рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Проблемы Церкви и религиозного сознания в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков

темперамент, проявлявшийся то в повышенной религиозности и столь

присущем русскому человеку богоискательстве, то в чрезвычайной

физической страстности, переходящей в эротоманию».1

Пить Распутин начал с 15 лет, а после женитьбы, когда ему было

около 20 лет, пьянство еще более усилилось. «Не удовлетворен я был… На

многое ответа не находил… И грустно было…».2 Сказалась преступная кровь

его предков: он стал вором и конокрадом. Потихоньку обворовывал своих

односельчан, за что его часто били «Иной бы умер от таких побоев, но

Распутин все выносил и становился еще крепче».3

В этот период его жизни свидетели характеризовали Распутина как

человека хитрого, наглого и буйного, любителя драк и сквернословия.

С паломничества в Верхотурский монастырь, где Григорий Ефимович

пробыл около трех месяцев, начинается новый период его жизни. Он

забросил семью и хозяйство и в течение нескольких лет перебывал в

десятках всевозможный обителей, в том числе и на

______________________________________________________________________1.

Гурко В.И. Царь и царица.// Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т1 – М.:

Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 83

2. Еврейнов Н.Н. Тайна Распутина // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т3 –

М.: Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 16

3. Коваль-Бобыль И. Вся правда о Распутине // Григорий Распутин: Сб.: В

4т. Т2 – М.: Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 28

Афоне. Он бросил пить, курить и есть мясо. «Много путешествовал и вещал

, то есть проверял все в жизни… Мне редко приходилось кушать… не имея с

собой капитала и не собирал вовек… не переменяя по полгоду и не налагая

руки до тела – это вериги тайнее, т.е. это делал для опыта и

испытания», - вспоминает Распутин о своем паломничестве.1 Обойдя

множество монастырей, Распутин воочию убедился в пьянстве и разврате

монахов. Именно на этом этапе жизни начинается складывание

распутинского религиозного самосознания: «Много я видел там людей; они

не живут как монахи, а живут как хотят».2

Вернувшись в Покровское, он устроил в подполье молельню, в которой

вместе со своими поклонницами, число которых все время росло, устраивал

весьма своеобразные «богослужения», неизменно заканчивавшиеся «самым

скотским развратом»,3 – это дало основание подозревать новоявленного

«старца» в хлыстовстве, но хлыстом он, по-видимому, все же не был.

Одной из составляющих нового образа «праведника» была его речь.

«Стал Григорий уже не говорить, а изрекать, подолгу задумываясь прежде,

чем подарить ответом. И ответы его, загадочные, отрывистые, стали

походить на пророчества и чтения в сердцах людских».4

С течением времени слава нового и весьма

своеобразного

______________________________________________________________________1.

Распутин Г.Е. Житие опытного странника . // Григорий Распутин: Сб.: В

4т. Т4 – М.: Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997, с. 351-352

2. Там же. - с. 354

3. Аврех А.Я. Распутин и распутинщина. – М.: Панорама, 1990. - с. 5

4. Еврейнов Н.Н. Тайна Распутина. // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т3 –

М.: Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997, с.17

«праведника» росла, умный и хитрый мужик ею очень умело и ловко

пользовался и в конечном итоге попал в Петербург, а затем и ко двору.

Есть много версий о том, как Распутин появился при царском дворе.

Сопоставляя их, можно составить примерно такую картину. Впервые он

приехал в столицу в 1904 или 1905 году с рекомендательным письмом

викария казанской епархии Хрисанфа, с которым появился у ректора

Петербургской духовной академии епископа Сергия. Во время встречи с

Сергием на Распутина обратил внимание инспектор ( позднее ректор )

духовной академии и духовник царской четы Феофан. «Феофан, устав от

общения с ортодоксальными священниками, увидел в нем истинного сына

русской земли, самобытного христианина, близкого к учению Господа. Не

церковного, а божьего человека»1; придет время, и он будет глубоко

сожалеть, что, не поняв до конца «Божьего человека», открыл ему путь к

«подножию трона». Именно Феофан первым представил Распутина женам

великих князей Николая Николаевича и Петра Николаевича – Анастасии и

Милице. Инспектор знал, что обе глубоко интересуются религиозной

нравственностью, поучениями святых отцов, аскетизмом.

В то время Петербург просто кишел разного рода юродивыми

«старцами», или просто шарлатанами типа Мити Гугнивого, Диевской

«провещательницы» и др. Это объяснялось упадком религии не только в

высшем обществе, но даже в народе. Не многие аристократические дома не

имели «своего» Распутина. Мистицизм всецело захватил высшее русское

общество, незаметно перемешиваясь с чистой религией. Двор Его

Императорского Величества не составил

______________________________________________________________________

1. Анри Труайя. Распутин. – Ростов-на-Дону: Феникс, - М.: Зевс, 1997. -

с. 23

исключение. Современники отмечают, что при Дворе то и дело появлялись

различного рода провидцы. Царь Николай II был глубоко религиозным

человеком; религиозно настроенной была Императрица Александра

Федоровна. Она с интересом читала религиозные книги на всех языках.

Важно отметить, что государыня никогда не увлекалась оккультизмом и

спиритизмом, так модными в аристократических салонах того времени.

«Государыня предупредила меня, что если я хочу быть ее другом, то я

должна обещать ей никогда не заниматься спиритизмом, т.е. « это большой

грех»», - вспоминает А. Вырубова – близкий друг императорской семьи.1

Возникает вопрос почему влияние «старца» на Александру Федоровну

стало сразу прочным и сильным? Ответ на этот вопрос лежит в нескольких

плоскостях:

во-первых, все больше убеждаясь в распущенности петербургского общества

и чувствуя его враждебное отношение к себе, Императрица обращает свой

взгляд к простому народу. Лживость, заискивание, корыстолюбие – черты

высшего общества, не принимая которые, и Николай II скорее готов был

обратиться за советом к какому-либо «старцу», нежели к

высокопоставленному чиновнику;

во-вторых, в 1904 году после долгих молитв и ожидания, у Императрицы

родился наследник – цесаревич. Тем страшнее был удар, когда выяснилось,

что ребенок болен страшной болезнью –гемофилией ( наследственная

болезнь – плохая свертываемость крови - передается матерью по

мужской линии ). Легко себе представить

______________________________________________________________________

1. Материалы ЧСКВП. Допрос А.А. Вырубовой . // Григорий Распутин: Сб.:

В 4т. Т4 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 296

глубину страданий Александры Федоровны. Поняв, что от людей ждать

помощи нечего, она все надежды возложила на Бога! Именно в этот самый

момент ей и привели простого сибирского мужика. Этот человек сказал:

«Верь в силу моего заступничества – и твой сын будет жить».1 Александра

поверила ему всей силой своей души. Уже давно она была убеждена в том,

что спасение России и династии придет из народа. Сила веры довершила

остальное. Власть Распутина как раз и была чисто психологической и

основывалась на вере. «Старец» несомненно обладал в сильной степени

какой-то непонятной внутренней силой в смысле воздействия на чужую

психику, представлявшей род гипноза.

в-третьих, в силу многих обстоятельств, в том числе и постоянного

болезненного состояния Императрицы, Царская Семья вела удивительно

замкнутый образ жизни, что, естественно, способствовало самоуглублению

и развитию религиозного чувства, принявшего у Государыни совершенно

исключительный, преобладающий характер. Все это и стало причиной ее

преклонения перед личностью Распутина.

Успеху Распутина в немалой степени способствовала общая

непросвещенность в религиозном отношении столичной знати, которая,

будучи неудовлетворенная общением с духовенством, все же интересовалась

религиозными вопросами, была мало требовательна и понимала Распутина

как истинного «старца», даже не думая подвергать критике его слова и

действия. Первым кто усомнился в «святости» Григория, был епископ

Антоний Волынский. Разоблачения

______________________________________________________________________

1.Жильяр П. Император Николай и его семья. // Григорий Распутин: Сб.: В

4т. Т2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР» , 1997. - с. 191

Антония прозвучали в самом начале «духовной» карьеры новоявленного

«старца», что еще больше способствовало укреплению его авторитета, т.к.

« всех пророков всегда поносили».1

В личности Г. Распутина было что-то, что привлекало людей к нему.

Но замечательным было его положение, так сказать, место во времени и

пространстве, его роль, а не он сам. В данной работе наибольший интерес

представляет облик Распутина – христианина, человека веры.

Приобретя некоторый опыт духовного общения во время странствий,

Распутин легко входил в роль богобоязненного, благочестивого старца,

усердного ревнителя православной церкви, что позволило ему в скором

времени получить звание «царского лампадника».

В это время ( 1905 год ) в Петербурге уже циркулировали слухи о

моральной распущенности «старца» и его сектанских наклонностях. На

обвинения «старца» в хлыстовстве ( т.е. в принадлежности к русской

мистической секте хлыстов ) Александра Федоровна просто не реагировала

– для императорской четы это было несерьезно и считалось клеветой на

праведника.

Необходимо отметить, что по своему внешнему виду и поведению он,

действительно, мог напоминать хлыста. Практически все современники

отмечают, какое сильное влияние оказывали выразительные глаза

Распутина. В частности, В.А. Жуковская вспоминает, что во время

оживленного разговора «глаза Распутина загорались нетерпимым

блеском и из них струилась какая-то

______________________________________________________________________

1. Жуковская В.А. Мои воспоминания о Г.Е. Распутине1914-1916 годы. //

Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т4 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР»,

1997. - с. 304

неприятная дикая власть. Взгляд был пристальный и резкий, мигали его

глаза очень редко, и этот неподвижный магнетический взгляд смущал

самого неробкого человека».1

Внешность – истомленное почерневшее лицо, почти неподвижный взгляд,

гладко причесанные и умащенные маслом волосы, нервные подергивания

тела, своеобразная походка и прочее, - все это свидетельствовало, что

человек, у которого наблюдаются вышеприведенные привычки – хлыст. К

версии, что Григорий Распутин принадлежит к секте хлыстов, подталкивала

и народная молва, и самочинные собрания по ночам в селе Покровском в

пещере, вырытой в подвале своего дома, и легкость половых отношений

( часто нескрываемые прелюбодейные связи ); и даже –

воздержание от употребления мясной пищи и не употребление вина (

Распутин стал пить после 20-летнего перерыва с середины 1914 года ).

Совместное посещение бани Распутина и великосветских дам, где, по его

словам, он «унижал их гордыню», - стало, практически, главным

аргументом для обвинения «старца» в сектантстве у современников.

Еврейнов Н.Н. в своей работе «Тайна Распутина», дав критический

анализ «предательских для Распутина черт», совершенно безаппеляционно

заявляет, что «увидел в религиозной личности Распутина хлыста и притом

хлыста, фанатично преданного вероучению этой секты»2, при этом

заключает, что он был хлыст, по-видимому, малевановского толка. К

такому заключению Еврейнов пришел на основании ряда сопоставлений

характерных черт жизни Григория и учения хлыстовских «пророков»,

именовавшихся, как и

______________________________________________________________________

1. Жуковская В.А. Мои воспоминания о Г.Е. Распутине1914-1916 годы. //

Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т4 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР»,

1997.

2. Еврейнов Н.Н. Тайна Распутина. // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т3 –

М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 57

Распутин, «божьими людьми».

С другой стороны, невозможно представить, что Гришка Распутин,

сначала 1910-х годов и являвшийся для специальных полицейских служб

объектом охраны и слежки ( одновременно ), мог бы незаметно для

окружающих продолжать «хлыстовские радения», поддерживать связи со

своим «кораблем» ( так называются отдельные общины хлыстов ). А ведь по

мнению ученых – богословов, гражданское общество и его жизнь для

хлыстов – не цель, а средство. Хлысты живут исключительно жизнью своего

«корабля», жизнью своей сектантской общины, - и нет такой жертвы,

которой бы они не принесли интересам «корабля». Таким образом, трудно

представить «хлыста – одиночку», тем более на котором фокусируется

интерес всего оппозиционного самодержавию лагеря. Однако существует

точка зрения, приверженцы которой проводят аналогию между «обедами у

Распутина», которые практически всегда заканчивались неистовой пляской

«эротомана», и хлыстовскими радениями, в которых обязательным элементом

были иступленные пляски, доводящие до изнеможения и истерических

припадков. Самым ярким примером, в подтверждение данной версии, могут

служить посещения Распутиным ресторанов, кабаков и ( даже! ) светских

вечеров.

Естественно предположить, что Григорий Распутин, в молодости много

путешествовавший по монастырям православной России, мог иметь контакты

и с многочисленными в Сибири последователями хлыстовской секты.

Вероятно, его буйная натура нашла среди них много общего, - особенно в

учении, распространявшимся в XIX веке о том, что каждый последователь

этой секты должен иметь свою «духовницу», а каждая женщина сектантка -

своего «духовника». Было очевидным «несомненное тяготение его к

хлыстовщине, но в несколько своеобразной форме понимания им основ этого

учения, применительно к своим порочным наклонностям»,1 - было

установлено путем соответственного расследования по делу о

принадлежности Распутина к секте.

«Половой гипнотизм» Распутина отмечали такие, например, выдающиеся

ученые, как академик В.М. Бехтерев. Именно разврат «Друга»

императорской четы и его по меньшей мере спорное «хлыстовство» стали

предметом самого пристального внимания еще в предреволюционное время.

Вопрос этот в связи с ростом влияния Распутина на государственные дела

( до 1914 года, впрочем, более опосредованного ) привел в конце концов

к тому, что имя «старца» появилось на страницах российских газет.

Особенно стали им интересоваться после известного «дела» Саратовского

епископа Гермогена и скандального иеромонаха Илиодора ( Сергея

Груфонова ) – бывших друзей, а в дальнейшем злейших врагов «старца»,

стремившихся ликвидировать его влияние на царскую чету. Ссылка

епископа и иеромонаха в отдаленные монастыри лишний раз

продемонстрировала силу Распутина и его безнаказанность. Если до 1910

– 1911 годов о нем в Санкт-Петербурге почти не говорили, то после

«дела» епископа Гермогена его имя стало у всех на слуху.

«Беда в том, что о Распутине говорили и говорили слишком много, и

этими разговорами его создали», - вспоминает Т.Е. Мельник по рассказам

своего отца – лейб-медика Николая II - Е.С. Боткина.2

1912 год явился для Распутина во многом знаменательным, в

определенном смысле именно к этому времени в самых широких кругах

российского общества отношение к сибирскому «старцу»

______________________________________________________________________1.

Белецкий С.П. Григорий Распутин. // Григорий Распутин: Сб.: В 4т.

Т1 – М.: Терра, « Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 145

2. Мельник Т. Воспоминания о царской семье и ее жизни. . // Григорий

Распутин: Сб.: В 4т. Т2 – М.: Терра, « Книжная лавка – РТР», 1997. -

с. 210

оформилось определенно и – как показало будущее – окончательно. По

воспоминаниям графа В.Н. Коковцева, «интерес» печати к Распутину очень

раздражал императора, который потребовал даже от Министра внутренних

дел, совместно с Председателем Совета Министров и с Обер-прокурором Св.

Синода В.К. Саблером, решить, что следует предпринять для обуздания

печати,1 а также в личной беседе заявил Коковцеву, что необходимо

«пресечь эту гадость в корне»2, намекая, как потом уяснил Председатель

Совета Министров, на слухи о хлыстовстве Распутина. Николай

II Приказал тогда В.К. Саблеру достать из Синода дело по исследованию

епископом Тобольским Антонием ( Каржавиным ) поступившего на Г.Е.

Распутина обвинения в принадлежности его к секте хлыстов. Это дело,

начатое Тобольским архиереем, поставившим, якобы, резолюцию о

привлечении «старца» к суду как еретика, закончилось для епископа

весьма своеобразно: он «упал вверх», будучи назначен архиепископом

Тверским3. Раздутое пристрастно изучавшим «дело» о Распутине М.В.

Родзянко, велевшееся во всеподданнейший доклад Председателя

Государственной Думы ( 26 февраля 1912 года ), с предложением вернуть

Гермогена, выгнать Распутина и созвать Собор, только обозлило

самодержца и имело обратный эффект4.

Стоит отметить также, что в начале 1911 года в московских

типографиях набиралась брошюра приват-доцента Московской

______________________________________________________________________1.

Коковцев В.Н. Из моего прошлого. // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т1 –

М.: Терра, « Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 106

2. Там же. - с. 111

3. Родзянко М.В. Крушение империи. // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т1

– М.: Терра, « Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 275

4. Коковцев В.Н. Из моего прошлого. // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т1

– М.: Терра, « Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 112-113

Духовной Академии М.Н. Новоселова, специалиста по делам

сектантства, - «Григорий Распутин и мистическое распутство»,

в

которой шаг за шагом следя за деятельностью Распутина, документально

изобличает его в хлыстовстве. Новоселов резко обвинял в своем труде

высшую церковную иерархию в попустительстве сектанству. Однако набор

был рассыпан, а сам тираж почти полностью уничтожен; лишь немногие

сохранившиеся экземпляры ходили по рукам.

«Запрещение писать о нем невольно возбуждает мысль, что царь

покровитель хлыстов… Где же престиж царской власти?… Слухи о том, что

высшее общество подпало влиянию Распутина, как хлыста, дает повод

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.