рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Искусство росписи пасхальных яиц

общий тон – «санкирь» из охры, зеленой краски и киновари, и этой

зеленоватой смесью делается общая роскрышь лица. Далее коричневой краской,

темнее санкири, наносится рисунок глаз, носа, губ. Затем составляется тон,

светлее санкири, из охры, белил, киновари и новой смесью намечаются

выпуклости лба, носа, щек, подбородка. Добавляя белую краску в тот же общий

тон, постепенно завершается лепка объема лица. Далее следует «наводка»

румянца жидкими слоями киновари с белилами и, наконец, бликовка – последние

отметины на выпуклых местах, конкретизирующие черты персонажа: юного,

средних лет, или седобородого старца.

Законченные миниатюры покрываются шестью слоями светлого масляного

лака ПФ-283. после просушки каждого слоя поверхность зачищается лезвием и

заново лакируется. Лак можно наносить кистью или тампоном. Последний слой

лака лучше наносить кончиками пальцев. Такое количество слоев объясняется

шероховатостью поверхности красочного слоя миниатюры. Живопись как бы

заливается, выравнивается лаковой пленкой, способной воспринять затем

процесс шлифовки и полировки.

Орнамент на подставках и тарели писался по той же технологии.

Глава III.

Приобщение учащихся старших классов к истокам духовной культуры посредством

изучения компьютерного курса по теме “Пасхальные яйца. Исторический

экскурс”

3.1 Народное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания

молодого поколения

Потребность в эстетическом наслаждении в жизни человека занимает

важное место. Благодаря этой потребности человек стремится сделать свою

жизнь красивой – свой быт, отдых, свои взаимоотношения с другими людьми,

все свои поступки человек определяет с позиции прекрасного, с позиции

нравственных принципов. Восприятие же эстетических ценностей в

действительности и в искусстве облагораживает личность, возвышает ее,

раскрывает красоту окружающего мира.

Народное декоративно-прикладное искусство – это одно из средств

эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит

видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное

искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на

духовное развитие человека, на формирование патриотических и

интернациональных чувств. Оно способствует художественному воспитанию

детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности

декоративного искусства – симметрия и ритм. Народное декоративно-прикладное

искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует

формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких

художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру

нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.

Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают

любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

От приобщения детей и юношества к искусству, и прежде всего народному,

в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного,

стремления жить и трудиться по законам красоты.

Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством

закладывает в них образные художественные представления, развивает

творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют

интенсивному становлению личности, обогащают её духовно, формируют

нравственные чувства, мировоззрение.

Знакомясь с образцами народного искусства, дети попадают в мир

сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров

орнамента, которые близки и созвучны их эстетическим чувствам и

представлениям.

Знакомство с произведениями народного искусства не только воспитывает

художественный вкус детей, но и пробуждает в них желание самим заняться

творчеством: лепить из глины, сочинять орнаментальные узоры, выполнять

роспись и резьбу по дереву, осваивать приемы узорного ткачества, вышивать.

Важно подчеркнуть, что обращение к произведениям народного искусства,

восприятие детьми на разных возрастных этапах его образной природы,

отдельных выразительных средств (колорит, пластика формы, орнамент), равно

как и освоение разнообразных технических приемов и навыков традиционных

видов мастерства, способов обработки различных материалов, всегда является

для них интересным и увлекательным делом. Меняются творческие аспекты

восприятия произведений народного искусства, градации проникновения в

поэтический, красочный мир его образов, уровни участия в самом творческом

процессе, но неизменными остаются увлеченность самим процессом творчества,

творческая активность детей и юношества, приверженность их декоративно-

прикладному творчеству, основу которого составляет знакомство с народным

искусством.

Процесс рисования или конструирования является сложным актом, в

котором ребенок, опираясь на свой жизненный опыт, создает новую, имеющую

смысл ценность. В этом процессе преобразования опыта ребенка появляется не

просто рисунок или скульптура, ребенок обнаруживает, как он думает,

чувствует и видит. Искусство для него – творческая, динамическая

активность. Развитие ребенка зависит от богатства и разнообразия его связей

с окружением. Искусство способствует тому, развивая эмоциональные связи с

миром.

Народное искусство – наиболее эффективное и действенное средство для

пробуждения в детях и юношестве уважения к культурному наследию своей

страны, в частности к произведениям декоративно-прикладного искусства, к

творчеству народных мастеров. Стремление к осуществлению преемственности в

развитии традиций местного художественного промысла, сопричастности к

творчеству его мастеров и художников, осознанное желание прийти им на смену

– все это имеет важнейшее значение для становления творческой,

гражданственной личности.

Чем раньше педагог приобщает детей к яркому, красочному миру народного

искусства, тем быстрее и плодотворнее удается развить их фантазию,

творческое воображение, самостоятельность и инициативу, воспитать

художественный вкус.

В учебно-воспитательном процессе, направленном на развитие психики

ребенка, на формирование его как личности, необходимо знать важнейшие

внутренние движущие силы психического развития ребенка. Ими являются:

1) противоречие между старыми, т.е. уже достигнутыми, возможностями и

новыми потребностями;

2) противоречие между старыми и новыми формами поведения;

3) противоречие между содержанием реальной жизни и формой ее

отражения в сознании человека.

Развитие психики ребенка неразрывно связано с его деятельностью, во

многом определяется характером и условиями этой деятельности. Для каждого

возрастного периода характерна определенная деятельность, которая является

ведущей. В дошкольном возрасте ведущим типом деятельности является игра, в

младшем и среднем школьном – учение, в старшем школьном – учение и труд.

3.2 Возрастные особенности развития детей как основополагающий фактор при

воспитании и обучении

В зависимости от возрастных особенностей психического и физического

развития ребенка, характера ведущей деятельности, типичной для конкретного

возраста, отношения ребенка к окружающему миру в психологии приняты

следующие периоды развития ребенка, этапы становления его психики:

1. Период младенчества – от рождения до 1 года (в этом периоде

выделяется первый месяц – период новорожденности).

2. Период преддошкольного детства (или раннее детство) – от 1 года до

3 лет.

3. Период дошкольного детства – от 3 до 7 лет.

4. Период младшего школьного возраста – от 7 до 10-11 лет.

5. Период среднего школьного возраста (подростковый период) – от 11

до 15 лет.

6. Период старшего школьного возраста (юношеский возраст) – от 15 до

18 лет.

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности и границы,

которые сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за развитием

ребенка, анализируя его психологию и поведение. Каждый психологический

возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и

методов обучения и воспитания [19, 35].

Знание особенностей каждого возрастного этапа развития ребенка, учет

уже достигнутого ребенком позволяет воспитателю, педагогу более успешно и

целенаправленно развивать в учебно-воспитательном процессе психику ребенка,

формировать его сознание.

Весь процесс детского развития можно разделить на три этапа:

дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет), младший школьный возраст (от 6-

7 до 10-11 лет, с первого по четвертый-пятый классы школы), средний и

старший школьный возраст (от 10-11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый

класс школы). Каждый из них состоит из двух периодов, открывающихся

межличностным общением в качестве ведущего вида активности, направленного

преимущественно на развитие личности ребенка и завершающегося предметной

деятельностью, связанной с интеллектуальным развитием, с формированием

знаний, умений и навыков, реализацией операционально-технических

возможностей ребенка.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится игра в ее

наиболее совершенной, развернутой форме, позволяющей развиваться всем

сторонам психики и поведения ребенка. Развитие основных познавательных

процессов ребенка в этом возрасте может идти стихийно и управляемо,

организованно и неорганизованно, и уровень интеллекта, достигаемый ребенком

к 6-7 годам, а также степень его готовности к учению в школе существенно

зависят от того, насколько продуманным было обучение ребенка в семье и в

дошкольных учреждениях в течение предыдущих трех-четырех лет.

Известный специалист в области эстетического воспитания Ветлугина Н.А.

подчеркивает, что “генетической основой возникновения детского

художественного творчества является игра, направленная на активное освоение

детьми окружающей жизни, а также сенсорная ориентировка в сфере музыкальных

заучиваний, выразительных слов, движений, цветовых сочетаний,

пространственных отношений, что позволяет детям выявить свое отношение к

окружающему миру” [15, 200].

Крупская Н.К. указывала, что уже в игровой деятельности маленького

ребенка происходит формирование способностей[15, 200]. Например, ребенок

строит из кубиков дом, переставляет в разные пространственные положения

оловянных солдатиков, и в это время у него формируются отдельные

предпосылки архитектурных и математических способностей.

В данном возрасте у детей открываются большие возможности для

совершенствования когнитивных процессов, в первую очередь восприятия. Кузин

В.С. указывает на то, что восприятия дошкольников характеризуются ярким

эмоциональным отношением к воспринимаемому и малой детализированностью

наблюдаемого. Для развития восприятия детей важное значение приобретают

занятия рисованием, лепкой и техническим конструированием. В процессе

рисования и лепки дети учатся передавать контуры, форму, конструктивное

строение, объем, цвет, освещенность изображаемых объектов. Собирая

технические конструкции, дети знакомятся с устройством, принципом работы

той или иной машины, конструкции. Процесс рисования, лепки, конструирования

обусловливает самостоятельную постановку ребенком задач наблюдения, требует

внимательного и организованного наблюдения объекта действия и

непосредственного объекта наблюдения (натуры, чертежа, рисунка, по которому

собирается конструкция). Эти занятия уже в дошкольном возрасте становятся

эффективным средством развития восприятия у детей, определяют

организованность и управляемость ребенком процесса восприятия [15, 133].

Дошкольников привлекает не столько результат, сколько сам процесс

деятельности – накладывание кубиков, изменение формы глины, появление

следов на бумаге при пользовании карандашом. Направленность на получение

результата складывается постепенно в ходе овладения деятельностью. И по

мере формирования этой направленности ребенок овладевает необходимыми

внешними, практическими, и внутренними психическими видами действий, у него

формируются эстетические переживания и творческие способности [5, 53].

При правильном обучении рисованию, когда воспитывают умение

внимательно и последовательно обследовать изображаемые предметы, выделять

их характерные черты, вооружают детей нужными техническими навыками, и в

дошкольном возрасте может быть достигнуто вполне реалистическое изображение

предметов. Такое обучение способствует развитию активного целенаправленного

восприятия и мыслительных операций. Ребенок получает необходимые

“инструменты” для воплощения своих замыслов, а это развивает творческие

способности.

Главная задача дошкольного обучения заключается в том, чтобы сделать

усваиваемое нужным и интересным для ребенка, тесно связать изучаемый

материал с его актуальными потребностями.

Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода

познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение

новых условий для личностного роста человека. В этот период ведущей для

ребенка становится учебная деятельность.

Немов Р.С. считает, что ведущую роль в психическом развитии детей

младшего школьного возраста играет учение. В процессе учения происходит

формирование интеллектуальных и познавательных способностей; через учение в

эти годы опосредствуется вся система отношений ребенка с окружающими

взрослыми людьми [19, 36].

Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с

дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является

безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и

подражание им.

Под влиянием обучения в школе у ребенка расширяются знания и

представления, которые одновременно углубляются и становятся более

содержательными, полными. В процессе обучения ребенок овладевает целой

системой основ наук. Усвоение школьником научных понятий осуществляется

постепенно, по мере накопления знаний, умений и навыков [15, 164].

Кузин В.С. говорит, что мыслительная деятельность младшего школьника,

несмотря на значительные успехи в усвоении словесного материала,

абстрактных понятий, довольно сложных закономерностей и особенностей

предметов и явлений, в основном сохраняет наглядный характер и в

значительной степени связана с чувственным познанием. Не случайно в

начальных классах широко используется наглядность – демонстрация наглядного

пособия, раскрывающего то или иное правило, научное положение, вывод,

явление, способствует более быстрому и продуктивному овладению данным

правилом, положением, выводом. Однако излишнее увлечение наглядностью может

в определенных условиях привести к задержке, торможению абстрактного

мышления у детей. Необходимо строго согласовывать в процессе обучения

младшеклассников наглядность и слово учителя [15, 166].

Следует заметить, что младший школьный возраст в педагогической

психологии рассматривается как “период возникновения и закрепления очень

важной личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно

устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности” [19,

212].

Для дошкольников и младших школьников очень характерно активное

отношение к изображаемым событиям. Можно наблюдать даже, как некоторые

ребята, рисуя, “озвучивают” изображаемые действия. Увлеченность младших

учащихся содержанием своих рисунков, активное проявление личного отношения

к изображаемым персонажам – все это усиливает выразительность детских

работ. Не случайно многие художники обращаются к детскому творчеству как к

неиссякаемому источнику искренности, непосредственности, художественной

выразительности [12, 50].

Многолетние психолого-педагогические экспериментальные исследования в

области усвоения школьниками знаний и умений по изобразительному искусству

(исследования Игнатьева Е.И., Кузина В.С., Анисимова Н.Н., Виноградовой

Г.Г. и др.) показали, что учащиеся начальных классов способны усваивать

гораздо более сложный материал, чем это представлялось до последнего

времени. Эти исследования легли в основу перестройки преподавания

изобразительного искусства в современной школе.

Большое значение приобретают осознание школьником под влиянием

обучения своих умственных действий, формирование умения обосновать свои

действия, решения. Осознанные умственные действия определяют рациональные

пути решения учебного задания, активность, самостоятельность и подвижность

мышления ребенка и в конечном итоге успешное развитие мышления.

В подростковом возрасте возникает и развивается трудовая деятельность,

а также особая форма общения – интимно-личностная. Роль трудовой

деятельности, которая в это время приобретает вид совместных увлечений

детей каким-либо делом, состоит в их подготовке к будущей профессиональной

деятельности.

В старшем школьном возрасте процессы, начало которым было положено в

подростковом возрасте, продолжаются, но ведущим в развитии становится

интимно-личностное общение. Внутри его у старших школьников развиваются

взгляды на жизнь, на свое положение в обществе, осуществляется

профессиональное и личностное самоопределение [19, 37].

У учащихся средних и старших классов формируется умение обосновывать

свои суждения, логически раскрывать умозаключения, делать обобщения и

выводы. Продолжает развиваться самостоятельность мышления, умение самому

решить те или иные задачи в новых ситуациях, используя старые знания и

имеющийся опыт. Растет критичность ума, учащиеся критически подходят к

доказательствам, явлениям, своим и чужим поступкам и на этой основе могут

найти ошибки, определить свое поведение и поведение товарищей с морально-

этической стороны. Самостоятельность, критичность, активность мысли ведет к

творческому проявлению идей.

В старшем школьном возрасте достаточно высоко развиты самосознание и

самооценка, что существенно влияет на самовоспитание старшеклассника. В

воспитательной работе с подростками и учащимися старших классов особое

значение имеет такт, индивидуальный подход. Немов Р.С. говорит, что “в

старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает

такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех

видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные” [19,

139].

Внутреннюю мотивированность занятий изобразительной деятельностью у

детей обеспечивает присущая каждому человеку потребность в красоте. Она

относится к потребностям идеальным, т.е. таким, удовлетворение которых не

связано с целями получения каких-либо материальных или социальных выгод,

поэтому развитие этой потребности непосредственно связано со становлением

духовного мира ребенка [25, 95].

3.3. Применение компьютерных технологий при обучении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.