рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Искусство росписи пасхальных яиц

Искусство росписи пасхальных яиц

Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра декоративно-прикладного искусства

К защите допускаю

Зав. Кафедрой ДПИ

______________В.И. Кукенков

“___”________________2000 г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему

“Искусство росписи пасхальных яиц”

Специальность 05 23 00 – ДПИ и народные промыслы

Специализация_________________________________

Исполнитель

(студентка гр. ДИ-523) Е.В. Солодянкина

Научный руководитель А.С. Максяшин

(к.п.н., доцент)

Нормоконтролер О.Л. Иванова

Екатеринбург

2000

Оглавление

Введение 3

Глава I. Исторические факторы, способствующие возникновению и развитию

пасхальных яиц 8

1.1. Исторические особенности возникновения пасхальных яиц 9

1.2. Развитие искусства украшения пасхальных яиц в России 19

1.3. Основные центры народного искусства по производству пасхальных яиц

и особенности их оформления 33

1.4. Обзор современного состояния росписи пасхальных яиц 45

Глава II Выполнение росписи серии деревянных пасхальных яиц по теме: “Житие

Иисуса Христа” 47

2.1. Выбор темы, материала и композиции для создания серии 48

2.2. Описание росписи серии пасхальных яиц 53

2.3. Технология выполнения росписи на деревянных пасхальных яйцах 67

Глава III. Приобщение учащихся старших классов к истокам духовной культуры

посредством изучения компьютерного курса по теме “Пасхальные яйца.

Исторический экскурс” 70

3.1 Народное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания

молодого поколения 71

3.2 Возрастные особенности развития детей как основополагающий фактор

при воспитании и обучении 75

3.3. Применение компьютерных технологий при обучении 82

3.4. Разработка обучающей программы “Пасхальные яйца. Исторический

экскурс” 92

Заключение 95

Литература 97

Приложения 100

Введение

В культуре народов нашей страны особое место занимают художественные

промыслы, представляющие собой центры декоративно-прикладного искусства,

традиции которых исчисляются столетиями. Это искусство связано крепчайшими

нитями с жизнью. Возникшее первоначально из потребностей и запросов быта,

оно развивалось и совершенствовалось в его недрах. Постепенно оно наполняло

своими формами, красками и узорами весь вещественный, хозяйственный,

семейный и трудовой народный быт. Искусство промыслов — это одно из ярких

подтверждений естественного влечения человека к красоте и художественному

творчеству.

С первых лет зарождения народной культуры советское правительство

уделяли большое внимание развитию художественных промыслов. В напряженной

обстановке гражданской войны, 26 апреля 1919 года Всероссийский центральный

исполнительный комитет принял постановление «О мерах содействия кустарной

промышленности». В дальнейшем периодически выходили различного рода

правительственные и общественные документы, помогающие развитию и

совершенствованию народных художественных ремесел, промыслов и производств.

Качественно новый этап в этом направлении был открыт постановлением ЦК

КПСС «О народных художественных промыслах», принятым в декабре 1974 года.

Это постановление проанализировало положение в художественных промыслах и

наметило пути их дальнейшего подъема. Оно содержит ряд положений и

требований, определяющих будущее народного искусства. Создание и развитие

народного искусства всегда рассматривалось правительством не только как

важная народнохозяйственная задача, а в первую очередь как эстетико-

идеологическая проблема, имеющая непосредственное отношение к формированию

художественной культуры [18, 1]. Речь идет о сохранении и развитии народных

национальных традиций в условиях современности, о решении ряда

теоретических проблем, поскольку без понимания природы народного искусства,

законов его развития, без изучения существующих форм современного народного

творчества не мыслится решение многих практических вопросов, связанных с

восстановлением и развитием традиционных отраслей народного искусства.

Сейчас сохранению, возрождению и развитию народных художественных

промыслов также уделяется значительное внимание со стороны государства,

хотя в настоящих экономических условиях данное направление государственной

политики сталкивается с серьезными трудностями. В решении этих проблем

большую роль играет Федеральный закон “О народных художественных

промыслах”, принятый Государственной Думой в декабре 1998 года.

Этот закон регулирует отношения в области народных художественных

промыслов на территории Российской Федерации. Он определяет основные

направления государственной политики в этой области, которые заключаются в

обеспечении экономических, социальных и иных условий для сохранения,

возрождения и развития народных художественных промыслов органами

государственной власти Российской Федерации.

Из сказанного выше можно заключить, что государство в современный

период уделяет значительное внимание сохранению и возрождению народных

традиций.

Следует отметить, что в социально-экономических условиях современной

России поддержка народных художественных промыслов приобретает важное

значение в сохранении, возрождении и развитии этой области. Современное

поколение понимает важность этой проблемы и считает, что в наш век

технологий человек отрывается от своих корней и забывает о национальных

традициях. Но можно отметить и негативное проявление: слишком активное

стремление к культурной глобализации порождает чуждые традиции, приходящие

к нам из стран запада. Теряются и забываются при этом собственные истоки и

культурные ценности, накапливаемые столетиями. А ведь известно, что нация,

не имеющая собственного культурного наследия, обречена на вымирание.

Благодаря вышесказанному, не возникает сомнения в актуальности

выполнения нами настоящей дипломной работы, направленной на то, чтобы

сделать определенный вклад в сохранение, возрождение и развитие народных

традиций и истоков русской культуры.

Выбор темы дипломной работы «Искусство росписи пасхальных яиц» связан

с тем, что автор в течение длительного времени занимался изучением истории

лаковой миниатюрной живописи и имеет определенный опыт в росписи, который

был приобретен в том числе в процессе прохождения производственной практики

на предприятии «Рябинушка» города Ефремов Тульской области. Это предприятие

применяет новые, свойственные только этому региону, виды росписи основанные

на традиционных видах росписи по дереву.

Цель настоящей дипломной работы - выполнение серии росписи на

деревянных пасхальных яйцах на тему “Житие Иисуса Христа”.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

. изучение литературы по данной теме;

. анализ аналогов изделий: сюжетов и элементов декора на расписных яйцах;

. изучение необходимой литературы по технологии иконописи и лаковой

миниатюры;

. изучение и подбор необходимого материала для выполнения дипломной работы;

. разработка эскиза дипломной работы;

. выполнение творческой работы по эскизам;

. разработка методических материалов по проведению факультативных занятий в

учреждениях народного образования.

Новизна настоящей дипломной работы заключается в том, что при

выполнении практической части использовано:

. объединение художественного и духовного начала;

. гармоничное объединение в одном произведении христианских и языческих

мотивов;

. соединение лаковой миниатюрной живописи и орнамента с фактурой дерева;

. оригинальное составление композиции всей серии;

. за основу выполнения миниатюрной живописи взята технология иконописи.

В процессе выполнения дипломной работы автором использованы следующие

методы:

. изучение исторической, искусствоведческой, научно-методической,

психологической и педагогической литературы;

. изучение художественно-композиционных и технологических особенностей

создания росписи пасхальных яиц;

. изучение творческого опыта народных и ведущих мастеров;

. изучение передового опыта педагогов с детьми.

Дипломная работа состоит из трех частей. В первой части раскрыты

основные исторические факторы, способствовавшие возникновению и развитию

росписи пасхальных яиц в России. Здесь же приведена характеристика основных

центров народного искусства по производству пасхальных яиц. Вторая часть

включает создание серии пасхальных яиц и их декоративного оформления. Эта

глава также содержит описание технологии изготовления росписи на деревянных

пасхальных яйцах.

В качестве методической части настоящей дипломной работы была

разработана универсальная компьютерная обучающая программа, не имеющая

аналогов, на тему: «Пасхальные яйца: Исторический экскурс». Цель программы

– приобщение широкого круга заинтересованных в духовной культуре,

посредством ознакомления с историческими аспектами и развитием росписи на

пасхальных яйцах. Она разработана для учащихся старших классов

общеобразовательной школы и школы искусств, а также студентов средних и

высших учебных заведений в качестве индивидуального обучения. Тематическая

цельность обучающей программы помогает обеспечить прочные эмоциональные

контакты обучаемых с декоративно-прикладным искусством, приобщить их к

художественной культуре.

Глава I.

Исторические факторы, способствующие возникновению и развитию пасхальных

яиц

1.1. Исторические особенности возникновения пасхальных яиц

“Дорого яичко к Христову дню" – так гласит известная русская

пословица.

Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных

праздников христиан - дня поминовения "чудесного Воскресения" распятого на

кресте Иисуса Христа. По древнему церковному преданию, первое пасхальное

яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому

императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария

Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было

принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные

приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария

Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору

Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!" Император,

усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых

и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать

красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться

из белого в ярко-красное. Предание способствовало тому, что обычай этот

прижился. Крашеные яйца у носителей веры в Христа всегда служили символом

Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни. Красная

окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом

Воскресения. И если человек живет по христианским заповедям, он приобщается

к искупительным заслугам Спасителя и к новой жизни. Считалось, что

освященное яйцо может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую или

заблудившуюся в лесу корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она

не болела и шерсть у нее была гладкой. С яйца умывались, им гладили по

лицу, чтобы быть красивым и румяным. Скорлупу и крошки от разговения

смешивали с зернами для посева, ими же посыпали могилы усопших

родственников.

Символом Пасхи (“Праздника желтого цвета”, как его еще называют в

Европе) давным-давно стало яйцо. Почему? Возможно, по причине весьма

прозаической. Как утверждает одна из версий, поскольку во время долгого

поста куры продолжали нестись и диетпродукт мог испортиться, хозяева

всячески старались приукрасить его, разрисовать позанятнее, чтобы скормить

членам семьи и гостям как можно больше.

Даря друг другу пасхальные яйца, христиане исповедуют веру в свое

Воскресение. Если бы не произошло Воскресения Христа, то, как учит апостол

Павел, новая вера не имела бы основания и цены, она была бы напрасной – "не

спасительной и не спасающей нас". Но Христос воскрес, воскрес первым из

рожденных на земле и этим явил свою силу и Божественную благодать. Так

свидетельствует библейская легенда.

Но почему именно яйцо стало одним из доказательств Воскресения Сына

Божьего? В древности яйцу придавалось магическое значение. В могилах,

курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят

яйца как натуральные, так и выполненные из различных материалов (мрамор,

глина и др.). При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и

натуральные страусовые, куриные яйца, иногда даже раскрашенные. Все

мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни,

обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире.

Например, еще древние египтяне каждую весну, вместе с разливом Нила,

обменивались раскрашенными яйцами, подвешивали их в своих святилищах и

храмах. В египетской мифологии яйцо представляет потенциальную возможность

жизни и бессмертия – семя бытия и его тайну. Яйцо – общечеловеческий символ

сотворения мира и созидания – упоминается и в индийских “Ведах" (золотое

яйцо, из которого вылупился Брама). В Индии все птицы, несущие яйца,

именуются “дважды рожденными", так как вылупливание из яйца означает второе

рождение [20, 14].

На Востоке считалось, что было время, когда везде царил хаос, а

находился этот хаос в огромном яйце, в котором были скрыты все формы жизни.

Скорлупу согревал огонь, давая яйцу тепло творения. Благодаря этому

божественному огню и появилось из яйца мифическое существо - Пану. Все

невесомое стало Небом, а все плотное - землей. Пану соединил Небо с Землей,

создал ветер, пространство, облака, гром, молнию. Чтобы нагреть появившуюся

землю, Пану дал ей Солнце, а чтобы напомнить о холоде - Луну. Благодаря

Пану Солнце согрело землю, засветила Луна, родились планеты и звезды.

С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой

жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза

и снега, - иными словами, перехода из небытия в бытие. Когда-то было

принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца

друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения.

Богатые, состоятельные люди вместо окрашенных куриных яиц зачастую

подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце. У

древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печеное яйцо

- это символически связывалось с успешным зачином нового дела. Интересно,

что яйцом всмятку начинали день и русские помещики XVIII века – считалось,

что жидкий желток на завтрак способствует хорошему усваиванию остальной

пищи в течение дня, “смазывает” желудок.

Для наших предков яйцо служило символом жизни. В нем хранится зародыш

солнечной птицы – Петуха, будившего утро.

Пьеро делла Франческа в алтаре Монте Фельтро (Милан, Брера, XVв.) над

Мадонной с младенцем изобразил яйцо страуса. Здесь оно служит

дополнительным атрибутом легенды о чудесном рождении Богочеловека Иисуса и

указывает на мир, который покоится на христианской вере. Византийский

богослов и философ Иоанн Дамаскин подчеркивал, что небо и земля во всем

подобны яйцу: скорлупа - небо, плева - облака, белок - вода, а желток -

земля. Из мертвой материи яйца возникает жизнь, в нем заключаются

возможность, идея, движение и развитие. По преданиям, даже мертвым яйцо

дает силу жизни, с помощью яйца они чувствуют дух жизни и обретают

утраченные силы. Бытует первозданное поверье, что благодаря чудодейственной

силе яйца можно вступать в контакт с умершими, и они как бы оживают на

время. Если положить на могилу крашеное яйцо - первое из полученных на

Пасху, - покойник услышит все, что ему говорят, то есть, как бы возвратится

к жизни и к тому, что радует или печалит живущего.

Православная символика пасхального яйца своими корнями уходит в

тысячелетние традиции религий многих народов мира. В то же время в

православии она получает существенное смысловое дополнение: яйцо в нем,

прежде всего – это символ телесного воссоздания во Христе, символ ликующей

радости Воскресения из мертвых, победы Жизни над смертью. Русские народные

предания повествуют о том, что в момент Воскресения Христова камни на

Голгофе превратились в красные яйца. Православная символика яйца имеет свои

корни и в дохристианских верованиях славян, которым издревле свойственен

культ предков, почитание бессмертных душ умерших, которые считались

личностями священными.

Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху мы

встречаем в рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из

библиотеки монастыря Св. Анастасии, что недалеко от Фессалоник в Греции. В

конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху

надлежало читать также молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя

братию, должен был раздавать им яйца со словами: "Христос Воскресе!". По

рукописи "Номоканон Фотия" (XIII век), игумен может подвергнуть наказанию

того монаха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой

противится апостольским преданиям. Таким образом, обычай дарения яиц на

Пасху ведет свое начало еще от апостольских времен, когда Мария Магдалина

первая подала верующим пример этого радостного дароприношения.

Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века. Православная

Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним

равноденствием и мартовским полнолунием.

Пасха на Руси сопровождалась и обрядами, пришедшими из языческих

времен, но теперь освященными Светом Христовым. Это - освящение куличей,

изготовление сырной массы, крашение яиц... На Пасху в кадку с зерном

пшеницы помещали яйцо и берегли эти семена для посева.

Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права. К

этому же дню в знак цветения издревле красили вареные яйца в разные цвета.

Это были как бы цветы Ярилы-Бога, их раскладывали на зеленой траве. Зелень

эту выращивали так: брали конопляную кудель, фибру, заматывали в них зерна,

поливали на тарелке каждый день, и к Пасхе они прорастали травой. На нее

клали яйца, приготовляли всякие яства, смысл которых - Весна, Тепло, Огонь,

Жизнь, Любовь.

На Руси, по словам исследователя и собирателя русских народных

традиций Ю. П. Миролюбова, Пасха всегда имела универсальный, всеобъемлющий

характер. В этот день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.