рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Транспортные обязательства

плот. С помощью вспомогательных судов в морских портах осуществляется

швартовка или перестановка пароходов от одного причала к другому. Такие

операции называют буксировкой.

Буксировка — разновидность транспортных обязательств. Ее участниками

являются владелец буксира (тягача), или буксировщик, и владелец

буксируемого объекта. Возникающие между ними отношения и оформляются

договором буксировки. Чаще всего буксировка применяется в целях перемещения

тягой судна или плота до определенного пункта. Но она может преследовать и

другие цели. В частности, буксировщик может принять на себя обязанность

буксировать судно или другой плавучий объект лишь на определенном участке

(например, при прохождении шлюзов, перекатов или под мостами) либо в

течение определенного времени (например, при проведении научно-

исследовательских или видеосъемочных работ). Задача буксировщика может

состоять также в выполнении какого-либо маневра (например, разворот и

перестановка судна у причала). Поэтому буксировка на морском транспорте

подразделяется на чисто морскую (буксировка судна на определенное

расстояние) и портовую (маневры в акватории).

В соответствии с этим договор буксировки определяется как соглашение, в

силу которого одна сторона (буксировщик) обязана за установленную плату

буксировать (тянуть или толкать) плот, судно либо другой плавучий объект до

определенного пункта или в течение определенного времени, или для

выполнения определенного маневра, а другая сторона (владелец буксируемого

объекта, клиент) — выплатить обусловленное вознаграждение.

Договор буксировки — взаимный и возмездный. Он может быть как реальным,

так и консенсуальным. Договор на буксировку судов или плотов — реальный,

поскольку он признается заключенным в момент предъявления плота или судна к

буксировке. Напротив, договор на выполнение других буксировочных операций

относится к числу консенсуальных.

Элементы договора буксировки. Стороны в договоре — буксировщик

(владелец буксирующего судна) и клиент (владелец буксируемого объекта). В

качестве буксировщика может выступать пароходство, порт или пристань.

Клиентом может быть любое лицо, заинтересованное в буксировке какого-либо

объекта. При этом не имеет значения, каковы его права на этот объект (право

собственности, иное вещное право, права арендатора и пр.).

Форма договора буксировки может быть различной. Договор морской

буксировки, по общему правилу, заключается в письменной форме (ст. 227

КТМ), но портовая буксировка возможна и на основе устного соглашения,

причем независимо от его суммы. При этом соглашение о возложении

обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна

должно доказываться исключительно письменными доказательствами. На речном

транспорте также установлена обязательная письменная форма— накладная,

которая представляется клиентом буксировщику. В обмен на нее буксировщик

(пароходство) выдает квитанцию (ст. 128 УВВТ).

Предмет договора — услуги по перемещению какого-либо объекта с помощью

тяги или толкания. Эти услуги специфичны и позволяют рассматривать

буксировку в качестве самостоятельной разновидности транспортных

обязательств, не сводимых к обычной перевозке или аренде транспортных

средств. Правовое регулирование буксировки осуществляется в рамках

транспортных уставов и кодексов. На морском транспорте буксировка

осуществляется в соответствии с гл. XII КТМ, а на внутреннем водном —

разделом VI УВВТ. Транспортными ведомствами и самими буксировщиками

издаются специальные правила о буксировке. Кроме того, на отношения по

буксировке распространяется по аналогии действие многих норм об

ответственности за нарушение договора перевозки грузов.

Содержание договора определяется особенностями каждого вида договора

буксировки и прежде всего его объекта. В законе различаются буксировка

судов и буксировка плотов. Все обязанности буксировщика и владельца

буксируемого объекта могут быть разбиты на две группы. Первая из них Должна

быть выполнена до подачи буксира (тяги) и принятия судна или плота к

буксировке. Другие выполняются в процессе буксировки и после ее завершения.

К первой группе относятся следующие обязанности владельца буксируемого

судна или плота: а) привести плот или судно, предъявленные к буксировке, в

состояние, годное для безопасного плавания и буксировки; б) Укомплектовать

судно или плот экипажем, когда это предусмотрено правилами или соглашением

сторон, либо назначить проводника; в) внести плату за буксировку (ст. 127

УВВТ, ст. 228 КТМ).

Буксировщик до приема судна или плота к буксировке обязан: а)

предоставить в надлежащем месте и в обусловленное время судно в качестве

тяги (толкача) для буксировки, оборудованное всем необходимым для

безопасного плавания и буксировки, укомплектованное соответствующим

экипажем; б) произвести осмотр судна или плота, проверку документов и

оборудования; в) проверить габариты плота (его длину, ширину и осадку), а

также объем плота, количество сплоточных единиц, их крепления и др. (ст.

132 УВВТ). Результаты такого осмотра фиксируются в накладной или

специальном техническом акте. При обнаружении каких-либо дефектов владельцу

плота предоставляется время для их устранения.

За задержку буксирующего судна сверх установленного времени стоянки в

ожидании сдачи плота к буксировке с владельца плота взыскивается штраф. При

буксировке плотов экипаж буксируемого плота в оперативном отношении всегда

подчиняется капитану буксирующего судна. Что же касается буксировки судов,

то на внутреннем водном транспорте их экипаж подчиняется капитану

буксирующего судна (ст. 135 УВВТ). На морском транспорте решение этого

вопроса зависит от вида буксировки: при морской буксировке управление

осуществляет капитан буксирующего судна, а буксировка портовая

осуществляется под началом капитана буксируемого судна (ст. 228—229 КТМ).

Иной порядок буксировки может быть установлен договором. Основная

обязанность буксировщика в процессе буксировки состоит в том, чтобы

доставить в целости и сохранности буксируемый объект в пункт назначения. Он

обязан принимать все зависящие от него меры к обеспечению безопасности

буксировки и оказывать необходимую помощь команде буксируемого судна или

плота. Эта общая обязанность буксировщика на морском транспорте

конкретизируется условиями договора.

Законодательство в области речной буксировки более детально формулирует

обязанности владельца буксируемого объекта в лице его капитана, шкипера или

другого ответственного лица. В соответствии со ст. 135 УВВТ такое лицо

обязано принимать меры к обеспечению сохранности груза, такелажа и другого

имущества, находящегося на буксируемом плоту или судне, производить при

необходимости текущий ремонт судна или плота в пути, а в случае аварии

принимать меры к ее ликвидации. Поскольку команда буксируемого судна или

плота в оперативном отношении подчинена капитану буксирующего судна,

начальник экипажа буксируемого судна обязан своевременно и точно выполнять

все указания капитана буксирующего судна по управлению плотом или судном. В

этих целях он обязан обеспечить постоянную вахту для выполнения

вышеназванных распоряжений, а также для наблюдений за состоянием

буксируемого объекта. Обязанности владельца буксируемого судна при морской

буксировке определяются условиями договора в зависимости от того, кому

поручено общее управление буксировкой.

Распределение обязанностей по управлению буксировкой предопределяет и

ответственность сторон за ущерб, причиненный клиенту и буксировщику. В

случае, когда буксировкой управляет капитан буксирующего судна,

ответственность за ущерб, причиненный буксируемому объекту или находящемуся

на нем имуществу, несет буксировщик, если не докажет своей невиновности. За

ущерб, причиненный буксирующему судну, когда буксировкой управляет капитан

буксируемого объекта, отвечает клиент (владелец буксируемого объекта),

поскольку не будет доказано отсутствие его вины. Иной порядок

ответственности в обоих случаях может быть установлен соглашением сторон.

Особо регламентирована буксировка в ледовых условиях. Бремя доказывания

вины буксировщика в этом случае прямо возложено на владельца буксируемого

объекта.

7. Договор транспортной экспедиции

Понятие договора экспедиции. При перевозке грузов возникает

необходимость выполнения целого комплекса вспомогательных операций,

связанных с отправкой и получением грузов: в частности, их упаковка,

маркировка, погрузка и выгрузка, доставка на станцию (в порт) отправления

или со станции (порта) назначения на склад получателя и др. При

эпизодических перевозках эти операции могут выполнить сами грузоотправители

и грузополучатели. В случаях, когда поток отправляемых или прибывающих в

адрес того или иного лица грузов достигает значительных размеров,

самостоятельное выполнение указанных операций становится обременительным и

экономически неоправданным. С большей эффективностью это могут делать лица,

специально подготовленные и уполномоченные на такую деятельность. Они

выступают в качестве посредников между перевозчиками и их клиентурой. Такая

деятельность по обслуживанию клиентуры транспортных организаций называется

экспедиционной (от лат. expeditio — отправление). Договор экспедиции

относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием

транспортных услуг. Этим определяется сфера его применения и функции его

субъектов (экспедитора и клиента). Он используется там, где возникают

отношения по грузовой перевозке. Смысл этого договора в том, чтобы

освободить отправителей и получателей от выполнения не свойственных им

операций по организации и сопровождению грузоперевозочного процесса.

Соответственно основная функция, возлагаемая на экспедитора, состоит в том,

чтобы по поручению клиента отправлять или получать грузы, а также оказывать

иные сопутствующие этому услуги.

Договор транспортной экспедиции определяется как соглашение, в силу

которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет

другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить

или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг,

связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК).

Договор экспедиции является взаимным и возмездным. Он может быть либо

консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных

услуг, либо реальным, когда он выполняет их с вверенным ему грузом (в

частности, когда экспедитором выступает перевозчик). По своему содержанию

он сходен с рядом других договоров о представительстве. Экспедитор

оказывает определенные услуги клиенту, в чем обнаруживается сходство с

такими договорами, как поручение, комиссия, агентирование, возмездное

оказание услуг. Однако предметом последних является совершение любых сделок

и действий, в том числе вовсе не относящихся к транспортной деятельности. В

отличие от этого экспедиция предполагает оказание услуг непосредственно

связанных с перевозкой груза. Поэтому экспедиция не может рассматриваться

как разновидность одного из названных договоров или их конгломерат.

Напротив, в п. 2 ст. 779 ГК прямо указывается, что правила главы 39 о

возмездием оказании услуг не распространяются на экспедиционные услуги. В

то же время не исключена возможность субсидиарного применения норм о

поручении, комиссии и агентировании к транспортной экспедиции. Ранее такая

возможность была прямо предусмотрена ст. 105 Основ гражданского

законодательства 1991 г., которая допускала использование норм о поручении,

когда экспедитор действовал от имени клиента, и договора комиссии, когда он

действовал от собственного имени. В настоящее время ст. 801 ГК косвенно

подтверждает такую возможность путем указания на право экспедитора

заключать договор перевозки от имени клиента или от собственного имени.

Кроме того, любая из сторон договора экспедиции вправе отказаться от его

исполнения, что также характерно для поручения, комиссии и агентирования

как личных сделок (ст. 806, 977, 1002, 1010 ГК). Таким образом, экспедицию

следует рассматривать как особую разновидность сделки о представительстве.

Между договором перевозки и экспедиции также существует внутренняя

связь, обусловленная производностью транспортно-экспедиционных услуг от

перевозки. Зачастую обязанности экспедитора могут быть прямо возложены на

перевозчика (п. 2 ст. 801 ГК). В этом случае перевозчик не вправе заключать

договор перевозки от собственного имени, но может выступать в качестве

коммерческого представителя иной стороны (п. 3 ст. 182 ГК). Кроме того, при

использовании в качестве экспедитора самого перевозчика могут сложиться две

ситуации. В одной из них перевозчик выступает экспедитором по отношению к

другому лицу (например, другому перевозчику) и правила об экспедиции

применяются без каких-либо изъятий. В другой — перевозчик становится

экспедитором по отношению к собственной перевозке. В последнем случае

экспедиция накладывается на перевозку, имея одинаковый субъектный состав в

двух обязательствах. Это сказывается на ответственности сторон, сроках

давности и других условиях исполнения обоих договоров.

ГК впервые выделил договор транспортной экспедиции в отдельную главу,

хотя и раньше самостоятельная природа этого обязательства не подвергалась

серьезным сомнениям. Нормы, содержащиеся в этой главе, имеют самый общий

характер, поэтому в соответствии с п. 3 ст. 801 ГК должен быть принят

специальный закон о транспортно-экспедиционной деятельности. В его

отсутствие сохраняют силу правила действующих транспортных уставов и

кодексов, посвященные экспедиции (ст. 68 УЖД, ст. 78 УВВТ и др.). Более

подробной регламентации подверглась экспедиционная деятельность

автомобильного транспорта, наиболее часто выступающего экспедитором ввиду

своей специфики. В УАТ содержится особая глава об экспедиции (раздел VIII).

Кроме того, существуют специальные документы ведомственного и

межведомственного характера (правила транспортно-экспедиционного

обслуживания). Они сохраняют силу в части, не противоречащей главе 41 ГК.

К вопросам, не имеющим в настоящее время специального нормативного

разрешения, могут применяться общие положения обязательственного права, а

также упомянутые выше нормы глав 49, 51, 52 ГК.

Элементы договора. Субъектами договора экспедиции являются клиент —

сторона, которой оказываются услуги, и экспедитор — сторона, которая

оказывает услуги клиенту. Клиентами по договору могут быть любые лица

(прежде всего отправитель и получатель груза, а также его собственник),

заинтересованные в получении экспедиционных услуг. В качестве экспедитора

может выступать только предприниматель (коммерческая организация или

физическое лицо), получивший лицензию на осуществление транспортно-

экспедиционной деятельности. Экспедитором может быть как специализированная

организация (иное лицо), так и обычный перевозчик (например, структурное

подразделение транспортного предприятия). Как и в договорах поручения,

комиссии и агентирования, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих

обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции.

При этом экспедитор не слагает с себя ответственности за исполнение

договора третьим лицом, на которое возложено исполнение (ст. 403, 805 ГК).

Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с

перевозкой груза. Такие услуги могут быть весьма различными. Они делятся на

основные (по организации перевозок, включая заключение договора перевозки)

и дополнительные, которые могут охватывать любые вопросы, касающиеся

транспортировки груза. Договор может быть заключен на полное или частичное

транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор

принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада

отправителя на склад получателя («от склада до склада»). При частичном

обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением

или получением груза. И в том и в другом случае к основным услугам могут

быть добавлены дополнительные.

Форма договора транспортной экспедиции—простая письменная (ст. 802 ГК).

Стандартный набор экспедиционных услуг может оказываться на основании

договора присоединения (ст. 428 ГК). Клиент должен выдать экспедитору

доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (в

частности, в том случае, когда экспедитор действует от имени

клиента).

Срок, на который заключается договор экспедиции, определяется

характером взаимоотношений сторон. Для выполнения разовых экспедиционных

поручений, требующих однократного совершения каких-либо операций (например,

отправки или получения партии груза), заключаются разовые договоры

экспедиции. Отношения сторон в этом случае могут оформляться путем подачи

клиентом заявки и принятия ее к исполнению экспедитором. При' наличии

постоянной потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании

заключаются длительные договоры.

Цену договора транспортной экспедиции составляет вознаграждение

экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. В ряде случаев могут

использоваться установленные экспедитором тарифы и таксы, т. е. система

ставок за выполнение тех или иных операций. Вознаграждение, уплачиваемое

экспедитору, следует отличать от компенсации расходов, понесенных последним

при осуществлении своей деятельности (по внесению провозной платы, платы за

разгрузку и выгрузку груза, по уплате пошлин за хранение груза и пр.).

Содержание договора экспедиции образуют права и обязанности его сторон.

Содержание и объем обязанностей экспедитора зависят от потребностей

клиента. Как отмечалось, можно выделить выполняемые им основные обязанности

(операции, услуги), имеющие общее значение, и дополнительные обязанности,

обусловленные индивидуальными особенностями конкретного договора.

Содержание основных обязанностей предопределено самой сущностью договора.

Они включают следующие операции: а) организация перевозки груза

определенным видом транспорта и по маршрут выбранному клиентом или

экспедитором; б) заключение договора перевозки груза от своего имени или от

имени клиента; в) обеспечение отправки груза и его получения в

согласованном месте; г) осуществление иных операций, непосредственно

связанных с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК). При этом экспедитор может

выполнять не только собственно экспедиционные функции, но и обязанности

перевозчика. В последнем случае на его отношения с клиентом

распространяются правила о перевозке, включая размер ответственности,

сокращенный срок исковой давности и др.

В числе дополнительных обязанностей экспедитора могут быть упомянуты:

а) получение требующихся для экспорта и импорта документов (сертификатов,

санитарных свидетельств и иных разрешений и др.); б) выполнение таможенных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.