рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовые проблемы регулирования деятелности хозяйственных обществ

и ценообразовании». В ст.7 этого Закона определено, что свободные цены

(тарифы) устанавливаются на все виды продукции, товаров и услуг, за

исключением тех, по которым осуществляется путем установления:

. государственных фиксированных цен (тарифов) (то есть цена является

неизменной, строго фиксированной на определенный период времени);

. государственных регулируемых цен (тарифов) (то есть цены могут

отклоняться от базового уровня по правилам, устанавливаемым

государственными органами. При этом возможно установление предельных

уровней цен, отклонений, процента рентабельности, торговой наценки).

В настоящее время перечень видов продукции (работ, услуг), на

которые по состоянию на 01. 10.99 г. установлены фиксированные и

регулируемые цены, определен постановлением Кабинета Министров Украины

от 25.12.96.г. № 1548 «Об установлении полномочий органов исполнительной

власти и исполнительной власти и исполнительных органов городских

советов относительно регулирования цен (тарифов)», с изменениями и

дополнениями и статьей 28 Закона Украины от 21.05. 97 г. № 280/97 – ВР

«О местном самоуправлении в Украине», с изменениями и дополнениями.

Кроме того, в Украине действует антимонопольное

законодательство, которое ограничивает повышение цен на продукцию

предприятий, являющихся монополистами на общегосударственных и

региональных рынках. С этой целью постановлением Кабинета

Министров Украины от 22.02. 95г. №135 утверждено положение о

государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию производственно

– технического назначения, товары народного потребления, работы и

услуги монопольных образований.

И во исполнение положения № 135 издан приказ Министерства экономики

Украины от 09.12.98г. № 157/13 « О введении государственного

регулирования цен на отдельные виды продукции предприятий – монополистов

горно – металлургического комплекса».

Таким образом, на внутреннем рынке Украины действуют свободные.

фиксированные и регулируемые цены.

Что касается внешнего рынка, то следует отметить, что начиная с

1990 года многие украинские предприятия получили право выхода на мировые

товарные рынки. Однако опыта работы у вновь появившихся участников

внешнеэкономической деятельности не было, что вызвало ряд антидемпинговых

процессов против украинских предприятий. Так появилась необходимость

в контроле и регулировании экспортных цен.

Указом Президента Украины от 10.02.96г. № 124/96 «О мерах по

усовершенствованию конъюнктурно - ценовой политики в сфере

внешнеэкономической деятельности» утверждено «Положение об индикативных

ценах в сфере внешнеэкономической деятельности», согласно которому под

индикативными понимаются цены на товары, соответствующие ценам,

сложившимся на соответствующий товар на рынке экспорта или импорта на

момент осуществления экспортной (импортной) операции с учетом условий

поставки и условий осуществления расчётов, определенных в соответствии с

законодательством Украины.

Существенным моментом в договорной практике является обеспечение

выполнения обязательств. Обязательства должны выполняться сторонами

надлежащим образом (т.е. в установленный срок, в соответствии с условиями

договора и требованиями закона и.т.п.).

Однако не все предприниматели придерживаются этого правила

и, дабы обезопасить себя от возможных негативных последствий

невыполнения либо ненадлежащего выполнения контрагентом по договору

своих обязательств, следует предусматривать в договоре меры по обеспечению

выполнения обязательств. Эти меры оказывают дисциплинирующее воздействие

на стороны, так как нарушение одной из сторон условий договора грозит ей

финансовыми санкциями в пользу другой стороны.

Наиболее распространенные способы обеспечения выполнения:

. неустойка (определенная законом или оговоренная в договоре денежная

сумма, которую должник должен уплатить кредитору в случае невыполнения

или ненадлежащего выполнения обязательств, в частности,

в случае просрочки выполнения).

. залог (является одним из наиболее эффективных способов

обеспечения обязательств).

Сущность залога состоит в том, что кредитор вправе в случае

невыполнения должником, обеспеченного залогом обязательства получить

удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно

перед другими кредиторами.

Предметом залога может быть имущество, которое может быть отчуждено

залогодателем и на которое может быть обращено взыскание, а также

имущественные права залогодателя. Предметом залога по договоренности сторон

может быть и имущество, которое станет собственностью залогодателя уже

после заключения договора залога, в том числе продукция, плоды и другие

доходы, если стороны договорятся об этом.

3.5. Финансовые и кредитные отношения

Успешное развитие предпринимательства невозможно без использования

финансово- кредитных инструментов. Для того, чтобы хозяйственное общество

могло начать свою хозяйственную деятельность, оно нуждается в денежном

обеспечении. Этой цели служит сформированный и функционирующий

по установленным правилам механизм финансирования хозяйственной

деятельности, который предполагает: 1) определение источников

финансирования; 2) определение режима использования денег, выступающих

в качестве предмета финансирования.

Источником формирования финансовых ресурсов хозяйственного общества

является прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от

продажи ценных бумаг, паевые взносы членов трудового коллектива,

предприятий, организаций, граждан и другие поступления.

Хозяйственное общество вправе открывать расчетный и

другие счета для хранения денежных средств и осуществления всех видов

расчетных, кредитных и кассовых операций по месту осуществления всех

видов расчетных, кредитных и кассовых операций по месту регистрации

предприятия или в любом банке Украины, других союзных республик и

государств с их согласия.

Хозяйственное общество самостоятельно устанавливают очередность

и направления списания средств из собственных счетов, которое

осуществляется учреждениями банков по поручению таких обществ,

кроме случаев, предусмотренных законами Украины. Расчёты обществ по

своим обязательствам производятся через учреждения банков в

порядке, установленном Национальным банком Украины в соответствии с

законами Украины.

Хозяйственное общество несет полную ответственность за соблюдение

кредитных договоров и расчетной дисциплины. Хозяйственное общество

не выполняющее свои обязательства по расчетам, может

быть объявлено хозяйственным судом банкротом в порядке, установленном

Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника и

банкротства».

3.6. Учет и отчетность

В процессе предпринимательской деятельности хозяйственные

общества осуществляют оперативный и бухгалтерский учет

результатов своей работы, ведут статистическую отчетность.

Порядок ведения бухгалтерского учета и представления

финансовой отчетности урегулирован Законом « О бухгалтерском учете

и финансовой отчетности в Украине». Этот Закон, принятый 16.06.1999г.

и вступивший в действие с 1.01.2000г., закрепил переход Украины на новую

систему бухучета и отчетности, основанную на международных стандартах.

Бухгалтерский учет – это процесс выявления, измерения,

регистрации, накопления, обобщения, сохранения и передачи информации о

деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям решений.

Бухучет представляет собой систему (способ) отражения экономической

сущности хозяйственных операций, происходящих на предприятии, при

помощи специальной методики – на счетах бухгалтерского учета

методом двойной записи. План счетов бухгалтерского учета активов,

капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций

утвержден Министерством финансов12.

Бухгалтерский учёт ведется непрерывно – со дня организации

хозяйственного общества и до его ликвидации. Вопросы организации

бухучета относятся к компетенции исполнительного органа хозяйственного

общества.

Ответственность за организацию бухучета своевременное и достоверное

отражение всех операций, хранение обработанных документов и отчетности в

течение установленного срока но не менее трех лет несет

исполнительный орган хозяйственного общества.

Бухгалтерский учет может вестись в документарной или электронной

формах.

Законом определен порядок составления и представления финансовой

отчетности. Финансовая отчетность - это бухгалтерская отчетность,

которая содержит информацию о финансовом состоянии, результатах

деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный

период.

Состав финансовой отчетности различен:

. для предприятий: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о

движении денежных средств, отчет о собственном капитале, примечания;

12Приказ Минфина Украины от 30.11.99 г. №291

. для субъектов малого предпринимательства, представительств

иностранных субъектов хозяйственной деятельности - сокращенная по

показателям финансовая отчетность: баланс и отчет о финансовых

результатах.

Хозяйственные общества, имеющие дочерние предприятия, помимо отчета о

собственных хозяйственных операциях должны составлять финансовую

консолидированную отчетность.

Отчетным периодом является календарный год, однако

предусмотрено составление промежуточной квартальной

отчетности в

составе баланса и отчета о финансовых результатах.

Хозяйственные общества обязаны предоставлять финансовую

отчетность:

. органам управления;

. трудовым коллективам;

. учредителям (собственникам);

. иным пользователям в порядке, предусмотренном действующим

законодательством.

Сроки и порядок предоставления отчетности в органы

государственной налоговой службы и иным пользователям установлены

постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 г.№ 419 «Об

утверждении Порядка представления финансовой отчетности». Срок

представления квартального финансового отчета (кроме сводного и

консолидированного) установлен не позднее 25 числа месяца следующего за

отчетным кварталом, годового – 20 февраля следующего за отчетным

годом.

Законом установлен круг лиц, обязанных публиковать годовую

финансовую и консолидированную отчетность (до 1 июня года, следующего за

отчетным) в периодических или в отдельных печатных изданиях: открытые

акционерные общества, валютные и фондовые биржи, кредитные союзы,

негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и иные финансовые

учреждения.

Часть 2 ст. 14 Закона « О бухгалтерском учете и финансовой

отчетности в Украине» устанавливает, что финансовая отчетность не

составляет коммерческой тайны, кроме случаев, предусмотренных

законодательством.

В случаях, прямо установленных действующим законодательством Украины,

хозяйственные общества могут перейти на упрощенную систему и

налогообложения, ведения бухгалтерского учета и отчетности13.

Помимо финансовой отчетности хозяйственные общества

обязаны представлять в органы государственной налоговой службы

налоговую отчетность в составе и порядке, установленном действующим

налоговыми законодательством. Налоговая отчетность, в отличие от

финансовой, позволяет работникам государственной налоговой службы

выявить объект налогообложения и проконтролировать правильность

расчета субъекта предпринимательской деятельности размера уплачиваемых

ими налогов и обязательных сборов (платежей). В качестве примеров

форм налоговой отчетности могут быть названы: Декларация по налогу

на добавленную стоимость, Декларация о прибыли, Отчет об удержании и

внесении в бюджет налога на прибыль нерезидентов, Расчет сбора в Фонд

Чернобыля, Расчет платы за специальное использование недр при

добыче полезных, Расчет сбора за загрязнение окружающей природной

среды, расчет акцизного сбора, Декларация о валютных ценностях,

доходах, имуществе, которые принадлежат резиденту Украины и находятся за

ее пределами, расчет платы за специальное использование водных ресурсов,

отчетность, связанная с применением электронных контрольно- кассовых

аппаратов и др.

В соответствии со ст. 8 Закона «О государственной статистике»14

все

13Указ Президента Украины «Об упрощённой системе налогообложения,

учёта и ответственности субъектов малого предпринимательства от 3.07.98 г.

№727 в редакции Указа от 28.06.1999 г. №746/99»

14Закон Украины «О государственной статистике» от 17.09.1992 г. (ВВР,

1992 г. №42 ст.608)

юридические лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью,

подают сведения, необходимые для проведения государственных статистических

наблюдений, порядок подачи статистических данных определяется в формах

государственной статистической отчетности, утверждаемых органами

государственной статистики (Министерством статистики Украины и иными

уполномоченными органами).

В случаях, предусмотренных действующим законодательством,

отчетность должна предоставляться и в иные государственные органы:

Государственной службе занятости, Пенсионному фонду, Фонду

государственного социального страхования, областным дорожным организациям и

др.

Достоверность и полнота годового баланса и отчетности общества

должны быть подтверждены аудитором (аудиторской фирмой).

3.7. Контроль за деятельностью хозяйственных обществ

В соответствии со ст. 17 Закона «О хозяйственных обществах

проверки финансовой деятельности общества осуществляется государственными

налоговыми инспекциями, другими государственными в пределах их

компетенции, ревизионными органами общества и аудиторскими службами.

Проверки не должны нарушать нормальный режим работы общества.

Проверки финансовой деятельности хозяйственного общества могут

быть внутренними и внешними.

Внутренние проверки осуществляются органами и должностными лицами

самого общества, уполномоченными на это законом и учредительными

документами. Органом, на который возлагается контроль за финансово

- хозяйственной деятельностью общества, является ревизионная комиссия. В

акционерных обществах проверки финансовой деятельности могут также

осуществляться наблюдательным советом. В коммерческих банках обязательно

создается служба внутреннего аудита15. Внешние проверки

осуществляется государственными органами, саморегулирующимися

организациями, иными юридическими и физическими лицами, имеющими

независимый от общества статус, уполномоченными при

осуществлении

функции контроля законом, договором или иным правовым

актом. Внешние проверки в зависимости от статуса контролирующего

субъекта подразделяются на государственные и негосударственные.

Государственные органы, уполномоченные осуществлять проверки

финансовой деятельности общества, по своему статусу

подразделяются на правоохранительные органы и органы

исполнительной власти (органы

административного контроля). Компетенция государственных

органов по осуществлению проверок финансовой деятельности

хозяйственных обществ как субъектов предпринимательства определяется

ч.3 ст.15 «Закона о предпринимательстве», Законом «О государственной

контрольно – ревизионная службе в Украине», Указом

Президента «О некоторых мерах по де регулированию предпринимательской

деятельности», «О прокуратуре», «О милиции», «Об оперативно- розыскной

деятельности», «О службе безопасности Украины», «Об организационно -

правовых основах борьбы с организованной преступностью» и целой серией

иных законов и подзаконных нормативных актов. Правоохранительные и

исполнительные органы имеют различный объем полномочий в области

контроля за осуществлением финансовой деятельности. Различны также

основания и порядок проведения ими проверок.

Органами государственной исполнительной власти, которые имеют право

проводить проверки финансово – хозяйственной деятельности субъектов

предпринимательства являются:

. органы Государственной налоговой службы Украины относительно уплаты

налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и

15Положение об организации внутреннего аудита в коммерческих банках,

утверждённым постановлением Правления Национального банка Украины от

20.03.1998 г. №114

государственные целевые фонды, неналоговых платежей;

. таможенные органы – в отношении уплаты ввозной пошлины, акцизного сбора и

налога на добавленную стоимость, которые взимаются в случае ввоза

(пересылки) товаров на таможенную территорию Украины в момент

пересечения таможенной границы;

. органы государственного казначейства, государственной

контрольно-ревизионной службы – относительно бюджетных

займов и кредитов, гарантированных средствами бюджета, целевого

использования дотаций и субсидий, других бюджетных ассигнований,

средств внебюджетных фондов, а также надлежащего выполнения

государственных контрактов, про авансированных за счет бюджетных

средств.

Выездные проверки, проводимые данными органами, могут быть плановые

и внеплановые. Плановой выездной проверкой считается проверка,

которая предусмотрена в плане работы контролирующего органа.

Плановая проверка проводится по совокупным показателям

финансово - хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства по

письменному решению руководителя соответствующего контролирующего

органа не чаще одного раза в год. Субъекту предпринимательской

деятельности не позднее чем за десять календарных дней со дня

проведения проверки должно быть направлено письменное сообщение с

указанием даты ее проведения.

Плановые выездные проверки проводятся всеми контролирующими

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.