рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Счетная палата как орган, осуществляющий высший финансовый контроль в Российской Федерации

*По состоянию на 1 января 2005 года

Контроль за формированием и исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов

В 2004 году Счетной палатой обеспечен весь необходимый комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, позволивших осуществить предварительный контроль за формированием федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2005 год, оперативный контроль исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2004 год, последующий контроль исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2003 год. Только для непосредственной реализации этих задач проведено 310 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Предварительный контроль

Проведен весь необходимый комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществленных в рамках предварительного контроля за формированием федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2005 год.

В Минэкономразвития России проведена проверка обоснованности расчетов основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год.

Осуществлен анализ соответствия законопроектов действующему законодательству, оценены состояние нормативной и методической базы, регламентирующей порядок формирования законопроектов, и обоснованность расчетов параметров основных показателей прогноза и бюджетов.

По итогам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий подготовлены заключения Счетной палаты по проектам федеральных законов «О федеральном бюджете на 2005 год», «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год», «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год», «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год», «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2005 год».

Ряд принципиально важных предложений, сформулированных в указанных заключениях, был учтен в ходе рассмотрения данных законопроектов в Государственной Думе. По основным проблемам формирования федерального бюджета был проинформирован Президент Российской Федерации.

В Заключении Счетной палаты на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» отмечено, что остается актуальной проблема усиления программно-целевой направленности прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года, инерционный характер которого в складывающихся условиях осложняет решение поставленной Президентом Российской Федерации задачи удвоения объема ВВП за десять лет и достижения уровня инфляции 3 % в год.

В указанном Заключении Счетной палаты обращено внимание на несоответствие 30 статей законопроекта Бюджетному кодексу Российской Федерации, на несоблюдение норм иных актов законодательства Российской Федерации.

Указывалось на резервы увеличения доходной части бюджета. Было отмечено, что в настоящее время отсутствует долгосрочная концепция управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации и их использования при накоплении сверх установленного предельного уровня в 500 млрд. рублей. Предложено разработать и утвердить концепцию, в которой должны быть определены цели и порядок использования средств Стабилизационного фонда как инструмента бюджетной политики, направленной на повышение качества и динамики экономического развития страны.

В Заключении Счетной палаты были высказаны замечания по вопросам формирования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в условиях завершающего этапа реформы межбюджетных отношений и изменения формы предоставления социальных льгот в 2005 году. При этом особо отмечалась проблема сбалансированности бюджетов регионов и бюджетной системы РФ в целом и повышения эффективности финансовой помощи из федерального бюджета.

Было обращено внимание на необходимость решения вопросов по нормативному правовому обеспечению реформы системы социальной защиты и предоставления социальных льгот, уточнения регистров граждан, имеющих льготы.

В целях повышения результативности бюджетных расходов Счетной палатой осуществлен анализ проекта федерального бюджета на 2005 год, подготовлены и направлены на имя заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, председателя Правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов А.Д.Жукова предложения по совершенствованию докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности и сводного доклада Правительства Российской Федерации «Цели, задачи и показатели деятельности субъектов бюджетного планирования (федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации)».

В заключениях Счетной палаты на законопроекты о бюджетах государственных внебюджетных фондов на 2005 год предложено установить порядок реструктуризации задолженности федерального бюджета перед Пенсионным фондом Российской Федерации, рассмотреть вопрос о целесообразности обособления в составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации накопительной части трудовой пенсии в форме целевого бюджетного фонда, принять меры к переходу исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации Федеральным казначейством, обращено внимание на необоснованность включения в проект федерального закона о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год положений и норм, регулируемых Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Были внесены предложения о необходимости принятия нормативных правовых актов о возложении на Фонд социального страхования Российской Федерации функций по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, имеющих право на льготы по санаторно-курортному лечению, и на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.

Оперативный контроль

Оперативный контроль осуществлялся на основании анализа и проверки первичных платежных документов по исполнению федерального бюджета за 2004 год, данных отчетности Минфина России, Банка России и иных участников бюджетного процесса, данных финансовой отчетности, введенной Счетной палатой по согласованию с Государственной Думой, а также результатов контрольных мероприятий за отчетный период.

В течение 2004 года осуществлялся анализ исполнения текстовых статей Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год», своевременности подготовки и принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов в целях его реализации.

В рамках оперативного контроля за исполнением федерального бюджета текущего финансового года проведены две проверки соответствия сводной бюджетной росписи закону о бюджете, своевременности утверждения и доведения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

Обеспечен анализ ежеквартальных отчетов Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за соответствующий период 2004 года.

Результаты осуществляемого Счетной палатой оперативного контроля за исполнением федерального бюджета текущего финансового года позволяли ежеквартально информировать палаты Федерального Собрания Российской Федерации о проблемах и недостатках, возникающих в ходе исполнения федерального бюджета.

В указанных материалах отмечались недостатки, допускавшиеся в 2004 году при организации и исполнении федерального бюджета.

В частности, обращалось внимание палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации на недопоступление налоговых и неналоговых доходов, финансирование и исполнение расходов федерального бюджета ниже показателей, предусмотренных сводной бюджетной росписью, рост остатков на счетах бюджетополучателей в течение года, на несвоевременное принятие нормативных правовых актов в целях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год», несовершенство законодательных норм и механизмов исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, акцизов на нефтепродукты, водку и ликероводочные изделия, налога на добычу полезных ископаемых, неравномерное финансирование и кассовое исполнение расходов федерального бюджета.

Вносились предложения о более полном использовании резервов пополнения доходной части федерального бюджета за счет повышения эффективности использования федеральной собственности и государственных средств. Отмечено, что пассивное накапливание средств Стабилизационного фонда на рублевых счетах Федерального казначейства в 2004 году привело к инфляционному обесцениванию средств указанного фонда.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Счетной палатой подготовлен и направлен палатам Федерального Собрания Российской Федерации Доклад Счетной палаты Российской Федерации о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет, а также по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации», который был внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу в октябре 2004 года.

Принципиальными особенностями законопроекта являются его формирование в условиях реформирования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, а также то, что в законопроекте изложены в новой редакции 26 из 38 приложений к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004 год», в том числе приложения по объемам поступлений доходов в федеральный бюджет, распределению расходов федерального бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, ведомственной структуре расходов федерального бюджета.

В рамках оперативного контроля за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов текущего финансового года в 2004 году Счетной палатой осуществлен весь необходимый комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, позволяющих обеспечить контроль хода исполнения бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Последующий контроль

В рамках последующего контроля осуществлен необходимый комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, позволивших подготовить заключения Счетной палаты по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2003 год.

В целях подготовки Заключения Счетной палаты по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2003 год проведены 262 проверки в министерствах, ведомствах, организациях – главных распорядителях средств федерального бюджета и иных участниках бюджетного процесса. По результатам этих контрольных мероприятий составлено 273 акта.

Осуществлена проверка Минфина России как федерального органа исполнительной власти, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации ответственного за составление и исполнение федерального бюджета, обладающего бюджетными полномочиями и несущего ответственность за бюджетный процесс, как главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджетного учреждения, субъекта ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2003 год.


Проведена проверка соответствия организации исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Проведены проверки исполнения бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования Российской Федерации за 2003 год.

По итогам осуществленного комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий подготовлены и в установленные законодательством Российской Федерации сроки направлены в Совет Федерации и Государственную Думу заключения по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2003 год.

В Заключении Счетной палаты по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2003 год отмечалось следующее.

По результатам проверок Счетной палаты доходы федерального бюджета составили 2 586 191, 2 млн. рублей, что соответствует отчету Правительства Российской Федерации, расходы федерального бюджета – 2 358 725 млн. рублей, что на 178,7 млн. рублей больше, чем отражено в отчете Правительства Российской Федерации. Превышение доходов над расходами составило 227 466,2 млн. рублей, что на 178,7 млн. рублей меньше, чем отражено в отчете Правительства Российской Федерации.

В соответствии с представленными Минфином России документами указанные несоответствия устранены в 2004 году путем внесения исправительных записей в бухгалтерскую отчетность.


Несмотря на то, что в ноябре 2003 года в первоначально утвержденный федеральный бюджет на 2003 год были внесены существенные изменения, в том числе уточнена значительная часть доходов и расходов федерального бюджета, установлено, что недопоступление в 2003 году отдельных налоговых и неналоговых доходов по сравнению с законодательно утвержденными показателями составило 20,3 млрд. рублей, ниже 100 % исполнены законодательно установленные непроцентные расходы по 13 из 24 разделов функциональной классификации, по 48 из 94 главных распорядителей средств федерального бюджета, не исполнены непроцентные расходы, установленные уточненной бюджетной росписью, по 16 разделам и 65 главным распорядителям.

В отчете Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2003 год по отдельным видам доходов включены поступления 2002 года, доходы, источником которых являются налоги и сборы, подлежащие уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, не были показаны объемы зачетов в уплату этого налога.

Установлены факты неправильной классификации доходов федерального бюджета, неперечисления в доход федерального бюджета денежных средств, уплаченных крупными плательщиками, использующими централизованный порядок уплаты таможенных платежей, по оформленным грузовым таможенным декларациям, расхождения методологического порядка в учете операций по погашению государственного внешнего долга товарными поставками.

В Заключении Счетной палаты по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2003 год отмечены факторы, негативно влияющие на поступление налоговых доходов: несовершенство законодательных норм и механизмов уплаты ряда налогов; отсутствие эффективной системы управления государственными активами; отдельные недостатки и нарушения в организации исполнения закона о бюджете и осуществлении внесения изменений в сводную бюджетную роспись; сохраняющаяся неравномерность расходования средств федерального бюджета, рост остатков средств федерального бюджета на лицевых счетах бюджетополучателей к концу года; наличие значительной дебиторской и кредиторской задолженностей бюджетополучателей; рост доходов от предпринимательской деятельности, безвозмездных перечислений и целевых средств.

В ходе контрольных мероприятий установлены 234 факта нецелевого использования средств федерального бюджета в сумме 617,9 млн. рублей, допущенных 27 главными распорядителями средств федерального бюджета, 15 субъектами Российской Федерации и 1 ЗАТО, а также другие нарушения и ошибки на сумму 13,1 млрд. рублей.

Установлены факты расходования средств федерального бюджета, не предусмотренные Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год», финансирования расходов федерального бюджета сверх уточненной бюджетной росписи, предоставления средств федерального бюджета на государственные инвестиции с нарушением бюджетного законодательства.

В Заключении Счетной палаты по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2003 год отмечено, что в ходе исполнения федерального бюджета за 2003 год были выявлены факты нарушений 30 статей Бюджетного кодекса Российской Федерации, других законодательных актов Российской Федерации. Нарушались нормы Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О бухгалтерском учете», Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и других законодательных актов Российской Федерации.

Из 153 статей Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» (с изменениями и дополнениями) не полностью исполнены отдельные нормы 51 статьи (33,3 % общего количества), не исполнены нормы 9 статей (5,9 %).

Для устранения выявленных нарушений и принятия иных мер направлены информационное письмо Председателю Правительства Российской Федерации и представления Министру финансов Российской Федерации, руководителям других федеральных органов исполнительной власти.

В Заключении Счетной палаты по отчету об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2003 год отмечалось: в 2003 году Банком России не был согласован вопрос об открытии отдельных банковских счетов для зачисления средств страховых взносов на накопительную часть пенсии; по состоянию на 1 января 2004 года имелась задолженность федерального бюджета перед Пенсионным фондом Российской Федерации по перечислению средств ЕСН; не приняты меры по взысканию пенсионных средств, использованных не по целевому назначению рядом территориальных органов Минтруда России; нарушалось законодательство Российской Федерации в части размещения заказов на выполнение работ для государственных нужд, бухгалтерский учет и отчетность по исполнению бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации не приведены в соответствие с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

В Заключении Счетной палаты по отчету об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2003 год обращено внимание на то, что из утвержденных бюджетом Фонда сумм, выделенных на санаторно-курортное лечение и долечивание после стационара, Фондом распределено и доведено до отделений лишь 63,4 % средств, при этом по 20 субъектам Российской Федерации доведенные средства использованы от 3 до 70 %.

В Заключении Счетной палаты по отчету об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2003 год отмечено, что в ходе исполнения бюджета Фонда допущено нецелевое использование средств на сумму 8,8 млн. рублей, а также неэффективное использование средств на сумму 398,7 млн. рублей.

По результатам проверок государственных внебюджетных фондов для устранения выявленных нарушений направлены представления в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и информационное письмо Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Меры, принятые в 2004 году по результатам предварительного, оперативного и последующего контроля

Информация о результатах комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществленных Счетной палатой в 2004 году в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля, своевременно направлялась в Совет Федерации и Государственную Думу.

Заключения Счетной палаты на проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2005 год, а также по отчетам Правительства РФ об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2003 год активно обсуждались в комитетах и комиссиях, на пленарных заседаниях палат Федерального Собрания РФ в ходе рассмотрения соответствующих законопроектов.

Складывающаяся в последние годы система рассмотрения важнейших результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых Счетной палатой в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ, Минфином России, другими министерствами и ведомствами – участниками бюджетного процесса позволяет более активно решать назревшие проблемы дальнейшего совершенствования бюджетной системы и бюджетного процесса, предотвращать и более оперативно устранять нарушения и недостатки в использовании государственных средств.

В ходе рассмотрения законопроекта о бюджете на 2005 год в Государственной Думе были учтены многие предложения Счетной палаты: в тексте законопроекта зафиксированы параметры прогнозируемых на 2005 год исходных макроэкономических показателей; сокращены бюджетные расходы на обслуживание государственного долга; увеличены объемы финансирования сельского хозяйства; увеличены объемы финансирования расходов на служебное жилье для военнослужащих; увеличены объемы финансирования межбюджетных трансфертов, федеральных программ развития регионов. Обоснованность оценок, выводов и предложений Счетной палаты по указанному законопроекту подтвердило внесение в ноябре 2004 года в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год» существенных изменений и дополнений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.