рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Искусство росписи пасхальных яиц

нанимали "бантовщиц" из числа нуждающихся вдов и дочерей бывших служащих

завода. Довольно высокая оплата их труда рассматривалась как пасхальная

благотворительная помощь. По эскизам Каминского декорировались самые

дорогие яйца Императорского завода.

В 1799 году на Императорском фарфоровом заводе было изготовлено 254

яйца, в 1802-м - 960. В начале XX века на производстве 3308 яиц в год на

том же заводе было занято примерно тридцать человек, включая учеников. К

Пасхе 1914 года выпущено 3991 фарфоровое яйцо, в 1916 году - 15365 штук.

Большая часть их была предназначена для христосования с низшими чинами в

действующей армии и посылок на фронт. На таких яйцах изображался вензель

императора, государственный герб, а также орден святого Георгия

(Георгиевский крест), отчего такое яйцо становилось своего рода знаком

отличия и приобретало наградной характер (см. приложение 2). Кроме того, в

России появлялись тысячи пасхальных яиц, жизнь которым давали и различные

мелкие предприятия, и народные умельцы.

При Александре III и Николае II на заводе к каждой Пасхе выпускалось

по 100, а позже по 200 яиц “с вензелевым изображением их императорских

величеств государя императора и государыни императрицы". Техническому

совершенству этих изделий, предназначенных для официальных подарков,

уделялось особое внимание (см. приложение 3).

Сами государи подчас выступали в роли своеобразных контролеров: так,

Александр III рекомендовал расписывать яйца не только цветами, но и

орнаментами, любил цельные стеклянные изделия с гравированным узором.

Пасхальные яйца из папье-маше в конце XIX века делали на подмосковной

фабрике Лукутина, ныне знаменитой Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной

живописи. Наряду с религиозными сюжетами мастера фабрики Лукутина часто

изображали на пасхальных яйцах православные соборы и храмы. Одним из

излюбленных сюжетов лукутинских мастеров был храм Василия Блаженного на

Красной площади. В конце XIX - начале XX века наряду с иконами в московских

иконописных мастерских, образованных выходцами из традиционных иконописных

центров России - Палеха, Мстеры, Холуя, расписывали и пасхальные яйца.

В письмах из России, относящихся к началу XIX века, сестры ирландки

Бильмот, гостившие у знаменитой просветительницы Е. Р. Дашковой,

рассказывали, что на Пасху по окончании субботней службы все стали дарить

друг другу пасхальные яйца - расписные, резные, крашенные в различные

цвета. Сестры отмечают, что подарки в этот день обязательны, и в качестве

"яйца" княгиня Е. Р. Дашкова подарила одной из них два бриллианта. При

подношении дара, писали сестры Бильмот, говорят: "Христос Воскресе!" На это

отвечают: "Воистину Воскресе". Произнося эти слова, продолжают сестры, даже

крестьянин имеет право поцеловать руку любому важному лицу (хоть самому

императору), и отказать никому нельзя. Из этого свидетельства видно, что в

роли "пасхального яйца" могли выступать и другие подарки, а именно -

драгоценности.

Одним из первых соединить пасхальное яйцо с ювелирным украшением

попытался Фаберже. Имя Карла Фаберже чаще всего ассоциируется с блестящим

искусством декоративного пасхального яйца, так называемого “пасхального

сюрприза" – подарочного изделия со скрытым секретом.

Предполагается, что идея их создания принадлежала младшему брату Карла

Фаберже – Агафону, необычайно одаренному художнику, обладавшему к тому же

исключительными конструкторскими способностями. Карлу Фаберже удалось

покорить сердца заказчиков, оттеснив всех конкурентов. Его успех – в

сложности конструкции, оригинальности секрета и безукоризненности

исполнения этих драгоценных игрушек. Всего с 1885 по 1917 год фирмой было

изготовлено 56 "пасхальных сюрпризов" по заказам членов императорской

семьи. Это были подарки Александра III и Николая II императрицам Марии

Федоровне и Александре Федоровне.

Двенадцать пасхальных яиц было создано для Л. Ф. Келча, владельца

нескольких золотых рудников в Сибири, для князя Ф. Ф. Юсупова и герцогини

Мальборо, также выполнялись изящные и дорогие пасхальные подарки, часто

содержащие различные сюрпризы. Это были пасхальные яйца со сложными

заводными механизмами, представляющие собой чудеса ювелирного искусства,

создание каждого из которых обходилось очень дорого. Образцы хранились в

специальных футлярах или сейфах и извлекались оттуда для показа только во

время Пасхи. Все предметы имеют форму яйца, внутри которого находится

сюрприз: миниатюрные золотые копии крейсера, яхты, поезда, дворца,

медальона с портретами членов царской семьи, фигурки соловья, кукушонка,

музыкальная шкатулка. Приводимые в движение путем нажатия скрытой от глаз

кнопки, фигурки движутся, поют, размахивают крыльями, поезд отправляется в

путь, циферблаты часов вращаются, а стрелки остаются неподвижными, крышечки

медальонов приподнимаются, открывая очаровательные детские портреты,

музыкальная шкатулка проигрывает известные мелодии.

Первое пасхальное яйцо 1885 года с полосками из синей эмали было

выполнено мастером Михаилом Перхиным. Двадцатишестилетний петрозаводчанин,

он в 1886 году становится главным мастером фирмы Фаберже. Именно он в 1891

году выполнил яйцо с моделью крейсера "Память Азова" (см. приложение 4.).

Сочетая зеленый цвет камня с золотом, искрящимся прозрачными каплями

бриллиантов, мастер удачно оттенил и красоту самоцвета, и блеск

благородного металла. Внутри этого драгоценного, выложенного бархатом

футляра на голубой аквамариновой пластине застыла великолепная из золота и

платины модель крейсера. В сложной оснастке корабля можно разглядеть

миниатюрный капитанский мостик, крохотный руль, тончайшие полотнища

парусов.

Не менее интересно использование цветного золота. Именно фирма Фаберже

возродила технологию четырехцветного золота, или "кватра колор", то есть

желтого, белого, красного и зеленого цветов. Техника была известна во

Франции с XVIII века, а затем на долго забыта. Мастерам фирмы часто

удавалось достичь сложной цветовой гаммы только благодаря цветному золоту,

без привлечения других отделочных материалов. Соединив матовое и

полированное золото, а также используя цветное, Михаил Перхин добился

прихотливой игры на поверхности корпуса "Часов с букетом лилий" (см.

приложение 5.).

Не металл и не камень, а эмаль считали ювелиры фирмы самым эффективным

средством художественной выразительности. Возрождая древнее искусство, они

вновь обращались к его декоративным приемам. Ни одна ювелирная фирма в мире

не использовала эмаль столь широко и в таком многообразии цветов и

оттенков, как фирма Фаберже.

Новым приемом в русском эмальерном деле того времени явилась техника

"оконной", или "витражной" эмали.

"Ювелирным капризом" называют одно из самых изысканных произведений

Михаила Перхина "Листья клевера" (см. приложение 6.). Сотканный из

тончайших золотых нитей объем представляет собой буйное переплетение

стеблей и листьев клевера, большая часть которых залита прозрачной,

изумрудного цвета эмалью. Невозможно представить, как удалось мастеру

равномерно разместить и удержать на поверхности горячую эмалевую массу.

Интересны детские профильные портреты, выполненные в технике эмали в

цвете нежно-коричневой сепии. Они даны на золотой пластине, залитой эмалью

розового цвета. Здесь чувствуется явное влияние античного искусства, мастер

умело передает фактуру материала. Эта золотая пластина, укрепленная на

богато декорированной подставке, не что иное, как "сюрприз" самого

элегантного пасхального подарка - "мозаичного яйца". Оно выполнено сыном

старого Августа Хольмстрема, бывшего до прихода Перхина главным мастером

фирмы.

Задуманное как драгоценность, оно в полном согласии со своим

назначением являет собой уникальный образец ювелирного искусства. Античный

узор, выложенный на поверхности яйца, имитирует вышивку разноцветными

шелками, где канвой служит тончайшая платиновая сетка, а сам узор соткан из

сапфиров, рубинов, топазов и зеленых гранатов. Мастер достиг большого

совершенства в умелом чередовании эмали и драгоценных камней.

В 1900 году на выставке в Париже посетители с любопытством

рассматривали новую механическую игрушку Михаила Перхина. Она явилась

своеобразным откликом на важное для Русского государства событие —

строительство Транссибирской магистрали.

На серебряной поверхности яйца выгравирована карта России с

изображением новой дороги от Петербурга до Владивостока и надписью:

"Великий Сибирский железный путь".

Особый интерес вызвал сюрприз — модель сибирского поезда(см.

приложение 7.). Заведенный золотым ключиком, платиновый паровозик с

рубиновым фонарем и алмазными фарами отправлялся в далекий путь, увлекая за

собой пять золотых вагончиков с оконцами-хрусталиками и миниатюрными

надписями. Фаберже сам проявлял особый интерес к механическим управляемым

игрушкам.

Пасхальные сюрпризы явились вершиной творческого вдохновения фирмы

Фаберже, они вобрали все технические и художественные достижения своего

времени в большей степени, чем какие-либо другие изделия, и позволяют

выявить тот немалый вклад, который внесли мастера в развитие мирового

ювелирного искусства. В необычайной тщательности и чистоте отделки

произведений они до сего дня остались непревзойденными. До 1903 года - года

смерти Перхина - его инициалы ставились на всех яйцах-сюрпризах фирмы

Фаберже, сделанных для императоров Александра III и Николая II. Яйцо,

выполненное Перхиным, состояло из оболочки-скорлупы из слоновой кости. В

скорлупе - покрытая эмалью курица из золота с рубиновыми глазами. Внутри

нее - золотая корона, унизанная жемчугом, а в короне - золотое кольцо.

Именно с 1885 года началась традиция ежегодного дарения пасхальных яиц-

сувениров фирмы Фаберже. "Ваше Величество будет довольно" - такой ответ

обычно давал знаменитый мастер на вопрос о сюжете очередного яйца [23, 39].

Изготовление ювелирно украшенных пасхальных яиц имело давнюю традицию

в России. Например, посеребренное яйцо-сюрприз было сделано мастером

Нордбергом для Александра II. Но именно фирме Фаберже удалось довести

искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня

мастерства, изящества и творческой фантазии. Фаберже никогда не делал

точных копий. На всех его работах лежит печать неповторимого

индивидуального почерка, навечно оставшегося в истории мирового искусства.

Русская императорская династия и ее многочисленные королевские и

княжеские родственники в Англии, Дании, Греции, Болгарии, Гессене,

Ганновере получали яйца Фаберже в подарок из России, высоко ценили эти

драгоценные вещицы и передавали их следующим поколениям. После первой

мировой войны, падения монархии в Европе и обеднения аристократии многие

изделия Фаберже были проданы и перешли к другим владельцам. В 1920-е годы

для пополнения казны валютой советское правительство продало ряд

произведений искусства из государственных коллекций. Из императорской

коллекции, конфискованной после 1917 года, была продана большая часть,

видимо, "абсолютно бесполезных" для советского государства уникальных

пасхальных яиц.

По известным причинам декоративные яйца фирмы Фаберже до недавнего

времени были более известны за пределами России. В настоящее время известно

местонахождение некоторых раритетных пасхальных яиц Фаберже: двенадцать

экземпляров хранится у английской королевы, одиннадцатью владеет

американский журнал "Форбс" и десять находится в Оружейной палате

Московского Кремля. Однако, точно неизвестно ни одного предмета,

исполненного самим Фаберже. Талант его заключался скорее всего в редком

даре вдохновлять художников на создание изделий, принесших фирме

заслуженное признание.

Вопреки воинствующему атеизму послереволюционных десятилетий обычай

празднования Пасхи передавался из поколения в поколение: слишком важна эта

традиция для православного человека по всей России. Когда изготовление

художественных подарочных пасхальных яиц прекратилось, Пасху продолжали

праздновать с "крашенками" (теми самыми разукрашенными в один или несколько

цветов яйцами, которые известны едва ли не всем в нашем обиходе) и

"писанками" (расписанными орнаментом). Традиция изготовления "писанок" была

сильна в западных районах Украины. Тамошние "писанки" напоминают о

дохристианском характере рисунка, уходящем во времена, когда русские,

украинцы, белорусы были единым народом, об истоках общеславянских традиций.

Орнамент "писанок" делится на геометрический, растительный и зооморфный. У

западноукраинских "писанок" много символических обозначений, характерных

для древних славян языческого периода - треугольники, звезды, кресты,

точки, спирали, кружки, стилизованные растения, петушки, коньки и т. д.

Интересен сюжет росписи пасхальных яиц-писанок из далекого, архаичного

уголка гуцульских Карпат. В Львовском этнографическом музее хранится

прекрасная коллекция украинских писанок, насчитывающая 11000 экземпляров.

Стоит обратить внимание на писанки с изображениями двух оленей. По

срединной, самой широкой части яйца, так сказать по “экватору” писанки,

идет круговой узор из ромбов, выше помещен пояс спирального узора, а

наверху, на куполе яйца, в обрамлении из 12 треугольников нарисованы два

оленя, окруженные светлыми кружками.

Символика пасхальных писанок связана с магией плодородия во всех её

аспектах. Прежде всего, само яйцо является олицетворением начинающейся

жизни; растительные узоры и символы аграрного плодородия, как правило,

покрывают писанки; приуроченность обычая (или обряда) катания яиц к

весеннему циклу праздников тоже говорит об аграрной магии. Поэтому все

сюжеты и композиции на писанках требуют внимательного отношения к ним и

тщательной расшифровки [31, 51].

"Писанки", как правило, создаются в сельских местностях. В каждом селе

имеется две-три опытные расписчицы. Орнаментируют яйца следующим образом:

яйцо покрывают воском при помощи тонкой металлической трубочки,

закрепленной на деревянной ручке. Трубочкой наносят основные линии рисунка.

А когда воск остынет, яйцо опускают в краску. Таким образом, оно

окрашивается целиком, кроме контурных линий рисунка, остающихся белыми, за

тем части яйца, которые хотят сохранить окрашенными в эту первоначальную

краску, покрывают воском, а яйцо опускают в краску другого цвета. И так

несколько раз. После этого нагревают яйцо, растапливают воск - и "писанка"

готова. Применяются обычно растительные краски. "Писанки" имеют два или

более цвета. Существует особая техника орнаментирования яиц: узор

выцарапывается тем или иным острым "инструментом". Такие яйца называются

"скробанками".

1.3. Основные центры народного искусства по производству пасхальных яиц и

особенности их оформления

"В городе Горьком, - писал историк искусства М. Л. Ильин, - на

воскресном базаре (лучше всего в так называемое "Вербное воскресенье", за

неделю до Пасхи) на колхозных рынках вы обнаружите подлинные россыпи, иначе

не назовешь, замечательного народного искусства. То будут деревянные

расписные яйца, коробочки-грибки, детские игрушки и многое другое, покрытое

поразительно яркой "химически-анилиновой" росписью. Это роспись сёл Майдана

и Крутца. Она давно перешагнула границы города... Она подлинное современное

детище искусства нашего народа, живое, красивое, яркое". Правда, долгое

время это не поощрялось официальными властями, поэтому живое искусство

деревянного пасхального яйца сосредоточилось в глухих селах заволжского

края - Полховском Майдане и Крутце.

Производство полховско-майданских токарных расписных изделий возникло

в начале XX века. В 1914-1916 годах местные кустари начали украшать

"тарарушки" (токарные изделия: пеналы, коробочки и игрушки) по примеру

Сергиевских мастеров с помощью выжигания и последующей раскраски. Только в

20-е годы нашего столетия складывается специфический стиль полховско-

майданской росписи - она выполняется локально нанесенными красками: алой,

желтой, синей, чернильно-фиолетовой. Остальные цвета получают смешивая

основные краски [8, 106]. При наложении возникают красные и зеленые тона в

пределах четко очерченного тушью контура. Растительный орнамент сочетается

с изобразительными элементами росписи: деревьями, рекой, солнцем, домами,

птицами (см. приложение 8.). Обычно размер образцов не превышает размера

настоящего куриного яйца. Иногда, как исключение, вытачиваются яйца

большего размера. Чаще других мотивов и сюжетов встречаются изображения

петушка или курочки, солнца, храма или церкви и др. Именно мастерицы Крутца

не боялись в советское время писать на яйцах "X В", изображать церкви и

всячески обозначать, что яйцо является пасхальным.

Есть предположение, что стиль полховско-майданской и крутецкой росписи

занесли в эти края в начале 20-х годов XX века переселенцы с Украины.

Наивная крестьянская роспись этих яиц свидетельствует о близости к росписи

и орнаментации украинских "писанок". Та же языческая символика на яйце -

петух, курица, солнце, что является символом возрождения. Размер - близкий

к естественному размеру куриного; те же принципы "оформления". Таким

образом, мы видим, что в изделиях новых художественных центров народного

искусства, возникших в XX веке, тесно переплелись христианская и языческая

традиции [34, 12].

В Бабенской артели, расположенной в деревне Бабенки Подольского уезда,

вытачивались полированные токарные изделия из дерева и кости, в том числе и

яйца. Именно отсюда черпали высококвалифицированные кадры токарей как

московские мастерские Кустарного музея, так и кустарные артели Сергиева

Посада. Традиции высокого токарного мастерства продолжает сергиево-

посадское предприятие "Сувенир", которое на протяжении всего советского

периода выпускало яйца-сувениры, декорированные росписью с выжиганием. Чаще

всего на этих одно-, двух- и трехместных яйцах-сувенирах изображаются

памятные архитектурные места, связанные с Троице-Сергиевой лаврой.

Недалеко от Сергиева Посада находится еще один центр народного

искусства - город Хотьково, знаменитый своими резчиками по дереву и кости.

Именно отсюда пошла самобытная, возникшая на рубеже XIX-XX веков

абрамцевско-кудринская резьба, создателем которой был талантливый

крестьянин из села Кудрино В. П. Ворносков. Абрамцевско-кудринская

рельефная резьба с заоваленным контуром и немного углубленным фоном

органично сочетает традиционные народные приемы с новыми способами

обработки дерева. Часто мастера пользуются протравкой-морилкой для создания

различных цветовых оттенков - от золотистых до темно-коричневых. После

морения изделие иногда полируется до блеска. Для этой резьбы характерны

растительные орнаменты, которые полностью покрывают то или иное изделие, в

том числе и поверхность яйца.

Наряду с Подмосковьем, известным высоким техническим и художественным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.