рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовые проблемы регулирования деятелности хозяйственных обществ

законодательства Украины, свод законов Украины (серия 3) №2, ст.17

Второй признак предпринимательской деятельности - творческий и

инновационный характер, что проявляется в поиске новых

возможностей, ориентации на нововведения. Предприниматель действует и

оценивается как независимый и в значительной степени полагающийся на

самого себя инноватор.

Третий признак предпринимательской деятельности –

систематичность (регулярность, постоянство).

Четвертый признак предпринимательской деятельности – рисковый

характер, то есть возложение на предпринимателя бремени предвидения

неблагоприятных последствий (убытков) и принятие мер по их

устранению.

Пятый признак – целевая направленность на получение прибыли.

Та или иная деятельность не может быть отнесена к

предпринимательской, если ее целью не является извлечение прибыли. Но

если прибыль не получена, несмотря на целевую направленность деятельности

на ее достижение, то сам по себе этот факт не может служить

основанием для исключением ее из числа предпринимательской.

Следовательно, определяющим является наличие именно цели получения

прибыли, а не достижения её получения на любом этапе этой

комплексной деятельности.

Шестой признак - самостоятельная юридическая ответственность.

Седьмой признак предпринимательской деятельности – социально

ответственный характер. Хотя социальная ответственность имеет

различное содержание и формы для отдельных отраслей и субъектов

предпринимательства, основные обязательства существуют для всех

предпринимателей – это обязательства предпринимателей по отношению

к обществу, которые распространяются на многие сферы.

Можно отметить следующие основные требования социальной

ответственности предпринимателей в современном обществе:

. требование повышения эффективности деятельности

предпринимателей (использовать наиболее эффективным и

прогрессивные методы хозяйствования, производить конкурентоспособные

товары и услуги, гарантировать качество потребительских товаров,

сводить к минимуму возможный вред, причиняемый общественному

благосостоянию, соблюдать этические правила и т.д);

. требование более полной ответственности юридических лиц

– субъектов предпринимательской деятельности перед

заинтересованными группами лиц (например, акционерами,

работниками), наличие условий, способствующих созданию

корпоративной демократии;

. требование возложения предпринимателями на себя

ответственности за благосостояние всего общества;

. требование активной роли предпринимателя в защите

окружающей среды.

1.2. Условия соответствующей регистрации в осуществлении

предпринимательской деятельности

Условия соответствующей регистрации в осуществления

предпринимательства – это установленные государством и закрепленные

в законодательстве необходимые требования прохождения определенной

процедуры, а именно государственной регистрации субъектов

предпринимательства, лицензирования и патентовании некоторых

видов предпринимательской деятельности, подтверждающее признание

государством законности их вхождения в сферу предпринимательства.

В ст. 8 Закона Украины «О предпринимательстве» в качестве

необходимого условия осуществления предпринимательской

деятельности названа государственная регистрация

предпринимательства. В соответствии с п.4 ст.5 Закона «О

предприятиях в Украине» предприятие считается созданным и

приобретает статус юридического лица со дня его

государственной регистрации.

Детально процедура регистрации регламентируется Положением о

государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности,

утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от

25.05.98.г. № 740. Это положение определяет порядок государственной

регистрации и перерегистрации субъектов предпринимательской

деятельности независимо от их организационно- правовых форм деятельности

и форм собственности, за исключением отдельных субъектов

предпринимательской деятельности, для которых законами

Украины установлены специальные правила государственной

регистрации, а также порядок отмены государственной

регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

Таким образом, законодательством Украины предусмотрена единая

система государственной регистрации субъектов предпринимательской

деятельности все субъекты подлежат государственной регистрации

в соответствующих органах в одинаковом порядке. Исключение составляют

лишь отдельные субъекты предпринимательства (например, банки)

специфика деятельности которых требует специального порядка

легитимации.4

В соответствии с ст. 4 Закона Украины « О предпринимательстве»,

отдельные виды предпринимательской деятельности подлежат

лицензированию. Это означает необходимость получения лицензии –

документа, удостоверяющего право субъекта предпринимательской деятельности

заниматься определенным видом предпринимательской деятельности, в

отношении которых действующим законодательством

4Закон Украины от 20.03.1999г. «О банках и банковской деятельности»

свод Законов Украины (серия 3) 2000 № 2,ст.15

предусмотрены специальные требования к их осуществлению. Как правило,

лицензия является документом, который не только разрешает

осуществлять указанный в нем вид деятельности, но и определяет условия

его осуществления.

1.3. Субъекты предпринимательской деятельности

В предыдущем разделе дана общая

характеристика, понятие предпринимательской деятельности.

Кто же может быть субъектом предпринимательской

деятельности?

Законодательство не дает обобщенного понятия (Субъект

предпринимательской деятельности(, а при определении субъектов за

основу берется понятие (предприниматель(. Применительно к

специфике действующего законодательства, понятие предприниматель

определяется, прежде всего, исходя из анализа статьи 2 Закона Украины

«О предпринимательстве», где приведен перечень субъектов

предпринимательской деятельности. Однако самого определения субъекта

предпринимательской деятельности этот закон не содержит.

Исходя из общих начал и смысла права, определения предпринимательской

деятельности, изложенного в статье 1 вышеприведенного Закона, следует

понимать, что субъект предпринимательской деятельности – это лицо,

носитель прав и обязанностей, при осуществлении самостоятельной,

инициативной, систематической, на собственный риск деятельности

по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг и

занятию торговлей с цель получения прибыли.

Довольно типичным является высказывание следующего характера:

«Понятие субъекта предпринимательской деятельности определяется тем,

что предпринимательская деятельность в Украине, реализуясь в

гражданских правоотношениях, регулируется нормами гражданского права.

Отсюда, субъект предпринимательской деятельности является одновременно

субъектом гражданского права». Это утверждение неоправданно

сужает правовое поле деятельности субъекта предпринимательской

деятельности, который, во-первых, как уже было сказано ранее,

одновременно является субъектом предпринимательского права. Во - вторых,

субъект предпринимательской деятельности на практике вступает, помимо

гражданских в трудовые административные и иные правоотношения, что

привносит в последние свою специфику.

В современном хозяйственном обороте, существуют гражданские

правоотношения трех видов:

1- й вид - это гражданские правоотношения без

участия субъекта предпринимательской деятельности.

2-й вид - это гражданские правоотношения (например,

двустороннего характера) с участием в качестве одной из сторон

субъекта (нескольких субъектов) предпринимательской деятельности.

3-й вид - это гражданские правоотношения с участием

только субъектов предпринимательской деятельности.

Каждый из вышеперечисленных видов гражданских

правоотношений, безусловно, имеет свою специфику. Например, лицо,

субъект предпринимательской деятельности, при осуществлении

реализации товаров, работ (услуг) гражданину (2 –й вид

гражданских правоотношений), не вправе сделать это на

основании ч. 1 ст. 43 ГК Украины («Устные сделки»), так как для

первого эта сделка требует письменной формы, поскольку указанное

условие вытекает из установленного действующим законодательством

требования об учете доходов предпринимателя с целью налогообложения. Это

правило вытекает из требований иных, помимо Закона

«О предпринимательстве», нормативных актов, например Закона Украины «О

налогообложении прибыли предприятий», «О системе налогообложения».

Следовательно, гражданское правоотношение с участием

субъектов предпринимательской деятельности имеет особый

характер и не может быть объективно проанализировано только на

основе Гражданского Кодекса Украины и Закона «О

предпринимательстве». Не случайно проект нового Гражданского Кодекса

содержит специальное правило для случаев, когда стороной, которая

присоединилась к договору, является субъект предпринимательской

деятельности. Отсюда, классификацию субъектов предпринимательской

деятельности возможно лишь начать, используя анализ ГК Украины и

Закона « О предпринимательстве ».

В соответствии со ст.2 этого Закона субъектами

предпринимательской

деятельности (предпринимателями) могут быть:

Во – первых, физические лица – граждане Украины ( с 18 – летнего

возраста), граждане других государств, не ограниченные законом в

правоспособности и дееспособности. (ст.16 этого же закона, названная

«Деятельность иностранных предпринимателей», уточняет: «иностранные

граждане и лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую

деятельность на территории Украины, на её континентальном шельфе и в

исключительной (морской) экономической зоне». Они «пользуются такими же

правами и несут такие же обязанности, что и граждане Украины». Здесь

речь идёт о правоспособности. Дееспособность же иностранных граждан

определяется в соответствии со ст. 56-61 ГК Украины).

Среди иностранных граждан физических лиц - субъектов

предпринимательской деятельности, пребывающих на территории

Украины, следует различать:

1) физических лиц, имеющих постоянное место жительства

(ПМЖ) на территории Украины и зарегистрированных в качестве

предпринимателей согласно Закону Украины «О предпринимательстве ».

2) физических лиц, не имеющих ПМЖ на территории Украины,

если они являются субъектами хозяйственной деятельности по

закону государства, в котором они имеют ПМЖ или гражданами которого

они являются.

Во – вторых, в соответствии со ст. 2 Закона «О предпринимательстве»

субъектами предпринимательской деятельности могут быть юридические

лица (предприятия, учреждения, организации) – всех видов и

форм собственности, установленных Законом Украины «О

собственности».

У юридических лиц правоспособность является

специальной. Иными словами, юридические лица могут

заниматься только теми видами деятельности, которые перечислены

в их учредительных документах, т.е. включены в предмет их

деятельности, которым оно желает заниматься.

К юридическим лицам относятся организации, которые:

1) обладают обособленным имуществом

2) могут от своего имени приобретать имущественные права и

нести обязанности

3) быть истцами и ответчиками в суде, арбитражном суде

или третейском суде 5.

Среди субъектов предпринимательской деятельности -

юридических лиц статья 2 Закона «О предприятиях в Украине» выделяет:

1. Частные предприятия – основанные на собственности

физического лица. Закон не содержит указаний на

ограничения числа нанимаемых работников, равно как и размер частного

капитала.

2. Коллективные предприятия - созданные на

собственности трудового коллектива предприятия. Это предприятие,

собственность которого возникает в случае перехода всего имущества

государственного предприятия в собственность трудового коллектива,

выкупа арендованного имущества или приобретения имущества иным

предусмотренном законом способом.

5Ст. 23 Гражданского кодекса Украины книг, ст.1 (ВВД, 1996,№28 с.205)

3. Хозяйственные общества. Хозяйственными обществами

признаются предприятия, учреждения, организации, созданные на

началах договора юридическими лицами и гражданами путем

объединения их имущества и предпринимательской деятельности в

целях получения прибыли.

4. Предприятия, основанные на собственности объединения граждан.

В своей деятельности они руководствуются Законом Украины

«Об объединениях граждан».

5. Коммунальные предприятия, основанные на собственности

территориальной общины (громады). Эти предприятия являются

собственностью соответствующих административно - территориальных

образований.

6. Государственные предприятия, основанные на собственности

государства, в том числе и казенные предприятия.

Глава 2. Хозяйственные общества - одна из важнейших организационно-

правовых форм предпринимательской деятельности

2.1. Общие положения о правовом регулировании

деятельности хозяйственных обществ

Одну из самых распространенных организационно- правовых форм

осуществления предпринимательской деятельности представляют хозяйствен-

ные общества.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности

хозяйственных обществ осуществляется с помощью нормативно - правовых

актов, в той или иной степени относящихся как к регулированию

всех сторон предпринимательской деятельности различных субъектов

предпринимательства так и конкретно хозяйственных обществ.

Законодательная база по регулированию рассматриваемого

вопроса имеет следующую структуру:

а) во главе пирамиды нормативно- правовых актов находится

Конституция Украины. Ст. 42 Конституции гласит: «Каждый имеет право

на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом.

Государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской

деятельности. Не допускается злоупотребление монопольным положением

на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная

конкуренция…»6

б) базовые законы, регулирующие основополагающие вопросы

предпринимательской деятельности (Закон Украины «О предпринимательстве» от

7 февраля 1991 года, Закон « О предприятиях в Украине» от 27 марта

1991 года, закон « О собственности» от 7 февраля 1991 года),

Гражданский

6Конституция Украины, Харьков, Консум, 1996, с.48

кодекс Украины.

в) специальный закон, регулирующий деятельность хозяйственных

обществ - Закон «О хозяйственных обществах» от 19.09.1991г.

г) законы, регулирующие деятельность хозяйственных обществ

(Законы «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991 г. « О

банках и банковской деятельности» от 20.03.1991 года, «О

товарной бирже» от 10.12.1991 года, «О ценных бумагах и фондовой бирже»

от 18.06.1991г., «О ценах и ценообразовании» от 3.12.1990г., «О

бухгалтерском учёте и финансовой отчетности в Украине» от

16.07.1999г., «О государственном регулировании рынка ценных

бумаг в Украине» от 30.10.1999г., «О восстановлении

платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14.05.1992г.

и др., «О лицензировании определенных видов хозяйственной

деятельности» от 01.06.2000 года, «Об ограничении монополизма и

недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской

деятельности» от 18.02.1992 г. и др.

д) подзаконные нормативные акты:

. Постановление Кабинета Министров Украины « Об утверждении

положения о государственной регистрации субъектов предпринимательской

деятельности» от 25.05. 1998г. № 740;

. Постановление Кабинета Министров Украины «О перечне сведений,

не составляющих коммерческой тайны » от 09.09. 1993г., № 811;

. Декрет Кабинета Министров Украины « О доверительных

обществах» от 17.03.1993г., № 22-93;

. Указы Президента Украины: «Об утверждении положения о

государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку» от

14.02.1997г.,№142/97и др.;

е) документы компетентных органов (положения, инструкции,

стандарты и.т.д.), в которых устанавливаются), в которых

устанавливаются или отменяются правовые нормы в пределах

правомочия и компетенции этих органов, таковы, например:

- Инструкция об открытии банками счетов в национальной и

иностранной валюте, утвержденная Постановлением правления Национального

банка Украины от 18.12.1998г. № 527;

- Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок

органами государственной контрольно - ревизионной службы в Украине,

утвержденная

приказом Главного контрольно - ревизионного управления Украины

от3.10.1997г. № 121;

- Решение Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому

рынку от12.09.1998г. «О передаче полномочий территориальным

органам (в целях усовершенствования порядка регистрации выпуска

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.