рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Политическая борьба исламизма и кемализма в Турецкой Республике

Директор израильского центра глобальных исследований международных отношений Барри Рубин заявил по поводу победы Белой партии на выборах в ВНСТ 2007 года, что «ПСР впервые сделала попытку повести за собой страну не с помощью политических лозунгов, а реализацией конкретной социальной политики в обществе…это был верный шаг, и если новое правительство Эрдоана не совершит политических ошибок, ПСР обеспечит себе активную политическую жизнь ещё как минимум на 20 лет»[293].

Слова Б. Рубина имеют под собой прочную экономическую основу: темпы роста экономики Турции за время пребывания ПСР у власти составили 7,8% (за предыдущий период – 2,6%), ВВП увеличилось почти на три тысячи долларов на душу населения, а иностранные инвестиции с 1 до 20,2 млрд. $[294].

Особенностью современной оппозиции можно с уверенностью назвать её разнородность, что обеспечивает невозможность выступления объединёнными силами против Белой партии.

Мне кажется, что оппозицию в Турции можно условно разделить на несколько групп:

1.  Политические партии

2.  Генералитет, интеллигенция

3.  Шериатчилер (исламисты традиционалистского толка), националисты

4.  Курды (сторонники РПК)

Все эти группы имеют разные цели. Основная цель политических партий – получение власти, оттеснение на второй план политических конкурентов. Цель генералитета и интеллигенции – недопущение дальнейшего роста исламизма, возвращение к основам лаицизма и республики. Сепаратизм и отделение от Турции – основная цель сторонников РПК. Наконец, не менее ясной видится цель шариатистов и националистов, считающих, что необходимо раз и навсегда порвать с заигрываниями с демократией и светскостью.

С уверенностью можно констатировать то, что их интересы могут совпадать только в незначительных вопросах[295], но сталкиваются в основополагающих. Например, политические партии никогда не сумеют договориться с военными и интеллигенцией, готовыми к тому, чтобы вновь вернуть политический режим Турции к военной диктатуре. Ещё меньше шансов найти союзников у курдов-сторонников РПК, позиции которых сталкиваются со всеми социально-политическими силами современной Турции; то же можно сказать и о шериатчилер и националистах, в идеологии которых не заинтересованы ни политические партии (которым выгодно сохранение республиканского строя и лаицизма, как гарантии более-менее демократического парламентаризма), ни курды-сторонники РПК (вряд ли националисты обладают горячим желанием «отрезать» от Турции достаточно крупные территории, а «исламский фундаментализм представляет одно из серьёзных препятствий на пути развития курдского национального движения»[296]), ни, тем более, генералитет и интеллигенция, являющиеся наиболее последовательными антагонистами исламистов.

Всё вышеперечисленное говорит о том, что в ближайшие годы оппозиция вряд ли станет реальной проблемой для правящей партии; лишить ПСР власти, образно говоря, могут лишь сами «белопартийцы», а, точнее, их политические ошибки. Тем более, что некоторые представители светской элиты «искренне хотят поверить в то, что исламисты «исправились» и не покушаются на светский режим в стране»[297].

Тем не менее, собственные взгляды оппозиции вызывают достаточный интерес, потому что однажды одна из этих сил будет способна (или будет вынуждена) взять власть на себя (на государственном или на локальном уровне, как в случае с курдами), а, кроме того, их современные позиции – вторая составляющая эквилибриума между лаицизмом и исламизмом, выбором между западным путём развития и восточным.

§1 Политический спектр современной Турции

Партийную систему Турции можно условно разделить на представленные в ВНСТ партии и не представленные. Представленные: ПСР, НРП, ПНД, «Партия Мира и Демократии», «Демократическая Левая Партия», «Демократическая партия».

1.  «Партия Справедливости и Развития» (тур. «Adalet ve Kalkınma Partisi», «AK Parti»). Основана в 2001 году. Идеология - социальный консерватизм, умеренный исламизм (по мнению противников партии, специалистов и исследователей). Лидер – Эрдоан.

2.  «Народно-республиканская Партия» (тур. «Cumhuriyet Halk Partisi»). Старейшая партия в стране, основанная Мустафой Кемалем Ататюрком 9 сентября 1923 года. Идеология – социал-демократия, кемализм. Экс-лидер – Дениз Байкал[298].

3.  «Партия Националистического Движения (Действия)» (тур. «Milliyetçi Hareket Partisi»). Основана в 1969 году. Идеология – ультра- национализм, консерватизм, исламизм. Лидер – Девлет Бахчели.

4.  «Партия Мира и Демократии» (тур. «Barış ve Demokrasi Partisi»). Основана в 2010 году[299]. Идеология – социал-национализм. Лидер – Нуреттин Демирташ.

5.  «Демократическая Левая Партия» (тур. «Demokratik Sol Parti»). Основана в 1985. Идеология – социал-демократия, кемализм. Лидер – Масум Тюркер.

6.  «Демократическая Партия» (тур. «Demokrat Parti»). Основана в 1983[300]. Идеология – либеральный консерватизм. Лидер - Хусаметтин Джиндорук.

Таким образом, можно говорить о преобладании в Турции консервативной (социальный консерватизм ПСР, ультра-национализм ПНД, социал-национализм ПМД и либеральный консерватизм ДП) и либеральной (официально пропагандирующейся как «социал-демократической») идеологий.

Помимо вышеперечисленных партий в партийно-политической системе Турции «варятся» и другие партии, которые, впрочем, даже при изменившейся системе (снижение «проходного балла» с 10% до 5%) не сумели пока попасть в парламент. По политическому спектру их можно разделить на несколько групп:

1.  Ультралевый фланг («Турецкая Коммунистическая Партия», «Революционная Социалистическая Рабочая Партия»[301], «Рабочая партия»)

2.  Левый фланг («Демократическая Левая Народная Партия», «Партия Равноправия и Демократии»[302], «Партия Свободы и Солидарности», «Социал-демократическая Партия» «Социал-демократическая Народная Партия», «Партия Социалистической Демократии»)

3.  Центр: Либералы, консервативные либералы, кемалисты («Независимая Республиканская Партия», «Либерально-демократическая Партия», «Партия Народного Восхождения»)

4.  Ультра-правый фланг: Консерваторы-традиционалисты / исламисты / националисты[303] («Партия Счастья», «Партия Великого Союза», «Партия Родины», «Независимая Турецкая Партия», «Национальная Партия», «Новая Партия», «Партия Прав и Равенства», «Рабочая Партия»[304], «Партия Освобождения»[305], «Партия Молодёжи»)

5.  Прокурдский фланг («Партия Прав и Свобод», «Рабочая Партия Курдистана», «Партия Мир и Демократия»)

6.  Другие («Зелёный союз»)

На конец 2000-х годов можно говорить о полном разброде среди политических предпочтений турецкого населения. Ключевое слово остаётся за центристами и умеренными правыми; но сбрасывать со счетов оппозицию, как слева, так и справа не стоит. Во всяком случае, позиции двух главных оппозиционных Белой партии сил – НРП и ПНД усиливаются с каждыми выборами, что наглядно иллюстрируется в таблице, предложенной Г. Зиганшиной[306]:


Таблица 1

Партии/Годы выборов 2004 2007 2009
ПСР 41,8% 46,5% 38,8%
НРП 18,1% 20,8% 23,2%
ПНД 10,4% 14,2% 16,1%

В 2007 году у политических партий был шанс реально лишить ПСР власти: им было необходимо объединиться вокруг одного кандидата, чтобы иметь хоть какие-то шансы на победу. Однако вокруг выборов развернулся политический кризис, который привёл к досрочным выборам в меджлис. Сосредоточив основные усилия на запугивании избирателя исламизацией вместо того, чтобы предложить турецкому населению реальные программы по улучшению положения во всех сферах жизнедеятельности, оппозиция вряд ли могла противостоять ПСР. В итоге, «турецкий избиратель проголосовал за стабильность однопартийного правительства, дальнейший процесс роста заработной платы и пенсий, будучи уверенным, что в случае действительной угрозы светским устоям, их всё же отстоит армия»[307].

Другая возможность для оппозиционеров из числа политических партий – экономическая катастрофа. Нельзя не согласиться с мнением бывшего американского посла в Анкаре М. Абрамовицем: «ПСР возвысилась благодаря экономическим успехам, она и падёт вместе с экономическим провалом. Только серьёзное ухудшение экономики приведёт, наконец, к появлению политических партий, которые будут способны бросить ей вызов»[308].

В 2010 году в турецкой политике ярче всего «горят звёзды» двух вопросов: подготовки к выборам и новой конституции («Копенгагенской»).

Причём, что характерно, вполне реальна возможность, при которой выборы состоятся уже в конце 2010 года, правда, правящей партии они не выгодны, так как её рейтинги постепенно падают (что можно связать с экономическим кризисом). Впрочем, в Турции «практика проведения внеочередных выборов не является чем-то экстраординарным»[309].

Что характерно, рейтинги партийных предпочтений блещут огромной разницей в числовых данных. 8-16 марта 2010 года газета «Заман» провела опрос в 26 провинциях Турции[310] среди 5,5 тысяч человек. Как оказалось, 54,4% респондентов против досрочных выборов, а 56,6% - «за» новую, «гражданскую» конституцию. Что касается собственно политических предпочтений, то Белая партия получила бы 40,6% голосов, тогда как основные её соперники – НРП и ПНД получили бы 21,4% и 14,6% соответственно[311]. Похожие данные продемонстрировало исследование, заказанное ПСР: за эту партию готовы проголосовать 39%, а за НРП и ПНД 19% и 17% соответственно[312].

А вот агентство СОНАР предоставило совсем другие цифры согласно опросу, проведённому в январе 2010 года в 15 провинциях Турции среди 3 тысяч граждан. Если бы выборы состоялись тогда, то за ПСР проголосовало бы 29,5% респондентов, НРП и ПНД получили бы 27,11% и 20,41% соответственно. Причём представители агентства заявили, что «возможная погрешность исследования составляет всего 1,73%»[313].

Имеет смысл обратить внимание на региональность данных исследований. Первое исследование имело более широкий охват, тогда как второе «захватило» в основном крупные города; как известно, ПСР очень популярна в сельской местности. Таким образом, имеет смысл предположить, что на грядущих выборах Белая партия получит 35-40% голосов. Возможно и увеличение популярности партии, чему могут поспособствовать три фактора: оживление экономики; внешнеполитические скандалы, по-имперски объединяющие нацию (связанные, прежде всего, с ЕС, Арменией и Израилем); а также ошибки оппозиции.

Оппозицию ослабляет невозможность заключения союза и формирования коалиции, так как ведущие партии являют собой политических антагонистов. Впрочем, вполне возможны коалиции с другими партиями, которые могут принести НРП или ПНД победу над Белой партией. Среди ошибок оппозиции наиболее опасными можно считать дискуссию об исламизме, так как до настоящего времени все реальные возможности для свержения Эрдоана и ПСР обычно играли на руку партии власти.

Так, в 2008 году генеральный прокурор Турции Абдуррахман Ялчынкая передал «дело ПСР» в Конституционный суд. Материалы, подготовленные прокурором заняли 162 страницы[314]; оппозиция, таким образом, надеялась «убить двух зайцев» одним выстрелом – не только лишить власти сверхпопулярную ПСР и Эрдоана, но и вынести предупреждение исламистам. Ялчынкая потребовал запретить Белую партию, а 71 члену партии (в том числе Эрдоану и Гюлю) запретить политическую деятельность в течение пяти лет.

В ответ представители ПСР заявили, что настоящее дело – «нападение на демократию»[315]. Как и ожидалось, партию поддержали представители ЕС, в частности, комиссар по расширению ЕС Олли Рен, заявивший, что «такие споры должны решаться при помощи референдумов, а не судов»[316].

В итоге, благодаря грамотной политике, ПСР стала первой крупной партией в Турции, которой выдвигались обвинения в нарушении светских устоев Турции и которой удалось избежать запрета[317]. Для успеха противников ПСР необходимы были как минимум 7 голосов из 11, но «за» запрет партии проголосовали «лишь» 6 человек. Правда, на Белую партию наложили штраф в размере 50% её годового бюджета[318]. Председатель Конституционного Суда Хашим Кылыч пояснил, что партии вынесено «серьёзное предупреждение» и заявил, что он надеется на то, что «члены партии правильно поймут это «послание»[319]. Министр труда Турции Фарук Челик[320] назвал решение суда «победой демократии»[321], а Белая партия официально легитимизировала своё правление в рамках светского государства.

Именно с угроз о новом судебном разбирательстве и начались слухи о досрочных выборах. На встрече с депутатами ПСР 8 февраля 2010 года Эрдоан предложил им готовиться к выборам, несмотря на то, что Турция – не США с их помпезными предвыборными шоу и подготовкой к выборам в течение пары лет, а следующие «регулярные» выборы должны состояться летом 2011 года.

Одним из основных вопросов в турецкой внутренней политике первой половины 2010 года является, безусловно, вопрос конституционной реформы. Заместитель председателя фракции ПСР в ВНСТ Бекир Боздаг подготовил соответствующий пакет конституционных поправок на рассмотрение депутатов. Имеет смысл говорить о революционности данных изменений, ведь Белая партия планирует ввести поправки в 22 статьи ныне действующей Конституции 1983 года (10, 20, 23, 41, 51, 53, 54, 69, 74, 84, 94, 125, 128, 129, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 156, 166)[322]. Обсуждение реформ в меджлисе началось 7 апреля 2010 года.

Вокруг законопроекта сразу же стали вестись споры. В частности, председатель Кассационного суда Турции Хасан Герчекер назвал эти поправки в действующую конституцию «антиконституционными», депутаты оппозиционных партий уже заявили, что не поддержат эти поправки; таким образом вполне вероятно, что вопрос реформы будет вынесен на общенациональный референдум, который в соответствии с правовой практикой должен состояться до лета 2010 года[323], благодаря реформе избирательной системы, утверждённой 3 марта 2010 года, согласно которой сокращается период, в течение которого должен быть проведён референдум (с 120 до 60 дней)[324].

Что собирается изменить Белая партия? Во-первых, ПСР предлагает реформировать систему правосудия, в т.ч. Конституционный суд и Высший совет судей и прокуроров, а также передать гражданским судам юрисдикцию на судебные разбирательства по делам с участием военных[325]. Кроме того, ПСР хочет добиться передачи парламенту полномочий на возбуждение дел о роспуске политических партий, которыми ныне наделен Апелляционный суд.

Какие выводы можно сделать из этого? На мой взгляд, налицо желание правящей партии «избавиться» от тех институций, которые имеют полномочия или возможности для запрета партии; несмотря на то, что все предлагаемые изменения вполне отвечают требованиям демократического общества.

Кроме того, ПСР предлагает ввести несколько поправок для того, чтобы подкорректировать Конституцию для соответствия Копенгагенским критериям. В частности, планируется «закрепить положения о введении института омбудсмена, признать за госслужащими прав на заключение коллективных договоров и проведение забастовок»[326]; зарезервировать в меджлисе 100 мест для так называемых «депутатов Турции», членов партий, не прошедших 10%-барьер; ввести в конституцию положения, которые обеспечат конституционное закрепление защиты женщин и детей от насилия[327]. При этом даже за границей у сторонников реформы достаточно противников, которые понимают, что это не иначе, как «первый залп по светскому судопроизводству»[328] и очередной по политическому влиянию военных.

Впрочем, то, что турецкая судебная система нуждается в реформировании, становится ясно из следующих фактов: согласно данным Европейского суда по правам человека, из почти 120 тысячи исков[329] 13 тысяч подано против Турции, из которых уже 2,3 тысячи закончились победой истцов. Причём, большинство из них связано с ошибками национального судопроизводства.

Интересно, что основным союзником ПСР в вопросе изменения конституции является «Платформа гражданской солидарности» - объединение более четырёхсот общественных организаций, возглавляемое Айханом Оганом, который, в свою очередь, отметил на пресс-конференции, на которой выразил свою поддержку реформе, что «Основной закон 1983 года» тормозит развитие Турции в основных сферах жизнедеятельности[330].

Впрочем, имеет смысл говорить о том, что предложенный Белой партией пакет реформ будет претворён в жизнь только в случае, если ПСР победит и на третьих подряд выборах в меджлис. Так, для того, чтобы поправки утвердил меджлис, Белой партии не хватает всего 30 мест в ВНСТ (у ПСР 337 мест в парламенте на 550 членов, для принятия конституционной реформы необходимы голоса 367 человек). О возможной поддержке реформы заявила прокурдская ПМД, правда, выдвинув собственные условия. О них заявил председатель партии Демирташ:

1.  Снижение избирательного барьера

2.  Установление равнопропорциональной системы бюджетного финансирования партий[331].

Другие же оппозиционеры выступили единым фронтом «против». Д. Байкал обвинил партию власти в эгоистичных желаниях, основа которых - желание обезопасить своё собственное существование; также лидер кемалистов заявил, что он уверен в том, что общественность не поддержит реформу. Д. Бахчели, в свою очередь, ушёл дальше банальной критики, предложив свой вариант подготовки реформы, согласно которому необходимо выполнить нижеследующие три условия:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.