рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовые проблемы регулирования деятелности хозяйственных обществ

органами одновременно в день, определенный органом государственной

налоговой службы.

Внеплановой выездной проверкой считается проверка, которая не

предусмотрена в планах работы контролирующего органа. Внеплановая

проверка проводится при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) по последствиям встречных проверок выявлены

факты, которые свидетельствуют о нарушении субъектов

предпринимательской деятельности норм законодательства;

б) субъектом предпринимательской деятельности не

представлены в установленный срок документы обязательной отчетности;

в) выявлена недостоверность данных, заявленных в документах обязательной

отчетности;

г) субъект предпринимательской деятельности подал в установленном

порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами

контролирующего органа в течение трех рабочих дней со дня получения

запроса;

е) проводится реорганизация (ликвидация) предприятия.

Внеплановая выездная проверка может осуществлятся и на основании

решения Кабинета Министров Украины.

Порядок проведения проверок органами государственной налоговой

службы регулируется Порядком проведения оперативных проверок и

рассмотрения материалов по ним, утвержденным распоряжением Государственной

налоговой администрацией Украины от 15.09. 1998г. № 272-р, Порядком

периодичности проверок и проведения обследований производственных,

складских, торговых и других помещений, утвержденный приказом

Государственной налоговой администрации Украины от 30.07.1998г. № 371 и

другими нормативными актами. На каждого работника, принимающего участие в

оперативной проверке должно оформляться удостоверение на проверку.

Работники без надлежаще оформленного удостоверения на проверку не

имеют права принимать участие в проверках субъектов предпринимательской

деятельности. Форма удостоверения на проверку определена в Распоряжении

Государственной налоговой администрации Украины «Об удостоверении на

проверку» от 20.05.1997г. № 89-р. Порядок проведения проверок и

ревизий органами государственной контрольно - ревизионной службы в

Украине, утвержденной приказом Главного контрольно - ревизионного

управления Украины от 26.11.1999г. №107.

Государственные органы по делам защиты прав потребителей

осуществляют внеплановую проверку деятельности субъектов

предпринимательской деятельности исключительно на основании полученных от

потребителей жалоб о нарушении такими субъектами законодательства о защите

прав потребителей. Жалобы потребителя должны подаваться в письменном

виде, с указанием данных о потребителе (Ф.И.О., серия и номер документа,

удостоверяющего личность) и данных о товаре, при продаже которого были

нарушены права потребителя.

Ко внешним проверкам, осуществляемым негосударственными

структурами, относятся прежде всего аудиторские проверки.

Порядок проведения аудиторских проверок регулируется

Законом «Об аудиторской деятельности» от 22.04.1993г16.

Аудит – это проверка публичной финансовой отчетности,

первичных документов и другой информации по финансово- хозяйственной

деятельности субъектов хозяйствования с целью определения достоверности

их отчетности, учета, его полноты и соответствия

действующему законодательству и установленным нормативам. Аудит

осуществляется независимыми лицами (аудиторами) или аудиторскими

фирмами, имеющими лицензию на занятие аудиторской деятельностью,

на основании договора, заключенного с обществом или его

участниками.

Проведение аудита является обязательны для:

1) подтверждение достоверности и полноты годового баланса и отчетности

хозяйственных обществ, отчетность которых специально обнародуется;

2) подтверждение достоверности и полноты годового баланса и отчетности

хозяйственных обществ с годовым хозяйственным оборотом не менее чем 250

не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (проверка проводится один

раз в три года;

16ВВР, 1993 № 23, ст.243 Аудиторская деятельность в Украине Сборник

нормативных документо,1999 г., ст.131-136.

3) подтверждения достоверности и полноты годового баланса и отчетности

хозяйственных обществ – эмитентов ценных бумаг;

4) подтверждение достоверности и полноты ликвидационного баланса

за исключением обществ с годовым хозяйственным оборотом не менее 250

не облагаемых минимумов доходов граждан;

5) проверки финансового состояния хозяйственных обществ, если они

выступают в качестве учредителей открытых акционерных обществ, банков,

предприятий и иностранными инвестициями, холдинговых компаний,

инвестиционных фондов, доверительных обществ и иных финансовых

посредников.

Хозяйственный суд в определении о возбуждении дел о банкротстве

может обязать должника представить аудиторское заключение или

провести аудит.

Если у должника отсутствуют для этого средства хозяйственный суд

может рассматривать дело о банкротстве и при отсутствии аудиторского

заключения.

По результатам проведения аудита составляется аудиторское

заключение.

Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку

утверждены специальные требования относительно аудиторской

проверки акционерных обществ и предприятий – эмитентов облигаций

(кроме коммерческих банков и институционных инвесторов) утверждены

решением ГКЦБРФР от 19.03. 1997г. № 517; Требование Государственной

комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку относительно аудиторской

проверки страховых компаний (акционерных обществ и предприятий – эмитентов

облигаций), утверждены решением ГКЦБФР от 03.07.1997г №1518;

17Бюллетень «О приватизации», 1997 №8, с.54

18Бюллетень «О приватизации», 1997 №19, с.10

Требования к порядку планирования и аудиторскому отчету при проверке

инвестиционных фондов, утверждены решением ГКЦБФР от 12.12.1998г №

193.

Ряд специальных требований предъявляется к независимому аудиту

банков, а также их учредителей и участников (акционеров).

Данные требования установлены положением о порядке создания и

регистрации коммерческих банков, утвержденном постановлением

правления НБУ от 21.07.1998г. (подпункт «е» пункта 2.1.);

Положением о порядке выдачи банкам лицензий на осуществление банковских

операций,

утвержденном постановлением Правления НБУ от 06.05.1998г. № 181 (пункт

6.4.)19 и другими документами.

19ОВУ, 1998 г. №23, с.857 (Официальный вестник Украины)

Глава 4. Прекращение деятельности хозяйственных обществ

4.1. Реорганизация хозяйственных обществ

Прекращение деятельности хозяйственных обществ регулируется ст.37

Гражданского кодекса Украины, ст.8,11 Закона «О предпринимательстве», ст.

34, 36 Закона «О предприятиях в Украине», ст.19-22 «О хозяйственных

обществах», Законом «О восстановлении платежеспособности должника или

признании его банкротом».

Прекращение хозяйственного общества может осуществляться в результате

его реорганизации или ликвидации. При реорганизации права и

обязанности хозяйственного общества, которое прекращается,

переходят к иному юридическому лицу, а при ликвидации такое

правопреемство отсутствует – общество лишается прав юридического лица, а

его обязательства подлежат погашению в порядке, предусмотренном законом.

Прекращение деятельности хозяйственного общества может осуществляться

в добровольном или принудительном порядке. Добровольный порядок

означает, что высший орган общества (его участники) по собственной

инициативе и воле принимает решение о прекращении деятельности

общества путем его ликвидации или принудительном разделе принимает

уполномоченном государственный орган (чаще всего таким органом является

хозяйственный суд).

Прекращение деятельности хозяйственного общества может

осуществляться добровольном или принудительном порядке. Добровольный

порядок означает, что высший орган общества (его участники) по

собственной воле принимают решение о прекращении деятельности общества

путем ликвидации и реорганизации. В случае принудительного прекращения

хозяйственного общества решение о его ликвидации или

реорганизации. В случае принудительного прекращения хозяйственного

общества решение о его ликвидации или принудительном разделе принимает

уполномоченный орган (чаще всего таким органом является хозяйственный

суд).

Прекращение деятельности хозяйственного общества следует

отличать от ее приостановления (которое, исходя из положений ст.11

Закона «О предпринимательстве», часто называется временным прекращением).

В случае приостановления своей деятельности хозяйственное общество не

прекращает своего существования как субъект права, речь идёт об

определённом перерыве в осуществлении им своих предпринимательских функций.

При реорганизации права и обязанности хозяйственного общества, которое

прекращает свою деятельность, полностью переходят к другому юридическому

лицу (правопреемнику).

Реорганизация может происходить в форме:

- слияния, когда прекращается деятельность двух или более

юридических лиц (право предшественников) и вместо них образуется новое

юридическое лицо (правопреемник) к которому переходят все права и

обязанности прекратившегося общества;

- разделения – хозяйственное общество прекращает свое существование,

распадаясь на два или более юридических лица, к которым переходят по

разделительному балансу в соответствующих частях имущественные права и

обязанности реорганизованного общества;

- выделения – из хозяйственного общества выделяется одно и более

юридических лиц, к каждому из них, включая само хозяйственное общество,

переходят по разделительному балансу в соответствующих частях

имущественные права и обязанности реорганизованного хозяйственного

общества20.

20Реорганизованное путём выделения хозяйственное общество не прекращает

своего существования, а потому подобная форма реорганизации по существу не

относится к формам прекращения юридических лиц. Выделение следует отличать

от образования дочерних предприятий. Хозяйственное общество может принять

решение об образовании дочернего предприятия и утвердить его устав,

наделить предприятие капиталом, однако к дочернему предприятию не

переходят ни права, ни обязанности самого учредившего его общества.

- преобразование - хозяйственное общество изменяет свою организационно-

правовую форму, название или форму собственности, вследствие чего

возникает новое юридическое лицо, к которому переходят все права и

обязанности реорганизованного хозяйственного общества.

Основаниями для реорганизации могут быть:

1) решение высшего органа хозяйственного общества (для акционерного

общества, общества с ограниченной или дополнительной

ответственностью) или единогласное решение участников хозяйственного

общества (для полного и коммандитных обществ); в случаях ,предусмотренных

законом, на реорганизацию хозяйственного общества в форме слияния и

присоединения должно быть получено согласие Антимонопольного комитета

Украины21.

2) постановление Антимонопольного комитета о принудительном разделении

хозяйственного общества как монопольного образования, принятое в

соответствие со ст.16 Закона «Об ограничении монополизма» и недопущении

недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности».

Постановление Антимонопольного комитета Украины о принудительном

разделении предприятия не является решением о реорганизации. Постановление

подлежит исполнению самим обществом в установленный срок, который не

может составлять меньше 6 месяцев. Реорганизация хозяйственного

общества, подлежащему принудительному разделению, осуществляется по его

усмотрению при условии устранения монопольного положения общества на

рынке. Хозяйственное общество, которое не согласно

с вынесенным постановлением, может обратиться в хозяйственный суд с

заявлением о его недействительности.

3) определение хозяйственного суда об утверждении плана санации

должника, осуществляемой путем реструктуризации (реорганизации)

21П.4. Положения о контроле за экономической концепцией, утверждённого

распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 18.02.2000 г. №31-р.

хозяйственного общества - должника, вынесенное в ходе рассмотрения дела

о банкротстве22.

Реструктуризация является одним из способов осуществления санации

неплатежеспособного должника (оздоровления его финансово- хозяйственного

состояния). Реструктуризация хозяйственного общества – должника может

проводится путем его раздела с переходом долговых обязательств к

юридическому лицу, которое в соответствии с планом санации не подлежит

санации, изменение формы собственности, управления, организационно-

правовой формы с целью финансового оздоровления должника, увеличения

объемов выпуска конкурентоспособной продукции, повышения эффективности

производства и удовлетворения требований кредиторов. Действия по

осуществлению реорганизации возлагаются на управляющего санацией.

В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация, она может

оформляться следующими документами:

1) соответствующим решением высшего органа общества; в случае выделения

или преобразования, происходящих в хозяйственном обществе с долей

государственной собственности в уставном фонде более 50 % , такое

решение принимается совместно с трудовым коллективом23.

2) определением хозяйственного суда о реорганизации хозяйственного

общества, вынесенного в ходе рассмотрения дела о банкротстве общества;

3) договором между юридическими лицами о реорганизации (присоединение,

слияние);

4) разделительным балансом (разделение, выделение) или передаточным актом

(слияние, присоединение, преобразование);

5) решением высшего органа общества об утверждении договора

присоединении или слиянии; об утверждении разделительного

баланса или передаточного акта.

22Ст. 18 Закона «О восстановлении платёжеспособности должника или признании

его банкротом» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г. №42-43, ст. 378)

23п.3 ст. 15 Закона «О предприятиях в Украине»

Реорганизация осуществляется в следующем порядке:

1) принятие уполномоченным органом решения о

реорганизации;

2) государственная регистрация возникших юридических лиц (юридического

лица, возникшего после слияния, выделившего или юридических лиц, возникших

вследствие раздела) или внесение изменений в учредительные

документы реорганизованных предприятий (их перерегистрация);

3) составление, подписание и утверждение передаточных или разделительных

балансов юридическими лицами - право предшественником и правопреемником;

4) исключение юридических лиц – право предшественников из государственного

реестра или их перерегистрация.

Особенность процедуры реорганизации является ситуация одновременного

осуществления в течение определенного сосуществования в течение

определенного периода реорганизуемого юридического лица – правопреемника.

Учредителями юридических лиц – правопреемников должны быть

учредители юридических лиц – право предшественников, но не сами эти

юридические лица (так как они прекращают своё существование). Сумма

размеров уставных фондов всех обществ до реорганизации должна быть

равной сумме размеров уставных фондов всех обществ, созданных путем

реорганизации. Соотношение долей участников в уставном фонде

(капитале) юридического лица – правопреемника должно

сохраняться, если иное не определено самими участниками.

Права и обязанности хозяйственного общества переходят к

правопреемнику со дня подписания передаточного или разделительного баланса.

Реорганизация обществ, имеющих кредиторскую задолженность, осуществляется

с соблюдением требований гражданского законодательства24.

Регистрация выпуска акций акционерных обществ, которые создаются

24Ст. ст.201,202 ГК Украины

в результате реорганизации, а также отмена регистрации выпуска

акций и акционерных обществ, которые создаются в результате

реорганизации, осуществляется Государственной комиссией по ценным бумагам

и фондовому рынку либо её территориальными органами в соответствии с

положением о порядке регистрации выпуска акций во время реорганизации

обществ, утверждённом решением ГКЦБФР от 30.12.19998 № 221, Положением о

порядке регистрации выпуска акций и облигаций предприятий и информации об

их эмиссии, утверждённые приказом Государственной комиссией по ценным

бумагам и фондовому рынку от 20.09.1996г. № 210, Положением о

порядке выпуска акций закрытыми акционерными обществами, утвержденное

решением ГКЦБФР от 12.02.1998г. № 41, Порядком отмены регистрации выпусков

акций и аннулирования свидетельств о регистрации выпуска акций,

утверждённым решением ГКЦБФР от 30.12.1998 г. № 222.

С целью защиты прав акционеров акционерное общество, принявшее

решение о реорганизации, обязано осуществить оценку и выкуп акций

тех акционеров которые этого требуют, в случае, когда эти

акционеры не голосовали за принятие общим собранием решения о

реорганизации, обязано осуществить оценку и выкуп акций тех

акционеров, которые этого требуют, в случае, когда эти акционеры не

голосовали за принятие общим собранием решения о реорганизации и

обратились к обществу с письменным заявлением о выкупе акций. Выкуп акций

осуществляется по цене, определяемой по договоренности сторон, но не ниже

чем номинальная стоимость акций.

Перед началом проведения реорганизации общества, общество направляет в

государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку и держателям

именных акций - персонально (предусмотренном уставом способом) сообщение,

включающее сведения о реорганизации в органах печати Верховной Рады

Украины, кабинета Министров Украины, Государственной комиссии по ценным

бумагам и фондовому рынку или официальном издании фондовой биржи.

В сообщении должны содержаться следующие сведения:

1) о форме выпуска акций (документарная или без документарная);

2) о наличии убытков;

3) перечень и результаты предыдущих эмиссий;

4) сведения относительно реорганизации общества: информация об обществах,

которые реорганизуются и создаются в процессе реорганизации; форме

реорганизации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.