рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Особенности гражданско-правового положения отдельных видов акционерных обществ

АО, а не так называемые фонды учетно-финансового характера, используемы на

основании императивных норм законодательства о бухгалтерском учете).

Уставом общества может быть предусмотрено формирование из чистой

прибыли специального фонда акционирования работников общества. Его средства

расходуются исключительно на приобретение акций общества, продаваемых

акционерами этого общества, для последующего размещения его работникам.

Постановлением Совета Министров РФ от 9 марта 1993г., № 213 утверждено

положение о порядке формирования фондов акционирования работников

предприятия которым предусматривается формирование фондов акционирования

работников предприятия далее (ФАРП) при приватизации государственных,

муниципальных предприятий, а также приобретение работниками акционерных

обществ акций из ФАРП.

ФАРП не образуется при продаже имущества и активов, ликвидируемых и

ликвидированных предприятий, а также продаже государственных, муниципальных

предприятий по коммерческому конкурсу, на инвестиционном конкурсе,

аукционе. Размер ФАРП, как правило, составляет не более 20 % от размера

уставного фонда

Право на приобретение акций из ФАРП имеют:

лица, состоящие в трудовых отношениях с данным предприятием;

лица, не состоящие в трудовых отношениях с данным предприятием, но

имеющие личные лицевые счета приватизации работников этого предприятия.

В настоящее время, данное положение действует в части не противоречащей

Закону об АО.

Обычно вопросы касающиеся данного фонда регулируются внутренними

документами общества, такими например, как положение о фонде акционирования

работников акционерного общества, где подробно расписываются размер и

порядок создания фонда, направления и порядок расходования средств фонда и

другие вопросы связанные с данным фондом.

Стоимость же чистых активов общества оценивается по данным

бухгалтерского учета в порядке, устанавливаемом Министерством финансов

Российской Федерации и Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому

рынку при Правительстве Российской Федерации.

Министерством финансов РФ и Федеральной комиссией по ценным бумагам и

фондовому рынку приказом №№ 71 и 49 от 5 августа 1996 г., утвержден Порядок

оценки стоимости чистых активов акционерных обществ и определена форма

расчета чистых активов акционерного общества (в балансовой оценке).

Если по окончании второго и каждого последующего финансового года в

соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения

акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых

активов общества оказывается меньше его уставного капитала, общество

обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не

превышающей стоимости его чистых активов.

Если по окончании второго и каждого последующего финансового года в

соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения

акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых

активов общества оказывается меньше величины минимального уставного

капитала, указанной в ст. 26 Закона об АО, общество обязано принять

решение о своей ликвидации.

Если в случае, предусмотренном п. 5 ст. 34 Закона об АО, решение об

уменьшении уставного капитала общества или ликвидации общества не было

принято, его акционеры, кредиторы, а также органы, уполномоченные

государством, вправе требовать ликвидации общества в судебном порядке.

Глава 2. Особенности правового статуса акционерных обществ

созданных в процессе приватизации

§ 1. Характеристика отдельных способов приватизации

Акционерное общество как специфическая организационно – правовая форма

коммерческих организаций занимает особое место в российском гражданском

праве. Совокупность присущих ей юридических особенностей определяет наличие

специального правового регулирования, что проявляется не только в структуре

юридического лица, но и в порядке создания и функционирования акционерных

обществ.

Вопрос о создании акционерных обществ регулируется законодательством

о приватизации, нормативно-правовыми актами о приватизации, Законом об АО и

рядом других нормативно-правовых актов.

На сегодняшний день в РФ принят и действует новый федеральный закон

«О приватизации государственного имущества и об основах приватизации

муниципального имущества в Российской Федерации», именуемый далее Закон о

приватизации. Данный закон принят Государственной Думой 24.06.1997г., и

подписан Президентом 21.07.1997.г.

В этом законе подход к определению понятия приватизации публичного

имущества (государственной и муниципальной собственности) отличается от

ранее действующего закона о приватизации государственных и муниципальных

предприятий от 3.07.1991г., № 1531-1, именуемый далее Закон о приватизации

1991г. Так в этом законе понятие – приватизация государственного и

муниципального имущества, означало приобретение имущества принадлежащего

публичному собственнику, т.е. государству или муниципальному образованию,

частными лицами. В новом же Законе о приватизации понятие приватизация

государственного и муниципального имущества означает его возмездное

отчуждение в собственность физических и юридических лиц.

Примечание:

Однако, на мой взгляд, при приватизации государственных унитарных

предприятий в акционерные общества, вряд ли можно вести речь о создании как

бы вновь учрежденного хозяйствующего субъекта. Поскольку в соответствии со

ст. 1 Закона о приватизации, под приватизацией государственного и

муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в

собственности РФ, его субъектов или муниципальных образований имущества

(объектов приватизации), в собственность физических и юридических лиц. При

этом при приватизации происходит не создание, как такового акционерного

общества, (поскольку если рассматривать акционерное общество не только как

формально зарегистрированное юридическое лицо определенной организационно –

правовой формы, но и как имущественный комплекс, а он в этом случае уже

присутствует), а по существу происходит реорганизация в форме

преобразования. Поэтому трактовка приватизации, сформулированная в Законе о

приватизации 1991г., как реорганизация в форме преобразования, на мой

взгляд, более обоснованна т.к. при приватизации меняется лишь

организационно-правовая форма, а само предприятие, как имущественный

комплекс остается в том виде как он был до приватизации, за исключением

случаев, когда при приватизации происходило разделение или выделение.

Данная трактовка приватизации соответствует ст. ст. 57, 58 ГК РФ, которые

предусматривают возможность реорганизации юридических лиц в форме

преобразования. Естественно, что при этом может изменится собственник,

однако этого может и не произойти, когда 100 % акций вновь созданного в

процессе приватизации акционерного общества принадлежит государству. И

можно ли при таком преобразовании вообще говорить о приватизации как

таковой, если в соответствии со ст. 1 Закона о приватизации, приватизация

это возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества в

собственность физических и юридических лиц, ведь если 100 % акций

приватизированного предприятия принадлежат государству, не происходит

возмездного отчуждения государственного или муниципального имущества в

собственность юридических и физических лиц. Тогда можно ли рассматривать в

рамках понятия приватизация, данного в Законе о приватизации, акционерные

общества 100 % акций которого, принадлежит государству? Может быть с учетом

этого законодателю стоит скорректировать понятие приватизация.

И так, каковы же способы приватизации государственного и

муниципального имущества в настоящее время?

В соответствии со ст. 16 Закона о приватизации, при приватизации

государственного и муниципального имущества используются следующие способы

приватизации:

продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, в

том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых

акционерных обществ на специализированном аукционе;

продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом

конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных

обществ их работникам;

выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;

преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий

в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в

государственной или муниципальной собственности;

внесение государственного или муниципального имущества в качестве

вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

отчуждение находящихся в государственной или муниципальной

собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных

обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг,

удостоверяющих право приобретения таких акций.

Как видим, способов достаточно много и они разные по своему содержанию. Их

объединяет лишь то, что приватизация осуществляется путем возмездного

отчуждения государственного и муниципального имущества в пользу частных

юридических, а также физических лиц. Так, на конкурсах и аукционах

изменение

формы собственности происходит сразу, единовременно.

Ряд других способов приватизации предполагает первоначально

преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в

открытые акционерные общества. Судьба акций этих акционерных обществ может

быть различной. Они могут закрепляться полностью или частично в

собственности государства или муниципального образования на неопределенный

срок или также полностью или частично - продаваться юридическим и

физическим лицам. Однако и в данном случае продажа акций является

единовременным актом.

Совсем иное дело выкуп работниками арендованных ими предприятий.

Это длительный, растягивающийся на несколько лет акт купли-продажи

государственного и муниципального имущества. Что же касается внесения

государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные

капиталы хозяйственных обществ, то это, строго говоря, не приватизация,

если эти вклады так или иначе, не отчуждаются государством или

муниципальными образовниями в частную собственность.

1.1. Продажа государственного и муниципального

имущества

на аукционе

Продажа государственного и муниципального имущества на

аукционах осуществляется в соответствии со ст. 22 Закона о приватизации, в

п. 1 которой говориться, что на аукционе продается имущество, если его

покупатели не дол-жны выполнить какие-либо условия в отношении

приобретенных ими объектов приватизации. Это означает, что, приобретя на

аукционе какое-либо предприятие, новый собственник вправе распоряжаться им

по своему усмотрению: перепродать, изменить профиль деятельности,

ликвидировать и т.д. Победителем на аукционе становится тот покупатель,

который предложил за выставленный на аукцион объект наиболее высокую цену.

Согласно п. 3, продажа акций созданных в процессе приватизации

открытых акционерных обществ может осуществляться на специализированных

аукционах, проводящихся в виде открытых, общедоступных торгов, на которых

победители получают акции по единой цене, а участие в аукционе

осуществляется путем подачи заявок с указанием общей суммы платежа и

количества приобретаемых акций.

В соответствии с п.п. 2 и 3 соответствующие положения (по каждому

виду аукционов) утверждаются Правительством РФ. Каждое из таких положений

регламентирует порядок проведения соответствующего аукциона, условия

участия в нем покупателей, определения победителей, а также порядок

расчетов за приобретенное имущество.

Аукцион проводится в следующих формах:

- открытый аукцион, используемый, как правило, при продаже активов

небольших

предприятий, а также акций открытых акционерных обществ;

- закрытый аукцион (закрытый тендер), используемый, как правило, при

продаже крупных предприятий и пакетов акций открытых акционерных обществ.

К участию в аукционе допускаются юридические и физические лица,

признанные в соответствии с законодательством покупателями, своевременно

подавшие заявку на участие в аукционе и другие необходимые документы и

внесшие в установленном порядке сумму залога.

Открытый аукцион проводится в следующем порядке. Его проводит

аукционист, нанимаемый продавцом. Аукцион начинается с оглашения

аукционистом наименования, краткой характеристики и начальной цены объекта,

а также шага аукциона. Шаг аукциона задается в пределах от 5 до 15 %

начальной цены. В оговоренных пределах шаг выбирает аукционист. Шаг

аукциона устанавливается единым на весь период аукциона. В процессе торгов

аукционист называет цену, а покупатели сигнализируют о готовности купить

объект по данной цене поднятием билета.

Торги начинаются с объявления начальной цены объекта. После

объявления очередной цены аукционист называет номер билета покупателя,

который, с точки зрения аукциониста, первым поднял билет. Затем аукционист

объявляет следующую цену в соответствии с шагом аукциона. При отсутствии

покупателей, готовых купить объект по данной цене, аукционист повторяет эту

цену три раза.

Торги завершаются, когда после троекратного объявления очередной цены

ни один из покупателей не поднял билет. Победителем аукциона становится

покупатель, номер билета которого был назван аукционистом последним. По

завершении торгов аукционист объявляет о продаже выставленного объекта,

называет продажную цену и номер билета победителя. Если после троекратного

объявления начальной цены ни один из покупателей не поднял билет, аукцион

признается несостоявшимся и объект возвращается продавцу.

Аукцион в виде закрытого тендера проводится в следующем

порядке. Его проводит постоянно действующая тендерная комиссия, состав

которой утверждается продавцом имущества. По окончании срока приема заявок

составляется протокол тендерной комиссии о принятых заявках, подписываемый

председателем и секретарем комиссии. Сокрытие заявок на участие в тендере,

их неучет при подведении итогов влекут за собой административную

ответственность в соответствии с действующим законодательством. Штраф

налагается на председателя тендерной комиссии. Результаты тендера в этом

случае признаются недействительными.

Вскрытие конвертов с предложениями участников о цене и

подведение окончательных итогов закрытого тендера проводятся не позднее чем

через три дня после окончания приема заявок. Учитываются только заявки,

которые были отправлены в течение срока закрытого тендера. Победителем

закрытого тендера становится покупатель, предложивший наибольшую цену.

В случае если предложения двух или более участников закрытого

тендера

содержат наивысшую цену, победителем становится тот из них, чья заявка была

подана ранее. Если и это не приводит к выявлению победителя, конкурсная

комиссия проводит жеребьевку для выявления победителя.

Победитель аукциона (закрытого тендера) должен в течение

определенного организаторами времени после окончания торгов по данному

объекту подписать протокол о результатах аукциона. Протокол подписывается в

двух экземплярах покупателем или его полномочным представителем и

организаторами аукциона. В протоколе указываются сведения о продавце и

покупателе, наименование объекта приватизации, окончательная цена, а также

обязательства сторон по подписанию договора купли-продажи. Один экземпляр

протокола о результатах аукциона выдается покупателю и является документом,

удостоверяющим право на заключение договора купли-продажи данного объекта.

В срок не позднее 30 календарных дней с момента подписания

протокола

о результатах аукциона между продавцом и покупателем должен быть подписан

договор купли-продажи в соответствии с действующим законодательством.

Право собственности на объект приватизации переходит от продавца к

покупателю с момента регистрации договора в порядке, предусмотренном

законодательством; продавец передает покупателю свидетельство о

собственности.

1.2. Продажа государственного или муниципального

имущества

на коммерческом конкурсе с

инвестиционными

и (или) социальными

условиями

В отличие от текста ст. 22 Закона о приватизации, в которой не

приводятся условия продажи государственного и муниципального имущества на

аукционе, в ст. 21 Закона о приватизации, подробно излагаются условия

продажи этого имущества на коммерческом конкурсе. Порядок проведения

коммерческих конкурсов определяется Правительством.

И так п. 1 ст. 21 предусматривается, что государственное и

муниципальное

имущество продается на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или)

социальными условиями (далее - коммерческий конкурс), если в отношении

объекта приватизации его покупатель обязан выполнить объявленные

организаторами конкурса указанные выше условия. Право же приобретения

объекта приватизации в собственность получает на конкурсе тот покупатель,

который предложил наиболее высокую цену за этот объект, взяв на себя

обязательство, выполнить все предусмотренные условиями конкурса

обязательства, инвестиционные и (или) социальные.

Примечание:

Как известно, до введения в действие Закона о приватизации победитель

конкурса получал право собственности на приобретенное (купленное) им

государственное и муниципальное имущество, возложив тем самым на себя по

условиям конкурса какие-либо обязательства.

Однако очень часто эти условия оставались невыполненными без каких-либо

серьезных отрицательных последствий для покупателя имущества.

Мало того, победитель конкурса, купив на нем имущество, т.е. став его

собственником, получал возможность даже отчуждать его, распоряжаться иным

образом, а государство практически не обладало достаточной правовой базой,

для того чтобы защитить свои интересы, а также интересы работников

приватизированных предприятий, социальное положение которых, должно было

быть улучшено по условиям конкурса.

В этой связи важными, для защиты интересов государства, муниципальных

образований, трудящихся стали положения п. 2 ст. 21 Закона о приватизации,

согласно которому право собственности на государственное или муниципальное

имущество, которое приватизируется на коммерческом конкурсе, переходит к

победителю такого конкурса лишь после выполнения им инвестиционных и (или)

социальных условий в отношении объекта приватизации. Победитель

коммерческого конкурса не вправе до перехода к нему прав собственности на

объект приватизации отчуждать его или распоряжаться им иным образом.

Другой защитной мерой является ограничение возможностей победителя

конкурса по продаже акций открытых акционерных обществ, созданных в

процессе приватизации, в использовании его прав акционера общества,

учитывая, что такие акционеры очень часто владеют крупными пакетами акций,

дающими им право решающим образом влиять на принятие обществом самых

различных решений, в том числе принципиально важных для судьбы других

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.