рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Особенности гражданско-правового положения отдельных видов акционерных обществ

обществ остаются в собственности государства или муниципального

образования. В дальнейшем судьба таких акций может быть различной. Акции

могут полностью остаться в собственности государства или муниципальных

образований или быть проданы юридическим и физическим лицам полностью или

частично.

Между тем Закон об АО, не исключает возможности создания в

процессе

приватизации государственных и муниципальных предприятий закрытых

акционерных обществ. Однако Закон о приватизации предусматривает, что в

процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий могут

создаваться только открытые акционерные общества, к тому же такие, 100 %

акций которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Рассмотрим, поэтапно, процесс преобразования государственного и

муниципального унитарного предприятия в такое открытое акционерное

общество.

1. В зависимости от формы собственности предприятия соответственно

Правительство РФ, орган государственной власти субъекта РФ, орган власти

муниципального образования или же их органы по управлению имуществом

принимают решение о преобразовании этого предприятия в открытое акционерное

общество.

2. На основании такого решения соответствующий орган по

управлению имуществом создает комиссию по приватизации данного предприятия

и устанавливает срок подготовки плана его приватизации (п. 3 ст. 20 Закона

о приватизации).

3. Проводится инвентаризация имущества предприятия, в

определенных случаях его аудиторская проверка. В случае необходимости

осуществляется его реорганизация, в том числе выделение его подразделений в

качестве юридических лиц.

4. Представители работников реорганизуемого предприятия

разрабатывают проект его плана приватизации (п. 3 ст. 20 Закона о

приватизации).

5. Комиссия по приватизации предприятия согласовывает план

приватизации в установленном порядке и направляет его на утверждение в

соответствующий орган по управлению имуществом (п. 3 - 8 ст. 20 Закона о

приватизации).

6. После утверждения плана приватизации, в котором определяются

способ и сроки преобразования предприятия в открытое акционерное общество,

величина уставного капитала общества, льготы, предоставляемые его

работникам, категории и типы акций, номинальная стоимость указанных акций,

способы и сроки их продажи, разрабатывается устав акционерного общества.

Кто конкретно разрабатывает устав общества, в ст. 20 не говорится. Поэтому

это могут сделать как представители работников, разработавшие план

приватизации предприятия, так и комиссия по его приватизации, что на

практике мало вероятно. (вставить про типовой устав)

7. Устав акционерного общества является его учредительным

документом.

Решение об учреждении общества принимает тот орган, который ранее принял

решение о приватизации предприятия путем преобразования его в открытое

акционерное общество. Одновременно он принимает решение об утверждении

устава общества.

8. После этого в соответствии со статьей 13 Закона об АО

осуществляется государственная регистрация акционерного общества в порядке,

предусмотренном Федеральным законом о регистрации юридических лиц.

9. После государственной регистрации открытого акционерного

общества

орган, учредивший его, определяет персональный состав органов управления

общества - совета директоров, правления, назначает генерального директора

(директора), а также членов ревизионной комиссии. Вновь созданное открытое

акционерное общество начинает самостоятельно функционировать.

2.3. Внесение государственного или муниципального имущества в

качестве

вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ

В соответствии со ст. 23 Закона о приватизации, внесение

государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные

капиталы хозяйственных обществ осуществляется по решению соответственно

Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов

местного самоуправления в порядке, установленном программой приватизации,

программами приватизации субъектов РФ.

Как следует из текста статьи, соответствующие органы власти могут

вносить принадлежащее им имущество в качестве вкладов в уставные капиталы

хозяйственных обществ - обществ с ограниченной ответственностью (ст. 87 -

94 ГК РФ), обществ с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК РФ),

акционерных обществ (ст. ст. 96 - 104 ГК РФ и Закона об АО). Такие вклады

остаются в собственности вкладчиков, и поэтому их внесение в уставные

капиталы хозяйственных обществ по своему существу приватизацией не

является.

Данным способом, был например приватизирован «Международный аэропорт

Казань», где учредителем выступил с одной стороны ГКИ РТ, а с другой

администрация Лаишевского района.

Порядок внесения вкладов определяется ежегодно принимаемыми

Программами приватизации и программами приватизации субъектов РФ. Поэтому

весьма вероятно, что он может подвергаться изменениям. Первоначально

порядок внесения вкладов будет определяться для всех видов собственности

федеральной программой приватизации. На основе ее положений субъекты РФ,

уже в своих программах приватизации, должны определять порядок внесения

своего имущества в качестве вкладов в уставные капиталы хозяйственных

обществ, внося в программу какие-то дополнения.

Ответ на вопрос о создании акционерных обществ при приватизации был

бы не полным если не остановиться на вопросах об инициативе в проведении

приватизации и о порядке принятия решений о приватизации государственного и

муниципального имущества. Поэтому я кратко остановлюсь на этих вопросах.

Данные вопросы регулируются ст. ст. 14 и 15 Закона о приватизации.

Инициатива о приватизации государственного или муниципального имущества

может исходить от Правительства РФ, федерального органа по управлению

государственным имуществом, соответствующих федеральных органов, органов

государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления,

физических и юридических лиц.

Инициатива в проведении приватизации государственного имущества

проявляется путем подачи заявок. Они подаются соответственно в федеральный

орган по управлению государственным имуществом, его территориальные органы,

органы по управлению государственным имуществом субъектов РФ. Форму заявки

устанавливает федеральный орган по управлению государственным имуществом.

Если решение о приватизации принимает Правительство РФ то оно дает

органу по управлению имуществом соответствующее поручение: приватизировать

предприятие или первоначально включить его в прогнозный перечень Программы

приватизации.

Порядок принятия решений о приватизации государственного и

муниципального имущества регулируется ст. 15 Закона о приватизации. Решение

о приватизации государственного имущества принимает орган по управлению

государственным имуществом. Такое решение принимается по согласованию с

федеральными органами исполнительной власти, в компетенции которых

находятся полномочия на координацию и регулирование деятельности в

соответствующих отраслях экономики.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона о приватизации, в случае если в

соответствии с программой приватизации, программами приватизации субъектов

РФ объект приватизации может приватизироваться по решению соответственно

Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ,

соответствующие органы по управлению имуществом вносят в Правительство РФ

или органы государственной власти субъектов РФ предложение о приватизации

указанного объекта. В предложении должна быть обоснована целесообразность

его приватизации, необходимость закрепления акций открытого акционерного

общества в федеральной собственности, государственной собственности

субъекта РФ или использования специального права ("золотой акции").

Решение о приватизации может быть также принято на основании заявки

юридических и физических лиц.

Заявку на приватизацию данного объекта может в подать также орган

государственной власти субъекта РФ и орган власти муниципального

образования, на чьей территории расположен объект.

Как следует из анализа п. 3 ст. 15 Закона о приватизации, федеральный

орган по управлению государственным имуществом принимает решение о

приватизации объекта в трехмесячный срок со дня регистрации заявки на его

приватизацию, следовательно, приватизация указанного объекта может быть

осуществлена только на основании заявки.

Однако в этой связи не понятно на приватизацию какого конкретно

объекта может быть подана в установленном порядке заявка на его

приватизацию, если решение по этому вопросу принимает федеральный орган по

управлению государственным имуществом согласно п. 3 ст. 15 Закона о

приватизации?

Согласно п.п. 6 и 7 ст. 15 Закона о приватизации, Правительство РФ,

федеральный орган по управлению государственным имуществом, орган

государственной власти субъекта РФ и орган по управлению государственным

имуществом субъекта РФ при рассмотрении заявок на приватизацию

государственного имущества могут принять решение о приватизации

государственного имущества или об отказе в его приватизации.

Отказ в приватизации государственного имущества возможен, если:

- на приватизацию государственного имущества, в том числе в случае, если

указанное имущество изъято из гражданского оборота или ограничено в

гражданском обороте, установлен запрет;

- имущество, указанное в заявке на приватизацию государственного

имущества, не относится к государственной собственности;

- имущество, указанное в заявке на приватизацию государственного

имущества, подлежит отчуждению в соответствии с другими федеральными

законами. Если соответствующий орган принял решение об отказе в

приватизации указанного имущества, он обязан направить заявителю извещение

в письменной форме с обоснованием своего решения.

Способ приватизации определяется планом приватизации. План

приватизации утверждает соответствующий орган по управлению государственным

имуществом. Типовая форма плана приватизации утверждена Правительством РФ в

редакции от 15.09.1993г.

И так, при приватизации в роли собственника выступает уполномоченный

государственный орган (в единственном числе), а в этом случае в

соответствии с п. 5 ст. 9 Закона об АО учредительный договор не

заключается.

Кроме того, акционерное общество может быть также вновь создано на

базе имущества организации должника, в этом случае документами

определяющими процесс учреждения акционерного общества, выступают решения

собрания кредиторов должника и соответствующий акт арбитражного суда, в

производстве которого находится дело о признании должника банкротом.24

Государственное или муниципальное предприятие считается

преобразованным в акционерное общество со дня его регистрации, а его

имущество переданным на баланс акционерного общества, которое выходит из

подчинения вышестоящего территориального отраслевого органа управления.

На баланс акционерного общества передаются имущество предприятия,

составляющее уставной капитал общества, а также государственное,

муниципальное имущество предприятия, переданное комитетом акционерному

обществу по договору.

В уставной капитал акционерного общества не включается следующее

имущество, передаваемое ему по договору:

объекты, для которых установлен законодательством особый режим

приватизации;

объекты социально-бытового и культурного назначения и другие объекты,

по которым было принято решение сохранить их в государственной или

муниципальной собственности.

Размер уставного капитала акционерного общества определяется

комиссией по приватизации; при этом в момент учреждения этого общества он

должен состоять из оговоренного числа обыкновенных и привилегированных

акций с одинаковой номинальной стоимостью.

Первое собрание акционеров проводится не позднее чем через 12 месяцев

со дня регистрации. На этом собрании формируются органы управления

обществом. До этого функции исполнительной дирекции акционерного общества

исполняют ранее назначенные руководители, а функции совета директоров

общества — фонд (комитет).

Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей

приватизированного предприятия.

§ 3. Участие государства в акционерном обществе созданном

в процессе приватизации

3.1. Представительство, «Золотая акция»

Применительно к некоторым открытым акционерным обществам, созданным в

процессе приватизации, государственные и муниципальные органы управления

особо заинтересованы в том, чтобы сохранить эти общества в качестве

хозяйствующих субъектов, предотвратив их ликвидацию новыми хозяевами,

реорганизацию, заключение крупных рискованных сделок, а также совершение

иных действий, которые могут привести эти общества к банкротству,

ликвидации, сокращению объемов производства и т.п.

Для того чтобы предотвратить возможность нарушения этих интересов

государственных и муниципальных органов власти, ст. 5 Закона о приватизации

впервые законодательно (ранее оно применялось на основе решений

Правительства РФ) введено специальное право на участие органов власти в

управлении открытыми акционерными обществами, - "золотая акция"

Как следует из текста п.1 ст.5 Закона о приватизации, принимать

решения о введении специального права ("золотой акции") уполномочены: в

отношении акционерных обществ, созданных на базе предприятий федеральной

собственности, - Правительство РФ; в отношении акционерных обществ,

созданных на базе предприятий государственной собственности субъектов РФ, -

правительства этих субъектов РФ; в отношении акционерных обществ, созданных

на базе муниципальных предприятий, - органы управления муниципальными

образованиями.

Решения о введении специального права ("золотой акции") принимаются

указанными органами управления при:

- преобразовании государственных (в том числе федеральных) и

муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

- принятый решений о продаже находящихся в государственной или

муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ.

В других случаях решения о введении специального права ("золотой

акции") органы власти принимать не вправе. Какой-либо определенный срок

действия специального права ("золотой акции") Законом о приватизации не

установлен. Согласно п.2 ст. 5 Закона о приватизации, решения о прекращении

действия специального права ("золотой акции") принимают Правительство РФ,

органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления,

принявшие решения об использовании этого права. Специальное право ("золотой

акции") действует до принятия соответствующими органами власти решения о

его прекращении. Здесь необходимо заметить, что специальное право

применяется только в отношении отдельно взятого акционерного общества и

строго в указанных выше случаях.

Согласно п. 3 ст. 5 Закона о приватизации, одновременное закрепление

в государственной или муниципальной собственности акций открытых

акционерных обществ и использование в отношении них специального права

("золотой акции") не допускаются. Точно так же не допускается замена уже

введенного специального права "золотая акция" на акции открытого

акционерного общества.

Специальное право ("золотой акции") реализуется органами власти через

представителей РФ, ее субъектов, муниципальных образований в советах

директоров и ревизионных комиссиях акционерных обществ.

В случае принятия в отношении конкретного АО (обычно при

приватизации) решения о введении в отношении него специального права

(«золотой акции»), данное положение закрепляется в уставе АО.

Кроме того, в соответствии со ст. 6 Закона о приватизации, еще одной

формой контроля, за деятельностью открытых акционерных обществ, создаваемых

путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий,

оказания прямого воздействия на принятие ими решений является закрепление

их акций в государственной или муниципальной собственности.

Решения о закреплении акций по своему усмотрению принимают:

Правительство РФ - в отношении обществ, созданных при преобразовании

предприятий, находящихся в федеральной собственности; правительства

субъектов РФ - при преобразовании предприятий, находящихся в собственности

субъектов РФ; органы местного самоуправления - при преобразовании

предприятий, находящихся в муниципальной собственности.

Решения о закреплении акций в государственной или муниципальной

собственности принимаются при:

- преобразовании государственных и муниципальных предприятий в

открытые акционерные общества;

- продаже находящихся в государственной или муниципальной

собственности акций открытых акционерных обществ физическим и юридическим

лицам.

В иных случаях принятие решений о закреплении акций в государственной

или муниципальной собственности не допускается. Можно заметить при этом,

что в ст. 6 Закона о приватизации не приводятся какие-либо ограничения

срока, в течение которого акции остаются в государственной или

муниципальной собственности. Точно так же ничего не говорится о количестве

акций, закрепленных в этой собственности.

Вместе с тем указанным выше органам власти дается право продавать

закрепленные акции без каких-либо ограничений, как по объему продаж, так и

их сроков. В этой связи необходимо заметить, что согласно п. 5 ст. 1

Закона, особенности создания и правового положения акционерных обществ

созданных в процессе приватизации государственных и муниципальных

предприятий определяются правовыми актами РФ о приватизации указанных

предприятий.

Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при

приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с

момента принятия решения о приватизации и до момента отчуждения

государством или муниципальным образованием 75 % принадлежащих им акций в

таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации,

определенного планом приватизации данного предприятия.

Итак, в случае принятия решения о введении в отношении конкретного

акционерного общества специального права («золотой акции»), орган принявший

решение о приватизации указанного предприятия назначает, минуя собрание

акционеров в органы управления общества, совет директоров и ревизионную

комиссию своих представителей.

В качестве таких представителей могут назначаться соответственно

государственные или муниципальные служащие. Представители осуществляют свою

деятельность на основании положения, утверждаемого Правительством РФ. Эти

представители являются членами совета директоров акционерного общества, его

ревизионной комиссии. В таком качестве они обладают правами и

обязанностями, предусмотренными Законом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.