рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Налогообложение прибыли коммерческих организаций: действующий механизм исчисления и уплаты

Дипломная работа: Налогообложение прибыли коммерческих организаций: действующий механизм исчисления и уплаты

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ

(на примере ООО Филиал Южный «Евросеть-Ритейл»)

Краснодар 2010


Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей экономики России. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и реоранизации и преобразования убыточных предприятий.

Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, – которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой. Во-первых, налог является важным доходом бюджета, во-вторых, налог на прибыль играет роль экономического инструмента регулирования экономики.

Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.

Налоги в российской экономической науке рассматриваются как один из элементов системы финансов, являющихся, в свою очередь, элементом экономики. При таком подходе налог как экономическая категория считается определённой разновидностью производственных отношений. С точки зрения экономики налоги – это совокупность отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками (физические и юридические лица) по поводу перераспределения ВВП в целях формирования централизованных денежных фондов государства.

С переходом экономики нашего государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять полученную прибыль.

Прибыль как экономическая категория – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность.

Соединив в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, мы получаем один из видов налога, посредством которого налоговая система государства может выполнять свойственные ей функции – это налог на прибыль предприятий и организаций.

Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения прибыли предприятий (юридических лиц). Принятие Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. закона «О налоге на прибыль» является продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы в России.

Налог на прибыль предприятий и организаций – основной вид налога юридических лиц. Действующий налог на прибыль предприятий и организаций, введенный с 1.01.92 г., построен с учетом зарубежного опыта, изучение которого необходимо в связи с расширением международных экономических связей.

Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской Федерации занимает второе место после налога на добавленную стоимость.

Целью настоящей работы является разработка практических рекомендаций по оптимизации уплаты налога на прибыль организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль как экономической категории,

– изучение действующего механизма исчисления и уплаты налога коммерческой организацией,

– изучение существующих методов оптимизации уплаты налога на прибыль,

– также изучение роли налога в регулировании экономики организации.

Предметом исследования данной работы является налогообложение прибыли коммерческих организаций: действующий механизм исчисления и уплаты.

Объектом исследования является деятельность ООО Филиал Южный «Евросеть-Ритейл» в области налогообложения прибыли за период с 2007 г. по 2009 г.

В данной работе были использованы следующие методы исследования: монографические, аналитические, графические, логические, исторические, табличные, статистические, математические и т.д.

В качестве информационной базы в процессе работы были использованы законодательные и нормативные акты субъектов Российской Федерации, периодические издания, а для проведения анализа деятельности организации использовалась налоговая и бухгалтерская отчётность ООО Филиал Южный «Евросеть-Ритейл».


1.  Налог на прибыль предприятия, его сущность и регулирующая роль в экономике РФ

1.1 Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России

Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.

Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях – служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания [1, 265].

В России налоговая система нормативно определена в Налоговом Кодексе Российской Федерации.

До принятия общей части Налогового Кодекса в Законе об основах налоговой системы выделялось четыре вида платежей налогового характера: налог, сбор, пошлина, другой (обязательный) платёж. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Преследуя цель выделения понятия налога из состава платежей налогового характера Конституционный Суд Российской Федерации в 1997 г. указал что налоговым (фискальным) платежом является денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные и внебюджетные фонды [2, 244].

Налоговая система, установленная Налоговым Кодексом, предусматривает два вида налоговых платежей: налог, сбор. Ещё до принятия общей части Налогового Кодекса в Российской Федерации в соответствии с её территориальным устройством сформировалась трёхуровневая система налоговых отчислений:

-  федеральные налоги и сборы;

-  региональные налоги и сборы;

-  местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ); акцизы (глава 22 НК РФ); налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ); единый социальный налог (глава 24 НК РФ); налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ); сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1 НК РФ); водный налог (глава 25.2 НК РФ); государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ); налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ).

Региональные налоги и сборы – это налоги и сборы субъектов Российской Федерации. Региональными признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. К ним относятся: транспортный налог (глава 28 НК РФ); налог на игорный бизнес (глава 29 НК РФ); налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ).

Местные налоги – это налоги, устанавливаемые Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводимыми в действие в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местным налогом является земельный налог (глава 31 НК РФ) [3.258–279].

Налог на прибыль наряду с налогом на добавленную стоимость является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.

В условиях рыночного хозяйствования распределение прибыли является внутренним делом предприятия. Однако государство может воздействовать на этот процесс с помощью различных косвенных регуляторов, в том числе через систему налогообложения. Именно в рамках налоговой системы осуществляется взаимодействие государства и хозяйствующего субъекта по поводу формирования государственного бюджета, с одной стороны, распределения доходов производителя по направлениям его использования, с другой.

Налоговый механизм обеспечивает экономическую реализацию добавочной прибыли по месту ее возникновения. Предприятие получает дополнительные возможности, как для ее инвестирования, так и для расширения непроизводительного потребления. Эффективная система налогообложения прибыли, предусматривающая предприятиям дополнительные льготы по налогу на прибыль, оказывает решающее влияние на стимулирование товаропроизводителя, имеет важное значение для обеспечения положительных финансовых результатов деятельности, повышения экономической активности, решения социально-экономических проблем.

Налог на прибыль предприятий и организаций – основной вид налога юридических лиц. Ныне действующий налог на прибыль предприятий и организаций, введен с 1.01.1992 г.

Однако у дореволюционной России имеется богатый исторический опыт в налогообложении прибыли, особенно в период военных действий.

Почти за год до Февральской революции, 13 мая 1916 г. Совет Министров России утвердил Положение «Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий и о повышении размеров отчислений на погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором». Срок его действия был рассчитан на 1916 и 1917 гг. – годы военные.

Владельцы торговых и промышленных предприятий высших категорий прибыльности, а также находившихся в столицах и крупных городах, должны были ежегодно, не позднее 1 апреля, подавать в территориальные налоговые органы заявления с указанием фамилии, имени, отчества, местожительства, рода и местонахождения предприятий, принадлежавших ему, оборота по каждому заведению.

Налог на прирост прибыли и вознаграждения должен был взиматься в следующих размерах:

-  с предприятий, не обязанных публично отчитываться о результатах своей деятельности, лиц высшей администрации акционерных предприятий, индивидуальных предпринимателей с суммы прироста прибыли или вознаграждения до 1000 р. – 30%, до 15 тысяч – 41%, свыше 100 тысяч – 60%;

-  с предприятий, обязанных публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности при отношении прибыли к основному капиталу в размере 6% – ставка налога 40% суммы прироста прибыли, 9,5% прибыли к стоимости основного капитала – 50% суммы прироста прибыли.

Предельный размер обложения прибыли отчетных предприятий достигал 90% [4, 147–185].

Надо отметить, что налоговые органы дореволюционной поры, даже при неразберихе и сумбуре военного времени, обеспечивали полный контроль за прибылью как юридических, так и физических лиц. Исчерпывающим был и обмен информацией между всеми территориальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объекту налогообложения тогда было совершенно невозможно.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Правительство дореволюционной России находило довольно адекватные способы сбора налога на прибыль, которые позволяли в определенной степени учесть специфику того времени в отношении распределения бремени на налогоплательщиков, и в то же время собирать достаточные средства для покрытия расходов бюджета [5, 158].

В России налог на прибыль организации применяется с 1992 г. Первоначально ставки налога были довольно высокими (45%, 43%, 38%, 35%, 30%). При этом применялась широкая система льгот, которые делились на группы:

-  малые предприятия первые два года не платили налог на прибыль, а третий и четвёртый год уплачивали по льготной ставке;

-  инвестиционные льготы заключались в том, что 50% прибыли освобождалось от налогообложения, при условии, что прибыль направлялась на развитие предприятия;

-  социальные льготы были связаны с направлением прибыли на социальное обеспечение коллектива;

-  экологические льготы – не облагалась прибыль, направленная на природно-защитные мероприятия [6, 187].

С 2002 г. вступила в силу глава 25 НК РФ, которая отменила все льготы по налогу на прибыль, но при этом снизила ставку налога до 24%, затем произошло снижение до 20%. Несмотря на то, что ставку налога снизили, поступления в бюджет увеличились, благодаря отмене всех льгот [7, 142].

1.2 Основные элементы налога на прибыль предприятий

Налог на прибыль является прямым федеральным налогом и уплачивается организациями, получающими доходы от различных видов деятельности. Глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» введена Федеральным законом от 06 августа 2001 г. №110-ФЗ и вступила в силу с 01 января 2002 г.

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации [1, 285].

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признаётся прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаётся: для российских организаций – полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, – полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведённых этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ; для иных иностранных организаций – доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьёй 309 НК РФ [8, 84].

К доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. Доходы от реализации – это выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретённых, выручка от реализации имущественных прав. Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учёта.

Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте либо в условных единицах, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. Пересчёт указанных доходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учётной политике для целей налогообложения метода признания доходов.

Суммы, отражённые в составе доходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его доходов.

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретённых, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчётами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме [9, 367].

Внереализационные доходы налогоплательщика – это доходы, которые не имеют непосредственного отношения к деятельности организации, а носят дополнительный характер.

При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:

-  в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

-  в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

-  в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов в уставный капитал организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций над их номинальной стоимостью) и т.д.

Расходы – это обоснованные и документально подтверждённые затраты, осуществлённые (понесённые) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтверждёнными расходами понимаются затраты, подтверждённые документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведённые расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчётом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы [10, 47].

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

-  расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

-  расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

-  расходы на освоение природных ресурсов;

-  расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

-  расходы на обязательное и добровольное страхование;

-  прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на материальные, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы.

К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика:

-  на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); для упаковки и иной подготовки произведённых и реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку), а также на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели);

-  на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию и т.д.

При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учётной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов: метод оценки по стоимости единицы запасов; метод оценки по средней стоимости; метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); метод оценки по стоимости последних во времени приобретений (ЛИФО).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.