рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Римское частное право

Правоспособность римского гражданина в области частного права слагалась из

двух основных элементов: jus connubii, т.е. права вступать в законный брак,

при котором дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала

власть над детьми, и jus commercii – права торговать, совершать сделки, а

следовательно, приобретать и отчуждать имущество.

Понятие дееспособности. Лица дееспособные и частично дееспособные. Опека и

попечительство. В современном праве различают правоспособность и

дееспособность (т.е. способность совершать действия с соответствующими

юридическими последствиями). Римское право не знало соответствующих

категорий, однако и в Риме не за каждым лицом признавалась способность

совершать действия с юридическими последствиями. Дееспособность зависит

прежде всего от возраста. В римском праве различались дети до 7 лет

(infantes) – вполне недееспособные – и мальчики от 7 до 14 лет и девочки от

7 до 12 лет (impuberes) – частично дееспособные. Impuberes признавались

способными самостоятельно совершать такие сделки, которые ведут к одному

лишь приобретению для несовершеннолетнего. Для совершения действий, которые

могут привести к прекращению права несовершеннолетнего или к установлению

его обязанности, требовалось разрешение опекуна, которое должно было

даваться непременно при самом совершении сделки. Опекуном был обычно

ближайший родственник по указанию отца несовершеннолетнего, сделанному в

завещании, или по назначению магистрата. В настоящее время критерием

разграничения опеки и попечительства служит объём подлежащей восполнению

дееспособности: над полностью недееспособными учреждается опека, над

частично дееспособными – попечительство.В основу разграничения опеки и

попечительства в римском праве скорее всего закладывали возрастные

признаки. Опека назначалась над несовершеннолетними, а также над женщинами

независимо от возраста; попечительство же устанавливалось в отношении

совершеннолетних, не достигших 25 лет, а также в отношении душевнобольных.

В дееспособности ограничивались также расточители.

Правовое положение рабов. Пекулий. Правовое положение рабов определялось

тем, что раб – не субъект права; он – одна из категорий наиболее

необходимых в хозяйстве вещей. Власть рабовладельца над рабом беспредельна;

господин может раба продать и даже убить. Раб не может вступать в брак,

признаваемый законом; союз раба и рабыни – отношение чисто фактическое.

Имущество, выделяемое из общего имущества рабовладельца в управление раба,

называлось “пекулий” (вероятно, от слова pecus – скот). За совершаемыми

рабом сделками признавалась юридическая сила. Рабы, имеющие пекулий,

признавались способными обязываться, но приобретать права для себя не

могли; все их приобретения автоматически поступали в имущество господина.

Раб мог приобрести право требования, но без права на иск. Реализация права

на иск была возможна только в случае отпущения раба на свободу. Претором

был также введен ряд исков, которые давались как дополнительные (к

неснабженному иском обязательству самого раба) против рабовладельца. Факты

выделения имущества в самостоятельное управление раба с развитием

хозяйственной жизни стали расценивать как согласие домовладыки нести в

пределах пекулия ответственность по обязательствам, которые принимались

рабом в связи с пекулием.

Зарождение юридических лиц, их правовое положение. Римские юристы не

разработали понятия юридического лица как особого субъекта,

противопоставляемого лицу физическому. В древнереспубликанском праве еще не

было имущества корпорации, это была общая собственность членов корпорации,

но только неделимая, пока существовала корпорация. В случае прекращения

корпорации имущество делилось между последним составом ее членов.

Корпорация, как таковая, не могла выступать и в гражданском процессе.

Вместе с тем римские юристы отмечали тот факт, что в некоторых случаях

права и обязанности принадлежат не отдельным лицам и не простым группам

физических лиц (как это имеет место при договоре товарищества), а целой

организации, имеющей самостоятельное существование, независимо от

составляющих её физических лиц. Организации сравнивались с человеком, лицом

физическим; юристы говорили, что организация действует personae vice

(вместо лица, в качестве лица), privatorum loco (вместо отдельных лиц, на

положении отдельных лиц).

Допускалась почти полная свобода образования коллегий, ассоциаций и т.п.

Члены подобных объединений были вольны принять для своей деятельности любое

положение (устав), лишь бы в нем не было ничего нарушающего публичные

законы. С переходом к монархии свободное образование коллегий стало

возбуждать подозрение со стороны принцепсов оказалось политически

неприемлемым. Создание корпораций (кроме религиозных и некоторых

привелегированных) допускалось только с разрешения сената и санкции

императора. Прекращалось юридическое лицо с достижением цели его

деятельности, распадением личного состава, а также если деятельность

организации принимала противозаконный характер.

Семейные правоотношения

Семья. Агнатское и когнатское родство. Термином familia обозначались

первоначально рабы в данном хозяйстве, а потом все относящиеся к составу

домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила. Глава семьи и властелин

древнейшей семьи – домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит

(вероятно, от греческого kueros – власть). Домовладыка первоначально имел

одинаковую власть (manus) над женой, детьми, рабами, вещами; всех их он мог

истребовать с помощью одинакового (так называемого виндикационного) иска.

Постепенно эта власть дифференцировалась и получила разные наименования:

manus mariti (над женой), patria potestas (над детьми) и т.д.

Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось

первоначальное, агнатское родство. Дочь, выходившая замуж и поступавшая под

власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своего

отца, братьев и т.д. Постепенно власть домовладыки стала принимать более

определенные границы; одновременно личность подвластных стала получать

признание в частном праве. По мере развития хозяйства и ослабления

патриархальных устоев получало всё большее значение родство по крови,

когнатское родство, в конце концов полностью вытеснившее агнатское родство.

В когнатском родстве следует различать линии и степени. Линии бывают двух

видов:

- прямая, связывающая лиц, происходящих одно от другого. Прямая линия

может быть восходящей или нисходящей в зависимости от того, проводится

она от потомства к предку либо от предка к потомству;

- боковая, объединяющая лиц, имеющих общего предка.

Степень родства исчисляется количеством рождений, на которое сопоставляемые

лица отстоят одно от другого; отсчет рождений ведется по прямой линии –

непосредственно между этими лицами, а по боковой – от общего предка.

Брак cum manu и sine manu. В доюстиниановом праве различали брак cum manu,

т.е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа

(или его домовладыки, если, муж сам был подвластным лицом), и брак sine

manu, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо

была самостоятельным лицом. При браке cum manu жена поступала под власть

мужа на одинаковых основаниях с его детьми. Первоначально власть мужа была

неограниченной, но постепенно она была введена в известные рамки (например,

отпало право убить жену). Брак sine manu по внешности был схож с

сожительством, но отличался от него намерением основать семью, иметь и

воспитывать детей. При браке sine manu жена остается под властью своего

отца, т.е. в составе прежней семьи, а если до брака жена была

самостоятельна, она сохраняла самостоятельность и по вступлении в брак. Тем

не менее главенство мужа сказывалось и при браке sine manu (жена получала

имя и сословное положение мужа, местожительство мужа было обязательным и

для жены).

Имущественные отношения супругов. При браке cum manu всё имущество жены

поступало в полную собственность мужа, сливаясь нераздельно с имуществом,

принадлежавшим ему до брака. В случае прекращения брака имущество,

принесенное женой, не возвращалось ей; она получала лишь известную долю в

порядке наследования в случае смерти мужа. При браке sine manu имущество

супругов оставалось раздельным. Даже простое управление имуществом жены

принадлежало мужу при браке sine manu только тогда, когда жена сама

передаст ему имущество для этой цели; в таком случае отношения между

супругами определялись на основаниях договора поручения. Приобретения жены

во время состояния в браке sine manu также поступали в её имущество.

Институт приданого. Термином “приданое” обозначаются вещи или иные части

имущества, предоставляемые мужу женой, её домовладыкой или третьим лицом

для облегчения материальных затруднений семейной жизни. В

древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu,

специальной регламентации правового положения приданого не было. Когда

вошли в практику браки sine manu, для приданого был установлен особый

правовой режим. Муж принимал на себя устное обязательство возвратить

приданое в случае прекращения брака. При отстутствии такого соглашения

приданое юридически оставалось в имуществе мужа навсегда, но муж обычно

считал себя обязанным оставлять его по наследству в пользу жены. В случае

развода претор стал давать жене иск о частичном возврате приданого в

качестве штрафа за необоснованный развод. В классический период (первые три

века н.э.) в случае прекращения брака приданое подлежало возврату. В

императорский период сложился обычай, по которому муж, получая приданое, со

своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме

дарения в пользу жены. Во время брака это дарение оставалось в распоряжении

мужа, но в случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене.

Прекращение брака. Брачный союз прекращался:

- смертью одного из супругов;

- утратой свободы одним из супругов;

- разводом.

Развод в классическую пору был свободным и допускался как по обоюдному

согласию супругов, так и по одностороннему заявлению отказа от брачной

жизни. В период абсолютной монархии были установлены существенные

ограничения развода. Юстинианом развод по обоюдному согласию был запрещен.

Односторонние заявления о разводе были допущены в случае, если другой

супруг нарушил верность, покушался на жизнь первого супруга или допустил

какое-то другое виновное действие. Допускался развод по уважительной

причине (неспособность к половой жизни, желание поступить в монастырь, и

т.д.). Односторонний развод без уважительной причины сопровождался

наложением штрафа, но брак всё же считался прекращенным.

Конкубинат. От брака отличался конкубинат, дозволенное законом постоянное

(а не случайное) сожительство мужчины и женщины, не отвечающее требованиям

законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от

конкубины не подлежали отцовской власти. Несмотря на моногамный характер

римской семьи, для мужчины в республиканскую пору считалось допустимым

наряду с matrimonium с одной женщиной состоять в конкубинате с другой

(напротив, всякое сожительство женщины с другим мужчиной, кроме мужа,

давало право мужу убить жену).

Отцовская власть. Правовое положение детей. Самостоятельным лицом был

только отец; сыновья и дочери были лицами чужого права. Подвластный сын

имеет и libertas, и ivitas; в области публичного права он стоит наряду с

отцом, может занимать публичные должности (только не может быть сенатором),

но в семье он всецело подчинен отцовской власти, притом независимо от

возраста, и даже когда он уже состоит в браке и, быть может, имеет своих

детей. Отцовская власть возникает с рождением ребенка от данных родителей в

законном браке, а также путем узаконения или усыновления. Отцовская власть

могла быть установлена путем узаконения детей от конкубины. Усыновление

устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом.

Личные права и обязанности родителей и детей коренным образом были различны

на разных этапах римской истории. В древнейшее время отец имел право жизни

и смерти, право продажи детей и т.п. С течением времени эта власть

смягчалась и в конце концов свелась к праву применять домашние меры

наказания детей, к обязанности детей оказывать уважение родителям и т.п.;

родители и дети взаимно были обязаны в случае необходимости предоставлять

друг другу алименты.

Пекулий и его виды. Пекулий – имущество, предоставляемое подвластному

только в управление и пользование; собственником пекулия остается

домовладыка. В случае смерти пекулий не переходит по наследству, а просто

возвращается в непосредственное обладание отца. Наоборот, в случае смерти

домовладыки пекулий переходит к его наследникам наряду со всем остальным

его имуществом. Если подвластный сын освобождается от отцовской власти, и

отец при этом не потребовал возврата пекулия, пекулий остается подаренным

сыну.

С течением времени наряду с пекулием, поступившим от отца (peculium

profecticium), появились другие виды пекулия. Военный пекулий (peculium

castrense), т.е. имущество, которое сын приобретает на военной службе или в

связи с ней, принадлежал подвластному на праве собственности, но если он

умирал, не оставив завещания относительно военного пекулия, это имущество

поступало к домовладыке на тех же основаниях, как и обыкновенный пекулий. С

начала IV в. н.э. юридическое положение военного пекулия было

распространено на всякого рода приобретения сына, сделанные на

государственной, придворной, духовной службе, а также на службе в качестве

адвоката. При Юстиниане всё, приобретенное подвластными не на средства

отца, было признано принадлежащим подвластным.

Прекращение отцовской власти. Эманципация. Отцовская власть прекращается:

- смертью домовладыки;

- смертью подвластного;

- утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным;

- лишением домовладыки прав отцовской власти;

- приобретением подвластным некоторых почетных званий.

Отцовская власть прекращалась также эманципацией подвластного, т.е.

освобождением из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого

подвластного. В праве юстинианового времени эманципация совершалась:

- получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда;

- заявлением домовладыки, также заносившимся в судебный протокол;

- фактическим предоставлением в течение продолжительного времени

самостоятельного положения подвластному.

Право собственности

Понятие права собственности. Содержание права собственности. Для

обозначения права собственности в Риме пользовались термином dominium, а

примерно с конца республиканского периода – также proprietas. Право

собственности является наиболее обширным по объему правом на вещь. Главное

качество права собственности: соединение абсолютного господства лица над

вещью с правом распоряжения ею, правом определять её судьбу (продать,

обменять, заложить, уничтожить). Основными правомочиями собственника были:

- jus utendi – право пользования вещью;

- jus fruendi – право извлечения плодов естественных и цивильных

(дохода);

- jus abutendi – право распоряжения судьбой вещи;

- jus posidendi – право владеть вещью;

- jus vindicandi – право истребовать вещь из рук каждого её фактического

обладателя, безразлично – владельца или держателя.

Владение. Владение и право собственности. Владение и держание. Владение в

смысле фактического обладания вещами является тем отношением, на почве

которого складывался институт права собственности. В развитом римском праве

“владение” и “право собственности” – различные категории, которые могли

совпадать в одном и том же лице, но могли принадлежать и разным лицам.

Владение представляло собой именно фактическое обладание, однако связанное

с юридическими последствиями, прежде всего снабженное юридической защитой.

Проводилось различие между владением в точном смысле (possessio civilis) и

простым держанием (detentio или possessio naturalis).

Владение можно определить как фактическое обладание лица вещью (объективный

элемент), соединенное с намерением относиться к вещи как к своей, т.е.

обладать независимо от воли другого лица, самостоятельно (субъективный

элемент) и снабженное исковой защитой; держание же – как фактическое

обладание вещью без такого намерения (обладание на основе договора с другим

лицом, вообще несамостоятельное, а также и обладание ненамеренное,

бессознательное и т.д.). Владельцы защищались от всяких незаконных

посягательств на вещь непосредственно сами, арендатор как держатель от

чужого имени мог получить защиту только через посредство собственника, от

которого получена вещь.

Виды владения. Владельцем вещи нормально является её собственник, так как

нормально вещи находятся в обладании тех, кому они принадлежат. Собственник

имеет право владеть вещью, в этом смысле он является законным владельцем.

Владельцы, фактически обладающие вещью с намерением относиться к ней как к

собственной, но не имеющие права ею владеть, признаются незаконными.

Незаконное владение может быть двух видов: незаконное добросовестное

(владелец не знает и не должен знать о незаконности владения) и назаконное

недобросовестное владение (владелец знает и должен знать о незаконности

владения).

Существовали также случаи так называемого производного владения. К числу

производных владельцев относится, например, лицо, которому вещь заложена,

или лицо, которому вещь передана на сохранение впредь до разрешения в

судебном порядке спора о её принадлежности.

Установление и прекращение владения. Владение устанавливается для данного

лица с того момента, когда у него соединились и телесный момент, и

владельческая воля в смысле намерения относиться к вещи как к своей. Для

установления намерения, с которым данное лицо обладает вещью, необходимо

выяснить правовое основание, которое привело к обладанию лица данной вещью.

Одно лицо получило вещь путем покупки, сопровождавшейся передачей вещи

продавцом, другое – получило такую же вещь по договору найма во временное

пользование. Осуществляя свое пользование, оба они совершают, быть может,

одинаковые действия, но для первого лица эти действия являются показателем

владельческой воли, а для второго – они лишь выражение его зависимого

держания. Изменить основание владения можно было путем совершения

соответствующих договоров. Владение могло быть также приобретено через

представителя; представитель должен был иметь полномочие приобрести

владение для другого лица и намерение приобрести вещь не для себя, а для

представляемого.

Владение утрачивалось с утратой одного из двух необходимых элементов, а

именно, как только вещь выходила из обладания лица, или лицо выражало

желание прекратить владение (отчуждало вещь). Владение прекращалось в

случае гибели вещи или превращения её во внеоборотную вещь. Если владение

осуществлялось через представителя, то оно прекращалось, помимо воли

владельца, в том случае, если прекратилась возможность обладания вещью и в

лице представителя, и в лице представляемого.

Преторские интердикты. Защита добросовестного владельца. В отличие от

держания владение пользовалось самостоятельной владельческой защитой. Для

того, чтобы получить защиту владения, необходимо установить факт владения и

факт его нарушения. Во владельческом процессе доказывались только факты, а

вопрос о том, кому принадлежит право на владение данной вещью, оставался в

стороне; если вещь присуждалась не тому, кто имел на неё право, то этот

последний мог затем предъявить свой собственнический иск. Если ему

удавалось доказать свое право собственности (а не только факт владения), он

мог истребовать вещь от фактического владельца. Владение защищалось не

исками, а интердиктами (распоряжениями претора о немедленном прекращении

каких-то действий, нарушающих общественный порядок и интересы граждан).

Владельческие интердикты давались или для того, чтобы защитить от

самовольных посягательств на вещь владельца, еще не утратившего владения,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.