рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Счетная палата как орган, осуществляющий высший финансовый контроль в Российской Федерации

По результатам анализа эффективности использования Российской академией сельскохозяйственных наук средств федерального бюджета, государственной собственности и внебюджетных источников подготовлены предложения по упорядочению ее правового статуса и внесению изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».

Важнейшие итоги контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности по направлениям деятельности Счетной палаты, возглавляемым аудиторами Счетной палаты

Контроль за формированием и исполнением доходов федерального бюджета осуществлялся под руководством аудитора Счетной палаты В. Г. Панскова. В отчетном году по данному направлению деятельности Счетной палаты проведено 39 контрольных и 8 экспертно-аналитических мероприятий по актуальным вопросам налогообложения в налоговых, казначейских, финансовых и таможенных органах в 35 субъектах Российской Федерации и ряде крупных производственно-хозяйственных комплексах.

Выявлен ущерб для бюджетной системы Российской Федерации на сумму 26,6 млрд. рублей и 6,6 млн. долларов США, в том числе для федерального бюджета – на сумму 26,1 млрд. рублей и 6,6 млн. долларов США, нецелевое использование средств – на сумму 19,1 млн. рублей и иные финансовые нарушения – на сумму 1,4 млрд. рублей.

В ходе проверок принимались меры по устранению выявленных нарушений и возмещению потерь, понесенных федеральным бюджетом. В период проверок и во исполнение представлений Счетной палаты в федеральный бюджет возмещены денежные средства в размере 169,1 млн. рублей. Кроме того, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в 2004 году перечислены в доход федерального бюджета таможенные платежи на сумму 21,3 млрд. рублей, не перечисленные в федеральный бюджет в 2003 году.

Анализ хода исполнения федерального бюджета, материалы тематических проверок, экспертиза налогового, таможенного и бюджетного законодательства и практики его применения показывают, что в 2004 году важнейшее значение для формирования доходов бюджета имели меры по совершенствованию системы налогообложения, повышению эффективности налогового администрирования. Значительную роль в увеличении налоговых поступлений сыграли внесенные в законодательство изменения, направленные на устранение возможности уклонения от уплаты налогов, в том числе путем использования зон со льготным налогообложением. Вместе с тем некоторые меры имели половинчатый характер, они не решили ряда принципиальных проблем налогообложения, а также конкретных вопросов уплаты отдельных налогов. В законодательстве сохраняются серьезные недостатки, позволяющие минимизировать налоговую базу и уклоняться от уплаты налогов.

На основе экспертизы налогового, таможенного и бюджетного законодательства, анализа практики его применения были подготовлены комплексные предложения по совершенствованию законодательства, которые направлены в Совет Федерации, Государственную Думу и Правительство Российской Федерации.

Контроль за государственным долгом, Центральным банком Российской Федерации, финансово-кредитными учреждениями и финансовыми рынками осуществлялся под руководством аудитора Счетной палаты С. О. Шохина. В отчетном году по данному направлению деятельности Счетной палаты проведено 42 контрольных и 7 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 15 с участием других направлений деятельности Счетной палаты, проверено 52 объекта, оформлено 116 актов.

В результате контрольных мероприятий в 2004 году были выявлены:

потери федерального бюджета в сумме 2 614,5 млн. рублей, а также бюджета Тверской области в сумме 515,5 млн. рублей;

иные финансовые нарушения в ходе проверок бюджетов субъектов Российской Федерации на сумму 50,5 млн. рублей.

Суммы возмещения бюджетам субъектов Российской Федерации составили за отчетный период – 10,4 млн. рублей, за прошлые годы – 1,8 млн. рублей.

Кроме того, в ходе подготовки заключения об обоснованности проекта федерального бюджета на 2005 год были выявлены резервы, позволяющие сократить расходы федерального бюджета на обслуживание государственного внешнего долга, на сумму 10 000,0 млн. рублей:

на 7 800,0 млн. рублей – за счет перерасчета сумм расходов на обслуживание государственного внешнего долга на основе соотношения курса евро к доллару США, примененного в расчетах проектируемых расходов на обслуживание долга;

на 2 200,0 млн. рублей – за счет уточнения расчетов по расходам на обслуживание еврооблигаций.

На основании предложений Счетной палаты депутатами Государственной Думы в проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» в процессе его рассмотрения и утверждения внесены поправки, уменьшающие расходы на обслуживание государственного внешнего долга на 10 000,0 млн. рублей (постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 8 декабря 2004 г. № 1280-IV ГД). Полученная экономия бюджетных средств была направлена на увеличение расходов по разделам «Национальная оборона», «Охрана окружающей среды» и «Межбюджетные трансферты».

Таким образом, предотвращено завышение расходов на обслуживание государственного внешнего долга при формировании федерального бюджета на 2005 год на сумму 7 800,0 млн. рублей, а также скорректировано допущенное превышение указанных расходов на сумму 2 200,0 млн. рублей.

Контроль расходов федерального бюджета на обеспечение национальной обороны осуществлялся под руководством аудитора Счетной палаты А. А. Пискунова. В отчетном году по данному направлению деятельности Счетной палаты проведено 19 контрольных и 3 экспертно-аналитических мероприятия, которыми было охвачено 114 объектов. Общая сумма финансовых нарушений, выявленных в 2004 году в сфере национальной обороны, составила 11 565,2 млн. рублей, нецелевое использование государственных средств оценивается в сумме 119,8 млн. рублей. Возмещено в федеральный бюджет 46,2 млн. рублей, в том числе 34,1 млн. рублей, использованных не по целевому назначению.

Материалы проведенных контрольных мероприятий свидетельствуют о сохранении значительных недостатков в процессе формирования и исполнения расходов на национальную оборону.

Продолжают сохраняться несбалансированность мероприятий военного строительства по ресурсоемкости и ресурсообеспеченности, недостаточная увязка затрат и результатов, в том числе между различными ведомствами при выполнении НИОКР.

Сложившаяся система контрактации закупок продукции и услуг военного назначения не в полной мере соответствует современным правовым и экономическим реалиям отношений хозяйствующих субъектов, что не обеспечивает эффективного расходования бюджетных средств.

Эффективность реализации проводимых Минобороны России мероприятий, в том числе в части выполнения государственного оборонного заказа, значительно снижалась из-за неточности прогноза темпов роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий на этапе формирования федерального бюджета.

Не улучшаются качественные характеристики боевой подготовки. В отчетном периоде не удалось преодолеть наметившуюся в последние годы тенденцию снижения численности классных специалистов в войсках.

Минобороны России по-прежнему несет значительные издержки вследствие массового увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации молодых офицеров, неудовлетворенных уровнем социальной защиты и условиями службы, особенно в части обеспечения указанных лиц служебным жильем.

Продолжают иметь место факты несбалансированности и несогласованности централизованных, окружных и флотских поставок материально-технических средств по объемам и номенклатуре, что приводит к неравномерному выполнению государственного оборонного заказа, созданию запасов отдельных видов ресурсов в размерах, не соответствующих нормативной потребности.

На ресурсообеспеченность отдельных направлений деятельности Минобороны России негативно влияли неэффективные расходы, связанные с содержанием избыточной инфраструктуры (земля, недвижимое и движимое имущество).

Контроль расходов федерального бюджета на науку, образование, здравоохранение и за бюджетом Федерального фонда обязательного медицинского страхования в январе-апреле 2004 года осуществлялся под руководством аудитора Счетной палаты Ю.М.Воронина, в мае-декабре 2004 года под руководством аудитора Счетной палаты В. П. Горегляда. В отчетном году по данному направлению деятельности Счетной палаты проведено 22 контрольных и 4 экспертно-аналитических мероприятия на 44 объектах. Проверками выявлено нецелевое использование средств федерального бюджета в сумме 43,8 млн. рублей, иные финансовые нарушения – в сумме 643,3 млн. рублей, возвращено в бюджет по результатам контрольных мероприятий 45,5 млн. рублей.

Приоритетом в деятельности направления в 2004 году являлся контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных и внебюджетных средств субъектами ведомственной структуры расходов федерального бюджета, а также аудит эффективности расходования государственных средств в отраслях социальной сферы и науки.

Отчет 1-го этапа аудита эффективности использования государственных средств на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с требованиями статьи 41 Конституции Российской Федерации, а также методика и типовая программа его проведения были утверждены Коллегией Счетной палаты.

В последние месяцы 2004 года велась активная подготовка к проведению аудита эффективности использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников в интересах интеграции образования и научной деятельности, развития крупных научно-образовательных центров. Проведено предварительное изучение в РАН и РАО эффективности использования государственных средств, направляемых на развитие интеграционных процессов, а также проблем и рисков в интеграционной деятельности.

По актуальным и значимым вопросам на основе проведенных контрольных мероприятий готовились аналитические доклады и записки. Так, в Совет Федерации, Государственную Думу и Правительство Российской Федерации направлена записка об эффективности расходов по созданию единого образовательного пространства на территории ближнего зарубежья.

По результатам проделанной работы были подготовлены и направлены в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, соответствующие федеральные органы государственной власти предложения по совершенствованию законодательства в части формирования и исполнения федерального бюджета, устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию превентивных мер по их недопущению в будущем.

Контроль взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами других уровней осуществлялся под руководством аудитора Счетной палаты С. Н. Рябухина. В отчетном году по данному направлению деятельности Счетной палаты проведено 46 контрольных и 6 экспертно-аналитических мероприятий, из них 6 – по постановлениям Государственной Думы.

Контрольные мероприятия проводились в 6 республиках, 1 крае, 10 областях, 4 автономных округах, 8 ЗАТО, 2 городах (Москва и Байконур (Республика Казахстан). По результатам контрольных мероприятий в 2004 году направлено 52 представления. Проверками выявлено нецелевое использование средств в сумме 1 326 млн. рублей, из них средств федерального бюджета – 566,2 млн. рублей. По результатам четырех проверок документы направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Возвращено в федеральный бюджет 86,2 млн. рублей, в бюджеты субъектов Российской Федерации – 50,9 млн. рублей.

Проверками были охвачены все виды финансовой помощи регионам: использование средств федерального бюджета, выделенных бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонда компенсаций, Фонда софинансирования, на реализацию федеральных целевых программ, бюджетам ЗАТО, городу Москве на выполнение федеральных полномочий по сбору и утилизации радиоактивных отходов в Центральном регионе, городу Байконуру (Республика Казахстан) на содержание объектов инфраструктуры, связанных с арендой космодрома Байконур. Кроме того, при проведении контрольных мероприятий в регионах проверялись отдельные вопросы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (высокодотационных и по различным поручениям, запросам и обращениям).

Проведенные контрольные мероприятия позволили сделать следующие выводы.

В целях дальнейшего повышения эффективности финансовой помощи субъектам Российской Федерации при формировании межбюджетных отношений необходимо разработать систему индикаторов и критериев результативности бюджетных расходов (на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации), позволяющих обеспечить прозрачность и повышение эффективности бюджетных расходов в процессе укрупнения статей бюджетной классификации.

Полноценное решение задач в области межбюджетных отношений можно обеспечить только при условии соответствия бюджетной политики базовому принципу бюджетного федерализма, предполагающего, помимо четкого разграничения бюджетных полномочий, соответствующее разделение расходов и доходов между бюджетами всех уровней.

Обеспечение деятельности Счетной палаты в 2004 году по информированию общественности, взаимодействию с органами государственной власти и международными организациями

Информирование общественности

Во исполнение статей 3 и 33 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата рассматривала активную информационную политику в качестве одного из принципиальных направлений своей деятельности в отчетном периоде.

Сутью этой работы было информирование общества об участии Счетной палаты как органа государственного финансового контроля новой, демократической России в деятельности по укреплению российской государственности и дальнейшему оздоровлению экономики и финансов страны.


Информационное присутствие Счетной палаты в СМИ в 2004 году возросло на 29 %. Всего в СМИ вышло в свет около 10,8 тыс. материалов, посвященных деятельности Счетной палаты. На телевидении было показано около 540 сюжетов (на 80 % больше, чем в 2003 году), более 250 сообщений прозвучало по радио (рост – 80 %), свыше 3100 статей опубликовано в центральной и региональной печати (рост – 16 %), примерно 890 материалов вышло в интернет-изданиях (рост – 5 %). Российские информагентства выпустили около 6 тыс. оригинальных сообщений о деятельности Счетной палаты (рост – 39 %).

На веб-сайте Счетной палаты размещено около 650 документов о ее деятельности. Открыт раздел «Счетной палате России – 10 лет». Регулярно обновлялись существующие разделы. За год сайт посетило более 278 тыс. пользователей, что на 22 % больше, чем в 2003 году.

В СМИ направлено около 300 пресс-релизов. Подготовлено 30 телесюжетов, продемонстрированных по телевидению.

Взаимодействие с федеральными органами государственной власти

В отчетном периоде повысилась эффективность взаимодействия Счетной палаты с комитетами и комиссиями Федерального Собрания Российской Федерации, Комиссией Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой и подкомитета по финансовому контролю, бухгалтерскому учету, аудиту и взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам.

В целях совершенствования организации контрольной работы осуществлялось постоянное взаимодействие с Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией. Проведены рабочие встречи руководства Счетной палаты с руководящими работниками Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ФСБ России, МВД России, Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Счетной палатой по согласованию с названными правоохранительными и контрольными органами рассмотрены планы проведения совместных контрольно-проверочных мероприятий по объектам, представляющим взаимный интерес.

По результатам контрольно-ревизионной деятельности в указанном периоде в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, иные правоохранительные органы направлено 130 материалов, по которым возбуждено 299 уголовных дел.

Международное сотрудничество

Усилия Счетной палаты в 2004 году были сосредоточены на дальнейшем повышении эффективности и результативности двустороннего и многостороннего международного сотрудничества с высшими органами государственного финансового контроля иностранных государств.

В отчетном периоде Счетной палатой заключено 9 соглашений с зарубежными высшими органами финансового контроля о двустороннем сотрудничестве в области государственного финансового контроля.

Она принимала активное участие в работе 4 международных организаций. Председатель Счетной палаты является Президентом Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ).

Большой международный резонанс вызвала известная инициатива Счетной палаты о создании рабочей группы ИНТОСАИ по борьбе с международным отмыванием денег.

При активном содействии со стороны Счетной палаты было положено начало взаимодействию между ЕВРОСАИ и организацией высших органов финансового контроля арабских стран (АРАБОСАИ).

В рамках плана деятельности ЕВРОСАИ Счетной палатой подготовлен сборник «Состояние и перспективы развития финансового контроля в Европе», в который вошли статьи руководителей ВОФК – членов ЕВРОСАИ. Сборник будет представлен на очередном VI конгрессе ЕВРОСАИ в Бонне в мае 2005 года.

Особое место в системе международных связей занимает сотрудничество со странами СНГ в рамках деятельности Совета руководителей ВОФК государств – участников СНГ, созданного по инициативе Счетной палаты. В 2004 году была завершена работа по подготовке институирования Совета в качестве органа международного сотрудничества стран СНГ.

Важным конкретным результатом сотрудничества явились двусторонние контрольные мероприятия, проводимые на совместной основе с ВОФК стран СНГ. Так, проведены совместные контрольные мероприятия с Контрольной палатой Национального собрания Республики Армения и Комитетом государственного финансового контроля Республики Таджикистан по проверке финансово-хозяйственной деятельности славянских высших учебных заведений, созданных в рамках межправительственных соглашений о сотрудничестве в области образования: Российско-Армянского (Славянского) университета (г. Ереван, Республика Армения), Российско-Таджикского (Славянского) университета (г. Душанбе, Республика Таджикистан).

Со Счетной палатой Азербайджанской Республики осуществлена параллельная проверка использования государственной собственности и финансовых ресурсов, выделенных в 2002 – 2003 годах на воспроизводство и сохранение осетровых видов рыб Каспийского бассейна, в Астраханской, Волгоградской и Саратовской областях.

Совместно с Комитетом государственного контроля Республики Беларусь проведена проверка использования средств бюджета Союзного государства на реализацию совместных программ.

Усиление интенсивности международных связей Счетной палаты в интересах дальнейшего развития контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности, активная работа в международных организациях высших контрольных органов стали в целом одним из перспективных направлений деятельности Счетной палаты в отчетном периоде.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важное место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате, которая является постоянно действующим и независимым контрольным органом.

Итоги десяти лет деятельности свидетельствуют, что Счетная палата проводит эффективную работу по выявлению потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно израсходованных средств, подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков.

Всего за 1995-2004 годы Счетная палата провела 3857 контрольных мероприятий (в 1996 году - 276, в 2004 году - 487), которыми было охвачено 16815 объектов.

Выявленный при этом ущерб, нанесенный федеральному бюджету, составил 905,61 млрд. рублей (в 1996 году - 44,09 млрд. рублей, в 2004 - 116,0 млрд. рублей). За десять лет государству возвращено 66,19 млрд. рублей, из них в 2004 году - 20,0 млрд. рублей.

По результатам контрольных мероприятий в 1995-2004 годах Счетной палатой было направлено органам государственной власти, предприятиям и организациям около 5300 представлений и предписаний. По выявленным фактам нарушения законодательства 714 материалов было направлено в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, возбуждено 702 уголовных дела.

В 1995-2004 годах было проведено 415 заседаний Коллегии Счетной палаты (в 1995 году - 33, в 2004 - 42). Рассмотрено 5787 вопросов (в 1995 году - 229, в 2004 - 600), в том числе 2941 - по результатам контрольных мероприятий (в 1995 году - 46, в 2004 - 357).

Итоги 2004 года свидетельствуют о том, что работа по совершенствованию законодательного обеспечения государственного финансового контроля требует более скоординированных усилий Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты и Правительства Российской Федерации. Правовая база государственного финансового контроля длительное время остается неадекватной экономической реальности и государственному устройству. Сферы компетенции различных органов государственной власти, осуществляющих финансовый контроль, законодательно не определены и не разграничены.

Все это значительно снижает эффективность государственного финансового контроля, ведет к росту затрат на его обеспечение, оказывает негативное влияние на количественные и качественные показатели субъектов экономической деятельности. В результате экономика страны продолжает нести значительные потери. Требует более четкого определения система взаимоотношений между органами внешнего и внутреннего финансового контроля, органами финансового контроля, образуемыми законодательными органами власти, и органами финансового контроля, образуемыми органами исполнительной власти.

Назрела острая необходимость в ускорении завершения процесса разработки и утверждения единой концепции государственного финансового контроля и принятия на ее основе федеральных законов «О государственном финансовом контроле в РФ» и «Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах РФ», внесении необходимых изменений и дополнений в Федеральный закон «О Счетной палате РФ».

Необходимо разработать и принять отвечающую современным принципам организации государственного управления в нашей стране концепцию государственного финансового контроля, федеральные законы о государственном финансовом контроле в Российской Федерации, об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: ЮРАЙТ, 1999.

2.  Золотарева Г.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие /Г.И. Золотарева, Н.И. Смородинова; СибГАУ. – Красноярск, 2003.

3.  Отчет о работе Счетной палаты в 2004 году. Протокол от 11 марта 2005 года № 9 (426).

4.  Федеральный закон от 11 января 1995 года; 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

5.  Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2001.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.