| |||||
МЕНЮ
| Правовые проблемы регулирования деятелности хозяйственных обществи ценообразовании». В ст.7 этого Закона определено, что свободные цены (тарифы) устанавливаются на все виды продукции, товаров и услуг, за исключением тех, по которым осуществляется путем установления: . государственных фиксированных цен (тарифов) (то есть цена является неизменной, строго фиксированной на определенный период времени); . государственных регулируемых цен (тарифов) (то есть цены могут отклоняться от базового уровня по правилам, устанавливаемым государственными органами. При этом возможно установление предельных уровней цен, отклонений, процента рентабельности, торговой наценки). В настоящее время перечень видов продукции (работ, услуг), на которые по состоянию на 01. 10.99 г. установлены фиксированные и регулируемые цены, определен постановлением Кабинета Министров Украины от 25.12.96.г. № 1548 «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительной власти и исполнительных органов городских советов относительно регулирования цен (тарифов)», с изменениями и дополнениями и статьей 28 Закона Украины от 21.05. 97 г. № 280/97 – ВР «О местном самоуправлении в Украине», с изменениями и дополнениями. Кроме того, в Украине действует антимонопольное законодательство, которое ограничивает повышение цен на продукцию предприятий, являющихся монополистами на общегосударственных и региональных рынках. С этой целью постановлением Кабинета Министров Украины от 22.02. 95г. №135 утверждено положение о государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию производственно – технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги монопольных образований. И во исполнение положения № 135 издан приказ Министерства экономики Украины от 09.12.98г. № 157/13 « О введении государственного регулирования цен на отдельные виды продукции предприятий – монополистов горно – металлургического комплекса». Таким образом, на внутреннем рынке Украины действуют свободные. фиксированные и регулируемые цены. Что касается внешнего рынка, то следует отметить, что начиная с 1990 года многие украинские предприятия получили право выхода на мировые товарные рынки. Однако опыта работы у вновь появившихся участников внешнеэкономической деятельности не было, что вызвало ряд антидемпинговых процессов против украинских предприятий. Так появилась необходимость в контроле и регулировании экспортных цен. Указом Президента Украины от 10.02.96г. № 124/96 «О мерах по усовершенствованию конъюнктурно - ценовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности» утверждено «Положение об индикативных ценах в сфере внешнеэкономической деятельности», согласно которому под индикативными понимаются цены на товары, соответствующие ценам, сложившимся на соответствующий товар на рынке экспорта или импорта на момент осуществления экспортной (импортной) операции с учетом условий поставки и условий осуществления расчётов, определенных в соответствии с законодательством Украины. Существенным моментом в договорной практике является обеспечение выполнения обязательств. Обязательства должны выполняться сторонами надлежащим образом (т.е. в установленный срок, в соответствии с условиями договора и требованиями закона и.т.п.). Однако не все предприниматели придерживаются этого правила и, дабы обезопасить себя от возможных негативных последствий невыполнения либо ненадлежащего выполнения контрагентом по договору своих обязательств, следует предусматривать в договоре меры по обеспечению выполнения обязательств. Эти меры оказывают дисциплинирующее воздействие на стороны, так как нарушение одной из сторон условий договора грозит ей финансовыми санкциями в пользу другой стороны. Наиболее распространенные способы обеспечения выполнения: . неустойка (определенная законом или оговоренная в договоре денежная сумма, которую должник должен уплатить кредитору в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, в частности, в случае просрочки выполнения). . залог (является одним из наиболее эффективных способов обеспечения обязательств). Сущность залога состоит в том, что кредитор вправе в случае невыполнения должником, обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами. Предметом залога может быть имущество, которое может быть отчуждено залогодателем и на которое может быть обращено взыскание, а также имущественные права залогодателя. Предметом залога по договоренности сторон может быть и имущество, которое станет собственностью залогодателя уже после заключения договора залога, в том числе продукция, плоды и другие доходы, если стороны договорятся об этом. 3.5. Финансовые и кредитные отношения Успешное развитие предпринимательства невозможно без использования финансово- кредитных инструментов. Для того, чтобы хозяйственное общество могло начать свою хозяйственную деятельность, оно нуждается в денежном обеспечении. Этой цели служит сформированный и функционирующий по установленным правилам механизм финансирования хозяйственной деятельности, который предполагает: 1) определение источников финансирования; 2) определение режима использования денег, выступающих в качестве предмета финансирования. Источником формирования финансовых ресурсов хозяйственного общества является прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые взносы членов трудового коллектива, предприятий, организаций, граждан и другие поступления. Хозяйственное общество вправе открывать расчетный и другие счета для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций по месту осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций по месту регистрации предприятия или в любом банке Украины, других союзных республик и государств с их согласия. Хозяйственное общество самостоятельно устанавливают очередность и направления списания средств из собственных счетов, которое осуществляется учреждениями банков по поручению таких обществ, кроме случаев, предусмотренных законами Украины. Расчёты обществ по своим обязательствам производятся через учреждения банков в порядке, установленном Национальным банком Украины в соответствии с законами Украины. Хозяйственное общество несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Хозяйственное общество не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть объявлено хозяйственным судом банкротом в порядке, установленном Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника и банкротства». 3.6. Учет и отчетность В процессе предпринимательской деятельности хозяйственные общества осуществляют оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, ведут статистическую отчетность. Порядок ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности урегулирован Законом « О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Этот Закон, принятый 16.06.1999г. и вступивший в действие с 1.01.2000г., закрепил переход Украины на новую систему бухучета и отчетности, основанную на международных стандартах. Бухгалтерский учет – это процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, сохранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям решений. Бухучет представляет собой систему (способ) отражения экономической сущности хозяйственных операций, происходящих на предприятии, при помощи специальной методики – на счетах бухгалтерского учета методом двойной записи. План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций утвержден Министерством финансов12. Бухгалтерский учёт ведется непрерывно – со дня организации хозяйственного общества и до его ликвидации. Вопросы организации бухучета относятся к компетенции исполнительного органа хозяйственного общества. Ответственность за организацию бухучета своевременное и достоверное отражение всех операций, хранение обработанных документов и отчетности в течение установленного срока но не менее трех лет несет исполнительный орган хозяйственного общества. Бухгалтерский учет может вестись в документарной или электронной формах. Законом определен порядок составления и представления финансовой отчетности. Финансовая отчетность - это бухгалтерская отчетность, которая содержит информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный период. Состав финансовой отчетности различен: . для предприятий: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале, примечания; 12Приказ Минфина Украины от 30.11.99 г. №291 . для субъектов малого предпринимательства, представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности - сокращенная по показателям финансовая отчетность: баланс и отчет о финансовых результатах. Хозяйственные общества, имеющие дочерние предприятия, помимо отчета о собственных хозяйственных операциях должны составлять финансовую консолидированную отчетность. Отчетным периодом является календарный год, однако предусмотрено составление промежуточной квартальной отчетности в составе баланса и отчета о финансовых результатах. Хозяйственные общества обязаны предоставлять финансовую отчетность: . органам управления; . трудовым коллективам; . учредителям (собственникам); . иным пользователям в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Сроки и порядок предоставления отчетности в органы государственной налоговой службы и иным пользователям установлены постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 г.№ 419 «Об утверждении Порядка представления финансовой отчетности». Срок представления квартального финансового отчета (кроме сводного и консолидированного) установлен не позднее 25 числа месяца следующего за отчетным кварталом, годового – 20 февраля следующего за отчетным годом. Законом установлен круг лиц, обязанных публиковать годовую финансовую и консолидированную отчетность (до 1 июня года, следующего за отчетным) в периодических или в отдельных печатных изданиях: открытые акционерные общества, валютные и фондовые биржи, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и иные финансовые учреждения. Часть 2 ст. 14 Закона « О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» устанавливает, что финансовая отчетность не составляет коммерческой тайны, кроме случаев, предусмотренных законодательством. В случаях, прямо установленных действующим законодательством Украины, хозяйственные общества могут перейти на упрощенную систему и налогообложения, ведения бухгалтерского учета и отчетности13. Помимо финансовой отчетности хозяйственные общества обязаны представлять в органы государственной налоговой службы налоговую отчетность в составе и порядке, установленном действующим налоговыми законодательством. Налоговая отчетность, в отличие от финансовой, позволяет работникам государственной налоговой службы выявить объект налогообложения и проконтролировать правильность расчета субъекта предпринимательской деятельности размера уплачиваемых ими налогов и обязательных сборов (платежей). В качестве примеров форм налоговой отчетности могут быть названы: Декларация по налогу на добавленную стоимость, Декларация о прибыли, Отчет об удержании и внесении в бюджет налога на прибыль нерезидентов, Расчет сбора в Фонд Чернобыля, Расчет платы за специальное использование недр при добыче полезных, Расчет сбора за загрязнение окружающей природной среды, расчет акцизного сбора, Декларация о валютных ценностях, доходах, имуществе, которые принадлежат резиденту Украины и находятся за ее пределами, расчет платы за специальное использование водных ресурсов, отчетность, связанная с применением электронных контрольно- кассовых аппаратов и др. В соответствии со ст. 8 Закона «О государственной статистике»14 все 13Указ Президента Украины «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и ответственности субъектов малого предпринимательства от 3.07.98 г. №727 в редакции Указа от 28.06.1999 г. №746/99» 14Закон Украины «О государственной статистике» от 17.09.1992 г. (ВВР, 1992 г. №42 ст.608) юридические лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, подают сведения, необходимые для проведения государственных статистических наблюдений, порядок подачи статистических данных определяется в формах государственной статистической отчетности, утверждаемых органами государственной статистики (Министерством статистики Украины и иными уполномоченными органами). В случаях, предусмотренных действующим законодательством, отчетность должна предоставляться и в иные государственные органы: Государственной службе занятости, Пенсионному фонду, Фонду государственного социального страхования, областным дорожным организациям и др. Достоверность и полнота годового баланса и отчетности общества должны быть подтверждены аудитором (аудиторской фирмой). 3.7. Контроль за деятельностью хозяйственных обществ В соответствии со ст. 17 Закона «О хозяйственных обществах проверки финансовой деятельности общества осуществляется государственными налоговыми инспекциями, другими государственными в пределах их компетенции, ревизионными органами общества и аудиторскими службами. Проверки не должны нарушать нормальный режим работы общества. Проверки финансовой деятельности хозяйственного общества могут быть внутренними и внешними. Внутренние проверки осуществляются органами и должностными лицами самого общества, уполномоченными на это законом и учредительными документами. Органом, на который возлагается контроль за финансово - хозяйственной деятельностью общества, является ревизионная комиссия. В акционерных обществах проверки финансовой деятельности могут также осуществляться наблюдательным советом. В коммерческих банках обязательно создается служба внутреннего аудита15. Внешние проверки осуществляется государственными органами, саморегулирующимися организациями, иными юридическими и физическими лицами, имеющими независимый от общества статус, уполномоченными при осуществлении функции контроля законом, договором или иным правовым актом. Внешние проверки в зависимости от статуса контролирующего субъекта подразделяются на государственные и негосударственные. Государственные органы, уполномоченные осуществлять проверки финансовой деятельности общества, по своему статусу подразделяются на правоохранительные органы и органы исполнительной власти (органы административного контроля). Компетенция государственных органов по осуществлению проверок финансовой деятельности хозяйственных обществ как субъектов предпринимательства определяется ч.3 ст.15 «Закона о предпринимательстве», Законом «О государственной контрольно – ревизионная службе в Украине», Указом Президента «О некоторых мерах по де регулированию предпринимательской деятельности», «О прокуратуре», «О милиции», «Об оперативно- розыскной деятельности», «О службе безопасности Украины», «Об организационно - правовых основах борьбы с организованной преступностью» и целой серией иных законов и подзаконных нормативных актов. Правоохранительные и исполнительные органы имеют различный объем полномочий в области контроля за осуществлением финансовой деятельности. Различны также основания и порядок проведения ими проверок. Органами государственной исполнительной власти, которые имеют право проводить проверки финансово – хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства являются: . органы Государственной налоговой службы Украины относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и 15Положение об организации внутреннего аудита в коммерческих банках, утверждённым постановлением Правления Национального банка Украины от 20.03.1998 г. №114 государственные целевые фонды, неналоговых платежей; . таможенные органы – в отношении уплаты ввозной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость, которые взимаются в случае ввоза (пересылки) товаров на таможенную территорию Украины в момент пересечения таможенной границы; . органы государственного казначейства, государственной контрольно-ревизионной службы – относительно бюджетных займов и кредитов, гарантированных средствами бюджета, целевого использования дотаций и субсидий, других бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов, а также надлежащего выполнения государственных контрактов, про авансированных за счет бюджетных средств. Выездные проверки, проводимые данными органами, могут быть плановые и внеплановые. Плановой выездной проверкой считается проверка, которая предусмотрена в плане работы контролирующего органа. Плановая проверка проводится по совокупным показателям финансово - хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства по письменному решению руководителя соответствующего контролирующего органа не чаще одного раза в год. Субъекту предпринимательской деятельности не позднее чем за десять календарных дней со дня проведения проверки должно быть направлено письменное сообщение с указанием даты ее проведения. Плановые выездные проверки проводятся всеми контролирующими Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|