рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Творчество Нестерова на уроках

обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому

пониманию искусства. Очень важно в этих классах обогащать учащихся

представлениями о художественных средствах передачи настроения человека,

которое используется в избирательном искусстве, музыке и литературе.

В познании художественных средств изображения действительности в

искусстве большое значение имеет и усвоение таких понятий, как композиция

произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора,

сравнение, минор и мажор (в музыке), перспектива (в изобразительном

искусстве) и мн. др.

В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся

художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет

работа по осмыслению той или иной связи, которая существует между

различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на

занятиях по МХК необходимо использовать произведения музыки и литературы.

Так, например, при изучении творчества С. Герасимова и П. Соколова,

можно при показе их иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»,

привести строчки из текста этой повести. Или при рассмотрении иллюстраций

художников Н. Муратова и Кукрыниксов, привести строчки из сказок Салтыкова-

Щедрина. Или при изучении некоторых художников-пейзажистов, прочитать

стихотворение М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий» и прослушать

одноименный романс А. Варламова.

Подобное синтетическое использование искусства в процессе учебной

работы помогает уяснению специфики изобразительных средств различных видов

искусства и развитию разностороннего и более глубокого эстетического

восприятия деятельности.

Исключительно острой проблемой, слабо решаемой в школьной практике,

является формирование у учащихся полноценных эстетических вкусов, умения

отличать подлинные высокохудожественные произведения от примитивного

ремесленничества, от художественных поделок. Это особенно относится к

музыке и изобразительному искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются

какофонией и бездумным модернизмом - и недооценивают классики, и иногда и

форм отечественного искусства.

Трудности школы здесь усугубляются тем, что средства массовой

информации, дискотеки и видеотеки слишком широко популяризируют западную

музыку и кинофильмы в ущерб отечественному искусству. Преодолеть эту

трудность можно с помощью уроков МХК - широким использованием классической

литературы, лучших образцов современной музыки и классики и художественного

творчества.

При изучении произведений искусства также важнейшее значение имеет

раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование их в

целях морального формирования учащихся. Для этого необходимо вырабатывать у

учащихся понимания того, что подлинное произведение искусства всегда

утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного,

стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра,

свободы и справедливости. Любовь к родине, борьба со всеми искажениями в

жизни общества, развитие духовной красоты человека-творца - такова идейная

направленность произведений лучшей художественной классики. И учитель,

ведущий урок МХК, должен дать это понимание своим ученикам.

Для раскрытия нравственного содержания искусства широко используются

различные формы внеклассной работы. В школах проводятся тематические

литературно-художественные вечера: «Песни и музыка Великой Отечественной

войны», «Мотивы морали и нравственной чистоты в музыке», «Идеи патриотизма

в изобразительном искусстве» и т.д. (34, стр. 30-31). Эти мероприятия

оказывают большое влияние на интеллектуальную и эмоцонально-нравственную

жизнь учащихся, развивают и укрепляют чувства, воспитывают моральную

чистоту мыслей и поведения.

Уроки МХК могут помочь развить у учащихся их творческие способности и

наклонности. Школьники, рассматривая шедевры мирового художественного

искусства, слушая прекрасную классическую музыку и красивые стихи, могут

понять и осознать, что они тоже готовы внести свою лепту в искусство. И

тогда они начнут активно заниматься тем видом творческой деятельности,

которая им больше по душе.

Можно придти к выводу, что дети от природы любознательны, также они

творчески активны, изначально талантливы. Многие родители и педагоги

пытаются как можно раньше разглядеть в ребенке его задатки и наклонности,

чтобы своевременно помочь ему их развить. Уроки МХК, истории искусства и

другие предметы, связанные с искусством, тоже, как нельзя лучше подходят к

этой роли.

[10]

2.2. Организация процессов восприятия учениками творчества М.В. Нестерова

Из многих научных источников по воспитанию и развитию школьников (30,

32, 33), следует, что изучать творчество такого талантливого русского

художника конца XIX - начала XX в., как М.В. Нестеров, надо в 5 - 6-х

классах общеобразовательной школы. Так как, в 5 - 6-х классах на уроках

искусства тема года единая - «Изобразительное искусство как познание и

утверждение человеческих ценностей». Произведения Нестерова, как и многих

других талантливых художников, очень подходят к этой теме.

Несколько уроков 5-го класса, уже дают представление детям о новом

уровне восприятия трех жанров - пейзажа, портрета, натюрморта - в различных

видах изобразительного искусства.

Урок МХК или история искусств - это особый урок. И требования к нему

должны быть особые - он должен строиться по законам искусства. Отсюда и

вытекает ряд его особенностей. Прежде всего, на уроках, посвященных

изучению творчества М.В. Нестерова должны решаться задачи нравственно-

эстетического воспитания. Потому что нравственно-эстетический опыт

человечества, материализованный в художественно - образной форме, является

сущностью самого искусства.

Искусство предполагает, прежде всего, духовное общение. Поэтому оно

должно быть и на уроках искусства.

Ведь неспроста в современной педагогике все чаще и чаще раздаются

голоса, ратующие за необходимость сотрудничества, сотворчества учителя и

ученика. А ведь оно пришло к нам, из народной педагогики, когда мать и

дочь, отец и сын на равных решали насущные жизненные вопросы.

По мнению Д.Б. Кабалевского (30, стр. 16), следует, что урок искусства

немыслим также без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности.

Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных живых

диалогов с учащимися, музыки, зрительных образов, поэтического текста,

игровых ситуаций. Все это и является составными элементами эмоциональной

драматургии уроков искусства. На уроке о творчестве М.В. Нестерова учителю

необходимо иметь много материала, такого как репродукции картин художника,

слайды, книги, описывающие и анализирующие его творчество, подходящие

музыкальные и литературные произведения. Весь арсенал средств работает на

то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить учеников. Поэтому общение по

поводу искусства, т.е. эмоциональное вхождение в тему - это самые важные,

бесценные минуты урока.

А.В. Луначарский писал (32, стр. 14): «Мы устроены так, что

чувственное для нас важнее, чем умственное. Мы считаем что-либо

основательно познанным, когда мы почувствуем его не только головой, но

призовем к этому всю нашу нервную систему»[11].

Вот почему очень важно, чтобы на уроках, посвященных изучению

творчества Нестерова, звучали не холодные, бездушные ответы, а содержащие

собственное переживание и впечатление, окрашенное детской радостью,

эмоцией, совершенно искренние всплески души и разума, а не просто

правильные ответы школьников. И именно тогда процесс восприятия искусства

приобретает на уроке желанную форму, осуществляясь в единстве мысли и

чувства.

Например, когда перед учащимися предстанет целая галерея женских

образов, вышедших из под кисти М. Нестерова и выстраданных в его сердце и

душе, лучше, если зазвучит русская народная песня в инструментальном

переложении. Гибкая, напевная, берущая за душу мелодия - это фон для

проникновенных стихов великого русского поэта Н. Некрасова:

«Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взором цариц…»

И каждый ученик, непременно ощутит внутри своей души и своего сердца,

сопричастность с возвышающими душу человека строками Н. Некрасова и с

земной красотой пленительных женских образов, созданных замечательным

русским художником М.В. Нестеровым.

Для того, чтобы учащиеся полнее представили образ «нестеровской

девушки» необходимо продемонстрировать им несколько репродукций картин

Нестерова, изображающих судьбу русских женщин и проанализировать их.

Продемонстрировать ученикам цикл поэтических картин, написанных М.

Нестеровым - «Роман в картинках» («На горах», «В лесах», «За Волгой»).

Такая последовательность картин с похожестью сюжета заинтересует учащихся,

и они с увлечением посмотрят и на другие картины М. Нестерова, с

изображением русских женщин, женские портреты этого художника («Великий

постриг» - четвертую часть «Романа в картинках», «Христова невеста», «У

креста», «Равноапостольная княгиня Ольга», «Царевна», портреты жены и

дочерей «Девушка у пруда», «Амазонка»).

Учащимся будет интересно узнать, что до картины «Христова невеста» М.

Нестеров не писал пейзажей. Но девушку на этой картине, он окружил родной

природой. Ученики должны теперь понять, что художник отныне вступил в самый

избранный тесный круг верных певцов и вдохновенных поэтов русской природы.

Учащиеся, рассматривая эти картины, переживают за этих девушек и

женщин, также они своими глазами видят как на этих произведениях оживает

старина, сохранившаяся еще в русском старообрядчестве.

С помощью таких картин с нежными тихими женскими образами, созданных

кистью М. Нестерова, ученики глубже и полнее поймут и прочувствуют всю

чистоту, красоту, женственность и мягкость души русской женщины, так как

художник очень ярко выразил свои мысли на картинах, а потому детям будет

легче их понимать. Им будет более понятен не только смысл сюжетов картин М.

Нестерова, но и замысел самого автора, и то, что он сам чувствовал,

создавая женские облики на своих полотнах.

Изучать творчество М.В. Нестерова нужно в 5 - 6-х классах еще и

потому, что именно в этом возрасте учащиеся уже начинают глубже понимать и

осмысливать материал, который им предлагается на уроке МХК, легче

запоминают новые термины. Способны выходить на некоторые обобщения. Это

позволяет глубже раскрывать содержание урока.

В 5 классе искусство рассматривается под иным углом зрения - как

познание и утверждение человеческих ценностей. 5 класс - новая ступень

познания.

На уроках МХК учащиеся узнают об истории возникновения пейзажа, как

результата потребности человека осмыслить свое отношение к природной среде.

Поэтому именно с этого возраста учителям МХК легче знакомить учеников с

таким художником как М.В. Нестеров. Они уже знают, что такое натюрморт,

портрет, пейзаж; легенда, былина тоже им знакомы.

В произведениях М. Нестерова насквозь сквозит святость и народная

вера, чистота и возвышенность человеческой души. На примере анализа и

сравнения двух картин М. Нестерова - «Видение отроку Варфоломею» (1889-

1890) и «Душа народа» (1916) - можно показать ученикам, как художник сам

понимал святость и веру русского народа и как правдиво он передал эту веру

на своих полотнах. Учащиеся 5-х классов уже могут понять, что происходит на

подобных картинах, и они правильно их воспринимают.

Все содержание занятия, обращенное к детям, и планируемая педагогом

деятельность учащихся должны содержать возможность раскрытия чувств,

опираться на живые ощущения и сенсорные впечатления в виде звуков, красок,

восприятия формы и пространства. Духовное напряжение, возвышение и

уточнение духовных потребностей и интересов детей, детских переживаний и

полихудожественного развития детей. Эти общие мысли полихудожественного

развития реализуются в содержании программ отдельных классов.

А вот в 5 классе дети уже более осознанно все понимают и воспринимают,

и уже немного больше знают об искусстве. Поэтому можно через искусство

формировать нравственность, духовность в детях. Через искусство можно

добиться того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т.е. научить

школьников сопереживать, и тогда их духовная жизнь станет более

полнокровной, они смогут более глубоко воспринимать и человека, и природу,

и музыку, и изобразительное искусство и многое другое. Одним словом, они

поднимутся еще на одну ступеньку общечеловеческой культуры. Вот почему

необходимо создавать на уроке условия, благоприятные для сопереживания.

Например, некоторые картины Нестерова на нравственно-религиозную тему,

наиболее удачно демонстрировать под музыку великого русского композитора С.

Рахманинова. Смотря на такое монументальное создание, картины «Душа

народа», учащиеся почувствуют поэтическую взволнованность, которая вместо

звучания лирического здесь обретает подлинно трагическое звучание.

Учащиеся глядя на такие картины М.В. Нестерова, как «Видение отроку

Варфоломею», «Святая Русь», «Душа народа» и многие другие, могут сказать,

что М. Нестерову очень нравилось тяготение к прекрасной старине, красоте, к

народному искусству, к сказке.

В сопереживании кроются истоки нравственности, и чем сильнее будет

сопереживание, тем определеннее и устойчивее будут утверждаться

нравственные начала. Все начинается с простого - с отношения ребенка к

цветку, паутинке, животным. Затем появляются отношения более высокого

порядка - к родной природе, дому, Родине.

И, в конечном итоге, все впечатления, представления и знания,

прошедшие через душу ребенка становятся его собственными знаниями, его

собственной точкой зрения, его мыслями и убеждениями, его отношением к

прекрасному и безобразному, добру и злу. Приобщение учащихся к искусству в

условиях школьного урока в единстве восприятия - это первые шаги в мире

искусства. Это всего лишь начальный этап вхождения в храм искусства.

Ребенка, когда он делает свои первые шаги поддерживают родители, и с

каждым новым движением он приобретает все большую уверенность.

Так и школьный учитель должен тонко чувствовать своих учеников,

бережно поддерживать их, когда они делают свои первые шаги в прекрасный мир

искусства.

Также на примере портретов, написанных М. Нестеровым, можно показать

ученикам насколько глубок интерес этого художника к конкретному человеку.

Портреты М. Нестерова - это прекрасная встреча с портретным искусством,

встреча с человеком, его мыслями, чувствами, переживаниями, отношениями к

жизни, миру, к своей эпохе, многообразная галерея индивидуальностей и

характеров. Это самая сложная и в то же время прекрасная работа -

вглядываясь в человека, изучая его, открывая себя с ним, что очень важно

для учащихся 5 - 6-х классов, открывать для себя богатство его души,

сравнивая себя с ним, стремиться к совершенству.

На уроке, посвященном изучению творчества М.В. Нестерова широкая

развернутая панорама портретных образов этого художника, помогает ребятам

целостно воспринимать сущность этого жанра.

Также важно, чтобы дети поняли, что художник, через искусство портрета

дает представление о людях, которые как бы воплощают в себе дух своего

времени («Портрет И.П. Павлова»).

Изучение портретов кисти М. Нестерова, дает еще и прекрасную

возможность пробудить интерес к человеку вообще, как одному из самых

совершеннейших и прекраснейших созданий на земле, подчеркнуть, что

уникальность человека должна как можно полнее выявляться во всех периодах

человеческой жизни.

Из всего этого можно сделать вывод, что задача учителя МХК - опираясь

на представления детей, повысить уровень их восприятия, чтобы они могли

воспринимать все это в окружающей действительности: предметах, явлениях,

поступках людей; научить учащихся понимать истинную красоту, которая, не

всегда может быть тихой и спокойной, скромной и собранной, или яркой и

громкой.

[12]

2.3. Экспериментальный урок по предмету МХК в 5-м классе

общеобразовательной школы

В этом параграфе описывается экспериментальный урок по предмету МХК в

5-м классе общеобразовательной школы на тему: «Творчество русского

художника конца XIX начала XX в. М.В. Нестерова.

Урок разделен на 4 части:

1. Общая характеристика живописи конца XIX начала XX в. Краткая

биография художника М.В. Нестерова.

2. Женские образы в творчестве М.В. Нестерова.

3. Святость и вера в картинах М.В. Нестерова.

4. М.В. Нестеров - портретист.

Цель урока: опираясь на личные впечатления учащихся, знания о живописи

русских художников, сформировать умение «читать» и понимать произведение

искусства - картину, портрет, составлять описание репродукции, развивать

устную речь, мышление, фантазию, память, работать над обогащением

словарного запаса, совершенствовать навыки работы с разными словарями,

литературными произведениями.

Урок помогает воспитывать патриотизм, интерес к предмету,

отечественной культуре, прививает любовь к искусству, развивает

художественный вкус.

К занятию готовится выставка репродукций картин М.В. Нестерова, книг

по искусству о творчестве М.В. Нестерова, словари. На доске оформлена

запись (в две колонки): словарь и эпиграфы.

Словарь: Эпиграфы:

Портрет «Постоянный труд, без

Автопортрет коего нет истинного великого,

является

Пейзаж необходимым условием

художественного

Лирика творчества»

А.С. Пушкин.

Акварель «В искусстве все являются

учениками

Колорит друг друга, но каждый идет

своим путем».

Цвет

М.М. Пришвин.

Репродукция

Реставрация

Вернисаж

Плеяда

Легенда

Былина

Живопись

Красота

Истина

Шедевр.

На уроке звучит музыка великого русского композитора С. Рахманинова.

Сначала одному из учеников предлагается прочитать эпиграфы на доске. Потом

учитель читает словарь с доски, после каждого понятия ученики объясняют его

значение, если слово для них новое, учитель объясняет сам его значение.

Следующим этапом идет слово учителя. Педагог рассказывает тему урока,

показывает учащимся репродукции картин М.В. Нестерова, вместе с учениками

анализирует их, сравнивает.

Картины М.В. Нестерова очень лиричны, музыкальны, сказочны, поэтичны,

эмоциональны, красивы. А ведь воспитание чувств ребенка начинается именно с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.