву духовенства состоялась демонстрация, в которой участвовали почти 4 тыс. студентов религиозных учебных заведений и их единомышленников; они требовали упразднения авторитарной монархии и замены ее конституционным правлением. Демонстрация закончилась кровопролитием: войсками были убиты десятки и ранены сотни человек.

События в Куме явились фактически началом народной революции в Иране. После расстрела состоявшейся там демонстрации через каждые 40 дней (в соответствии с мусульманским обычаем отмечать конец траура) на борьбу поднимались одни города за другими. В борьбу включались все новые и новые слои населения.

Характерной чертой народного движения на этом этапе было постепенное вовлечение в него населения, выступления которого проходили пока еще в общем, русле организуемых духовенством религиозных шествий и манифестаций. Но имели случаи и самостоятельных действий.

Кульминационным пунктом первого этапа народной революции в Иране явились массовые демонстрации в начале сентября 1978 года. Одновременно почти во всех крупных городах страны, охватившие сотни тысяч, а в Тегеране около 1 млн. человек.

8 сентября уступая давлению военных- сторонников «жесткого курса», правительство объявило военное положение в 12 городах. Несколько часов спустя в Тегеране произошли новые демонстрации, в ходе которых их участники проявили поразительное самопожертвование и готовность принять мученический венец, завешанные шиитскими святыми. Войска потопили демонстрации в крови. Этот день был назван в народе «черная пятница» [5, с. 194].

Несмотря на военное положение и массовые расправы властей, результатом которых были тысячи жертв, народное движение практически не затихало ни на один день. Начался второй этап революции: наряду с продолжавшимися демонстрациями основной формой борьбы стали забастовки рабочих и служащих нефтяной и другой отраслей промышленности, транспорта, банков, частных учреждений, преподавателей и студентов. Все социальные слои выдвигали не только экономические, но и политические требования: отмена военного положения, освобождения политических заключенных, обеспечение всех прав и свобод. Зрело сознание необходимости полной ликвидации монархического режима. Движение охватило практически всю страну, парализовав почти все экономические центры. Утечка капиталов из Ирана оценивалось западной прессой в 50 млн. долларов в день. Прекращение экспорта нефти за короткое время обошлось казне несколькими миллиардами долларов [2, с. 196].

Переплетение антимонархических и антиимпериалистических настроений в народном движении нашло отражение в обычном для лозунгов демонстрантов в ноябре- декабре 1978 года словосочетании американский шах. Имели место поджоги и погромы ирано-американских учреждений, распространялись листовки выселения всех иностранцев из страны. В декабре начался массовый «исход» американских граждан из Ирана.

В конце декабря 1978 года была совершено формирование гражданского кабинета, которое взял на себя Ш. Бахтияр. Западная печать расценило поручение шаха Бахтияру возглавить правительство как отчаянную попытку удержаться на престоле даже ценой отказа от значительной доли власти [2, с. 205].

4 января 1979 года еще до сформирования кабинета, Бахтияр выступил на пресс конференции с обещанием отменить законы военного времени, ввести свободу печати и партийной деятельности, освободить политических заключенных, упразднить САВАК, выйти из военного блока СЕНТО. В отношении шаха Бахтияр сообщил, что он вскоре уедет за границу «на лечение», а в его отсутствие страной будит править регентский совет. В Иране и за рубежом мало кто был уверен, что миссия Бахтияра увенчается успехом.

С конца 1978 года революционные силы стали применять более серьезную тактику, свидетельствующую о возможности перехода к вооруженным средствам борьбы. В армии участились случаи неповиновения солдат приказам, дезертирства и открытые бунты. И, тем не менее, Бахтияру удалось сформировать правительство.

Большинство из провозглашенных 4 января мер новое правительство стало сразу же проводить в жизнь. Шах покинул страну только после того, как меджлис большим количеством голосов утвердил новое законное правительство. Функции главы государства были переданы регентскому совету из семи назначенных шахом членов. С этих событий первой половины января 1979 года можно датировать новый, третий этап народной революции, на котором власть оказалась в руках представителя умеренного прозападного крыла светской оппозиции.

Основное содержание нового этапа революции составляло противоборство двух политических платформ: программы Хомейни, предусматривающей продолжение народной революции «снизу» вплоть до создания «исламской республики», и программы Бахтияра, направленной на осуществление «революции сверху», ограничивающей движение либерально- демократическими рамками.

Примечательной чертой третьего этапа революции явилось постепенное возникновение в стране двоевластия. Наряду с бессильным правительством Бахтияра, лишь номинально поддерживаемым армией и США повсеместно создавались революционные исламские комитеты, зачастую со штаб- квартирами в мечетях.

После 1 февраля, когда в Тегеране был создан Временный комитет исламской революции, получивший в народе название «Комитета Хомейни», в стране окончательно оформился второй центр власти.

Народное движение приняло ярко выраженный революционный характер, обеспеченный решительными выступлениями населения использующего такое средство борьбы как всеобщая забастовка. Фактически беспрерывное забастовочное движение охватило более 3- 4 млн. рабочих и служащих, решивших продолжать забастовки и демонстрации до полной победы, то есть до установления в стране республиканского режима.

Правительство Бахтияра фактически было уже сметено волной революционного движения. Однако премьер упорно цеплялся за власть, используя в качестве козыря поддержку армии, хотя ее лояльность кабинету становилась номинальной.

1 февраля 1979 года Хомейни прибыл в Тегеран. Революционные массы оказали ему восторженный прием и проявили готовность к схватке с контрреволюцией. Хомейни лично несколько раз рекомендовал своим сторонникам спокойствие, выдержку во время демонстраций и забастовок и категорический отказ от применения оружия. Такая тактика руководителей революции объясняется, несомненно, стремлением избежать гражданской войны.

5 февраля Хомейни объявил о создании Временного революционного правительства во главе с Базарганом. Политическая борьба переместилась с улиц в кулуары парламента, где Хомейни пытался вызвать массовые отставки, чтобы лишить правительство Бахтияра легальной основы. Однако вопрос о власти разрешился иначе.

К 9 февраля монархия в Иране фактически уже была низложена, и реальную политическую обстановку определяла почти негласная, но крайне жестокая борьба за власть, за заполнение создавшегося после бегства шаха политического вакуума. Как показали последующие события, главными участниками этой борьбы являлись не Базарган с Бахтияром и даже не вооруженные силы, фактически решившие исход революции. Схватка развернулась между клерикалами- сторонниками аятоллы Хомейни и теократического строя, и лагерем левых сил Ирана - лагерем многоликим и разобщенным разногласиями, состоявшими более чем из 30 организаций и групп [26, с.154].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.