рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Иран во второй половине XX века. Исламская революция в Иране

Когда вечером 9 февраля в Тегеране появились грозные признаки близкого восстания, хомейнисты не располагали инициативой в решениях и действиях. Вечером 9 февраля 1979 года подразделения шахской гвардии «бессмертных» совершили нападение на учебную базу военно-воздушных сил под Тегераном, принимавших участие в народных демонстрациях. Это нападение, которое в случае успеха могло стать прологом военного переворота, спровоцировало вооруженное восстание в столице. В ту же ночь отряды моджахединов и федаинов окружили базу, вступили в бой с шахской гвардией и к утру 10 февраля нанесли ей тяжелое поражение.

Факты свидетельствуют, что восстание произошло стихийно, без согласия и руководства политико-религиозной оппозиции [2, с.212].

Утром 10 февраля конкретные приметы восстания появились по всему городу. Из многих мест слышались выстрелы, пулеметные очереди почти на каждой улице возвышались баррикады.[1, с. 156]

События 10 февраля развивались очень быстро. В рядах вооруженных сил углубился наметившийся ранее раскол. Часть военнослужащих, главным образом сержантский и старшинский состав - фактически дезертировала, отказавшись повиноваться приказам генералитета и уговорам Хомейни остаться в казармах [26, с. 160].

Многие факты говорили о расколе армии. Большая группа военнослужащих опубликовала в газетах заявление, в котором выражала свою солидарность с восставшим народом [26, с. 161].

11 февраля тегеранское восстание вступило в решающий этап. В этот день вечером должна была состояться обусловленная заранее тайная встреча начальника генерального штаба Каребаги с Исламским революционным советом. Но когда вооруженные столкновения предыдущей ночи сорвали встречу, генерал по собственной инициативе созвал на совещание не собиравшийся много лет Высший военный совет вооруженных сил в составе 50 военачальников. В ходе короткого совещания Каребаги добился согласия генералов на объявление о нейтралитете армии на основании «братства с народными массами», что вызвало ликование среди народа [26, с. 161].

В течение самых напряженных суток тегеранского восстания- 11 февраля- были захвачены все главные опорные пункты шахского режима. Военные гарнизоны, полицейские участки, почти все государственные учреждения и министерства. Были арестованы многие сторонники шахского режима [26, с. 163].

«Временный оперативный штаб» во главе с Таваккоти стал с утра 11 февраля главным координационным органом захвата власти сторонниками Хомейни. Их задача заключалась в том, чтобы не допустить укрепления и вооружения левых групп, и подготовить почву для перехода к следующему этапу - создание структуры новой администрации, управляемой напрямую из резиденции Хомейни и штаб- квартиры исламского революционного совета, плюс сохранение вооруженных сил [26, с. 164].

Окончательный захват власти сторонниками Хомейни состоялся на следующий день - в понедельник 12 февраля. Тогда были взяты гарнизон Салтанатабад, где находились штаб- квартира САВАК и ряд американских военных объектов, а также аэропорт Мехрабад. Бахтияр таинственным образом бежал, и в его канцелярию официально перебрался Базарган. Новый премьер- министр первым указом назначил начальника генерального штаба, трех своих заместителей, и временного начальника полиции [26, с. 165].

Одним из важнейших заявлений, переданных 12 февраля по радио и телевидению, стало новое обращение аятоллы Хомейни. Лейтмотивом его стал призыв сдавать новым властям оружие, захваченное в арсеналах и военных частях [26, с. 166].

Таким образом, революционное чутье народных масс вывило их за рамки установленных религиозным руководством форм борьбы и подвело к пониманию необходимости использовать вооруженные методы как единственное средство, способное привести к немедленному свержению старого режима.

«Исламская революция» неразрывно связанна с провалом реформ, проводя которые шах, его окружение и американские советники нимало не считались ни с народом, ни с его традициями и обычаями. Социальный взрыв был неизбежен.

Исламскую революцию можно определить как антимонархическую, антиимпериалистическую и антиамериканскую по основной направленности, по характеру, движущим силами методам борьбы как народную, по руководящей роли духовенства и организационно- идеологической основе как исламскую.

Революция в Иране поставила на повестку дня вопрос о создании системы органов государственной власти, которая бы сменила государственный аппарат шахского режима. Процесс создания системы этих органов оказался сложным и противоречивым.

Как известно, в антишахском движении принимали участие разнородные социально- классовые силы, каждая из которых преследовала в революции собственные цели. Так как в ходе революции иранское духовенство во главе с Хомейни стало общепризнанным лидером и руководящей силой антишахского движения, его воздействие на процесс формирования новых органов власти оказалось решающим [38, с. 196].

В феврале 1979 Хомейни приветствовали как политического и духовного наставника иранского народа. Был сформирован Исламский революционный совет из 15 членов, который управлял страной вместе с временным правительством во главе с Мехди Базарганом, лидером Движения за свободу Ирана. 1 апреля того же года страна была провозглашена Исламской Республикой Иран. В декабре вступила в силу новая конституция, объявившая Хомейни пожизненным факихом (руководителем). В ней высшая власть была официально закреплена за Хомейни (после его смерти - за его преемником), а прерогативы гражданской политической власти - за Президентом, Премьером и Меджлисом. С принятием этой Конституции было узаконено установление в стране теократического режима со всеми его атрибутами и пороками. Исламская республиканская партия (ИПБ) стала фактически правящей партией в стране.

1 апреля 1979 года после референдума, на котором был предложен вопрос: “За монархию или за исламскую республику?” - аятолла Хомейни провозгласил начало “правления Аллаха” в Иране. Страна получила название – Исламская Республика Иран, а власти претворяли жизнь программу исламизации общественных и семейных отношений, образования и управления.

Исламский образ правления с самого начала предполагал безраздельное господство духовенства и ни в коей мере не представляет собой суверенитет народа. Практические шаги духовенства по воплощению в жизнь этой теории во многом определили характер политического развития Ирана после свержения монархии [38, с. 201].

Было много дискуссий о том, каким путем идти к достижению поставленных целей. Некоторые ссылались на опыт СССР, другие на опыт США, но все же победила точка зрения, что в Иране должен быть свой путь развития. Идеалы независимости, порожденные исламской революцией, нашли свое выражение в курсе «Ни запад, ни Восток, а исламская республика», который и определяет отношения Ирана с другими странами особенно с соседями. И этим Иран оградил себя от двух «сверхдержав» [31, с. 36]. Были расторгнуто ряд военных и гражданских договоров с США и другими западными державами, закрыты многие иностранные банки и компании.

В республике шиитское руководство, сумело превратить организации, созданные в ходе революции, в свою опору. В качестве своей вооруженной опоры служители религии создали Корпус стражей исламской революции, под их контролем оказались сохранившиеся органы полиции и жандармерии, а также армия. Возникшие на предприятиях и в учреждениях органы самоуправления были преобразованы руководимые муллами «исламские комитеты» с участием предпринимателей. Вместе с территориальными комитетами при мечетях они составили низовую базу нового режима.

Считается, что Хомейни вернул Иран в средневековье, возродив некий “первоначальный ислам”. Это очень спорное утверждение. Ни Коран, ни шариат ничего не говорят об исламской республике с президентом, парламентом и имамом, стоящим над всей государственной конструкцией, хотя шиитское направление допускает разные типы государственного устройства.


2.2 Последствия Исламской революции. Современный Иран

Исламская революция 1979 года под руководством аятоллы Хомейни в корне изменила уклад жизни иранцев. Несмотря на то, что в XX веке шахи династии Пехлеви превращали Иран в светское государство, ориентированное на Запад, а позже на Соединенные Штаты Америки, но все-таки Иран стал исламской республикой. Исламская революция для Ирана означает достижение независимости, или развитие без зависимости, установление большей, чем прежде, социальной справедливости [31, с. 36].

Согласно принятым иранским шиитским духовенством взглядам, задача возрождения "истинного ислама" лежит, прежде всего, на той части преданного этой идее мусульманского духовенства и верующих. Они должны быть готовы положить все свои силы и даже пожертвовать жизнью ради всемирной исламской революции.

Официальная идеология Исламской Республики Иран особо настойчиво пропагандирует тезис о том, что единственным полностью соответствующим фундаментальным идейно-политическим основам ислама движением стала именно исламская революция в Иране. Революция, которая начиналась антишахскими выступлениями иранского духовенства во главе с аятоллой Хомейни в 1963 году и приведшая к свержению монархии и установлению исламской республики в 1979 году

Иран во многом сложная страна, она многонациональна, в связи с этим сложна и религиозная ситуация. Население Ирана исповедует ислам, зороастризм, христианство, буддизм, иудаизм. Но все же приверженцы ислама составляют 98 % населения страны, из них 95,7 % исповедуют ислам шиитского толка, который согласно шахской конституции, является государственной религией [41, с. 233].

Религия в Иране служит фактором объединения, фактором формирования национального самосознания. Для Ирана религия, невидимая власть, власть духовенства, которая стоит всегда рядом с государственной властью. «Муллотократия»- так исследователи стали называть режим, сложившийся в Иране [16, с. 99].

Аятолла Хомейни, умерший 1986 году, до сих пор свято почитается всеми иранцами. Его портретами украшены города и поселки, офисы всех государственных и частных учреждений, а часто и дома иранцев. Имам Рухома Мусави Хомейни вошел в историю не только как вождь исламской революции в Иране, духовный и политический руководитель Исламской республики Иран. Он вошел в историю и как крупнейший богослов, перу которого принадлежат десятки книг, трактатов, статей по самым различным проблемам исламской теологии, а также собрания стихов. В концентрированном виде сои взгляды на будущее страны имам Хомейни изложил в завещании, которое было оглашено после его смерти. В нем он изложил своё понимание стоящих перед иранским обществом проблем, дал наказы и рекомендации по продолжению дела исламской революции [31, с. 36].

За 10 лет правления Хомейни произошли серьезные изменения в недрах самой теократии, стремительно продолжающиеся после его смерти: общество стало полно противоречий, которые в начале революции не существовало и которое принесло с собой духовенство. После смерти Хомейни противоречия в эшелонах власти стали нарастать еще быстрее.

Революция в Иране вызвала серьезную обеспокоенность в центрах капиталистической системы, опасающихся утратить этот важный источник энергоресурсов.

Сразу же после прихода временного революционного правительства Ирана по средствам единовременных политических и экономических акций продемонстрировало свой отказ от участия в мировом капиталистическом бизнесе. Иран отказался от военно-политического партнерства с империализмом, от посредничества и услуг иностранных монополий в продаже нефти [37, с. 173]. В ответ на это страны Запада, США объявили Ирану экономическую блокаду, прекратив ввозить в страну необходимые товары и вывоз продукции, приносящей стране не малые капиталы.

Пришедшие к власти в результате исламской революции в Иране шиитское духовенство буквально с первых дней своего правления начало активно проводить курс, направленный на экспорт идей исламской революции. Для реализации этой политики практически во всех ведомствах Исламской Республики Иран с первых дней её существования стали создаваться специальные органы. Одним из более эффективных в этом плане стал Отдел национально- освободительных движений, созданный по личному указанию самого Хомейни.

Приняв жесткий империалистический курс и разрабатывая свою стратегию хозяйственного развития, пришедшие к власти силы, начали с полного отрицания той экономической структуры, которая была создана при шахе. При этом они исходили из так называемых принципов исламского пути экономического развития: создания самообеспечивающего хозяйства при закрытой экономике [37, с. 173].

Однако стратегия развития Ирана по этому пути, принятая Временным революционным правительством и кругами, оказавшимися у власти, в результате провозглашения в ноябре 1979 года исламская республика Иран, оказалась непоследовательной и противоречивой.

Нарушение хозяйственных взаимоотношений между центрами мирового капитализма и Ираном привели к экономическим, социальным трудностям внутри страны. В то время как капиталистические страны без особых трудностей возместили иранскую нефть поставками из других стран [37, с. 174].

С начала 80-х годов XX века отношения исламской республики Иран со странами Западной Европы переживали период упадка. Политические и культурные контакты были практически прекращены. Экономическое сотрудничество, активно развивавшееся в предшествующие десятилетия, находились в зависимости от внутриполитических и внешнеэкономических факторов. Такое положение объяснялось политикой исламского руководства, выдвинувшего в после революционный период антизападные лозунги и спровоцировавшие захват американских заложников, а затем развязавшую ирано-иракскую войну. Ответом на эти действия стал разрыв США отношений с Ираном и объявление ему экономической блокады, к которой присоединилось и европейское сообщество [15, с. 167].

Национализация крупной промышленности и банковской системы, конфискация активов иностранных банков и компаний. Активное вмешательство государства в экономику страны, мероприятия по ослаблению зависимости иранской промышленности от импорта, строгий контроль за внутренним и внешним рынком делали экономику Ирана малопривлекательной для деловых кругов Запада [15, с. 167].

Иранский народ так и не добился того, на что надеялся, совершая революцию. Муллотократия ввергла страну в состояние перманентного социально- экономического кризиса. В конце 1988 года из официальных данных центрального банка Ирана следовало, что при населении в 49, 5 млн. человек 12 млн. иранцев живут ниже порога бедности, 22 млн. существуют, не «сводя концы с концами», лишь немногим менее 12 млн. живут в условиях ненадежной обеспеченности. При этом за время после революции количество миллионеров, по официальным данным, увеличилось в семь раз. Возможно, Иран стоит перед новым витком социальных выступлений [16, с. 107].

Идея «исламской республики» просвечивается в основном в пламени исламизации быта- то затухающем, то вновь разгорающемся - в зависимости от политических маневров имущих. Главные атрибуты этого быта - строгая исламская одежда для женщин, олицетворяющая «высокие моральные качества», и не бритые лица у мужчин, символизирующие постоянную «революционную готовность» [5, с. 316].

Последнее десятилетие принесло Ирану очевидные успехи в укреплении политической системы и экономического базиса общества. Идеи иранской шиитской революции, т.е. идея и идеология "третьего пути" построения социально направленного государства на основе верховенства духовной власти и исламских принципов социальной справедливости, получили свой отчетливый образ и реализацию. При сохранении наиболее консервативных общественных ценностей - частной собственности, свободы предпринимательства, устоев семьи и национальных традиций - во многом решены задачи по борьбе с нищетой и бедностью.

Сейчас Иран не ориентируется ни на одну из стран. В Иране условиях частичной международной экономической изоляции и определенного сопротивления консервативных кругов осуществлена радикальная экономическая реформа.

Послабления в сфере общественной и частной жизни стали проводиться еще более энергично с избранием в 1997 году двумя третями населения нового президента Исламской Республики Иран - С.М.Хатами. Была принята программа перевода национальной экономики на свободное от исламских социально-популистских ограничений и экспериментов развитие, меры по открытию иранского внутреннего рынка для зарубежных кредитов и инвестиций. Также делались шаги по снятию некоторых жестких исламских ограничений и регламентаций в области культуры и искусства.

Вместе с тем такая линия действий не означает, что прагматическое иранское руководство взяло курс на демонтаж самого исламского строя. Отказаться от исламизации в смысле глубокого внедрения в сознание иранцев идеи о необходимости продолжения существования фундаменталистского государства, укрепления его институтов, идеологии, морали и т.п. не может никто из представителей правящего шиитского духовенства, ибо это означало бы конец и их власти, утрату влияния духовенства в обществе. Это, в частности объясняет, почему нынешний президент ИРИ, как и ранее его предшественник, не торопится проводить свою либеральную, во многом ориентированную на восстановление отношений с Западом и США линию.

В 1998 году меджлисом принята рассчитанная на 20 лет программа под названием "Экономика без опоры на доходы от экспорта нефти".

Она предусматривает постепенное их увеличение за счет не нефтяных источников. Согласно программе, ежегодные валютные доходы увеличатся в 2016 году.

Иран на сегодняшний день обладает динамичной экономикой и заинтересован в развитии добрососедских и взаимовыгодных отношений со многими странами. Стабильность экономики Ирана позволяет ему аккуратно расплачиваться со своими внешними кредиторами.

Нефть и газ - это основное богатство, на которое опирается Иран, но в настоящее время упор делается на развитие и расширение не нефтяных источников доходов.

После революции 1979 года в повседневную жизнь страны стали активно внедряться исламские нормы, и эта тенденция была закреплена также конституционно. По ст. 4 « все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах» [28, с. 15]. Стоит отметить, что и в последнее время этот конституционный принцип не утратил своей значимости.

Исламизация в Иране достигла своего пика к середине 80-х годов, когда буквально вся жизнь страны была сосредоточена на выполнении требований Хомейни и правящего духовенства, защищать исламский строй на полях войны с Ираком, беспощадно искоренять внутреннюю "контрреволюцию", противостоять проискам и заговорам "врагов ислама".

Еще одним требованием для иранского общества было свято соблюдать лозунг "Ни Восток, ни Запад, а исламская республика", идти на самопожертвование и материальные лишения, на отказ от демократических свобод и прав человека ради сохранения "завоеваний ислама", "справедливого исламского строя" и т.п.

Понадобилось относительно немного времени, чтобы огромные человеческие жертвы и экономический ущерб от войны, от политики самоизоляции и "опоры на собственные силы", нараставшее недовольство народа притеснениями и произволом властей, а также несостоявшиеся надежды тегеранских правителей на быстрое распространение в мире "исламской революции" стали явно проявляться. Что вынудило Хомейни и его окружение искать пути выхода из создавшегося военно-политического и социально-экономического тупика. Все это делалось на путях постепенной эволюции иранского исламского режима в сторону сглаживания крайностей и негативных последствий попыток тотальной исламизации. Этот процесс проходил в условиях сложного переплетения различных, зачастую противоположных, тенденций и напряженного противоборства, действующих в Иране и вне его политических сил.

В политической системе Ирана все органы власти, все население страны подчинено догмам ислама. Духовный лидер избирается узким кругом людей, а не всем народом. По Конституции, духовный лидер — это, прежде всего человек, в полном объеме владеющий знаниями в области ислама.

Теократическая модель формы государственного устройства и структуры органов власти была разработана аятоллой Хомейни еще в период его пребывания в изгнание в Ираке [38, с. 197].

Разработанная Хомейни структура органов власти предполагает установление теократического образа правления, при котором светская и духовная власть нераздельны. Вся законодательная и судебная власть сосредотачивается исключительно в руках духовенства. Парламент же не наделен никакой властью и представляет собой совещательный орган [38, с. 201].

Руководителем государства, контролирующим деятельность всех законодательных, исполнительных и судебных органов, является высшее духовное лицо – факих. Высший государственный пост принадлежит президенту, возглавляющий исполнительную власть

Высший орган законодательной власти — однопалатный меджлис состоит из 268 депутатов, избираемых населением на 4 года. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 20 лет (женщинам это право предоставлено только в 1963). Законом предусмотрено лишение избирательных прав военнослужащих, вероотступников от ислама, нищих, лиц неопределённых занятий, политических и уголовных преступников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.