рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Проблемы Церкви и религиозного сознания в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков

напоминая комплекс идей, нечетких и противоречивых,

______________________________________________________________________1.

Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? – Л.: Художественная

литература, 1990. - с.104

2. Розанов В.В. Толстой и русская Церковь // Сб.: Религия и культура

Т1. - М.: Правда, 1990. - с. 358

3. Богданов А.П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. –

М.: Политиздат, 1990. - с. 436

4. Розанов В.В. Толстой и русская Церковь // Сб.: Религия и культура

Т1. - М.: Правда, 1990. - с. 366

5. Розанов В.В. Толстой и русская Церковь // Сб.: Религия и культура

Т1. - М.: Правда, 1990. - с. 358

спонтанно родившихся внутри многочисленных сект рационалистического

толка. Однако Толстой не систематизирует и не ставит в один ряд

отдельные положения из различных религиозных систем. Он просто

объединяет этические моменты, являющиеся общими для различных

толкований Евангелия. Это означает, что в учении Толстого совершенно

отсутствует догма как структура. Следовательно, оно не могло стать

прообразом для создания какой-либо новой секты. В России было мало

последователей Толстого, пытавшихся организовать новую форму церкви,

совсем немного было верующих, покинувших православие с тем, чтобы

обратиться к религии милосердия и братства1. Тем не менее толстовское

движение жило, в него вливались новые силы, особенно в

послереволюционные годы – рабочие, крестьяне, бывшие солдаты. Для них,

переживших две войны, толстовские идеалы, основанные на любви ко всему

живому и на отрицании насилия, обладали огромной притягательностью.

Учение писателя оказало огромное влияние и на интеллигенцию.

Ярким примером в подтверждение этому может служить тот факт, что в

период с 1909 по 1917 годы создаются несколько обществ; идейно

направленных в духе учения Л.Н. Толстого ( Московское Вегетарианское

Общество, Общество Истинной Свободы, Объединенный Совет

религиозных общин и групп ); единомышленниками Л.Н. Толстого выступали

и некоторые издательства ( издательство «Посредник»,

руководитель И.И. Горбунов – Посадов ; издательство «Единение»; а

также ряд провинциальных издательств – « Благая весть » и др. )

и журналы ____________________________________________________________

1. Л.Н. Толстой. В воспоминаниях современников: В 2т. Т1 – М.:

Политиздат, 1960. - с. 529

( «Голос Толстого и Единение» – ( 1917 год ), редактор В.Т. Чертков;

«Истинная свобода» – ( 1920 год ), редакторы В.Ф. Булгаков и

А.П. Сергеенко и др. ). Общества в память Л.Н. Толстого не имели четкой

структуры, но, зато служили главной цели – великой идеи установления

любви и мира между всеми живыми существами посредством просветительских

бесед и т.д1.

Естественно, что обер-прокурора К.П. Победоносцева такое преклонение

перед идеяим графа Л.Н. Толстого побудило заявить о том, что оно носит

характер «эпидемического сумасшествия»2. Факт создания хотя и

немногочисленных обществ, издательская деятельность, выпуск журналов

наводит на мысль, что программа жизни по Толстому нашла в некоторых

кругах практическое воплощение, или, по крайней мере, были предприняты

такие действия, означавшие для русского общества попытку преодолеть

«нездоровые, дурные нравы». Несмотря на абсолютно благие намерения

движения, гражданские и церковные власти сочли необходимым развернуть

активную антитолстовскую компанию, не только запретив публикацию

политико-религиозных произведений писателя, но и

подвергая цензуре статьи с положительными отзывами о них, сообщения о

состоянии здоровья Л.Н. Толстого и условиях его жизни. Одновременно на

страницах печати усиливались нападки на его последователей, которым

ограничивали свободу, а во многих случаях подвергали депортации или

отправляли в ссылку.

___________________________________________________________ 1.

Воспоминания крестьян – толстовцев / сост. А.Б. Рогинский. – М.: Книга,

1989. - с. 459-462

2. Богданов А.П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. –

М.: Политиздат, 1990. - с. 442

Термин «толстовство» был введен РПЦ в политических целях.

Антитолстовская компания, развязанная гражданскими и церковными

властями, приобрела особенно интенсивный характер в 1890 годы. Она

стала частью более широкой борьбы со всеми формами религиозного

неповиновения, первым выражением которой явилось усиление цензуры:

раннее ее обвиняли в излишней терпимости в отношении идей, подрывающих,

по мнению церковных иерархов, основы авторитета и власти церкви.

Государственная Церковь, однако, не ограничилась лишь репрессивными

мерами и не довольствовалась полемикой в печати. Насаждалась мысль, что

толстовство представляло собой новое сектантское направление, которое

можно было прибавить к списку различных проявлений религиозного

несогласия.

Согласно православной классификации, учение графа Толстого было

отнесено к категории так называемых «рационалистических сект», но с

одним важным отличием: в то время как такие секты поддерживали основы

христианской веры, Толстой их разрушал.

Государственная власть отреагировала на усиление влияния

толстовского движения « Определением Святейшего Синода » от

20 – 22 февраля 1901 года. «Определение» говорило не об отлучении

писателя, а о самоотторжении его от православной церкви1. Отлучение

«безбожной личности»2 от церкви было подобно небольшому толчку,

вызывающему лавину.

1. Богданов А.П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. –

М.: Политиздат., 1990. – с. 443

2. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Ответ Л. Толстому: Сб./ Сост.

Т.А. Соколова. – М.: Новатор, 1998. – с. 321

Оно было встречено неодобрением даже в глубоко православной части так

называемого высшего общества: множество лиц, в том числе и из

интеллигенции, открыто заявляло о своей солидарности с Толстым и

письменно уведомляло Синод о своем выходе из православия. Акт Синода

лишь вызвал горячий интерес к учению писателя3.

Деятельность Толстого явилась показателем глубокого религиозного

упадка официальной церковности в русском обществе. Он заставлял людей

задуматься об основополагающих христианских принципах. Объединив

этические моменты, являющиеся общими для многих религий, Толстой, по

существу, не создал никакой новой религиозной системы. Неудача Толстого

лишь доказывает, что религии искусственно не создаются, не

изобретаются.

Показательно, что так называемое толстовство проникло в самые

различные круги общества: оно было вдохновителем короткого, но

интенсивного периода анархо – христианского движения и явилось причиной

острой идеологической борьбы анархистских организаций: оно пользовалось

большим успехом в международной социал-демократии. Таким образом,

распространение толстовской мысли представляет собой важнейшую веху в

глубоком кризисе религиозного самосознания русского общества в конце

ХIХ века.

Мы видим как лоне некоторых Церквей образуются группыхристиан,

объединившихся социализмом2. Не исключение и РПЦ (деятельность Гапона в

«Собрании русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга»)3. Таким

образом, христианство,

___________________________________________________________

1. Шохор-Троцкий К. К юбилею отлучения Толстого / Былое. – 1991. №3. – с.

105

2. Корзун М.С. Русская православная Церковь на службе эксплуататорских

классов: Х –1917 год. – Мн.: Беларусь, 1984. – с.231

3. Шамаро А.А. Дело игуменьи Митрофаньи. – Л.: Лениздат, 1990. – с.95

сущности, в соприкасалось с идеями современности, с экономическим,

социальным и политическим прогрессом. В русском обществе, оказавшемся

под сильным влиянием идей марксизма, религия не могла рассматриваться

лишь как этический порыв, она должна была проявиться в качестве

политического инструмента.

Проблема взаимоотношений Русской православной церкви и российского

государства, а также причин кризиса «исторического христианства» была

одним из главных предметов интереса В.С. Соловьева ( 1853 – 1900 годы

), писавший, что «русская Церковь не обладает духовной свободой, она

порабощена светской властью, являясь лишь «казенным православием», что

российское государство сделало из церкви «атрибут национальности и

послушное орудие мирской власти»1.

Известный исследователь русской идеи А.В. Глыга считает, что

жизненной задачей В. Соловьева стало реформирование христианства,

освобождение его от чуждый наслоений, выявление его нравственной,

гуманной сущности, заключение в новую, современную форму, сделав ее

всеобщим достоянием2.

В конце 80–х годов В. Соловьев острейшим образом чувствует конец

византийско – московского православия, которое считал язычеством и

стремиться к тому, «чтобы при помощи римской католической церкви

оживить и преобразовать восточную Церковь»3. Критика византийско –

московского православия была настолько

____________________________________________________________

1.Соловьев В.С. Собр. соч. в 2-х т. – М.: Мысль, 1988. – Т 1. – с. 17

2.Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. – М.: Соратник, 1995. – с. 94

3. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев.- 2 изд., доп. – М.: Мысль, 1994. – с. 184

Соловьевым в этот период ( «Россия и вселенская Церковь», «Русская

идея» ) не могли быть напечатаны в России. Опубликованы они были за

границей на французском языке, а в переводе на русский язык они смогли

появиться лишь через несколько лет после смерти автора. В 1891 году его

работа «Об упадке средневекового мировоззрения» тоже наполнена чувством

катастрофизма по отношению к традиционному православию1. Обращаясь к

работе В. Соловьева «Когда был оставлен русский путь и как на него

вернуться». ( По поводу «Заметки о внутреннем состоянии России» К.С.

Аксакова ), ( 1881 год ), можно проследить мысль автора о том, что

истоки кризиса русского православия начинаются не с реформирования

церкви Петром I ( «это государственная власть ставящая себя вне

народа…, грех Петра Великого – это насилие над обычаем народным во имя

казенного интереса – грех тяжкий, но простительный» ), а еще с

никоновского раскола ( «Патриарх Никон – это церковная иерархия,

ставящая себя вне церкви, извне преобразующая быт религиозный и

производящая раскол, грех здесь – насилие жизни духовной во имя

духовного начала…» ).

По Соловьеву, вторжение светской власти в быт народа – явление

ненормальное, но в нем нет того внутреннего противоречия, которое

возникает, когда духовная власть, по своей природе исключающая всякое

насилие, действуя насильственно, вторгается в религиозную жизнь народа.

«Когда власть светская действует не по-христиански, то она не вступает

в противоречие с собою, потому что она не есть непременная

носительница христианского начала. Кесарь может быть

____________________________________________________________

1. Опыты: Литературно-философский ежегодник. – М.: Советский

писатель,1990.- с. 273-274

и язычником. Но когда власть духовная, носящая на себе Образ Христов,

сознательно действует вопреки духу Христову, она бесповоротно осуждает

себя». В статье констатируется факт, что духовная власть, носительница

высшего нравственного начала в обществе, никакого нравственного

авторитета не имеет, так как, по мнению Соловьева, официальное

православие «в действительности является не тем, чем оно должно быть»1.

Особо акцентируется

внимание на том, что коренное зло новой России – ее раздвоение, но

раздвоение не между правительством и землею, не между интеллигенцией и

простым народом, а в деле веры. Коренное зло – в церковном расколе, в

разделение между иерархией и народом. Какой же выход из этого

положения? По Соловьеву это:

во-первых, устранение внешних насильственных средств, еще

употребляемых для поддержания внешнего призрачного авторитета

Церкви;

во-вторых, государство должно отказаться от внешней искусственной и

насильственной поддержки Церкви;

в-третьих, свобода исповедания.

Таким образом, реформируя русскую Церковь, по заключению В.

Соловьева, государство «потеряет невольных служителей, несколько

десятков архиереев, лишенных всякого авторитета, и приобретет признание

и согласие миллионов людей религиозных, честных, трудолюбивых».

Религиозное освобождение русской церкви очень важно, потому что

«осуществление свободы церкви, истинного общества христианского

составляет для русского народа цель его.

____________________________________________________________

1. Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. – Казань:

Университет, 1991. – с. 100

жизненного пути»1

По меткому выражению Замалеева Н.Ф., «теперь уже мало кого

удовлетворяла критика исторического христианства, и без того

обветшавшего в служении деспотической власти»2, новой России необходимо

было новое откровение о человеке, новое религиозное сознание. Выступив

за осуществление универсального синтеза науки,

философии и религии, В.С. Соловьев открыл, по сути дела, само понятие

«новое религиозное сознание». Подробно свою систему Соловьев изложил в

докторской диссертации «Критика отвлеченных начал»3 (1880 год ), а

так же в трактате «Чтения о Богочеловеке»4 (1878-1881 годы ).

Концепция Соловьева о «творении» человека противоречива: с одной

стороны, ее автор допускает формальное происхождение его от

божественного начала, а с другой – фактически человек выступает как

«вечный», т.е. не сотворенный богом. Главное, к чему стремиться В.

Соловьев, заключается в том, что человек бессмертен, вечен ( эта идея

логически вытекает из его несотворенности ). Если христианство

требовало славить Бога за то, что тот создал человека, то Соловьев

предпочитает воздавать должное Богу за его невмешательство в

грехопадение человека и попытки его преодоления. В работе «Чтения о

Богочеловеке» он выступает против насильственного подчинения человека

Богу. По его мнению, сейчас мало одной веры человека в бога, необходимо

основное: вера в человека. Задача человека как разумного и духовного

существа не ограничивается собственным

____________________________________________________________

1. Розанов В.В. Уединенное. Опавшие листья: Лирико-философские записки.

– М.: Современник, 1992. – с. 409

2. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. – С.-П.: Изд-во

С.-П. ун-та, 1995. – с. 221

3 .Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал //Собр. соч. в 2-х т. – М.:

Мысль, 1988. – Т 1.

4. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве //Собр. соч. в 2-х т. – М.:

Мысль, 1988. – Т 2.

спасением, но состоит в стремлении к преодолению всех проявлений зла и

несовершенства мира. Посредством наук, искусства и общественных

учреждений человечество стремиться к совершенствованию жизни и

неизбежно приходит и идее совершенной жизни, совпадающей с божественным

предопределением, к идее Царства Божьего, возможного на земле в форме

свободной теократии.

Таким образом, Соловьев пытается найти выход из кризиса социальных

отношений путем создания новых духовных основ общества, не меняя

существенно самих социально-экономических укладов России. На пути к

Царству Божьему, на земле люди должны действовать не в одиночку, а

совместно, как общество, построенное на нравственных принципах добра и

правды. Идеал такого общества Соловьев видел в свободной теократии, при

которой нравственная власть принадлежит Церкви и ее первосвященнику,

сила – царю, как персонифицированному выразителю государственности, а

право живого совета с Богом – пророкам, «обладателям ключей будущего»1.

По Соловьеву, реальным выражением общества должна быть христианская

Церковь. Однако понимание церкви у него отличается от традиционного

христианского учения. Философ подчеркивает, что Церковь в «истинном» ее

смысле не является неким «местом для богослужения», как это

трактовалось в православии. У Соловьева Церковь имеет три части:

совокупность отдельных людей, органическую форму «тела» и деятельную

силу жизни или духа Бога. В. Соловьев много времени потратил на

построение своей утопической теории относительно слияния церковной и

светской власти в одно нераздельное целое. Панацеей у Соловьева

выдвигается

____________________________________________________________

1 . Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: курс

лекций. - Изд. 2-е, дополн. –М.: Аспект Пресс, 1999. – с. 263

идея теократии, как нового вида социального общения на основе религии.

Однако, последние годы жизни философа отмечены глубоким разочарованием

в теократическом идеале, в возможности осуществления Царства Божьего на

земле.

Не найдя ни в одной религиозной системе идеального варианта

общества и личности, не согласившись с моделью человека, предложенной

Л.Н. Толстым, Соловьев ближе всего подходит к идее сверхчеловека Ницше.

В конце жизни мировоззренческая ориентация философа несколько

изменилась. Он весь в «мистической тревоге». Несмотря на некоторые

противоречия его системы, значение В. Соловьева чрезвычайно велико не

только для истории русской религиозной мысли, но и для развития

русского общества. В Соловьеве – начало нового этапа русского синтеза,

предчувствие преображения части интеллигенции, канун «Вех».

Владимир Соловьев «первый осмелился так резко «поднять» целую бурю

религиозных мыслей на полудремлющей поверхности нашего церковного

моря», в этом его немалая заслуга. Своими идеями он действовал в высшей

степени возбуждающе на многих мыслителей в том числе на братьев

Трубецких, С. Франка, П. Флоренского, С. Булгакова, К. Леонтьева,

вызываю в них «бури религиозных мыслей».

По сравнению с Соловьевым Константин Николаевич Леонтьев ( 1831 –

1891 годы ) отличался религиозной робостью и покорностью, он не

интересуется созерцанием и познанием Бога и божественных тайн, он не

богослов, у него нет никакого выработанного религиозно-философского

учения. Не религиозное учение интересно в К. Леонтьеве, а его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.