рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Л.А.Кацва История России с Древних Времен и до ХХ Века

неприятеля: избегать генерального сражения, уничтожать запасы

продовольствия на пути шведов, беспокоить их нападениями подвижных казачьих

сил.

Карл XII не решился сразу идти на Москву. Вместо этого он двинулся на

Украину, надеясь пополнить запасы продовольствия и соединиться с казачьими

войсками гетмана Мазепы, который тайно обещал ему помощь. Правда, эти

надежды не оправдались. Иван Мазепа сумел привести к Карлу лишь 10 тыс.

казаков, а богатые запасы гетманской ставки были сожжены царскими войсками.

28 сентября 1708 г. русские одержали важную победу: разгромили у

деревни Лесной шедший на помощь Карлу XII корпус генерала Левенгаупта.

Шведы потеряли также весь огромный обоз. Королевская армия осталась без

провианта и почти без боеприпасов. Петр называл сражение при Лесной

"матерью Полтавской баталии".

10. Полтавская битва

Весной 1709 г. шведы осадили крепость Полтаву. После семи недель осады

царю передали, что гарнизон не сможет продержаться долго. Петр решил дать

генеральное сражение. Оно состоялось 27 июня 1709 г.

Полтавская позиция была выгодна для обороны. Левый фланг русских

прикрывал лес, правый - овраг. Атаковать шведы могли только через поле,

которое русские перекрыли редутами, поставленными Т-образно.

Карл XII решил атаковать русскую позицию в лоб. Испытывая недостаток

пороха, он сделал ставку на штыковую атаку. Атакуя, шведы понесли потери от

огня русской артиллерии. Прорвавшись через редуты, они встретили основные

силы русских, выстроенные в две линии. Первую линию им удалось прорвать.

Завязался рукопашный бой. Через два часа уставшие и измотанные шведы не

выдержали и отступили. Вскоре отступление превратилось в бегство. 30 июня

русская кавалерия под командованием М.М. Голицына настигла бегущих шведов у

села Переволочны. 16 тыс. шведов сдались 9-тысячному отряду русских. Карл

XII с немногими приближенными и Мазепой бежал в Турцию.

Полтавская битва резко изменила ход войны. В октябре 1709 г. был

восстановлен Северный союз. В 1710 г. русские войска овладели Ригой и

Ревелем. Инициатива в Северной войне окончательно перешла к России.

11. Прутский поход

Карл XII, оказавшись в Турции, внушал султану, что успехи русских

угрожают турецкой власти на берегах Черного моря. В 1710 г. Турция объявила

войну России. Стремясь опередить противника, Петр I двинул армию в турецкие

владения - к берегам Прута. Однако Прутский поход оказался неудачен. 140-

тысячное турецкое войско окружило 38-тысячную русскую армию. Положение

казалось безвыходным. Петр готов уже был вернуть шведам все отнятые у них

земли, кроме Ингрии, и отдать им Псков. Однако турки опасались атаковать

регулярную русскую армию. Это позволило заключить мир на сносных условиях.

Русские обязались лишь вернуть Азов, разрушить Таганрог и пропустить Карла

XII на родину. Это означало провал планов закрепления в Приазовье, но

позволяло продолжить борьбу со Швецией с уже достигнутых позиций.

12. Гангутский бой

В 1713 г. русские войска вторглись в Финляндию, принадлежавшую Швеции.

В 1714 г. русский галерный флот, двигавшийся вдоль берега, встретился у

мыса Гангут с шведской эскадрой. Зная, что полуостров Гангут имеет узкий

перешеек, русские решили перетащить галеры волоком, минуя шведов. Однако те

узнали об этом и направили часть эскадры к месту спуска галер на воду.

Остальные корабли остались у мыса. Тем временем на море наступил полный

штиль. Русские на веслах обошли неподвижные шведские корабли. Вошедшая в

узкий фиорд часть шведской эскадры была блокирована и взята на абордаж

русскими галерами. Россия одержала первую в своей истории крупную морскую

победу. При Гангуте родилась новая военно-морская держава.

13. Окончание войны. Ништадтский мир

Затяжная война истощила шведскую казну. Швеция вынуждена была пойти на

переговоры. В 1718 г. начался Аландский конгресс. Карл XII соглашался на

потерю Прибалтики, но сохранял Финляндию. Однако мир заключен не был, так

как шведский король погиб при осаде крепости в Норвегии, и к власти пришла

его сестра, опиравшаяся на крайне воинственные круги.

Военные действия возобновились. Однако в 1720 г. русские одержали

вторую победу на море - у острова Гренгам. Русский десант высадился в самой

Швеции. Все это вынудило Швецию пойти на уступки.

В 1721 г. был подписан Ништадтский мир. Россия получила Ингрию,

Эстляндию, Лифляндию, Карелию и даже часть Финляндии с г. Выборгом.

Россия получила к концу войны три первоклассных морских порта:

Петербург, Ревель и Ригу. Были созданы все условия для обширной морской

торговли с европейскими странами.

Разгромив шведскую империю, Россия сама вошла в число европейских

великих держав.

На что следует обратить внимание при ответе:

В данной теме, как и в любой событийной, чрезвычайно важны тщательная

работа с картой, точность в датах и именах.

В том случае, если вопрос в экзаменационном билете формулируется как

"Северная война", ответ надо начинать с задач внешней политики России на

рубеже XVII и XVIII вв., а после этого переходить непосредственно к

заключению Северного союза и осаде Нарвы, пропустив весь материал о борьбе

за выход к Азовскому и Черному морям и Великом посольстве.

Говоря о ходе Северной войны, следует не забывать подчеркивать ее

влияние на внутреннюю политику Петра I и развитие российской экономики.

|ТЕМА 31. |ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I |

1. Развитие промышленности

Уже в XVII в. в России стало складываться мелкотоварное ремесло,

появились первые мануфактуры. Однако экономическое развитие страны

сдерживалось оторванностью от мировых рынков из-за отсутствия морских

торговых путей.

Решающий рывок в экономическом развитии был сделан в первой четверти

XVIII в., при Петре I. Если за весь XVII в. в стране было основано около 30

мануфактур, то в первой четверти XVIII в. - около 200.

Экономические преобразования, осуществленные Петром Великим,

проводились не по заранее разработанному плану. Они диктовались

потребностями обеспечения армии в ходе Северной войны. Армия и флот

требовали большого количества железа, леса, парусов, канатов, обуви, сукна

и т.д. С началом Северной войны Россия лишилась поставок шведского железа.

Государство вынуждено было спешно развивать отрасли промышленности,

работавшие на военные нужды. Главным металлургическим районом страны стал

Урал, оттеснивший на второй план старые Олонецкий и Тульско-Каширский

районы. В 1698 г. на Урале был построен Невьянский металлургический завод.

В 1702-1707 г. были основаны еще 11 заводов. Это позволило удовлетворить

потребность страны в металле. Уральское железо на долгое время оказалось

лучшим в мире.

Развивались и предприятия легкой промышленности. Построены: Хамовный

(полотняный), Канатный, Портупейный, Кожевенный, Шляпный, Суконный дворы,

пуговичные, стекольные, хлопчатобумажные, силикатные и другие заводы. Все

они являлись предприятиями мануфактурного типа, самого передового в то

время. Все эти предприятия строились на казенный счет и принадлежали казне.

В конце Северной войны Петр приступил к поощрению частного

предпринимательства. В 1719 г. была объявлена Берг-привилегия, согласно

которой все российские подданные получили право на разработку недр и

строительство заводов. В частные руки стали широко передаваться заводы,

принадлежавшие ранее казне. Как правило, новыми владельцами становились

купеческие компании, которым предоставлялись ссуды и налоговые льготы. Цели

производства оставались при этом те же: в первую очередь предприятия должны

были выполнять казенный заказ. Нарушение этого условия каралось

конфискацией завода, даже если он был основан на собственные средства

владельца.

Работа на казенный заказ была привлекательна для предпринимателей, так

как обеспечивала гарантированный сбыт продукции. Но это же обстоятельство,

снижая конкуренцию, позволяло не заботиться о техническом и организационном

совершенствовании производства. Предоставление льгот купеческим компаниям

также означало подавление конкурентов.

Русская мануфактура принципиально отличалась от западноевропейской не

только своей тесной связью с государством, но и характером используемой

рабочей силы. Если в допетровский период на мануфактурах трудились как по

вольному найму, так и по принуждению, то при Петре I рабочие на

мануфактурах стали почти полностью подневольными. Поскольку потребности

армии в рекрутах и податная реформа потребовали закрепления населения на

местах, сыск беглых значительно ужесточился. В этой ситуации вольнонаемных

рабочих просто не могло хватить. В связи с этим в 1721 г. Петр I

специальным указом разрешил владельцам покупать крепостных к заводам. В

отличие от крепостных такие крестьяне именовались посессионными. Они

считались собственностью не владельца, а завода и не могли быть проданы

отдельно от предприятия. На казенных предприятиях помимо основных рабочих

работали на вспомогательных работах приписные крестьяне, для которых

фабричная работа заменяла государственные подати.

Таким образом, российская мануфактура петровской эпохи, будучи

буржуазным явлением по характеру организации производства (разделение

труда, частичная работа на рынок) по способу эксплуатации рабочей силы

оставалась феодальной.

2. Развитие торговли

Стремясь пополнить государственную казну, Петр I стремился расширить

торговлю. С этой целью были созданы крупные купеческие компании, был

построен Вышневолоцкий канал, связавший Петербург с бассейном Волги.

Планировалось и строительство Волго-Донского канала.

Производство и сбыт многих товаров были объявлены казенной монополией

и отдавались на откуп крупным купцам. Нередко монополистами становились

иностранные купцы. Однако в конце Северной войны большинство монополий были

отменены. Государство жестко контролировало торговлю, предписывая

купечеству, в какие порты везти товары, какие строить корабли.

Внешняя торговля развивалась в соответствии с теорией меркантилизма.

Согласно ей основу государственного богатства составляет накопление денег в

казне. Следовательно, экспорт должен был превышать импорт. Основным

средством для обеспечения этого становился протекционизм, т.е. высокие

таможенные пошлины на импорт производимых в стране товаров и поощрительные

низкие пошлины на экспорт. В этом отношении политика Петра I продолжала и

развивала российские традиции XVII в. Таможенный тариф 1724 г. имел еще

более ярко выраженный протекционистский характер, нежели Новоторговый устав

1667 г.: пошлины на некоторые виды железных изделий достигли 75% их

стоимости. Уже в 1726 г. российский экспорт вдовое превысил импорт. Главным

торговым портом стал Петербург, оборот которого превысил оборот

Архангельска в 12 раз. Российский экспорт составляли в основном продукты

сельского и лесного хозяйства: лен, пенька, лес, кожа. К ним добавились

железо и полотно. Импортировались сукна, шелка, краски, вина, сахар,

предметы роскоши.

3. Русская буржуазия

Русская буржуазия, по сравнению с западноевропейской, оказалась в

большей степени связана с режимом. Правительственные субсидии, казенные

заказы, покровительственная таможенная политика - все это ставило буржуазию

в зависимость от правительства. Будучи, по существу, феодальным сословием,

купечество стремилось к получению льгот, привилегий, монополий, а наиболее

богатые купцы старались приобрести дворянское звание. Если в Европе

буржуазия боролась против сословных барьеров, то в России - за их

укрепление. Все это при традиционной слабости институтов самоуправления в

русском городе привело к тому, что русская буржуазия так и не стала

самостоятельной политической силой, носителем идеи представительного

правления.

4. Налоговая политика

Главным источником средств, которых при Петре I требовалось особенно

много в связи с многолетней войной, являлись налоги и подати. Традиционно в

России существовало как прямое, так и косвенное налогообложение. Главным

видом прямого налогообложения была подворная подать. Стремясь уменьшить

платежи, крестьяне нередко сселялись по несколько семей в один двор. В

1718 г. была проведена перепись населения, что позволило перейти к

подушному взиманию налогов. Однако из-за утаивания "душ" вслед за переписью

была проведена ревизия, завершенная в 1724 г. С 1725 г. все многообразные

налоги были заменены единой подушной податью в размере 74 коп. в год с

помещичьего крестьянина, 1 руб. 14 коп. с государственного крестьянина или

посадского человека. Разница объяснялась тем, что крепостной должен был

помимо государственных платежей платить повинности своему барину. С тех пор

ревизии проводились периодически. Подати брались только с мужского

населения, но независимо от возраста - и с младенцев, и со стариков.

Крестьянин, занесенный в документы ревизии ("ревизские сказки"), именовался

ревизской душой. Даже если он умирал, налоги за него прекращали взимать

только после следующей ревизии.

С введением подушной подати общая сумма налогообложения выросла почти

вдвое. Помимо подушной взимались также различные разовые платежи (на

строительство флота, дорог, и т.п.) и натуральные повинности (строительная,

подводная, дорожная и др.).

Подушная подать была распространена на холопов, которые ранее не

платили государственного тягла. С введением подушной подати холопы потеряли

право выходы на волю в случае смерти господина. Разница между холопами и

крестьянами окончательно исчезла. Холопство как социальная категория

прекратило свое существование.

Таким образом, петровские реформы способствовали значительному

ускорению экономического развития страны. Но одновременно они усилили

крепостнические порядки и тем самым заложили условия для последующего

отставания от развитых стран Запада.

На что следует обратить внимание при ответе:

. Связь экономической политики Петра I с Северной войной.

. Обеспечение интересов государства - главна цель экономической политики

Петра I.

. Активное государственное вмешательство - главный инструмент

форсирования экономического развития России.

. Отсутсвие развитых представлений о гарантиях частной собственности.

Противоречивое положение купечества при Петре I.

. Крепостнический характер российской мануфактуры.

. Политическая слабость русской буржуазии.

. Преемственность экономической политики Петра I по отношению к

XVII веку.

|ТЕМА 32. |ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ПРИ ПЕТРЕ I|

1. Состояние системы управления в конце XVII в. и причины реформ

На протяжениии XVII в. организация власти и управления в России

пережила значительные изменения. Ушли в прошлое Земские соборы, сложилась

разветвленная система приказов, управление на местах перешло в руки

назначаемых из центра воевод. Светская власть окончательно восторжествовала

над церковной после "дела Никона".

Тем не менее система управления оставалась во многом архаичной.

Функции многих приказов переплетались. Сосуществовали отраслевые и

территориальные приказы. Нередко один и тот же приказ ведал и управлением,

и судом, и сбором налогов. Методы работы в приказах и других органах

управления оставались патриархальными, делопроизводство было неразвито. В

1682 г. было отменено местничество, но карьера служилого человека по-

прежнему определялась его происхождением. Высший орган управления -

Боярская Дума - формировался на основе родовитости,вследствие чего

работоспособность его была зачастую невысока.

Старая система управления была не в состоянии справиться с обширными

новыми задачами, поставленными Северной войной, требовавшей решительности и

оперативности. Это побудило Петра I реформировать ее. Реформа проходила на

протяжении ряда лет, новые органы управления поначалу встраивались в

прежнюю систему и сосуществовали со старыми органами. Лишь к концу

царствования Петра I новая система сложилась окончательно.

Петр не имел заранее строгого плана преобразований, однако,

несомненно, руководствовался популярными в то время теориями государства и

прежде всего - теорией камерализма. Камерализм требовал разделения функций

отдельных звеньев управленческого аппарата, четкого определения круга

обязанностей чиновников, персональной ответственности, учета документации.

Рационалистическое сознание XVIII в. полагало что общественный порядок

может быть приведен к идеальному путем принятия разумных законов и точного

их исполнения. В России, где власть монарха была абсолютной, вера во

всесилие приказа и благодетельность тотального государственного контроля за

жизнью подданных нашла благодатную почву.

Петр I считал, что он один знает, в чем благо для государства, а

сопротивление его воле проистекает лишь от неразумия и лени. Для

принуждения подданных к исполнению благодетельной монаршей воли и

требовался мощный аппарат управления.

2. Реформа центрального управления

Уже в 1701 г. Петр I создал так называемую "консилию министров", в

ведение которой перешли важнейшие дела, прежде реашвшиеся Боярской Думой.

Дума не была упразднена, но постепенно перестала собираться. В консилии был

установлен строгий порядок работы, регистрация документов, ведение

протоколов, отчетности. Каждый министр отвечал за свой круг обязаннстей.

Так происходила бюрократизация управления.

В 1711 г. консилию министров сменил "правительствующий Сенат", на

время нередкого отсутствия царя становившийся коллективным главой

государства. В первую очередь Сенат занимался поддержанием торговли, сбором

налогов, контролем за правосудием. Решения принимались сенаторами

коллективно и вступали в силу с общего согласия. Сенат располагал

собственной канцелярией, которая постепенно разрослась и превратилась в

весьма громоздкое ведомство.

В 1718 г. были 12 созданы коллегий, заменившие большинство приказов.

Коллегии были построены по отраслевому принципу.

"Первейшие": Военная, Адмиралтейская, Иностранная (Армия, флот,

дипломатические сношения с иностранными государствами). Президентами этих

коллегий были соответственно: А.Д. Меншиков, адмирал Ф.М. Апраксин и

канцлер Г.И. Головкин.

Торгово-промышленные: Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии (горно-

добывающая промышленность, легкая промышленность, торговля).

Финансовые: Камер-, Штатс- и Ревизион-коллегии (сбор доходов,

производство расходов, контроль за финансами).

Прочие: Юстиц-коллегия (разработка законов, контроль за судами),

Вотчинная (земельные споры, наследование имений и т.п.), Главный Магистрат

(управление городами).

Коллегию возглавлял президент. Решение принималось большинством

голосов, в случае равенства голосов голос президента считался за два.

С созданием коллегий за Сенатом остались функции контроля, высшей

судебной инстанции и законосовещательного органа при монархе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.