рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Юридические лица в гражданском праве России и Монголии: сравнительно-правовой анализ

Так законодательство о компаниях в настоящее время представляет собой обширный массив правовых актов, включающий законы, постановления Правительства, акты министерств и ведомств, посвященные вопросам организации и деятельности компаний и других видов хозяйственных единиц. Таким образом нормативные акты законодательства о компаниях, направленные на правовое регулирование вопросов создания и деятельности компаний и других видов хозяйственных единиц содержат нормы различных отраслей права и обычно являются комплексными актами.

В настоящей работе проведен анализ существующей нормативной базы по регулированию деятельности компании и других видов юридических лиц, и выявлены важнейшие особенности законодательства о компаниях.

В Монголии первые правовые акты законодательства о компаниях были приняты только в 1990 годах. В отличие от европейских стран с переходной экономикой в Монголии отсутствовала законодательная традиция в сфере корпоративного права. По этой причине при принятии первых актов законодательства о компаниях Монголия заимствовала соответствующие положения законодательства Венгрии и других стран.

Так в 1990–2000 годах произошло становление нового законодательства о компаниях в Монголии и одной из его важнейших особенностей является сравнительно небольшой период формирования системы нормативных актов регулирующих вопросы создания и деятельности компаний и других видов частных коммерческих структур.

Законы являются основными элементами законодательства о компаниях Монголии. В настоящее время основным специальным правовым актом, регулирующим вопросы создания, реорганизации и ликвидации а также структуру органов управления компании является закон «О компаниях» от 2 июля 1999 года.

При этом следует отметить, что на принятие закона «О компаниях» оказало большое влияние корпоративное право США. Однако закон «О компаниях» не сопровождался принятием подзаконных актов, регламентирующих различные вопросы создания, деятельности и органов управления компании. С другой стороны новый Гражданский кодекс Монголии, разработанный при активном участии специалистов из ФРГ не регулирует вопросы регистрации, формирования уставного капитала и структуры управления компании и других видов коммерческих юридических лиц. Так другой особенностью законодательства о компаниях Монголии является прямое заимствование зарубежного законодательства, которое в настоящее время вызывает большое количество и многообразие правовых проблем, связанных с применением и толкованием новых законов, регулирующих вопросы создания, деятельности и органов управления компании и других видов хозяйственных единиц. Следовательно, возникает необходимость совершенствовать корпоративное поведение и проводить анализ практики корпоративного поведения с целью введения определенных стандартов и принципов корпоративного права поскольку судебная практика в данной сфере еще не формировалась в Монголии.

В рамках настоящего исследования были подробно исследованы и проанализированы правовой статус компании, ее место в системе юридических лиц, особенности порядка учреждения, реорганизации и ликвидации компаний.

Настоящее исследование выявило немало числа спорных вопросов и пробелов в действующем законодательстве, регулирующем вопросы создания, деятельности и ликвидации компаний и других видов юридических лиц. В этой связи необходима дальнейшая работа органов государственной власти до совершенствования законодательства о коммерческих юридических лицах. Кроме этого представляется актуальным уточнение некоторых норм, регулирующих процедуру реорганизации и ликвидации компании.

В настоящей работе были подробно исследованы и проанализированы органы компаний, их функции, порядок организации и деятельности. При этом основной упор был сделан на изучение юридических вопросов, связанных с корпоративным управлением компаниями.

Закон «О компаниях» закрепляет возможность создания как двухзвенной так и трехзвенной системы органов управления компании. Система органов управления компании состоит из трех звеньев: собрание акционеров, совет представительного управления, исполнительные органы. Контрольным органом является ревизионный совет (комиссия). А также данный закон регламентирует принципы работы органов управления компании и устанавливает компетенцию каждого звенья. Однако, закон «О компаниях» не регламентирует многие вопросы, связанные с порядком созыва работы или содержания деятельности каждого звенья системы органов управления компании. Как показывает опыт монгольских компаний в процессе применения закона «О компаниях» возникают юридические вопросы корпоративного управления вызванные в значительной степени несовершенством его положений и трудностями правоприменения. Следовательно, практика функционирования монгольских компаний требует дальнейшего совершенствования законодательства о компаниях в том числе управления компаниями и хозяйственными единицами.

Так исследование различных вопросов, связанные с управлением компаниями выявило много актуальных проблем, касающихся совершенствования правового регулирования корпоративного управления компаниями.

Учитывая многообразие юридических вопросов в отношении корпоративного управления, выявленных исследованием автор считал целесообразным объединить проблемы совершенствования правового регулирования управления компаниями на группы.

К первой группе можно отнести проблемы, связанные с совершенствованием законодательства о коммерческих юридических лицах и правовой природой отдельных видов юридических лиц.

В этой связи необходимо пересмотреть перечень коммерческих юридических лиц, предусмотренных в ст. 33 ГК Монголии и дополнительно отнести к категории коммерческих организаций кооперативы и государственные предприятия. А также, возникает необходимость систематически проводить сравнительно-правовое исследование по правовой природе отдельных видов юридических лиц и теориям правовой природы юридических лиц в целях внесения возможных изменений в положения главы 4 «Юридические лица» ГК Монголии.

Вторую группу проблем составляют вопросы, возникающие в процессе применения закона «О компаниях». Эти проблемы обусловлены в значительной степени несовершенством положений данного закона и положений ГК Монголии, касающихся юридических лиц. Здесь речь идет об определении термина «компания» как коммерческая организация и критериях для разграничения компаний с ограниченной ответственностью от акционерных компаний. Кроме этого, правовое регулирование дочерних и независимых компаний требует дальнейшего совершенствования. Следовательно следует внести соответствующие изменения в закон «О компаниях» с целью решения вышесказанных юридических вопросов.

Третью группу проблем составляют вопросы, касающиеся совершенствования правового регулирования отдельных органов управления компании.

Акутальным представляется совершенствование механизма созыва и проведения собраний акционеров компаний. Кроме этого, необходимо изучать вопросы, связанные с правовым положением секретаря компании и организацией работы совета представительного управления. Кроме этого, следует внести в закон «О компаниях» соответствующие предписания, касающиеся компетенции исполнительных органов, обязательности наличия внутренних документов – положений о совете представительного управления и коллегиальном исполнительном органе.

А также актуальными представляются вопросы о временных исполнительных органах и управляющей организации (управляющем).

Четвертую группу проблем составляют вопросы, связанные с введением определенных стандартов и принципов корпоративного права. В этой связи представляется целесообразным систематически проводить работу по исследованию практики судов и арбитражных органов Монголии в указанной сфере и приступить к разработке Кодекса корпоративного поведения, чтобы установить стандарты и принципы корпоративного права и утвердить определенную структуру органов для каждого вида компаний.

Однако, ряд вопросов, связанных с корпоративным управлением остался за рамками проведенного исследования. Их формирование будет способствовать более правильному пониманию круга проблем, которые должны быть исследованы в рамках вышеизложенных основных направлений в совершенствовании правового регулирования управления компаниями и хозяйственными единицами.

Так первая группа вопросов, требующих исследования связана с необходимостью более глубокой разработки проекта кодекса корпоративного поведения и правовой природы данного нормативного акта. В настоящей работе эта группа вопросов рассматривается образно, применительно к порядку деятельности отдельных органов управления компании. В работе заложены лишь основы для более детального изучения стандартов и принципов корпоративных отношений, структуры и компетенции органов управления компании и юридической природы правовых актов компаний.

Вторая группа вопросов связана с необходимостью изучения правовой природы отдельных видов юридических лиц и теорией правовой природы акционерного общества и разработкой концепции регулирования основополагающих вопросов деятельности юридических лиц. Настоящее исследование показывает, что в Монголии гражданское право вторгается в те сферы, которые ранее оставались вне его регулирования. Поэтому, возникает необходимость проводить исследование по правовой природе отдельных видов юридических лиц поскольку при отсутствии специальных исследований в сфере зарубежного корпоративного законодательства неизбежны ошибки в регулировании деятельности и управлении хозяйственными единицами а также дальнейшем совершенствовании законодательства о компаниях.

Третья группа вопросов связана необходимостью разработки проблем, касающихся правового положения дочерних и зависимых компаний, а также холдингов. В этой связи следует изучить вопрос о разработке проекта закона «О финансово-промышленных группах» в целях регулирования управления холдингами и объединениями юридических лиц.

Итак, исследование вопросов правового статуса компании в гражданском праве Монголии показывает, что правовые акты законодательства о компаниях требуют своего дальнейшего совершенствования. При этом следует отметить, что в первую очередь органы государственной власти Монголии должны проводить исследование, направленное на поиск новых магистральных направлений в регулировании основополагающих вопросов дяетельности юридических лиц, в том числе компаний.

В заключении следует отметить, что при разработке новых нормативных актов необходимо учитывать опыт монгольских и зарубежных компаний, этнические нормы, конкретные потребности и условия деятельности монгольских компаний и хозяйственных единиц на нынешнем этапе их развития.


Список источников и литературы

1)   Конституция Монголии от 13 января 1992 года. Юрий Кручкин «Деловая Монголия: Право и бизнес». Москва – Улан-Батор, 2003.

2)   Гражданский кодекс МНР от 1926 года. Гражданские кодексы Монголии. Улан-Батор, 2002. стр. 4–69.

3)   Гражданский кодекс МНР от 27 мая 1952 года. Гражданские кодексы Монголии. Улан-Батор, 2002. стр. 71–137.

4)   Гражданский кодекс МНР от 1 апреля 1963 года. Гражданские кодексы Монголии. Улан-Батор, 2002. стр. 138–312.

5)   Новая редакция Гражданского кодекса Монголии от 1 ноября 1994 года // Торийн мэдээлэл. 1995. №1.

6)   Гражданский кодекс Монголии от 10 января 2002 года // Торийн мэдээлэл. 2002. №7.

7)   Закон МНР «О государственных предприятиях» от 29 ноября 1988 года // Торийн мэдээлэл. 1988. №11.

8)   Закон МНР «О кооперативах» от 24 июня 1989 года // Торийн мэдээлэл. 1989. №8.

9)   Закон МНР «Об иностранных инвестициях» от 15 марта 1990 года // Торийн мэдээлэл. 1990. №3.

10)      Закон МНР «О приватизации государственной собственности» от 22 мая 1991 года. // Торийн мэдээлэл. 1991 №4.

11)      Закон Монголии «О хозяйственных единицах» от 17 мая 1991 года // Торийн мэдээлэл. 1991. №4.

12)      Закон Монголии «Об иностранных инвестициях» от 10 мая 1993 года // Торийн мэдээлэл. 1993. №4–5.

13)      Закон Монголии «О правительстве» от 1993 года // Торийн мэдээлэл. 1993. №3.

14)      Закон Монголии «О государственных пошлинах» от 15 июля 1993 года // Торийн мэдээлэл. 1993. №4–5.

15)      Закон Монголии «О товариществах и компаниях» от 11 мая 1995 года // Торийн мэдээлэл 1995. №7.

16)      Закон Монголии «О ценных бумагах» от 26 октября 1994 года. // Торийн мэдээлэл. 1994. №11.

17)      Закон Монголии «О кооперативах» от 1995 года // Торийн мэдээлэл. 1998. №8–9.

18)      Закон Монголии «О банкротстве» от 1997 года // Торийн мэдээлэл. 1998. №1.

19)      Закон Монголии «О государственной и муниципальной собственности» от 26 мая 1996 года // Торийн мэдээлэл. 1996. №11.

20)      Закон Монголии «О банках» от 3 октября 1996 года // Торийн мэдээлэл. 1996. №11.

21)      Закон Монголии «О Центральном банке» от 3 октября 1996 года // Торийн мэдээлэл. 1996. №11.

22)      Закон Монголии «Об аудиторской деятельности» от 1 мая 1997 года // Торийн мэдээлэл. 1997. №6.

23)      Трудовой кодекс Монголии от 1999 года // Торийн мэдээлэл. 1999. №5.

24)      Закон Монголии «О компаниях» от 2 июля 1999 года // Торийн мэдээлэл. 1999. №34.

25)      Закон Монголии «Об ограничении монополистической деятельности» от 12 мая 2002 года // Торийн мэдээлэл. 2000. №3.

26)      Закон Монголии «О бухгалтерском учете» от 13 декабря // Торийн мэдээлэл. 2002. №1.

27)      Закон Монголии «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» от 1 февраля 2001 года // Торийн мэдээлэл. 2001. №6.

28)      Закон Монголии «О государственной регистрации юридических лиц» от 23 мая 2003 года. Сборник нормативных актов, касающихся государственной регистрации юридических лиц. I часть. Министерство юстиции и внутренних дел Монголии. 2004. стр. 113–124.

29)      Закон Монголии «О страховании» от 20 апреля 2004 года // Торийн мэдээлэл. 2004. №10.

30)      Постановление Правительства Монголии от 2004 года. №20 «О некоторых мерах, направленных на исполнение закона Монголии», «О государственной регистрации юридических лиц». Сборник нормативных актов, касающихся государственной регистрации юридических лиц. I часть. Министерство юстиции и внутренних дел Монголии. 2004. С. 113–124.

31)      Приказ Министерства и промышленности Монголии от 2 августа 1993 года №271 «О порядке учреждения, регистрации и ликвидации хозяйственных единиц с иностранными инвестициями». Сборник нормативных актов Министерства торговли и промышленности Монголии. Улан-Батор, 1994.

32)      Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 года // ВВС РСФСР. 1964. №24 стр. 406.

33)      Гражданский кодекс РФ. Часть первая. Федеральный закон от 30 ноября 1994 года №51-Ф3 // СЗРФ. 1994. №32. Ст. 3301.

34)      Закон РСФСР от 25 декабря 1990 года №445–1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» с изм. от 8 июля 1994 года // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. №30. ст. 418, СЗРФ. 1994. №11. Ст. 1194.

35)      Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. №1531–1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» // ВСНД и ВС РСФСР.1991. №27. Ст. 927.

36)      Закон СССР «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий». ВСНД СССР и ВС РСФСР. 1991. №32.

37)      Федеральный закон от 26 декабря 1995 года. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗРФ. 1996. №1.

38)      Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года // ВСНД СССР и ВС СССР. 1991. №26.

39)      Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и о ценных бумагах (утв. постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 года №500) // СПССР. 1990. №15. Ст. 82.

40)      Постановление Совета Министров СССР от 15 октября 1988 г. «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг // СН СССР. 1988. №35. Ст. 100.

41)      Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров» от 31 мая 2002 года. №17/пс.

42)      Распоряжение ФКЦБ от 4 апреля 2002 года. №421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения».

43)      New York Business Corporation Law, Uniform Limited Partnership Act. March 1991 Edition, Prentice Hall, Legal & Financial Services. P.51–400.

44)      Companies Act 1989 of England. Butterworth Company Law Handbook. Ninth edition. Butterworth.1993.

45)      Council Regulation (EC) No2157/2001 on the Statute for a European Company /SE/ (08October 2001) OJL 294/1.

46)      Council Directive 2001/86/ EC Supplementing the Statute for a European Company with regard to the involvement of employees (08 October 2001) OJL294.

47)      Закон Франции о торговых товариществах от 24 июля 1996 года. Хрестоматия по государства и права зарубежных стран. Т.2. Современное государство и право/ Отв.ред. Н.А. Крашенинникова – М., Норма, 2003.

48)      Закон ФРГ «Об акционерных обществах» от 6 сентября 1965 года.

49)      Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Современное государство и право/ Отв.ред. Н.А. Крашенинникова – М., Норма – 2003.

50)      Модельный закон США «О предпринимательских корпорациях» 1984 года. Хрестомария по истории государства и права. Отв.ред. Н.А. Крашенинникова – М., Норма. 2003.

51)      The Enterprises Law №77/78, 40/89; 46/90. The Laws on Economic Reform in Yugoslavia. Federal Executive Council. Secretariat for Information. Beograd 1990. P.1–23.

52)      The Company Law of the Peoples Republic of China. Foreign Languages Press. China. 2001.

53)      Амарсанаа Б. и другие. Пособие «Компания: Правовые проблемы» Улан-Батор, 2003.

54)      Батсайхан О. «Независимость Монголии и договор Хиагта 1915 года между Китаем, Россией и Монголией (1911–1946 гг.). 2002.

55)      Батхуяг Ж. Проблемы теории и практики приватизации в Монголии. Улан-Батор, 2001.

56)      Дашням Б. Самаруха В.И. Финансы Монголии при переходе на рыночные отношения. Иркутск, 2003.

57)      Мунхжаргал Т. Гражданское право Монголии. Общая часть. Улан-Батор, 2003.

58)      Мунхжаргал Т., Цолмон Ц. Право бизнеса. Улан-Батор, 2000.

59)      Наранчимэг. Основные проблемы гражданского права. Улан-Батор, 1999.

60)      Чимид Б. и другие. Право бизнеса. Улан-Батор, 2003.

61)      Улаан Ч. Актуальные вопросы перехода Монголии к рыночным отношениям и их социально-экономические последствия (Философия переходной модели Монголии). Улан-Батор, 2005.

62)      Ядамсүрэн Ж. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. Улан-Батор, 2003.

63)      Аухатов А.Я. Правоспособность компаний при перенесении местонахождения правления за границу (по материалам права ЕС и ФРГ) Юрист. 2006. №1.

64)      Богданов Е.В. Правовое положение органа юридического лица // Журнал российского права. 2001. №3.

65)      Брагинский М. Ярошенко К. Юридические лица // Хозяйство и право. 1995. №2.

66)      Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950.

67)      Будылин С. Доктрина Ultra Vires в зарубежном и российском праве // Корпоративный юрист. 2006. №1.

68)      Варламова А.Н. и Кабатова Е.В. Российский кодекс корпоративного поведения: подготовка, структура, применение // Государство и право. 2002. №5.

69)      Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М., 1948.

70)      Глушецкий А.А. Органы управления акционерным обществом: компетенция, порядок формирования, М., 1997.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.