рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Искусство росписи пасхальных яиц

яйцами, а позже иконописанием. Таким образом, повторился эволюционный путь,

который по мнению русского богослова, философа, ученого Павла Флоренского,

от расписного египетского саркофага через фаюмский портрет привел к иконе.

Марина Цветаева говорила, что все дары даются неведающим и неблагодарным,

кроме дара души, которая не что иное, как совесть и память. В лучших своих

проявлениях пасхальные яйца с религиозными изображениями обладают такой

энергетикой, такой силой воздействия, что действительно способны пробудить

историческую память и осветить наши души.

Традиция росписи пасхальных яиц не утратила свое значение. Она

приобрела более эстетический характер, нежели раньше. В традиции росписи

пасхальных яиц совершаются глубокие стилистические изменения, вытекающие из

развивающихся традиций. Видоизменилась роспись на пасхальных яйцах, сюжеты,

композиция, цвет. Причина заключается в рождающемся новом мировоззрении,

творческом отношении к традиции, в профессионализме художника, в

критическом отношении, которым не обладал прежде крестьянский мастер. Кроме

этого, в искусстве создаются новые направления, новые формы и средства

выражения.

Глава II

Выполнение росписи серии деревянных пасхальных яиц по теме: “Житие Иисуса

Христа”

2.1. Выбор темы, материала и композиции для создания серии

В качестве художественно-творческой части дипломной работы выбрана

роспись серии деревянных пасхальных яиц на тему “Житие Иисуса Христа”.

Человечество давно научилось использовать природные материалы для

удовлетворения своих потребностей. Для художественных работ используют

глину, камень, металл, дерево и др. Все материалы обладают различными

качествами, от которых зависят и область их использования и метод

обработки. Каждый народ использует в первую очередь те материалы, которые

распространены в данной местности. Не случайно в Средней Азии, например,

получило широкое развитие гончарное искусство, а в Армении – резьба по

камню. Россия всегда была богата лесом, поэтому обработка дерева и

производство художественных изделий из древесины издавна носят у нас

национальный характер.

Дерево всегда было под рукой, на всё годилось, легко поддавалось

обработке. Именно из него создавал русский человек всё, что окружало его в

повседневной жизни. Дерево – материал, обладающий исключительными и

своеобразными пластическими качествами. Дерево – это живой материал. И, как

каждый живой организм, оно имеет свои, присущие только данному виду

особенности строения, выраженные, в частности, в его текстуре и цвете.

Исходя из этих основных особенностей древесины, в качестве материала для

выполнения серии росписи на пасхальных яйцах была выбрана сосна.

В основу росписи были положены традиции лаковой миниатюрной живописи

ефремовской школы, которые берут свое начало от древнерусской иконописи.

Древнерусская иконопись – явление совершенно исключительное в истории

мирового искусства, глубоко национальное, созданное народом. Здесь была

выработана своя образная система и свой язык. В древнерусской живописи

всегда присутствовало сочетание условного и реального. Условна в иконах

“обратная” перспектива в изображении архитектурных сооружений, условны

фантастические “древесы”, “горки”, цветы и травы, условен золотой фон или

фон цвета слоновой кости. И вместе с тем необычайно правдиво, пластически

выразительно изображались в иконах люди, их одежды, а в интерьерах –

мебель, посуда и другие предметы [38, 87].

В виду того, что пасхальные яйца в первую очередь являются атрибутом

христианского праздника для росписи серии яиц, выполненной в рамках

дипломной работы, выбрана религиозная тема. Мы остановились на теме “Житие

Иисуса Христа” потому, что в искусстве XX-го столетия после трагедий

тоталитаризма и Второй мировой войны возникает всё более настойчивый,

требовательный интерес к евангельской истории, и прежде всего к образу

главного ее героя – Иисуса Христа. Данная тема – это обращение к духовной

культуре, к христианским заповедям и обычаям. В основу изображения сюжетов

легли основные события земной жизни и страдания Христа. Серия состоит из

пяти пасхальных яиц, размещенных на тарели в форме креста. Четыре яйца

одинаковой формы и размеров располагаются в вершинах креста, а пятое, более

крупное – в центре. Каждое яйцо имеет свою подставку. Их форма выбрана так,

чтобы подчеркнуть общую христианскую идею композиции, а яйца находились в

устойчивом положении (см. приложение 16). Форма яиц выбрана традиционная

(см. приложение 17).

Крестообразное расположение пасхальных яиц соответствует христианской

тематике. Символика креста имеет много общего с солярными верованиями.

Иоанн Златоуст писал, что как светильник содержит свет на своей вершине,

так и крест на своей вершине имеет сияющее солнце правды, т. е. Христа. Об

этом напоминают фигуры крестов в скульптуре и живописи, от которых

радиально растекаются золотые лучи света.

Одновременно крест генетически связан с идеей мирового райского

дерева, которое произрастает в небесном саду, иногда воспринимаемым

«океаном света». Еще Филей Александрийский усмотрел в нем зримое воплощение

главной добродетели, которая породила все остальные, и это, по его мнению,

обусловило центральное место дерева в раю. В Миланском соборе св. Марка

находился бронзовый канделябр XII в., сделанный в виде дерева с семью

ветвями, которые символизировали семь главных христианских добродетелей. В

XIII-XIV вв. в ветвях креста-дерева располагали символические фигуры

христианских добродетелей и пророков со свитками, на которых записаны

высказывания о казни Христа.

С крестом-деревом связан десятиконечный прямой крест. Он образует

собой «елочку», в которой каждая нижележащая поперечина длиннее верхней.

Это схема райского дерена, и она может быть сопоставлена с десятиконечным

древнеегипетским священным «столбом Осириса» (джед), только в нем все

поперечины короткие и одинаковой длины. Считалось, что крестное дерево было

составлено.из многих растении: в апокрифическом «Евангелии Никоди-ма» из

кедра, кипариса и пальмы; в эфиопском сочинении «Тринадцать крестных

страданий»-из четырех смоковниц, оливы, дикой оливы, пшеницы и тростника.

Поэтому оно представляет собой воплощенное плодородие и является символом

неиссякаемой жизненной энергии, вечного обновления и возрождения.

Новозаветный образ распятого на кресте Бога стал основным символом

христианства. Христос воспринимался мистической точкой или центром бытия,

где все сходится. Афанасий Александрийский (ок. 295 - 373 гг.) полагал, что

только па кресте «претерпевается смерть с распростертыми руками», и тем

самым Христос одной рукой привлек древний народ Палестины, а другой -

язычников, и оба собрал воедино.

Комментируя апостола Павла, Григорий Богослов отметил, что та часть

креста, которая нисходит из середины, называется глубиной, идущая вверх -

высотой, обе же поперечные - широтой и долготой. Идеолог восточно-

христианской церкви Иоанн Дамаскин также писал, что «как четыре конца

креста связываются и соединяются в центре, так божьей силой содержатся и

высота, и глубина, и долгота и широта, то есть вся видимая и невидимая

тварь».

Тем самым крест не только символизирует светоносность и мученичество

Христа, обозначает его торжество над смертью, но он придает его фигуре

космическую масштабность и сам становится основой пространственной

ориентации средневековья. Расположенный горизонтально крест указывал на

страны света и символически стягивал их к центру, т. е. к христианской

вере. Как знак, сконструированный из двух пересекающихся прямых, которые по

определению Иоанна из Газы (VI в.) были символом примирения

противоположностей, поставленный вертикально крест объединил верх и низ и

стал знаком соединения материального и духовного, неким мистическим плюсом,

складывающим небо и землю в одно первозданное единство.

Свое иносказательное значение имели даже отдельные части креста.

Первая верхняя перекладина обозначала табличку с надписью, что распят

«Иисус Христос, Сын божий, Спаситель». Косая дощечка креста, проведенная в

православном кресте слева направо под углом в 45 градусов, воспринималась

как подставка для ног казненного, но также толковалась как напоминание

того, что грешники попадут в ад, а праведников ожидает рай.

Примечательно, что крест, являясь символом, сам мог символически

обозначаться некоторыми предметами и знаками. Квадрат был символом

абсолютного и поэтому крест в некоторых случаях конструируется внутри него,

и квадрат может заменить крест. Отсюда квадратная форма алтаря.

В христианском понимании лестница, как и крест, задает размеры

вселенной по вертикали и символически показывает на сошествие Христа на

землю. В некоторых церковных акафистах Мария нарекается лестницей. Лестница

стала знаком распятия и снятия с креста.

В видении ветхозаветного Иакова по таинственной лестнице шествуют

ангелы. Они несут на небо молитвы людей и доставляют им оттуда божественную

благодать. Образ духовной лестницы как средства вознесения духа иногда

сопровождается в ритуале перебиранием четок как эквивалента духовной

лестницы [13, 16].

2.2. Описание росписи серии пасхальных яиц

Цвет древесины – важнейшее качество ее декоративной выразительности,

оказывающее на человека эстетическое и эмоциональное воздействие. Поэтому

необходимо обдуманное, осознанное применение цвета в каждом изделии из

дерева, будь то скульптура или декоративное произведение. Цвет может

создавать радостное или печальное настроение, подчеркивая эмоциональную

трактовку образа или раскрываемой автором жизненной ситуации.

При разработке настоящей композиции было решено сохранить природный

цвет материала. На каждом яйце, сочетаясь с фоном натуральной древесины,

изображены клеймо и орнамент. На клеймах яиц, расположенных в вершинах

креста изображены сюжеты Рождества Христова, Крещения, Входа в Иерусалим и

Распятия (см. приложение 18). На клеймах яйца, расположенного во главе

креста, представлены сюжеты, отображающие момент, предшествующий

Воскресению и Сошествие в Ад.

Перед описанием клейм, изображенных на яйцах, чтобы не возникало

сомнений в выборе того или иного цвета, приведем христианскую символику

цвета.

Согласно ей в богословской терминологии цвет не отделяется от света и

обладает иносказательным смыслом.

Белый цвет из-за своей близости с дневным светом, который прогоняет

темноту ночи, стал символом жизни и знаком существования небесной силы,

побеждающей смерть и зло. Белый цвет, по определению псевдо-Дионисия

Ареопагита, обладал родством со светом и поэтому он наделяет предметы

разными цветами. Тем самым он стал символом источника жизни или Бога, от

которого все происходит. Из-за того, что белый цвет пачкается при

соприкосновении с другими цветами, он стал символом чистоты, моральной'

невинности и обусловленного ею спокойствия.

Пророк Даниил видел . Бога в белом облачении, и одежда Христа в минуту

Преображения сняла как снег. В Откровении Иоанна голова и волосы Христа

также белого цвета. Во время Страшного суда он будет восседать на белом

троне.

Белизна стала атрибутом Девы Марии, так как она согласна учению церкви

олицетворила физическую и нравственную чистоту, Действующие в Откровении

Иоанна ангелы и старцы также наряжены в снежно-белые ризы, и поэтому

Климент Александрийский неоднократно напоминал, что белый цвет является

самым подходящим для христианина. В Белой одежде справляли литургию

священнослужители, а новокрещенным предписывалось в течение восьми дней

ходить в белых платьях.

Золото имеет особый смысл и выражает идею божественной славы и

божественного света. Золото нимбов – образ пребывания в мире вечного света,

прославления святого [7, 96]. Золото, или точнее исходящее от него сияние,

воспринимали самостоятельным цветом. Оно, как и белый цвет, напоминало о

божественном свете, и раннесредневековые живописцы писали небо золотыми

красками. Одновременно золото символически связывали с идеей очищения

страданием, и оно стало знаком, выражающим подвиг христианского мученика.

Псевдо-Дионисий Ареопагит восхвалял желтый цвет за его близость к

золоту и свету. Только с XII в. оценка желтого цвета меняется, и он

становится символом предательства. Художники наряжают Иуду в желтую одежду.

Именно так показал его Джотто (1266 или 1267 - 1337 гг.) на известной

фреске в капелле дель Арена в Падуе, где центральное место композиции

заполняет большой ярко-желтый плащ Иуды, наподобие крыла летучей мыши

охвативший фигуру Христа.

Желтый цвет напоминал об обыденном солнечном дне, и как. цвет земной

«обыкновенности» он стал атрибутом плотской любви и включался в одеяние

женщин легкого поведения, которые изменили принципам христианской

нравственности.

Красный цвет указывал на любовь Бога. В росписях римских. катакомб и в

средневековой живописи Христос во время беседы я после воскресения одет в

красный плащ или тунику такого же цвета. Иногда крест мог иметь красный

оттенок, так как он был окроплен кровью Христа. Серафимы, которые выражали

полноту любви, в раннехристианском искусстве имеют красные крылья. Апостолы

держат в руках красные книги, поскольку в них помещено изложение божьей

любви.

Красный цвет символизировал кровь, пролитую христианскими мучениками,

и плащ такого цвета на иконе «Чудо Георгия о змии» - это атрибут, его

мученичества, знак пролитой им крови за веру Одновременно красный плащ

воспринимается как «алое знамя» или «огонь веры», выражающий страстный

порыв героя уничтожить зло.

Красный цвет - цвет траура на Востоке, и некогда - на Западе. В Спарте

он был знаком воинской доблести, и павших воинов погребали в пурпурном

саване. В христианском восприятии пурпурный цвет обозначал божественное и

царское достоинство. В одном из апокрифов Мария работает над пурпурной

тканью для Иерусалимского храма. Это символ зарождающейся плоти Иисуса,

которая «ткется» во чреве матери из ее крови как пурпурная пряжа. Византиец

Роман Сладкопевец (V! н.) в пурпурных чернилах императорской подписи видел

символ кровоточащих ран распятого Христа.

Красно-пурпурный цвет обозначал строгость веры, а пурпурно' синий -

чистую совесть и спокойствие человека, которого не мучают греховные мысли и

поступки.

В пурпуре соединяются природно несоединимые части спектра: синяя и

красная. Будучи символами небесного и земного, они, объединяясь, какбы

снимают свою противоположность. Вероятно, именно поэтому в пурпурном

мафории изображали Богоматерь – земную деву, принявшую в себя божественный

свет [7, 98].

Присущая красному цвету сила, и страстность обратили его в символ

насилия. Он мог обозначать эгоизм, мстительность и плотскую любовь. Тем

самым красный цвет был приписан дьяволу, потому что огонь языческих

жертвенников считался тождественным адскому пламени. Рыжим цвет также

считался признаком сатаны и ада вероятно потому, что образовался из

красного и черного цветов. Представленный в Откровении Иоанна дракон имеет

рыжую окраску, и один из всадников Апокалипсиса сидит на рыжем коне. На

картине Леонардо да Винчи (1452 - 1519 гг.) Иуда имеет рыжие волосы.

Синий и голубой еще в византийской эстетике осмыслены как знак

непостижимых божественных тайн. Этот цвет, обладая сильным духовным

очарованием, ассоциировался с вечной истиной.

Синий цвет присущ воздушному и морскому океанам и поэтому он

напоминает о бесконечности. Его иносказательно связывали с небом и Христом,

который провозглашал правду небесную, и с Духом святым, освящающим людей

этой правдой. Синий цвет был символом спасения, и Дева Мария, там, где она

изображена на троне, как небесная царица, обыкновенно облачена в красную

мантию, но там, где является в виде Матери, ее одеяние имеет синий цвет.

Обозначающий небо и вечную молодость синий цвет указывал на

созерцательную жизнь отшельников и монахов. Поскольку синева воздуха гибнет

в бездонной пустыне космоса и как бы обманывает человека, синий цвет стал

символом измены и неправды. Иуда в момент своего предательского поцелуя

имеет синее одеяние, поверх которого накинут желтый плащ. Дьявола

изображали с синим телом и красным лицом.

Оттенки зеленого несут земное начало. Это образ юности, цветения. Как

образ молодости и полноты сил звучит зеленый цвет в одеждах правого ангела

рублевской “Троицы”. Этот персонаж символизировал Бога Духа Святого, и его

зеленые одежды как нельзя более точно передают свойство всеобновляющего и

возрождающего к новой жизни “утешителя”. Часто зеленый был цветом позема;

его широко применяли и в одеждах святых.

Зеленый цвет был признан символом жизни, возрождения юности и знаком

надежды. Из-за того, что жертва Христа дала надежду на будущее спасение, в

иконографии зеленый цвет присущ Марии и Иисусу. Полагали, что зеленое

платье Богородицы напоминает о нетлении ее тела после смерти. Символика

зеленого цвета в речах Христа использовалась для передачи понятия святости

и справедливости.

Псевдо-Дионисий Ареонагит писал об ангелах как о чистых духах, которые

имеют в себе что-то «молодежное» и «зеленеющее».

Поэтому нимбы у них изображены зелеными красками, а Данте (1265 - 1321

гг.) видел ангелов с зелеными крыльями в такой же одежде, когда они идут

ночью стеречь чистилище от змея-искусителя.

Зеленый цвет имеет неспелый фрукт, и тем самым этот цвет мог

обозначать моральное падение и отчаяние. Иногда он сопутствовал образу

злого духа и характеризовал человека, живущего земными интересами.

Такие состояния человеческой психики, как скромность, симпатия и

страдание, были иносказательно связаны с фиолетовым цветом. Он состоит из

соединения красного и синего, и, сплотив знак духовного пламени и

внутренней жизни с идеей бессмертия, стал символом воскресения и жизни

вечной; иногда выражает грустную задумчивость и траур. Христос в сценах

молитвы в Гефсиманском саду одет в фиолетовую одежду, и такое облачение

имеет страдающая Мария.

Черный цвет-это не только отсутствие света. Как знак чего-то

противоположного светоносному Богу он стал атрибутом дьявола и смерти,

обозначал страдание и траур. Связанный с силами преисполни, черный цвет

воспринимался символом лжи, уродства, иногда-греховной совести человека.

Как цвет, вызывающий ощущение отдыха, потому что чернота не раздражает

наши чувства, черный цвет был признан символом искупления грехов. На

некоторых средневековых миниатюрах Христос одет в черное платье, особенно,

когда он исцеляет больных или его в пустыне искушает дьявол.

В связи с христианской теорией божественного света особый интерес

вызывает его отождествление со столь же «божественной темнотой».

Невообразимо яркий свет, который делает человека незрячим, так же, как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.