рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Л.А.Кацва История России с Древних Времен и до ХХ Века

отношению к Византии. В "Поучении" Владимира Мономаха был создан образ

идеального князя, мужественного в бою, заботливого по отношению к

подданным, радеющего о единстве и благополучии Руси.

Важным видом чтения средневекового русского человека были жития

святых. На Руси стала создаваться собственная житийная литература. Среди

них - "Сказание о Борисе и Глебе", "Жития" княгини Ольги, игумена Киево-

Печерского монастыря Феодосия и др.

В условиях средневековья человек редко покидал родные края. Тем больше

был интерес к далеким странам. Поэтому для средневековой литературы так

характерен жанр "хожений", рассказов о путешествиях. К этому направлению

древнерусской литературы относится "Хожение" игумена Даниила, совершившего

паломничество в Палестину.

4. Архитектура

С принятием христианства на Руси стали строиться храмы. Первые

церковные постройки были деревянными и до наших дней не сохранились. Но уже

в конце X в. был построен первый русский каменный храм - Десятинная церковь

(разрушена монголами в 1240 г.)

Типичный русский храм был крестово-купольным. Центральный барабан

опирался на 4 столба, расчленявшие внутреннее пространство храма. С

восточной (алтарной) стороны к храму пристраивались полукруглые апсиды. С

западной стороны сооружались хоры. Русские мастера использовали при

строительстве каменных храмов традиции деревянного зодчества, для которого

было характерно многоглавие.

Древнейшим сохранившимся памятником древнерусского зодчества является

огромный 13-купольный кирпичный собор Св. Софии в Киеве, построенный при

Ярославе Мудром (в 30-х гг. XI в.). Собор был богато украшен мозаиками и

фресками[pic], в том числе на бытовые темы.

Несколько позднее был сооружен собор Св. Софии в Новгороде. Несмотря

на очевидное сходство композиции, этот храм существенно отличается от

киевского. Он построен из местного белого камня, имеет 5 симметрично

расположенных глав, мощные стены. Внутреннее убранство собора - фрески.

Богатых мозаик здесь нет. Если киевская София нарядна, то новгородская -

сурова и лаконична. Софийский собор стал образцом для новгородского и

псковского зодчества последующих столетий.

В XI в. в Киеве и Новгороде строились и монастырские каменные церкви.

Каменное строительство велось и в других городах Руси: Полоцке,

Чернигове.

5. Изобразительное искусство

С распространением культового каменного строительства развивалась

монументальная живопись. Византийские и русские мастера украшали интерьеры

храмов мозаиками и фресками. В киевском Софийском соборе в технике мозаики

были выполнены подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя)

и Богоматери, апостолов. Мозаика собора имеет 130 оттенков.

Особенно широко применялись фресковые росписи. В Софийском соборе

фресками были покрыты практически все стены, однако до наших дней

сохранились лишь немногие. Часть фресок посвящена светским сюжетам: два

групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения

акробатов, музыкантов.

В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи

является "Богоматерь Владимирская", созданная в начале XII в.

Наряду с монументальной живописью и иконописью высокого искусства

достигли мастера книжной миниатюры.

Киевская Русь благодаря творческому усвоению полученных из Византии

христианства и античного наследия достигла высокого уровня культурного

развития, встав вровень с западноевропейскими странами. Культурные

традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху

раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольское нашествие.

На что следует обратить внимание при ответе:

. Желательно, чтобы переход от одной части ответа к другой был плавным,

а для этого необходимы связки. Так, переходя от материальной культуры

к фольклору (явлению духовной культуры), необходимо сказать об

отражении в народном творчестве повседневной жизни.

. Не следует пытаться перечислить как можно больше архитектурных

памятников или произведений изобразительного искусства. Но необходимо

показать характерные особенности древнерусского искусства.

[pic]

1 У славян существовал и другой алфавит, создание которого также часто

связывают с именем Кирилла, - глаголица. Однако кириллица распространилась

значительно шире.

2 Фреска - роспись водяными красками по сырой штукатурке.

|ТЕМА 5. |РУСЬ В XII-XIII ВВ. |

1. Причины усиления независимости отдельных княжеств

Переход к пашенному земледелию сделал сельское население оседлым и

усилил стремление дружинников к владению землей. Ослабление Византии из-за

нападений норманнов и сельджуков сократило торговлю по пути "из Варяг в

Греки" и уменьшило доходность сбора полюдья.

Началось превращение дружинников в землевладельцев (на основе

княжеского пожалования[pic]). Вследствие этого дружина стала менее

"подвижной": дружинники теперь не были заинтересованы в переходе вместе со

своим князем на более почетный княжеский престол. Напротив, они были

заинтересованы в постоянном пребывании поблизости от своих вотчин. Это

вынуждало князей заботиться не только о продвижении к Киеву, но и об

укреплении собственного княжества, о его самостоятельности. Таким образом,

главной причиной раздробленности стал закономерный процесс возникновения

частного землевладения.

2. Усобицы на Руси после смерти Ярослава Мудрого

Ярослав Мудрый умер в 1054 г., оставив пять сыновей. Старшими были

Изяслав, Святослав и Всеволод. Князь разделил между сыновьями Русскую

землю: Изяславу - Киев и Новгород, Святославу - Чернигов и Муромо-Рязанскую

землю, Всеволоду - Переяславль и Ростово-Суздальскую землю. Остальные

сыновья получили меньшие наделы. Сложился "очередной" порядок

престолонаследия: киевский престол занимал старший в роде, следующий по

значению черниговский - второй брат и т.д. от брата к брату, от дяди к

племяннику. Смерть любого из князей влекла за собой переход всех

нижестоящих на одну ступень вверх. Если князь умирал, не успев занять

киевский престол, его дети теряли право на продвижение вверх по лестнице

старшинства, становились "изгоями".

До 1068 г. Ярославичи правили Русской землей совместно. В 1068 г. они

потерпели поражение от половцев и вынуждены были укрыться в Киеве. Киевляне

потребовали выдать им оружие, но получили отказ Изяслава и восстали.

Изяслав бежал, а киевским князем был провозглашен дальний родственник

Ярославичей - Всеслав, князь полоцкий. Изяславу с помощью тестя, польского

короля, удалось вернуться в Киев, но вскоре он поссорился уже с родными

братьями и был изгнан вторично. Великим князем стал в 1073 г. Святослав.

После его смерти в 1076 г. на престол в третий раз вернулся Изяслав. В

1078 г. он погиб во время нападения на Киев племянника - Олега

Святославича. (Племянники - сыновья младших Ярославичей и Святослава - были

недовольны размерами своих уделов и пытались их расширить). В 1078-1093 гг.

великим князем был последний из сыновей Ярослава Мудрого - Всеволод

В 1093 г. сын Всеволода Владимир Мономах[pic] без борьбы уступил Киев

двоюродному брату Святополку Изяславичу. Поскольку Изяслав был старшим

братом, то и его сын имел преимущество перед сыновьями младших братьев.

Усобицы продолжались. Для их прекращения в 1097 г. в Любече был созван

княжеский съезд. Участвовали: Святополк, Олег, Владимир Мономах, Давыд

Игоревич Волынский, Василько Теребовльский (Теребовль - город в Юго-

Западной Руси, в Галиции). Главное решение съезда гласило: "Каждый да

держит отчину свою" . Значение съезда состояло в том, что он фактически

признал состоявшимся фактом распад прежде единой Киевской Руси на "отчины"

- родовые владения отдельных княжеских линий. Но Киев еще сохранял значение

единой столицы и великокняжеский престол по-прежнему оставался

привлекательным для князей.

После съезда усобицы не прекратились. Давыд и Святополк заманили в

ловушку Василько Теребовльского и ослепили его.

В 1113 г. умер Святополк. В Киеве произошло восстание, направленное

против бояр Святополка и ростовщиков, которых он поддерживал. Стремясь

успокоить восставших, киевская верхушка призвала на княжение (вне очереди

старшинства) Владимира Мономаха. Став великим князем, Мономах принял

законы, направленные на смягчение социального гнета, в частности

значительно облегчил положение закупов.

Мономах был великим князем в 1113-1125 гг. В 1125-1132 гг. в Киеве

правил его сын Мстислав Великий. В этот период распад Киевской Руси

приостановился, поскольку авторитет киевских князей был весьма велик.

Однако после смерти Мстислава распри начались уже между потомками Мономаха.

Это привело к окончательной утрате единства Киевской Руси. Наступила эпоха

раздробленности.

3. Значение раздробленности

Раздробленность - закономерный этап развития древнерусской

государственности, вызванный поступательным развитием общества.

Раздробленность привела к ускоренному росту городов, поскольку каждый

князь стремился укрепить и украсить свою столицу, что требовало развития

ремесла, строительного дела, способствовало росту торговли и т.п.

Раздробленность сделала более богатой и разнообразной древнерусскую

культуру, вызвала к жизни новые центры летописания.

Вместе с тем раздробленность способствовала упадку военного могущества

Древней Руси, особенно по мере дальнейшего дробления крупных княжеств.

Наиболее болезненно это сказалось в XIII в., в период монгольского

нашествия.

На что следует обратить внимание при ответе:

Главное в теме - причины и значение перехода к раздробленности,

закономерный характер этого этапа развития общества и государства. Вместе с

тем следует обратить внимание на роль усобиц в ослаблении Киевской Руси и,

прежде всего, самого Киевского княжества. Переломный момент - Любечский

съезд, разделивший Русскую землю на отчины. Наиболее подробно следует

характеризовать деятельность Владимира Мономаха.

[pic]

1 Существует два пути формирования частной земельной собственности.

Один из них - аллод, то есть выделение частного владения из общинной земли

в результате разложения общины. Второй - пожалование земли монархом. На

Руси преобладал второй путь (за исключением Новгородской земли).

2 Прозвище Мономах князь получил от своего деда византийского

императора Константина Мономаха.

|ТЕМА 6. |ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ |

Владимиро-Суздальская земля сыграла особую роль в истории нашей

страны, составив основу будущей российской государственности. Вместе с тем

именно здесь уже в домонгольский период произошли значительные социально-

политические изменения, унаследованные затем Московским государством.

1. Природные условия. Колонизация. Землевладение

Ростово-Суздальская (позднее - Владимиро-Суздальская) земля

располагалась на Северо-Востоке Руси и отделялась от Приднепровья мощной

полосой леса. Население Северо-Востока составляли кривичи и вятичи. Эта

территория находилась вдали от традиционно важнейшего торгового пути "из

Варяг в Греки" . На большей части Северо-Востока преобладали подзолистые

почвы, только в так называемом владимирском "ополье"[pic] -

черноземовидные. Большая часть территории была покрыта лесом. Обилие лесов

позволило долго сохранять подсечное земледелие. Поэтому частное

землевладение появилось лишь на рубеже XI и XII вв. Главным источником

землевладения являлось княжеское пожалование. Землевладельцы русского

Северо-Востока были в гораздо большей степени связаны с княжеской властью,

нежели со своими земельными владениями.

В XI в. на Северо-Восток в массовом порядке переселялись жители Южной

Руси в поисках свободной земли и защиты от княжеских усобиц и набегов

кочевников. Переселялись и новгородцы, искавшие более плодородной земли.

2. Княжение Юрия Долгорукого

По разделу Руси Ярославом Мудрым Северо-Восток отошел Всеволоду, затем

- Владимиру Мономаху. Первым самостоятельным князем Ростово-Суздальской

земли стал сын Мономаха Юрий Долгорукий. При нем столицей княжества вместо

древнейшего на Северо-Востоке города Ростова стал Суздаль. Юрий упорно

боролся за киевский великокняжеский престол со своим племянником Изяславом

и с черниговскими князьями. Именно за стремление распространить свою власть

на далекий Киев он получил прозвище "Долгорукий". С Юрием связано первое

летописное упоминание о Москве (1147 г.), куда он приглашал своего

союзника. Однако ученые не признают Юрия основателем Москвы, полагая, что

поселение на месте Москвы существовало еще в Х в. В 1155 г. Юрий стал

киевским князем и оставался им до смерти в 1157 г.

3. Княжение Андрея Боголюбского.Особенности политической жизни Северо-

Восточной Руси

Наследником Юрия на Северо-Востоке стал его сын Андрей Боголюбский. Он

вернулся на север еще при жизни отца, стремясь избежать постоянных на юге

усобиц. Андрей взял с собой икону Богоматери, написанную по преданию Св.

Лукой, автором одного из четырех Евангелий. Впоследствии эта икона

(Богоматерь Владимирская) стала важнейшей религиозной святыней Северо-

Востока и Московской Руси. Андрей перенес столицу из Суздаля во Владимир.

Это объяснялось тем, что в старых городах - Ростове и Суздале - власть

князя ограничивало вече, а в молодом "пригороде" Владимире веча не было.

Своей резиденцией Андрей сделал укрепленный замок Боголюбово неподалеку от

Владимира, по которому и получил прозвище Боголюбский.

Стремясь укрепить собственную власть, Андрей изгнал из Владимиро-

Суздальской земли старших дружинников своего отца и стал опираться на лично

преданную ему младшую дружину. Это привело к значительным переменам во

взаимоотношениях князя и дружины. Если в период Киевской Руси дружинники

были вассалами князя, то теперь бояре Северо-востока, получавшие от князя

свои земельные владения, становятся его слугами[pic]. Так было положено

начало процессу становления княжеского единовластия и деспотизма.

При Андрее Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим на Руси.

Андрей фактически самовластно распоряжался не только на Северо-Востоке, но

и в Киевской земле. Так, в 1169 г. он взял Киев штурмом, подверг его

жестокому разграблению и посадил на киевский престол своего младшего брата

Глеба, а сам остался во Владимире. Это свидетельствовало о падении роли

Киева среди русских городов. После смерти Глеба на киевском престоле

находились смоленские князья, получившие великое княжение также по воле

Андрея. Правда, позднее Андрей рассорился с ними и пытался изгнать их из

Киева, но неудачно. Отношения с младшими князьями Андрей также стремился

строить не на основе вассалитета, а на основе подданничества

(служебничества).

Пытаясь окончательно подорвать первенствующую роль Киева, Андрей

пытался учредить во Владимире отдельную митрополию, но не добился согласия

константинопольского патриарха.

4. Княжение Всеволода III Большое Гнездо

В 1174 г. Андрей был убит приближенными, недовольными его

деспотическим нравом. После его смерти возникли усобицы. На владимирский

престол претендовали сыновья старшего сына Юрия Долгорукого Ростислава

(давно умершего) и младшие сыновья Юрия Долгорукого - Михаил и Всеволод.

Ростиславичам оказали поддержку старые вечевые города Ростов и Суздаль,

Михаилу и Всеволоду - город Владимир. В 1176 г. Михаил и Всеволод одержали

победу. Победа князей, опиравшихся на город Владимир, не имевший своего

веча, способствовала еще большему ослаблению вечевого начала на Северо-

Востоке. Всеволод, ставший после скорой смерти Михаила, единоличным

правителем Владмиро-Суздальской Руси, правил до 1212 г.

Всеволод (позднее получивший прозвище "Большое Гнездо")[pic]

провозгласил себя Великим князем Владимирским. Таким образом, на Руси стало

два великих княжения: киевское и владимирское. Фактически Всеволод был

хозяином во всей русской земле, по своей воле ставя князей на киевский

престол и вмешиваясь в дела отдельных княжеств. Один из его сыновей правил

Новгородом. Другие русские князья неоднократно искали его защиты и

покровительства.

После смерти Всеволода Большое Гнездо между его сыновьями начались

усобицы. В 1217 г. старший из Всеволодовичей - Константин - при поддержке

смоленского князя Мстислава Удалого разгромил в битве при Липице младших

братьев Юрия и Ярослава и стал великим князем владимирским. Но наследовал

ему Юрий, а сыновья Константина заняли второстепенные княжеские престолы на

Северо-Востоке. К моменту монгольского вторжения Северо-Восточная Русь в

основном преодолела усобицы и была единым княжеством, по-прежнему самым

мощным в русской земле.

На что следует обратить внимание при ответе:

. Описание любого княжества эпохи раздробленности следует начинать с

характеристики природных условий и географического положения, так как

с ними связаны особенности не только хозяйства, но и землевладения и

политического устройства.

. Обязательно нужно показать, как изменились отношения князя с вечем в

результате переноса столицы во Владимир при Андрее и победы Всеволода

при поддержке владимирцев над соперниками, которых поддерживали

вечевые города.

. Необходимо отметить смещение политического центра Руси из Приднепровья

на Северо-Восток.

[pic]

1 Опольем называлась местность, где оканчивались сплошные леса и

начинались широкие поля, своеобразная "опушка великого леса". В районе

ополья возникли древние города Суздаль и Владимир.

2 Отношения вассала и сюзерена (сеньора) характеризуются обоюдными

обязательствами и договорным характером, в то время как слуга имеет

односторонние обязательства, а господин не связан каким-либо договором.

3 Всеволода Большое Гнездо именуют также Всеволодом III, считая

Всеволодом I отца Владимира Мономаха, а Всеволодом II - черниговского князя

Всеволода Ольговича.

|ТЕМА 7. |НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ |

Новгород занимает особое место в российской истории. Здесь дольше, чем

в других землях сохранились вечевые порядки. Новгород в отечественной

литературе считали "оплотом вольности".

1. Природные условия

Новгородская земля расположена на северо-западе Руси. Отличается

обилием болот и скудостью почвы. Условия для земледелия - неблагоприятные.

Хлеб приходилось покупать, чаще всего - в Северо-Восточной Руси. Обширные

лесные пространства, много пушного зверя. Новгород расположен на р. Волхов,

непосредственно на пути "Из варяг в греки" (Финский залив - Нева -

Ладожское оз. - Волхов), это создавало благоприятные условия для развития

торговли с Западной Европой.

2. Население и хозяйство Новгорода

Новгород состоял из двух сторон (Софийской и торговой), делившихся на

концы. Первоначально концов было три (Славенский, Наревский, Людин),

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.