рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Творчество Нестерова на уроках

изображены иноки-витязи на конях. Художнику удалось воплотить их силу,

смелость. Родная природа, кажется, бодрым шумом напутствует всадников,

устремившихся на встречу с врагом родины.

В разные годы по-разному возвращался М.В. Нестеров к любимому образу

(Сергия) и всегда находил в нем разрешение всех своих дум и русском народе.

Также следует заметить, что М.В. Нестеров работал во Владимирском

соборе начиная с 28 лет, а закончил там работать лишь вступив в 6-й

десяток. Он писал в соборе картину «Великомученица Варвара». Получилась

слишком легендарная, Варвара на коленях, около нее меч, на голову ее сходит

венец мученический. Но Нестерову на заседании это запретили. И он

переписал: лицо писал с Е.А. Праховой, сделал фигуру стоячей, убрал

мученический венец. Но летом того же 1894 года написал первоначальный

вариант «Варвары».

Вскоре он поехал в селение Зарумы к остаткам древнего храма,

послужившего прототипом для Абастуманского, эта поездка вызвала в художнике

изумление пред чудесами древнерусского искусства. Именно М.В. Нестерову

обязан этот прекрасный памятник древнерусского искусства, тем, что были

отпущены средства на его восстановление.

Также Нестеров много работал и в других храмах и соборах. За что о нем

не лестно отзывались многие критики: «будто он всегда переходит на

скользкий путь официальной церковной живописи»[7].(10 стр. 6)

М.В. Нестеров всегда мечтал о большой картине, которая вобрала бы в

себя всю его тягу к народной Руси, весь опыт его творчества, его

творческого вчувствования в ее мятущийся дух, в ее щедрое сердце.

Для Нестерова такой большой картиной должна была стать «Святая Русь».

На первоначальном эскизе встреча Христа с народной Русью, со страждущими

русскими людьми, происходила в летний день у небольшого озерка,

затерявшегося в глуши лесов, сюда в бедный скит, прибыли на богомолье, и

навстречу им из скита вышел не послушник-привратник, а сам Христос с

угодниками.

На большой же картине М. Нестеров наоборот развернул широкую, пологую

долину с лесистыми крутосклонами, покрытую снегом, за нею простирается

необъятный океан полей и лесов, скованных безмолвием под снеговою пеленою.

К зимнему пейзажу художник перешел после поездки на Соловки, где впервые

увидел русский далекий север. На картине, это лесистая долина с далеким

снежным окоемом - пейзаж «Всея Руси». (20 стр. 51) Нестеров верно нашел и

написал природное окружение для задуманной картины. Только суриковские зимы

(«Боярыня Морозова» и «Взятие снежного городка») могут сравниться по своей

подлинности и «морозности» с этою нестеровской зимой, могучею и старою,

прекрасною и широкою, как сама русская земля.

Второе название картины, взятое из Евангелия: «Приидите ко Мне все

нуждающиеся и обремененные и Аз успокою вы»,- точно выражает ее содержание.

На картине действительно изображены «нуждающиеся»: в ней нет ни одного

лица, взятого из иной жизненной среды. Весь этот этюд «обременен» тяжкой

ношей жизни. Но их «обременяют» и не одни телесные недуги и нужды. Почти в

каждом лице трепещет внутренняя боль невысказанного чувства, проступает

тревога снедающей мысли, тлеет огонь неосуществленной мечты. Любимой

картиной М.В. Нестерова была из всей русской живописи «Явление Христа

народу» Иванова. То, что задумал М.В. Нестеров дать в своей большой

картине, было «Явление Христа русскому народу»(10 стр 11)

На этой картине, по воле или против воли художника, в толпе идущей в

своему Христу, как бы еще не отношение к самому Христу. Ошибка ли

это художника, прямо перенесшего лица людей на картину с превосходных

портретных этюдов и не подчинившего выражение лиц, движение глаз общему

смыслу происходящего на картине? Или это не ошибка, а намерение художника

показать всю разность чувств и ощущений в толпе, вызванную появлением

Христа, -от светлого умиления до спокойного равнодушия и острого недоверия?

Свет тихого радостного общения с Христом светит только в ясных глазах

деревенской девочки. Случайность ли это или не случайность? Не есть ли это

следствие убеждения художника в истине евангельских слов: «Если не будете

как дети, не войдете в Царствие Небесное, не увидите и Христа».

Позже М.В. Нестеров написал картину «Душа народа» (хотя сначала назвал

ее «Христиане»). Эта картина стала его новой «Святой Русью». Всюду он искал

и находил людей, которых видел на своей будущей картине. Также он хотел

чтобы в нее вошли и представители интеллигенции (Л. Толстой, Ф.

Достоевский, Соловьев). Перешел с эскиза на картину и Алеша Карамазов, один

из любимых литературных героев Нестерова. В новый замысел «Христиан» должны

были войти и трудники исторического дела России, которые неотделимо по

убеждению художника, от духовного пути русского народа. В картине, кроме

безвестного иноческого «лика» и крестьянского люда, кроме жителей

современного русского города, кроме высшего круга интеллигенции, должны

были появиться исторические предствители церкви (священник, епископ),

представители государственной власти (царь), представители воинской силы

(воеводы с воинством). Но он не изображал определенные исторические

личности. В это время была война, и все восхищались солдатами, М.В.

Нестеров тоже восторгался в них красотой души и необычайной скромностью

русского человека. Он решил, что именно такой русский солдат, ослепший от

газов, должен появиться на его картине, замыкая собою исторический круг

защитников русской земли.

Первое впечатление от картины у первых зрителей, было полнейшей

неожиданностью. Здесь был какой-то новый Нестеров, новый не в основе своей,

а новом качестве, которого как будто не было прежде. Привычная лирическая

ласковость живописного сказания М.В. Нестерова сменялась чем-то иным,

мужественным и строгим. Картина приковывала своей ширью и силою.

Удлиненность картины по диагонали, причем ближайшие фигуры правой стороны

писаны в рост человеческий, делали то, что представлялось, будто это

плотная, тесная толпа идет по луговине, движется упорно и неостановимо, а

за ближайшими ее рядами, двигаются еще ряды, движется еще толпа, и нет

конца этому народному движению. Ни на одной русской картине (кроме

репинских «Бурлаков» и «Крестного хода») это движение, не передано с такой

простотою, с таким лаконизмом, но и с такой силою, как здесь у М.В.

Нестерова.

Все в природе здесь широко, привольно, прекрасно, но обычно. Необычна

лишь спокойная, безмолвная толпа, движущаяся по берегу Волги.

Среди мужчин и женщин, М.В. Нестеров изобразил в толпе высокого,

худого, нагого (прикрыты лишь чресла) старика с длинными седыми волосами и

бородой. Извернувшись изможденным телом вполоборота к идущей толпе, словно

отстраняет руками некую тучу, готовую низринуться на толпу людей, или видит

кого-то там, за этим облачным небом, и беседует с ним. Этот нагой человек -

Христа ради юродивый - тот, кто хочет посмеяться над всем, что люди считают

важным и великим в жизни: над водностью, богатством, человеческим судом,

рассудком, кто добровольно принимает на себя облик безумца, для того, чтобы

внутри себя выразить человека, живущего лишь по закону любви и правды.

Правдива картина Древней Руси, невозможна без исторической и глубоко

народной фигуры юродивого. Это знал и А.С. Пушкин (в «Борисе Годунове»),

это знал и Суриков в «Боярыне Морозовой»). Это знал и М.В. Нестеров, сделав

юродивого главной фигурой левого плана картины.

Фигура Л. Толстого, быть может, более всего поражает на этой картине

М.В. Нестерова своей неожиданностью. Духовные особы были возмущены: как на

картине, изображающей путь русского народа к Христу, может быть человек,

отлученный от церкви? М.В. Нестеров отвечал им кратко, но твердо: «Ничего

не поделаешь. Надо ему там быть. Из песни слова не выкинешь. Русский он.

Толстого от России не отлучишь!»[8] (22 стр. 84)

Кто же ведет весь этот поток людей? Никто. М.В. Нестеров отказался

изображать Христа, идущего впереди толпы (как на первоначальном эскизе).

Помыслы художника, у этой толпы, есть Христа, в которого они девятьсот с

лишним лет верили, которому молились. К нему и идет толпа. Художник никого

не избирает из них. Все верят от души и искренне, считал Нестеров. И

мальчик, идущий впереди, никогда не был для художника ведущим. Он никого не

ведет, но он ближе всех к цели, он, не ставивший себе никаких целей, на

которые столько труда и усилий затратили многие.

«Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Эту надпись

после долгих колебаний М.В. Нестеров в 1927 году написал рукою П.Д. Корина

на самой картине, внизу слева.

А если они, эти русские люди не могут быть «как дети», каков тогда

будет конец их жизненного и исторического пути? Исходя из образов картины

(а в них-то и заключается мысль художника), ответ может быть только один:

«Не войдете в Царствие Небесное», не обретете правды и красоты. Ответ

поистине трагический. Исходя из него, становится ясно, что Нестеров создал

трагедию «души русского народа».

М.В. Нестеров чувствовал, что в своей «Душе народа» он как живописец,

нашел в себе ту строгую простоту, ту спокойную силу, ту благородную

ясность, которые искал давно, и сохранил при этом свойственную ему

поэтическую взволнованность которая здесь, в создании монументальном,

вместо звучания лирического обрела подлинно трагическую звучность.

Само обращение к подобной теме, интересной и значительной по своему

характеру, выражающей представления обобщающего свойства, было совершенно

необычайно для того времени, значило уже очень многое, многое говорило о

личности М.В. Нестерова, о направлении его творческих исканий.

Время завершения картины «Святая Русь» неожиданно оказалось связанным

и с другими значительными явлениями в творчестве М.В. Нестерова. Он стал

писать портреты. Наиболее значителен портрет его дочери «Амазонка». Девушка

в красной шапочке и черной амазонке, с тонким хлыстом в руках остановилась

у берега реки. Чуть склонив голову, она смотрит куда-то вдаль, в сторону

зрителя. Лицо ее спокойно, но легкий излом фигуры, поворот плеч и наклон

головы создают впечатление грустного раздумья. Прост и безлюден пейзаж с

широкой, спокойной, окрашенной отблесками заката гладью реки, в которой

отражается противоположный берег с синеватой далью леса, бледно-желтое,

чуть розовеющее вечернее небо.

В советское время работ в области религиозного искусства была для

художника невозможна. Его творчество сосредоточено на портретном жанре,

М.В. Нестеров создает выдающиеся образы современников, деятелей науки и

искусства (портреты П. и А. Кориных, А. Северцова, С. Юдина, И. Шадра, И.

Павлова, Е. Кругликовой и мн др.). Эти портреты выдвинули художника в ряд

ведущих живописцев - реалистов эпохи. Работы объединяет ощущение богатства

духовной жизни, разнообразие характеров, с замечательной точностью

отраженных в пластике, рельефное выражение душевного склада и настроения

человека. М.В. Нестеров продолжал работать и как тонкий мастер лирического

пейзажа.

М.В. Нестеров внес значительный вклад в русскую портретную живопись. К

жанру портрета он обратился в 1900 -х гг. После портрета дочери

(«Амазонка»), также интересен двойной портрет «Философы», получивший

большую известность, но которой мастер изобразил С.Н. Булгакова и П.А.

Флоренского - двух известных русских ученых-философов.

Особый интерес представляет «Портрет академика И.П. Павлова» (1935).

Глядя на него сразу видно, что этот красивый седой старик, несмотря на свой

возраст, крепок физически и полон живой, кипучей энергии.

Очень выразительно лицо Павлова: высокий, открытый лоб с глубокими

морщинами, серьезный взгляд сквозь очки, белизна седых волос и бороды. Эти

черты очень скупо, но тем не менее необыкновенно точно передают облик

академика, его острый ум и вспыльчивость характера.

Еще он написал «Портрет скульптора В.И. Мухиной» (1940), писал и

портреты И.Д. Шадра, портреты своей второй жены и своих детей, и еще очень

многих близких ему людей, и портреты известных личностей. Также им написаны

два автопортрета.

Друзья художника удивлялись необычайному способу работы над картиной.

М.В. Нестеров всегда начинал портрет с левого верхнего угла, и постепенно

из разрозненных деталей появлялся гармоничный и цельный образ. Но писал

мастер долго и очень медленно, внимательно всматриваясь в портретируемого.

И если в религиозных композициях проявлялось увлечение символизмом и

романтизмом, то портретное искусство М.В. Нестерова всегда оставалось

глубоко реалистическим.

Таким образом, творческая судьба М.В. Нестерова кажется не только

незаурядной, но порой исключительной. Художник прошел многие этапы в

развитии отечественного искусства, и в каждый из них он внес свое

собственное слово. Его жизнь оказалась связанной с огромным историческими

событиями в жизни его страны, его народа. М.В. Нестеров умел не только

понять все их значение, но и найти художественную форму их выражения.

Главным для него всегда было познание природы и человека. Он умел понять,

казалось бы, скрытую структуру жизни, он желал проникнуть и проникал подчас

в человеческое сердце и изображал эту жизнь сердца.

[9]

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА М.В. НЕСТЕРОВА НА УРОКАХ МХК В 5 - 6-х КЛАССАХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2.1. Специфика структуры уроков по МХК

Искусство играет большую роль в формировании нравственности

подрастающего поколения. Еще Аристотель писал, что искусство способно

оказывать влияние на душу человека, и поскольку оно обладает таким

свойством, оно должно быть включено в число предметов воспитания молодежи

(30, стр. 12).

Искусство является могучим средством духовного возвышения человека,

развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить

жизнь по «законам красоты». Однако, влияние искусства на воспитание

человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического

развития.

В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть

красота в душе араба» (33, стр. 61). Без знания законов художественного

отражения действительности, без понимания языка и художественных средств

искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит

удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую

подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Задача школы -

обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в

большой мир искусства, сделать его средством познания окружающей

действительности, развития мышления и нравственного совершенства. Для этого

необходимо, чтобы в каждой школе был предмет МХК (мировая художественная

культура). Уроки по МХК в общем плане воспитания школьников обозначают

процесс формирования чувств в области прекрасного. На уроках МХК это

прекрасное связано с искусством, с художественным отражением

действительности в сознании и чувствах учащихся. С помощью таких уроков

дети начинают понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В

этом смысле сущность уроков по МХК состоит в организации разнообразной

художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на

формирование у них способностей полноценного восприятия и нравственного

понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку нравственных

понятий, идеалов и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований

в области искусства. Существенной стороной этих уроков является также

познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении

человека.

Не менее важной стороной содержания уроков по МХК является их

направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого

развития они должны охватывать? Прежде всего, необходимо формировать у

учащихся эстетические и нравственные потребности в познании искусства, в

постижении художественных ценностей. Существенным компонентом этого

воспитания являестя овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и

умением выражать свои суждения (и взгляды) по вопросам художественного

отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся

отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства,

выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую

направленность искусства. Большое место в содержании уроков по МХК занимает

формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и

переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и

гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную

взыскательность, а также стремиться к повышению культуры поведения.

Также важным содержательным компонентом уроков по МХК является

приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и

способностей к изобразительному искусству, музыке и литературе.

Уроки МХК должны начинаться в школе с младших классов. Основное их

направление состоит в ознакомлении детей с различными видами искусства,

приучение их к эстетическому восприятию, к пониманию искусства и простейшим

эстетическим суждениям.

В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная

подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением выразительно и

эмоционально читать стихи, желательно иметь навыки музыкального или

изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетентность в

различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми

внутренних противоречий между имеющимся и необходимым условием их

эстетического и нравственного развития, но и возбуждают потребность в

приобщении к искусству.

Для воспитания художественного восприятия у учащихся существенное

значение имеет использование приема сравнения при изучении художественных

произведений, прослушивании музыки и цитирования литературных произведений,

стихов и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного

отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка вопросов,

направленных на выяснение того, что детям нравиться в том или ином

произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их

восприятие и побуждает к оценочным суждениям. На уроках необходимо не

только показывать школьникам репродукции картин, но и широко использовать

чтение стихов и прослушивание музыки, песен. Также необходимо проводить

экскурсии в музеи на выставки картин. В основе таких экскурсий лежит

знакомство школьников с музейным предметом. У детей появляется возможность

увидеть картины «живьем». Это закладывает «навыки чувствования»

произведений искусства, основы эмоциональной культуры и эстетического

отношения к реальности.

Простейшие эстетические представления и суждения формируются в

начальных классах. Однако, основная работа в этом направлении

осуществляется с учащимися - подростками и старшими школьниками,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.