рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Особенности гражданско-правового положения отдельных видов акционерных обществ

данной нормы говорит о том, что в оплату уставного капитала не может быть

передано право пользование каким либо имуществом.

Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов,

свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в

ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть

использованы для формирования уставного капитала банка, за исключением

случаев, предусмотренных федеральными законами..

Средства бюджетов субъектов РФ, свободные денежные средства и иные

объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти

субъектов РФ и органов местного самоуправления (за исключением средств

местного бюджета и земельных участков, находящихся в муниципальной

собственности) могут быть использованы для формирования уставного капитала

кредитной организации на основании соответственно законодательного акта

субъекта РФ или решения органа местного самоуправления в порядке,

предусмотренном федеральными законами.

В соответствии с указанием ЦБ РФ от 8 июня 1999 г. № 571-У для оплаты

акций создаваемых и действующих кредитных организаций могут быть

использованы облигации федерального займа с постоянным купонным доходом.

Предельный размер части уставного капитала кредитной организации,

оплаченной облигациями, может составлять не более 25 % от общего размера

уставного капитала кредитной организации.

Предельный размер (норматив) неденежной части уставного капитала

создаваемого банка не должен превышать 20 %.37

Величина минимального размера уставного капитала для вновь

создаваемых банков составляет для банков (за исключением дочернего банка

иностранного банка) не менее суммы, эквивалентной 1 млн.евро;

- для банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на

осуществление банковских операций, не менее суммы эквивалентной 5 млн.

евро. (сноска)

Решение ЦБ РФ об изменении минимального размера уставного капитала

вступает в силу не ранее чем через 90 дней после дня его официального

опубликования. Для вновь регистрируемых кредитных организаций ЦБ РФ

применяется норматив минимального размера уставного капитала, действующий

на день подачи документов на регистрацию и получение лицензии.

Как видно из всего вышесказанного, в отличие от обычных акционерных

обществ создаваемых в соответствии с Законом об АО, для банков в форме

акционерного общества величина минимального размера уставного капитала не

зависит от того, является ли банк закрытым акционерным обществом, или

открытым акционерным обществом. Законом о банках предусматривается также

специальный порядок формирования уставного капитала вновь создаваемого

банка, а также в отличие от обычных акционерных обществ, уставной капитал

банка должен быть полностью оплачен в течение месяца со дня государственной

регистрации.38

1.4. Регистрация банков

В отличии от регистрации остальных юридических лиц, регистрация

банков как юридических лиц осуществляет ЦБ РФ (ст. 12 Закона о банках).

Обычные же акционерные общества, как известно, регистрируются в качестве

юридического лица в Министерстве юстиции РФ и его территориальных

подразделениях. Помимо этого, Законом о банках предусматривается

специальный порядок согласования документов регистрируемого банка, что

также не предусматривается в отношении обычных акционерных обществ.

Кроме устава, договора о создании акционерного общества, протокола

общего собрания учредителей для регистрации, необходимо представить

разработанный учредителями создаваемого банка бизнес-план, его

представление необходимо для того, чтобы ЦБ РФ имел возможность оценить:

- соответствие создаваемой кредитной организации требованиям,

установленным для создания кредитной организации;

- способность кредитной организации сохранять финансовую стабильность

и выполнять пруденциальные нормы деятельности, обязательные резервные

требования с учетом возможного влияния на ее деятельность взаимозависимых

учредителей и их корпоративных групп (под корпоративной группой понимаются

лица, способные прямо или косвенно определять решения, принимаемые

учредителями кредитной организации);

- адекватность структуры управления кредитной организации принимаемым

рискам.39

Представление бизнес-планов при создании обычных акционерных обществ,

Законом об АО не предусмотрено.

Законом о банках (ст. 14) предусматривается также, что для

государственной регистрации банков кроме вышеназванных документов,

необходимо представить анкеты кандидатов на должности руководителей

исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, которые

должны быть заполнены ими и содержать сведения о наличии у этих лиц высшего

юридического или экономического образования (с предоставлением копии

диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным

подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских

опера- ций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования

- опыта руководства таким подразделением не менее двух лет, а также

сведения о наличии (отсутствии) судимости.

В случае если кандидаты на должности руководителей исполнительных

органов и главного бухгалтера создаваемого банка получили образование за

границей РФ, в территориальное учреждение ЦБ РФ также должно быть

представлено заключение федерального органа исполнительной власти по

вопросам профессионального образования о соответствии зарубежных документов

об образовании указанных лиц российским дипломам о высшем юридическом или

экономическом образовании.

Кандидатуры на должности руководителей исполнительных органов

кредитной организации - председатель правления (директор, генеральный

директор и т.п.) и его заместители, а также кандидатура на должность

главного бухгалтера должны соответствовать квалификационным требованиям,

установленным Законом о банках. ЦБ РФ принимает также во внимание деловую

репутацию кандидатов на указанные должности.

В случае если учредителями вновь создаваемого банка являются

физические лица, то они должны представить декларацию о доходах, заверенную

органами ГНИ РФ, подтверждающую источник происхождения средств, вносимых в

уставной капитал банка.

Из этого следует вывод, что если кандидаты на должность руководителей

исполнительного органа и главного бухгалтера не будут соответствовать

квалификационным требованиям предъявляемым Законом о банках или не будет

соблюдено другое требование данного закона, ЦБ РФ не согласует этих

кандидатов на должности руководителей исполнительных органов банка и его

главного бухгалтера, и не зарегистрирует данный банк в качестве

юридического лица.

В случае согласования кандидатов на должности руководителей

исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации и их

фактического назначения в течение трех рабочих в письменном виде необходимо

уведомить об этом территориальное учреждение Банка России, осуществляющее

надзор за деятельностью кредитной организации, с указанием номера и даты

соответствующего решения уполномоченного органа управления кредитной

организации. К уведомлению прилагается копия указанного решения, заверенная

кредитной организацией.

Территориальное учреждение ЦБ РФ, осуществляющее надзор за

деятельностью кредитной организации, на следующий рабочий день после

получения данного уведомления направляет:

- сообщение подведомственному расчетно-кассовому центру о возможности

принятия карточки с образцами подписей руководителей исполнительных органов

и главного бухгалтера кредитной организации, кандидатуры которых

согласованы с территориальным учреждением ЦБ РФ;

- в ЦБ РФ сообщение о назначении согласованных кандидатов на

должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера

кредитной организации.

После государственной регистрации банка и подписания свидетельства о

его государственной регистрации сообщение о государственной регистрации

банка публикуется в журнале «Вестник Банка России».

И так, как видно из всего вышесказанного, при создании банка в форме

акционерного общества в отличии от обычных акционерных обществ, в

соответствии с Законом о банках предусматриваются следующие особенности:

- специальные требования, предъявляемые к учредителям;

- специальные требования, предъявляемые к учредительным документам и

документам, которые в обязательном порядке предоставляются в регистрирующий

орган;

- специальные требования к формированию и размеру уставного капитала;

- совершение банковской деятельности только на основании лицензии;

- специальные квалификационные требования к кандидатурам на должность

руководителей исполнительного органа и главного бухгалтера;

- банковская деятельность как исключительный вид деятельности;

- регистрация в качестве юридического лица в специальном органе ЦБ

РФ.

§ 2. Несостоятельность, банкротство банков

2.1. Основные особенности регулирования процедур банкротства

банков

Вопросы несостоятельности, банкротства кредитных организаций и в

частности банков регулируются специальным федеральным законом «О

несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», далее - Закон о

банкротстве банков, который вступил в силу 4 марта 1999г. Закон о

банкротстве банков, установил особенности регулирования процедур

банкротства для кредитных организаций, от общепринятого порядка проведение

процедур банкротства обычных юридических лиц.

Необходимость специального правового регулирования особенностей

банкротства кредитных организаций диктовалось тем, что в отличие от

большинства иных коммерческих организаций, обладающих общей

правоспособностью в сфере предпринимательской деятельности (ст. 49 ГК РФ),

кредитные организации наделены лишь ограниченной целевой правоспособностью,

в рамках которой они могут выполнять соответствующие банковские операции и

совершать определенные сделки. Кредитным организациям в соответствии с

Законом о банках, запрещено заниматься производственной, страховой и

торговой деятельностью (ст. 5). Кроме того, деятельность кредитных

организаций по привлечению денежных средств граждан и юридических лиц и

последующему размещению их от своего имени нуждается в строгом надзоре и

контроле со стороны государства. Нельзя не принимать во внимание также

характер и размер негативных последствий банкротства кредитных организаций

для многочисленных вкладчиков и владельцев счетов -–физических и

юридических лиц.

И так каковы же основные особенности и отличия регулирования

процедур, связанных с банкротством банков?

Одно из основных отличий проявляется в том, что приоритет отдан мерам

по предотвращению банкротства, имеющим досудебный характер, а не самим

процедурам, связанным с делом о банкротстве. Сравнивая, даже чисто

текстуально, федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», далее –

Закон о банкротстве и Закон о банкротстве банков, нельзя не обратить

внимания, что в первом законе процедурам досудебной санации отведено всего

лишь несколько статей, имеющих в основном декларативный характер, а в

законе о банкротстве банков аналогичным мерам посвящена основная часть.

В этом, прежде всего, сказалась специфика правовой природы кредитных

организаций. Кредитные организации, как любые коммерческие организации, это

частно-правовой институт, деятельность которого подпадает под гражданско-

правовое регулирование. Однако в деятельности банков ярко проявляются и

публично-правовые черты. Во-первых, банки позволяют эффективно сберегать и,

следовательно, накапливать денежные средства, что является основным

условием расширенного воспроизводства и развития потребления. Во-вторых,

банки предоставляют иным субъектам экономических отношений недостающую

ликвидность (в виде кредитов, банковских гарантий и т.д.), что является

основным стимулом для устойчивого развития современной экономики.

Предоставление кредитов в тоже время означает принципиальную возможность

«создавать деньги», что неизбежно влияет на денежную систему государства.

Наконец, в-третьих, через кредитные организации проходит основная масса

платежей – как индивидуальных, так и крупных переводов, что позволяет

контрагентам поддерживать экономические связи даже на огромном удалении

друг от друга. Банк – это организация, которая осуществляет

профессиональное управление денежными средствами40. Кредитные организации в

своей совокупности образуют некое единства – банковскую систему (ст. 2

Закона о банках), обеспечение стабильности которой является одной из целей

деятельности ЦБ РФ как органа банковского надзора (ст. 3 ФЗ «О центральном

банке РФ», далее – Закон о ЦБ РФ)41

Таким образом, в процессе банкротства кредитных организаций

происходит столкновение не только частно-правовых интересов отдельных

кредиторов друг с другом и с лицом-должником, но и частно-правовых

интересов отдельных кредиторов с публично-правовым интересом. И сточки

зрения публично-правового интереса часто необходимо не столько банкротство

банка-должника, сколько сохранение его как элемента расчетной системы и

системы предоставления банковских услуг.

В силу особой специфики и роли кредитной организации в социально-

экономической системе государства в большинстве государств выстроена и

специальная система надзора, целью которой является поддержание

стабильности кредитных организаций с помощью воздействия на риски, которые

возникают в деятельности кредитной организации, и принятие целой гаммы мер,

связанных с предотвращением банкротства кредитных институтов – как

экономического, так и правового характера. В РФ эту деятельность в

соответствии с Законом о ЦБ РФ, осуществляет ЦБ РФ. Поэтому ст. 1 Закона о

банкротстве банков, не урегулированные указанным законом, регулируются

иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними

нормативными актами ЦБ РФ, а отношения, связанные с банкротством кредитных

организаций, регулируются Законом о банкротстве банков, общим Законом о

банкротстве, а также нормативными актами ЦБ РФ, если это прямо

предусмотрено Законом о банкротстве банков.

Второй особенностью процедур, связанных с банкротством банков имеют

именно досудебный характер. Кредитная организация и в частности банк, это

лицо, деятельность которого в большой степени основана на доверии клиентов.

Малейшая огласка, допустим в средствах массовой информации, того, что в

банке осуществляются меры по финансовому оздоровлению, может вызвать

мгновенный массовый отток средств клиентов и погубить даже устойчивый банк.

В то же время дело о банкротстве банков, как и любое судебное дело, -

публичный процесс. Хотя российской практике известны примеры того, что

результатом осуществления процедур реорганизации (в соответствии с ранее

действовавшим Законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»)

стало восстановление работы банка (например, Тверьуниверсалбанк после

внешнего управления), однако, эти случаи скорее представляют собой

исключение из правила, нежели само правило. Поэтому Законом о банкротстве

банков установлено, что появление в суде дела о банкротстве банка возможно

только после отзыва у него лицензии на осуществление банковских операций.

Все меры по предотвращению банкротства банка осуществляются до момента

отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских

операций. Все меры по предотвращению банкротства банка осуществляются до

момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских

операций. Эти меры (кроме назначения временной администрации)

осуществляются таким образом, что о них должны знать три субъекта:

руководители банка, учредители (участники) банка и ЦБ РФ, как орган

банковского надзора.

Особенности регулирования процедур, связанных с банкротством банков,

повлекли за собой установление и ряда особенностей собственно банкротства

кредитных организаций. Во-первых, отличается само определение банкротства.

Общий Закон о банкротстве под несостоятельностью понимает признанную

арбитражным судом неспособность в полном объеме удовлетворить требования

кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязательства по

уплате обязательных платежей в бюджет. При этом должник признается не

способным удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанности

по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не

исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения

(ст. 2 и 3 Закона о банкротстве). Что касается полного объема неисполненных

обязательств в качестве признака банкротства, то это обстоятельство

значительно снижает возможности инициировать процедуры банкротства: если

должник уже в малой доле исполнил обязательства (даже с учетом порядка

исполнения, предусмотренного ст. 319 ГК РФ), то возбуждение процедур

банкротства при наличии всех иных условий возбуждения дела невозможно.

Поэтому в Законе о банкротстве банков (ст. 2) слова «в полном объеме» были

исключены. Также был уменьшен срок, по истечении которого кредитная

организация может быть признанна банкротом, с трех до одного месяца.

Несомненно, что и такой срок достаточно велик: если кредитная организация

задерживает платежи своих клиентов более чем на один день, то это весьма

характерный признак ее неудовлетворительного финансового положения или ее

неудовлетворительной внутренней организации, дающий возможность применять

меры воздействия. Однако необходимо учитывать и состояние российской

экономической системы, а также системы правосудия. Ко всему прочему, срок

один месяц связан с рядом иных сроков, по истечении которых применяются те

или иные меры по предупреждению банкротства кредитной организации. Во-

вторых, изменен состав лиц, обладающих правом направлять заявление о

банкротстве кредитной организации в суд. В третьих, Законом о банкротстве

банков предусмотрены определенные механизмы защиты кредиторами своих прав,

в частности через обращение в ЦБ РФ с заявлением об отзыве лицензии.

Наконец, в четвертых, из процедур в деле о банкротстве кредитных

организаций исключены внешнее управление и мировое соглашение (п. 2 ст. 5),

так как признано, что реально данные процедуры не способны достичь того

результата, на который можно было бы рассчитывать, - не только

удовлетворить требования кредиторов (отсрочить их исполнение и тд.), но и

восстановить у кредитной организации лицензию на осуществление банковских

операций.

2.2. Меры по предупреждению банкротства кредитных

организаций

Закон о банкротстве банков предусматривает три основные группы мер по

предупреждению их банкротства – меры по финансовому оздоровлению;

назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.