рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Счетная палата как институт государственного финансового контроля

Функциональная независимость Счетной палаты проявляется в том, что она самостоятельно устанавливает сроки, объемы и способы проведения контрольных мероприятий, строит свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего и системного контроля над исполнением бюджета. Это право Счетной палаты - формировать план - обеспечивает возможность проводить подлинно системный контроль над всеми государственными средствами, а не растрачивать свои силы на не имеющие существенной финансовой значимости проверки.

В то же время Счетная палата подотчетна Федеральному Собранию. Обладаю организационной и функциональной независимостью от законодательного органа государственной власти, Счетная палата тем не менее нацелена на содействие в осуществлении им своих задач, обеспечении Федерального Собрания достоверной, объективной информацией о финансовом положении государства. Так обязательному включению в планы и программы работы Счетной палаты подлежат поручения Совета Федерации и Государственной думы, обращения не менее 1/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Подотчетность также выражается в обязанности Счетной палаты регулярно представлять Совету Федерации и Государственной Думе информацию о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий, заключения или ответы на основании поручений Совета Федерации и Государственной Думы. Таким образом, организационная и функциональная независимость Счетной палаты не противоречат друг другу.

Счетная палата осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Законность - один из ключевых принципов функционирования контрольно счетных органов. Поскольку одной из основных задач Счетной палаты является надзор за законностью использования государственных финансов, сама она в этом плане должна быть безупречна. Принцип законности находит свое отражение в первую очередь в том, что своей деятельностью Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом " о Счетной палате Российской Федерации", другими законами Российской Федерации. Суть законности состоит в неукоснительном, точном и повсеместном соблюдении этих правовых актов как самой Счетной палатой, так и всеми ее должностными лицами. Нарушение закона - основание для освобождения от должности руководящих работников палаты: Председателя, заместителя Председателя и аудиторов.

Объективность - определяющее условие эффективной контрольной работы. Без него теряется смысл контроля. Принцип объективности означает, что в основу деятельности Счетной палаты должно быть положено изучение реальных фактов, исключение возможности влияния субъективного мнения на принятие тех или иных решений, беспристрастность и непредвзятость в оформлении полученных результатов. Объективность обеспечивается несколькими способами. Это - установление высоких квалификационных требований к лицам претендующим на ответственные должности (высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов); а также требований направленных на то, чтобы не допустить влияния личных и корпоративных интересов высших должностных лиц Палаты на ее деятельность (Председатель заместитель председателя счетной палаты не могут состоять в родственных связях с Президентом РФ, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы, председателем Правительства РФ, Руководителем Администрации президента РФ, Генеральным прокурором РФ, Председателем Конституционного суда РФ, Председателем Верховного суда РФ, Председателем Высшего Арбитражного суда РФ; не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Правительства, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельности). Большое значение для обеспечения объективности имеет право членов Коллегии Счетной палаты на особое мнение, ответственность инспекторов за достоверность результатов проводимых ими проверок. Принцип объективности тесно связан с принципами законности, независимости и гласности, так как объективная оценка результатов проводимых мероприятий возможна только при соблюдении этих принципов.

Независимость Счетной палаты, кроме вышесказанного, выражается также в гарантиях профессиональной независимости руководства Палаты. Председатель, заместитель Председателя, аудиторы могут быть досрочно освобождены от должности решением той палаты Федерального Собрания, которая их назначила, и только в определенных законом случаях. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском Государственной Думы.

Одним из необходимых условий для самостоятельной работы Счетной палаты является ее финансовая независимость, так как финансовые ограничения одновременно влекут за собой ограничение деятельности. Эта независимость в определенном смысле страхует контрольный орган от внешнего вмешательства в его деятельность с использованием финансовых рычагов. Лимская декларация указывает, что высший орган финансового контроля должен быть обеспечен финансовыми средствами, необходимыми для выполнения возложенных на него задач; наделен правом обращаться с просьбой о выделении необходимых финансовых средств непосредственно в государственный орган, принимающий решение по национальному бюджету; наделен правом использовать, в пределах своих полномочий, денежные средства, выделенные для него отдельной строкой бюджета.

Требования Лимской декларации находят отражения в российском законодательстве. Средства на содержание Счетной палаты предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой. Финансирование производится на основе предоставляемых Счетной палатой годовых смет расходов. БК РФ предусматривает порядок преодоления возможных разногласий в процессе утверждения размеров финансирования. В случае возникновения разногласий между Счетной палатой РФ, контрольными органами субъектов РФ и органа исполнительной власти, составляющими бюджет, в связи с составлением смет расходов соответствующих органов орган исполнительной власти одновременно с проектом бюджета представляет проекты смет бюджетов, предложенные указанными органами.

Гласность является одним из основных принципов деятельности всех контрольно - счетных органов по смыслу их существования, поскольку они прямо или опосредованно образуются обществом и представляют его интересы. Принцип гласности позволяет обществу реализовать свое право знать, кто и каким образом распоряжается общественными финансовыми и материальными ресурсами. Гласность оказывает большое влияние на эффективность работы Счетной палаты, поскольку в условиях гласности результаты проводимых ею контрольных мероприятий ставятся под общественный контроль. Принцип гласности получает свое практическое воплощение в нормах Федерального закона " О Счетной палате Российской Федерации". Основными формами обеспечения гласности являются: представление в Совет Федерации и Государственную Думу ежегодного отчета о работе Счетной палаты, оперативных отчетов об исполнении федерального бюджета за квартал, полугодие и год, отчетов о результатах проведенных контрольных и экспертно - аналитических мероприятий, ответов на поступившие запросы; направление материалов по результатам контрольных мероприятий в адрес Президента РФ, Правительства РФ, должностных лиц органов государственной власти; направление предписаний и представлений по результатам контрольных мероприятий; опубликование ежегодного отчета Счетной палаты; проведение пресс - конференций, брифингов; публикация материалов о деятельности Счетной палаты в средствах массовой информации, как в России, так и за рубежом.

Однако абсолютной гласности в работе контрольно - счетного органа быть не может. Законом предусмотрены определенные меры по защите конфиденциальной информации. Материалы по результатам проверок, связанные с сохранением государственной тайны, представляются палат Федерального Собрания на закрытых заседаниях. При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не должны предавать гласности свои выводы до завершения ревизии и оформления заключения; должностные лица и привлеченные к ее работе специалисты могут использовать данные, полученные в ходе ревизии и проверок. Только при выполнении работ, поручаемых счетной палатой. Инспекторы Счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность результатов проводимых ими проверок и ревизий, представляемых в государственные органы или предаваемые гласности, а также за разглашение государственной тайны.

Статья 157 БК РФ кратко отражает основные задачи, решаемые контрольно - счетными органами: органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизу проектов указанных бюджетов, федеральных региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.

Более подробно задачи Счетной палаты определяет ст.2 Федерального закона " О Счетной палате Российской Федерации". Ими являются:

организация и осуществление контроля над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов.

Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а так же на совершенствование бюджетного процесса в целом;

Контроль над законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и финансово - кредитных учреждениях Российской Федерации;

Регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Закрепленные задачи непосредственно определяют функции лили виды деятельности Счетной палаты. Счетная палата в процессе реализации поставленных задач осуществляет контрольно - ревизионную, экспертно - аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля над исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:

Организацию и проведение оперативного контроля над исполнением федерального бюджета в отчетном году;

Проведение комплексных ревизий и проверок и тематических проверок по отдельным статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;

Анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

Подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти Российской Федерации;

Контрольно - ревизионная деятельность является основной для Счетной палаты. Она представляет собой главное направление осуществления контроля над использованием финансовых и материальных ресурсов государства, в том числе в процессе исполнения федерального бюджета. Экспертно - аналитическая деятельность Счетной палаты способствует принятию обоснованных финансовых законов, правильных управленческих решений и предотвращению финансовых потерь. Экспертно - аналитическая деятельность неразрывно связана с контрольно - ревизионной. Именно на основе анализа проводимых контрольных мероприятий Счетная палата обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. Экспертно - аналитическая деятельность Счетной палаты фактически играет роль предварительного контролера, предупреждая неэффективные расходы государственных средств.

В настоящее время в составе Счетной палаты создано 12 аудиторских направлений, контрольной деятельностью которых охвачены все статьи Федерального закона о федеральном бюджете РФ, также иные аспекты контрольной деятельности:

Направление по контролю формирования и исполнения доходов федерального бюджета;

Направление по контролю учета, приватизации и управления государственной собственностью;

Направление по контролю расходов федерального бюджета на международную деятельность;

Направление по контролю государственного долга, ЦБ РФ и движения средств федерального бюджета в кредитных организациях;

Направление по контролю расходов федерального бюджета на государственное управление. Судебную власть, органы государственной безопасности, прокуратуры, юстиции;

Направление по контролю расходов федерального бюджета на правоохранительную деятельность, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

Направление по контролю расходов федерального бюджета на обеспечение национальной безопасности;

Направление по контролю расходов федерального бюджета на сельское хозяйство и рыболовство, охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;

Направление по контролю расходов федерального бюджета на промышленность, энергетику и строительство, транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;

Направление по контролю расходов федерального бюджета на науку, образование и здравоохранение;

Направление по контролю взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами других уровней;

Направление по контролю расходов федерального бюджета на социальную политику и за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Системность и плановость - важные принципы организации работы Счетной палаты. Счетная палата строит свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля над исполнением федерального бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты. Палата несет ответственность за составление и выполнение планов своей работы.

Годовой план разрабатывается на основании результатов анализа ситуации в подконтрольной сфере, результатов проведенных контрольно ревизионных и экспертно - аналитических мероприятий, разрабатываемых Счетной палатой для этой цели технико-экономических норм и нормативов, контрольных и ревизионных стандартов, методических указаний. Годовой план Счетной палаты должен предусматривать: обеспечение всестороннего системного контроля над формированием и использованием средств федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов; определение законности, эффективности и целесообразности использования, управления и распоряжения государственной собственностью; подготовку заключений на отчеты Правительства РФ об исполнении федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов и других нормативно - правовых актов бюджетного законодательства, разработку предложений по использованию бюджетного законодательства. Обязательному включению в планы и программы работы Счетной палаты подлежат поручения Совета Федерации и Государственной Думы, обращение не менее 1/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Обязательному рассмотрению при формировании планов и программ подлежат запросы Президента РФ, комитетов и комиссий палат Федерального Собрании, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ.

Проект годового плана утверждается Коллегией. Текущие планы деятельности Счетной палаты конкретизируют мероприятия годового плана. Они составляются ежеквартально На основании постановлений Совета Федерации и Государственной Думы по обращению не менее 1/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы или на основании решения Коллегии Счетной палаты могут проводиться внеплановые контрольные мероприятия.

В Счетной палате существует единая система контроля федерального бюджета. Она предполагает непрерывный трехлетний контрольный цикл за исполнением бюджета каждого финансового года в течение нескольких последовательных стадий:

Предварительного контроля проекта бюджета будущего года;

Оперативного контроля в ходе исполнения бюджета текущего года;

Комплексной документальной ревизии уже исполненного бюджета.

Таким образом, в течение каждого календарного года Счетная палата работает с бюджетами трех лет, а бюджет каждого финансового года находится в одной из фаз трехлетнего цикла.

Счетная палата осуществляет финансовую экспертизу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Необходимость и порядок направления проекта федерального закона о федеральном бюджете в Счетную палату предусмотрен ст. 195 БК РФ. На этапе предварительного контроля параметры проекта бюджета сопоставляются с оперативной информацией о ходе исполнения бюджета текущего года, данными о социально - экономическом положении страны в целом, отдельных регионов и отраслей. Учитывается фактическое состояние финансирования субъектов ведомственной структуры., разделов и подразделов функциональной классификации расходов, доходной части бюджета, внешних и внутренних заимствований, межбюджетных отношений и иных показателей. Это позволяет подготовить обоснованное заключение Счетной палаты на проект федерального бюджета.

При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Государственная Дума, прежде, чем принять или отклонить данный закон., в обязательном порядке наряду с другими докладами заслушивает доклад Председателя Счетной палаты РФ. При рассмотрении в Государственной Думе в первом чтении проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете в случае сокращения расходов федерального бюджета более чем на 10% также заслушивается доклад Председателя Счетной палаты о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет.

Счетная палата осуществляет оперативный контроль исполнения федерального бюджета. Она контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показаниями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению. Оперативный контроль проводится в течение всего года. Представляет собой совокупность контрольных и экспертно - аналитических мероприятий и осуществляется по следующим направлениям:

На основе анализа специальных форм отчетности, являющихся обязательными для всех участников бюджетного процесса;

Путем обработки предоставляемых Министерством финансов РФ и ЦБ РФ копий первичных платежных документов, на основании которых осуществлялись операции со средствами федерального бюджета;

На основе иной обязательной финансовой отчетности, предоставляемой рядом министерств и ведомств, ЦБ РФ и кредитными организациями, уполномоченными осуществлять операции со средствами федерального бюджета;

Обобщением результатов контрольных мероприятий, осуществляемых по инициативе Счетной палаты и по поручениям палат Федерального собрания;

Методом выборочных экспресс - проверок с целью уточнения отдельных параметров исполнения бюджета;

С помощью экспертных оценок.

На основе сопоставления оперативных данных с показателями, утвержденными в бюджете. Бюджетной росписи в реестре лимитов бюджетных обязательств по форме, согласованной с Советом Федерации и утвержденной Государственной Думой, составляется ежеквартальный отчет об исполнении федерального бюджета на три, шесть, девять и двенадцать месяцев. Оперативный отчет утверждается Коллегией Счетной палаты и направляется палатам Федерального собрания. К отчету прикладывается аналитическая записка, где дается краткая характеристика основных макроэкономических показателей, данные о фактических доходах и расходах федерального бюджета по ведомственной структуре расходов, информация об исполнении федеральных программ. Аналитическая оценка данных о дефиците бюджета, выводы и предложения.

Данные, полученные в ходе оперативного контроля, используются при планировании ревизий и проверок.

После завершения финансового года Счетная палата начинает комплексную документальную ревизию уже исполненного бюджета. Ревизия предусматривает сплошной охват, изучение, проверку и сверку всех платежных документов по остаткам, приходу, расходу и заимствованию средств федерального бюджета. Ревизия предусматривает сплошной охват, изучение проверку и сверку всех платежных документов по остаткам, приходу и расходу и заимствованию средств федерального бюджета. Ревизия осуществляется на основе анализа и обработки максимально возможного числа первичных документов и проверки достоверности отчетных данных. Полученных входе встречных проверок участников бюджетного процесса. Ревизия проводится по утвержденной Коллегией программе, которая составляется на основе предложений каждого направления деятельности. По результатам комплексной документальной ревизии составляется сводный акт. Итоги ревизии служат основанием для подготовки Счетной палатой заключения на проект закона об исполнении федерального бюджета на соответствующий год.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.