рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовая реформа в 1990-х годах

дополнительном утверждении (ст.40) – не совсем ясно, имеют ли

референдумные нормы прямое действие

Если для реализации решения, принятого на референдуме

Российской Федерации, требуется издание дополнительного правового акта (

в том числе федерального закона или поправки к Конституции ), федеральный

орган государственной власти ( в том числе и Федеральное Собрание ), в чью

компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней определить

срок подготовки данного правового акта.

Референдумные нормы имеют особое место в правовой системе. Они

обязательны для всех органов государственной власти, но не совсем ясен

механизм их реализации. Референдумные нормы могут быть отменены или

изменены только на референдуме.

29. Судебная реформа.

Система судов общей юрисдикции подверглась реформированию в меньшей

степени. Сохранились кассационные и надзорные полномочия Верховного суда,

структура и полномочия судов среднего и основного звена. Советское право не

признавало прецедентное право, а суды – субъектами правотворчества, но

Пленуму Верховному Суду было предоставлено право давать руководящие,

обязательные для всех судов разъяснения по вопросам судебной практики,

применения законов. Такое положение в основном сохраняется и в настоящее

время.

Военные трибуналы преобразованы в военные суды.

Конституция СССР, формально имея высшую юридическую силу, не

предусматривала возможности судебного контроля за соблюдением Конституции.

В 1990 году был создан Комитет конституционного надзора СССР, а в 1991 году

– Конституционный Суд РФ. Было и такое мнение, что нет необходимости

создавать Конституционный Суд РФ, достаточно наделить Верховный Суд

полномочиями по проверке конституционности законов и других нормативных

правовых актов и создать, например, Конституционную коллегию Верховного

Суда РФ. В условиях противоречивости и нестабильности Конституции РФ

Конституционный Суд не мог нормально функционировать, кроме того, он

активно вмешивался в политику (11).Однако Конституционный Суд РФ внёс

огромный вклад в проведение правовой реформы. После принятия Конституции РФ

1993 года, ФКЗ 1994 года «О конституционном Суде РФ» в 1995 году КС РФ

вновь приступил к работе. Большую часть постановлений Конституционный Суд

принимает по жалобам на нарушение прав и свобод граждан и по запросам судов

по делам о проверки конституционности законов, подлежащих применению в

конкретном деле. Наиболее неконституционный закон – УПК РФ 1960 года с

последующими изменениями и дополнениями, его отдельные положения

признавались неконституционными более десяти раз, основной смысл

постановлений КС по УПК – усиление начал состязательности и равноправия

участников уголовного судопроизводства. Конституционный Суд также по

запросам органов государственной власти проверяет конституционность

федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации,

Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и уставов, законов и

других нормативных субъектов РФ по вопросам ведения РФ и совместного

ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в

силу международных договоров РФ, а также разрешает споры о компетенции,

даёт толкование Конституции РФ, даёт заключение по обвинению против

Президента. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными,

утрачивают силу.

В том же 1991 году упраздняется система ведомственных арбитражей и

создаются система арбитражных судов, состоящая из Высшего Арбитражного Суда

РФ и федеральных арбитражных судов субъектов РФ. Арбитражные суды разрешают

экономические споры. В 1995 году создано промежуточное звено федеральных

окружных арбитражных судов. Пленум ВАС также даёт руководящие разъяснения

по вопросам судебной практики. Принимаются также совместные Постановления

Пленумов ВС РФ и ВАС РФ по вопросам судебной практики.

В некоторых субъектах РФ создаются конституционные и уставные суды,

задача которых – проверка текущего законов и других нормативных правовых

актов субъекта РФ на соответствие конституции (уставу) субъекта РФ, а также

толкование последних.

В стадии становления находится институт мировых судей субъектов РФ.

Предполагается, что мировые судьи будут рассматривать в первой инстанции

гражданские, уголовные и административные дела.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта

государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции

Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному

закону, общепризнанным принципам и нормам международного права,

международному договору Российской Федерации, конституции (уставу)

субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации,

принимает решение в соответствии с правовыми положениями,

имеющими наибольшую юридическую силу. ( п.3 ст.5 ФКЗ «О судебной системе

РФ» ).

Право признавать нормативные правовые акты утратившими силу в

настоящее время имеют Конституционный Суд РФ ( по причине

неконституционности ), Конституционные и Уставные суды субъектов РФ.

Федеральным конституционным законом может быть предусмотрено полномочие

судов общей юрисдикции признавать утратившими силу нормативные правовые

акты ( включая законы ) по причине их несоответствия нормативным правовым

актам большей юридической силы (как правило, законам ), кроме тех случаев,

когда это отнесено к компетенции КС РФ (Постановление КС РФ). В настоящее

время суды общей юрисдикции и арбитражные суды могут лишь не применить

такой нормативный правовой акт, обязать принявший его государственный орган

отменить его или привести в соответствии с законом или обратиться с

запросом в Конституционный суд РФ (Постановление Пленума ВС РФ от

31.10.1995). В последнее время сложилась практика, когда Конституционный

Суд РФ рассматривает конституционность, а фактически – соответствие

федеральному закону через ст.76 ч.2 ч.5, ст.90 ч.3 ст.115 ч.1

соответственно и другие соответствующие делу статьи Конституции законов

субъектов РФ, нормативных указов Президента и постановлений Правительства

РФ, а пленумы Верховного Суда и Высшего арбитражного суда, формально не

отменяя нормативный правовой акт, фактически парализуют его действие, давая

разъяснения по вопросам судебной практики о неприменении этого нормативного

правового акта в части, противоречащей нормативному правовому акту,

имеющему большую юридическую силу.

Судьи по Конституции РФ независимы и подчиняются только Конституции РФ

и федеральному закону. Отменены выборы, ответственность перед избравшими

органами ( Советами ) и отзыв судей. Судьи федеральных судов назначаются в

различном порядке Президентом РФ или Советом Федерации по представлению

Президента, в любом случае необходимо заключение квалификационной коллегии.

Судьи несменяемы и неприкосновенны.

30. Новые принципы и правила судопроизводства.

Новые принципы судопроизводства:

(1) Равноправие и состязательность сторон.

(2) Возможность судебного обжалования решений, действий, а также

бездействия органов государственной власти, органов местного

самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

(3) Право на рассмотрение дела судом по подсудности

(4) Право на обращение в межгосударственные правозащитные органы, если

исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты

(5) Запрет на использование доказательств, полученных с нарушением

федерального закона

(6) Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной

силы не имеет.

(7) Презумпция невиновности. Каждый обвиняемый считается невиновным,

пока его виновность не будет доказана и установлена приговором суда.

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения

толкуются в его пользу.

Расширено право на получение квалифицированной юридической помощи и на

защиту.

Конституция РФ подтверждает принцип равенства всех перед законом и

судом, однако увеличивается количество категорий лиц, по закону

пользующихся неприкосновенностью.

Законом 1993 года предусмотрено рассмотрение некоторых уголовных дел с

участием присяжных заседателей.

Ограничение прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,

телеграфных и иных сообщений ( при проведении оперативно – розыскных

мероприятий, следственных действий и т.п. ) допускается только на основании

судебного решения. (Ст.23)

Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются

только по судебному решению (Ст.22), но до приведения уголовно –

процессуального законодательства в соответствие с Конституцией РФ

сохраняется прежний порядок ( Раздел Второй, часть 6 ).

31. Свобода передвижения.

Закон 1993 года «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места

пребывания и жительства в пределах РФ» установил, а Конституция РФ

подтвердила право граждан РФ и других лиц, законно находящихся на её

территории, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Свобода передвижения толкуется ограничительно как право на выбор места

жительства и места передвижения, правовой статус самодеятельных туристов

вообще не урегулирован. Граждане обязаны регистрироваться по месту

жительства и по месту пребывания. Регистрация осуществляется в заявительном

порядке, прописка отменяется. Регистрация или отсутствие таковой не

могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и

свобод граждан. Закон устанавливает исчерпывающий перечень оснований для

ограничения свободы передвижения ( пограничная зона, закрытые

административно-территориальные образования, чрезвычайное положение, зона

экологического бедствия и т.п.). Однако не отменена статья 178 КоАП РСФСР,

предусматривающая штраф до 10 % минимального размера оплаты труда за

проживание без регистрации. Правилами регистрации граждан установлены

дополнительные ограничения регистрации, не предусмотренные законом, и в

1998 году некоторые положения этих правил были признаны неконституционными.

Многие субъекты РФ вводят не предусмотренные федеральным законом

ограничения свободы выбора места жительства ( квоты на переселение,

огромные сборы за регистрацию и т.п.) В 1996 и 1997 году Конституционный

Суд РФ рассматривал такие нормативные акты города Москвы, Московской

области, Воронежской области, Ставропольского края и признал их

неконституционными.

Закон СССР 1991 года «О въезде в СССР и выезда в СССР граждан СССР»,

действовавший в РФ, установил, Конституция РФ подтвердила право граждан РФ

на выезд из РФ. Ограничения права на выезд устанавливаются только

федеральным законом ( военная служба, ознакомление с государственной

тайной, задержание, осуждение, уклонение от обязательств ). Гражданин РФ

вправе, но не обязан возвращаться в РФ

32. Обновление законодательства, кодификация и формирование свода

законов.

Правовая реформа всегда предполагает обновление законодательства.

Обновление законодательства СССР началось с конца 1980-х годов, в РСФСР –

РФ с 1990 года. После принятия Конституции РФ 1993 года помимо

необходимости замены устаревших законов и урегулирования новых отношений

появилась ещё и необходимость приведения законодательства в соответствие с

Конституцией РФ. Практически все законодательные акты, принятые до принятия

Конституции либо уже заменены ( УК РФ ), либо подлежат замене ( УПК РСФСР

), во всяком случае, в них вносятся существенные изменения.

В условиях построения правового государства и свободы договора

требуется более детальное регулирование правоотношений, в первую очередь

гражданских. Объём частей I, II Гражданского Кодекса РФ более чем в три

раза превышает объём соответствующих положений ГК РСФСР.

После формирования основных принципов новой правовой системы и

принятия Конституции РФ наметилась тенденция к кодификации

законодательства. Части I и II ГК РФ заменили более десятка законодательных

актов. Статья 75 Конституции РФ предусматривает принятие единого

федерального закона, устанавливающего систему федеральных налогов и общих

принципов налогообложения ( Налогового кодекса РФ ). Бюджетный и

Градостроительный кодексы появились только в 1998 году. В Государственной

Думе рассматриваются и другие проекты кодексов, в том числе и ранее

неизвестные отечественному законодательству.

В 1993 году Президент РФ утвердил Общероссийский классификатор

отраслей права. С 1995 года Президент неоднократно издает указы о

проведении работ, направленных на формирование Свода законов РФ.

В 1998 году, судя по указам Президента, завершён учет действующих

нормативных правовых актов и начата их систематизация.

33. Соотношение экономической реформы и правовой реформы.

Основная задача экономической реформы – формирование многоукладной

экономики. Сущность экономической реформы – либерализация. Ликвидированы

государственная монополия на средства производства, планово-

распределительная система и государственное регулирование цен.

В условиях экономической реформы возникают новые экономические

отношения и необходимость их правового урегулирования.

Если смотреть глубже, то экономическая реформа во многом обусловила

необходимость правовой реформы. Для интеграции российской экономики в

мировую необходимо изменение внутреннего законодательства. Конституционное

противостояние 1992 – 1993 годов, приведшее к октябрьским событиям,

принятию новой Конституции и изменению формы правления началось с попыток

Верховного Совета и его руководства противодействовать проведению

экономических реформ.

В начале 1990-х годов многие ограничения были отменены, и некоторое

время возникшие отношения оставались без должного правового регулирования,

порой в условиях вседозволенности. Так, издание в 1992 году Указа

Президента РФ «О свободе торговли» привело к антисанитарии на территории

городов.

34. Правовая реформа и сохранение социальных завоеваний.

Конституция РФ определяет РФ как социальное государство, политика

которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и

развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается

гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается

государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства,

инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб,

устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной

защиты (Ст.7)

Правовая реформа в социальной сфере в основном сводится к сохранению

социальных завоеваний советского времени, их адаптации к рыночным

отношениям.

Во многом социальные гарантии, финансируемые из федерального и других

бюджетов и внебюджетных фондов зависят от их доходной части, а доходы –

от экономической ситуации в стране. Многие законы 1990-х годов о

социальных гарантиях, например, Федеральный закон 1995 года «О ветеранах»

остаются нереализованными из-за необеспеченности финансированием. А

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2000 год» прямо устанавливает,

что законодательные и иные нормативные правовые акты, не обеспеченные

источниками финансирования, не подлежат реализации (ст.129).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

35. Теоретические аспекты правовой реформы.

По форме правления Россия по Конституции РФ 1993 года – президентская

республика с некоторыми чертами парламентской. По государственному

устройству – конституционная, неоднородная, но симметричная ( по крайней

мере по конституции ) федерация.

Функции государства принято подразделять на внутренние и внешние,

среди внутренних функций выделяют экономическую, политическую, социальную,

правоохранительную и экологическую. Все функции государства в условиях

правовой реформы существенно изменились.

Политический режим можно охарактеризовать как либеральный с

пережитками авторитарного. Демократический режим остаётся целью будущего.

Конституция РФ определяет Россию как демократическое правовое

социальное государство, однако для утверждения принципов демократического и

правового государства ещё предстоит огромная работа. Утверждение принципов

социального государства возможно только в условиях стабилизации и роста

экономики.

36. Промежуточные итоги и перспективы дальнейшего развития правовой

реформы.

В настоящее время правовая реформа находится, на мой взгляд, на

полпути. Сделаны серьёзные шаги к утверждению принципов демократического

государства. Реальностью стали периодические выборы на всех уровнях,

разделение властей, многопартийность, почти везде действуют органы местного

самоуправления.

Гораздо большая работа предстоит для утверждения принципов правового

государства. Необходимо заполнить правовые пробелы, принять качественные,

отвечающие жизненным потребностям законы, в числе которых – Земельный,

Уголовно – процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы, привести

региональное законодательство и внутри федеративные договоры в соответствие

с Конституцией РФ и федеральными законами, и, что самое главное, добиться

исполнения закона всеми ветвями власти. Преодолеть произвол должностных лиц

и правовой нигилизм граждан. Обеспечить соблюдение и защиту прав и свобод

человека.

Правовая реформа будет завершена, когда будет установлено правовое

государство.

ДАННАЯ РЕДАКЦИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ! ! !

Студент I курса МВФ МГЮА Н.КОЛПАКОВ

31 марта 2000 года

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Список использованной литературы.

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник. 2-е

изд. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2000.

Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. М.: Юридическая

литература, 1994.

Конституция, закон, подзаконный акт. М.: Юридическая литература, 1994.

Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и

факультетов. Под редакцией В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. – М.: НОРМА-

ИНФРА-М, 1999.

С.Л.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М. 1999

Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998.

История России. Пособие для старшеклассников и абитуриентов.-М.:

Издательство Московского университета, Издательство ГИС, 1996.

2. Список правовых актов.

Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993

года.

Конституция СССР от 7 октября 1977 года с последующими изменениями и

дополнениями.

Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 года с последующими изменениями и

дополнениями, в 1992 году переименованная в Конституцию Российской

Федерации – России.

Гражданский, Гражданский процессуальный,Уголовно – процессуальный

кодексы РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях,

Гражданский (части 1, 2), Налоговый (часть 1), Уголовный, Арбитражный

процессуальный кодексы РФ.

Законы СССР «Об общественных объединениях» (1990), «О печати и других

средствах массовой информации» (1991), «О порядке въезда в СССР и выезда из

СССР граждан РФ» (1991), Закон РСФСР «О свободе вероисповедания» (1991),

Законы РФ «О гражданстве РФ» (1991), «О средствах массовой информации»

(1992), «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и

свободы граждан» (1993), «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор

места пребывания и жительства в пределах РФ» (1993), «О краевом, областном

совете, краевой, областной администрации» (1993).

Федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде РФ» (1994),

«О референдуме РФ» (1995), «О судебной системе РФ» (1996), «О правительстве

РФ» (1997) Федеральные законы «О прокуратуре РФ» (1992-1995), «О порядке

опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,

федеральных законов, актов палат Федерального Собрания РФ», «Об основных

гарантиях избирательных прав граждан РФ» (1994), «Об общественных

объединениях» (1995), «О международных договорах РФ» (1995), «О рекламе»

(1995), «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

(1995), «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997), «Об

основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан РФ» (1997), «О принципах и порядке разграничения полномочий между

органами государственной власти РФ и субъектов РФ» (1999), «Об общих

принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных

органов государственной власти субъектов РФ» (1999), «О федеральном бюджете

на 2000 год» (1999).

Устав города Москвы (1995), Устав Алтайского края (1995).

Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года.

Федеративный договор от 31 марта 1992 года.

Указы Президента РФ от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной

конституционной реформе в РФ» с приложениями, от 6 октября 1993 года «Об

основах правового регулирования в период позтапной конституционной реформы

в РФ», от 9 октября 1993 года «О реформе представительных органов власти и

органов местного самоуправления», от 24 декабря 1993 года «О приведении

законодательства РФ в соответстввие с Конституцией РФ», от 6 ноября 1991

года «О деятельности и имуществе КПСС и КП РСФСР».

Многочисленные постановления Конституционного Суда по делам о

рассмотрении конституционности законов и других нормативных правовых актов,

а также по делам о толковании Конституции РФ.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 о применении

судами Конституции РФ.

Примечание. В ссылках на статьи без указания правового акта имеется в

виду Конституция РФ 1993 года.

++++

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.