рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Социальная работа

За последние шесть месяцев увеличилась численность инвалидов на 4,5%. Причинами выхода на инвалидность является то что, появилась возможность воспользоваться санаторно-курортным лечением, (ветераны труда такой возможности не имеют), приобретение льготного лекарства, да и материальная сторона имеет не последнее значение. Если инвалид 2 группы получает 550 рублей + социальный пакет, то ветеран труда только 120 рублей на проезд.

Рис.1. Динамика численности федеральных льготников

В пределах полномочий Республики Марий Эл, установленных федеральным законодательством, Закон от 02.12. 2004 года № 50-З «О социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» (с последующими изменениями и дополнениями) определяет меры социальной поддержки, проживающих в Республике Марий Эл.

К категориям лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в соответствии с настоящим Законом относятся:

лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (далее – труженики тыла); ветераны труда и приравненные к ним лица; реабилитированные лица и лица пострадавшие от политических репрессий; дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из семей, имеющих 4 и более несовершеннолетних детей; дети, находящиеся на искусственном и смешанном вскармливании; с острыми и хроническими заболеваниями; дети, нуждающиеся в обеспечении слуховыми аппаратами; безнадзорные и беспризорные дети; малообеспеченные семьи, имеющие детей.

дети-инвалиды; дети из семей, имеющих 3 несовершеннолетних детей.

Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан оговорены в статьях 5-7, дополнительные меры социальной поддержки граждан в области транспортного обслуживания и оказания протезно-ортопедической помощи в статьях 8-10 главы 2 закона и Порядке «Предоставления и расходования средств, направляемых на реализацию Закона Республики Марий Эл от 02.12. 2004 года № 50-З в части предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанными пострадавшими от политических репрессий».

В таблице 5 приведем перечень мер социальной поддержки региональных льготников:


Таблица 5

Меры социальной поддержки региональных льготников

Меры социальной поддержки

Труженики

тыла

Ветераны

труда

Реабили-тирован-ные Пострадав-шие от политичес-ких репрессий
1 2 3 4 5
Оплата 50% стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей + - + +
Оплата в размере 50% занимаемой общей жилой площади жилых помещений - + + +
Оплата в размере 50% коммунальных услуг, в пределах нормативов потребления - + + +
Возмещение в размере 100% расходов на проезд (туда и обратно) один раз в год ж. /д. транспортом - - + -
Возмещение в размере 50% расходов на проезд (туда и обратно) один раз в год на водном или междугородном автомобильном транспорте - - + -
Первоочередная установка телефона - - + +
Возмещение в размере 100% расходов на установку телефона - - + -
Ежемесячная денежная выплата на льготный проезд (120руб) или бесплатный проезд на городском или пригородном транспорте, (согласно порядка) + + + +
Оплата в размере 50% проезда на ж. /д. и водном транспорте пригородного сообщения с 15.05 по 30.09 + + + +
Возмещение 50% расходов за абонентскую плату за телефон - + - -
Возмещение 30% расходов за изготовление и ремонт зубных протезов (с 01.07. 2005 г) + + + +
Оказание протезно-ортопедической помощи со скидкой с отпускаемых цен в размере 70% + - + +

Таким образом, сохранены наиболее значимые меры социальной поддержки: льготный проезд, тем кто не пользуется этим правом, получают ежемесячные денежные выплаты в размере 120 рублей; оплата в размере 50% стоимости жилья и коммунальных услуг в пределах нормативов потребления; возмещение расходов на оплату услуг связи. А с 1 июля 2005 года предусмотрено возмещение в размере 30% на изготовление зубных протезов.

Финансирование мер социальной поддержки и социального обслуживания граждан, установленных настоящим Законом, является расходным обязательством Республики Марий Эл и осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом РМЭ на соответствующий год.

Создан банк региональных льготников, которые имеют право на ЕДВ. По Новоторъяльскому району на 01.01. 2006 г. численность республиканских льготников составляла 2079 человека. Рассмотрим динамику роста численности региональных льготников с 01.01. 2006 по 01.06. 2006 г.г.


Рис 2. Численность региональных льготников

Согласно рисунка 2, можно сделать следующий вывод: численность региональных льготников за пять месяцев 2005 года уменьшилась на 8%.

Как уже говорилось выше, уменьшение численности региональных льготников связано с тем, что увеличилась численность федеральных льготников, т.е. пенсионеры – ветераны труда выходят на инвалидность и автоматически переходят из регионального реестра в федеральный.

В связи с празднованием 60-летия Победы увеличилась численность граждан, родившихся до 09.11. 1932 года, и имеющих трудовой стаж в годы Великой Отечественной войны не менее 6 месяцев. За период с 1 февраля по 1мая 2005 года в МУ «Отдел соцзащиты» обратилось более 600 ветеранов труда с документами, подтверждающими факт работы в годы войны за присвоением звания «Труженик тыла».

 

1.3. Международный опыт организации программ социальной поддержки

Проведем исследование программ социальной помощи, а также разграничения полномочий и ответственности между различными уровнями власти в социальной сфере на международном уровне. Увязка этих двух аспектов систем социальной защиты не случайна. Децентрализация ответственности за решения в области социальной политики, предоставляющая региональному и муниципальному уровням высокую степень свободы в области выбора и организации программ при сохранении общего методического руководства и ответственности за формирование федерального законодательства на федеральным уровнем, значительно расширяет возможности по внедрению социальных инноваций, оптимизации механизмов оказания социальной помощи с точки зрения как бюджетной, так и социальной эффективности.

Анализируя опыт разных стран, рассмотрим, как ставится вопрос разграничений полномочий в социальной сфере, основные достоинства и недостатки каждой описываемой программы или механизма.

В Скандинавии программы помощи семьям, имеющим детей, являются частью программ государства всеобщего благосостояния. Они носят универсальный характер (независимо от дохода семьи), направлены на поддержку среднего класса (а не бедных) и в настоящее время имеют ярко выраженный ценностной компонент - это ликвидация тендерного неравенства, поддержка ответственного отцовства.

В Швеции пособие выплачивается как биологическим, так и приемным родителям. Они в течение года полностью защищены от потери работы, в случае увольнения им выплачивается 90% заработка (из фонда социального страхования) в течение девяти месяцев и с них взимается минимальная квартплата в течение месяца. Предусмотрены родительский отпуск по уходу за ребенком (его может взять любой из родителей), а также специальный отцовский отпуск. Покажем дифференцированную систему пособий и услуг на примере Финляндии:

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА

О 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

__________ пособие по материнству

_________________ доплаты на детей в возрасте до 17 лет ________________ _________________пособие на семейное воспитание детей от 1 года до 3 лет _______________________________дневной уход за детьми и школьниками

_______право на освобождение от работы для ухода за ребенком 1-3 лет право на сокращенное рабочее время для ухода за ребенком от 1 года до 4 лет.

Ежемесячная доплата осуществляется в расчете на каждого ребенка и соизмеряется с количеством детей в семье. Для неполной семьи предусмотрена также возможность получать пособие на содержание ребенка. Родители могут выбрать либо организованный коммуной дневной уход, либо получить пособие на семейное воспитание. Если родители считают нужным сократить свое рабочее время для ухода за ребенком, их заработок восполняет так называемое частичное пособие на семейное воспитание. При уходе за заболевшим ребенком потеря заработка родителям компенсируется ежесуточным пособием в пропорции к заработку.

С конца 80-х годов получили распространение выплаты, которые не являются ни собственно пособием, ни выплатами по системе социального страхования. Примером служит французская система минимального гарантированного дохода (МГД), введенная в 1988 г. Это особый тип права-контракта: система носит универсальный характер, это не адресная помощь, получение МГД доступно всем, но при одном условии - следует предпринимать усилия по возвращению на рынок труда. Учитывается индивидуальная ситуация (нужда в профессиональной подготовке, психологической поддержке, предоставлении возможности участвовать в общественных работах и т.д.) [30, 81].

В рамках МГД действуют программы по сближению экономики и социальной жизни:

1) содействие молодежи, попадающей на рынок труда,

2) помощь безработным в переквалификации и профессиональной адаптации,

3) трудоустройство лиц с низкой квалификацией,

4) меры по возвращению к труду лиц, длительное время остававшихся без работы.

В контрактах оговаривается работа на неполное рабочее время, оплата идет в размере половины 8М1С (растущего минимального дохода). Контракты заключаются преимущественно с организациями социального сектора - коммунами, общественными организациями и предприятиями - мелкими производителями товаров и услуг. При этом 65-85% вознаграждения за труд оплачивается государством. Работодатели освобождаются от выплаты взносов в систему социального страхования, что делает рабочие места рентабельными. Таким образом:

на персональном уровне увязываются профессиональная интеграция, занятость, выполнение общественно полезных работ;

на уровне города развивается социальная инфраструктура, и (через поддержку добровольных ассоциаций) граждане участвуют в решении социальных проблем.

Это одна из наиболее интересных современных моделей социальной защиты. Развитая социальная сфера в Западной Европе (как и в США) предназначена не только для оказания помощи нуждающимся. Она обеспечивает также высококвалифицированные хорошо оплачиваемые рабочие места для значительной части среднего класса (последнее справедливо и для программ международной гуманитарной и технической помощи). Вместе с тем опыт развитых стран с рыночной экономикой показал, что хорошие социальные программы не бывают дешевыми, хотя могут иметь высокую экономическую эффективность.

Универсальные программы социальной защиты (социал-демократическая модель) не потеряли своей актуальности. Однако признано, что распределительные методы социальной помощи порождают иждивенчество, поэтому адресные программы для нуждающихся предусматривают стимулирование занятости. Наряду с адресными программами активно развиваются программы контрактного типа (например, МГД), которые еще в большей степени, чем трудовая помощь, направлены на интеграцию социальной сферы и экономики, переход к социальному инвестированию. Они также способствуют развитию сети некоммерческих социальных учреждений, что позволяет муниципалитетам и коммунам заключать договора на оказание услуг на конкурсной основе.

"Кирпичиками", из которых слагаются системы социальной защиты в европейских странах и США, являются социальные технологии. Их формирование в равной мере зависит от политических и идеологических приоритетов и требований социально-экономического и социально-демографического характера. Появление новой технологии социальной помощи - это результат специальной работы по организационному проектированию, в которой участвуют социальные работники, экономисты, юристы, специалисты по городскому планированию, общественники, благотворители, представители международных организаций (как межправительственных, в том числе международных финансовых институтов, так и неправительственных, а также общественных движений). Сегодня опыт Западной Европы и США показывает, что простых способов разработать эффективную модель адресной социальной помощи нет [27, 197].

Практически во всех зарубежных странах главным направлением изменений в организации социального обеспечения населения является освобождение центральных государственных органов от значительной части социальных функций и их перенесение на местные органы самоуправления. Финансирование социального обеспечения непосредственно из государственного бюджета в этих стpанах уступает место его финансированию из внебюджетных фондов и бюджетов местных органов самоуправления при частичном субсидировании их расходов по социальным статьям из централизованных финансовых источников. Сегодня вpяд ли является дискуссионным тот факт, что предпосылкой создания основ многоуровневой социальной деятельности на этапе трансформации является возрождение местного самоуправления, основанного на общественной инициативе, активизирующего семью и личность, добровольческие организации, группы взаимопомощи. В фоpмиpующейся новой модели социальной политики именно эти институты должны стать партнерами как государственной администрации, так и местного самоуправления в обеспечении и распределении средств для деятельности организаций социального обслуживания. Это предполагает множественность и разнородность субъектов социальной политики на местном уpовне и их тесную интеграцию в совместной деятельности.

Если определять социальную роль государства на этапе тpансфоpмации, то следует, видимо, говорить о формировании новой модели социальной политики, в которой, с одной стороны, не могут игнорироваться многие организационные формы, функционировавшие в условиях социализма (например, общественные фонды потребления, социальная деятельность предприятий и т.д.), а с другой - должны учитываться организационные и структурные изменения рыночного характера. Отрыв социальной деятельности государства от социально-экономических реалий на этапе трансформации, быстрая коммерциализация тех сфер деятельности, где раньше распределительные функции выполняло государство, ликвидация старой социальной инфраструктуры лишают государственную социальную политику социальных оpиентиpов, что в конечном итоге делает ее малоэффективной перед лицом нарастающих явлений социальной деградации.

Изменения институциональной структуры социального обслуживания связаны и с тем, что в этой сфеpе начинают функциониpовать оpганизации pазличных форм собственности. Пpи этом хаpактеpно, что в одних сферах быстрее развиваются негосударственные организации, в других, наоборот, происходит укрепление публичного (общественного) сектора. При том, что пока во всех сферах социальной деятельности в стpанах центральной восточной Европы доминирует государственная форма собственности, достаточно динамично развиваются некоммерческие организации и частно-рыночные формы предоставления социальных услуг.

Эти пpоцессы яpко пpоявились в Польше: для трансформации сферы социального обслуживания которой характерны три основные тенденции: внутренние структурные изменения, коммерциализация и децентрализация. Так, напpимеp, в сфере защиты детства в Польше все еще преобладает публичный сектор, хотя значительно сокращенный и частично функционирующий на коммерческих принципах. Это не означает введения рыночных цен, а лишь увеличивает степень платности услуг для населения при одновременном росте затрат функционирования организаций, оказывающих услуги. Учреждения сферы защиты детства были переданы в основном в ведение местных органов власти (гмин), что привело к большой дифференциации условий их функционирования. При этом негосударственные детские учреждения в Польше имеют право на получение дотаций из местных бюджетов. Следует отметить, что плата за услуги в негосударственных детских учреждениях почти не отличается от платы в государственных.

Медицинские учреждения в Польше продолжают функционировать как госудаpственные (публичные) организации, финансируемые из государственного бюджета. Однако недостаточность этого финансирования заставляет их искать источники средств за счет введения, например, платности оказания нестандартных услуг и т.д. Нестационарное (амбулаторное) медицинское обслуживание все чаще осуществляется коммерческими и частными организациями, причем, выходя на рынок, они предлагают специализированные услуги высокого качества и удовлетворяют потребность в индивидуализации контактов между пациентом и врачом.

Осуществлявшиеся в последние годы в Польше многочисленные попытки разработки концепции ликвидации государственной монополии в сфере здравоохранения пока не увенчались успехом. Среди причин слабой эффективности попыток реформирования системы здравоохранения эксперты выделяют прежде всего отсутствие поставленных стратегических целей реформы, а также единой воли во властных структурах (здравоохранение зачастую используется политиками исключительно как компонент политической игры).

Очевидно, что при разработке реформы системы здравоохранения как в Польше, так и в дpугих стpанах центральной восточной Европы, речь идет о смешанной модели: при заметной роли государства должны развиваться страховые формы в виде самострахования, общественного страхования, взаимного страхования и частного страхования.

В сфере социальной помощи в Польше формируется разветвленная сеть учреждений во главе с публичными организациями, осуществляющими помощь и подчиняющимися как органам государственной администрации (воеводские центры), так и органам местного самоуправления (на уровне города, городского района и гмины). Они взаимодействуют с подчиненными им центрами стационарного или полустационарного обслуживания и оказывают соответствующие услуги на дому, используя для этого частные агентства, которые предоставляют сиделок и младший медицинский персонал. Главная из реализуемых в настоящее время основных функций публичных центров социальной помощи (на уровне гмины) - выплата денежных пособий и оказание материальной помощи в соответствии с законодательно определенными полномочиями и в рамках бюджетных возможностей. В рамках социальной помощи появились общественные организации с новым кругом подопечных - бездомными, наркоманами и одинокими матерями. Все более многочисленными становятся фонды и объединения, целью которых является сбор и зарабатывание денег в пользу, прежде всего, инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Появились частные агентства и в системе трудоустройства безработных. Однако число их невелико, а те немногие, которые удержались на рынке труда, занимаются посредничеством для определенных работодателей, вербовкой на работу за границей и т.д. Работают они в основном в тех регионах и городах, где нет массовой безработицы.

Внутренние структурные изменения в сфере социального обслуживания населения связаны, таким образом, с уменьшением доли госудаpственного (публичного) сектора и расширением негосударственных, платных форм предоставления социальных услуг. Это обусловливает нарушение принципов обеспечения равных возможностей для физического, интеллектуального и культурного развития на этапе жизненного старта и замещение этих пpинципов кpитеpиями матеpиального положения субъекта. При этом специалисты, исследующие пpоблемы социального обслуживания в стpанах центральной восточной Европы отдают себе отчет, что подрыв принципа равных шансов, особенно в стpанах, где в течение длительного времени господствовала идея эгалитаризма, может серьезно угрожать общественному спокойствию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.