рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовая реформа в 1990-х годах

8, глава 12 Конституции РФ и Федеральный закон от 28 августа 1995 года №

154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» стали

правовой базой местного самоуправления.

Местное самоуправление определяется как признаваемая и

гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под

свою ответственность деятельность населения

по решению непосредственно или через органы местного

самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов

населения, его исторических и иных местных традиций.

Указанный федеральный закон определяет предметы ведения органов

местного самоуправления, основы деятельности представительного органа

местного самоуправления, главы муниципального образования, схода граждан,

территориальные, экономические и финансовые основы местного самоуправления,

гарантии местного самоуправления ( судебная защита, запрет на ограничение

прав местного самоуправления ). Структура органов местного самоуправления

определяется населением самостоятельно на основе общих принципов,

установленных федеральным законом и законом субъекта РФ. Население

городского или сельского поселения независимо от численности населения не

может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Установлена ответственность как перед государством за нарушение закона, так

и перед населением за утрату доверия.

Ряд субъектов РФ предпринимает неконституционные попытки ограничить

права местного самоуправления, а то и подчинить местное самоуправление

региональным властям. Так, законами Удмуртской Республики ряд муниципальных

образований был преобразован в административно-территориальные единицы,

подчинённые власти Удмуртии. Президент РФ передал эти законы на

рассмотрение Конституционного Суда, многие их положения признаны

неконституционными. До сих пор не приведён в соответствии с федеральным

законом Устав города Москвы, по которому Московские городские власти

вмешиваются деятельность районных управ: назначают глав управ, определяют

структуру местного самоуправления. Подобные нарушения наблюдаются во многих

субъектах РФ.

19. Закрепление и реформа избирательной системы.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через

органы государственной власти и органы местного самоуправления (

ч.2 ст.3 ). Высшим непосредственным выражением власти народа являются

референдум и свободные выборы (ч.3 ст.3). Граждане Российской Федерации

имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и

органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме ( ч.2

ст.30 ).

Федеральный закон 1994 года «Об основных гарантиях избирательных прав

граждан РФ» закрепил и собрал воедино основные принципы избирательного

права, «разбросанные» по другим законодательным актам: всеобщее и равное

избирательное право, добровольное участие, прямые выборы, тайное

голосование, выборы на альтернативной основе, периодичность выборов,

общественный контроль за выборами ( присутствие наблюдателей, в том числе

международных ). Центральная избирательная комиссия и избирательные

комиссии субъектов РФ из временных органов, создаваемых под конкретные

выборы и референдумы, преобразованы в постоянные. Федеральный закон также

закрепил основные принципы предвыборной агитации, финансирования выборов,

голосования, определения итогов, основания ответственности и т.д. Основания

регистрации кандидата – сбор подписей избирателей, а избирательные цензы

пассивного избирательного права сведены к минимуму. Введение дополнительных

избирательных цензов законами субъектов РФ неоднократно рассматривалось

Конституционным Судом РФ, такие законы признавались неконституционными.

В 1995 году принят ФКЗ «О референдуме РФ», о референдумном праве речь

впереди.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на

участие в референдуме граждан РФ» более подробно регламентировал все стадии

избирательного процесса на всех уровнях ( федеральном, региональном,

местном ). А изменения 1999 года к закону ввели такие новшества, как

избирательный залог, предоставление сведений об имуществе и доходах

кандидата. А сведения о неснятой судимости и о двойном гражданстве должны

были содержаться во всех документах о кандидате, в том числе в

избирательном бюллетене. Сведения о кандидатах проверяются. Санкция за

предоставление недостоверных сведений, за нарушение закона при проведении

предвыборной агитации и её финансировании – отказ в регистрации либо отмена

регистрации кандидата.

В последние годы выборы в России проводятся в установленные законом

сроки, на альтернативной основе, в присутствии наблюдателей, в том числе

международных, и, по-видимому без массовой фальсификации результатов.

Однако остаются частыми нарушения избирательного законодательства при

проведении предвыборной агитации: злоупотребление служебным положением,

недобросовестная агитация ( вплоть до грубой клеветы в СМИ ), незаконное

финансирование ( в обход избирательных фондов ) и другие нарушения. В 1999

году было отказано в регистрации многим кандидатам в депутаты

Государственной Думы, представившим о себе недостоверные сведения.

20. Реформа в сфере общественных объединений.

Основа правовой реформы в сфере общественных объединений –

преобразование однопартийной системы в многопартийную.

В СССР была одна политическая партия – КПСС, а все основные

общественные объединения были подконтрольны КПСС. В 1990 году после

изменения статьи 6 Конституции и принятия Закона СССР «Об общественных

объединениях» другие общественные объединения, в том числе политические

партии, получили право на существование, было положено начало

многопартийности.

В 1991 году КПСС была запрещена (7). Конституционный Суд подтвердил

законность запрета КПСС в той части, в какой она являлась частью

государственного аппарата, но подтвердил возможность воссоздания партии

коммунистической ориентации в рамках Конституции РФ. Такой партией стала

КПРФ.

Развитию многопартийности содействовали и проводимые с 1993 года

выборы половины состава Государственной Думы по спискам политических

партий, движений и блоков. Однако устойчивая двухпартийная или

многопартийная система до настоящего времени не сложилась.

Согласно Конституции РФ 1993 года и Федеральному закону 1995 года «Об

общественных объединениях» в РФ признаются политическое и идеологическое

многообразие, многопартийность, общественные объединения равны перед

законом, не может устанавливаться государственная или обязательная

идеология. За действия, запрещенные Конституцией РФ (ч.5 ст.13) законом

предусматривается ликвидация общественных объединений в судебном порядке.

21. Свобода совести.

По Конституции СССР 1977 года гражданам гарантировалась свобода

совести и вероисповедания, государство и государственное образование были

отделены от церкви. Законы 1990 года, 1997 года и Конституция РФ 1993 года

в различных формах последовательно подтверждали эти положения.

Закон РСФСР 1990 года «О свободе вероисповедания» установил

равноправие религиозных объединений, заявительный порядок их регистрации,

широкие права и минимальные ограничения их деятельности. В РФ действуют как

традиционные, так и новые конфессии.

Закон также устанавливает тайну исповеди.

Активизация деятельности тоталитарных сект вынудила государство пойти

на ограничения деятельности религиозных объединений, в 1997 году был принят

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Религиозные организации могут быть зарегистрированы как юридические лица

только после продолжительной деятельности религиозных групп. Установлено

более десяти оснований для судебной ликвидации, в частности: нарушение

общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности

государства, создание вооруженных формирований; пропаганда войны,

разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни,

человеконенавистничества, принуждение к разрушению семьи, посягательство на

личность, права и свободы граждан; нанесение ущерба нравственности и

здоровью граждан, склонение к самоубийству, воспрепятствование получению

обязательного образования, принуждение к отчуждению имущества в пользу

религиозного объединения; противодействие выходу, побуждение к совершению

противоправных действий.

22. Реформа в сфере массовой информации.

Гласность и свобода массовой информации – одно из демократических

завоеваний периода перестройки. Законом СССР «О печати и других средствах

массовой информации», Законом РФ 1992 года «О средствах массовой

информации» установлены свобода массовой информации и запрет цензуры, права

на поиск, получение, производство и распространение массовой

информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование

и распоряжение ими. Одновременно установлен запрет на злоупотребление

свободой массовой информации, то есть на использование СМИ для

противозаконной деятельности, а с учётом поправки 1995 года также на

пропаганду порнографии, культа насилия и жестокости, а также

ответственность за злоупотребления свободой массовой информации вплоть до

закрытия в судебном порядке.

В 1995 году принят Федеральный закон «О рекламе», упорядочивший

правовое регулирование рекламной деятельности. В связи с развитием

компьютерных телекоммуникационных сетей общего пользования ( Всемирной Сети

«Интернет» и других ) обсуждается необходимость принятия федерального

закона о глобальных компьютерных сетях.

23. Общие характеристики новой правовой системы.

Новая правовая система включает следующие виды нормативных правовых

актов:

(1) Конституцию РФ,

(2) Федеральные конституционные законы, федеральные законы

(3) Федеративный договор и другие договоры о разграничении предметов

ведения и полномочий

(4) Указы и распоряжения Президента РФ

(5) Постановления и распоряжения Правительства РФ

(6) Постановления Совета Федерации и Государственной Думы по вопросам

их ведения

(7) Правовые акты федеральных органов исполнительной власти и других

федеральных государственных органов

(8) Конституции, уставы и законы субъектов РФ

(9) Подзаконные правовые акты субъектов РФ

(10) Уставы и другие правовые акты муниципальных образований

Правовая система также включает следующие источники права:

(1) Общепризнанные нормы и принципы международного права

(2) Международные договоры, ратифицированные и не ратифицированные РФ

(3) Референдумные нормы

(4) Постановления Конституционного Суда РФ

(5) Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ по вопросам

правоприменительной практики

(6) Другие судебные решения

(7) Общеправовые принципы

(8) Правовые обычаи

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам,

предусмотренным Конституцией РФ. Федеральные законы не должны противоречить

федеральным конституционным законам.

Конституция РФ установила принцип открытости правовой системы. Все

законы, а также любые нормативные правовые акты, затрагивающие права,

свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально

опубликованы для всеобщего сведения, в противном случае они не должны

применяться. Официальным опубликованием федерального закона считается

первая публикация полного текста в «Собрании законодательства РФ»,

«Российской газете» или «Парламентской газете», однако некоторые статьи

законов о бюджете вопреки Конституции РФ засекречиваются.

Российская правовая система практически не признаёт судебный прецедент

в качестве источника права за двумя исключениями. Во-первых – обобщение

судебной практики и руководящие разъяснения пленумов Верховного и Высшего

Арбитражного судов. Во-вторых, положения, воспроизводящие признанные

Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, не могут

применяться судами и другими правоприменяющими органами.

Законодательство России признает аналогию закона (

применение закона, регулирующего сходные отношения ) и аналогию права (

общие начала и смысл законодательства, требования добросовестности,

разумности, справедливости ), но не во всех отраслях ( Ст.6 ГК РФ, Ст.11

АПК РФ, Ст.3 УК РФ ).

Признаёт закон и правовой обычай ( Ст.5 ГК РФ «Обычаи делового

оборота» ), но он не применяется, если противоречит законодательству.

24. Свойства Конституции РФ.

Юридические свойства Конституции РФ:

(1) Верховенство Конституции РФ на всей территории РФ (ст.4).

(2) Высшая юридическая сила Конституции. Законы и иные правовые акты,

принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ, в противном

случае они должны считаться недействительными.

(3) Прямое действие Конституции. Органы государственной власти, органы

местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения

обязаны соблюдать Конституцию РФ. Суды и другие государственные органы

должны применять Конституцию РФ.

(4) Конституция – ядро правовой системы. Законодательство основывается

на Конституции РФ. Конституция координирует законодательство и обеспечивает

его единство.

(5) Учредительный характер Конституции. Конституция – результат

учредительной власти народа. Проголосовав за Конституцию, народ утвердил

форму правления и государственное устройство.

(6) Стабильность Конституции РФ. Главой 9 установлен особо сложный

порядок принятия конституционных поправок к главам 3 – 8, а глава 1 «Основы

конституционного строя», глава 2 «Права и свободы человека и гражданина»,

глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» вообще не могут

быть изменены, только в порядке пересмотра Конституции.

25. Значение международного права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные

договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. Если

международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные

федеральным законом, применяются правила международного договора.

Международные договоры, затрагивающие основные права и свободы человека,

предусматривающие принятие федеральных законов, устанавливающие иные, чем

федеральный закон, подлежат ратификации, причём ратификация осуществляется

федеральным законом. Отсюда следует, что ратифицированные международные

договоры имеют большую юридическую силу, чем федеральные законы. Кроме

того, официально опубликованные международные договоры, не требующие

принятия внутригосударственных актов, имеют прямое действие на территории

РФ и могут применяться непосредственно.

26. Значение прав человека. Судебная защита прав человека.

Гражданство.

Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей

ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и

гражданина – обязанность государства (ст.2). В РФ признаются и

гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным

принципам и нормам международного права ( имеются в виду в первую очередь

нормы Всеобщей декларации прав человека 1948 года ) и в соответствии с

Конституцией РФ (ст.17).Глава 2 Конституции полностью посвящена правам и

свободам человека и гражданина. Права и свободы человека являются

непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение

законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного

самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18). В судебной практике

последних лет наметилась тенденция к непосредственному применению прав

человека.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и

действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного

самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, могут быть

обжалованы в суд (ст.46). Подобная норма была и в Конституции СССР (ст.58),

но она во многом оставалась неисполняемой декларацией. ГПК РСФСР

предусматривает судебное обжалование лишь некоторых административно -

правовых отношений ( главы 22 – 25 ГПК РСФСР ). Закон РФ 1993 года «Об

обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

предусматривает совершенно иной подход: каждый гражданин вправе

обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными

действиями (решениями) государственных органов, органов местного

самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных

объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы. Права и

свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в

той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя,

нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения

обороны страны и безопасности государства (ст.55 ч.3). Ограничения прав и

свобод человека, не вызванные конституционной необходимостью, а также

ограничения прав и свобод законами субъектов РФ и подзаконными актами

неконституционно, и такие ограничения нередко рассматриваются

Конституционным Судом РФ по жалобам граждан и по запросам судов (ч.4

ст.125).

Изменён статус гражданина РФ. Он не может быть лишён гражданства, быть

выслан из РФ или выдан другому государству. Допускаются изменение

гражданства и двойное гражданство.

27. Государственные правозащитные органы.

(1) Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и

гражданина, действует Комиссия по правам граждан при Президенте РФ;

(2) Правительство РФ принимает меры по обеспечению законности, прав и

свобод граждан (ст.114);

(3) Прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод

человека и гражданина;

(4) Уполномоченный по правам человека, назначаемый Государственной

Думой.

Кроме того, каждому гарантируется судебная защита прав и свобод.

Такое количество государственных органов, уполномоченных защищать

права и свободы человека и гражданина, естественно, поскольку

правоохранительная ( в частности правозащитная ) функция – одна из основных

функций правового государства.

28. Референдумное право.

Конституция СССР предусматривала решение важнейших вопросов жизни

страны и рассмотрение законов на референдуме, но эти нормы, как и многие

другие, оставались недействующими.

Первый референдум состоялся в 17 марта 1991 года по вопросу о

сохранении СССР и о введении поста Президента РСФСР, затем проводились

референдумы РФ 25 апреля 1993 года по четырём вопросам и 12 декабря 1993

года по вопросу принятия Конституции РФ.

Конституция РФ, в отличие от Конституции СССР не предусматривает

принятие законов на референдуме, за исключением новой Конституции. Не

предусматривается и референдум по вопросу о досрочных выборах Президента РФ

или депутатов Государственной Думы. Получается, что, проголосовав за

Конституцию, избиратели сами ограничили свои права.

ФКЗ 1995 года «О референдуме РФ» определяет референдум РФ как

всенародное голосование по законопроектам, действующим законам и другим

вопросам государственного значения (ст.1). Референдум может проводиться по

инициативе двух миллионов граждан или Конституционного Собрания (ст.2).

Установлены вопросы, которые не могут выноситься на референдум РФ, в

частности ограничивающие или отменяющие общепризнанные права и свободы

человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации (ст.3).

Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины

принявших участие в референдуме, при условии что в референдуме приняли

участие более половины избирателей. Принятое решение вступает в силу со дня

опубликования. Решение, принятое на референдуме Российской

Федерации, является общеобязательным и не нуждается в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.