рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Проблемы Церкви и религиозного сознания в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков

Проблемы Церкви и религиозного сознания в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков

С О Д Е Р Ж А Н И Е

|Введение |3 |

|Глава I. Попытки реформирования церкви в рамках | |

|охранительной идеологии. |16 |

|1.1. Тенденции в Русской Православной Церкви во второй |16 |

|половине XIХ века. | |

|1.2. «… Победоносцев над Россией…». |27 |

|1.3. Предсоборное присутствие. Полемика вокруг | |

|канонического устройства Церкви. |36 |

|Глава II. Распутинщина. |49 |

|Глава III. Религиозно-философские искания конца ХIХ- начала| |

|ХХ веков. |69 |

|3.1. Идеи модернизации в контексте духовных исканий конца | |

|XIX века. |69 |

|3.2. "Новое религиозное сознание" начала ХХ века о | |

|проблемах Церкви, государства, личности. |90 |

|Заключение. |111 |

|Список литературы. |116 |

В В Е Д Е Н И Е

Положение Церкви в современной России переживает не менее кризисное

состояние, чем в конце ХIХ – начале ХХ веков. С одной стороны рост

цивилизации, создающей в противовес подлинной культуре, бездуховную

«технокультуру». С другой стороны, на смену эпохи атеизма приходит,

наконец, осознание, какой урон понесла наша культура из-за того, что

целый пласт ее оказался на многие десятилетия вычеркнут из реального

процесса духовной жизни. В условиях упадка общественной нравственности,

проявления откровенного аморализма, распада культурных традиций религия

и Церковь имеют право претендовать на роль хранителя исторического

наследия и нравственных устоев. Поэтому «легализация» религии и

религиозной культуры, восстановление нормальных, цивилизованных

отношений между государством и религиозными организациями,

действительная организация принципа свободы совести, - процессы

позитивные, оказывающие благотворное влияние на развитие духовной

культуры нашего общества. Процессы «легализации» религии в современной

России обнаружили также тенденцию идеализацию религии.

Вместе с тем, современные социологические исследования показали,

что в современной России основной контингент, причисляющих себе к

православию, а таких насчитывается 74%, составляют люди, не принявшие

еще веру не только как образ жизни, но и как образ мыслей1. Тем не

менее за последние годы заметно возросла доля тех, кто стремиться

соблюдать православные каноны.

Несмотря на то, что в православии свобода личности, веротерпимость,

демократический договор не стали до сих пор религиозными ценностями,

наши соотечественники хотят приобщиться к православию не только как к

религии как к таковой, дающей новое обоснование смысла жизни и

моральных императивов, но именно к вере предков, включая себя тем самым

в историю своего народа. Но в этой истории РПЦ со времен Петра

управлялась государственными чиновниками и сама была частью системы

управления огромной империей. Столетиями РПЦ избегала всякого

реформирования. Независимое религиозное движение началось в прошлом

веке и оборвалось, как и многое другое, социалистической революцией.

____________________________________________________________

1. Прусс И. Религиозный национализм или национальная религия? /Знание-

Сила. – 1997. № 3. с. 126

В советской историографии история русской православной Церкви

долгие годы оставалась одной из наименее разработанных областей. В

дооктябрьский период было создано немало значительных и ярких работ по

истории Церкви. В масштабных трудах – «История русской Церкви» о.

Макария ( Булгакова ), «История русской Церкви» Е.Е. Голубинского,

Церковь как институт исследовалась во всех сколько-нибудь значительных

деталях. Это и характеристика иерархического устройства Церкви, и

поэлементное рассмотрение богослужебного культа, и события

внутрицерковной жизни, и богословие, и миссионерство и т.д.

К сожалению многие исследования, касающиеся проблем церковно-

общественных отношений, отношений церкви и государства как в

пореформенный период, и в начале ХХ века, а также архивные документы и

церковные ведомости труднодоступны. Поэтому приходится довольствоваться

их изучением в контексте современных исследований.

Будучи первым марксистско-ленинским трудом по истории русского

православия, старообрядчества и сектантства, книга

Н.Н.Никольского «История русской церкви»1 в свое время именно новизной

рассматриваемых им проблем и самим стилем научного мышления и изложения

не только обогатила советскую историческую науку, но и наметила

дальнейшие пути изучения истории русской церкви. Впервые книга была

издана в Москве в 1930 году, а затем переиздана в 1983 и 1988 годах.

Никольский с позиций марксистско-ленинской методологии, с учетом

требований формировавшейся советской исторической науки на конкретном

историческом материале пытался показать, что Церковь была лишена ореола

исключительности, который создавали ей богословы и служители культа.

Автор пытается убедить нас в том, что Церковь является продуктом

человеческой деятельности, порожденным определенными условиями

человеческого бытия. В силу явной атеистической направленности, нужно с

известной степенью осторожности относиться к данной работе Н.Н.

Никольского. К тому же в книге полностью обойден вниманием внутренний

кризис русского православия, достигший наибольшей остроты в начале ХХ

века.

Еще одним крупным исследованием, обратившим на себя внимание в

советской историографии стала коллективная монография «Русское

православие: вехи истории»2.

____________________________________________________________

1. Николоский Н.М. История русской церкви. – 3 изд. – М.: Политиздат,

1983.

2. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. – М.:

Политиздат, 1989.

Работа вышла под научной редакцией А.И. Клибанова в 1984 году, затем

несколько раз переиздавалась.

Для раскрытия темы данной дипломной работы интерес представляет

глава «Церковь в период трех российских революций», хотя она и не

претендует на исчерпывающее исследование проблемы церкви и

общественного сознания этого периода. Тем не менее в этой главе

содержатся некоторые общие сведения о состоянии церкви и духовенства в

частности. История русской церкви не была однозначной: она была

противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая

общественные религиозные настроения на своем историческом пути. Авторы

стремились разносторонне и многопланово показать историю Церкви,

основываясь на строго проверенном материале. Однако монографии не

удалось избежать общей идеологической направленности советской

историографической науки.

Благодаря общей демократизации современного общества уже вышел в

свет ряд ценных исследований, где есть нетрадиционный подход к теме. К

ним относится книга профессора русской истории Поспеловского Д.В.

«Православная Церковь в истории Руси, России и СССР»1, опубликованная в

1995 году в Москве. В книге рассматривается роль Православной Церкви в

истории России и ее взаимоотношения с государством на разных этапах

развития. В книгу вошла раннее опубликованная в журнале «Вопросы

истории» за 1993 год статья «Русская православная Церковь начала ХХ

века»2, где поэтапно прослеживаются и анализируются попытки вернуть

церкви каноническое устройство, начиная со времен К.П. Победоносцева и

заканчивая восстановлением патриаршества в 1917 году. Поспеловский

утверждает, что новый дух времени не мог не повлиять на дух и быт

церкви, и вопреки «совместным стараниям правительства, царя,

синодальной бюрократии и атеистической интеллигенции Церковь наконец

прорвалась за пределы своего гетто»3.

Еще одним, интересным в плане нетрадиционного подхода к теме,

является сборник статей «На пути к свободе совести»4.

_______________________________________________________________________

1. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и

СССР. – М.:

2. Поспеловский Д. Русская православная Церковь: испытания начала ХХ

века / /Вопросы истории.- 1993, № 1

3. Поспеловский Д. Русская православная Церковь: испытания начала ХХ

века //Вопросы истории.- 1993, № 1. с.46

4. На пути к свободе совести // Сост. и общ. ред. Фурмана Д.Е. и О.

Марка – М.: Прогресс, 1989.

Сборник вышел во времена «перестройки» в 1989 году, что обусловило

его критический характер в отношении церковно-государственной симфонии.

Особенно это прослеживается в статьях А.Р. Бессмертного «Национализация

и универсализм в русском религиозном сознании»; Фурмана Д.Е. «Религия,

атеизм, перестройка», где автор пытается объяснить причину падения РПЦ

длительным пребыванием ее в «самодержавно-православном монолите», это

привело к формированию такого характера, изменить который труднее, чем

изменить мировоззрение. При этом тонкий элитарный интеллигентский слой,

в котором постепенно возникала веротерпимость, был сметен революцией».

Важной для понимания общих тенденций РПЦ во второй половине ХIХ

века явилась статья С.В. Римского «Церковная реформа Александра II»,

опубликованная в журнале «Вопросы истории» за 1996 год1. Кандидат

исторических наук С.В. Римский разрабатывает тему, начатую еще в

дореволюционной отечественной историографии, но совершенно забытую

после Октября 1917 года, посвященную церковной реформе 1863 года.

Главный аспект, интересующий нас в этой статье – церковно-

государственные отношения и попытки их реформирования во второй

половине ХIХ века. В середине 80-х годов ХIХ века Церковь вновь

подверглась преобразованиям, теперь уже по инициативе К.П.

Победоносцева. Статья Н.А. Рабкиной «К.П. Победоносцев2»; хорошо

раскрывающая политические и религиозные взгляды обер-прокурора, к

сожалению, не затрагивает тех нововведений, которые произошли в церкви

в эпоху Победоносцева. Этот аспект хорошо раскрывается в выше указанной

книге Поспеловского Д. «Православная Церковь в истории Руси, России и

СССР», в главе «Церковь пореформенной России» ( 1860-ые годы- начало ХХ

века )3.

Одной из ярких личностей сыгравших поистине роковую роль в истории

православной церкви начала ХХ века явился Распутин.

Уникальной биографии Григория Ефимовича Распутина посвящено немало

мемуарных страниц написанных в основном в 20-е годы в эмиграции.

Советская же историческая наука до последнего времени серьезно историей

жизни Г.Е. Распутина не занималась.

____________________________________________________________

1. РимскийС.В. Церковная реформа Александра II // - 1996, № 4

2. Рабкина Н.А. К.П. Победоносцев // Вопросы истории. – 1995, № 2

3. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и

СССР. – М.:

Долгих 70 лет, до появления книги М. Касвинова «Двадцать три

ступени вниз»1, многие довольствовались характеристикой, данной в

энциклопедическом словаре, где говорилось, что «распутинщина –

выражение крайнего разложения правящей верхушки России». В книге

«Двадцать три ступени вниз» акцент сделан на политической роли

Распутина. При этом проводится мысль, что целью Распутина, как

ставленника темных сил, было упрочнение его при дворе и придание силы

прогерманской группировке, влияние на ход политических дел в ее

интересах.

В последнее время вышли, более доступные книги о Распутине -

научно-популярное сочинение Анри Труайя2, в котором

более детально рассмотрен так называемый «легендарный» период в жизни

«старца», т.е. его жизнь в Покровском; О. Платонов «Жизнь за Царя», где

Платонов пытается доказать, что образ Распутина создан «в угоду силам,

разрушавшим Россию», что все изданные ранее воспоминания, дневники и

письма являются фальшивыми.

В исторической литературе, посвященной Распутину, прослеживается

два основных направления. Одни авторы считают, что Распутин посредством

царицы управлял всей страной. Эта версия была широко распространена в

советской историографии. Ее поддерживал и Аврех А.Я3. Другие историки

делают акцент на «народности» и «старчестве» Распутина, на его духовной

связи с Николаем II и царицей. Отдельным аспектом жизни и деятельности

Распутина и его смерти посвящены десятки книг и статей, но они страдают

фрагментарностью. Одной из последних, наиболее богато документированных

работ о Распутине является книга Р. Бэттса «Пшеница и плевлы.

Беспристрастно о Г.Е. Распутине», вышедшая в свет в переводе с

английского в Москве в 1997 году. В научных разработках данной темы

новой ступенью стало обобщающая статья канадского историка Г.З. Иоффе

«Распутиниада: Большая политическая игра»4, но в ней разрабатывается

главным образом политический аспект.

Важно знать, чем Распутин в действительности был, но не менее важно

отметить и то, чем он казался в глазах Их Величеств и тех людей,

которые считали его святым, и тем более важно определить,

____________________________________________________________

1. Касвинов М.К. Двадцать три ступени вниз. – второе изд., испр. – М.:

Мысль, 1987.

2. Труайя А. Распутин. – М.: Зевс, Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

3. Аврех А.Я. Распутин и распутинщина. – М.: Панорама, 1990.

4. Иоффе Г.З. «Распуниада»: большая политическая игра // Отечественная

история.- 1998.- № 3

какую роль он сыграл в период общего кризисного состояния общества и

религии. К сожалению на данный момент еще не опубликованы исследования,

с исчерпывающей разработкой данной проблемы.

Для изучения философского осмысления проблем Церкви, её кризиса: а

также сущности "Нового религиозного сознания", которое привнесли

Соловьев, Мережковский, Розанов и др. - следует обратится к пласту

философской литературы. Прежде всего это работы общего характера.

Продолжительное пренебрежение к истории русской религиозной

философии привело к тому, что только в обширном многотомном труде

«История философии в СССР» ( в 5-ти томах, М. 1968-1988 года ) была

дана более или менее целостная картина её развития. Впрочем, жесткая

концептуальная схема этого многотомника не позволяла объективно и

целостно реконструировать все богатство русской мысли.

Обратным отображением такой "нищеты философии" в СССР было её развитие

в эмиграции. Трудно не согласиться с Лосским, когда он пишет, что

после Октябрьской революции «русская философия развивалась в двух прямо

противоположных направлениях. В советской России любой философ обязан

твердо придерживаться позиций диалектического материализма; с другой

стороны, философы, эмигрировавшие или высланные из России, занимаются в

основном проблемами религиозной философии»1. На Западе публикуется

новая серия работ по истории русской философии: Бердяев Н.А. Русская

идея: Основные проблемы русской мысли ХIХ век и начало ХХ века2, Париж,

1946; Зеньковский В.В. История русской философии: в 2-х томах Париж,

1948-1950 годы ( второе издание – Париж, 1989 год ); Лосский Н.О.

История русской философии, 1951 год. Книга Лосского Н.О была признана в

США и Западной Европе классическим руководством по изучению русской

мысли. Для настоящей работы главное научное значение книги состоит в

том, что она включает важные материалы по истории русской

идеалистической философии ХIХ – первой половины ХХ веков. В этом плане

особенно выделяется раздел о В. Соловьеве, Д. Мережковском3.

____________________________________________________________

1. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991. С.

8.

2. Бердяев Н.А Русская идея // Вопросы философии.- 1990. -№ 2.

3. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991.

Русской мысли ХIХ – ХХ веков посвящена книга А.В. Гулыги «Русская

идея и ее творцы»1. По своему характеру и содержанию эта работа

является в значительной мере глубоким философским исследованием русской

идеи, культуры, исторической судьбы России. Философские портреты В.

Соловьева, Н. Бердяева представляют особый интерес.

Жизни и творчеству философа В. Соловьева посвящена работа А.Ф.

Лосева «В. Соловьев»2, в которой есть подробный анализ философских

произведений В. Соловьева: «Чтения о богочеловечестве» и «Критика

отвлеченных начал».

В современной философии большое значение имеют монографии доктора

философских наук Пишун С.В.

«Социальная философия В.В. Розанова»3 ( 1993 год ) и «Религия жизни

В.В. Розанова»4 ( 1994 год ), которые можно рассматривать как итог

того, что было сделано в разработке данной проблемы ранее.

Религиозные взгляды Л.Н. Толстого в русской философии исследованы

очень поверхностно и односторонне, новых работ по данной теме

практически не выходило. Книга А.П. Богданова «Перо и крест: Русские

писатели под церковным судом»5 раскрывает причины отлучения графа от

церкви, но не дает исчерпывающего анализа религиозно-философского

наследия Л.Н. Толстого.

В книге Замалеева А.Ф. «Лекции по истории русской философии»6 есть

раздел, посвященный религиозному реформаторству, в частности,

толстовству, который содержит вывод о том, что принципы этического

индивидуализма, которые исповедовал Л.Н. Толстой, стали знаменем всего

«русского религиозного ренессанса» конца ХIХ – начала ХХ веков.

Общая характеристика, освятившие «русского религиозно-философского

ренессанса» с позиций современной философской мысли, содержатся в

работе Л.И. Новиковой, И.Н. Сиземской «Русская философия истории»7.

____________________________________________________________

1. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. – М.: Соратник, 1995.

2. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев.- 2 изд., доп. – М.: Мысль, 1994.

3. Пишун С.В. Социальная философия В.В. Розанова. – Владивосток: Изд-во

Дальнвост. ун-та,1993

4. Пишун В.К., Пишун С.В. «Религия жизни» В. Розанова. - Владивосток:

Изд-во Дальнвост. ун-та, 1994. – 208 с.

5. Богданов А.П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. –

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.