рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Личные права и свободы человека России

обжалован в судебном порядке. При этом регистрация не адекватна прописке,

которая все еще сохраняется во многих городах и является прямым нарушением

конституционной свободы выбора места жительства.

Конституционный Суд РФ постановлением от 25 апреля 1995 г. по делу Л.

Н. Ситаловой отметил, что заключением Комитета конституционного надзора

СССР от 11 октября 1991 г. нормативные акты о прописке признаны

недействующими, что означает и лишение их силы в Российской Федерации.

Законность основанных на таких актах действий и решений правоприменительных

органов проверяется судами общей юрисдикции, которые согласно ч. 2 ст. 12

Конституции РФ, установив при рассмотрении дела несоответствие акта

государственного или иного органа закону, должны принимать решение в

соответствии с законом. Суд также указал, что регистрация, заменившая

институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием

ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (ст. 3 Закона), в

том числе права на жилище.

Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с

регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах

России установлен Правилами, которые утверждены постановлением

Правительства РФ (в редакции от 16 марта 2000 г.). Эти Правила подробно

регламентируют права и обязанности граждан, связанные со свободой

передвижения, места пребывания и жительства, окончательно исключая прописку

и заменяя ее регистрационным учетом.

Однако на практике в ряде регионов Российской Федерации получила

развитие регистрация гражданина по месту жительства при условии уплаты им

установленного сбора, что является нарушением конституционного права на

свободный выбор места жительства.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 4 апреля 1996 г. по делу о

проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и

Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города

Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на

постоянное жительство в названные регионы, отметил следующее. Право на

выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности.

Органы государственной власти управо-мочены лишь на регистрацию результата

акта свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства.

Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного

характера и служить основанием для ограничения права гражданина на выбор

места жительства.

Установленные нормативными актами Правительства Москвы, Правительства

Московской области и Главы администрации Московской области положения об

уплате сбора и представлении квитанций о его уплате как условии для

регистрации гражданина противоречат Закону РФ от 25 июня 1993 г. и Правилам

регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета

по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и

фактически устанавливают совершенно иной - разрешительный правовой режим

регистрации граждан, который не соответствует основному праву каждого, кто

законно находится на территории Российской Федерации, свободно выбирать

место жительства. Отказ в регистрации на основании оспариваемых актов,

кроме того, носит характер санкции за неуплату установленного сбора.

Реализация конституционного права на выбор места жительства не может

ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов,

поскольку основные права граждан Российской Федерации гарантируются

Конституцией РФ без каких-либо условий фискального характера. Таким

образом, отказ в регистрации в связи с невыполнением гражданином

обязанностей по уплате налогов и иных сборов противоречит Конституции РФ

(ст. 27).

Вопрос о природе правил регистрации, предусмотренных в указанном

постановлении Правительства РФ, рассматривался Конституционным Судом РФ.

В постановлении от 2 февраля 1998 г. Суд отметил, что регистрация в том

смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь

предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах

Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт

нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Установление

иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения

разрешительного порядка регистрации является нарушением требований

Конституции РФ и федерального закона. Отступление от запрета расширять этот

перечень в подзаконных актах, в том числе в актах Правительства РФ,

означает недопустимую легализацию разрешительного порядка регистрации

граждан. Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу

передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской

Федерации» возложил на Правительство РФ обязанность утвердить Правила

регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета

по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования данной нормы, законодатель уполномочил

Правительство РФ разработать только порядок регистрации и снятия граждан с

регистрационного учета, не предоставив ему права на установление оснований

отказа в регистрации. Такие основания отсутствуют и в самом Законе. В нем

исчерпывающе сформулированы лишь условия, при которых допускаются

ограничения прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и

жительства в пределах Российской Федерации. Следовательно, Правительство РФ

при утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с

регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах

Российской Федерации вышло за пределы полномочий, предоставленных ему

Конституцией РФ и федеральными законами, чем нарушило ст. 115 Конституции.

В соответствии с п. 10 Правил регистрация граждан по месту пребывания

осуществляется на срок не более шести месяцев, и лишь в исключительных

случаях этот срок может быть продлен органом регистрационного учета. Тем

самым срок временного пребывания поставлен в зависимость не от

волеизъявления гражданина, а от усмотрения органов регистрационного учета

(органов внутренних дел или местной администрации). Его введение не может

быть оправдано и ссылкой на ст. 680 ГК РФ, поскольку, закрепляя

шестимесячный срок временного проживания, она определяет правовой статус

только временных жильцов по договору найма, и, кроме того, в ГК РФ наряду с

этим предусмотрены и более длительные сроки для таких договоров.

Установление срока, по истечении которого гражданин обязан покинуть

место пребывания, является вмешательством органов исполнительной власти и

других органов регистрационного учета в гражданские, жилищные и иные

правоотношения, складывающиеся на основе согласия сторон, и ограничивает

конституционное право граждан на свободу выбора места пребывания и

жительства. Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания

должен определяться самим гражданином. Его установление государством

недопустимо, поскольку означает ограничение свободы волеизъявления при

выборе места пребывания. При этом определение гражданином места своего

пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с наличием

соответствующего жилого помещения в качестве места пребывания.

Конституционный Суд РФ постановил: признать соответствующие пункты Правил

регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета

по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации,

утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года, не

соответствующими Конституции РФ.

Важное значение имеет закрепление в Конституции права каждого свободно

выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться.

Такое положение согласуется с содержащимися в п. 3 ст. 12 Международного

пакта о гражданских и политических правах и других международных актах

установлениями о праве каждого человека покидать любую страну, включая свою

собственную, и об отсутствии у него какой-либо обязанности возвращаться в

эту страну.

Порядок реализации этого права установлен Федеральным законом «О

порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в

редакции от 24 июня 1999 г.). Гражданин Российской Федерации не может быть

ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе, как по основаниям

и в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом. Он не может быть

лишен права на въезд в Российскую Федерацию, а выезд из Российской

Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-

либо ограничений прав, гарантированных законодательством РФ и

международными обязательствами РФ. Порядок пересечения Государственной

границы РФ при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в

Российскую Федерацию регулируется Федеральным законом «О Государственной

границе Российской Федерации» и указанным Федеральным законом.

Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по

которым граждане осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в

Российскую Федерацию, признаются:

• паспорт;

• дипломатический паспорт;

• служебный паспорт;

• паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

Паспорт выдается гражданину Российской Федерации по его письменному

заявлению, поданному лично или через его законного представителя, органом

внутренних дел по месту жительства, Министерством иностранных дел РФ на

территории Российской Федерации, а также дипломатическим представительством

или консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории

Российской Федерации. Федеральным законом от 18 июля 1998 г. установлено,

что гражданам, находящимся на военной службе, деятельность которых связана

с выполнением функций и задач за пределами РФ, паспорт выдается

соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Паспорт оформляется соответствующим государственным органом в срок не

более одного месяца со дня подачи заявления и выдается сроком на пять лет.

При наличии документально подтвержденных обстоятельств, связанных с

необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или смертью близкого

родственника и требующих выезда из Российской Федерации, срок оформления

паспорта не должен превышать трех рабочих дней со дня подачи заявления.

Закон строго регламентирует основания для отказа в выдаче заграничного

паспорта. В первую очередь эти основания связаны с государственной тайной.

Так, право на выезд может быть временно ограничено в случаях, если

гражданин при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным

сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом РФ о

государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий

временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии,

что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего

ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными

сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым

договором (контрактом) или в соответствии с федеральным законом.

В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите

государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно

секретные сведения, о которых гражданин был осведомлен на день подачи

заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую

степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок

ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен

Межведомственной комиссией, образуемой Правительством РФ. При этом срок

ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десяти

лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором

(контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой

важности или совершенно секретными сведениями.

По другим основаниям право на выезд временно ограничивается, если

гражданин:

• призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую

службу, до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

• задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в

качестве обвиняемого, до вынесения решения по делу или вступления в

законную силу приговора суда;

• осужден за совершение преступления, до отбытия (исполнения) наказания

или до освобождения от наказания;

• уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, до

исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

• сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для

выезда из Российской Федерации, до решения вопроса в срок не более одного

месяца органом, оформляющим такие документы.

Во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской

Федерации орган внутренних дел выдает гражданину уведомление, в котором

указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер

решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес

организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного

гражданина на выезд из России.

Решения об ограничении права на выезд из Российской Федерации граждан,

осведомленных о сведениях особой важности или совершенно секретных

сведениях, отнесенных к государственной тайне, а также граждан, допущенных

к таким сведениям до вступления в силу настоящего Федерального закона,

обжалуются гражданами в Межведомственную комиссию, образуемую

Правительством РФ, которая обязана рассмотреть жалобу и дать ответ не

позднее чем в трехмесячный срок. Отказ гражданину в праве на выезд из

Российской Федерации может быть обжалован в суд.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 15 января

1998 г. в связи с жалобой А. Я. Аванова Указом Президента РФ от 4 мая 1998

г. установлено, что на территории Российской Федерации гражданину РФ, не

имеющему подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания

либо имеющему место жительства за пределами Российской Федерации,

оформление и выдача паспорта, удостоверяющего его личность за пределами

страны, производится по заявлению этого гражданина органом внутренних дел

по месту его фактического проживания на территории Российской Федерации.

Существенной стороной права на выезд из Российской Федерации является

право граждан беспрепятственно возвращаться в нее. Для лиц, имеющих

российское гражданство, не требуется каких-либо въездных виз или

разрешений. В случае утраты паспорта вне пределов РФ выезд осуществляется

на основании свидетельства (постановление Правительства РФ в редакции от 23

сентября 1999 г.). Этим же постановлением утверждено Положение об

оформлении приглашения в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

На протяжении всего тоталитарного периода и даже в начале 90-х гг. в

Российской Федерации действовала норма Уголовного кодекса, согласно которой

«бегство за границу» или отказ возвратиться из-за границы квалифицировались

как измена Родине, т. е. как деяние, умышленно совершенное гражданином в

ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной

безопасности и обороноспособности.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 20 декабря 1995 г. по делу В.

А. Смирнова признал эту норму неконституционной. Суд отметил, что

ограничения права свободно выезжать за пределы Российской Федерации, как и

любого иного конституционного права, допустимы в строго определенных ч. 3

ст. 55 Конституции РФ целях. Эти ограничения не могут толковаться

расширительно, не должны приводить к умалению других гражданских,

политических и иных прав, гарантированных гражданам Конституцией и законами

Российской Федерации, и влечь уголовную ответственность за бегство за

границу и отказ возвратиться из-за границы, квалифицируемые в соответствии

с УК РСФСР как измена Родине. Предусмотренное данной нормой деяние в силу

Конституции РФ, а также международных договоров с участием Российской

Федерации не может рассматриваться как преступление, посягающее на оборону,

суверенитет, территориальную неприкосновенность, государственную

безопасность или обороноспособность, служить самостоятельным основанием для

уголовной ответственности за измену Родине.

В Уголовном кодексе Российской Федерации, принятом в1996 г., данный

состав преступления исключен.

2.7. Свобода совести и вероисповедания

Под свободой совести понимается «право человека как верить в Бога в

соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и

быть атеистом, т. е. не верить в Бога»[44]. Эта свобода особенно важна в

государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно,

существует определенное давление на человека с целью заставить его принять

эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит

защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею

прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.

Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного

учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с

этим учением. Эта свобода, таким образом, по своему содержанию уже первой.

В субъективном смысле, т. е. как право человека, равнозначным является

понятие свободы религии, но оно еще означает и право на существование всех

религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать

вероучение. Однако в обиходе очень часто все указанные термины

употребляются как идентичные.

Международный пакт о гражданских и политических правах свободу совести

и религии соединяет со свободой мысли, включая в нее «свободу иметь или

принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать

свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным

или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и

ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению,

умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему

выбору» (ст. 18).

Конституция РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести,

свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или

совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно

выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать

в соответствии с ними» (ст. 28). Такая формулировка в значительной мере

повторяет подходы, свойственные приведенной статье Международного пакта. Но

в ней в завуалированном виде закрепляется право не только на атеистические

убеждения, но и на атеистическую пропаганду («распространять религиозные и

иные убеждения»). С содержательной точки зрения следует признать

бесполезным упоминание о праве «не исповедовать никакой» религии, поскольку

это заложено в содержании свободы совести. Следует помнить, что данная

статья Конституции посвящена только правам человека в области религии, что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.