рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалка: Финансы и кредит

Шпаргалка: Финансы и кредит

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ « ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

1.      Сущность и функции финансов.

2.      Финансовая система государства. Управление финансами в Российской Федерации.

3.      Финансовая политика государства. Связь финансовой и экономической политики государства

4.      Финансовый контроль в Российской Федерации: виды, формы, методы.

5.      Система государственных прогнозов социально - экономического развития Российской Федерации.

6.      Бюджетная система Российской Федерации.

7.      Бюджетная классификация.

8.      Консолидированные бюджеты в бюджетной системе Российской Федерации.

9.      Основные стадии бюджетного процесса (на примере Федерального бюджета).

10.    Основы формирования расходов бюджетов Российской Федерации.

11.    Казначейская система исполнения бюджетов Российской Федерации.

12.    Межбюджетные отношения в Российской Федерации.

13.    Управление государственным долгом Российской Федерации.

14.    Государственный кредит: содержание и формы управления.

15.    Государственные внебюджетные фонды: необходимость, функции и виды.

16.    Организация страхового дела в Российской Федерации.

17.    Финансы   страховых  организаций. Принципы размещения страховых резервов.

18.    Основные способы страхования рисков.

19.    Страхование и гарантирование международных кредитов.

20.    Современные взаимоотношения банков и страховых организаций.

21.    Налоговая система Российской Федерации. Виды налогов.

22.    Виды ценных бумаг, их классификация и методы определения доходности.

23.    Международный рынок ценных бумаг: воздействие на инвестиционный процесс и экономический рост.

24.    Роль паевых инвестиционных фондов в мировой финансовой системе.

25.    Организация безналичных денежных расчетов в Российской Федерации.

26.    Зарубежный опыт организации инфраструктуры фондового рынка.

27.    Международные расчетные системы.

28.    Какие услуги для участников рынка ценных бумаг оказывает система SWIFT?

29.    Механизм международной торговли ценными бумагами.

30.    Клиринговые организации: назначение и механизм функционирования.

31.    Международная диверсификация инвестиций в акции и облигации.

32.    Международное финансирование с использованием иностранных акций.

33.    Управление валютными активами корпорации.

34.    Фондовая биржа: функции, листинг и котировка ценных бумаг.

35.    Эмиссия евровалют международными банками.

36.    Финансовый менеджмент: сущность, цель и инструменты.

37.    Анализ точки безубыточности. Порог рентабельности. Запас финансовой прочности.

38.    Выручка от реализации. Прибыль коммерческой организации.

39.    Анализ финансового состояния коммерческой организации: сущность, методика, показатели.

40.    Система механизмов финансовой стабилизации предприятия при угрозе банкротства,

41.    Сущность и функции денег. Закон денежного обращения.

42.    Денежная масса, ее структура. Денежные агрегаты.

43.    Сущность, принципы и основные формы кредита.

44.    Роль кредитного рынка в экономическом развитии общества.

45.    Международные региональные валютно-кредитные и финансовые организации.

46.    Роль международных валютно-финансовых и кредитных отношений в подъеме национальной экономики.

47.    Формы международного кредита. Валютно-финансовые условия международного кредита,

48.    Международные расчеты и их основные формы. Балансы международных расчетов, платежный баланс страны.

49.    Центральный банк, его задачи и основные функции. Законодательные основы деятельности Банка России.

50.    Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ: цели и инструменты.

51.    Банковская система Российской Федерации: ее уровни и структура.

52.    Понятие коммерческого банка, признаки его определения. Ресурсы коммерческого банка.

53.    Небанковские кредитные организации.

54.    Банковские риски: виды и методы управления.

55.    Организационная структура управления коммерческим банком.

56.    Пассивные и активные операции коммерческого банка, их основные виды.

57.    Корреспондентские отношения в банковской системе РФ.

58.    Кассовые и депозитные операции коммерческого банка.

59.    Активы коммерческого банка, критерии их классификации.

60.    Валютные операции коммерческого банка.

61.    Собственный капитал коммерческого банка. Норматив достаточности капитала банка.

62.    Банковский надзор в Российской Федерации.

63.    Кредитные операции коммерческого банка.

64.    Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов в коммерческих банках.

65.    Формы безналичных расчетов.

66.    Нетрадиционные (новые) виды банковских продуктов и услуг.

67.    Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. 68.    Методы финансирования инвестиционных проектов.

69.    Венчурное (рисковое) финансирование.

70.    Лизинг: общая характеристика, преимущества

71.    Доходность и риск в оценке эффективности инвестиций в ценные бумаги.

72.    Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений: объекты и субъекты, права, обязанности и ответственность.

73.    Критерии и методы оценки инвестиционных проектов.

74.    Понятие, сущность и типы инвестиционных портфелей.

75.    Оценка эффективности инвестиций в ценные бумаги.

76.    Режим функционирования иностранного капитала в России.

77.    Стратегия управления инвестиционным портфелем.

78.    Стратегия формирования инвестиционных ресурсов.

79.    Условия предоставления и сфера бюджетного финансирования инвестиций.

80.    Экономическое содержание и виды иностранных инвестиций.

81.    Прямые иностранные инвестиции. Слияния и поглощения как стратегия экономического развития.

82.    Государственное регулирование международных валютных отношений, валютная политика.

83.    Основные элементы национальной и мировой валютных систем.

84.    Эволюция мировой валютной системы.

85.    Современные формы финансирования в международном бизнесе.

86.    Причины зарубежных портфельных инвестиций.

87.    Оффшорные банки.

88.    Основные участники международного финансового рынка.

89.    В чем состоит влияние международных корпораций на принимающие страны и страны базирования?

90.    Транснациональные банки и их функции.


ОТВЕТЫ К ИТОГОВОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ « ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

Сущность и функции финансов.

Сущность финансов

Финансы – особые экономические отношения, которые возникают в процессе формирования и распределения фондов денежных средств. Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы.

Материальная форма финансов – деньги.

Нет денег – нет финансов.

Финансы – денежные отношения, возникающие между экономическими субъектами в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Экономический субъект – юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей.

Социально – экономическая сущность финансов заключается: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.

Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Распределение охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов федерации), местный (на уровне органов местного самоуправления).

Распределительная функция финансов позволяет:

1. создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;

2. осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а так же между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;

3. создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а так же осуществлять накопления гражданами.

Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция реализуется через механизм финансового контроля.

Финансовый контроль – это мероприятия по проверке распределительных процессов при формировании и использовании финансовых ресурсов.

Сферой финансового контроля являются все операции, совершаемые с использованием денег.

Непосредственным предметом финансового контроля выступают такие показатели, как прибыль, доходы, налоги, отчисления, издержки и др.


1.  Финансовая система государства. Управление финансами в                        Российской Федерации.

Финансовая система — совокупность блоков, зве­ньев, подзвеньев финансовых отношений. Блоки финансовой системы РФ:

- государственные финансы;

- финансы юридических и физических лиц.

Государственные финансы отражают экономи­ческие отношения по формированию и использова­нию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения госу­дарством его функций.

Государственные финансы включают в себя го­сударственный бюджет и государственные вне­бюджетные фонды.

Государственный бюджет – форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственные внебюджетные фонды — форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение, внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд, со­циального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

Финансы юридических лиц — совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих органи­заций.

Финансы физических лиц (частные финансы) – финансовые отношения, где субъектами управления выступают физические лица.

Управление финансами – деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Управление финансами осуществляется специальным финансовым аппаратом, состоящим из финансовых служб предприятий (отдел внутреннего и внешнего аудита) и государства (налоговые органы, счетная палата).


2.  Финансовая политика государства. Связь финансовой и                        экономической политики государства.

(Финансовая политика - политика государства, правительства в отношении использования государственных финансовых ресурсов, регулирования доходов и расходов, формирования и исполнения государственного бюджета, налогового регулирования управления денежным обращением, воздействия на курс национальной валюты.)

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования экономики и финансовой сферы страны, на мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области экономических отношений.

Финансовая политика государства призвана обеспечить устойчивое и эффективное функционирование экономики и ее финансовой системы. Она также обеспечивает эффективное осуществление государством своих функций – социальных, экономических, экологических, оборонных и др.

Финансовая политика является составной частью экономической политики. Она определяется принятой концепцией развития финансовой системы, ее стратегическими целями, раскрывающими основные направления формирования, распределения и использования финансов.

Основными целями финансовой политики являются: обеспечение устойчивого экономического роста, эффективное использование государственных финансов, обеспечение надежного и устойчивого функционирования кредитного и финансового рынка.

В зависимости от длительности периода и характера ее задач финансовая политика подразделяется на:

- финансовую стратегию;

- финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, величина и динамика финансовых потоков, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений.

Финансовая политика – направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия определяет направление, в котором должно происходить решение тактических задач. Тактика путем применения эффективных способов организации финансовых связей позволяет с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намеченные финансовой стратегией.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами приоритетных экономических программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, укреплению и развитию экономических связей со странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.


3.  Финансовый контроль в Российской Федерации: виды, формы,             методы.

Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

- общегосударственный финансовый контроль;

- ведомственный финансовый контроль;

- внутрихозяйственный финансовый контроль;

- независимый финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредитные учреждения.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Они проверяют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений. Объектом контроля выступают производственная, коммерческая, финансовая деятельность самого предприятия и его структурных подразделений.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Объектом их контроля может быть деятельность всех экономических субъектов.

Аудиторские фирмы осуществляют:

- финансовые экспертизы;

- проверку и ревизии финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности фирм и организаций;

- контроль правильности определения доходов, подлежащих налогообложению;

- консультирование по вопросам организации учета и управления, составления отчетности, проблемам налогообложения.

Главная задача аудиторского контроля заключается в установлении достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов; в разработке рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности фирм, в улучшении их финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

По срокам проведения финансовый контроль делится на:

- предварительный;

- текущий;

- последующий.

Предварительный финансовый контроль производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятия, смет бюджетов организации, проектов бюджетов и т.д. он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерациональное расходование материальных, финансовых и других ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности экономических субъектов.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе финансово-хозяйственных и коммерческих операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расчетов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом.

Последующий финансовый контроль осуществляется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании материальных, финансовых ресурсов; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.


Методы финансового контроля

Основной метод - ревизия, т.е. проверка хозяйственно-финансовой деятельности конкретного хозяйствующего субъекта с целью установления ее законности и целесообразности. На практике осуществляются ревизии нескольких видов. При проведении документальных ревизий проверке подлежат первичные денежные документы (счета, платежные ведомости) наряду с обобщающими материалами (сметы, отчеты). При фактической ревизии проверяются не только финансовые документы, но и наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей. Проведение полной ревизии означает проверку всей деятельности субъекта, выборочная ревизия сосредотачивает контроль на конкретных обособленных аспектах финансово-хозяйственной деятельности.

По итогам ревизии составляется акт ревизии, который подписывают руководитель ревизионной группы, руководитель проверяемой организации и ее главный бухгалтер. В акте ревизии указывается ее цели, результаты, выявленные факты нарушений, именуются виновные в нарушениях, фиксируются предложения по ликвидации нарушений и меры ответственности виновных должностных лиц. В случае возражений по содержанию и выводам акта ревизии руководитель проверяемой организации и главный бухгалтер приобщают их к акту ревизии. На основе акта ревизии должны приниматься меры к устранению выявленных нарушений, причем контроль за этими действиями возлагается на руководителя организации назначившего ревизию.


4.  Система государственных прогнозов социально -                                           экономического развития Российской Федерации.

1. Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации (далее - прогноз социально-экономического развития) на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

2. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

3. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.

Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности.

4. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

5. Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.


5.  Бюджетная система Российской Федерации.

Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.