рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Личные права и свободы человека России

or индивида. индивид есть категория натуралистическая, био-логическая,

социологическая, а личность - категория духовная. «Личность, - подчеркивал

бердяев, - есть свооода и независимость человека в отношении к природе, к

обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое

самоутверждение, а как раз наоборот»[11].

Разграничение между понятиями «право» и «свобода» весьма условно,

поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными

правомочиями также именуют «свободами». нужно отметить, что различие в

терминологии - скорее дань традиции, сложившейся еще в VIII-XIX веках.

Необходимо внести ясность и в такие понятия, как «основные» и

«конституционные» права, поскольку в конституции используются обе

формулировки. основные лрдвл индивида - это и есть конституционные права. К

такому выводу, с точки зрения Л. Грудцыной, приводит, например,

сопоставление статей 17 и 55 конституции: в последней отмечается, что

перечисление основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или

умаление других общепризнанных свобод индивида[12]. Вместе с тем в ч. 2 ст.

17 речь идет только об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые

свойства - неотчужадемость и естественный характер (принадлежность каждому

от (рождения).

Основные права субьективны. Сейчас эта истина очевидна, но вплоть до

начала xx века она неоднократно оспаривалась. С середины XIX столетии

ученые стали рассматривать конституционные права как основные. Это нашло

выражение в Веймарской Конституции, было воспринято основным законом ФРГ, а

затем рядом новых европейских конституций[13]. Именно с того времени

возникла необходимость в создании универсальных международных стандартов.

Принятие Билля о правах человека, включающего в себя Всеобщую

декларацию 1948г., Международный пакт о гражданских и политических правах

1976г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

1976 г., Факультативный протокол № 1 и Факультативный протокол №2 к

Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные

изменения в статус человека, переместив это понятие в разряд

международных. Европейская конвенция о защите прав человека и основных

свобод 1950 г. предусматривает возможность обрашения в Европейский Суд,

если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты.

1.2. Современное содержание прав и свобод человека и гражданина

Как было сказано в п. 1.1., институт прав и свобод обеспечивает доступ

личности к использованию материальных и духовных благ, побуждает публичную

власть придерживаться в этом плане общепринятых международных стандартов.

Эти стандарты провозглашены в таких актах, как Международный Билль о правах

человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.),

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.),

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966

г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и

политических правах (1966 г.), Второй факультативный протокол к

Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на

отмену смертной казни[14].

Показательна в этой связи принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав и

свобод человека и гражданина, ставшая органической частью новой Конституции

РФ, базой всего текущего законодательства, относящегося к личности[15].

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., закрепляет те

права и свободы, которые в наибольшей степени социально значимы как для

отдельного человека, так и в целом для общества, государства. Непреходящее

значение имеет положение о том, что основные права и свободы человека

неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). В этой связи

возникает вопрос: «Что понимать под основными правами, можно ли их

отождествлять с конституционными правами»? По-видимому, можно. Такой вывод

следует, например, из сопоставления ст. 17 со ст. 55 Конституции РФ.

В последней из названных статей отмечается, что перечисление в

Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание

или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, а в

ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах и свободах, что позволяет

обратить внимание на их особые свойства (неотчуждаемость, принадлежность

каждому от рождения).

Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса

личности, лежат в основе всех других прав. Так, ч.1 ст. 22 Конституции РФ

закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого. Это основное право

порождает систему прав, закрепленных в УК РФ, Административном кодексе РФ.

Очевидно, все права, предопределяемые нормами трудового права, основываются

на конституционных положениях о труде; права граждан в области

здравоохранения - на конституционном праве на охрану здоровья и т.д.

Однако, необходимо отметить, что выделение категории основных прав человека

не означает отнесение иных прав к незначительным, второстепенным.

Фундаментальными ценностями общества являются не только права, но и

свободы граждан. Можно сказать, что какого-либо принципиального различия

между понятиями «право» гражданина и «свобода» гражданина в сущности нет.

Опираясь на этот вывод, необходимо указать на один нюанс, отмечаемый в

литературе. Речь идет о том, что лишь некоторые из прав, а именно

«требующие особенно высокой личной инициативы, индивидуального усмотрения и

самодеятельности по отношению к другим лицам, являются свободами»[16].

Следовательно, «свобода» гражданина предполагает большую избирательность

возможности варианта поведения. Показательны в этой связи свобода слова,

печати, свобода совести, вероисповедания, свобода художественного,

научного, технического и других видов творчества.

Значимость данного права и свобод человека и гражданина и данной

конституционной свободы для человека и общества.

В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и в

наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в

целом для общества, для государства. То есть основные права и свободы.

Для человека они являются условием достойного и свободного его

существования, естественным правом на участие в решении вопросов устройства

и управления тем обществом, членом которого человек состоит; экономической

и социальной предпосылкой для удовлетворения его жизненно насущных

материальных и духовных потребностей.

Для государства, для общества значимость конституционно закрепленных прав и

свобод выражается в том, что именно реализация этих прав и свобод означает

претворение в жизнь сущностных свойств государства как демократического и

правового.

Само существование государства, общества обеспечивается совокупной

деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности - политической,

экономической, духовной. Так, без реализации права на свободу

предпринимательства не могла бы быть создана соответствующая экономическая

среда, без реализации избирательных прав граждан невозможно было бы

формирование структур управления обществом.

Поэтому основные права и свободы не только признаются государством именно в

Конституции, но и защищаются им как необходимое условие его существования.

Вместе с тем, перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно

толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод

человека и гражданина (ст. 55 Конституции).

Изначальный или производный характер принадлежности человеку данного права

и данной свободы заключаются в следующем. Статья 17 Конституции

устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и

принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и свободы

закрепляются конституционно.

Особые юридические свойства основных прав и свобод человека и гражданина,

специфика их реализации состоят в том, что эти права и свободы:

а) составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других

прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами[17]. Так, все права,

вытекающие из норм трудового права, базируются на конституционных

положениях о труде; права, закрепленные в нормах отрасли права социального

обеспечения, - на соответствующем конституционно закрепленном основном

праве; права граждан в области здравоохранения - на праве на охрану

здоровья. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны

от основных прав и свобод; поэтому основные права и свободы являются

главными в характеристике правового положения личности;

б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляются за каждым

человеком и гражданином либо за каждым гражданином[18]. Все другие

(неосновные) права и свободы, устанавливаемые нормами не конституционного,

а других отраслей права, увязываются с обладанием лицом различными

статусами - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой

площади, покупателей, истцов, ответчиков и т.д.;

в) характеризуются всеобщностью: они равны и едины для всех без исключения,

соответственно для каждого человека или для каждого гражданина. Признавая

то или иное право основным, государство исходит из возможности

осуществления его всеми. Этим обусловливается процесс расширения основных

прав и свобод по мере создания соответствующих социально-экономических

предпосылок. Основные права и свободы гражданина Российской Федерации

отличаются от других прав и свобод основанием возникновения. Единственным

таким основанием является принадлежность к гражданству Российской

Федерации. Они не связаны с осуществлением гражданином своей

правоспособности и принадлежат всякому гражданину как субъекту права. Это

свидетельствует о том, что основные права и свободы выражают главные связи

лица с государством, его статус как гражданина. Они не приобретаются и не

отчуждаются по его волеизъявлению, принадлежат ему в силу гражданства,

неотделимы от его правового статуса и могут быть утрачены только вместе с

утратой гражданства;

г) отличаются особым механизмом реализации. Все другие Права и свободы

могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его

правоспособности через участие в конкретном правоотношении. Основные же

права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в

конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника

правоотношения;

д) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фиксируются в

нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, - в

Конституции;

е) обеспечиваются повышенной правовой охраной:

конституционные нормы, их закрепляющие, не могут быть изменены в рамках

действующей Конституции, без принятия новой;

граждане вправе обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение

конституционных прав и свобод для проверки конституционности закона,

примененного или подлежащего применению 'в конкретном деле; причем жалоба

допустима, если закон затрагивает именно конституционные права и свободы

граждан;

в Уголовном кодексе имеется специальная гл. 19 «Преступления против

конституционных прав и свобод человека и гражданина»; Административный

Кодекс РФ предусматривает административную ответственность за

правонарушения, посягающие на права граждан (в том Числе и

конституционные).

Указанные выше свойства характеризуют понятие основных прав и свобод

человека и гражданина. Оно может быть сформулировано следующим образом.:

конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его

неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих

случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие

ядро правового статуса личности.

Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И

то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид

и меру своего поведения как человека, как гражданина государства.

Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере увязано с такими правомочиями

личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищают от

вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли,

художественного, научного, технического и других видов творчества,

преподавания).

Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то положительные

действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие

в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных

структур.

Глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» включает 48

статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам.

Они представляют собой определенную систему, имеющую логические основания,

отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности

человека и гражданина, которых они касаются.

В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято

классифицировать на три группы: личные; политические; социально-

экономические. Поэтому далее представляется необходимым рассмотреть

классификацию конституционных прав и свобод человека и гражданина.

1.3. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина

Права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепринятой

классификацией подразделяются на социально-экономические, политические,

гражданские, культурные и личные. Такое деление проводится как в мировой

юридической практике, так и в национальных правовых системах, в том числе

российской. Между всеми видами и разновидностями прав существует тесная

взаимосвязь.

В историческом контексте современные исследователи выделяют три

поколения прав: первое - это политические, гражданские и личные права,

провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями и закрепленные

в известных Декларациях (американской, английской, французской); второе -

социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических

идей, движений и систем, в том числе СССР (право на труд, отдых, социальное

обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежние права,

получили отражение в соответствующих документах ООН; третье поколение -

коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе

национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность,

независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет,

избавление от колониального угнетения, достойную жизнь и т.д.)[19].

Выделение трех поколений прав в значительной мере условно, но оно

наглядно показывает последовательную эволюцию в развитии данного института,

историческую связь времен, общий прогресс в этой области.

В отечественной юридической литературе концепция иерархии прав по

степени их значимости подвергнута справедливой критике. В частности,

отмечаются «зигзаги восприятия роли социально-экономических прав», попытки

объявить их «социалистическим изобретением», неизвестным «цивилизованным

странам». Эти права якобы лишены качеств «юридических возможностей,

защищаемых судом». Смягченным вариантом такого подхода является оттеснение

социально-экономических прав на второй план как прав иного порядка в

сравнении с личными неотъемлемыми правами, относимыми к «высшему

разряду»[20].

Однако, такое противопоставление прав вряд ли оправдано - все они для

личности важны и нужны, каждая их группа по-своему выражает ее интересы.

Более того, именно сейчас российские граждане на себе почувствовали

значимость многих социально-экономических прав, которые ранее были в

большей мере гарантированы, чем сейчас, когда складываются

«несоциалистические» отношения.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

1966 г. не рассматривает их как «второстепенные». Так что искусственное

создание некоего «антагонизма» между различными категориями прав

несостоятельно.

Конституционные права и свободы принято условно классифицировать на три

группы: личные, политические, социально-экономические. Далее представляется

необходимым дать характеристику только второй и третей группам, т.к. личные

права права и свободы человека и гражданина будут будут более детально

изучены и проанализированы во второй главе.

Особенности политических прав и свобод состоят в том, что они связаны с

обладанием гражданством государства. Это различие фиксирует Конституция РФ,

адресуя личные права «каждому» от рождения как человеку, политические -

«гражданам». Последние нацелены на включение личности в жизнь страны,

управление ее делами. Поскольку гражданин - это лицо, обладающее устойчивой

правовой связью с государством, постольку политические права и свободы

призваны укрепить эту связь. Сказанное подтверждается содержанием ст. 31-33

Конституции РФ.

Гражданство возникает по рождению, в результате приема в гражданство и

по другим законным основаниям. По законодательству большинства стран никто

не может быть лишен гражданства или права изменить его. Государство

оказывает покровительство и защиту своим гражданам, находящимся за его

пределами. Эти положения содержатся в Декларации прав и свобод человека

Российской Федерации (1991 г.). Все вопросы, связанные с приобретением

гражданства, выходом из гражданства и приемом в него и другими,

регулируются Законами о гражданстве. Федеральный закон «О гражданстве

Российской Федерации» (далее - Закон) вступил в силу с 1 июля 2002 г.

вступил в силу[21]. Его принятие вызвало политические и юридические

дискуссии, так как нормы Закона непосредственно затрагивают статус человека

в государстве, его взаимоотношения с последним. В институте гражданства

отражены наиболее существенные политико-правовые, социальные, морально-

нравственные и психологические связи и отношения, которые существуют между

гражданином и государством.

С точки зрения М. Варлен, несомненным достижением Закона является норма

о соотношении национального законодательства и международных договоров

России,что развивает положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ[22]. Государство,

действуя во исполнение своих международно-правовых обязательств, наделяет

человека, находящегося в пределах его юрисдикции,определенными правами и

обязанностями, предусмотренными в актах международного права. Любой человек

может воспользоваться преимуществами, вытекающими из норм международного

права, через свое государство в качестве его гражданина. Общепризнанные

нормы и принципы международного права, касающиеся вопросов гражданства,

непосредственно не регулируют эти отношения. Они лишь устанавливают

правовые рамки, в пределах которых каждое государство регулирует

собственное гражданство, не затрагивая суверенитет другого государства.

Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства (ст. 4), что имеет

важное значение для построения системы отечественного законодательства и

для межгосударственных отношений по вопросам гражданства. Однако некоторые

вопросы - условия приобретения гражданства (законный источник средств к

существованию, знание русского языка), а также порядок подачи заявлений по

вопросам гражданства - требуют детальной регламентации. Поэтому Законом

предусматривается принятие положения о порядке рассмотрения вопросов

гражданства, которое будет утверждено Президентом Российской Федерации. В

положении подробно будут отражены вопросы, касающиеся порядка приобретения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.