рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Иран во второй половине XX века. Исламская революция в Иране

В ночь на 19 августа 1953 года был совершен государственный переворот. Правительственные здания и радиостанция были заняты войсками, Моссадык и некоторые министры его правительства арестованы [18, с.7].

Конец политической карьеры Моссадыка должным образом увенчал его многолетнюю деятельность. В декабре 1953 года Моссадык предстал перед военным трибуналом. В свою защиту он заявил, что без устали боролся против врагов Ирана во имя его независимости и создания экономики, базирующейся не только на нефтяных ресурсах. Власти приговорили его к трем годам тюремного заключения по обвинению в нарушении статей конституции, касающихся прав монарха [18,с. 137].

Но все-таки имя Моссадыка в широких кругах «средних слоев» еще при его жизни было окружено ареалом борьбы за независимость и демократию [18, с. 138].

В начале 1951- 1953 гг. представители «средних слоев» предприняли, в сущности, первую в истории Ирана XX века самостоятельную попытку установить контроль над правительственным и государственно-административным аппаратом страны.

Приход к власти кабинета Массадыка, несмотря на мирный и конституционный характер, мог стать отправным пунктом революционного сдвига в сфере политической надстройки. В результате всего этого стремление Моссадыка укрепиться у власти и при этом правильная проводимая им политика, должна была обеспечить выход из охватившего страну социально- экономического кризиса путем увеличения финансовых поступлений от эксплуатации, национализированной нефтяной промышленности.

Немалое значение имел и реформистский по своей сути характер основных социально- экономических мероприятий нового правительства. Конечно, такой характер проводимых мер в значительной степени соответствовал особенностям общественного бытия и социальных устремлений средних и некоторых низших слоев иранского общества.

Таким образом, неудачи, тупики правительства Моссадыка отразили именно общую несостоятельность поисков самобытных путей развития иранского общества на базе сохранения его полуфеодальных социальных основ в условиях бурных общественных перемен в современном мире.

После государственного переворота 1953 года в истории Ирана начался период изменения экономической, политической и военной зависимости от США и вызванного в связи с этим обострения экономического общественно- политического кризиса, а также ухудшение положения народных масс. 5 декабря 1953 года были восстановлены дипломатические отношения между Ираном и Англией [18, с. 8].

Все это означало восстановление империалистических позиций в эксплуатации иранской нефти. По сравнению с положением, которое существовало до 1951 года, разница состояла в том, что теперь американские нефтяные компании добились ликвидации английской монополии на эксплуатацию иранской нефти и заняли формально равные с английской компанией (по 40 %) позиции, а фактически захватили главенствующую роль. Начался новый этап эксплуатации Иранской нефтяной промышленности США, бале интенсивный, чем Англией, при которой происходил еще больший грабеж национального богатства Ирана [18, с. 9].

После событий 1953 года иранское правительство в области внешних отношений открыто отказалась от политики нейтралитета. Внешняя политика Ирана стала определяться курсом на тесный союз с США и другими западными капиталистическими странами, привлечением иностранного капитала в Иран и антикоммунизмом [18, с. 10].

Внешняя политика Ирана теперь определялась в основном участием в СЕНТО и военным соглашением с США. А это вызвало непомерный рост военных расходов и уменьшение расходов на развитие сельского хозяйства и промышленности [18, с. 11].

В государственных экономических учреждениях обосновались многочисленные иностранные, главным образом американские, советники, которые получали очень высокие оклады, безответственно расходовали государственные средства.

В области внешней торговли проводилась политика открытых дверей, для товаров, ввозимых из капиталистических стран. Монополия внешней торговли фактически была ликвидирована. Это привело к катастрофической пассивности иранского торгового баланса. В конце 50-х – начале 60-х годов ввоз в страну почти в пять, раз превышал вывоз [18, с.12].

Цены на импортные товары поднимались во много раз выше цен на экспортные товары, что увеличивало дефицит товарного баланса [С. 13].

К концу 50-х годов в экономическом отношении Иран оставался слаборазвитой страной. Наблюдался застой в большинстве отраслей промышленности. Несмотря на аграрный характер экономики, Иран не мог полностью обеспечивать свое население сельскохозяйственной продукцией [18, с. 15].

Тяжелые средневековые условия труда сохранялись на многих мелких предприятиях и в кустарных мастерских. Выплата заработной платы рабочим часто задерживалась, законы о социальном страховании и охране труда существовали только на бумаге [18, с.20].

Такие пагубные последствия для экономики и социального положения населения страны имела политика, проводимая после августовских событий 1953 года. Такое положение в стране не могло не отразиться на настроениях народных масс, что вызывало бесконечные волны недовольства, забастовки, демонстрации, массовые митинги.

В конце 50-х начале 60-х годов обострились отношения верхушки иранского духовенства с правительством и шахом Ирана.

Высшая прослойка духовенства, значительная часть которой сама владела крупными земельными угодьями, выступила против проекта аграрной реформы и начала антиправительственную компанию с целью убедить иранский народ, что отчуждение земель и предполагаемый раздел их между крестьянами находятся в вопиющем противоречии с законами ислама [13, с. 181].

Политическая обстановка также была нестабильной, один кабинет министров сменял другой. Политика, проводимая ими, не могла даже в меньшей степени ослабить переживаемый страной острый политический кризис [18, с. 29].

Таким образом, в начале 60-х годов Иран находился в состоянии глубокого экономического и политического кризиса. Этот кризис был результатом антинародной внешней политики, союза с империалистическими державами, участие в агрессивном военном блоке СЕНТО и подчинение экономики страны иностранным монополиям, а также реакционной внутренней политики. В стране создалась сложная обстановка, грозившая социальным взрывом.

1.2 Общественно-политическое и экономическое развитие Ирана в 60- первой половине 70–х гг. «Белая революция»

Продолжавшиеся в середине 50-х годов забастовки иранских рабочих и отдельные выступления других слоев населения со всей очевидностью показали, что ни жесткая политика в отношении демократического и освободительного движения, ни укрепление связей с империалистическими державами не погасили серьёзного недовольства в стране, не привели к укреплению внутреннего и международного положения Ирана. Основной источник недовольства наряду с тесной зависимостью Ирана от империалистических держав коренился в социально- экономической отсталости страны, которая базировалась на полуколониальной структуре хозяйства и преобладавших в нем докапиталистических формах производства [19, с. 290].

В этой связи во второй половине 50- х годов перед иранским государством, испытывавшим серьезные экономические и политические затруднения, со всей остротой встала задача преодоления социально- экономической отсталости, основной путь ликвидации которой оно видело в реконструкции хозяйства и общественного строя по капиталистическому образцу.

И хотя многие представители правящих кругов убедились в необходимости, и даже неизбежности социально- экономических, и, прежде всего аграрных, преобразований, осуществление этой задачи встречало упорное противодействие в среде самих правящих кругов, и особенно в среде крупных полуфеодальных помещиков, ханов племен и высшего духовенства. Опираясь на свою экономическую мощь и политическое влияние, занимая сильные позиции в парламенте и административном аппарате, они имели реальные возможности поставить труднопреодолимые препятствия для любых мероприятий, противоречивших их интересам, и, прежде всего для проведения преобразований, вносивших глубокие изменения в общественный строй страны.

Тем не менее, во второй половине 50-х годов государство приступило к осуществлению серии мероприятий, призванных подготовить общественно- политическую почву и административный аппарат к проведению социально- политических и преобразований.

Государственные преобразования протекали в условиях постепенного усиления власти шаха, который все чаще брал на себя законодательную инициативу и все более активно вмешивался в функции исполнительной власти. Происходило фактическое ограничение законодательных прав парламента и его возможностей надзора над деятельностью правительства, которая во все возрастающей степени контролировалась самим шахом [19, с. 292].

Расценивая власть шаха как важный фактор политической стабилизации, правящие круги Ирана всемерно содействовали её усилению, прикрываясь лозунгом «национального и государственного единства», олицетворявшегося якобы в институте монархии [19, с. 293].

Шаху фактически принадлежало право и назначения министров, генерал- губернаторов, начальников воинских подразделений, послов и других представителей административного аппарата.

Мероприятия по укреплению централизованного управления и повышению дееспособности административного аппарата создавали предпосылки для осуществления общественных преобразований и тем самым обеспечения внутриполитической стабилизации на базе роста экономического потенциала Ирана и улучшения положения широких слоев населения. Однако даже в конце 50- х годов государственная власть, испытывая упорное сопротивление преобладавших в меджлисе и различных звеньях государственного аппарата крупных полуфеодальных помещиков, ханов племен и высшего духовенства, показала всю несостоятельность в решении вопроса об осуществлении уже давно назревших радикальных общественных преобразований.

Государственная власть в целом по сути дела ограничивалась попытками повышения экономического потенциала страны на пути выполнения крупных экономических проектов с помощью западных монополий.

Период общественно- политического и экономического развития Ирана в 60-х - первой половине 70-х годов XX века ознаменовался вступлением Ирана в новую фазу исторического развития. Это было связано с тем, что в стране происходил обширный комплекс общественных преобразований, призванных, с одной стороны, обеспечить предпосылки для значительного переустройства Ирана, с другой разрядить внутриполитическую обстановку и на пути облегчения положения широких слоев населения в ходе этих преобразований избежать обострения социальных противоречий и повторений событий прошедших лет. Выполнение этих взаимосвязанных задач предусматривало осуществление наряду с общественными преобразованиями тесно связанных с ними крупных экономических программ, социально- культурных проектов, внутри- и внешнеполитических мероприятий.

Начальным звеном развернувшихся политических событий были выборы в меджлис XX созыва состоявшиеся в августе 1960 г. на партийной основе. Фальсификация результатов голосования, массовые протесты населения, сопровождавшиеся столкновениями с полицией, заставили шаха аннулировать результаты голосования и распустить меджлис.

Проведенная в январе- феврале 1961 года повторная избирательная компания протекала в условиях бойкота выборов значительной частью населения. В итоге большинство мест в меджлисе опять получили полуфеодальные помещики- противники реформ.

Активизировались забастовочные движения рабочих, демонстрации студентов и учителей, выдвигавших наряду с экономическими требованиями демократические свободы. Пресекая народные выступления, шахский двор распустил и вновь избранный меджлис, не объявив при этом дату созыва нового.

Распустив вторично меджлис, шах объявил главной задачей внутренней политики проведение аграрных реформ и анти - коррупционных мероприятий. Выполнение этой задачи было возложено на «независимое» правительство Али Амини.

Независимое правительство Али Амини ознаменовало начало отхода монархии на землевладельцев. Новым правительством были произведены аресты высокопоставленных военных и гражданских лиц, обвиненных в коррупции. В 1962 году правительство представило шаху новый аграрный закон, ограничивающий имение помещиков землями одной деревни.

Обещание реформ было обычным средством, к которому правящие круги Ирана прибегали и в прошлом, когда в стране создавалась для них опасная обстановка. Например, когда в 1921 году в Иране развернулось национально- освободительное антианглийское движение, грозившее существованию монархического строя, в Тегеране был совершен государственный переворот, положивший начало событиям, которые впоследствии привели к воцарению правящей династии Пехлеви. Те преобразования, которые обещало новое правительство, осталось лишь на бумаге [18, с. 4].

В начале второй половины XX века после образования мирового социалистического лагеря, краха колониальной системы империализма и подъема антиимпериалистического и демократического движения в ряде бывших колоний и зависимых стран, голословными декларациями и обещаниями нельзя было успокоить поднимавшийся иранский народ.

Представители руководящих кругов США, с которыми иранский шах и его правительство были тесно связаны, также настаивали на проведении в Иране реформ. Во время своего пребывания в Тегеране летом 1962 года в то время вице-президент, а в дальнейшем президент США Л. Джонсон разъяснил правящим кругам Ирана заинтересованность Вашингтона в проведении социальных, экономических и политических реформ [18, с. 34]. Это было связанно со стремлением к установлению большей стабильности этой страны, опасаясь краха существовавшего в Иране режима, а вместе с ним и потерей своих позиций.

Сформированное в этих условиях в июле 1962 году после отставки А. Амини правительство близкого к шаху А. Алама разработало по указанию шаха шесть законопроектов о реформах:

- о проведении земельной реформы на основе закона, принятого в январе 1962года;

- о национализации земель;

- о продаже государственных фабрик и заводов для финансирования земельной реформы;

- об изменении закона выборов в меджлис и сенат;

- об участии рабочих в прибылях предприятий;

- о создании «корпуса просвещения» для борьбы с неграмотностью в деревне.

Решено было для утверждения этих законопроектов провести референдум. Как заявил на пресс- конференции 19 января 1963 года премьер министр А. Алам, народ надо убедить в том, что если эти реформы не будут проведены, то огромные беды обрушаться на головы иранцев [18, с. 35]

На референдуме, проведенном 26 января 1963, законопроекты были утверждены. Выступая в открытии экономической конференции в Тегеране 27 февраля того же года, шах заявил, что одобренные законопроекты являются «бескровной - белой революцией» и что феодальная система в Иране будет ликвидирована в течение 30 лет [18, с. 36].

Затем к первым шести законопроектам о реформах были добавлены еще шесть. Это законопроекты о создании «корпуса здравоохранения» для оказания медицинской помощи сельскому населению, о создании «корпуса тарвидж» («корпуса внедрения» новых современных методов ведения сельского хозяйства), о создании «ханейе энсаф» («домов справедливости»)- общественных судов для рассмотрения и решения мелких тяжб и споров. Также законопроекты о национализации водных источников, о принятии программы реконструкции города и деревни с целью повышения уровня жизни населения [18, с. 36].

В последствии к 12 упомянутым пунктам программы реформ до конца 1975 года прибавили еще пять пунктов: «расширение собственности на промышленность», борьба со спекуляцией и коррупцией, бесплатное обучение в средних и высших школах, бесплатное питание детей до двухлетнего возраста, всеобщее социальное страхование, включая сельское население.

Эту программу реформ в официальных кругах Ирана называют « белой революцией», или еще «революцией шаха и народа».

Наиболее важной в этой программе была земельная реформа. В Иране она была разделена на три этапа. Мероприятия в отношении крупных земельных собственников, выкуп государством излишков земли сверх одной деревни и распродажа их крестьянам- арендаторам, является первым этапом. А мероприятия по урегулированию отношений между мелкими и средними помещиками и крестьянами, арендовавшими и обрабатывающими их земли тремя способами, установленными дополнениями 1963 года к закону о земельной реформе, называются вторым этапом земельной реформы. Программа третьего этапа предусматривала раздел и продажу земель помещиков и частных вакфов, которые обрабатывались крестьянами на базе аренды.

Стоит заметить, что осуществление программ первого и второго этапов аграрной реформы сопровождалось заметным повышением реальных доходов крестьян. Но и даже эти преобразования не приостановили процесс обнищания и разорения трудящихся деревни.

Все эти и аналогичные проекты отражают ярко проявившийся в конце 60-х – начале 70-х годов все более укрепляющие свои позиции в аграрной политике иранского правительства курс, направленный на решение задач развития производства в иранской деревне путем расширения деятельности крупных хозяйств.

Начало земельной реформы и указ шаха от 2 марта 1963 года о предоставлении женщинам избирательных прав наравне с мужчинами были враждебно встречены крупными землевладельцами и духовенством.

Крупные полуфеодальные помещики и ханы племен, оказывали открытое сопротивление аграрной реформе. Они обвинили правительство в антиконституционных действиях, лишавших по их словам, закон о реформе юридической силы. Религиозные лидеры заявили о несоответствии реформы предписаниям ислама. К числу недовольных реформой также присоединилось движение интеллигенции, студенчества, служащих, торговцев, ремесленников и рабочих, возглавляемых Национальным фронтом. Они выступали против осуществления преобразований в условиях беспарламентского режима.

Сначала крупные помещики пытались саботировать выполнение закона и не допустить изъятия у них излишков земли путем оформления документов на владение землей на своих родственников, а затем перешли к открытому сопротивлению. Так, например, в дни мусульманского траура 5- 8 июня 1963 года в Тегеране, Куме, Ширазе, Тебризе и других городах состоялись массовые антиправительственные демонстрации, вызванные проповедями духовенства, использовавшее недовольство находящегося в тяжелом положении населения. Эти выступления были подавлены войсками и танками, открывшими стрельбу по демонстрантам, что привело к многочисленным жертвам [18, с. 38].

Правительство встречало и другие трудности при проведении земельной реформы. Возникли серьезные затруднения с ее финансированием. Земельная реформа проводилась медленно, объявленные первоначально сроки ее не выполнялись. Она не внесла коренных изменений в положение подавляющего большинства крестьян, прежние полуфеодальные отношения в основном продолжали существовать. В то же время реформа была ударом по крупному феодально-помещичьему землевладению и феодальным отношениям в деревне.

Так экономическое влияние крупных феодалов в деревне и стране было подорвано. Однако положение основной массы крестьян мало улучшилось. Купив в рассрочку небольшие участки земли, они должны были выплачивать в течение 12-15 лет крупные платежи в размере примерно равные стоимости арендной платы, которую до реформы они должны были выплачивать помещику.

Аграрные преобразования, однако, не привели к установлению в иранской деревне «социальной справедливости», под флагом которой они проводились [9, с. 46].

В условиях ускорения развития капитализма крестьянские хозяйства оказались обреченными на разорение, тем более что в период значительного роста доходов от нефти государство взяло курс на поощрение крупных частных капиталовложений в сельскохозяйственное производство, отказываясь от помощи мелким крестьянским хозяйствам. Была предпринята также попытка создания крупных агропромышленных комплексов с участием иностранных фирм. Однако результаты подобной политики, оказались плачевными как в экономическом, так и в социальном отношении [9, с. 47].

Таким образом, земельная реформа была не в силах решить задачу обеспечения населения Ирана продовольствием. Она не смогла также существенно улучшить положение подавляющего большинства крестьян, феодальная эксплуатация которых заменяется капиталистической. Перед помещиками, переходящими на капиталистические методы хозяйствования открылись более благоприятные условия для развития их хозяйств [18, с. 64]

Что же касается развития промышленности, то она в конце 60- х – начале 70-х годов сделала значительный шаг вперед. Появились новые, современные отрасли промышленности, в том числе тяжелой индустрии - металлургическая, машиностроительная, нефтехимическая, газовая и другие. Иран начал движение от аграрной страны к стране индустриально- аграрной [18, с. 104].

Особый упор шах делал на развитие промышленности, желая превратить страну к концу века в «пятую индустриальную державу мира». Этой цели в огромной мере способствовал постоянный спрос на нефть, многократно возросший в 70- е гг. вследствие энергетического кризиса.

Важной чертой иранской экономики в этот период было то, что в промышленности и в сельском хозяйстве, значительно укреплялись позиции иностранного капитала. Характерно было и то, что процесс преобразования торгового капитала в промышленный капитал почти совсем не затронул его низшие слои [2, с. 169].

Великодержавная политика в сочетании с тесной привязкой иранской экономики к мировому капиталистическому хозяйству и нереальными планами шаха обусловила беспорядочность и хаотичность хозяйственного развития Иран, отчетливо проявившиеся в середине 70-х годов и сказавшиеся в первую очередь на материальном положении широких народных масс. Относительная социальная и политическая стабильность в течение всего пореформенного периода поддерживалась с помощью мер проводившихся государством в жизнь за счет доходов от нефти [2, с. 172].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.