рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовые проблемы регулирования деятелности хозяйственных обществ

предусмотрены учредительными документами или решением

собрания участников);

. ограничения обязательного персонального участия только

случаями принятия собранием участников решений по вопросам,

относительно которых закон требует единогласия;

. возможность уступки участником своей доли другому участнику по

согласию остальных участников или третьим лицам, (если иное не

предусмотрено учредительными документами общества);

. ограниченное движение участников; прекращения участия в обществе,

которое осуществляется вследствие:

а) смерти участника - физического лица или реорганизации либо

ликвидации участника – юридического лица;

б) уступки доли другому участнику или третьему лицу;

в) исключение участника из общества;

г) добровольный выход участника из общества с выкупом его доли

самим обществом;

д) выделения доли участника, если для покрытия долгов не хватает

его собственного имущества.

Общество с дополнительной ответственностью.

Обществом с дополнительной ответственностью признается общество,

уставный фонд которого разделен на доли определённых учредительными

документами размеров. Участники такого общества отвечают по его долгам

такого своими взносами в уставный фонд, а при недостаточности этих сумм

- дополнительно принадлежащим им имуществом в одинаковом для всех

участников кратном размере к взносу каждого участника7.

Правовой статус общества с дополнительной ответственностью

характеризуется, в основном теми же чертами, что и правовое положение

общества с ограниченной ответственностью, где отсутствует

субсидиарная имущественная ответственность участников общества по

долгам общества, однако, в обществе с дополнительной

ответственностью его участники несут субсидиарную

ограниченную имущественную ответственность по обязательствам общества,

предельный размер которой устанавливается законом или учредительными

документами общества в одинаковом для все участников кратном размере к

их вкладам.

Полное общество.

В соответствии с Законом Украины «О хозяйственных обществах» полным

признается такое общество, все участники которого занимаются

совместной предпринимательской деятельностью и несут солидарную

ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.

Полное общество отличается от вышеуказанных обществ несколькими

чертами:

- отсутствием законодательных требований относительно размера и

порядка

7Ст. 65 Закона Украины «О хозяйственных обществах»

формирования имущества, решение этих вопросов является прерогативой

участников и фиксируется в учредительном договоре; наличием только

одного учредительного документа; отсутствием органов общества всем

своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание;

законодательство установленными ограничениями для участников конкурировать

с полным обществом и запретом обращения взыскания на долю участника

общества по его собственным обязательствам.

Коммандитное общество.

Коммандитным признаются общество, в котором вместе с

одним или более участников, которые осуществляют от имени общества

предпринимательскую деятельность и несут ответственность по обязательствам

общества всем своим имуществом, есть один или

более участников, ответственность которых ограничивается вкладом в

имуществе в имуществе общества (вкладчика).

Коммандитное общество отличают от акционерного общества те же

черты, что и полное общество.

Однако его отличие от полного общества заключается в

том, что в этом обществе состав участников характеризуется

существенным своеобразием и делится на два вида:

1) полные участники, правовое положение которых сходно

с правовым положением участников полного общества - они

несут субсидиарную имущественную ответственность по

обязательствам общества всем своим имуществом, на которое

может быть обращено взыскание, управляют делами общества, обязаны

принимать имущественное и персональное участие в обществе, не могут

конкурировать с обществом;

2) вкладчики, которые, в отличие от полных участников, после уплаты

ими своих вкладов не несут дополнительной ответственности по

обязательствам общества своим имуществом, не принимают участия в

управлении делами общества, но обязаны принимать имущественное

участие в обществе, уплачивать вклады; имеют право принимать

участие в разделе прибыли общества в соответствии с

размерами своих долей; имеют право требовать первоочередного возврата

вклада в случае ликвидации общества.

Выбор конкретной организационно-правовой формы зависит от целей и

намерений учредителей хозяйственного общества, а также в ряде случаев

предусмотрен законодательством. Например, фондовая биржа и инвестиционный

фонд могут быть созданы только в форме закрытого акционерного общества,

доверительное общества – форме общества с дополнительной ответственностью,

ломбард – в форме полного общества. В различных сферах деятельности

оптимальными будут и различные формы хозяйственных обществ. На сегодняшний

день наибольшей популярностью в Украине остаются общества с ограниченной

ответственностью, благодаря простоте создания. Ограниченной

ответственности участников, пригодности для организации как малого, так и

крупного бизнеса.

Созданное участниками хозяйственное общество нуждается в признании за

ним статуса юридического лица и субъекта предпринимательской деятельности.

Только получив такой статус лицо может на законных основаниях осуществлять

предпринимательскую деятельность, заключать договора, приобретать

имущество и имущественные права, нанимать работников, совершать иные

действия, направленные на осуществление предпринимательства как такового.

Юридические лица в Украине образуются в нормативно-явочном порядке

за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Это означает,

что а) что право на образование хозяйственных обществ предусмотрено

законом; б) лицам, желающим учредить хозяйственное общество, необходимо

выполнить ряд действий, направленных на организацию общества с

соблюдением установленных законом требований (разработать и

утвердить учредительные документы общества, сформировать полностью

либо частично его уставный фонд, обратиться в органы государственной

регистрации и пр.); в) созданное с учетом требований закона общество

регистрируется уполномоченным государственным органом и в результате

этого обретает права юридического лица и субъекта предпринимательской

деятельности.

Законом предусмотрен запрет отказа органом государственной

регистрации в государственной регистрации обществ по

мотивам нецелесообразности.

2.4. Управление хозяйственным обществом

В соответствии со ст. 23 Закона Украины «О хозяйственных обществах»,

управление хозяйственным обществом осуществляют его органы, состав и

порядок избрания (назначения) определяется в зависимости от вида общества.

Рассмотрим подробнее данный аспект деятельности хозяйственных

обществ.

Управление хозяйственными обществами может осуществляться по двум

схемам.

Хозяйственные общества - объединение капиталов, акционерные

общества, общества с ограниченной ответственностью, имеют сложную

структуру управления, состоящую из системы органов: высшего,

исполнительного и контролирующего.

Хозяйственные общества – полное и коммандитное общество, имеет

упрощенную организацию управления, они действуют через

своих участников. Каждый участник и все они в совокупности выполняют

функции органов юридического лица - принимают решения от имени общества

(выражает его волю), представляет общество в отношениях с третьими лицами,

непосредственно осуществляют предпринимательскую деятельность от имени

общества.

Высший орган хозяйственного общества не является выборным,

его состав определяется непосредственно участием в обществе. В состав

высшего органа входят все участники хозяйственного общества Закон «О

хозяйственном обществе» подробно фиксирует полномочия высших органов

общества (статьи 41,59 Закона). К вопросам их компетенции отнесены все

наиболее важные вопросы деятельности общества, а именно: определение

основных направлений деятельности общества, утверждение его планов и

отчетов об их исполнении, внесении изменений в учредительные документы

общества, формирование органов общества, утверждение годовых результатов

деятельности общества, порядка распределения прибыли или покрытия убытков,

утверждение внутренних документов общества, принятие решения о прекращении

деятельности общества, назначении ликвидационной комиссии и утверждение

ликвидационного баланса и многие другие организационные и имущественные

вопросы. Компетенция высшего органа общества также определяется в

учредительных документах общества.

Исполнительный орган общества формируется высшим органом. В

состав исполнительного органа могут входить лица, не

являющиеся участниками общества. Задачами исполнительного органа является

реализация решений высшего органа и руководство текущей деятельностью

общества. Исполнительный орган представляет общество в

отношениях с третьими лицами, заключает сделки, совершает иные

действия правового характера от имени общества. Исполнительный орган

решает все вопросы деятельности общества, за исключением относящихся

к компетенции высших органов. Этот принцип закреплен в ст. 47, 62 Закона «О

хозяйственных обществах». Законодатель не перечисляет подробно все

вопросы, относящиеся к ведению исполнительного органа общества - он

только устанавливает правило, в силу которого исполнительный орган

принимает любые решения (нормативного, оперативного или оперативно-

управленческого характера) за исключением тех, правом принятия

которых обладает высший орган.

Контролирующий орган формируется из числа участников общества его

высшим органом. В хозяйственных обществах функции контролирующего

органа выполняет ревизионная комиссия, а в акционерных обществах - также

наблюдательный совет. Ревизионная комиссия осуществляет контроль за

финансово – хозяйственной деятельностью исполнительного органа

хозяйственного общества, проводит проверки этой деятельности и дает

заключения по годовым отчетам и балансам. Поскольку ревизионная

комиссия не выражает волю хозяйственного общества и не наделена правом

совершения действий от его имени, она по существу не может быть отнесена

к органам управления общества. Ревизионная комиссия может быть названа

специальным (вспомогательным) органом высшего органа общества, задачей

которого является помощь участникам в осуществлении эффективного

контроля над финансами и имуществом общества, принятии обоснованных

решений в данной области.

По решению высшего органа часть его функций может быть передана его

исполнительному органу, а в акционерном обществе – наблюдательному совету.

В Законе Украины «О хозяйственных обществах» закреплен ряд полномочий,

относящихся к исключительной компетенции высшего органа, эти полномочия не

могут быть переданы другим органам общества, а именно: внесение изменений

в учредительные документы общества, утверждение годовых результатов

деятельности общества, отчетов и заключений ревизионной комиссии, порядка

распределения прибыли и покрытия убытков, создания. Реорганизации и

ликвидации дочерних предприятий, филиалов и представительств, принятии

решения о прекращении деятельности общества и некоторые другие вопросы

исключительной компетенции высшего органа общества. Указанное правило

служит для защиты интересов участников общества, которые в некоторых

случаях могут быть вообще устранены от участия в управлении обществом.

Кроме того, вопросы, которые прямо или косвенно имущественные интересы

участников, не должны решаться исполни- тельным органом.

Должностными лицами органов управления хозяйственного общества

являются лица, избранные или назначенные на соответствующие должности и

выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные,

контрольные или представительские функции. Следует обратить внимание, что в

данной работе речь идет только о должностных лицах органов управления,

персонал хозяйственного органа может включать и иные категории

должностных лиц, которые не входят в структуру органов управления

хозяйственного общества.

Действующее законодательство содержит ряд ограничений относительно

возможности лиц быть избранным (назначенным) в состав органов управления

хозяйственным обществом, так не могут входить в органы управления обществом

лица:

а) члены Кабинета Министров Украины, руководители центральных и

иных органов исполнительной власти, военнослужащие, должностные лица

органов прокуратуры, суда, органов государственной безопасности,

внутренних дел, хозяйственного суда, государственного нотариата, а также

должностные лица органов государственной власти, кроме случаев, когда

государственные служащие выполняют функции по управлению акциями (долями,

паями), принадлежащими государству и представляют государство в совете

общества или ревизионной комиссии. Лица, которым суд запретил заниматься

определенной деятельностью не могут быть должностными лицами тех обществ,

которые осуществляют этот вид деятельности. Лица, имеющие непогашенную

судимость за хищения, взяточничество и другие корыстные преступления, не

могут занимать в органах управления хозяйственных обществ руководящие

должности и должности, связанные с материальной ответственностью.

Законом Украины «О хозяйственных обществах» не определен

количественный состав органов управления, за исключением ограничения,

предусмотренного для общества с ограниченной ответственностью, в силу

которого состав ревизионной комиссии не может быть менее 3-х человек.

Количественный состав органов управления обществом должен быть обязательно

определен уставом или иным внутренним нормативным актом хозяйственного

общества.

Порядок выдвижения лиц в органы управления обществом и механизм их

избрания должны быть четко определены в уставе или иных актах

хозяйственного общества.

Отношения с членами органов управления обществом после их избрания на

должность в установленном порядке могут оформляться при помощи: контракта,

срочного трудового договора, гражданско-правового договора, и т.д.

Ответственность должностных лиц органов управления обществом

устанавливается действующим законодательством Украины уставом и иными

внутренними нормативными актами общества, например Положением о должностных

лицах органов управления обществом или Положением о порядке привлечения к

ответственности должностных лиц органов управления хозяйственного общества

и т.д. Нормы об ответственности обязательно должны включаться в

содержание трудовых договоров, контрактов или гражданско-правовых договоров

с членами органов управления общества.

За ненадлежащее исполнение своих обязанностей, должностные лица

органов управления могут нести ответственность как перед обществом

(дисциплинарную, гражданско-правовую) так и перед государством

(административную или уголовную).

2.5. Материальная основа создания и деятельности хозяйственных

обществ

Обязательным признаком любого юридического лица является наличие

у него обособленного имущества. Закрепленное за

хозяйственным обществом имущество составляет материальную

базу его деятельности.

Несколько слов о материальных основах предпринимательской

деятельности. В статье 6 Закона Украины « О собственности»

от 7 февраля 1991 года говорится: «…собственник вправе использовать

принадлежащее ему имущество для осуществления

предпринимательской деятельности. Результаты хозяйственного использования

имущества (изготовленная продукция, полученные доходы)

принадлежат собственнику этого имущества, если иное не

установлено законом или договором. Собственник средств производства

и иного имущества, вправе создать в установленном законом порядке

предприятие, организацию, являющиеся юридическим лицом.

Юридическое лицо осуществляет право владения, пользования и

распоряжения закрепленным имуществом собственника в соответствии со

своим уставом (положением)».

Здесь идет речь, прежде всего о материальных основах

предпринимательской деятельности.

В статье 13 Закона Украины «О предпринимательстве» говорится о

гарантиях имущественных прав предпринимателя со стороны государства:

«Государство гарантирует неприкосновенность имущества и собственности

предпринимателя. Изъятие государством у предпринимателя его основных и

оборотных фондов и другого используемого им имущества не допускается, за

исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Украины».

«Убытки, причиненные предпринимателю вследствие нарушения гражданами,

юридическими лицами и государственными органами его прав, охраняемых

законом, возмещаются предпринимателю в соответствии с действующим

законодательством»8. Государство не только гарантирует имущественные права

предпринимателя, но и оказывает последнему материальную поддержку. В статье

14 Закона Украины «О предпринимательстве» указывается: «В целях создания

благоприятных

8Ст. Закона Украины «О предпринимательстве»

организационных и экономических условий для развития предпринимательства,

государство на условиях и в порядке, предусмотренном действующим

законодательством, предоставляет земельные участки, передает

предпринимателю государственное имущество (производственные и нежилые

помещения, законсервированные и нежилые объекты и сооружения,

неиспользуемое оборудование), необходимое для осуществления

предпринимательской деятельности…», и далее: «… содействует организации

материально технического обеспечения и информационного обслуживания

предпринимателей, подготовке и переподготовке кадров, осуществляет

первоначальное обустройство неосвоенных территорий объектами

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.