рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Юридические лица в гражданском праве России и Монголии: сравнительно-правовой анализ

В учредительном договоре учредители обязались создать хозяйственную единицу, определяли порядок совместной деятельности по ее созданию, условия передачи ей их имущество и участия в ее деятельности. Договором определялись также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью хозяйственной единицы, права и обязанности участников и порядок выхода участника из ее состава.

Органы управления хозяйственных единиц

Закон «О хозяйственных единицах» регулировал организацию и деятельность хозяйственных единиц соответствующих видов. По закону управление деятельностью товарищества осуществлялось по общему согласию всех участников и высшим органом товарищества являлось общее собрание. К компетенции общего собрания относилось избирание и прекращение полномочий так называемых управляющих участников. Если ведение дел поручалось одному или несколько управляющим членам, то остальные члены для совершения сделки от имени товарищества должны были иметь доверенность от участника, на которого было возложено ведение таких дел. Прибыль и убытки полного товарищества распределялись между участниками пропорционально их долям в складочном капитале.

Глава V закона «О хозяйственных единицах» была посвящена правовому положению государственного предприятия. По закону «О хозяйственных единицах» государственное предприятие явилось хозяйственной единицей, которая создавалась за счёт государственных капиталовложений и принадлежала полностью государству.[79] По данному закону директор государственного предприятия назначался уполномоченным на то государственным органом (п. 1 ст. 42). Закон также устанавливал компетенцию директора государственного предприятия, который представлял предприятие и имел право совершать сделки в пределах компетенции, установленной уставом предприятия и т.п.

Органами управления компании являлись: общее собрание участников (акционеров), совет представительного управления,[80] ревизионный совет (комиссия), если он предусматривался уставом компании.

Общие собрания созывались не менее одного раза в год для рассмотрения и утверждения отчета за истекший год, избрания членов совета представительного управления и ревизионного совета для распределения прибыли и дивиденда и решения других вопросов, предоставленных общему собранию акционеров законом и уставом (п. 2 ст. 26). Чрезвычайные собрания могли быть созваны по требованию акционеров, имеющих в совокупности не менее десяти части размера уставного фонда компании (п. 9 ст. 26 закона).

В соответствии с законом общее собрание компании признавалось действительным (состоявшимся) при явке акционеров, владеющих в совокупности не менее 50 процентов размера уставного фонда компании (п. 6 ст. 26).

Закон «О хозяйственных единицах» детально не регламентировал процедуру созыва очередных собраний и оставил без должного внимания такие вопросы как формирование повестки дня общего собрания, формы проведения собрания и регистрации участников. Также закон не устанавливал особых требований к порядку созыва общих собраний. В период между общими собраниями компании органом ее управления являлся совет представительного управления (п. 1 ст. 26 закона).

Совет представительного управления компании состоял из членов, которые избирались общим собранием из числа кандидатов как участников или акционеров, так и посторонних лиц. Совет представительного управления занимал промежуточное положение между общим собранием акционеров и исполнительным органом.

К компетенции совета представительного управления относилось принятие решений по следующим вопросам:

1. определение основных направлений финансово-хозяйственной деятельности компании;

2. утверждение организационной структуры и аппарата компании;

3. созыв общих собраний

4. составление заключения по отчетам финансово-хозяйственной деятельности компании за год;

5. другие вопросы, предусмотренные уставом.

Закон не устанавливал каких-либо особых требований к созыву совета представительного управления. А также закон не регулировал вопрос правового положения членов совета представительного управления. Контрольным органом выступал ревизионный совет (комиссия), избиравшийся на один год из состава акционеров числом не менее трех для ревизии всего отчетоводства и отчетности компании.

Исполнительным органом компании являлся генеральный директор, который заведовал делами компании и представлял компанию в отношениях с третьими лицами, а также вправе был заключать все сделки, входящие в круг операций компании.

Таким образом, закон «О хозяйственных единицах» закреплял трехзвенную систему органов управления компаниями.¢

Закон «О хозяйственных единицах» также содержал положения о правах и обязанностях участников хозяйственных единиц соответствующих видов и порядке ликвидации хозяйственных единиц.

Закон устанавливал следующие основания прекращения хозяйственных единиц: истечение срока, на который она была учреждена, решение высшего органа управления о прекращении деятельности хозяйственной единицы, объявление по суду банкротом (ст. 5 закона «О хозяйственных единицах»).[81]

Так закон «О хозяйственных единицах» 1991 года являлся важнейшим источником законодательства о компаниях в Монголии и служил стабильной базой для создания и деятельности хозяйственных единиц. Однако, принятие этого закона не сопровождалось принятием соответствующих подзаконных актов.[82]

Закон «О хозяйственных единицах» 1991 года с соответствующими изменениями действовал до июня 1995 года. С июля 1995 года законом Монголии «О компаниях и товариществах» от 11 мая 1995 года в него внесены значительные изменения и полностью были отменены все положения, касающиеся компаний и товариществ. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что несмотря на имеющиеся в нем пробелы, закон «О хозяйственных единицах» являлся большим шагом в преобразовании системы юридических лиц, их органов, характер деятельности этих органов, которое потребовало разработки принципиально нового правового регулирования, адекватного реформам экономической политики Правительства Монголии того времени.

Так как новая редакция Гражданского кодекса 1994 года впервые в истории гражданского права применила термины «компания» и «товарищество» произвела почти слово в слово и определение этих видов юридических лиц, данное в соответствующих статьях закона «О хозяйственных единицах» 1991 года. Глава II «Граждане и юридические лица» ГК 1963 года содержала общие положения о порядке создания, регистрации и ликвидации юридических лиц, применяемые ко всем видам юридических лиц. В отличие от ГК 1963 года ГК в новой редакции 1994 года знал две классификации юридических лиц. В качестве основания классификации ГК проводил соотношение в правах учредителей и непосредственно юридического лица (п. 3 ст. 21 ГК).[83]

Согласно второй классификации (ст. 21 ГК), юридические лица делились на коммерческие и некоммерческие организации. Однако, новая редакция ГК 1994 года не установила исчерпывающий перечень видов организационно-правовых форм коммерческих организаций. Так как новая редакция ГК 1994 года не устанавливала отдельные нормы, регулирующие порядок учреждения, структуру органов управления товариществ, компаний и других видов коммерческих юридических лиц и содержал лишь общие положения, применяемые ко всем видам юридических лиц.

Поэтому совершенствование специальных законодательных актов, посвященных регулированию вопросов создания и деятельности отдельных видов коммерческих юридических лиц стало объективной необходимостью. С другой стороны продолжающий процесс приватизации государственных и муниципальных предприятий потребовал более детальное регулирование правового положения всех видов коммерческих структур.

В 1994 году завершился первый этап приватизации в Монголии. В результате этого процесса было образовано большое количество акционерных обществ (АО) и началась адаптация их работников к акционерной форме коллективно-долевой собственности[84].

А также 26 сентября 1994 года был принят закон Монголии «О ценных бумагах». В целях реализации данного закона Великий Народный Хурал Монголии утвердил устав Комитета по ценным бумагам и Комитет по ценным бумагам начал функционировать с декабря 1994 года[85]. С 1995 года Правительство Монголии начало предпринимать интенсивные меры по интенсификации структурной реорганизации, реформированию банковской и финансовой структур, государственных предприятий, совершенствованию бюджетной, налоговой системы, а также сферы социального страхования и защиты.

Как отмечают исследователи, реализация этих мероприятий потребовала совершенствования правового регулирования правового положения всех видов коммерческих юридических лиц, поскольку они были направлены на реформирование финансов хозяйствующих субъектов на базе многообразия форм собственности[86]. Так закон «О компаниях и товариществах» был принят в мае 1995 года и цель данного закона заключалась в регулировании вопросов, связанных с учреждением, регистрацией, реорганизацией и ликвидацией компаний и товариществ (ст. 1 закона).[87]

Закон «О компаниях и товариществах» имел 96 статьей и делился на главы:

1.         Общие положения

2.         Полное товарищество

3.         Коммандитное товарищество

4.         Акционерная компания

5.         Органы управления акционерной компании

6.         Контроль

7.         Финансовый отчет и отчетность компании

8.         Порядок реорганизации компании

9.         Государственные компании[88]

10.      Компания с ограниченной ответственностью.

В отличие от закона «О хозяйственных единицах», закон «О компаниях и товариществах» 1995 года более детально регулировал порядок создания, реорганизации, преобразовании, ликвидации товариществ и компаний. А также отдельные разделы и главы были посвящены конкретному виду товариществ и компаний.

Закон содержал новые положения о компетенции регистрационного органа, преобразовании товариществ и компании, учредительном собрании акционерной компании, и правах и обязанностях участников товариществ и компаний.

Закон «О компаниях и товариществах» внес существенные изменения в структуру и компетенции органов управления компанией.

Однако законом также закреплялась возможность создания как двухзвенной, так и трехзвенной системы управления компанией.

В отличие от закона «О хозяйственных единицах», закон «О компаниях и товариществах» имел ряд существенных преимуществ, например, в этом правовом акте определялось более детально правовое положение товариществ.

Еще одним важным новшеством было введение института аудиторов. А также закон давал определения акции, облигации и устанавливал требования к финансовому отчету компании.

Сейчас рассмотрим отдельные положения закона «О компаниях и товариществах» внесшие существенные изменения в регулировании вопросов создания и ликвидации товариществ и компаний.

Порядок создания товариществ и компаний

Товарищества и компании создавались на основании учредительных документов и в законе «О товариществах и компаниях» были сформулированы общие требования к сведениям, включаемым во все учредительные документы товарищества и компании – в договор, и в устав. Для государственной регистрации товариществ и компаний необходимо было представить в регистрирующий орган следующие документы:

1.         Заявление о регистрации товарищества или компании;

2.         учредительный договор;

3.         устав товарищества или компании

4.         лицензия на осуществление хозяйственной деятельности конкретных видов, если это предусмотрено законом;

5.         документ, подтверждающий формирование конкретной части уставного капитала участниками товарищества или компании.

Регистрация товарищества должна быть проведена не позднее 14 дней с момента подачи заявления с приложением вышеперечисленных документов. А регистрация компании с ограниченной ответственностью и акционерной компании должна быть проведена не позднее 14 и 30 дней со дня подачи заявления о регистрации соответственно.

Товарищества. В отличие от закона «О хозяйственных единицах» закон «О компаниях и товариществах» более детально регулировал правовое положение отдельных видов товариществ и регламентировал порядок принятия решений общим собранием.

В статье 19 и 27 закона «О товариществах и компаниях» дано определение полного товарищества и коммандитного товарищества соответственно. По закону «О товариществах и компаниях» полное товарищество явилось товариществом с имуществом, созданным за счет вкладов членов товарищества, отвечающим по своим обязательствам, данным имуществом и личным имуществом членов.

Участниками полных и коммандитных товариществ могли быть как граждане, так и юридические лица. Имущество таких товариществ, созданные за счет вкладов, произведенное и приобретенное в процессе деятельности товарищества, принадлежало им на праве собственности.

Участники товариществ могли вкладывать в складочный капитал деньги, имущество, а также имущественные права, имеющие денежную оценку.

Закон «О компаниях и товариществах» определял права, обязанности и ответственность участников товарищества.

Участники полного товарищества занимались хозяйственной деятельностью от имени товариществ и носили ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Управление деятельностью полного товарищества осуществлялось по общему согласию всех участников.

Закон «О компаниях и товариществах» установил круг вопросов, решения по которому должны приниматься единогласно. Так по закону «О компаниях и товариществах» участники товарищества принимали решения единогласно по следующим вопросам:

1. внесения изменений и дополнений в устав товарищества;

2. изменение основной сферы деятельности товарищества.[89]

Решения по остальным вопросам принимались квалифицированным большинством голосов участников, если иное не установлено учредительным договором.

Каждый участник вправе был действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что ведение дел товарищества поручается так называемым управляющим членам. Управляющие члены принимали решения простым большинством голосов и несут солидарную ответственность за последствия, вытекающие из-за принятых ими решений (ст. 21 закона). Они управляли текущей деятельностью товариществ и отвечали за отчетоводство товарищества.

Участники полного товарищества солидарно носили субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Участник полного товарищества вправе был выйти из него, заявив об этом товариществу.

В коммандитном товариществе наряду с полными товарищами в формировании складочного капитала принимали участие так называемые коммандисты, т.е. вкладчики, которые не участвовали в хозяйственной деятельности, но получали прибыль и несли риск убытков в пределах сумм сделанного вклада (ст. 27 закона «О товариществах и компаниях»).

По закону «О компаниях и товариществах» только полные товарищи имели право представлять товарищество и управлять его текущей деятельностью (п. 2 ст. 28 закона).

Закон «О компаниях и товариществах» не регулировал отдельные вопросы, касающиеся правового статуса товарищества, такие как порядок формирования складочного капитала, совокупный размер вкладов, вносимых вкладчиками. А также до сих пор не решен вопрос о количестве голосов, которые должен иметь участник товарищества. Например, по законодательству других стран каждый участник имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников.[90] А по закону «О компаниях и товариществах» Монголии количество голосов участника товарищества определялось размером его вкладов, вложенных в товарищество (п. 4 ст. 22 закона).

В соответствии с пунктом 1 ст. 3 закона «О товариществах и компаниях» товарищество могло создаваться в следующих организационно-правовых формах:

1.         полное товарищество;

коммандитное товарищество.

Компания. Закон «О товариществах и компаниях» установил, что компания может создаваться в форме компании с ограниченной ответственностью и акционерной компании. По данному закону компания с ограниченной ответственностью явилась юридическим лицом, уставный капитал которого разделился на доли участников, не несущих личной имущественной ответственности по долгам созданной им компании (ст. 87 закона).

Участники компании, внесшие вклады в уставный капитал компании не полностью, несли солидарную ответственность по ее обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада в каждого участника компании.

Компания с ограниченной ответственностью носила ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, но не отвечала по обязательствам своих участников.

По закону «О товариществах и компаниях» акционерная компания явилась юридическим лицом, уставный капитал которого разделился на определенное количество акций, а акционеры компании не отвечали по ее обязательствам и несли риск убытков, связанных с деятельностью компании в пределах стоимости принадлежащих им акций (ст. 27 закона).

Компания с ограниченной ответственностью не имела право проводить открытую подписку акций. Акционеры компании с ограниченной ответственностью имели преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами, а в соответствии с уставом.

К компаниям с ограниченной ответственностью применялись правила, регулирующие порядок организации и деятельности акционерных компаний.

Закон «О компаниях и товариществах» неправомерно отождествлял компанию с ограниченной ответственностью с обществом с ограниченной ответственностью. Данный закон предусматривал права и обязанности участников или акционеров компании.

Участники компании имели основное право присутствовать на общем собрании компании с правом голоса. Законом также предусматривался порядок участия поверенных от участников или акционеров в общем собрании.

В компании была предусмотрена трехзвенная система управления: общее собрание участников, совет представительного управления и единоличный исполнительный директор.[91]

Органы управления компанией.

По закону «О компаниях и товариществах» высшим органом компании являлось собрание акционеров (участников) (ст. 42 закона).

Собрания акционеров (участников) созывались не менее одного раза в год в течение 4 месяцев после окончания финансового года компании.[92]

Закон «О товариществах и компаниях» разделил компетенцию общего собрания акционеров на исключительную и неисключительную. Статья 42 закона относила к исключительной компетенции собрания компании принятие решений по следующим вопросам:

1.         внесение изменений и дополнений в устав компании;

2.         изменение размера уставного фонда;

3.         реорганизация и ликвидации компании;

4.         утверждение годовых отчетов компании;

5.         избрание членов совета представительного управления и досрочное прекращение их полномочий, выплата вознаграждения и компенсации членам совета представительного управления;

6.         утверждение аудитора компании, определение размера вознаграждений и компенсации аудитору компании, а также утверждение отчета аудитора.[93]

Кроме указанных, на собрании акционеров компании могли рассматриваться любые иные вопросы, входящие в его компетенцию. Сообщение о проведении собрания акционеров должно было сделано не позднее, чем за 30 дней до даты его проведения.

Наряду с очередными общими собраниями вводили внеочередные собрания, созываемые по решению совета представительного управления или по требованию акционеров, владеющих не менее чем 10 процентов уставного фонда компании (п. 3 ст. 43).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.