рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Творчество Нестерова на уроках

Творчество Нестерова на уроках

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

По теме: Изучение творчества М.В. Нестерова

на уроках МХК общеобразовательной школы

2004

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение ………………………………………………………………3

Глава 1. Творческое наследие М.В. Нестерова в контексте

русского искусства второй половины IXI – первой

половины XX в

1. Общая характеристика Российского искусства эпохи ………….6

2. М.В. Нестеров – как художник переходного периода

рубежа XIX – XX вв …………………………………………..12

3. Становление М.В. Нестерова как художника

и характеристика его творчества ……………………………..20

Глава 2. Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК

в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы

2.1. Специфика структуры уроков по МХК ………………………...33

2.2. Организация процессов восприятия учениками

5 – 6-х классов творчества М.В. Нестерова ………………….39

2.3. Экспериментальный урок по предмету МХК

в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы ……………...46

2.4. Методические рекомендации учителям ………………………..53

Заключение ……………………………………………………………..

Список литературы ……………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной дипломной работы «Изучение творчества М.В. Нестерова на

уроках МХК общеобразовательной школы».

Интерес к этой теме вызван тем, что творчество талантливого русского

художника М.В. Нестерова – это поиск духовно-религиозного и этического

идеала, обращение к воплощению просветленной и чистой душевной красоты

людей, пренебрегших мирской суетой.

Тихая созерцательность, эмоциональная роль пейзажа в образном строе

его произведений внесли новые поэтические ноты в русскую живопись.

М.В. Нестеров создавал не только картины – сказки, картины – легенды,

картины – иконы, но также он работал в области монументальной живописи, был

талантливым мастером портрета. Многие исследователи посвятили свои работы

изучению портретной живописи М.В. Нестерова.

Г.В. Ляхова и К.А. Дятлова, в своем труде «Мастера портрета»,

упоминают о том, что М.В. Нестеров обратился к портретной живописи в

завершающий период своего творчества, но и за это недолгое время он успел

прославиться как талантливый портретист.

Художник создал целую галерею изображений видных деятелей науки и

искусства. Чаще всего мастер показывал свои модели в процессе труда. С

течением времени портретные образы М.В. Нестерова становились все более

выразительными и глубокими. Исследователь С. Дурылин замечает, что для

портретного мастерства М.В. Нестерова, становятся характерными черты,

найденные в предшествующие годы, - отражение душевного строя человека в

единении со средой, интерьером и пейзажем.

Внимание к образной символике сближало многие произведения М.В.

Нестерова.

Он был тонким мастером лирического пейзажа.

Во-вторых, меня заинтересовала проблема такой темы в

общеобразовательной школе. Уроки МХК строятся по интегративному принципу, а

это делает их содержание не похожим на традиционные учебные дисциплины.

Специфика предмета обучения – сложнейший мир художественной культуры и

художественной деятельности людей в мировом историческом контексте – для

этого нужны особые формы и методы обучения.

Цель данной дипломной работы: определить историко-культурологический

подход к изучению творчества русского художника второй половины XIX -

начала XX в. М.В. Нестерова учащимися 5 – 6-х классов общеобразовательной

школы.

Цель определяет задачи:

1. Показать место и роль русского искусства второй половины XIX –

первой половины XX в. в мировой культуре.

2. Раскрыть значимость творчества М.В. Нестерова.

3. Проанализировать педагогические и психологические особенности

преподавания творчества М.В. Нестерова в 5 – 6-х классах

общеобразовательной школы.

Поставленные задачи помогают последовательно выстроить текст

дипломной работы, т.е. определить ее структуру.

Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список

использованной литературы.

В первой главе «Творческое наследие М.В. Нестерова в контексте

русского искусства второй половины XIX – первой половины XX в.

рассматривается общая характеристика эпохи, и краткая характеристика

творчества М.В. Нестерова.

Во второй главе, «Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК

в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы» - методика преподавания

творчества М.В. Нестерова.

Представлено изучение психологических особенностей учащихся 5 – 6-х

классов, даны эстетические принципы преподавания творчества М.В.

Нестерова в курсе МХК.

В заключение сделаны выводы по теме.

Объект исследования – изучение творчества М.В. Нестерова в 5 – 6-х

классах общеобразовательной школы. Предмет исследования – особенности

развития познавательных процессов учащихся 5 – 6-х классов при

ознакомлении с творчеством М.В. Нестерова.

Исследование осуществлялось в 3 этапа:

1. Историко-теоретический.

На данном этапе изучается творческое наследие М.В. Нестерова в

контексте русского искусства второй половины XIX - начала XX в.

2. Опытно-экспериментальный.

Урок в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы .

3. Заключительно-обобщающий.

Представление методических рекомендаций по изучению творчества М.В.

Нестерова.

Практическая значимость данного исследования заключается в его

направленности на усвоение знаний о творчестве М.В. Нестерова, формирование

навыков художественного анализа и эстетического вкуса, нравственного идеала

подростков.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в раскрытии

такого аспекта психолого-педагогической деятельности, как развитие

нравственных черт в личности и формирование художественного вкуса, идеалов

у учеников 5 – 6-х классов.

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М.В. НЕСТЕРОВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО ИСКУССТВА

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

1. Общая характеристика российского искусства эпохи

Вторая половина XIX в. несла на себе печать реформ Александра II, а

после его гибели в 1881 г. преддверия революционных событий первых двух

десятилетий XX в. Исходя из общественного бытия этого большого периода,

можно сказать, что искусство играло тогда огромную роль в формировании

национального сознания.

В культуре России, во всех ее направлениях преобладал критический

реализм, стремившийся раскрыть обществу глаза на углублявшиеся социальные

проблемы, углублявшийся раскол между различными слоями и группами в

российском обществе.

Именно художники 60-х гг. XIX в. Показали свое критическое отношение к

действительности, проявив в этом свою гражданскую и нравственную позицию.

Их искусство было остросоциальным, соответствовавшим новой системе видения

задач творчества, которые давали подробную оценку новым работам художников.

Искусство критического реализма носило характер проповеди,

размышления. Живопись была тесно связана с литературой (Ф.М. Достоевский,

Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов). Произведения художников являлись не только

иллюстрацией к этой литературе, но и к самой жизни.

70-е годы XIX века - это пора расцвета русского демократического

реализма. Прогрессивная демократическая живопись завоевала тогда

общественное признание. Появились критики - Стасов, И.Н. Крамской, в это же

время П. Третьяков начал коллекционировать самые значительные произведения.

Петербургская Академия художеств продолжала давать академическое

образование с требованием тем дипломных работ на мифологические темы.

В 1863 году борьба за отражение реальной действительности вылилась в

так называемый Бунт 14 ти, которые отказались писать картины на

предложенную руководством Академии тему, т.к. они считали, что есть темы

намного важнее, чем религиозная тематика. Они ушли из Академии художеств и

организовали свою «Петербургскую артель художников». Одним из организаторов

этого бунта и артели был И.Н. Крамской.

Артель просуществовала недолго, но вскоре московские и петербургские

художники объединились в Товарищество передвижников (передвижные выставки с

1870 г.). Тематика произведений была социально-направленной, что будоражило

общество, вызывало неоднозначную реакцию со стороны разных слоев.

Наибольший расцвет передвижники достигли в 80-е годы XIX века. У них была

своя четкая идейная программа - отображать жизнь со всеми ее социальными

проблемами.

Бытовой жанр был лишен анекдотичности, основная направленность -

гражданственность. Товарищество было создано по инициативе И.Н. Крамского и

Г.Г. Мясоедова, их поддерживали В.Г. Перов, Н.Н. Ге, И.И. Шишкин, А.К.

Саврасов, В.Е. Маковский и др.

Членами учредителями был составлен и 1-й устав Товарищества.

В 70 - 80-е годы к ним присоединились такие художники, как И.Е. Репин,

В.Н. Суриков, В.М. Васнецов, Н.А. Ярошенко, Н.А. Касаткин и др. А с

середины 80-х гг. в передвижных выставках приняли участие В.А. Серов, И.И.

Левитан, В.Д. Поленов.

Основной задачей передвижников было многостороннее отражение

современной им жизни, их творчество будило общественную мысль, привлекало

зрителя к наболевшим вопросам современности.

Особенно ими развивался бытовой жанр, а также историческая, портретная

и пейзажная живопись. В этих жанрах прослеживались тенденции к созданию

монументальной картины - эпопеи на современную и историческую тему, серий

батальной живописи, портреты - картины, лирического и эпического жанров.

Переходным направлением в российской живописи рубежа XIX - XX вв. стал

модернизм, яркими представителями которого во всей его многоликой ипостаси

стали М. Врубель, К.Ф. Юон, М. Шагал, К. Малевич и др.

Свое видение жизни они показывали в произведениях, далеких от реализма

и классицизма, при этом считая, что их искусство стало преддверием

революции 1905-1917 гг.

Революции 1917 г. внесли свою лепту в развитие изобразительного

искусства России: появилось множество течений, групп, ассоциаций, которые

до 1925 г. существовали автономно и только дискутировали между собой,

доказывая истинность своего видения искусства для народа.

В 20 - 30-е гг. XX в. - это время существования разных группировок, у

каждой из которых была своя идея, манифесты, программа и выразители

средств. Наибольшее значение приобрела тогда «АХРР» («Ассоциация

художественной революции России»), поддерживавшая политику государства

(возникла в 1922 г. на базе Товарищества художественных передвижных

выставок). С 1928-го г. была переименована в «АХР» («Ассоциация художников

революции»). В нее вошли художники из «Союза русских художников» и др.

Основная программа - отражение быта рабочих, крестьян и т.д.

Были организованы ими выставки: «Жизнь и быт рабочих» (22 г.), «Жизнь

и быт Красной армии» (23 г.), «Жизнь и быт народов СССР» (26 г.). Эти

художники работали почти во всех жанрах. Основная тематика - революционная,

в которой ведущую роль сыграл И.И. Бродский, создававший серию «Лениниада».

В бытовом жанре работал Е.М. Чепцов. Его картины посвящены повседневной

жизни крестьян и рабочих («Заседание сельской ячейки»). Произведения Н.А.

Касаткина посвящены жизни и быту рабочих («Шахтерка», 1894 г., «Углекопы.

Смена.» 1895 г.).

Батальный жанр представлял М.Б. Греков, писавший картины о

революционных событиях в романтическом ключе («Отряд Багратион»).

Впоследствии он повлиял на развитие батальной живописи.

В жанре портрета работал С.В. Малютин («Портрет инженера Передерия»,

«Портрет писателя-бойца Д. Фурманова»), Г.Г. Ряжский.

В 20-е г. заметно обращение к портрету, где сочетаются индивидуальные

черты с чертами, характерными для этой эпохи. Они отражают социально-

обобщенное лицо модели («За учебу. Пионерка с книгами», «Председательница»

Н.А. Касаткина).

Новый образ строящейся страны прослеживается в пейзажном жанре. Так

возникает индустриальный пейзаж («Транспорт налаживается» Яковлевой,

«Купола и ласточки» (21 г.) К.Ф. Юона, «Мойка. Белые ночи.» (27 г.)

Осмеркина, «Голубая весна» (30 г.) Бакшеева и др).

Объединение «Четыре искусства» - выдвинуло на 1-й план вопросы

специфики изобразительности искусства и выразительности художественной

формы, лаконичность простых форм (Петров-Водкин К.С., П. Кузнецов и др.).

«Общество молодых художников» («ОМХ» 1928 г.) стремилось передать

материальное богатство мира с помощью энергичной лепки объема, смелой свето-

теперовки (П.П. Кончаловский, А.В. Куприн, Р.Р. Фальк), («Снедь московская»

Маликова и др.).

Скульптура 20-х гг. овеяна революционной романтикой И.Д Шадра

(«Булыжник - оружие пролетариата»). Он стремился в своем творчестве

использовать традиции мирового искусства, в частности, Родена.

После смерти В.И. Ленина правительство поставило перед деятелями

искусства задачу отражения в нем образа Ленина, как вождя мирового

пролетариата. Был объявлен конкурс скульптуры вождя для Финляндского

вокзала, победил проект скульптуры Авсеева «Ленин на броневике». Также

работал в то время С.Д. Меркулов, тяготевший к монументальности в

портретном жанре. Он снимал посмертную маску с Ленина, на основе которой

возникла его композиция «Смерть вождя».

Памятники Ленину создавались для разных городов.

В портретной скульптуре работала А.С. Голубкина, Домогадский и

Николадзе. Скульптор С. Лебедева смогла уловить и показать в своих работах

индивидуальность характера, но с чертами своей эпохи («Женский портрет»). В

классической манере работал А.Т. Матвеев, который в 1929 г. создал

композицию «Октябрь». В 1926 г. сформировалось общество русских скульпторов

(«ОРС»), в него входили многие мастера разных школ и направлений, их

объединял интерес к современности. Просуществовало оно до 1932 года.

В архитектуре начала XX в. Ведущим направлением был конструктивизм. В

нем подчеркивалась, в первую очередь, функциональность. Принципы

конструктивизма были разработаны на Западе. Советский конструктивизм

представлен в проекте «Дворец труда» (в Москве, братья Леснины), но не был

осуществлен. Однако, он способствовал утверждению конструктивных форм в

архитектуре, широко использовался в строительстве общественных зданий,

театров, дворцов культуры, домов культуры («Дом на набережной Мосова»,

«Мавзолей Ленина» Щусева А.В и др).

В 20 - 30-е гг. возникло соперничество между конструктивизмом и

неоклассицизмом. К концу 30-х гг. неоклассицизм стал явно преобладать над

конструктивизмом. В середине 30-х гг. возводятся станции Московского

Метрополитена. С роскошной внутренней отделкой (мозаика, скульптура,

фрески, витражи, мрамор и бронза и мн. др.). Но при этом произошла

перегрузка советской символикой (пятиконечные звезды, серпы с молотами,

чрезмерная помпезность), что шло в ущерб здравому смыслу и удобству.

Это направление просуществовало вплоть до 50-х гг. - его называют

сталинским ампиром.

Таким образом, краткий взгляд на эпоху позволяет сделать вывод, что

искусство России второй половины XIX в до середины 50-х гг.XX века прошло

очень большой путь до неоклассицизма (сталинского ампира), перешагнув при

этом через множество направлений модернизма, футуризма и других «измов»,

что до сих пор высоко оценивается во всем мире. И значительное место в этом

периоде развития русской живописи занимает творчество М.В. Нестерова.

[1]

2. М.В. Нестеров - как художник переходного периода

рубежа XIX - XX веков

Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942), родился в г. Уфе. Уфа в то

время была одним из губернских городов России.

Купечество составило основную массу в городе. К этому сословию

принадлежала и семья Нестеровых. Род Нестеровых происходил из новгородских

крестьян. Позднее они переселились на Урал, где стали крепостными Демидовых

- владельцев знаменитых горноделательных заводов. Позднее они получили

вольную. Впоследствии дед художника записался в купеческую гильдию.

Отец М.В. Нестерова, Василий Иванович, торговал мануфактурными и

галантерейными товарами, а позднее стал одним из инициаторов создания

общественного городского банка.

Мать художника, Мария Михайловна, происходила из елецкой купеческой

семьи Ростовцевых, богатых торговцев пшеницей.

Известно, что М.В. Нестеров любил рисовать с детства, обладал

редкостной фантазией и удивительным умением воображать себе несуществующие

события.

В гимназии (1872 г.) он учился плохо. Чувствовал влечение лишь к

предметам учителя В.П. Травкина - рисованию и чистописанию.

В 12 лет отец повез его в Москву, поступать в Императорское

техническое училище. Он сдал экзамен лишь по закону Божьему, рисованию и

чистописанию, к остальному он не имел интереса и провалился.

Тогда его определили в училище К.П. Воскресенского. Там он сделал

заметные успехи в рисовании. Его учителем по этому предмету был А.П.

Драбов. Вскоре его отдали в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он

стал учиться у В.Г. Перова.

В 1881 г. М. Нестеров уезжает в Петербург и поступает в Академию

художеств по классу П.П. Чистякова.

На ученических выставках М.В. Нестеров показал свои эскизы жанровых

сценок, но они не принесли ему настоящей радости. Он чувствовал, что

бытовой жанр не его призвание.

Пробовал работать и над историческими сюжетами, но они его не

устроили.

Требования Академии художеств не отвечали его стремлениям.

М.В. Нестеров подолгу работал в Эрмитаже. Там он познакомился с М.

Врубелем, Крамским.

Нестеров возвратился в Москву с намерением восстановиться в Училище

живописи к В.Г. Перову. Но к тому времени В.Г. Перов был уже при смерти.

М.В. Нестеров пишет умирающего В.Г. Перова. Он был очень расстроен его

болезнью и его смертью.

После смерти своего учителя М. Нестеров возвратился в Петербург, в

Академию художеств. Но вскоре он вновь покидает Академию.

Лето 1883 г. М. Нестеров провел в родной Уфе. Там он познакомился со

своей будущей женой М.И. Мартыновской, для которой написал рисунок «Первая

встреча» («Конский топ»), положивший начало многим изображениям М.И.

Мартыновской.

Там же он написал эскиз к картине «Домашний арест» и подарил его М.И.

Мартыновской с подписью, содержащей слова: «Ученик В.Г. Перова». Вскоре он

восстановился в Училище. В Училище живописи, где на экзамене в 1885 г.

получил за все эскизы первые номера, а за эскиз «Призвание М.Ф. Романова» -

награду и почетное решение совета училища взять эскиз в «оригиналы».

В этом же, 1885, году М.В. Нестеров женился на М.И. Мартыновской. В

1886 г. вышел альбом рисунков М.В. Нестерова и С.В. Иванова. М. Нестеров

получил звание классного художника и большую серебряную медаль за картину

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.