рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Личные права и свободы человека России

и прекращения гражданства, с целью единообразного исполнения закона всеми

органами и должностными лицами. Так же как регламентируется порядок выдачи

иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное

проживание[23] и вида на жительство[24]. Тем самым будут защищены права

российских граждан, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на

территории Российской Федерации.

Таким образом, гражданство проявляется как взаимоотношения между

государством и лицом, находящимся под его властью. Государство гарантирует

гражданину его законные права и интересы; защищает его и покровительствует

ему за границей. В свою очередь, гражданин обязан соблюдать законы и другие

предписания государства и выполнять установленные им обязанности. На

основании ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство

иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным

законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства

иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его

от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.

Связь политических прав с гражданством может создать впечатление, что

они производны от воли государства, носят вторичный характер и не относятся

к естественным правам гражданина. Однако, это не так. Естественный характер

прав гражданина определяется тем, что носителем суверенитета и единственным

источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный

народ (ст. 3 Конституции РФ). Государство признает, соблюдает и защищает

политические права гражданина так же, как и личные права человека (ст. 2

Конституции РФ). Наиболее общим, как бы объединяющим все другие

политические права и свободы, является право граждан участвовать в

управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Это право адресовано

каждому гражданину, осуществляется в различных формах как, непосредственно,

так и через своих представителей. Непосредственные формы реализации

рассматриваемого права - это: участие граждан в референдуме - всенародном

голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, в

выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления и

т.д.

Примечательно, что многие формы участия граждан в управлении делами

государства в настоящее время не используются эффективно. Показательны в

этой связи такие факторы, как низкая активность избирателей на выборах

органов государственной власти и органов местного самоуправления, невысокий

интерес к деятельности избранного ими депутата, к участию в различного рода

общественных формированиях. Представляется, что причина низкой правовой и

политической активности граждан коренится не только в правовой сфере. Одной

из основных причин неполной реализации права является экономический кризис,

осложнивший взаимоотношения государственной власти и граждан, породивший их

неверие в новые ценности.

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют

социально-экономические права. Они касаются таких сфер жизни человека, как

собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование и призваны

обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые

потребности личности. К социально-экономическим правам и свободам,

закрепленным в Конституции РФ, относятся: свобода предпринимательской

деятельности; право частной собственности, в том числе и на землю; свобода

труда и право на труд в надлежащих условиях; право на отдых; охрана семьи;

право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья,

на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода

литературного, художественного, научного, технического и других видов

творчества, преподавания; право пользования учреждениями культуры (ст. 34-

44). Приведенный перечень социально-экономических прав и свобод, по оценкам

многих отечественных и зарубежных ученых-юристов, также нередко не содержит

необходимого механизма реализации.

2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Личные (гражданские) права (права первого поколения) призваны

обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества,

его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего

вмешательства. Органическая основа и главное назначение гражданских прав

состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных, внутренних

ориентиров развития каждой личности.

Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает

свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на

усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. Она

обеспечивает, напомним, так называемую негативную свободу. Эти права,

являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защитить

пространство действия частных интересов, гарантировать возможности

индивидуального самоопределения и самореализации личности.

Ha различных этапах возникновения этих прав они призваны были ограждать

человека от незаконного вторжения государства в сферу личной свободы.

Однако в дальнейшем для осуществления гражданских прав недостаточно было

пассивной обязанности государства воздерживаться от вмешательства в сферу

свободы личности. Выявилась потребность содействовать в осуществлении прав

и свобод индивида. Это значит, что мало установить прямые запреты,

оберегающие сферу личной свободы и частной жизни от противоправных и

произвольных попыток ее ущемления, в том числе со стороны государства.

Необходимы его активные действия для реализации прав и свобод человека.

Такая позиция, распространенная во второй половине XX в., нашла выражение,

властности, в решениях Европейского суда по правам человека.

К личным (гражданским) правам и свободам человека относят: право на

жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность,

а также неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и

выбора местожительства; свободу совести; свободу выбора национальности и

выбора языка общения. По существу, этот блок прав охватывает

фундаментальные аспекты свободы личности, выражая гуманистические принципы

всякого демократически организованного общества. Целью данной главы

выступает изучение и анализ особенностей личных прав и свобод человека и

гражданина.

2.1. Право на жизнь и достоинство личности

Право на жизнь. Это право провозглашается всеми международно-правовыми

актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира как

неотъемлемое право человека, охраняемое законом[25]. Никто не может быть

произвольно лишен жизни. Во многих странах, особенно находящихся под

влиянием католической церкви, право на жизнь рассматривается как основание

для запрещения абортов, а в отдельных странах (например, в Словакии) в

конституциях есть норма об охране жизни еще до рождения человека.

Право на жизнь прежде всего предполагает проведение государством

миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Ряд государств

(Япония и др.) провозгласили в своих конституциях отказ от войны, а также

от применения вооруженной силы как средства разрешения международных

споров[26]. Правовое государство обязано поддерживать обороноспособность

страны на случай любых посягательств, но строго регламентирует

использование регулярной армии на своей территории и за рубежом, поскольку

это ведет к гибели как мирного населения, так и личного состава. Однако

подобного рода гарантий права на жизнь в Конституции РФ нет.

В мирных условиях гарантии этого права не сводятся к запрещению

убийства - это безоговорочно закрепляется Уголовным кодексом каждой страны.

Государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью, и

особенно с террористическими акциями. Гарантиями права на жизнь служат

системы здравоохранения и, в частности, предупреждения детской смертности;

охраны от несчастных случаев на производстве; профилактики дорожно-

транспортных происшествий; пожарной безопасности и др. Например, ст. 34

Федерального закона о пожарной безопасности от 21 декабря 1994 г.

устанавливает: «Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и

имущества в случае пожара».

Особое значение имеет вопрос о смертной казни. При разработке

Конституции ряд общественных и религиозных организаций настаивали на

конституционном запрещении смертной казни, как это сделано в ряде

стран[27]. Религиозный подход основывается на недопустимости вмешательства

людей в исключительное право Бога как давать жизнь, так и отбирать ее у

человека. В полной мере эти общедемократические соображения не были

восприняты, но перспектива отмены смертной казни в Конституции все же

обозначена («впредь до ее отмены»). В то же время введено несколько

гарантий против ее произвольного применения:

1) смертная казнь должна устанавливаться только федеральным законом;

2) смертная казнь должна рассматриваться как исключительная мера

наказания, т. е. иметь альтернативу в виде лишения свободы на определенный

срок с тем, чтобы суд всегда имел возможность выбора меры наказания;

3) смертная казнь может применяться только за особо тяжкие преступления

против жизни (т. е. в отношении лиц, совершивших умышленное убийство при

отягчающих обстоятельствах, за террористические акции и бандитизм, если они

привели к гибели людей);

4) при угрозе применения смертной казни обвиняемый имеет право на

рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Эти гарантии отражают гуманный характер правосудия и призваны, с точки

зрения М.В. Баглай, «исключить опасность непоправимой судебной ошибки»[28].

В связи со вступлением России в Совет Европы перед ней встал вопрос об

отмене смертной казни, поскольку это прямо предусмотрено Протоколом № 6 от

28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950

г. Однако в условиях роста преступности все органы государственной власти

пришли к выводу о невозможности немедленной отмены этой меры наказания и

осуществлении поэтапного сокращения ее применения. В Уголовном кодексе РФ,

вступившем в силу с 1 января 1997 г., составы преступления,

предусматривающие смертную казнь, сокращены с 28 до 5 (умышленное убийство,

террористический акт и др.). Смертная казнь по ряду составов преступления

заменена пожизненным заключением. На исполнение приговоров о смертной казни

был установлен мораторий.

Однако все эти меры не устранили неравенства граждан, в отношении

которых смертные приговоры выносились в одних случаях судом присяжных, как

это четко требует ст. 20 Конституции РФ, а в других - судами без

привлечения суда присяжных. Неравенство возникает из-за того, что суды

присяжных созданы только в 9 субъектах РФ.

В связи с этим Конституционный Суд РФ в постановлении от 2 февраля 1999

г. обратил внимание Федерального Собрания на то, что после принятия в 1993

г. Конституции оно располагало достаточным временем для выполнения

предписаний ст. 20, и признал, что «с момента вступления в силу настоящего

постановления и до введения в действие соответствующего федерального

закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому

обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в

качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на

рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в

виде смертной казни назначаться не может независимо от того,

рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в

составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух

народных заседателей».

Достоинство личности. Это качество человека равнозначно праву на

уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием личности,

осознающей свою свободу, равенство и защищенность. Достоинство превращает

человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства.

Это государство дает человеку право на самооценку, «самоопределение» и

охраняет его выбор жизненных ценностей.

Достоинство конкретизируется в правах человека, защита которых

составляет назначение государства. Поэтому можно сказать, что в наиболее

общей форме цель государства состоит в охране человеческого достоинства.

Таким образом, когда говорят, что «государство должно служить народу», то

это в первую очередь означает, что государство должно обеспечить защиту

достоинства каждого человека. Не случайно многие конституции мира

закрепляют принцип достоинства человека в одной «связке» с народным

суверенитетом и основными обязанностями государства (ФРГ, Греция,

Португалия и др.)[29]. Достоинство, если оно надлежащим образом защищено, -

это опора демократии и правовой государственности. Если общество не

признает и не защищает достоинство отдельного человека, то никакие

юридические, экономические и политические меры не обеспечат прочный

культурный и этический фундамент общества.

Современный немецкий юрист П. Хеберле пишет: «О содержании понятия

«достоинство человека» можно говорить применительно ко всей его жизни - от

рождения до смерти. Но в ряде случаев этот конституционный принцип

действует даже до и после упомянутых событий. Примерами могут служить

защита личного достоинства умершего и дискуссия о правах плода во чреве

матери»[30].

Конституция РФ защищает достоинство личности, устанавливая абсолютный

принцип: «Ничто не может быть основанием для его умаления». В самом тексте

ст. 21 этот принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам,

насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство

обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским,

научным или иным опытам. Целям защиты достоинства служат многие нормы

Конституции: право на достойную жизнь, неприкосновенность частной жизни,

защита человеком своей чести и доброго имени, запрет сбора информации о

частной жизни, запрет насильственного проникновения в жилище и др.

Заботой о достоинстве человека пронизаны многие нормы уголовного права

и уголовного процесса. Так, в Уголовном кодексе РФ предусмотрены такие

составы преступления, как клевета и оскорбление. Уголовно-процессуальный

кодекс требует от следователя при производстве обыска принимать меры к

тому, чтобы при этом не были оглашены выявленные обстоятельства интимной

жизни лица, а личный обыск производился только лицом одного пола с

обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола. Правом на достойное

обращение пользуются не только обвиняемые, но и осужденные, отбывающие срок

наказания в местах заключения. Таких норм много, они существуют и в других

отраслях права, отражая конкретную реализацию конституционного принципа

охраны достоинства человека.

Особенно важны гражданско-правовые гарантии, закрепленные в Гражданском

кодексе РФ. Здесь жизнь, здоровье, достоинство, личная неприкосновенность,

честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни,

личная и семейная тайна, право на имя и авторство и другие конституционные

личные права и свободы квалифицируются как нематериальные блага (ст. 150).

Неимущественные права и блага, принадлежавшие умершему человеку, могут

осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками

правообладателя.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные

страдания) действиями, нарушающими его личные права, он вправе возложить на

нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда[31]. Для

защиты чести, достоинства, деловой репутации гражданин вправе обращаться в

суд, причем допускается защита чести и достоинства гражданина и после его

смерти[32]. Законом установлен порядок удовлетворения требований

гражданина, связанных с распространением сведений, порочащих его честь,

достоинство или деловую репутацию[33].

Защита чести и достоинства часто соприкасается со свободой слова.

Показательно в этом вопросе определение Конституционного Суда РФ от 27

сентября 1995 г. по поводу обращения А.В. Козырева. Поводом для обращения

послужило начатое одним из судов города Москвы судебное разбирательство по

иску В. В. Жириновского к телекомпании НТВ и А.В. Козыреву о защите чести и

достоинства на основании статьи Гражданского кодекса, согласно которой

гражданин или организация вправе требовать по суду опровержения порочащих

их честь и достоинство сведений, если распространивший такие сведения не

докажет, что они соответствуют действительности. Заявитель полагал, что эта

статья не соответствует ст. 29 (ч. 1 и 3) Конституции РФ, гарантирующей

каждому свободу мысли и слова и устанавливающей, что никто не может быть

принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них, поскольку

допускает возможность судебного опровержения любых сведений. Между тем, по

мнению заявителя, существуют определенные сведения, которые не могут быть

предметом судебного опровержения, поскольку они являются выражением личного

мнения и взглядов, оценочными суждениями того, кто их распространяет, и

принуждение к отказу от них - это вторжение в область «мысли и слова»,

«мнений и убеждений», охраняемых ст. 29 Конституции РФ. Распространение

таких сведений не может рассматриваться как посягательство на чьи-либо

честь и достоинство, так как они лишь формируют репутацию лица, их

распространившего. Конституционный Суд в связи с этим обращением указал:

«Право на судебную защиту чести и достоинства и возложение на того, кто

распространил порочащие сведения, обязанности доказать их соответствие

действительности, не нарушают гарантированную Конституцией Российской

Федерации свободу мысли и слова. Связанные с обеспечением конституционных

требований уважения достоинства личности допустимые ограничения при

использовании свободы слова строго очерчены Конституцией Российской

Федерации и вытекают из предписаний ее ст. 17 (ч. 3), 29 (ч. 2) и 55 (ч.

3). Из этих конституционных положений следует, что права и свободы, в том

числе и свобода слова, не должны использоваться во вред основам

конституционного строя, нравственности, правам и законным интересам других

лиц, безопасности государства.

При рассмотрении в судах общей юрисдикции дел о защите чести и

достоинства подлежит установлению и оценке не только достоверность, но и

характер распространенных сведений, исходя из чего суд должен решать:

наносит ли распространение сведений вред защищаемым Конституцией Российской

Федерации ценностям, укладывается ли это в рамки политической дискуссии,

как отграничить распространение недостоверной фактической информации от

политических оценок и возможно ли их опровержение по суду. Исправление

судебных ошибок, допущенных при решении указанных вопросов, относится к

компетенции судов вышестоящих инстанций, включая Верховный Суд Российской

Федерации».

2.2. Право на свободу и личную неприкосновенность

Право на свободу есть «не что иное, как сама свобода, т. е. возможность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.