рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовое регулирование договорных отношений поставки и мены (бартера)

Правовое регулирование договорных отношений поставки и мены (бартера)

Министерство образования Российской Федерации

Ульяновский государственный университет

Институт права и государственной службы

Кафедра трудового и хозяйственного права

Дипломная работа на тему:

«Правовое регулирование договорных отношений

поставки и мены (бартера)»

Студентки 6 курса

(Вписать здесь !)

Научный руководитель

старший преподаватель

(И здесь !)

Работа сдана

«____»__________2000 г.

К защите допущена

«____»__________2000 г.

Рецензент

(Вычеркнуто цензурой)

Ульяновск

2000 г.

Содержание.

Введение. 3

Глава 1. Анализ законодательства, содержащего нормы, регулирующие отношения

поставки и мены (бартера). 5

§1. Исторический обзор источников правового регулирования договоров

поставки и мены (бартера). 5

§2. Характеристика действующего законодательства, содержащего нормы,

регулирующие отношения поставки и мены (бартера). 9

Глава 2. Юридическая характеристика договора поставки. 13

§1. Общие положения договора поставки. 13

§2. Характеристика условий договора поставки. 21

Глава 3. Юридическая характеристика договора мены (бартера). 34

§1. Общие положения о договоре мены (бартера). 34

§2. Характеристика условий договора мены (бартера). 45

§3. Отграничение договора мены от бартера. 49

Заключение. 52

Библиография. 53

1. Нормативные акты. 53

2. Книги 54

3. Статьи в журналах 55

4. Судебная практика 55

Введение.

В условиях хронической неплатежеспособности многих промышленных

предприятий, отставания нормативной базы от меняющихся условий современного

рыночного хозяйства возрастают требования, предъявляемые к заключаемым

между хозяйствующими субъектами договорам.

Очевидно, договора поставки и мены (бартера) по процедуре их

заключения, механизму исполнения, элементному составу являются сложными

юридическими конструкциями и требуют от сторон отличного знания специальных

положений гражданского законодательства. Своевременно и четко оформленные

документы – необходимое условие рациональной и прибыльной

предпринимательской деятельности.

Целью исследования настоящей работы является всестороннее изучение

существующей литературы о договорах поставки и мены (бартера), как

теоретической, так и практической, т.е. реальных дел, возникающих в связи с

проблемой применения нового гражданского законодательства, из практики

работы арбитражных судов РФ. При подходе к решению обозначенной проблемы

необходимо исходить из того, что возникновение такого рода споров основано

прежде всего на сложности переходного периода, изменении действующего

законодательства, многочисленных нормативно-правовых актах, регулирующих

подобные отношения, ненадлежащего их изменения и исполнения. Вероятно, в

дальнейшем в связи с наработкой правоприменительной практики арбитражными

судами, дальнейшим развитием рыночной экономики, а также стабилизацией

условий для предпринимательской деятельности острота этой проблемы

исчезнет.

Автор настоящей дипломной работы ставит перед собой задачи

сравнительного исследования нормативно-правовых актов, специальной

литературы, иных источников, делает попытку детально охарактеризовать

договоры поставки и мены (бартера), исследовать практику арбитражных судов

по делам, вытекающим из данных правоотношений, на основе примеров показать

основания наиболее часто встречающихся споров и их разрешение.

Структурное построение работы соответствует указанным целям и задачам.

Первая глава посвящена становлению правового регулирования договорных

отношений поставки и мены (бартера) и характеристике действующего

законодательства.

Во второй и третьей главах подробно характеризуются два вида договоров

– поставки и мены (бартера), предлагается анализ понятий, содержания

договоров, сравнительно-правовая характеристика бартера и мены, которых

зачастую ошибочно принимают за один договор, и некоторые другие вопросы.

В целом, настоящая работа посвящена анализу специальной литературы,

исследованию арбитражной практики по обозначенной проблеме и основывается

на положениях гл.30 и 31 ГК РФ и других нормативных актов действующего

законодательства.

Глава 1. Анализ законодательства, содержащего нормы, регулирующие отношения

поставки и мены (бартера).

§1. Исторический обзор источников правового регулирования договоров

поставки и мены (бартера).

Договора поставки и мены можно считать традиционно российскими

предпринимательскими договорами. Уже в середине 18 века договора поставки

были специально урегулированы отечественным правом и практически не имели

аналогов в зарубежном законодательстве того времени. С самого рождения этот

институт использовался преимущественно для регулирования отношений

государства (казны) с частными лицами по поводу удовлетворения

государственных нужд в тех или иных товарах. Так, в Своде законов

гражданских общим положениям о поставке было посвящено всего 8 страниц,

тогда как казённым поставкам – более 240.

Что касается договора мены, то исторически мена предшествует купле-

продаже. Её расцвет приходится на период, когда деньги – всеобщий

эквивалент – ещё не были известны человеку. В архаических обществах мена

представляла собой основную форму перемещения материальных благ. С

появлением денежного обращения, и, как следствие, купли-продажи, значение

мены в экономической жизни стало неуклонно падать.

Знаменитый отечественный цивилист Д.И.Мейер определяет поставку в

Особой части своего учения как договор, по которой одна сторона обязывается

доставить другой какую-либо вещь за известную цену к известному сроку. Он

утверждает, что поставка по существу своему близко подходит к купле-

продаже: «как по договору купли-продажи за известную цену передаётся какая-

либо вещь, точно так же – и по договору поставки. Родство обоих договоров

окажется ещё более близким, если принять в соображение, что и при купле-

продаже исполнение по договору может не совпадать с его заключением. И,

действительно, очень нередко при заключении купли-продажи продавец

обязывается доставить покупщику такую-то вещь к такому-то времени, а не

тотчас по заключении договора, так что иногда трудно определить, есть ли

данный договор поставка или купля-продажа.

Все отличие поставки от купли-продажи состоит в том, что поставка

предполагает некоторый промежуток времени между заключением и исполнением

договора, тогда как купля-продажа не предполагает такого о промежутка.

В отношении договора мены Д.И.Мейер уверен, что мена регламентируется

договором, по которому одна сторона обязывается предоставить другой право

собственности на какое-либо имущество, но о тем, чтобы и другая сторона

передала ей право собственности на какое-либо имущество, не состоящее в

деньгах. Это последнее условие, по мнению ученого, и отличает мену от купли-

продажи: «если сторона, приобретающая право собственности на имущество,

обязывается вознаградить противную сторону деньгами, то договор будет уже

не о мене, а о купле-продаже»[i].

В процессе уничтожения социально-экономических основ царской России и

создания основных предпосылок для социалистического строительства не могло

остаться в своем прежнем виде сложившееся до того гражданское право. Сфера

применения договорных обязательств в их дореволюционном понимании неуклонно

сокращалась. За этим процессом открывались перспективы развития

обязательственного права на новой базе, на базе социалистического оборота.

Впервые месяцы после Октябрьской революции законодательная регламентация

гражданско-правовых отношений еще не имеет планомерного и систематического

характера. Национализация орудий и средств производства была связана о

запрещением распорядительных сделок относительно национализированных

имуществ: земли, недр, вод, лесов и т.д. Это ограничение прежде всего

относится к договорам купли-продажи и мены. Тем не менее, что касается

границ применения договора мены, то на первый взгляд, сфера его применения

в этот период может показаться очень широкой ввиду применения мены на почве

хлебных заготовок[ii]. Разумеется, этот товарообмен с самого начала был

охвачен государственным регулированием.

Характерной особенностью договорных обязательств периода иностранной

интервенции и гражданской войны, периода так называемого «военного

коммунизма», следует признать то обстоятельство, что договор в его

гражданско-правовом значении уступает целый ряд своих позиций

административно-правовым актам.

Мероприятия по переходу от торговли к распределению, наметившемуся еще

в первые годы советской власти и широко осуществленному в эти годы борьбы

за существование Советского государства, сильно сократили сферу применения

договора мены. Например, Декрет СНК «О товарообмене и обязательной сдаче

населением продуктов сельского хозяйства и промыслов» от 5.08.1919 года

вообще не имеет договорной основы.

В эпоху новой экономической политики значительно расширилась сфера

применения важнейших договорив: купли-продажи, мены и поставки. Товарообмен

получил значительное расширение как в рамках советской государственной

торговли, так и на почве вольного рынка.

Специфическую разновидность купли-продажи составлял договор поставки, в

котором в данном периоде покупателем являлся государственный орган,

поставщиком - частное лицо. Поставки частных лиц государству

предусматривались Декретом СНК «О порядке привлечения подрядчиков и

поставщиков к выполнению заданий, возлагаемых на них государственными

органами» от 4.10.1921 года[iii]. Порядок сдачи поставки и возникавшие из

договора права и обязанности сторон определялись Положением о

государственных подрядах и поставках. В течение рассматриваемого периода

это положение подвергалось неоднократным изменениям. Гражданский Кодекс

выделяет в самостоятельную категорию договор мены. Договор мены получил

признание еще до издания ГК: Декретом СНК РСФСР «Об обмене» от 24.05.1921

года был разрешен крестьянам и кустарям товарообмен с государством[iv]. В

отличие от товарообмена предыдущего периода, это уже настоящая гражданско-

правовая сделка мены: отношение обмена устанавливаетоя по свободному

соглашению сторон. Широко применяется в этот период договор мены и в

отношениях и между госорганами: непосредственный товарообмен между

госпредприятиями был запрещен позднее, в связи с кредитной реформой.

К 30-м годам планово-регулирующее воздействие государства на отношения

по поставке всё более возрастает, сфера автономии воли сторон всё больше

сужается, что сопровождалось всё большим регулированием хозяйства со

стороны закона и административных актов. Всё более внедряется хозрасчётный

метод управления промышленностью, как наиболее соответствующий задачам

социалистического строительства.

Эти процессы в области экономики не могли остаться без влияния и на

договорное право изучаемого периода. Как и в предыдущие периоды, купля-

продажа и поставка принадлежат к числу наиболее распространенных в практике

договоров.

В отношении договоров государственных поставок необходимо отметить

новое Положение о государственных подрядах и поставках[v]. На данном этапе

развития в роли поставщиков и подрядчиков выступали уже не одни только

частные лица и их объединения; по мере роста государственной промышленности

и торговли договоры поставки и подряда нередко заключали теперь

государственные органы, а принять к ним те же меры ограждения

государственного интереса, какие предусматривались Положением о

государственных подрядах и поставках (представление залога, повышенные

санкции, специфическая форма заключения и т.д.) оснований не было.

Если Положение о государственных подрядах и поставках было изменено

применительно к новым условиям в законодательном порядке, то статьи

Гражданского Кодекса приспособлялись для регулирования отношений между

государственными организациями в порядке судебно-арбитражной практики.

Общая линия развития в области договора поставки в предвоенный период

(1936-1941) может быть обозначена следующими штрихами: дальнейший рост

планового договора поставки, заключаемого социалистическими предприятиями;

борьба за договорную дисциплину, как одно из условий надлежащего проведения

хозрасчета и т.д. (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1941

года о продаже демонтированного и излишнего оборудования; Инструкция

Госарбитража при СНК РСФСР, утвержденная постановлением СНК СССР от

29.08.1939 года; Указ президиума Верховного Совета СССР от 10.07.1940 года

об ответственности за поставку недоброкачественной или некомплектной

продукции и выпуск продукции о нарушением обязательных стандартов и

другие)[vi].

В гражданском праве военной ситуации и в послевоенный период сужалась

сфера договорных отношений и усиливался принцип целевого назначения, в

связи с чем создавалась система целевых имущественных фондов. Плановые

задания служили основанием для возникновения обязательств даже без

заключения договора (Постановление Совета министров «О заключении

хозяйственных договоров» от 15.04.1949 года, в котором подчеркивалось, что

договор, заключенный на основе плана, признается единственно правильной

формой отношений между хозорганами)[vii].

Договорные отношения в период победы социализма в СССР (50-60-е года 20

века) не соответствовали новым историческим условиям. Кроме того,

гражданское законодательство было кодифицировано в рамках союзных республик

в виде гражданских кодексов, в масштабе же всего советского Союза такая

систематизация проведена не была. Поэтому 8.12.1961 года Верховный Совет

СССР утвердил Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных

республик[viii].

Следующим кодифицированным актом гражданского законодательства является

Гражданский Кодекс РСФСР, утвержденный Верховным Советом РСФСР 11.06.1964

года и введенный в действие с 1.10.1964 года. ГК 1964 года в статье 255 не

дает определения договора мены. По смыслу закона каждая из сторон такого

договора обязуется передать имущество другой стороне в собственность или

оперативное управление. Договор мены, как и договор купли-продажи,

представляет собой одну из правовых форм товарного обращения. Однако

область применения договора мены значительно уже сферы действия договора

купли-продажи, что обусловлено прежде всего необходимостью полностью

использовать в коммунистическом строительстве товарно-денежные отношения.

Договор поставки по Гражданскому Кодексу РСФСР 1964 года является

основной правовой формой отношений социалистических организаций по

снабжению и сбыту продукции в народном хозяйстве и одновременно ведущим

хозяйственным договором. Статья 258 предусматривает две разновидности

договора поставки: договор, основанный на плановом акте распределений

продукции и договор, заключаемый по усмотрению сторон. Преобладающим

является плановый договор поставки.

Поскольку ГК РСФСР 1964 года принимался в условиях господства в нашей

стране командно-административной системы, к моменту становления Российской

Федерации как независимого государства многие его положения устарели и не

соответствовали потребностям развития формирующейся рыночной экономики.

Многие положения ГК 1964 г. нашли отражение в ГК РФ, который принимался

в новых условиях перехода к рыночной экономике и представляет собой

качественно новый этап в историческом развитии отечественного гражданского

права.

§2. Характеристика действующего законодательства, содержащего нормы,

регулирующие отношения поставки и мены (бартера).

Основным правовым источником для договора поставки служат нормы главы

30 ГК РФ. Договор поставки как вид договора купли-продажи подчиняется общим

положениям о купле-продаже, включенным в параграф 1 гл.30 ГК РФ. Вместе с

тем, договор поставки регулируется нормами параграфа 3 той же главы.

Поэтому при применении норм ГК РФ необходимо прежде всего учитывать

установленное Кодексом соотношение упомянутых норм. В этой связи можно

выделить три вида норм, включенных в параграф 3 главы 30 ГК РФ:

1. Нормы, регулирующие отношения по договору поставки иначе, чем нормы

«Общих положений о купле-продаже»;

2. Нормы, дополняющие или частично изменяющие правила, установленные

«Общими положениями о купле-продаже»;

3. Нормы о договоре поставки, отсутствующие не только в общих

положениях о купле-продаже, но и в параграфах о других видах купли-

продажи.

К первому из упомянутых видов норм относятся нормы, которые принято

называть специальными. В соответствии с общей доктриной они имеют приоритет

по отношению к общим нормам. Таких норм немного – это ст.511 ГК РФ

«Восполнение недопоставки товаров», ст.512 ГК РФ «Ассортимент товаров при

восполнении недопоставки», ст.517 ГК РФ «Тара и упаковка», ст.518 ГК РФ

«Последствия поставки товаров ненадлежащего качества», ст.519 ГК РФ

«Последствия поставки некомплектных товаров», ст.521 ГК РФ «Неустойка за

недопоставку или просрочку поставки товаров». Перечисленные нормы применимы

только к договору поставки.

Иначе используются нормы дополняющие общие правила о купле-продаже. В

таких нормах иногда употребляются другие термины, что не препятствует их

применению наряду с общими нормами. Так, ст.510 ГК РФ называется «Доставка

товаров» и определяет порядок исполнения договора поставки. Согласно этой

норме, товар может доставляться поставщиком путем передачи для доставки

органам транспорта, либо покупатель может по условиям договора получить

товар в месте нахождения поставщика. К последнему способу исполнения

применен в параграфе 3 главы 30 ГК РФ термин «выборка». В «Общие положения»

30 главы ГК РФ включена статья с названием «Момент исполнения обязанности

продавца передать товар» (ст.458 ГК РФ), в которой предусмотрены три, а не

два способа передачи, а так же определен момент исполнения. Вряд ли можно

говорить о соотношении упомянутых норм, как общих и специальных. Правила,

включенные как в ст.458 ГК РФ, так и в ст.510 ГК РФ применяются к договору

поставки в совокупности, несмотря на определенные различия в терминологии и

содержании норм. Ст.510 ГК РФ может рассматриваться как норма, дополняющая

и детализирующая ст.458 ГК РФ.

Статья 483 ГК РФ устанавливает как общее правило обязанность покупателя

известить продавца о несоответствии исполнения договора его условиям, в

срок, установленный договором (или иной разумный срок) и предусматривает

последствия нарушения такой обязанности. Эта новая для законодательства о

купле-продаже норма детализирована и дополнена применительно к договору

поставки в статье 513 ГК РФ «Принятие товара покупателем». Это включает

правило, согласно которому покупатель обязан уведомить поставщика о

выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно в

письменной форме. Последствия нарушения этой обязанности в статье не

оговорены, поэтому не уведомление со стороны покупателя, влечет

последствия, установленные ст.483 ГК РФ.

В качестве новых для договора поставки можно назвать правила

установленные ст.520, 522, 524 ГК РФ. Статья 520 ГК РФ при невыполнении

поставщиком обязанности в обусловленный срок передать товар, заменить

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.